РЕЛИГИОЗНО-СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Сильное уважение к власти, санкционирован-юй предками.
Забота о бедных, больных, вдовах и сиротах.
Основные элементы учения вуду как религиозной системы
Как религиозная система вуду характеризует-слиянием африканских и индейских религий некоторой концептуальной схожестью с като-шцизмом. Как духовная система вуду непрерыв-ю развивается, чтобы обеспечивать служение гарокому диапазону духов 1оа. Нет никакой центральной власти, которая определила бы или пред-мсала ортодоксальное вероучение. Каждый храм функционирует независимо, что предоставляет возможность широкого варьирования в теории и 1рактике. Эта широкая вариативность в теории и практике делает рациональный анализ этой религии трудным, если не невозможным, впрочем как и попытку определить вуду как специфический набор методов и обрядов.
Тем не менее, главными признаками религии вуду можно назвать следующие:
Существует одил Бег, Bondye. Этот Бог похож на Бога ислама, иудаизма и христианства. Существует только один Бог, довольно отдаленный от человечества, абсолютный и несколько абстрактный.
Имеются три категории других духовных существ:
— Loa. Это различные духи членов семейства, духи главных сил вселенной — добра, зла, воспроизводства, здоровья, всех аспектов повседневной жизни.
Loa взаимодействуют с живыми людьми. Они входят в людей (делают их одержимыми) время от времени в течение религиозных церемоний, приносят известия и иногда позволяют хорошему или плохому случиться с людьми.
— Божественные Близнецы (Marassa). Таинственное сочетание противоположных начал: добра и зла, счастья и грусти и т.д. Если почитать их, они помогают человеку достичь успеха.
— Духи мертвых. Главным образом это души предков, которые умерли, но еще не были «призваны» родственниками. Игнорировать умерших опасно.
Человеческая душа состоит из двух частей:
— gros bon ange — энергия, которая дает жизнь человеку, вселяясь в тело при рождении и покидая его после смерти;
— ti bon ange — имеет отношение к индивидуальности и специфична у каждого человека.
Центральный и ключевой аспект религии вуду — исцеление людей от болезней. Это составляет 60% от всей деятельности жрецов вуду.
Жрецами в вуду могут быть как мужчины (houngan), так и женщины (mambo).
Еще одна главная особенность вуду — религиозные обряды. Они обычно проводятся в храме или около него. Жрецы почти всегда направляют их.
На церемониях обычно проводится служение Божественным Близнецам (Marassa), предкам и 1оа, которым предлагается жертва. У них просят помощи или совета.
Во время церемоний обязательно используются барабаны и танец. Почти все участники церемоний могут стать одержимыми 1оа, которые занимают тело человека на какое-то время.
Почти на каждой церемонии имеет место жертва животного. Убитое животное выпускает жизненную энергию, которую получают 1оа. Кроме того, в жертву приносятся овощи, фрукты, минералы, жидкости и др.
Африка (Guinee) признана Святой Землей, которая стала родиной человечества и где появилось откровение о 1оа.
Различные направления гаитянского вуду
Поскольку происхождение африканцев было различное, никакие специфические африканские религии не могли удовлетворить всех переселенцев, тем более, что почитание отеческих традиций было для них очень важным. Поэтому каждое племя придерживалось своего религиозного направления. Эти различные традиции в конечном счете развились в различные церемониальные порядки вуду.
В связи с этим в вуду, так же, как во многих других религиях, есть свои направления, или номинации. Первой и наиболее широко известной является ортодоксальное вуду. В этой номинации дагомейскому обряду отдано первенство, и посвящение основано главным образом на дагомейс-кой модели. Жрец или жрица принимает asson, церемониальную трещотку как символ священства. В этом обряде жрец называется houngan или иногда gangan, а жрица — mambo.
В ортодоксальном вуду традиция племени йо-руба занимает главное положение. Другие обряды, отличные от дагомейского, представлены в церемониях как .второстепенные. Этот обряд широко представлен на Гаити и сконцентрирован в Порт-о-Пренсе и на юге Гаити.
