Максимум Online сегодня: 1367 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371368 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 23 12 2024, 16:21:14

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 | Вниз

Ответ #5: 23 09 2010, 05:56:26 ( ссылка на этот ответ )

Пастух в древней Италии

Среди рабов, занятых в сельском хозяйстве у италийского рабовладельца, пастухи занимают совершенно особое место. Они должны были резко выделяться из всей рабской семьи – и по внешнему виду, и по внутреннему складу. Остальные рабы были прикованы к тому месту, куда их забросила хозяйская воля – по расчету или просто из каприза: для пахаря, садовника или виноградаря мир был заслонен усадьбой, где они жили, и участком земли, на котором они работали. За его границами начиналась запретная зона – мир, почти такой же далекий и недоступный, как сказочное тридесятое царство. Сазерна, который не только был превосходным хозяином-практиком, но и много думал о наиболее рациональном использовании рабской силы, советовал хозяину никому не разрешать отлучаться из имения, кроме вилика, ключника и одного раба, по выбору вилика. Прикрепленные к одному и тому же месту, изо дня в день общаясь с одними и теми же людьми, с раннего утра и до позднего вечера занятые работой, втиснутые в рамки жизненного уклада, в котором один день был как капля воды похож на другой, "говорящие орудия" италийских усадеб с роковой неизбежностью тупели, грубели и опускались. Жизнь их складывалась из подневольной работы – часто ее не столько делали, сколько от нее отделывались, – из еды и сна. Если удавалось когда-нибудь вырваться, раб погружался в грубые удовольствия вроде тех, о которых говорил Горацию его раб Дав и которые составляли в жизни всю его радость. Человеку негде было  развернуться, да и стоило ли разворачиваться? Надо было обладать огромным запасом, энергии и внутренней силы, чтобы среди этого беспросветного существования ни минуты не забывать о возможности освобождения и верить в него; выбиваться из сил на чужой работе – и работать для достижения своей цели, ежеминутно быть игрушкой чужой воли – и надеяться на утверждение собственной. Большинство довольно скоро погружалось в равнодушную безнадежность; трудно только было ожидать от этих людей, чтобы они хорошо работали и доброжелательно относились к своим господам, чья воля отняла от них все, чем красна жизнь. Италийские хозяева и не обольщались на этот счет: нас достаточно убеждают в этом жалобы на рабскую работу и дисциплина, созданная для рабов, которая сводилась в конечном счете к мерам предосторожности против раба: недаром же существовала поговорка "сколько рабов, столько врагов".

Среди этого отверженного мира пасынков судьбы резко выделялась одна группа, самой жизнью поставленная в совершенно иные условия существования: это были пастухи (я имею в виду только пастухов, которые сопровождали кочевые стада, а не пасли скот при доме, каковую обязанность возлагали обычно на подростков: мальчиков и девочек).

