Максимум Online сегодня: 672 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358697 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 04 2024, 06:56:10

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 10 | Вниз

Ответ #30: 14 12 2011, 21:28:17 ( ссылка на этот ответ )

Отец Иоанн Кронштадский наряду со святым апостолом Петром, святым благоверным великим князем Александром Невским и блаженной Ксенией признан одним из святых покровителей Санкт-Петербурга. При жизни священник всенародно почитался за свой дар исцеления, а имя чудотворца прочно ассоциируется с помощью бедным и излечением страдающих от алкоголизма.

Иоанн Ильич Сергиев, или святой праведный Иоанн Кронштадский, родился 19 октября 1829 года в семье дьяка местной церкви в глухой архангельской деревушке Суре. Опасаясь, что хилый младенец не доживет и до утра, родители сразу же окрестили его. Иоанн рос болезненным ребенком и однажды даже чуть не умер от оспы. В своей автобиографии Иоанн Кронштадский описывает своего отца Илью Михайловича Сергиева и мать Федору Власьевну как чрезвычайно набожных людей, воспитывавших его в духе глубокой религиозности.

На скудные семейные сбережения десятилетний Иоанн учился в Церковно-приходском училище Архангельска, но, несмотря на усердие, не имел тяги к учебе и мучился при мысли, что родители напрасно тратят на него последние гроши. Внезапно к нему пришло озарение — он стал понимать уроки и стал одним из лучших учеников. Благодаря блестящему окончанию семинарии в 1851 году, Иоанн получил возможность продолжить образование в Санкт-Петербургской духовной академии.

В этот же год скончался его отец, и чтобы помочь матери и сестрам, будущий пастырь хотел отказаться от учебы и сразу же поступить на работу дьяконом или пономарем, однако мать настояла, чтобы сын продолжил образование. Иоанн одновременно с учебой устроился в администрацию академии переписчиком бумаг и все свое месячное жалованье, составлявшее десять рублей, посылал домой. У будущего священника не было близких друзей. Спустя десятилетия его бывшие однокурсники едва помнили этого странного юношу, который постоянно твердил о смирении. В последний год обучения в академии он впал в необъяснимую депрессию и, как позже сам признавался, смог выйти из нее только благодаря непрестанной молитве.

Благодаря служебной должности у Иоанна была собственная комната, что являлось большой редкостью для рядового слушателя академии. Здесь он мог уединяться для глубокой молитвы и самостоятельных занятий. Иоанн не только очень вдумчиво читал патристику и богословие, но и изучал философию, историю, латынь, литературу, физику, математику, иностранные языки. В то время у него возник интерес к святоотеческой литературе, особенно к творениям св. Иоанна Златоуста, а также митрополита Филарета Московского. Он почувствовал свое истинное призвание.

Однажды Иоанну, еще во время его обучения в академии, привиделся сон, будто он заходит в апсиду большого собора и выходит через его южные врата, предназначенные не для мирян, а для церковнослужителей. Именно в этом неведомом молодому священнику соборе ему предстоит прослужить всю свою жизнь. Иоанн женился на дочери протоиерея Константина Несвицкого, служившего в Андреевском соборе в Кронштадте. Именно этот собор, в котором он прежде никогда не бывал, и приснился святому. После венчания с Елизаветой Константиновной Иоанн был рукоположен в сан диакона, а в конце 1855 года — в сан иерея.

Как пишет Надежда Киценко, биограф Иоанна Кронштадского, профессор истории в Государственном университете штата Нью-Йорк в Олбани (США), сведения об этом периоде жизни отца Иоанна весьма скупы и представляют собой либо более поздние воспоминания, либо пересказ с чужих слов; однако после начала священнического служения появляется возможность приоткрыть завесу над внутренним миром отца Иоанна благодаря его дневнику. В краткой официальной биографии пастыря сказано: "У меня нет и не было детей". В дневнике от 19 октября 1866 года — спустя десять лет после женитьбы и рукоположения — находим следующую запись размышлений Иоанна о своем коллеге. Он пишет, "что де, живу девственником — не то, что ты".

