Оживление души.Мы рождаемся встроенными в мир, настроенным на него. Достаточно посмотреть на ребёнка, насколько он естественен в своих желаниях, в проявлении чувств и эмоций. Дети чувствуют мир, чувствуют людей – они в постоянной сонастройке с окружающим.
Мы с вами были детьми, и были точно такими же чуткими.
Мы повзрослели, и с нами произошло нечто, что эту настройку сбило. Мы перестали быть гибкими, спонтанными, искренними. Стали сдержанными, рассудительными, благопристойными. Более функциональными. Менее живыми. Однако взросление вовсе не означает омертвение (а как ещё назвать это состояние, когда перекрывается естественное течение жизни?).
По-хорошему, взросление – это наработка навыка, когда через сонастройку с миром можно не только отслеживать его состояние – как это делают дети – но и принимать соответствующие решения, чтобы им управлять. Управлять в той его части, которая в нашем ведении, и тонкое чувствование, кроме прочего, показывает нам границы этого ведения. Если не ведомо – не лезь!
Но мы лезем – давать советы и примеры, судить и осуждать, критиковать и подхваливать. При этом очень даже уверены, что причиняем той, второй, стороне добро. А чувствование другого человека – не на уровне эмоций, а глубже, на уровне того, что его заботит, что у него болит, что его волнует – нам кажется чем-то из сверхвозможностей, экстрасенсорикой с телепатией. А ещё есть интуиция – такая необъяснимая штука, которая у некоторых иногда срабатывает.
В традиционной культуре такое чувствование развито достаточно сильно, причём на бытовом уровне. В русской культуре – тоже, и язык сохранил это знание, называя «ответственный орган»: «Сердцем чую, что-то тут не то!», «Душа у меня к нему не лежит», «Чёрная у него душа», «Светлой души человек», «С души воротит».
Душа – вот то «место», которое и которым человек «чует». Вот через что он настаивается на окружающий его мир и живёт с миром в ладу.
К сожалению, в нашей цивилизации с душой не всё в порядке. Не стану сейчас лезть в дебри христианской религии, которая стержнем держит все эти процессы – я всё-таки мало оцерковлeнный человек и к православию отношусь больше, как к архитепической части российской культуры. Возможно, в христианстве есть некие глубины духа, которые мне не видны на уровне церковных служб. Я вижу всё больше твёрдые тарифы на церковные услуги и игнорирование священнослужителями церковных правил (Например, сдача под концерт зрительного зала в Храме Христа Спасителя за неслабую сумму в самый разгар строгого поста, когда все развлечения церковь не приветствует). Возможно, там действительно что-либо знают про душу, раз пекутся о её спасении. Но делают это, ОТДЕЛЯЯ душу от ТЕЛА. То есть, объявляя телесные желания и проявления запретными, греховными, плохими…
А между тем, где живёт душа? В теле. И только через телесные сигналы она может дать о себе знать. Ведь как бы не стремилось вверх дерево, без хорошо развитой корневой системы оно обречено…
Церковь согласна, что душа – есть, говорит, что она – божественная суть, являющаяся в этот «грешный мир». Вот вам ещё одно программное убеждение: мир грешен, плох, опасен для души. При такой картине мира получается, что бедная душа держит оборону, сражаясь и с грязным миром, и с грязным телом, а любовь, радость и красота – она где-то там, на небесах. Или в храме.
Я не знаю, зачем церкви такая картина. Я не знаю, каким был мир в то время, когда пришло христианство. Я не знаю, каким было первохристианство – до наших дней дошла «улучшенная версия». Поэтому я не берусь судить и опровергать эти, базовые даже для атеистов, убеждения – они встроены в бессознательное.
И всё-таки, церковь хотя бы признаёт существование души. Воинствующий материализм, на ура принятый большевиками, пошёл ещё дальше: было объявлено, что и души нет. Нельзя пощупать-взвесить-измерить? Всё – химера, миф, «опиум для народа». Вынув из советского человека душу, ему начали прививать СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, сливая в зияющую пустоту лозунги и плакаты. При этом и тело у человека тоже отняли. Окончательно. Оно стало принадлежать государству, и потому не имело право ни на что, кроме как на производственные отношения (Мне достаточно лет, чтобы помнить – в нашей стране секса не было. Была семейная жизнь и «связи, порочащие моральный облик коммуниста (комсомольца)» И это в довольно мягкие брежневские годы!).