Италийское скотоводство крупного масштаба было скотоводством пастбищным, кочевым. Эту систему скотоводства подсказывала сама природа страны, позволявшая скоту находиться под открытым небом круглый год, но только в разных местах. Равнинные пастбища южной Италии, где летом трава совершенно выгорала от солнца, давали зимой превосходный корм; нагорных пастбищах Апеннин скот находил летом приют от удушливого зноя. Огромные отары овец ежегодно совершали регулярное путешествие из Калабрии в Бруттий и из Апулии в Самний и Сабинский округ. Крупный рогатый скот зимовал обычно неподалеку от моря; летом его угоняли в горы, в места, заросшие лесом. Мулы из Розейской равнины проводили лето тоже в горах. Летние и зимние пастбища часто отстояли друг от друга на расстоянии, исчисляемом несколькими сотнями миль: Варрон, с присущей ему свежестью воображения, сравнивал их с корзинками, висящими по концам длинного коромысла – дороги, которая их соединяла. Перейти с зимнего пастбища на летнее – значило совершить медленное путешествие через добрую половину страны. Оно было богато встречами, впечатлениями – и опасностями тоже: вместо надоевшего имения, лежавшего по воле хозяина в кольце вечной блокады, перед пастухом расстилалась Италия в богатом многообразии своего рельефа, климата и природы. Чужой край, куда его забросила злая судьба, для пастуха не отожествлялся, как для других членов "сельской семьи", с имением, куда его купили: он знакомился с значительной частью Италии, знакомился медленно, в подробностях, как можно ознакомиться только при путешествиях пешком, и если это был человек, одаренный живым и любознательным умом, то у него складывался богатый запас сведений, впечатлений и наблюдений, расширявших его умственный горизонт и обогащавших его опытом, разносторонним и разнообразным. Ему приходилось вступать в сношения с самыми различными людьми: тут были и свои братья пастухи, гнавшие стада других хозяев, крестьяне деревень и хуторов, мимо которых пролегала дорога, рабы из соседних имений, откупщики государственных пастбищ и их служащие, путешественники и прохожие, встречавшиеся на пути. Иногда это бывала шайка разбойников, от которой приходилось отбиваться с оружием в руках. Когда пастухи приходили на место, в глуши затерянного далеко пастбища начиналась для них обычная однообразная жизнь. Как, однако, не походило это однообразие на однообразие жизни в усадьбе: пастух был самостоятелен, был целиком предоставлен своим силам, своей сметке, догадливости, своим знаниям – и сплошь и рядом своему мужеству. Изо дня в день стоял он лицом к лицу с природой, то ласковой, то гневной, и каждый день задавала она ему новые и новые задачи, решать которые ему приходилось, рассчитывая только на себя, на свои силы и умение. Человек, не побоявшийся вырвать овцу из страшной волчьей пасти, обуздавший взбесившегося жеребца, сумевший найти травы и лекарства, спасшие от болезни целое стадо, – такой человек естественно начинал чувствовать себе цену. Он внутренне распрямлялся; и это сознание своего достоинства, своей силы и значимости определяло его поведение. Как могло оно ужиться с рабским званием и рабской судьбой? Перед пастухом лежало два пути: об одном непосредственно сообщают наши источники, другой путь они довольно отчетливо позволяют увидеть. Первый был  путем открытого возмущения: пастух ломал надетое на него ярмо и превращался в неистового мстителя, жестоко расправлявшегося со своими обидчиками – обществом и государством. Пастухи были деятельными участниками самых страшных рабских восстаний, иногда – их организаторами и зачинщиками. В первом сицилийском восстании ведущая роль принадлежала пастухам: один из вождей его, Клеон Киликиец, сам был пастухом-табунщиком. К Спартаку сразу же присоединилось много пастухов. В начале II в. до н.э. пастухи были грозой всей Апулии: претору пришлось выступить против них с регулярным войском. Когда в правление Тиберия какой-то отставной солдат-преторианец затеял поднять восстание, он обратился с призывом прежде всего к калабрийским пастухам. Пастушья среда были спящим вулканом, который каждую минуту мог проснуться. Пастухов делало особенно страшными еще то, что в физическом отношении все они были как на подбор молодец к молодцу: слабый человек не годился для их суровой жизни, требовавшей длительных переходов, лазанья по горам, ношенья тяжестей, быстрого бега. Постоянная жизнь на вольном воздухе, периоды длительного отдыха, пища более здоровая и питательная, чем та, которую получали рабы, жившие в усадьбе, – все это еще укрепляло их, делало сильнее и здоровее. Огромная разница в физическом складе должна была существовать между этими крепышами и работниками из имений, надорванными и искалеченными постоянной, однообразной работой. Все они были вооружены: без оружия как было защитить стадо от дикого зверя или лихого человека? Пастухов сопровождали собаки – огромные, сильные животные, страшные для всякого, на кого бы ни натравил их хозяин. И эти грозные люди представляли собой крепко сплоченное общество; испытанное правило рабовладельческого хозяйства – всеми силами поддерживать рознь в рабской среде – здесь было неосуществимо: затерянные в горной и лесной глуши, пастухи, приставленные к одному стаду, должны были жить в добром согласии и полной готовности ежеминутно устремиться на помощь друг к другу. Этого требовали и хозяйские интересы. И так как кругом паслись и другие стада, так как все пастухи вели одинаковую жизнь, с одинаковыми печалями и радостями, одинаковыми трудами и опасностями, и так как некому было сознательно стравливать их между собой, то единение между ними естественно выходило за пределы одной рабской семьи, захватывая и подчиняя себе всех пастухов данной местности. При огромных масштабах италийского скотоводства число пастухов оказывалось очень большим: в упомянутом выше апулийском восстании приняли участие десятки тысяч человек. Ливий, не любивший преувеличенных цифр, сообщает, что претором было осуждено до семи тысяч человек и что многим удалось бежать. Если предположить, что осуждена была на казнь половина восставших, то и тогда число восставших окажется очень значительным – и это в одном только округе Италии. Сила была внушительной. И если рабы вообще задавали трудные задачи своим хозяевам, то задача; предложенная пастухами, принадлежала к числу самых сложных. До известной степени она была разрешена: крупное пастбищное скотоводство в Италии не прекращалось ни при республике, ни при империи.

