Emma Ветеран Сообщений: 66 Offline
|
СВЯТЫЕ БРАТЬЯ БОРИС И ГЛЕБ Во времена удельных междоусобиц, начиная с XI века, русская церковь противостояла ожесточению князей и их самоуправству терпением и миротворческими усилиями. Авторитет ее был велик. Свое отношение к усобицам и самоволию светских правителей церковь выражает прославлением первых святых - князей Бориса и Глеба. Прославляет их церковь за любовь, верность, мужество, а главное - за нежелание участвовать в братоубийственных войнах.Борис и Глеб были сыновьями великого киевского князя Владимира Святославича, Крестителя Руси. Известно, что у Владимира имелось много сыновей от разных жен. Сыновья жили недружно и часто враждовали между собой. Но Борис (старший) и Глеб - сыновья не только одного отца, но и одной матери (некой болгарыни), любили друг друга. Глеб неотступно находился подле брата, потому что был еще мал. Князь Владимир любил Бориса более других своих сыновей и во всем доверялся ему, ибо описывают его как отрока во всех отношениях достойного, храброго, умного и красивого.
Когда сыновья подросли, Владимир направил их княжить по разным городам: Борису достался Ростов, а Глебу - Муром. Глебу пришлось несладко, так как муромские язычники не пускали его в свой город, и князю пришлось жить в пригороде, за стенами.
В 1014 году Владимир Киевский тяжело заболел и немедленно призвал к себе Бориса. Историки считают, чтобы передать ему киевский престол и власть над всей державой. Дело в том, что в этот момент Владимир был в ссоре со старшими сыновьями - Святополком (пасынком) и Ярославом (впоследствии ставшим киевским князем и прозванным Мудрым). Но планы Владимира расстроили печенеги, вторгшиеся на Русь. Киевское войско он послал в поход под предводительством Бориса. Узнав, что на них идет могучая дружина Владимира, печенеги повернули назад.
Вскоре после отъезда Бориса, 15 июля 1015-го, Владимир отдал богу душу. Власть в Киеве захватил Святополк, которого люди впоследствии прозвали Окаянным. Чтобы выиграть время и укрепиться в столице, Святополк решил скрыть смерть Владимира. Ночью в княжеском тереме разобрали помост, и тело Владимира, завернутое в ковер, спустили на веревках на землю, а затем отвезли в киевскую церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили тайно. Святополк постарался заручиться поддержкой киевлян и начал щедро одаривать нужных людей должностями, деньгами, хоромами и мехами. «Но люди сердцами были не с ним, но с братом его Борисом, с которым ушли в поход братья их, киевское войско», - свидетельствует летописец.
О том, что случилось дальше, мы знаем в основном по рассказам трех источников - летописной повести об убиении Бориса и Глеба, «Сказания о святых» неизвестного автора и «Чтения о святых мучениках Борисе и Глебе», принадлежащего перу знаменитого Нестора.
«Борис, не найдя печенегов, повернул обратно к Киеву, - пишут А.Карпов и А.Юрьев в книге «Святые и чудотворцы России». - На берегу небольшой речки Альта (к юго-востоку от Киева) и застала его весть о смерти отца и вокняжении в Киеве Святополка. Борис прослезился, оплакивая родителя своего; дружина же обратилась к нему с такими словами: «Вот, дружина у тебя отчая. Пойди, сядь на отцовском престоле!» В распоряжении Бориса имелось до 8 тысяч отлично вооруженных и подготовленных к военным действиям воинов, и князь, несомненно, мог захватить Киев и изгнать оттуда Святополка. Однако Борис отказался от борьбы за власть: «Не подниму руку против брата моего старшего. Хоть и умер отец мой, Святополк будет мне вместо отца». Услыхав это, дружина ушла от него. Так Борис остался лишь с немногими своими слугами».
Святополк, послав Борису лживое письмо с предложением дружбы, на самом деле готовил план его убийства. Тайно, ночью отправился он в город Вышгород, находившийся неподалеку от Киева, к вышгородским боярам. Дело в том, что при жизни своего отца (брата Владимира Ярополка) Святополк жил некоторое время в Вышгороде и успел заручиться поддержкой тамошней знати. «Преданы ли мне всем сердцем?» - спрашивал он вышгородских бояр. «Можем головы свои положить за тебя», - отвечали ему те.
