Фарисеи, не любившие Христа
Иисус Христос никого не осуждал, для всех находил добрые слова. Но было одно исключение - люди, которых Он называл «змеями, порождениями ехидниными».
А вот другая цитата - из Евангелия от Матфея: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
Ревнители благочестия
Во времена Иисуса фарисеи являлись самой влиятельной религиозной группой среди иудеев. Они выделялись своими усилиями поддерживать силу Закона Моисеева.
Поскольку сами фарисеи в основном принадлежали к среднему классу, то они стали «партией народного доверия», отличавшейся этим от аристократической религиозной группы - саддукеев.
В отличие от саддукеев фарисеи верили в воскресение после смерти и в воздаяние в грядущем мире. Они не хотели восставать против правления римских язычников; если Бог руководит историей, рассуждали они, человек не вправе двигать рукой Всевышнего.
Если партия религиозных радикалов-зелотов страстно желала воссоздать национальное государство силой, то фарисеи ожидали божественного вмешательства через Мессию.
Общая численность секты фарисеев в годы земной жизни Иисуса была не так уж велика - вероятно, около шести-восьми тысяч человек. Простой народ восхищался ими за аскетизм, за неприятие, пусть и пассивное, власти язычников.
Фарисеи укрепляли синагоги и богослужения, призывая людей вернуться к изучению Закона и применять его в повседневной жизни. В их числе были преимущественно коммерсанты, лавочники и учителя, а также некоторые священники.
Своеобразные братства, в которые объединялись фарисеи, проводили регулярные собрания и разрабатывали правила приема новых членов. Эти правила включали в себя соблюдение семи «часов молитвы»; фарисейское понимание закона о десятине, согласно которому десятая часть всех доходов должна посвящаться иерусалимскому Храму; два поста в неделю в те дни, когда Моисей, по преданию, восходил на гору Синай и сходил с нее, а также выполнение десятков обрядовых омовений и жертвоприношений, не считая сложного кодекса законов о питании и соблюдения субботы.
Фарисеи с презрением относились ко всем тем, кто не соблюдал их строгие нормы. Таких людей они относили к низшему классу «грешников», соприкосновение с которыми делало самого фарисея «нечистым».
В Евангельском повествовании фарисеи часто объединяются с «книжниками» - специалистами в области иудейского Закона, занимавшимися его переписыванием, разъяснением и применением. Книжники также пользовались большим уважением народа. Сам титул «равви», означающий «мой учитель», которым величали некоторых из них, говорит о том, какими почестями они были окружены.
Книжники председательствовали в местных судах и преподавали в местных школах, и именно через них фарисеи оказывали влияние на людские умы.
Многие фарисеи были злейшими противниками Иисуса. Они отвергали Его претензии на мессианство, а Он осуждал их хвастовство, лицемерие, их учение о спасении делами, их нераскаянность и черствость к людям, что было так непохоже на Его жизнь и Его учение о безвозмездном прощении и любви Бога, которые достигли кульминации в Его смерти на кресте.
В Евангелиях фарисеи изображены почти исключительно в черном свете, что является отражением вражды между христианской церковью и раввинским иудаизмом.Однако все же маловероятно, что столь неистовые и бескомпромиссные обличения были обращены Иисусом ко всей партии фарисеев. Скорее всего, Христос имел в виду отдельных ее членов, с которыми у Него происходили постоянные столкновения.
В самом деле, некоторые фарисеи играли важную роль в жизни христианской церкви. Это такие люди, как Никодим - высокопоставленный представитель духовенства, член Синедриона и тайный последователь Иисуса, который отстаивал Христа перед первосвященниками, протестуя против того, чтобы судить Его, не выслушав.
Это Гамалиил, один из семи раввинов, удостоенных почетного и высшего титула «равван», который защищал перед Синедрионом апостолов Петра и Иоанна.
Это Иосиф Аримафейский, который смело попросил тело Иисуса у Пилата, чтобы устроить Ему достойные похороны. И, конечно же, апостол Павел, который сам с гордостью и чувством собственного достоинства говорит о себе: «По закону я фарисей».
Религиозные олигархи
Столкновения между Иисусом и фарисеями происходили в основном в Галилее. Во время Его страданий в Иерусалиме фарисеи оставались большей частью в тени. Главную атаку на Христа повели саддукеи - религиозно-политическая партия, удерживавшая высшие посты в Церкви и государстве.