Италийский рабовладелец давно ломал себе голову над тем, как повысить продуктивность рабской работы и обеспечить себе расположение раба. Режим, который Катон (II в. до н.э.) старательно поддерживал у себя в хозяйстве и который в основном сводился к тому, чтобы держать раба сытым, не оставлять его ни минуты без дела и давать ему как следует высыпаться, не дал хороших результатов. Меньше чем через сто лет рабовладельцу пришлось признать, что раб представляет собой нечто большее, чем рабочая скотина, которую, чтобы она хорошо работала, надо только держать в тепле и в сытости. Оказалось, что раба надо заинтересовать в работе и надо установить между ним и собой некоторые человеческие отношения. В I в. н.э. Колумелла заговорит о том, что надо прикрыть пропасть, существующую между рабом и хозяином: он посоветует дружески разговаривать с рабом и даже шутить – думается, сознательно поправляя Аристотеля. Если все эти меры оказались нужными по отношению к рабу, который жил в усадьбе в тисках вечного надзора и был только работником, копавшимся в земле, то как же надо было вести себя с пастухом, который уходил очень часто за сотни миль от дома, представлял собой фигуру гораздо более грозную, чем усадебный раб, и которому приходилось вверять целое состояние – при этом почти бесконтрольно?

Во-первых, право иметь семью и собственность, которое в имении давалось наиболее усердным и старательным рабам, в качестве награды и поощрения, безусловно признавалось за всеми пастухами. Хозяин верно рассчитал, что семья свяжет пастуха и прикрепит его к месту. Женщины сопровождали своих мужей в их странствованиях, налаживали, по приходе на место, несложное хозяйство, помогали в уходе за стадом и готовили пищу. Жизнь оказывалась для пастуха неожиданно щедрой: он мог быть уверен, что ни его подругу, ни его детей от него не отберут по первой прихоти. Больше, чем кто-либо в рабской среде, мог ощущать пастух прелесть домашнего очага: "наскоро сложенная хижина" была для него по-настоящему своим домом. Раб, живший в сельской усадьбе, обычно получал в качестве собственности некоторое количество мелкого скота. Получал его и пастух, и это сулило – с полной реальностью – свободу в недалеком будущем. Несколько штук овец, которыми он располагал, давали верный доход; пастух продавал с них шерсть, а при слабом контроле мог всегда еще кое-что добавить из шерсти хозяйских овец и увеличить свой доход за счет хозяина. Если хозяин желал получить с него очень высокий выкуп, то и в таком случае за несколько лет пастух мог набрать требуемую сумму, и надежда на свободу гарантировала хозяину старательную службу со стороны пастуха.

Кроме этих общих мер, принимаемых хозяином по отношению ко всем рабам, были еще специфические, придуманные только для пастухов. Мало было создать условия, привязывающие человека к его месту: надобно было еще подобрать людей, которые удовлетворенно приняли бы эти условия, а не продолжали бы, невзирая на кормежку, "смотреть в лес". Нужен был определенный склад характера, и недаром из всей рабской семьи только пастуха охарактеризовал Колумелла со стороны его душевных качеств – причем среди этих качеств "большая мягкость" стоит на первом месте. Варрон обронил драгоценнейшее замечание, что "не всякая народность дает людей, подходящих к пастушеским занятиям: бастулы и турдулы, например, в пастухи не годятся, а галлы очень хороши, особенно если дело касается лошадей и мулов". Турдулы выделялись среди испанских племен своей культурностью: Страбон писал о них, что "из иберов они самые образованные"; он же отмечал их мягкость и уживчивость; к концу I в. н.э. "им малого не хватает, чтобы стать  совсем римлянами". Земледельцы и садоводы, обладатели больших овечьих стад, пасшихся на полях и равнинах, они, конечно, не подходили для той суровой кочевой жизни, которая ожидала италийского пастуха. Бастулы – полудикое горное племя – страшны были самой своей дикостью, а, кроме того, как пастухи имели они дело преимущественно с козами. Галлы были превосходными конниками, страстно любили лошадей и разводили их большими табунами. Военные лошади их славились. Галл-пастух был драгоценным приобретением для римского скотовода, а сами условия италийского скотоводства позволяли свободолюбивому и гордому кельту не ощущать всей тяжести рабского ярма. Тут на помощь хозяину приходило то самое обстоятельство, которое, с другой стороны, доставляло ему столько беспокойства: это отдаленность пастуха от усадьбы и отсутствие хозяйского контроля. Пастух забывал о своем рабском положении, о котором ему почти ничто и не напоминало.