Летопись и житие князей-мучеников называют имена этих бояр, будущих злодеев и убийц: Путша, Талец, Еловит (или Елович), Ляшко. И сказал им Святополк: «Никому не говоря, идите и убейте брата моего Бориса». Они же обещали ему вскоре все исполнить.
Когда дружина ушла от Бориса, он уже знал о готовящемся на него покушении от гонца из Киева. Была суббота, и с тяжкими мыслями после молитвы князь лег спать. В воскресенье, проснувшись рано, велел он священнику начинать заутреню. Убийцы Святополка, окружившие лагерь Бориса еще ночью, услышали молитву князя и не решились напасть на него сразу. И тогда сам Борис услыхал зловещий шепот вокруг шатра своего и понял, что идут убивать его. Как только он замолчал, в шатер ворвались посланцы Святополка и пронзили князя мечами, а затем стали уничтожать всех свидетелей злодейства, грабить. Но оказалось, что ранили Бориса не насмерть, и он, слыша отчаянные крики казнимых отроков из его свиты, нашел в себе силы и, шатаясь, вышел из шатра.
«Что стоите и смотрите? Завершим повеленное нам!» - воскликнул кто-то из убийц, более хладнокровный, чем остальные, завороженно смотревшие на внезапно ожившего князя. «Братия моя, милая и любимая! - взмолился к ним будто бы Борис. - Погодите немного, да помолюсь Богу моему!» И вновь он обращается с мольбой к Господу: «Господи Боже мой, многомилостивый и премилостивый!.. Слава Тебе, прещедрый Живодавче (податель жизни. - Авт.), яко сподобил мя труда святых мученик! Слава Тебе, Владыка Человеколюбец, сподобивший мя исполнить хотение сердца моего!.. Знаешь ведь, Господи мой, яко не противлюсь, не перечу, но, имев под рукой воинов отца моего и всех, любимых отцом моим, не умыслил ничто против брата своего. Но ты, Господи, будь свидетель и сверши суд между мною и братом моим. И не вмени им, Господи, грех сей, но прими с миром душу мою». «И, воззрев на них умильными глазами, с лицом опавшим, и слезами весь обливаясь, рек: «Братия, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братия!» И когда он говорил так, один из убийц, подойдя, ударил его в самое сердце.
Было воскресенье, 6 августа 1015 года. Тело Бориса завернули в шатер, положили на телегу и повезли тайно в Вышгород, где и похоронили в церкви Святого Василия.
Святополк мыслил, видимо, стандартно для многих тиранов: нет человека - нет проблемы. Поэтому, чтобы удержать власть, он задумал покончить и с Глебом, уверенный, что тот, узнав о злодейской расправе с любимым братом, наверняка постарается отомстить. Чтобы заманить Глеба в Киев, Святополк отправил ему лживое послание, в котором говорилось, что-де отец тяжко болен и зовет его. Глеб, ничего не знавший о смерти отца, как послушный сын, быстро вскочил на коня и с небольшой дружиной отправился в путь. К тому времени князь Ярослав Владимирович, сидевший в Новгороде, узнал о смерти отца и о судьбе Бориса. Немедля он послал Глебу весть: «Не езжай в Киев: отец твой умер, а брат твой Борис убит Святополком!»
Гонцы Ярослава встретили Глеба уже на Днепре, близ Смоленска, говорится в книге Г.Федотова « Святые Древней Руси». Здесь и остановился Глеб, пораженный зловещим известием, горько заплакал об отце, а еще сильнее - о брате, а затем стал молиться. Тут-то на его корабль и напали внезапно посланные Святополком убийцы. Воины Глеба не смогли оказать им сопротивления и были частью перебиты, частью сдались на милость врага. И когда понял Глеб, что и его хотят лишить жизни, хлынули слезы из глаз его, и взмолился он со слезами к убийцам своим.
Автор «Сказания о святых мучениках Борисе и Глебе» вкладывает в уста святого князя слова, исполненные щемящей жалости к его молодости и беззащитности. Эта мольба Глеба, обращенная к его убийцам, - едва ли не самое проникновенное место во всей древнерусской литературе: «Не трогайте меня, братия мои милые! Не трогайте меня, ибо не сделал я никакого зла вам. Пощадите меня, братия, пощадите! Какую обиду причинил брату моему и вам, братия мои и господа? Если есть какая обида, ведите меня к князю вашему, а моему брату и господину. Сжальтесь над юностью моею, сжальтесь, господа мои!.. Не срезайте колоса, еще не поспевшего, не губите лозы, еще не возросшей! Не убийство это будет, но сырорезание!..»