Тела нет, душа игнорируется… Общество стало состоять из «головстиков» без тела (помню, как в журналах рисовали человека будущего: раздутая голова на тонком рахитичном тельце). И даже язык это отразил: Со-знание вместо Со-чувствия. Совместное знание и совместное чувствование…
Зачем так делалось, я увидела. Когда человек перестаёт чувствовать себя, своё тело, он перестаёт чувствовать мир. Мир живой, он меняется каждый миг, каждую секунду. И когда я мир ЧУВСТВУЮ, то и я каждую секунду, каждый миг меняюсь, подстраиваясь под эти изменения, чтобы быть с ними в ладу. И если с миром что-то не так (точнее, с людьми, которые пришли ко мне из этого мира, с поступками, к которым, я чувствую это, «душа не лежит»), я могу принять решение, что же мне делать дальше, как действовать. То есть, идёт разделение управляющих моей жизнью процессов: часть решений я принимаю бессознательно, опираясь на сигналы тела-души, часть – сознательно, подключая разум и решая, что мне делать в ситуации, которая требует РАЗРЕШЕНИЯ ( в смысле «разруливания»).
Но что происходит, когда тела «нет»? Когда сигналы от него блокируются и в расчёт берётся только разум? Тогда нет тонкой и быстрой подстройки к меняющемуся миру – через разум этого не сделать. Разум – нечто вроде компьютерного процессора, где сигналы отцифровываются и переводятся в двоичную систему. В голове это выглядит как «правильно-неправильно», причём правила устанавливает кто-то со стороны. Не я сама, исходя из движения моей души, потребностей тела и учёта сонастройки с потребностями и движениями окружающего мира, а некто более умный, старший, умудренный (родитель, учитель, вождь), который больше меня знает и заставляет делать именно так. Даёт мне РАЗРЕШЕНИЕ ( в смысле позволения)
На самом деле, как мне видится, и это вполне полезное состояние, но только в период взросления, когда ребёнок учится сонастраиваться с миром и понимать, что он – не единственный человек, есть и общество со своими целями, задачами и потребностями. И некто старший, разрешающий поступать так, позволяет ребёнку получить свой урок, но и при этом несёт ответственность за его поступки. Но когда в этом состоянии задерживают всю страну (как, впрочем, и европейскую цивилизацию) – получается хронический пожизненный конфликт между «хочу» и «нельзя», куда уходит вся сила, изначально предназначенная для радости от жизни. Отсюда – суета в следовании чужим целям, хондрозы и кифозы от зажима в теле собственных желаний и жизнь не как процесс, а как результат, за который кто-то ВЕЛИКИЙ поставит оценку. (Причём в разряд последних может попасть сосед или приятель, раз им по силам испортить мне радость, чего-нибудь моё раскритиковав)
Сейчас очень популярной стал фильм «Секрет», написанный на его основе книжки (это для гуманитариев) и теория Трансерфинга Вадима Зеланда (которая о том же, но для технарей). Эти фильмы-книги возвращают понятие души, причём делают это приемлемым для «головного» человека способом: рассуждая, рисуют картину мира, где душа на равных с разумом решает, как жить дальше. Зеланд ещё даёт понятие маятников – неких штук, куда, собственно, и уходит созидательная энергия наших душ, которая изначально должна бы идти нам на радость (о, вылезло словечко «тебе на пользу», тоже хорошее слово «из головы», отсекающее естественные желания тела). Так вот и Трансерфинг (успешно запустивший собственный маятник и получивший толпы приверженцев), и «Секрет» собственно о том же, о чём наши предки знали безо всяких теорий, выразив всю эту философию в простой поговорке: «Как аукнется, так и откликнется».
Если «аукаем» только из головы, старательно следуя надиктованным кем-то правилами, скорее всего «откликнется» как-то криво – или не так, или не оттуда, или не про то. И «аукнувший» остаётся раздосадованным, огорчённым, виноватым, разозлённым – каким угодно, только не радостным от хорошо сладившегося дела. А всё потому, что только через голову, одновременно анализируя сделанное, просчитывая пути наступления-отступления, варианты развития событий, что люди скажут, чем платить, за что ответить, как оправдаться, где искать виноватых – фиг аукнешь. Я тут не солистка, я тут голос в каком-то хоре, и не факт, что ведущий. И ауканье больше похоже на перебранку, и за результат отвечать мне.