Попробуем представить себе ту жизнь, которую он ведет: после долгого и утомительного путешествия со всякими дорожными приключениями он пригонял скот на отведенное для него место. Разбивали лагерь: устраивали загон для животных и несколько шалашей или избушек, в которых можно было укрыться от непогоды и куда убирали привезенные с собой запасы еды, несложную утварь и обязательно сопровождавшую всякое стадо походную аптеку с медикаментами для людей и животных. О том, чтобы регламентировать жизнь пастуха так, как регламентировалась жизнь рабов в имении, не могло быть и речи: единственное, что предписывал им хозяин (и неизвестно еще, как это предписание выполнялось) – это пасти стадо вместе, вечером собираться на общий обед и ночевать каждому при своем стаде. Стадо – особенно, если это были овцы или коровы, – не занимало у пастуха целиком всего времени, он мог заполнять свой досуг по желанию и склонностям: песней, наблюдением и размышлениями, какой-нибудь ручной работой. Об этой внутренней жизни пастуха, развертывавшейся на просторе и без стеснения, мы знаем так мало: только жалкие обрывки и намеки дошли здесь до нас. Пастухи умели играть на простых духовых инструментах: об этом сообщают нам такие точные авторы, как Варрон и Полибий. Старый Малх, с которым в отрочестве был знаком бл. Иероним, рассказывал ему, как в бытность свою пастухом стерег он овец, распевая псалмы, вспоминая о прошлом, раздумывая над окружающим и своей судьбой. Нарисованная им картинка муравьиной жизни – если она действительно дана им, а не подправлена самим бл. Иеронимом – великолепна по выразительной силе подобранных деталей и композиционному единству. Вергилий вложил в уста своих пастухов переводы и переделки из Феокрита; настоящие пастухи, конечно, пели, и, может быть, тщательное сравнение Феокрита и Вергилия вместе с изучением пастушеской песни последующих времен в Италии даст возможность установить круг тем и технику этой древней пастушьей песни.

Среди пастухов была своя иерархия. Стадо обычно разбивалось на несколько частей (овечье – по 100 штук в каждой, так же как и коровье, лошадиный табун – по 50 лошадей), и к каждой части приставлялся один (для лошадей – два) пастух. Все они были подчинены старшему пастуху, который назывался magister pecoris. Эта фигура заслуживает того, чтобы на ней остановиться внимательнее.

Прежде всего это были не только грамотные, а в своей области просто образованные люди: животноводы-специалисты, сказали бы мы, говоря современным языком. На них лежала организация всей жизни стада, они должны были позаботиться о том, чтобы снабдить людей и животных всем, что им нужно на время путешествия и по приходе на место; они следили за всей жизнью стада, за воспитанием молодняка, вели учет доходам со стада. Под их руководством состояли пастухи и подпаски, на практике обучавшиеся у них животноводству. Они же смотрели за состоянием здоровья животных и лечили их: старый скотолечебник, представлявший собой выборку из Магона, сопровождал их во всех путешествиях. Колумелла определял их деятельность как требующую неусыпного внимания, заботы и знаний.

Ни одного имени этих старших пастухов не дошло до нас, не говоря уже об их биографиях. Мы никогда не узнаем, сколько сделали эти люди для животноводства древней Италии и, следовательно, для животноводства всей Европы. Между тем можно считать несомненным, что как выведением ряда превосходных фруктовых сортов, так и выведением превосходных пород различных животных – апулийские и галльские овцы, реатинские мулы,  апулийские лошади, белые "пекарские" свиньи – италийское хозяйство было обязано рабам-специалистам, обладавшим в животноводстве полнотой тех специальных знаний, которых, разумеется, не было у хозяина. Если старший пастух был одаренный и любящий свое дело человек, то здесь, на равнинах Апулии или в горной глуши Самния, вдали от надоедливой хозяйской слежки, он мог развернуться вовсю: стадо, порученное его надзору, становилось точкой приложения его творческой работы. Деятельности этих людей обязана была италийская ветеринария обилием и эффективностью своих лекарств, из которых некоторые дошли до нашего времени, а также отчетливой и внимательной диагностикой; сводом правил, обеспечивающих наилучшие условия для разведения стада, подбором кормов. Книги Варрона и Колумеллы, посвященные животноводству, представляют собой в значительной степени сводку векового пастушеского опыта.