Вторая номинация называется Макайа. В этом обряде посвящения менее сложны, и жрец или жрица не получают asson. Жрец в Макайа называется bokor, а жрица иногда упоминается как mambo, иногда как sorciere («волшебница»). (Термины bokor и sorciere рассматриваются в ортодоксальном вуду как бранные слова, а слово bokor может также относиться к непосвященному — специалисту в черном колдовстве (malfacteur). Такие индивидуумы не относятся к жречеству какой-либо номинации.) Литургия Makaya менее унифицирована в различных храмах, чем в ортодоксальном вуду, и более акцентирована на колдовстве. Этот обряд присутствует в Порт-о-Пренсе и обладает большим влиянием в долине Артибонит в центральном Гаити,
Третья номинация — обряд Petro или Kongo. Обряд посвящения следует модели Petro. Жрец или жрица в этом направлении называется serviteur. (В ортодоксальном вуду serviteur — это тот, кто служит 1оа.) Эта деноминация сконцентрирована около города Гонаив, а главный ежегодный фестиваль Petro проводится в Сукри около Гонаива.
Все эти номинации имеют несколько общих пунктов в учении: есть только один Бог, называемый Gran Met (Великий Владыка) или Bondye (от французского. Bon Dieu — Благой Бог). Также есть младшие существа, которые называются 1оа, и хотя они изменяются в зависимости от конкретной номинации, все они рассматриваются как доступные для духовно одержимых. Одержимость в контексте церемонии представляется как нормальное, естественное и Даже желательное явление, однако существует определенный «этикет», необходимый для одержимости. Все традиции признают молитвы, песни, игру на барабанах, костюмы и танцы во время церемоний.
Loa. Общая характеристика
Религия вуду часто неправильно истолковывается как политеистическая, синкретическая или анимистическая. Эти неправильные представления рассеются, как только мы рассмотрим характеристики таких духовных существ, как 1оа.
Вудуисты верят в одного Бога, называемого Gran Met, или Великий Господин. Этот Бог всемогущий, всезнающий, но, к сожалению, он рассматривается как нечто отдаленное от человеческих дел. Однако он всегда присутствует в ежедневной речи гаитян, которые никогда не скажут, «увидимся завтра», не добавив «если Богу будет угодно».
Loa — духовные существа, младшие по рангу, но более доступные для человека. Loa требуют наличия определенных взаимоотношений с человеком. Loa служат тем, кто служит им. Loa обладают определенными характеристиками, включая священные номера, цвета, дни, церемониальные пищевые продукты, особенности речи и ритуальные предметы. Служить loa можно, одевая одежду определенного цвета, принося в жертву определенную пищу и соблюдая сексуальное воздержание в дни, посвященные loa.
Многие loa — типичные фигуры, представленные во многих культурах. Например, Erzulie Freda — богиня любви, сопоставимая с Венерой, Legba — loa общения, сопоставимый с Гермесом или Меркурием. Эти соответствия иногда являются чистым совпадением. Многие видят параллели между аспектами loa и образами католических святых. Во время французского рабства, когда большинство черных людей на Гаити были рабами, поклонение святым обеспечило удобное прикрытие для служения африканским богам и богиням. Даже priere Guinea, длинная молитва, которая произносится в начале церемоний ортодоксального вуду, включает стихи о Деве Марии и различных святых.
Это не означает, однако, что loa слились с католическими святыми. Никто не путает Ogoun Feraille со святым Джеймсом, это просто образ. Если призывается святой Джеймс, значит, призывается именно он, а не Ogoun. Хотя priere Guinea включает стихи, содержащие предметы поклонения католицизма, никто не смешивает церемонию вуду, проведенную в вудуистском храме, с католической мессой. Джон Мерфи в своей книге «Santeria» предполагает, что термин «симбиоз» в этом случае более точен, чем синкретизм.
Loa живут в деревьях, камнях, реже в телах животных. Однако loa, живущий в дереве, — это не loa дерева, и церемония, проводимая у подножия дерева, направлена к loa и не имеет ничего общего с анимистическим поклонением дереву.