Несмотря на предположения некоторых биографов о том, что отец Иоанн избрал стезю сознательного воздержания, прямых указаний на это он нигде не оставил. Даже в самом начале своего священства (1856-1858) Кронштадский не упоминает молодую жену. Его дневники заполнены размышлениями о Священном Писании. Ни жена, ни другие члены семьи не оставили на этот счет никаких свидетельств. Поэтому все утверждения о целомудренных взаимоотношениях супругов не более чем вымысел, пусть и подкрепленный солидной аргументацией со ссылками на Отцов Церкви, проповедовавших, что половое влечение противоречит истинной природе человека и даже любовь Адама и Евы была платонической.

Воздержание святых от близости в законном браке (так называемый "духовный брак") высоко ценилось и на Востоке, и на Западе. Кроме того, по церковным канонам, и мирянам, и духовенствузапрещалось вступать в половую связь накануне причастия, а священникам накануне служения литургии. Несмотря на нарушение данного ограничения городскими священниками, которые ежедневно служили литургию, для таких ревнителей благочестия, как отец Иоанн, оно продолжало быть значимым. Это могло стать главной причиной девственности Иоанна Кронштадского. Батюшка приучал себя думать о Господе всякий раз, когда он думал о жене, записывая в дневник: "Если жену не любишь — как Бога будешь любить?"

Во время учебы в школе Иоанн ходил только босиком, экономя на обуви. Его понятия о расточительстве как о проявлении тяги к мирским благам резко контрастировали с представлениями столичных купцов и богатых людей. На деньги, потраченные впустую на наряды, безделушки, обильный стол и прочее, можно было одеть и накормить обездоленных, считал отец Иоанн. Для него не существовало такого определения, как "праведно нажитое добро". Помощь бедным была не желательна, а обязательна. "Иначе не спасетесь", — предостерегал Иоанн Кронштадский.

Он разработал модель "работного дома" (Дома трудолюбия), в котором бедняки получали практическую помощь, а богатые могли бы проявить свою благотворительность. Работники дома сначала склеивали поля шляп, мяли коноплю и занимались примитивным трудом в обмен на еду, ночлег и скромное жалованье. Затем круг профессий расширился, наладилось обучение профессиям сапожника и плотника. Открылись специальные мастерские и жилые помещения для женщин, которых отец Иоанн старался уберечь от занятий проституцией. Конечно, отдавая много сил и времени на обустройство Дома трудолюбия, священник не забывал и о духовном воспитании своей паствы.

В 1867 году, задолго до появления рассказа Л.Н. Толстого "Крейцерова соната", отец Иоанн обвинил композиторов, сочиняющих музыку, которая порождает мирские мысли и страсти, вместо того чтобы умиротворять, очищать и укреплять душу "в благодати Божией". Он ненавидел "светские театры и журналы — за то, что в них никогда не слышно имени Отца и Сына и Святого Духа; никогда не говорится о великом деле искупления греха, а все одна светская суета, пустословие светское". Если оптинские старцы Амвросий и Макарий порицали людей в форме притч, иносказательно, то отец Иоанн рубил с плеча всю правду-матку. Например, Иоанн Кронштадский писал: "Офицеры кронштадские на исповедь и к причастию не ходят. Вот плод вольнодумства! Вот плод театров, клубов, обедов, маскарадов! Развращение души! Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли". При воспоминании о баржах с потопленными офицерами во время Гражданской войны, становится по-настоящему страшно. Сбылось проклятие! Вот только наряду с белогвардейской костью истребили и племя священнослужителей.

Известность к отцу Иоанну пришла в 1883 году, после публикации в столичной газете "Новое время" открытого письма благодарных прихожан, исцеленных молитвами батюшки. "Чуть более половины этих писем пришло от женщин, которые, как правило, просили за других, в большинстве случаев за своих родственников, — пишет Надежда Киценко. — Мужчины чаще, чем женщины, сознавались в своих "греховных болезнях". Примерно четыре тысячи писем — это просьбы об исцелении от самых разнообразных недугов. Иногда курьезных, как просьбы избавить швею от глухоты или чиновника — от быстрой утомляемости глаз. Несмотря на собственный мистический опыт, отец Иоанн призывал к трезвой рефлексии и сосредоточенности во время молитвы, обращался к разуму и к личной инициативе верующих. Подобные обращения священника позволили исследователю Саймону Диксону назвать их "протестантской" тенденцией в русском православии".