* pastuh.jpg

(55.29 Кб, 642x350 - просмотрено 2378 раз.)

 

 

Ответ #6: 23 09 2010, 09:58:56 ( ссылка на этот ответ )

Профессия официант

В XIX веке в России появились трактиры и рестораны, а с ними и официанты во фраках, белых жилетках, перчатках. В трактирах клиентов обслуживали половые. Претендовали на эту должность мальчишки-крестьяне. Но вначале они некоторое время должны были поработать помощниками полового — мыть посуду, убирать, овладевать наукой подачи блюд. Самым счастливым днём в жизни крестьянина можно считать тот, когда он сам становился половым и мог надеть белую рубашку — униформу. Самое интересное, что чаевые сдавались в буфет и делились поровну между всем персоналом трактира или ресторана.…

* Половой.jpg

(31.59 Кб, 342x500 - просмотрено 2418 раз.)

 

 

Ответ #7: 27 09 2010, 15:02:01 ( ссылка на этот ответ )

Фигаро с улицы Панской

Когда-то самарские парикмахеры любили рассказывать клиентам такой анекдот. Двое молодых людей решили открыть свое дело. Оборудовали парикмахерский салон, повесили огромную яркую вывеску. Около новой парикмахерской собралась огромная толпа. Все громко смеялись, но никто в салон не заходил. На вывеске было написано: «Стрыжом и брэим» Козлов и Баранов.

Вообще, самарские парикмахеры считались признанными острословами и шутниками. Каждый салон был чем-то вроде клуба со своими завсегдатаями. Здесь узнавали последние новости, пили чай. Тут же можно было купить свежие газеты, бижутерию. Такие традиции возникли не случайно. Дело в том, что долго в Самаре не прививалось парикмахерское дело. Русские люди, берегли свои окладистые бороды, густые усы и длинные волосы. Появиться на улице с голым подбородком было также немыслимо, как без брюк. Длинные волосы считались признаком мужественности, силы.
До середины XIX века цирюльники стригли в основном солдат, да и то без всяких хитростей: «чик-чик и под ноль». Горожане же сами подравнивали свои «космы». Обращаться к посторонним людям считалось чуть ли не грехом. Хочется напомнить, что у славян- язычников было принято наводить порчу, сжигая волосы врага и произнося при этом заклинания. Возможно, поэтому самарцы тщательно следили, чтобы отрезанные волосы не попали в чужие руки.
И вот в 1863 г. в Самару прибыл известный европейский парикмахер француз Эдмонд. Он открыл в центре первую настоящую парикмахерскую. В «Самарских губернских ведомостях» читаем: «Парикмахерская чистая, со столичными ценами». Эдмонд привез с собой духи, одеколон, лосьоны, туалетную воду лучших парижских фирм. Он был непревзойденным дамским мастером. Однако желающих постричься по европейской моде или сделать укладку оказывалось мало. Парикмахер вынужден был специализироваться на изготовлении париков и шиньонов. В летние месяцы мастер обслуживал клиентов на волжских пристанях и пароходах. Французу было трудно в Самаре, но он начал это непростое дело и оно нашло продолжателей. Парикмахерских становилось все больше, и жители привыкали ежемесячно посещать эти салоны. Госпожа Клецкина открыла на улице Николаевской салон «Дамские моды». Свои мастерские имел Штеинберг на ул. Саратовской, Панской; Литвинова на Саратовской ул., Войде на Предтеченской улице между Соборной и Троицкой. Хозяева заведений, поработав некоторое время парикмахерами, становились настоящими предпринимателями. Они нанимали мастеров и подмастерьев, которые и обслуживали клиентов.
В исключительных случаях, когда в парикмахерской появлялся какой-нибудь известный купец или государственный муж, хозяин сам брался за ножницы, не доверяя это дело своим ученикам. Любого клиента обслуживали предельно вежливо. Его спрашивали: «Изволит ли он сам подобрать себе фасон прически из европейских альбомов с фотографиями или положиться на вкус мастера?»
Надо сказать, что в эпоху формирования рыночных отношений лицо человека, а значит, и прическа играли огромную роль. Каждый социальный слой носил свою прическу. И по ней можно было судить об общественном положении любого гражданина. Интеллигент носил бородку, пенсне, и волосы укладывались так, чтобы лоб был открытым, а форма головы подчеркивала рассудительность, знания и внутреннюю глубину. Государственные деятели часто носили бакенбарды, усы, чтобы подчеркнуть строгость и важность. При этом пожилые чиновники иногда сбривали волосы наголо. Человек с такой прической внушал особое уважение, а облаченный в генеральский мундир мог привести даже в трепет. Купцы носили часто широкие окладистые бороды, идеально ровные и расчесанные. Вся их прическа подчеркивала мужественность и решительность. Мещане и рабочие стриглись «под горшок», иногда украшая себя большими чубами. Хулиганы-горчишники носили челку, нахально вылезавшую из-под картуза.
Самыми высокооплачиваемыми мастерами, получавшими за работу больше целкового с клиента, считались те, кто мог в прическе выразить характер и профессию посетителя.
К 1911 г. в Самаре открылось уже 20 парикмахерских. К этому времени в мастерских использовалась самая современная европейская техника, включая электробритвы и электрозавивки. Хотя, конечно, мужчины предпочитали традиционную опасную бритву.
Ну а дамы продолжали приглашать мастеров на дом - слишком уж замысловатых причесок требовали женские головки...

