Орфическая религия
Мы воспринимаем орфизм как гностическое учение дохристианского происхождения. Согласно мифам, Орфей есть сын фракийского царя Эагра, божества реки, и музы Каллиопы. Его лира издавала столь чудесные звуки, что дикие звери выходили из леса и следовали за ним, скалы и деревья сдвигались со своих мест, чтобы послушать его игру. Общеизвестен миф о спуске Орфея в Аид за женой Эвридикой. Ниже мы приводим его: Об Орфее рассказывали, что, пытаясь вернуть на землю свою невесту Эвридику, погибшую от укуса змеи, он спускался в Преисподнюю. И даже там его лира творила чудеса: чудовища закрывали свои пасти, успокаивались злобные эринии, сам властитель Аида был покорен Орфеем. Он согласился отдать ему Эвридику, но с тем условием, чтобы певец шел впереди, не оглядываясь на нее. Но Орфей не мог преодолеть наплыва чувств и обернулся: Эвридика была увлечена в бездну, на этот раз навсегда. Безутешный, скитался певец по земле, не находя покоя. После окончательной утраты Эвридики влачил он жизнь в одиночестве, чураясь женщин. Некоторые источники даже утверждают, что он возлюбил юношей. Орфей участвовал в экспедиции Аргонавтов на Колхиду; при звуках его лиры море не шумело; двигавшиеся Симплегадские скалы застыли навеки. Также благодаря его игре был усыплен дракон стороживший в Колхиде Золотое руно и благодаря этому смогли добыть его аргонавты. Согласно некоторым сказаниям Орфей был сыном Аполлона, его учеником и учредителем культа. Существует также и несколько версий смерти Орфея. Например, существует утверждение, что в итоге он умер все атки от любви к Эвридике; его могилу показывали в Пиери, возле Пимлейского источника. По другой, более распространенной, он был растерзан менадами или за непочтение к культу Вакха или из ревности к памяти Эвридики. Овидий сообщает, что менады убив своими тирсами Орфея растерзали на клочки его тело и раскидали части по долине Гебра, а лиру и голову бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к Лесбосу. Там она была помещена в расселине скал и изрекала пророчества, возведен жертвенник был. Видим мы в сем очевидный мифологический сюжет, явление Архетипа, это и убийство Бальдра, Осириса, Аттиса и говорящие головы Мимира или Брана. Среди орфиков бытовало предание, что Орфей был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства. Орфей является создателем религии и провозвестником тайного учения/мистерий Диониса. Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с целями духовного очищения, аскетизма и освобождения от земной греховности. Орфики признавали верховными силами Зевса, Персефону и Диониса Загрея. Праначало мира, Кронос, Эон, породило из себя Хаос и Эфир, от которых произошло Мировое Серебряное Яйцо. Когда яйцо лопнуло из него появился перворожденный бог Фанес, заключавший в себе семя всех богов. Из половинок яйца образовались Земля и Небо. Фанес был обоеполым и имел головы и атрибуты различных животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а от нее – Уран и Гея. По Гесиоду дальнейшая теогония[1] доходит до Зевса. Овладевши престолом Зевс поглотил Фанеса, после чего, заключив в себе всех вещей, произвел всех богов и мир. От Персефоны и Зевса родился Дионис Загрей, которому Зевс доверил управление миром. Титаны, враги Зевеса, растерзали Загрея, принявшего образ быка. Афина спасла сердце Загрея, принесла его Зевсу, который поглотил его и вновь произвел Диониса от Семелы, возродив в нем Загрея. Призананное всеми орфиками это сказание связано с обрядом растеразния быка в Дионисовых ночных оргиях. В этом сказании выразилась идея, что единое из-за злого начала (Титаны) раздроблено на множество вещей, но снова приведено к единому. Когда Дионис Загрей был возрожден, Титаны были уничтожены и из их праха был произведен человеческий род. С этих пор начинается мировой период. Так как человек создан из злого начала, то, чтобы вернуться к Божественному, часть которого в нем живет, он должен очиститься и пройти целый ряд подвигов очищения и воздержания. Об обязанностях, целях и судьбе человека ищущего очищения и говорит орфическое учение. Душа человека, находясь в теле, испытывает рабство; она пребывает в темнице и чтобы выйти из нее должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенеся на время душу из царства жизни