Loa проявляют свою волю через сны, необычные происшествия и через механизм одержимости. Как уже отмечалось, одержимость считается нормальным, естественным и желательным в контексте церемонии вуду. Loa, проявляя себя через одержимость, поют, танцуют, говорят шутки, исцеляют больных и дают советы.
Посвященный в вуду может также вызвать так называемую большую форму работы 1оа. В дополнение к основным способностям 1оа, большая форма работы дает им способности психокинеза и возможности проявления, позволяя им принимать физическую форму. Вообще, такая форма работы 1оа — это отражение одного из главных 1оа, когда Ogoun может появляться как Железный Воин, Damballah — в форме большой белой змеи и т.п.
Группы 1оа и их церемониальный порядок
В церемонии ортодоксального вуду (с ней вы познакомитесь ниже), после молитвы priere Guinea и ритуального приветствия собравшихся, а также барабанов и барабанщиков, в определенном порядке вызываются 1оа. В свою очередь, для каждого 1оа поются песни, а в определенных случаях в жертву приносится пища или животное. Кандидат на посвящение должен запомнить последовательность 1оа. Для каждого 1оа поется минимум три песни, и каждая песня должна быть повторена минимум три раза.
В обряде ортодоксального вуду есть три главных группы loa: Rada, Guede и Petro.
Rada loa, в основном дагомейского происхождения, имеют общий церемониальный цвет — белый, но каждый loa в пределах этой группы может иметь свой собственный цвет. Это добрые духи. Ритмы Rada loa исполняют на tanbou kon, деревянных барабанах. Покрытие самого большого барабана, maman изготовлено из шкуры коровы, другого — из шкуры козла. В барабаны бьют палочками. Эта часть церемонии сконцентрирована и величественна.
Rada loa представляют теплоту и эмоциональную стабильность Африки. Обряды Rada следуют традиционным африканским образцам и подчеркивают положительные, мягкие аспекты loa. На церемониях Rada всегда присутствует большой костер с железным бруском, находящимся в огне и представляющим loa Ogoun. Rada loa никогда не требуют жертву большую, чем цыплята или голуби, хотя иногда им приносятся в жертву козлы и быки. Они выполняют просьбы приверженцев вуду, которые не несут вредных последствий человеку, но- их помощь не очень сильна.
Порядок Rada loa следующий:
Legba, Marassa, Loco, Aizan, Damballah Legba, Maras-sa, Loco, Aizan, Damballah и Aida-Wedo, Sodo, Badessy, Agassou, Silibo, Agwe и La Sirene, Erzulie, Bossu, Agarou, Azaka, группа Ogoun (Ogoun Святой Иаков, Ossange, Ogoun Badagri, Ogoun Feraille, Ogoun Per, Ogoun Shango, Ogoun Balindjo, Ogoun Balizage, Ogoun Yemsen).
За Rada loa следует семейство Guede loa, духи мертвых, которое возглавляет сам Guede. В него также входят Baron Samedi и Maman Brigitte. Нет никакого определенного порядка появления этих loa в пределах своей группы. Их церемониальные цвета фиолетовый и черный.
Группа Guede loa вульгарна и непристойна, и они создают комическое облегчение после интенсивной и строгой секции Rada. Baron Samedi и Brigitte наиболее таинственны и могут давать пророчества во время наиболее похотливых частей танца. Guede loa всегда выдают шутки и советы.
После Rada и Guede секций идет часть церемонии, посвященная Petro loa. Эти loa происходят преимущественно из Конго и западного полушария. Их церемониальный цвет — красный. Petro loa представляют собой противоположность Rada loa. Petro обряды, порожденные на Гаити во времена рабства, представляют гнев и насилие. Petro loa более сильны и быстры, чем Rada. Они несут угрозу, месть и смерть. Они считаются жестокими, колдовскими и агрессивными по отношению к противникам. Они делают тяжелую работу, на которую Rada не способны. Однако они будут работать только для того, кто пообещает служить им. Нарушившим обещание они мстят. В качестве жертв они требуют боровов, козлов, овец, коров, собак и иногда останки мертвых людей из могил; обычная жертва Petro — свинья. Ритуал Petro никогда не проводится в hounfort — закрытом алтарном помещении храма.