А вот когда «Ау-у-у!» – из состояния открытой души, когда ну вот хочется именно сейчас аукнуть именно туда и именно так – без объяснения причин и ожидания результата – тогда я солистка. И меня слышат. И отвечают мне так, как действительно надо мне. Моей душе.
И тогда происходят удивительные совпадения. Невероятные встречи. Неожиданные подарки. Жить становится радостно и интересно, потому что мир, оказывается, другой.
Не злой. Не равнодушный. Не грязный. Он просто есть. И я в нём есть. И настраиваюсь на него так, как могу. И вижу то, что могу увидеть и заметить.
Так вот, про настройку.
Сегодня существует множество методов работы с телом: йога, цигун, рейки, «огненный цветок» Калинаускаса, энергетическая гимнастика различного рода. Лично я, в прошлом тот ещё «головастик», к своему телу вернулась через цигун. И все эти методики хороши тем, что, как минимум, меняют вдолблённую в школе естественно научную картину мира, раздвигая его границы гораздо шире «умственного восприятия». Но про душу в этих практиках говорится как-то не очень внятно – может, потерялся этот образ в переводе с китайского? Зато хорошо объясняется про энергетические центры (чакры) и потоки. Все три центра в человеческом теле (в йоге чакр больше, но и они делятся на три основные группы) эти учения выстраивают в одинаковой последовательности: сначала нижний, затем средний, затем – верхний. Сначала центр телесной энергии, которая даёт жизнь. Здесь живут простейшие ощущения: хочу-не хочу есть, пить, совокупляться, утеплиться, охладиться . Затем – сердечный центр, который обогащает телесные ощущения чувствами и душевной любовью: хочу поесть, дождавшись тебя, хочу попить, но из берестяного, своими руками сделанного ковша, хочу заняться сексом именно с тобой. Затем третий центр – там, где разум, интеллект и предвидение: Не обижу ли я тебя, поев в одиночестве? Можно ли показать эту дорогу к ручью чужим людям? К чему приведёт наша связь? Именно так центры развиваются-раскрываются, когда человек приходит в гармоничное состояние.
Эта вот картина триединства прослеживается и в религии. Святая троица, отец-сын-святой дух, которая суть – один человек, чем не нижний центр, откуда исходит жизнь (отец), средний откуда исходит любовь (Христос) и верхний, который связан с высшими сферами (святой дух)?
В русской традиции тоже есть видение трёх центров (медного, серебряного и золотого царства). Кажется, у Мешалкина в комплексе славянской здравы я прочла о таком вот видении развития центров и взросления человека.
Нижний центр – ЖИТЬ. Пока у человека развит только он, он находится в состоянии жити – просто живой, и всё. Видит только себя (По ощущениям, ребёнок в возрасте до пяти лет).
Средний центр – ЛЮДЬ. Когда у человека развиты оба этих центра, он может видеть не только себя, но и других людей, взаимодействовать с ними (по ощущениям – от 5 лет и лет до 18-ти, если всё в порядке со взрослением).
Верхний центр – ЧЕЛО. Когда открывается и этот центр, (разные стадии, вплоть до просветления в старчестве), Человек и становится собственно человеком, способным взаимодействовать с другими людьми, опираясь на свои и учитывая их желания. Он видит при этом общий узор своих связей людьми, их причины и следствия и умеет составлять этот узор, который, собственно, и есть осознанная жизнь. Та, которая позволяет выбирать в пространстве вариантов, как у Зеланда. Та, которая позволяет посылать запрос Вселенной и получать оттуда желаемое, как в «Секрете». Та, которая, которая откликается ровно так, как аукалось.
Тяга к такой, разумной, одушевлённой и одухотворённой жизни, во всех нас очень сильна. Она узнаётся, как нечто истинное и изначальное, как некая цель, ради которой душа, собственно, и воплотилась в этом мире. И, к сожалению, эта тяга зачастую становится тем самым крючком, на который нас ловят все те, упомянутые Зеландом, маятники. Убедившись, что жизнь, как она есть – дерьмо (напоминаю: мир – это то, что мы видим через линзы своих убеждений), люди (Да-да, Люди, те, кто развился до этого состояния. Житям и так хорошо, их и тут неплохо кормят) отправляются на поиски земли обетованной. Места, где им будет хорошо и по душе. Кто-то сбивается в секты под предводительством гуру, кормя учителя за то, что он взамен питает их ищущие любви души. Кто-то улетает в контактёрство с высшим космическим разумом, наплевав на все эти суетные земные дела… Кто-то строит дом на гектаре земли по заветам Анастасии –душевные книжки, молодец, Мегрэ. Слышала от кого-то версию, что это такая секретная разработка ФСБ, чтобы народ потянулся обживать пустующие земли. Почему бы и нет? Это лучше, чем заливать душевную тоску водкой. Но знаю пример, когда люди вот так поселились душевным сообществом, а сейчас думают-соображают, на какие деньги жить. То есть, разумному устроению жизни не научились. Но тянутся к свету.