Похороны священника Иоанна Кронштадского, скончавшегося 20 декабря 1908 года, стали значительным событием. Источники свидетельствуют, что все билеты на поезд из Санкт-Петербурга в Кронштадт были распроданы, а все экипажи, сани и кибитки в Ораниенбауме арендованы. Гроб с телом 79-летнего пастыря перевезли по льду в Ораниенбаум в сопровождении 94-го Енисейского полка и нескольких военных оркестров, исполнявших традиционный для XIX века гимн "Коль славен наш Господь в Сионе".

Отца Иоанна предали земле не в Кронштадте, где он прослужил 53 года, а в женском монастыре, основанном им в Санкт-Петербурге. Иоанн Кронштадский был дважды канонизирован: в 1964 году — Русской православной церковью за рубежом и в 1990 году — Московским патриархатом.
пароль к почтовому ящику: q1w2e3r4t5y6q1

 

 

Ответ #31: 15 12 2011, 16:10:52 ( ссылка на этот ответ )

Святой благоверный князь Александр Невский вызывает в памяти скорее героический кинообраз, дополненный витязем в латах из центральной части триптиха художника Павла Корина да профилем на советском воинском ордене. И лишь недавно мы стали вспоминать, что полководец и дипломат перед смертью принял схиму с именем Алексий и многими поколениями русских людей воспринимался как чудотворец.

Об этом свидетельствует чудо с духовной грамотой. Во время обедни в Успенском соборе Владимира вошедший в храм скоротеча объявил о кончине Александра Невского в Городце. В сильный мороз народ вышел встретить тело любимого князя, которое везли ко Владимиру через Стародуб. Погребение состоялось 23 ноября 1263 года во владимирском храме Рождества Пресвятой Богородицы — "Архимандритии великой". На панихиде митрополит Киевский и Владимирский Кирилл прочел сначала отходную молитву, а потом — духовную грамоту.

Автор Жития святого Александра Невского со слов очевидцев рассказал, когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к находящейся в центре храма гробнице, чтобы вложить в руку усопшего духовную грамоту, произошло "чудо дивное, достойное памяти": "Он же сам, как живой (в подлиннике: акы жив сущи. — Ред.), протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его".

Как пишет биограф Александра Невского и переводчик его Жития на современный русский язык Юрий Бегунов, "в чуде с духовной грамотой увидели явное проявление святости Невского героя. Позднее митрополит Кирилл и эконом Севастьян заказали некоему монастырскому книжнику написать Житие святого Александра Невского для местного почитания князя, ибо святость его, впоследствии многократно подтвержденная нетлением тела и чудесами от мощей, есть освидетельствование о Христе, прославляющем Бога Творца со Святым Духом в жизни и смерти, в телах и душах во имя спасения".

Число чудес, которые Александр сотворил при своей земной жизни, существенно возросло в XIV столетии, но уже в первой редакции Жития упоминаются два события, названные чудом. Вообще-то, речь идет о трех чудесах, но третье связано с чудом духовной грамоты, которое произошло уже после кончины страстотерпца.

"Ижорское чудо" произошло в 1240 году и связано с Невской битвой. На другом берегу Ижоры, что называется "бугры", как сказано в Житии, "где полки Александра не могли пройти, нашли многое множество врагов, перебитых ангелом Божиим. Оставшиеся бежали, а трупы погибших своих набросали в корабли и потопили в море". Отчего шведы пали там, где русские не сражались, никто не знал, и решили, что помог нашим "ангел Божий". Кстати, судя по летописям, потери новгородцев и ладожан были небольшими. Пало 20 человек, имена некоторых наиболее видных горожан приведены в исторической хронике.

Невская битва не была грандиозным военным столкновением и не отличалась от других стычек того времени невероятным количеством сражающихся. На этом основании критики князя Александра рассматривают его боевые заслуги, как не связанные с ведением подобия мессианской войны. Певцам "крестовых походов" даже в голову не приходит, как можно было ликовать по поводу "незначительного" сражения на реке Неве. Историки возражают им, что после этой победы русского оружия, шведы вплоть до 1256 года не вторгались в пределы Новгородской республики. Но лучшим ответом звучит данное народом Александру прозвище Невский.

Второе чудо повествует о видении "старейшиной земли Ижорской, по имени Пелгуй", нареченного в святом крещении Филиппом, святых мучеников Бориса и Глеба, спешивших помочь "сроднику своему Александру".