Ритмы Petro исполняются на tanbou fey, барабане с шнуром и обручем. Поверхность барабана сделана исключительно из козлиной кожи, на нем играют ладонями рук. Эта часть церемонии возбужденная и быстро изменяющаяся.
Порядок Petro loa следующий:
Legba Petro, Marassa Petro, Wawangol, Ibo, Senegal, Kongo, Kaplaou, Kanga, Takya, Zoklimo, Simbi DIo, Gran Simba, Carrefour, Cimitiere, Grans Bwa, Kongo Savanne, Erzulie (также Erzulie Zye-Wouj), Marinette, Don Petro, Ti-Jean Petro, Gros Point, Simbi.
Когда последние три повтора заключительной песни для Simbi закончены, церемония окончена. Иногда особенно восторженные участники будут продолжать петь популярные песни, которые, относясь к loa, не обязательно являются частью церемониального порядка. Такие песни — часть гаитянской народной музыки. Как только участники церемонии удовлетворены, барабаны кладутся на землю, и участники идут отдыхать на циновки из стебля банана до утра.
Loa не являются добрыми или злыми. Loa не лучше и не хуже, чем мы, и только приложив много усилий, можно найти христианского дьявола в Petro пантеоне. Нет, просто духи Rada воздушны, духи Petro пламенны, и эти две группы дополняют друг друга и смешиваются, подобно Инь и Янь, мужскому и женскому началам.
Главные loa и их характеристика
Damballah
Damballah, также называемый Damballah-Wedo или Большая Змея, является самым старым из предков и одним из наиболее популярных loa. Он представляет наследственное знание вуду. Damh доброжелателен, невинен, он отец любви.
Он с трудом вступает в отношения с людьми, поэтому его мудрость слишком далека от нас.
Поклоняться Damballah значит поклоняться красоте — цветам и белому цвету. Его день — среда. Его символами являются яйца змеи и сами змеи. Поскольку змея — это слуга Damballah, со змеей обращаются с почтением (но не поклоняются ей).
Damballah питается чистыми, белыми пищевыми продуктами, подобно фуражному зерну, оливковому маслу, пирогу, шампанскому и белому вину, молоку, сахару и яйцам. Жертва ему — пара белых цыплят.
Damballah — змея. Он погружается в бассейн с водой, который построен для него, или залазит на дерево. Он довольно необщителен и любит находиться в тишине. Он не сообщает людям точ-ные сведения, но излучает успокаивающее присутствие, вселяет дух оптимизма.
Когда Damballah вселяется в кого-либо, этому человеку нужно предложить яйцо, которое он раскусывает своими зубами. Одержимые им во время ходьбы ползают и не могут использовать свои конечности. Люди, которыми он обладает, высовывают свой язык словно змеи, залазят на деревья или крыши. Damballah свистит, потому что он не умеет говорить. Он приносит дождь, необходимый для хорошего урожая зерновых культур.
Aida-Wedo
Aida-Wedo — жена Damballah. Она представляется как короткая, свернувшаяся змея, которая ест бананы и живет главным образом в воде. Ее символ — радуга, и представляют ее цвета радуги, в которые окрашен poteau-mitan — центр храма. Часто появляется в образе змеи вместе со своим мужем.
Ogoun
Ogoun — традиционная фигура воина в даго-мейской религии. Он очень похож на Зевса в греческой религии и мифологии. Ogoun могущественный, мощный, триумфальный дух. В наше время у Ogoun появилось новое обличив, которое не совсем связано с его африканскими корнями. Это лукавый и мощный политический лидер.
Он дает силу через пророчество и колдовство. Именно Ogoun, как считается, внушил идею и дал силу рабам совершить революцию в 1804 году. Теперь он призывается, чтобы помочь людям получить правительство, более отвечающее их потребностям.