Ирина Демидова


 

 

Ответ #8: 27 09 2010, 18:21:23 ( ссылка на этот ответ )

История возникновения профессии стоматолога

Проблемы с зубами у человечества были всегда. Подтверждением этому являются упоминания о болезнях зубов и в древних китайских записях, и в египетских, а в греческих трудах имеются даже целые тома, посвященные болезням зубов и лечению зубов.

В частности, проблемой лечения зубов вплотную занимался Великий Гиппократ. Много уделяли внимания лечению зубов арабы на Востоке, а с 15 века стоматология начинает укореняться и в Европе.

В Россию медицинская наука о лечении зубов добиралась с трудом. Есть такой факт, что в 1850 году в огромной Москве было всего 23 стоматолога, причем 19 из них – иностранцы.

Однако со временем зубные врачи в России стали пользоваться большей популярностью, и количество их стало расти. Открылись школы по обучению стоматологов, стоматологические общества, а затем и кафедры в академиях и университетах. Сейчас профессия стоматолога в мире крайне востребованная и высокооплачиваемая, особенно в частных клиниках.

 

 

Ответ #9: 06 11 2010, 16:17:38 ( ссылка на этот ответ )

Колдовские профессии

Издавна представители некоторых профессий, требующих особых умений и удачливости, считались колдунами. Вера в магические силы пастухов, кузнецов и мельников была распространена в России, Европе, Скандинавии, Азии и Африке, она была всеобщей и не вызывала сомнений.


Пастухами часто назначались самые слабые, иногда – умственно отсталые. Как же мог деревенский дурачок или хилый мальчишка приводить домой стадо целым, несмотря на враждебных лесных духов, диких зверей и лихих людей? Народ был уверен: всё дело в том, что пастухи знают тайные заклинания, помогающие находить потерявшийся скот, обманывать лешего, отпугивать зверей и разбойников. В России, например, существовало огромное количество пастушьих заговоров и обрядов. Вроде обрядов «замыкания» стада (который действительно иногда проводился с замком). Пастух будто запирал животных внутри невидимого пространства, откуда им не было выхода, а чужим не было туда входа. Ещё было заклинание против лешего, «спуск» или «отпуск», которое не давало заблудиться ни пастуху, ни его стаду.

Также считалось, что постоянно живущие на природе пастухи умеют насылать порчу и лечить болезни, менять погоду и обращаться в животных. В Европе их иногда преследовали как оборотней, но чаще пастухи были окружены почтительным уважением и к ним обращались за помощью. В том числе – за приворотными зельями.

Кузнецы, как люди, имеющие власть над стихией огня и знающие тайны металлов, также считались у многих народов магами или жрецами. Например, у малайцев и скандинавов. Кузнецы умели заговаривать оружие и сельскохозяйственные инструменты. Они ковали особые гвозди и подковы, защищавшие владельцев от нечистой силы и воров. Кроме того считалось, что кузнецы умеют лечить (особенно нанесённые оружием). В языческие времена у некоторых народов именно кузнецы заключали браки.

Почему-то народная молва невзлюбила мельников. Они почти во всех северных странах считались колдунами, связанными с водяным и русалками, и при этом – именно чёрными колдунами. Считалось, что они насылают порчу на людей и скот, а также обращаются в волков и воронов, вредя окружающим и воруя детей. В Европе существуют сотни сказок о «чёрном мельнике» и его тёмных делишках. Хотя, трудно себе представить более безобидную работу, чем молоть муку.

magialady.ru

 

 

Страниц: 1 2 3 | ВверхПечать