В тексте второй редакции Жития великого князя Александра Ярославича упоминается о помощи, которую оказали ему святые князья Борис и Глеб во время битвы на льду Чудского озера, хотя в Житии это событие не названо "чудом". Агиограф передает: "И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божьей, святой Софии и святых мучеников Бориса и Глеба, которые нас ради прежде кровь свою проливали". Это случилось 5 апреля 1242 года, в день памяти мученика Клавдия, на Похвалу Пресвятой Богородице.

Созданный в другую историческую эпоху образ Александра Ярославича не грешит против истины хотя бы уж тем, что и для средневекового русского агиографа в князе воплотился идеал христианского властителя. В Житии сообщается о благочестии Александра, о почтении, с которым он относился к православному духовенству, о его участии в закладке храмов, а принятие на смертном одре монашества объясняется величайшим желанием "его паче меры ангельскаго образа". Агиограф ничего не говорит ни о страданиях князя от насилия, ни о мученической смерти за веру христианскую или аскетическом бегстве от мира сего, как в житиях других святых русских князей. Александр Невский стоит первым в ряду правителей, сражавшихся за землю Русскую, и по этой причине он причислен к лику святых.

Образ святого князя менялся со временем, приобретая все больше и больше черт не местечковых, а общерусских. Это связано и с решением императора Петра Великого сделать Александра Невского святым покровителем Петербурга и перенести его останки из провинциального Владимира в столицу Российской империи. Примечательно, что еще в начале XIX века Александр Невский не был символом не только антизападным, но и даже антинемецким. Более того, по инициативе Фридриха-Вильгельма III в резиденции прусского короля в Потсдаме была построена небольшая церковь, освященная именем победителя Тевтонского ордена, задуманная как "вечный памятник искренней привязанности и дружбы" между российским императором и прусским монархом.

Память о святом Александре Невском почитается в церковные праздники 23 ноября (6 декабря) и 30 августа (12 сентября). Последний связан с днем перенесения мощей в Санкт-Петербург, а первый — с днем погребения во Владимире. Центром религиозного культа является Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

 

 

Ответ #32: 19 12 2011, 09:43:09 ( ссылка на этот ответ )

Святая, обезглавленная собственным отцом

17 декабря Православная Церковь празднует память одной из самых почитаемых святых на Руси — великомученицы Варвары. В ее честь не только освящают храмы — ее икона находится на гербе подмосковного поселка Власиха, жители которого считают великомученицу своей небесной покровительницей. А в 1995 году святая Варвара была объявлена небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения России.

Святая великомученица Варвара родилась в IV веке в Илиополе (территория нынешней Сирии) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись жены, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взглядов, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца.

Созерцая с высоты башни красоту мира, Варвара часто задавалась вопросом, кто же сотворил все это. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, она думала: "Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такую красоту земную? Должен быть такой Бог, Которого не создала рука человеческая".

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что, общаясь с подругами, она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда отец находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Боге-Троице, об Иисусе Христе, о Его воплощении от Пречистой Девы, о Кресте и Воскресении. Она крестилась и обещала посвятить Богу всю свою жизнь.

Читайте также: Святая Екатерина: жизнь во имя Христа

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — по образу Пресвятой Троицы. Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном. Девушка честно рассказала о своих мотивах. Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил ее в дом. Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: "Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью". Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. Затем по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел. Тела же святых мучениц были погребены одним благочестивым человеком. От их мощей происходило множество чудес и исцелений.

В VI веке мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. Как гласит предание, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея Комнина, перед отъездом в Киевскую Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи. Ее муж, великий князь Святополк Изяславич, выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место.

При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой Варвары были изъяты в музей. Верующие получили возможность поклоняться им лишь после оккупации Киева немецкими войсками. Ныне они хранятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем раскольникам — "Украинской православной церкви Киевского патриархата".

Светлана Охрименко

 

 

Ответ #33: 19 12 2011, 20:40:40 ( ссылка на этот ответ )

"Санта-Клаус", который вершит чудеса

Имя святителя Николая Чудотворца знают во всем мире — и христиане, и мусульмане, и атеисты. В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал первое место среди святых по количеству посвященных ему храмов и написанных икон. Его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.