Он имеет много различных аспектов, в КОТОРЫХ он исполняет определенные функции: 1оа огня, 1оа молнии, 1оа фаллоса, 1оа обработки металлов. Как Ogoun Fer, например, он представляет стабильность, порядок и власть. Как раненый воин он представляет фигуру Иисуса Хрис-та, известную людям по христианству. Как Ogoun
Feraille он дает силу своим служителям, хлопая их по бедрам или по заду. Как Ogoun Badagris он может поднять человека и нести его, чтобы показать свое особое внимание и покровительство. Во всех аспектах Ogoun проявляет власть и воинственность.
Его цвет красный, его жертва — бык.
Одержимость им иногда сопровождается насилием. Одержимый им моет свои руки в пылающем роме без всяких для себя последствий. Такие люди одеваются в красную одежду, машут саблей или мачете, жуют сигару и требуют ром с помощью старой фразы «Gren mwe fret» («у меня остыли яйца»).
Часто этот ром льют на землю и поджигают его. Меч или мачете — это его оружие, и он тычет им в себя, но лезвие не проникает в кожу.
Ogoun идентифицируется со святым Яковом, воинственным генералом.
Loco
Loco — дух растительности, опекун святынь. Он связан с деревьями. Loco обладает обширным знанием фармацевтических свойств трав. Жрецы получают свои знания от него. Он — 1оа исцеления и начальник целителей травами, которые всегда призывают его перед началом лечения. Жертвы для Loco помещаются в соломенные мешки, которые подвешиваются в ветвях деревьев.
Grans Bwa
Grans Bwa живет в глубоком лесу, там, где дикая растительность. Он — защитник живой природы и не любит появляться публично. Он ест плоды и овощи в лесу в течение целого дня, и когда его вызывают на церемонию, он обычно не голоден, но люди всегда так или иначе дают ему пищу. Он должен быть призван прежде, чем кто-либо будет посвящен в жречество вуду.
Он известен как хороший судья, и часто в случае конфликтов его вызывают, чтобы он решил спор. Он не терпит несправедливость, и говорят, что он превращается в ветер, чтобы слушать людей, не знающих, что он рядом.
Legba
Legba, также называемый Papa Legba или Legba Ati-bon, — не только главный Petro loa, но и также наиболее известный и наиболее почитаемый из всех loa в вуду. Он представляет солнце, является богом ворот. Он изображается как человек, брызжущий водой, или старик, идущий с палкой, также он олицетворяет ритуальные воды и объединение тайн вуду. Он стал отождествляться с апостолом Петром и Иисусом Христом, так как обладает ключами от мира духов. Каждому ритуалу предшествует обращение к ^egba; без его разрешения нельзя «открыть во-Рота» между миром духовным и материальным а никакой другой loa не может проникнуть на землю. Поэтому никакая связь Бога и человека не может иметь место без одобрения Legba, никакое другое божество не может присоединяться к церемонии вуду, если Legba не был призван, и никакой 1оа не может действовать без разрешения Legba. Это делает Legba наиболее мощным из всех 1оа. Как другое воплощение, Maitre Carrefour, он охраняет перекрестки и является покровительством колдовства. Священное дерево около храма — алтарь Legba.
Legba курит маленькую трубку и носит немного пищи в своем мешке. Когда он овладевает кем-то, члены человека искривляются. Его символ — лев и белая овца. Он питается костями животных.
Erzulie
Erzulie — loa любви и символ совершенной женщины, она — жена Legba. В чистом и девственном состоянии ее олицетворение — луна. В других состояниях она — идеал любовного ложа и часто берет приверженцев-мужчин как «мужей». Многие другие аспекты Erzulie охватывают не только любовь и добрую волю, но также ревность, разногласие и месть. Она часто может быть жестока к женщинам и их желаниям. В алтарной комнате храма она представлена как корабль, свисающий с потолка. В качестве приношений ей жертвуют сладости, приятные спиртные напитки, духи, цветы и свечи.