в подземное царство, освобождает ее лишь на время. Душе надлежит пройти еще «долгий круг необходимости» путем переселения в другое тело, чтобы наконец «освободиться от круга и отдышаться от зла». Это освобождение приносит Орфей и его вакхические посвящения; средством освобождения является орфическая жизнь, полная аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти. Существование по смерти проходит для посвященных в обществе богов, за вечными пиршествами, тогда как непосвященные пребывают в грязи, а хулители культа испытывают несказанные ужасы[2]. Для не успевших очиститься на земле есть еще возможность достигнуть очищения впоследствии, благодаря подвигам потомков, которые могут искупить грехи предков. По окончании временного заточения в подземном царстве душа поднимается к свету и входит в новое тело, чтобы продолжить путь освобождения, в таких переходах без конца – наказание грешным. Если, наконец, душа очистилась, она выходит из цепи земного бытия, что и является целью для всех человеческих жизней. Бессмертная душа, очистившись от греха, должна победить смерть, а так как на земле пребывает царство смерти, то чистой душе суждено переселиться в царство богов – на луну и звезды. Посвященным возбранялось употреблять в пищу мясо, бобы (связывались с адскими Богами), носить иные одежды кроме белых; умерших оборачивали в покрывала из льна. Орфическая литература получила особое распространение в 3-4 вв. н.э., когда Язычество черпало в ней силы для борьбы с Христианством. Теперь рассмотрим чуть более подробно Теогонию и Космогонию Орфизма.
Вечное времяОрфей обозначает Высшую Причину как несказанную реальность, Хронос (Время). Это Время и с другими неизрекаемыми силами предшествовало Небу, Урану (Прокл). Как мы видим, Хронос приближает к имени Кроноса-Сатурна, и по предположению Прокла, который в некоем пассаже речет Боговдохновенные слова (Оракулы) характеризующие это божество (Кронос) как «Однажды Извне», Это может означать, что Хронос есть Бесконечная Длительность и Кронос Время Проявленное; хотя остается необьясненныем термин «Однажды Извне», находимый в Халдейской Системе. Эти же положения находимы в других местах работ Прокла. Фило речет (Quad Mand. Incorr., p.952,b) «Время было, когда Космоса не было», Тимеем Локрийским это названо «Эоном, Нерожденным Временем». Это «Первый, Сверхсубстанциональный, неизрекаемый принцип». Соответственно, мы находим очевидные параллели с Эйн Соф Каббалы, Байтосом Гностиков, Тьмой Неведомой Египтян, Парабрахманом Вед и Кроносом Митраизма.
Эфир, Хаос, НочьСледующими пришли Эфир и хаос, дух-Материя, Предел и Бесконечность Платона, Пуруша-Пракрити. Орфей называл этот эфир Могучим Вихрем, Magna Vorago. Прокл говорит о Хаосе, «Последняя бесконечность, которой также ограничена Материя-Контейнер, поле и план идей» О нем «нет предела, нет основы, нет местоположения, но лишь чрезмерная Тьма». Се Мулапракрити Вед, и Эфир также названный первым Логосом, Эфир-Хаос стал вторым. «И сумрачная ночь охватила и скрыла все ниже Эфира, означая, что Ночь пришла первой.» Затем явился Восход Первого творения. В Бесконечном Времени, Хаосе, оплодотворенном вихрением Эфира, сформировалось
Космическое ЯйцоПрокл зовет этот Хаос «Туманом тьмы». «Се первый просвет Восхода Творения, и может быть сравнен со стадией «огненного тумана» в ощущаемой Вселенной. Посему автор Recognitions (X. vii.316) Речет нам: «Имевшие великую мудрость среди народов провозгласили, что Хаос был первее всех вещей; в течение вечности дальше части стали тоньше и составили стороны и окончания, обретя образ и форму гигантского Яйца.» Перед этой стадией другие авторы подчеркивали, что Орфей декларировал, что первым существовал Хаос, вечный пустынный и никем не созданный - не было ни света, ни тьмы, ни влаги, ни сухости, ни тепла, ни холода, но все перемешано. Согласно Апионы, Орфей уподоблял Хаос Яйцу в котором перемешаны все первичные элементы. Яйцо сие было порождено из бесконечности первичного. Первыми принципами были первичная материя врожденная с жизнью и определенный вихрь в вечном течении и неупорядоченном движении – из этого взошло упорядоченное течение и смешение эссенций, и каждая, что лучше всего подходила для возникновения жизни, потекла к центру Вселенной и окружающий дух проник