Ради сохранения мира они были готовы идти на компромиссы с римскими оккупационными войсками. В благодарность за такую позицию римляне позволяли им удерживать власть в Храме и в Синедрионе, и они ревностно оберегали свое привилегированное положение.
На самом деле на должность первосвященника кандидата, к большому стыду иудеев, назначали римляне. Но саддукей Анна приобрел такое сильное влияние, что шесть последующих первосвященников были членами его семьи, а седьмой, Кайафа, был его зятем. Важная роль Кайафы в суде над Иисусом дает представление об интригах и престиже саддукеев.
Первосвященники удерживали монополию на продажу жертвенных животных, за которых надо было платить в специальной храмовой валюте, тогда как обменный курс устанавливали они сами. Саддукеи также взимали десятину с каждого иудея на поддержание Храма.
Изгнание из Храма торгующих представляло серьезную угрозу как для их власти, так и для их меркантильных интересов. Это был единственный случай, когда Иисус самыми решительными и жесткими мерами проиллюстрировал и подкрепил свои слова:
«Написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников».
Консерватизм саддукеев не позволял им по достоинству оценить такие новые идеи, как учение о воскресении мертвых. Они были безразличны к любым надеждам на Мессию-избавителя, вполне довольствуясь своим уверенным положением под покровительством Рима и были крайне материалистичными в своих удовольствиях.
Саддукеи не верили ни в какую загробную жизнь, разве что в тени Шеола (преисподней), а потому старались максимально насладиться земной жизнью.
С их точки зрения, ни о каком будущем воздаянии не могло быть и речи: ни в смысле награды, ни в смысле наказания, а потому у них не было времени и желания следовать обременительным традициям на земле. Закона для них было вполне достаточно, и они не видели никакой необходимости принимать новые идеалы.
Иисус редко соприкасался с саддукеями: в Галилее они были менее влиятельны, чем в Иерусалиме. В Евангелии рассказывается о вопросе, которые саддукеи задали Иисусу на следующий день после Его триумфального въезда в Иерусалим. Наверно, они надеялись поднять на смех и Христа, и фарисеев с помощью придуманной ими истории, потому что не верили ни в какое Воскресение.
«Учитель, - сказали они, - Моисей написал нам, что, если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев: первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий, также и все семеро, и умерли, не оставивши детей; после всех умерла и жена. Итак, в Воскресение которого из них она будет женой? Ибо семеро имели ее женой.
Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и Воскресения из мертвых не женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божьи, будучи сынами Воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:28-38).
Хотя название «саддукеи» нечасто упоминается в истории о страданиях Иисуса, они всегда подразумеваются, когда речь идет о первосвященниках. Кайафа был главным идеологом распятия Иисуса - это исторический факт; и наверное, именно по инициативе саддукеев Христос был осужден Синедрионом.
Когда проповедь Иисуса стала приобретать все более заметный успех, несмотря на их попытки уловить его, первосвященники и фарисеи спросили в Синедрионе: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него, - и придут римляне и овладеют и (святым) местом нашим, и народом».
И именно Кайафа-саддукей дал на него ответ: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей» (Иоанн. 11:47-50).
Конечно, это означало решение передать Христа римским властям, потому что иудеи в любом случае не могли казнить Его. Так что саддукеи хотели одним ударом погубить Иисуса, возложить вину на Рим и создать видимость собственной лояльности римскому праву и порядку. И со дня этого заговора они «положили убить Его» (Иоанн. 11:53).
***
Некоторые исследователи считают, что осуждение Иисусом фарисеев несколько преувеличено в Евангелии от Матфея. Оно было написано, по-видимому, в то время, когда христиане из иудеев разделились на две группы вследствие разногласий о том, в какой степени язычникам следует соблюдать Закон Моисея.
Одни считали, что христиане из язычников должны соблюдать весь иудейский Закон и принимать обрезание. Другие же не соглашались с этим требованием, считая, что язычникам вполне достаточно соблюдать заповеди Иисуса. Похоже, что разные взгляды авторов Евангелий нашли отражение в том, как они описывают полемику между Иисусом и фарисеями.
Алексей ХАРЛАМОВ