Erzulie — это способность мыслить, мечтать и творчески создавать. Она — наиболее красивая и чувственная женщина в пантеоне вуду, уважаемая и богатая; она носит длинные волосы и требует, чтобы ее любовники отвели особую комнату для ритуального секса.
Она очень богата, и когда она вселяется в кого-либо, первым шагом является совершение весьма сложного туалета. Все самое лучшее, что есть в храме, предназначено для Erzulie. Она будет купаться, используя новое мыло. Она оденется в шелка, возьмет свежие цветы и другие признаки своей женственности.
Она любит танцевать и является наиболее изящной из всех loa. Она любит мужчин, будет танцевать с ними, целовать и ласкать их, часто чень неприлично.
Erzulie носит три обручальных кольца, так как на была отдана в жены Damballah, Ogoum и
we. Она часто флиртовала с Zaka, но затем от-лонила его как недостойного. Однако Erzulie все-эда может взять любого служителя в качестве :юбовника на один день.
Однако посещение Erzulie никогда полностью не удовлетворяет ее. В конце она всегда начинает плакать. Мир слишком велик для нее. Люди пробуют успокоить ее изысканной пищей или спиртными напитками, другими подарками, но ее слезы продолжают течь. Именно эти слезы и грусть позволяют женщинам симулировать одержимость ею самым наглым способом. Она тесно связана с Девой Марией и ее сим-ол — сердце, обычно пробитое стрелой почти аким же способом, как на портрете Марии. Одним из аспектов Erzulie является Erzulie Dantor. Если Erzulie Freda — богатая белая женщина, богиня любви, живущая в атмосфере парфюмерии и роскоши, то Erzulie Dantor — черная женщина, которая представлена на литографических иллюстрациях католических книг как «Святая Барбара Африканская». На ее щеке видны племенные шрамы. Она гетеросексуальна в том смысле, что имеет ребенка, но она — также покровительница женщин-лесбиянок.
Когда она появляется на церемониях через механизм одержимости, она говорит, запинаясь, односложное слово «ke-ke-ke-ke-ke!». Ей очень нравятся ножи. Она считается защитницей недавно посвященных Houngan и Mambo, а также женщин, которые подвергаются насилию со стороны мужа. Приведем песни, исполняемые для Erzulie Dantor.
Erzulie fanm Ti-Jan metres kay la (повторить)
Pa rele, se ou pote houngan nivo,
Pa rele,se ou pote wanga pi fo,
Erzulie fanm Ti-Jan metres kay la, paket mwen tout mare.
(В переводе с креольского:
Erzulie, жена Ti-Jean, хозяйка дома (повторишь),
Не кричи, это ты заботишься о новом houngan,
Не кричи, это ты приносишь сильные чары,
Erzulie, жена Ti-Jean, хозяйка дома, мой пакет (магический предмет; см. словарь вуду) уже привязан.)
И еще одна:
Set kout kouto, set kout pwenyad,
Prete т dedin a, роu m vomi san mwen,
(повторить)
San mwen ape koule.
(В переводе с креольского: Семь ударов ножа, семь ударов кинжала, Дай мне сосуд, чтобы я мог излить свою кровь, (повторить) Моя кровь течет вниз.)
Эта песня значит, что, хотя Erzulie Dantor no-гала семь ударов ножа и истекает кровью, она сильна, она не может быть так легко уничтожена.
Agwe
Agwe (Maitre Agwe, Met Agwe) — хозяин моря. 1од его юрисдикцией пребывают не только вся флора и фауна моря, но все суда, которые выплывают в море. Его символы — крошечные лодки, ярко окрашенные весла и раковины. Ему нравятся военная униформа и орудийный огонь.
Служение Agwe весьма отличается от других, так как оно проходит непосредственно в море. На плот ставят все виды любимых пищевых продуктов Agwe, включая шампанское. Этот плот спускается на воду там, где предполагается нахождение священного подводного мира. Если плот тонет, значит Agwe принял жертву и защитит интересы тех, кто ее подготовил. Если плот приплыл назад к берегу, значит Agwe отказался от жертвы, и его необходимо умилостивить.