Секулярное общество стремится превратить этого святого в полумифического Санта-Клауса — дедушку с бородой, который приносит детям подарки. Настоящий святитель Николай действительно приносит подарки, но не только детям и вовсе не такие, о каких думают создатели диснеевских мультиков.

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии (территория современной турецкой Анталии). Его родители Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми и милосердными к бедным людьми. До глубокой старости они не имели детей и просили Бога дать им сына, обещая посвятить мальчика служению Ему. Молитва их была услышана. Мальчик получил имя Николай, что значит "побеждающий народ".

Николай рос добрым и отзывчивым, хорошо учился и любил бывать в храме. Благочестивая жизнь юноши скоро стала известной всем жителям города Патары, и местный епископ рукоположил его во священника. Много добра сделал Николай своей пастве. К тому времени его родители умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи нуждающимся.

Священника Николая тяготила мирская суета, и он решил уйти в монастырь, но воля Божия о нем была другой. Однажды, стоя на молитве, он услышал голос: "Николай! Эта обитель не та нива, на которой можешь ты принести ожидаемый Мной от тебя плод. Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!" Вскоре жители города Миры Ликийские избрали его своим архиепископом.

При вступлении в управление Мирликийской епархией святитель Николай сказал себе: "Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!" И действительно, этот архиерей был кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, ел постную пищу раз в сутки — вечером. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, был для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.

Когда начались гонения Диоклетиана, святитель Николай открыто проповедовал о Христе, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных. Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру. Он дожил до глубокой старости и мирно скончался 6 декабря 342 года.

Чудеса по молитве святого Николая начали происходить еще при его жизни. Как-то в Ликии наступил голод. Один торговец из другого города нагрузил большой корабль хлебом и хотел послать его на запад. Перед самым отплытием он увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, потому что он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец нашел зажатыми у себя в кулаке три золотые монеты. Он очень удивился и понял, что это было повеление свыше. Купец привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Святитель Николай во время своей жизни помогал даже тем, кто его не знал. Однажды корабль, плывший по океану из Египта в Ликию, застигла сильная буря. На нем сорвало паруса, сломало мачты, огромные волны то и дело захлестывали его. Никакие человеческие силы не могли спасти корабль от гибели. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и вот святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

Помогает святитель Николай и нашим современникам. Как-то раз на Соловецких островах девушку-геолога ночью ветром и льдинами унесло на лодке и прибило к незнакомому берегу. Она была человеком верующим и все время молилась святителю Николаю о спасении. Решила идти вдоль берега, пока не встретит чье-либо жилье. Идет, ей встречается старичок, спрашивает:

— Куда ты идешь, девушка?

— Иду вдоль берега, чтобы найти чье-либо жилище.

— Не ходи. Ты за сотни верст тут никого не найдешь. А ты видишь вон там вдалеке горку… пойди туда, взберись на нее и тогда увидишь, куда тебе дальше идти.

Она посмотрела на горку, а затем обернулась к старичку, но его уже не было перед ней. Она поняла, что сам святитель Николай указал ей путь, и пошла к горке. С нее она заметила вдалеке домик и пошла на него. Там была хижина рыбака и его семьи. Рыбак очень удивился ее появлению в этом совершенно безлюдном месте. Он подтвердил, что, действительно, на сотни километров по берегу она не нашла бы жилья и, наверняка, погибла бы от голода и холода.

 

 

Ответ #34: 26 12 2011, 10:56:23 ( ссылка на этот ответ )

Песнь, отданная Господу

Кроме библейских текстов в христианском богослужении используется огромный корпус литургических песнопений: гимны, тропари, кондаки, стихиры. «Пасха священная нам днесь показася», – радостно раздается под сводами собора в этот светлый праздник.
При отпевании усопшего трогательно и торжественно звучат в церкви уже полторы тысячи лет печальные слова: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, видех во гробе лежащую, по Образу Божию созданную нашу красоту…»
Эти величественные гимны созданы одним из выдающихся представителей греческой церкви, великим поэтом Иоанном Дамаскиным.

Богатое наследие оставил церкви преподобный Иоанн Дамаскин: молитвы и богослужебные каноны, многие песни пасхальной, рождественской и других праздничных служб, Октоих (Восьмигласник) воскресных богослужений.