Видя же немилосердие их, преклонил колена и, помолившись, сказал: «Раз уж начали, приступайте и исполните все, что велено вам».
Когда один из посланных, окаянный Горясер, повелел тотчас убить Глеба. И взял нож повар Глебов по имени Торчин и зарезал князя, словно ягненка невинного. Случилось же это злодейское убийство 18 сентября 1015 года. Тело князя было брошено на берегу и так лежало в безвестности между двумя колодами в течение длительного времени. И ни зверь, ни птица не тронули его. Лишь через много лет по повелению князя Ярослава тело святого Глеба было перенесено в Вышгород и погребено рядом с телом любимого брата Бориса.
«Спустя некоторое время, - рассказывают Карпов и Юрьев, - Святополк убил еще одного своего брата - Святослава. «И начал помышлять убить и других своих братьев и одному владеть всею землею Русской», - свидетельствует летописец. Однако княжение его оказалось непродолжительным. Ярослав, собрав войско из новгородцев и наемников-варягов, двинулся на Киев и изгнал Святополка из пределов Руси. Война между ними продолжалась четыре года. Решающее сражение между Святополком, приведшим огромную печенежскую рать, и Ярославом состоялось в 1019 году на реке Альте - на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По рассказу летописца, перед началом битвы Ярослав воздел руки к небу и воскликнул, обращаясь к Господу: «Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыко! Отмети за кровь праведного сего, как отметил Ты за кровь Авелеву». Ярослав обращается с молитвой и к святым братьям: «Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего - убийцы и гордеца». Целый день продолжалась кровопролитная битва, трижды полки сходились друг с другом, и лишь к вечеру одолел Ярослав».
Святополк же бежал с поля брани. И, как рассказывают летописец и автор сказания о святых братьях, когда бежал он, напала на него болезнь, так что ослабел он всем телом и не мог даже на коня сесть, и несли его на носилках. Святополк же подгонял слуг: «Скорее! Скорее! За нами погоня! Вон они, вон, уже близко!» И каждый раз, когда оглядывались его слуги назад, то никого не видели. Невидимые призраки преследовали Святополка, и были они, судя по всему, столь ужасны, что не мог Святополк оставаться подолгу на одном месте. Так, гонимого Божьим гневом, пронесли его через всю землю Польскую, и где-то дальше, в пустынных местах, окончил он свою неправедную жизнь. Как говорит летописец, есть там его могила, и исходит от нее смрадное зловоние. «Все это устроил Бог в поучение князьям русским, - завершает свой рассказ летописец. - Если снова совершат они такое же злодеяние, то и наказание такое же примут, и даже большее».
Прославление князей-мучеников началось уже при князе Ярославе Мудром, когда у гроба братьев стали совершаться чудеса: слепые прозревали, хромые начинали ходить. 15 мая 1071 года при киевском князе Изяславе Ярославиче мощи обоих братьев были перенесены в новую церковь. Вероятно, именно с этого времени устанавливается общецерковное празднование святым.
По мнению исследователей, приняли смерть святые братья в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке. В сознании русских людей своей мученической кончиной они как бы искупали грехи всей Русской земли, еще недавно прозябавшей в язычестве. Через их жития, писал выдающийся русский писатель и историк Г. П. Федотов, «образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня».
По этой причине и стали братья едва ли не самыми почитаемыми святыми на Руси. Их образ незримо вставал перед князьями, когда те совершали какие-то недобрые дела: именем святых Бориса и Глеба освобождались от уз невинные, а иногда и прекращались кровавые междоусобицы. Спустя много лет и даже веков, когда на Русь нападали враги, образ святых князей, способных добровольно принять смерть, помогал народу выстоять. В видениях и вещих снах они представали перед защитниками Отечества, готовые помочь своим «сродникам» - русским князьям. Так было накануне сражения на Неве в 1240 году и накануне великой Куликовской битвы в 1380 году. Память святых Бориса и Глеба празднуется 15 мая и 6 августа. Денис БАЛМАШОВ |