Все мы тянемся к свету. Но опять напомню про дерево, которое не растёт без корней. И листья вырастают на ветках. В одном из интервью Андрей Минченков, очень сильный, на мой взгляд, психолог и осознанно живущий человек (что не всегда причина и следствие) сказал, что невозможно взлететь из скрюченного состояния. Не получится подпрыгнуть в небо, если не умеешь твёрдо стоять на земле. И все гуру, ведущие к свету из грязи и боли – либо сами глубоко несчастные люди, либо манипуляторы, дёргающие своих адептов за болезненные «крючки». Какую бы веру – в пришельцев с Сириуса, ангелов Седьмого дня или великих богов Верхнего мира – они бы не проповедовали.
Невозможно перескочить из Медного царства в Золотое, не пройдя Серебряное. Не получится дорасти до Чела, не взрастив свою Людь, не развив этот сердечный центр, не дав ему жизни. Пока душа скручена от боли или недостатка любви, она плохой советчик. И мы рискуем, в поисках утраченных истин и целей, продолжать болтаться на чужих маятниках, скармливая им свою жизненную силу (Ха, а вот и слово карма вылезло. Не решая задач в этом воплощении, мы переводим их в разряд кармических и тащим с собой в следующую жизнь).
Так как же привести себя в человеческое состояние, не застревая многочисленными «крючками» в не менее многочисленных «маятниках»? Можно через духовные практики, или через психотерапию. В обоих случаях – держа целью не столько «улететь», сколько распрямиться. Не столько сбежать из опротивевшего социума, сколько найти себя в нём. Вернуть свою цельность любыми, по счастью, уже хорошо известными, способами.
Абсолютное большинство нынешних психотерапевтических методик, типа гештальта, психодрамы или телесно-ориентированных техник, заимствованы у западных авторов, переведены с нерусского на русский и, как это нередко бывает с переводами, переиначивают знакомые и узнаваемые образы, придавая им сложные, требующие особого изучения, смыслы. То же самое с духовными практиками, пришедшими из другой культуры – чтобы освоить их глубоко, потребуется выучить китайский-японский-и так далее язык. Язык культуры, откуда пришла практика. Ведь, а душа общается через образы, которые несёт язык. Поэтому мне самыми подходящими в исцелении души видятся традиционные славянские практики. Там – те же смыслы, что ведают западные адепты, передаются в простых, знакомых, с детства привычных словах.
Русская народная культура психотерапевтична, причём в самых знакомых, с детства привычных проявлениях! Достаточно чуть пройти за привычные формы, «копнуть» вглубь – и душа отзывается узнаванием. То же рукоделье, к примеру – абсолютная медитация, когда «отцифрованная» голова замолкает, а руки и глаза творят некий образ, откликаясь на движение души. Народное пение – не кокошники на сцене, а то, которым ещё владеют в деревнях или в казачьих станицах – даёт потрясающее очищение души и прямую передачу образов (да, да, я про телепатию). Хороводы – не в детском саду под ёлкой, а настоящие, для взрослых людей – дают опыт телесного резонанса и общей сонастройки сознания.
Есть в традиции и приёмы работы с тем, что сегодня называют психотравмами развития. Или, если по-русски, с душевной болью, которая, не прожитая и не отпущенная душой, становится той самой помехой, которая застит мир. И застревает в теле, омертвляя и его тоже. (И тогда мы сбегаем от этой боли в интеллект, в голову). Они сильные и очень действенные. А главное – дают возможность самостоятельно, без частых походов к психологу, разбираться с помехами.
Знаете, это не очень быстрое дело – разобраться с ними со всеми. Да и сразу со всеми разобраться не получится – слишком много слоёв уложено. Но если хотя бы начать чувствовать своё тело и узнавать состояния «помешательства» (то есть, когда очередная помеха вышибает из состояния цельности) – это уже очень большой шаг вперёд. Или вверх – кому как нравиться.
Опубликована: журнал "Ваша Светлость" № 1 (15-16) 2010г.