Еще Ломоносов восхищался тем, «сколь много мы от переводу духовных песен Дамаскиновых и других творцов канонов видим в славенском языке греческого изобилия и оттуда умножаем довольство российского слова».

Ломоносову вторили многие соотечественники. А поэт Василий Тредиаковский утверждал, что «без святого Дамаскина равнялась бы, может быть, токмо наша церковь песенною великостию или несколько бы токмо превосходила Римскую, но имевше св. Дамаскина, толико оную превосходит, колико превысокии кипарисы прерастают растущую жимолость».

Кто же был этот замечательный поэт VIII века, творения которого стали вровень с богодухновенными текстами Священного Писания? Вот что повествуют агиографические и исторические источники о жизни и деяниях преподобного.

Чудо Троеручицы

Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был логофетом (казначеем) при дворе халифа, но отличался благочестием и преданностью православной вере. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом.

Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя.

Зрелые годы Иоанна пришлись на середину VIII столетия, когда в Византийской империи возобладала иконоборческая ересь: иконы уничтожались, а их владельцы и почитатели сурово преследовались. Иоанн, будучи высокообразованным человеком и одаренным писателем, а главное – убежденным и преданным Господу христианином, писал многочисленные труды в защиту почитания икон.

Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Это вызвало гнев греческого императора Льва Исавра, убежденного иконоборца.

Открыто расправиться с Иоанном он не мог – тот не был его подданным. Поэтому Исавр прибег к бесчестному способу: искусному писцу он приказал подделать почерк Иоанна и написать подложное письмо императору, в котором Иоанн якобы предлагает ему свои услуги в свержении халифа (в то время Дамаск был в руках арабских халифов, а не византийских царей). Исавр отослал это письмо халифу как доказательство своей дружбы и измены Иоанна.

Халиф был в ярости: он не принял объяснений Иоанна и приказал отсечь ему правую руку, написавшую изменническое письмо. Отсеченная рука была вывешена на площади как предостережение и устрашение всем изменникам. Иоанн, страдая от боли, решился попросить свою отсеченную руку у халифа. Тот исполнил его просьбу. Иоанн пал на колени перед иконой Богоматери и стал усердно молить ее об исцелении.

Ночью ему было видение: явилась Богоматерь и сказала: «Вот, рука твоя здорова». Проснувшись, Иоанн увидел, что отсеченная кисть приросла. Радости и благодарности Иоанна Божией Матери не было предела. Как выражение ее, сложилась песнь, до сих пор поющаяся в храме: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
В
есть о чуде дошла до халифа. Он призвал Иоанна, убедился в его невиновности и, желая загладить свою несправедливость, предложил Дамаскину большую награду и высокие почести. Но, испытав на себе непрочность земных благ и мирской славы, Иоанн отказался от всего. Он раздал свое имущество и в одежде простолюдина отправился в обитель Святого Саввы Освященного, находившуюся в 25 километрах от Иерусалима.

Перед уходом в благодарность Божией Матери он заказал серебряное изображение кисти своей руки и прикрепил его к иконе, перед которой совершилось чудо. Эта икона получила название «Троеручицы».

Суровое послушание

В обители никто из монахов не осмеливался взять к себе на послушание такого известного человека, как Иоанн Дамаскин. Наконец один старец согласился руководить им с условием, что Иоанн будет соблюдать все его наставления без ропота и прекословия, а главное – ради смирения ничего более не будет писать.

Для человека, грудь которого переполняют песни, а поэтический дар требует выхода, это было мучительным испытанием, но новоиспеченный монах охотно подчинился. Жития повествуют о многих случаях, когда Иоанн выполнял даже не совсем разумные с точки зрения здравого смысла поручения своего наставника. «Смирение – лествица в небеса», – беспрестанно повторял наставник.

Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать втрое дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна. Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

Но однажды Иоанн нарушил обет не писать: один из иноков обители, безутешно скорбевший о безвременно скончавшемся брате, слезно попросил Иоанна написать такую надгробную песнь, чтобы она успокоила его душу. И Иоанн выполнил его просьбу.

Узнав об этом, старец-наставник отказался видеть Иоанна и говорить с ним. Весь день Иоанн в слезах умолял его простить ему этот грех. Старец был непреклонен. И только когда за Иоанна стали просить другие старцы обители, наставник сказал:
– Если Иоанн хочет получить прощение, пусть выгребет все нечистоты в лавре.