внутрь, как пузырек в воде. Так возникло сферическое вместилище. А затем, оплодотворенное в себе божественным духом, обратилось в проявление – явившееся на периферии как яйцо. Прокл указывает, что сферическая форма наиболее близка к объединению всех вещей. Этот образ/форма есть патернальная форма Вселенной и является тайным диакосмом (первичное или Интеллектуальное Творение). Подобная идея есть во многих древних религиях. Сие Космояйцо имеет аналогию с зародышевой клеткой из которой развивается человеческий или иной эмбрион. Также соотносится с «аурическим яйцом» человека о котором много писано и мало известно. Цвет этой ауры сильнейшая форма опалесценции. Дамасциус, ссылаясь на Орфея, сообщает, что яйцо было «серебряно-белым» «мать жемчуга» или «Облаков». А тут в связи с графическим символизмом яйца мы вкратце коснемся понятия Сосуда-Смешения или
Кратир (Чаша)
Се имеется в виду Чаша которой Божество души поило, чтобы они испили разума всех вещей. Прокл речет о некоторых таких чашах, что Платон в «Филебусе» сообщает о традиции Вулкановой Чаши (Кратира Огня) и Орфей знакомит с Чашей Диониса и классифицирует многие другие такие Чаши вокруг Солнечного Стола. То есть имеется в виду то, что различные сферы были каждая в своей Чаше, содержащей эссенцию Сфер или Яиц. Мы можем сравнить это с Чашею Анакреона и суфийских мистиков. Кратир назван источником или причиною Души. Есть Божественная Чаша Сверхчувственного мира и Чаша Материального Мира, что удовлетворяет высказыванию Гермеса «что верхе, то и внизу»
Фанес, Эрикепаус и МетисТройной Бог родившийся из яйца был назван Фанесом, а также Метисом и Эрикепаусом, три аспекта одной силы. Мистериальное яйцо распалось надвое и, соответственно, внешняя мембрана содержала диакосмическую эволюцию (точнее, два диакосма, или другими словами, верхняя половина есть вместилище интеллектуального Космоса, а нижняя- Ощущаемый мир). Но Фанес председательствовал на Небесах (лежащих между) и помещенных на высоте высших гор и скрыто сиял по Безгарничному Эону. Через пророческое видение Орфей постиг, что Фанес, Эрикепаус и Метис были единой мощью и силой Одного Единого Бога, непостижимого человеком и от его силы были созданы все вещи, и нематериальные принципы, и Солнце и Луна и Звезды. Соответственно они есть Воля, Свет и Светодатель (или Сознание, Свет и Жизнь). Это Божество также названо Протогонусом, Первенцом и Прокл цитирует вершу Орфея в которой Божество именуется Сладкой Любовью, сыном наипрекраснейшего Эфира. Также некий философ-мистик речет нам «Он самый сияющий из Ноетических сил, Ноетического Разума и Излучающего Света, что поражает ноерические силы и заставляет Отца дивиться (Зевса, Демиурга). И гермиас так цитирует Орфея: «И ни один не мог пристально глядеть на Фанеса своими глазами, сохраняя святую Ночь одну». Другие, пораженные, созерцали внезапный свет в пространстве. Таков был свет струящийся от бессмертности Фанеса.» В Палтоновых терминах Фанес был «отцом», Эрикапеус «Силой», а Метис «Интеллектом». Прокл описывает сию фигуру в символах Орфея «Первый бог, по Орфею, нес головы многих животных, барана, быка, змеи и ясноглазого Льва; он пришел из первичного Яйца, в котором Животное содержалось в зародыше». Дамасский описывает эту фигуру так: «Бог без тела, с золотыми крылами на плечах и с каждой стороны головы быков, и на его голове чудовищный дракон с подобием каждого вида дикой твари». Этот символизм более прост в другом пассаже «Дракон с головой быка и льва и в середине лицо Бога, с крыльями на плечах». Се был символ Пана, Всеотца, Вселенской Творящей силы или абсолютного «Животного» - источник всех живых тварей. В одном из значений сего символа может быть эволюция от рептилии к птице, животному и человеку. Гермий приводит стих Орфея, в котором говорится, что Фанес «взирает в каждую сторону своими четырьмя глазами» и «бытие несет в каждую сторону своими золотыми крылами». Четырехголовый сфинкс может быть символизирован свастикой в круге. Сии четыре твари определяют четыре стихийных царства – Земли, Воды, Воздуха и Огня. Вкратце, четыре великих творческих силы Космоса. Фанес суть творец богов и прадед Зевса, создателя ощущаемой Вселенной. Фанес также был назван Эросом (Любовью). Это та Основная Любовь или Желание, которая воскресала во всем.