Agwe — один из из трех мужей Erzulie.
Simbi
Simbi (Simba, Simbe, Simbi Andezo) — опекун фонтанов и болот и не может жить без свежей воды. Его ритуалы проводятся около источников. Он — достаточно осведомленный 1оа, потому что тратит много времени на познание характера болезней сверхъествественного происхождения и способы их лечения. Как часть армии Ogoun, он — руководитель береговой охраны и ходит туда, куда ему нравится. Он — 1оа побережья; один из наиболее уважаемых членов семейства Petro. Но, из-за своего нежного характера, он также принадлежит к семейству Rada. Иногда, когда им пренебрегают служители и он голоден, он может становиться жестоким.
Живет он в источниках и реках.
La Sirena
La Sirena (Yemaya в традиции ориша) — морская loa. Есть мнение, что La Sirena замужем за Agwe. Когда La Sirena появляется в святилище, человек, которым она обладает, выглядит как молодая кокетка, очень тщательно заботящаяся о своей внешности и говорящая по-французски, часто оскорбляющая служителя-крестьянина.
Ti-Jean-Petro
Ti-Jean-Petro (Petro-e-rouge, Ti-Jean-pied-fin, Prince Zandor, Ti-Jean-Zandor) — loa черной магии, изображается как карлик с одной ногой. Даже при том, что Ti-Jean-Petro имеет французское имя, его корни идут из Африки. Его легко сравнить с духом, который бродил по кустарникам и также изображался только с одной ногой. Ti-Jean-Petro часто защищает и помогает злым колдунам. Он имеет сильный и страстный характер, что становится очевидным, когда он овладевает людьми.
Carrefour
Carrefour (Kalfu). Имя этого loa переводится как перекресток. Представляет противоположность Legba, также управляет перекрестком. Фактически, если бы его не было, мир был бы более рациональным, лучшим местом. Мало чем отличаясь от Пандоры в греческой религии и мифологии, Carrefour управляет злыми силами мира духов. Он допускает неудачи, преднамеренное разрушение, неудачи, несправедливость.
Legba управляет положительными духами дня; Carrefour управляет злыми духами ночи.
Когда Carrefour овладевает человеком, каждый, участвующий в церемонии, прекращает говорить, потому что этот человек позволяет злому loa проникнуть в церемонию. Он требует, чтобы большинство важных loa знало его, и сотрудничает с ними. Некоторые люди утверждают, что он демон, но он отрицает это. Это уважаемый 1оа, хотя его многие не любят, хозяин амулетов и колдовства и тесно связан с черной магией.
Guede
Guede — устрашающая фигура в черном. Он управляет вечной дорогой, которую каждый должен когда-нибудь пересечь — дорогой от жизни к смерти. Его символ — крест на могиле. Guede управляет доступом к загробному миру.
Guede — также дух эротизма, который находится вне хорошего или плохого, так как этот эротизм неизбежен. Guede ни восхищен эротизмом, ни пристыжен им.
Когда Guede овладевает кем-то, он часто поносит людей, которые притворяются, что находятся в стороне от эротизма. Он высмеивает их, смущает их, оскорбляет их. Он — особенно любит делать это с белыми людьми, так как они часто имеют пуританские сексуальные взгляды западт ной культуры.
Loa сексуальности, он без ума от женщин, постоянно использует непристойные слова и песни, исполняет непристойные танцы. Одержимый Guede одет в черное пальто, цилиндр и солнечные очки, он исполняет танец, двигаясь по спирали, в котором подражает движениям полового акта.
Guede — клоун и грубиян. Его очень любят, потому что его появление всегда приносит смех и радость. Он любит сигареты и часто курит две одновременно. Он не является ни хорошим, ни злым, но его удивляют люди, и именно поэтому он шутит так много.
Кроме того Guede — защитник детей. Он не любит, когда дети умирают. Они нуждаются в полной жизни. Таким образом он — loa, к которому прибегают в поисках помощи для больного ребенка. Он имеет силу над зомби и решает, действительно ли люди могут быть превращены в животных.