Иоанн с радостью принялся за уборку. Такая сила и глубина смирения и послушания умилили старца. Он пришел к Иоанну, обнял его и поцеловал руки, которые прикасались к нечистоте:
– О, какого послушника даровал мне Христос! – воскликнул он.

А вскоре в сонном видении явилась наставнику Иоаннову Богоматерь и сказала:
– Не заграждай более источника моего. Дай ему течь во славу Божию.
И с тех пор начал Иоанн писать песни высокого вдохновения, слагать хвалы и гимны Господу Богу. Всякий христианин знает лучший из гимнов Иоанна Дамаскина – пасхальный канон: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Обличитель иконоборцев

О Иоанне Дамаскине узнал иерусалимский патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в обитель Святого Саввы, где проводил все время в писании духовных книг и церковных песнопений. Он покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском соборе 754 года.

Этот иконоборческий собор проклял ненавистное имя Мансура (Иоанн носил арабскую фамилию отца) как «мыслящего по-сарацински, сочинителя лжи, клеветавшего на Христа и злоумышлявшего против империи, учителя нечестия, извращавшего Писание». Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив.

Преставился преподобный Иоанн около 780 года в возрасте 104 лет. И только Вселенский собор 787 года возвратил Дамаскину честное имя и прославил его «глашатаем истины». Весь православный мир с любовью отмечает день его памяти 4 (17) декабря. При византийском императоре Андронике II (1282-1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Мудрость на века

Богослужебные песнопения отображаются в символических сюжетах многих икон. Творцы духовной поэзии были высоко почитаемы церковью и изображались на иконах, иллюстрирующих созданные ими тексты. Преподобный Иоанн Дамаскин и святой Козьма Маюмский, творцы христианских гимнов, изображены на иконе «Что Ти принесем?», основой которой послужили их стихи.

Гимн описывает участие природы и человека в Рождестве Христовом: ангелы предлагают свои песни, небо – звезды, три волхва – дары, пастухи – добрые вести, земля – пещеру, пустыня – ясли, человечество – Пресвятую Деву Богородицу.

В своем толковании песнопения иконописец близко примыкает к тексту. В основании иконы группа людей занята оживленной беседой. «Что Ти принесем»? – первые слова гимна и тревожный вопрос, который эти люди задают друг другу.

Ответ помещается на свитках с текстом, которые держат святые Иоанн и Козьма. Две женщины, держащие в вытянутых руках одна – букет цветов, другая – ясли, символизируют землю и пустыню (они женского рода и в греческом, и в русском языках). Три волхва, предлагающие свои дары, приближаются к Пресвятой Деве, восседающей на троне; один пастух обращается к ней с молитвенным жестом, а другой объявляет благую весть звуком рога. Звезда через светящийся луч спускается с небесного свода и символизирует Божие владычество. Фантастические скалы, представляющие собой границу между землей и небом, смешиваются с облаками, где ангелы воспевают Рождество Христово: «Слава в вышних Богу!»

Иоанн Дамаскин был разносторонне одаренным человеком. Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников. Ему принадлежат первая церковная система нот и оформление большинства христианских песнопений в сборники «Типикон» и «Октоих».

Еще более Иоанн Дамаскин известен как богослов. Он создал фундаментальный труд «Источник знания», ставший со временем теоретической основой православной веры. «Источник» состоит из трех частей: в первой, «Диалектике», излагаются философские идеи Аристотеля, во второй, «Книге о ересях», перечисляются и анализируются учения, противоречащие христианству, а в третьей, «Точном изложении православной веры», систематизируется православное вероучение.

Дамаскин – интересный философ. Он писал: «Философия есть уподобление Богу… через мудрость, которая есть истинное познание блага; и через справедливость, которая есть нелицеприятное воздаяние каждому должного; и через праведность, которая превышает меру справедливости…»

До сих пор понятию о душе учат в православных семинариях по Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому жизнь, и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум, не иной по сравнению с ней, но чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе – одно и то же…»

Мудрые мысли поэта и философа, рассыпанные по его сочинениям, во все времена включались в сборники афоризмов, школьные учебники, богослужебную литературу.

Валерий САФРОНОВ

 

 

Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 10 | ВверхПечать