Ночь
Близко ассоциируемая с Фанесом, как Мать Жизни, или Жена, или Дочь, Ночь может быть соотнесена с Майей или авидьей Вед. Также как есть три аспекта Фанеса, так есть и три ночи. Орфей говорил, что Ночь кормилица Богов. Все Боги вышли из Яйца, сначала Фанес, потом Ночь, а затем остальные. Прокл сообщает, что Ночь получила скипетр из рук Фанеса. Также он говорит, что Фанес и Ночь предшествовали Ноетическим порядкам и навечно обосновались в Адитуме (Обитель) Богов в ноетическом Порядке. Ночь получила высокое искусство дивинации от Фанеса. Первой Ночи он дал пророческий дар, средней Влажность, а третьей справедливость. Ночь дала рождение нуминальной и феноменальной Вселенным. Словами Орфея она явила Землю (феноменальную Вселенную) и широкое Небо (нуминальное), так отделилось и проявилось видимое от невидимого.
НебесаГлавным из детей Ночи было Небо (Уран), повелитель Ноетическо-Ноерической триады в терминологии Платона. После порядка Ночей три порядка Божественных сил – Небо, Циклопы и Сторукие. Первыми от Фанеса явились/произошли Небо и Земля, Уран и Гея. Земля стала первой сферой ощутимого мира. Небеса же были Границей и Стражей Всего. Между небом и Землей случился первый свадебный союз. Орфей звал землю первой невестой. Между же Фанесом и Ночью брака не было, они были едины в ноетическом союзе.
Дети Неба и ЗемлиОт союза Урана и Геи произошло странное и загадочное потомство – Парки, Сторукие и Циклопы. Афинагор повествует, что, объединившись с Землей Небо породило женские силы Клото, Лахезис и Атропос; и мужские, Сторуких, Кота, Гигеса и Бриарея; и Циклопов Бронтеса, Стеронеса и Аргоса; которых он связал и бросил в Тартар, прознавши, что будет изгнан своими детьми из своего царства.
Парки суть Кармические силы, Сторукие и Циклопы суть Строители, или вернее, Ноетические Архитекторы, присматривающие за Строителями Ощущаемого Мира. И они придумали громы Зевсу и смастерили молнию[3] (свастика), и они были теми, кто обучил Минерву и Вулкана всем хитрым задачам которыми Уран озадачивался. То, что первое потомство Земли было в Тартар брошено означает, что они отправились трудиться во всех вещах и проникли, растворились во всех царствах природы. Затем, втайне от Урана, земля явила семь прекрасных дочерей, чистых и яркоглазых, и семь волосатых сынов. Дочери суть Темис, Тетис, Тея, Мнемозина, Феба и Диона, Рея. Сыны – Кронус, Океанус, Гиперион, Япет, Каус и Криус. То Титаны и титаниды, семь небесных сил (блуждающих светил), по титану и Титаниде на каждую небесную силу. Гиперион и Тея владеют силой Солнца, Фойба - Луны, Криус - Марса, Каус и Метида (Мнемосина) - Меркурия, Япет (Эвримедонт) и Фемида - Юпитера, Океан и Тефия - Венеры, Крон и Рея - Сатурна. Потом Гея произвела на свет от Урана мириады Ореад (Орестиад), Наяд и Дриад - Нимф гор; дождевых потоков, источников, родников и ручьев; растений (деревьев). Их начала, истоки и корни залегают глубоко в Тартаре. Нимфы составили окружение титана Океана (Океаниды), Нерея (Нереиды), Артемиды, Диониса (Нимфы Менады).Бесчисленные виды душ живых существ были также порождены Геей и Ураном.
Трудно пробраться одним путем через легенды о Строителях и титанах, и их соотношениях, Куретов и Корибантов, или сыскать ясные различия между Небом и Сатурном и Зевсом, в «битвах в пространстве» неясные легенды первичного творения и деяний Природы.