Максимум Online сегодня: 1190 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371202 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 21 12 2024, 20:45:29

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 ... 7 | Вниз

Опубликовано : 21 07 2008, 02:11:27 ( ссылка на этот ответ )

Рим [Rome] называют Вечным городом. Стала крылатой фраза «Все дороги ведут в Рим». Он стал символом не только города, но и целой империи; «Второй Рим» — Константинополь и «Третий Рим » — Москва считали себя преемниками его величия. Наполеон сказал о нем: «История Рима — история всего мира».
Рим стал своеобразным символом символов. Будь то античное язычество или христианство, столицей религиозной жизни был именно Рим. Семь холмов, на которых, согласно историку Варрону, стоял древний город, стали знаком столицы — и их аналоги с тех пор находят и в других стольных городах, в частности, в Москве. Рим стал родиной «республики» и «империи», «форума» и «цирка», «армии» и «триумфа», современных форм общественной жизни, управления государством, военного дела и градостроительства. Рим — это город, через который проходит вся история европейской цивилизации: от легендарного Энея, троянского царевича, через античность и средневековье — к блистательному Возрождению и причудливому барокко. Город Колизея и Ватикана — двух вех европейской культуры.
Согласно древнему мифу, город основали братья-близнецы Ромул и Рем, вскормленные волчицей (два ребенка и кормящая волчица в наше время являются символом города). В эпоху Августа этот миф был несколько потеснен версией о происхождении римлян от троянцев, спасшихся из гибнущей Трои.
Римские историки мифологизировали планировку города: Варрон заменил термин setti montes, «межхолмов» термином septi montes, «семь холмов» — так возникла легенда о городе на семи холмах, на которых якобы построен Рим (это утверждение соответствует действительности разве что с большой натяжкой).
Сакрализация распространялась в Риме буквально на все: например, существовало множество богов, одноименных абстрактным понятиям (Юстиция и др.), культ которых отправлялся представителями соответствующих профессий. Имперский Рим был государством, где обожествлялись реальные люди — каждый император после смерти считался богом (именно в нежелании отправлять культ обожествленного императора была вина христиан, погибавших за это на арене цирьков).   Родословная   выдающихся деятелей подвергалась мифологизации — Юлий Цезарь был объявлен потомком мифического Юла, сына Энея, при том, что сам Эней был сыном богини Венеры.
Изначально располагавшийся на холмах Капитолии, Палатине и Квиринале, Рим к началу нашей эры уже насчитывал около полутора миллионов жителей. Сердцем Рима во все времена был центральный форум, Форум Романум. Изначально форум — площадь и рынок — центр общественной жизни, впоследствии «форум» стал нарицательным обозначением для любого собрания. На форумах нередко возводили базилику — прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. На главном форуме Рима их было три — базилики Эмилия, Максенция, Юлия. Здесь происходили судебные заседания, вели свои дела торговцы и менялы; здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма. На Форуме Романум находился также храм Весты и дом ее служительниц — весталок. Веста была не просто богиней домашнего очага — она была покровительницей священного огня, с которым связывалась удача Вечного города. Поэтому ее служительницы обладали большой властью, впрочем, скорее сакральной, чем политической. Например, во время «царского» периода римской истории считалось, что именно Веста наделяет царя могуществом, которое символически передают ему весталки. Облекая весталку властью, римский закон требовал от нее соблюдения девственности на протяжении всего срока служения (в разные эпохи он был пожизненным или ограничивался рядом лет); за нарушение запрета, равно как и за угасание горящего в храме священного огня, весталку ждала мучительная смерть. На главном форуме Рима стояли две триумфальные арки — Септимия Севера и Тита. Изначально триумфальная арка — это ритуальные ворота, чем которые победитель въезжал в город. Со временем символическое значение все больше уступало политическому, рельефы на арках становились зримым выражением могущества Рима.
Рядом с Римским Форумом располагается Колизей — самый известный из сохранившихся цирков. Видимо, поединки гладиаторов произошли от древних ритуальных поединков на могилах знатных людей. В римском цирке поединки превратились в публичное кровавое зрелище — бой гладиаторов или казнь (как, например, травля христиан зверьми). Римский Колизей, построенный при Флавиях в 75-80 годах, вмещал до 50 тысяч зрителей, которые рассаживались по четырем ярусам в зависимости от их социального статуса.
Среди множества римских храмов стоит отметить один — храм Всех Богов, Пантеон. Веротерпимость имперского Рима по отношению к языческим культам была исключительной, и возведение Пантеона стало символом объединения всех религий в Риме, подобно тому, как Рим соединил в себе все народы. С точки зрения архитектуры Пантеон знаменит своим куполом, диаметр которого равен высоте храма.
Особое место в религии Древнего Рима занимал императорский культ, санкционированный Октавианом Августом. Посмертное (а отчасти и прижизненное) обожествление Августа привело к возведению грандиозного мавзолея (около 90 метров в диаметре) на Марсовом поле. Мавзолей состоял из двух мощных концентрических стен и насыпного холма с вечнозелеными деревьями; возможно, сооружение венчалось статуей Августа. На Римском Фору¬ме был построен храм Августа, а так-же его приемного отца Юлия Цезаря и мифической прародительницы — богини Венеры. По словам историка Светония, Август «так украсил Рим, что по справедливости мог хвастаться, что, приняв его кирпичным, оставляет его мраморным». Уникальным государством внутри города является Ватикан — резиденция римского папы. Государ-ственная граница ограждает терри¬торию в 44 гектара (загородная вилла римского папы больше); Ватикан чеканит свою монету (досто-инством в 500 и 200 лир), имеющую хождение на территории Италии; до 1976 года у Ватикана была собственная армия (на настоящий момент главу католической церкви охраняют сто солдат швейцарской гвардии). По типу общественного устройства Ватикан является теократической монархией.В Ватикане находятся католические университеты, многочисленные семинарии, готовящие священников, а также органы управления многих религиозных орденов. Частично они помещаются внутри микроскопического государства, частично являются его экстерриториальными вла-дениями.
Главная святыня Ватикана и всего католического мира — собор святого Петра, история которого является отражением истории христи-анского Рима. Святой Петр был распят при императоре Нероне; император Константин возвел над его могилой базилику. Когда римские папы были вынуждены перебраться в Авиньон, эта церковь пришла в такой упадок, что ее невозможно было реставрировать. Поэтому папа Юлий II в 1503 году поручил архитектору Браманте разработать проект храма, равного которому нет и не будет в мире. Строительство потребовало 176 лет упорного труда, и, наконец, почти семидесятилетний Микеланджело, вернувшись к первоначальному проекту Браманте, придал зданию тот вид, что оно имеет и поныне: греческий крест с высоко вознесшимся в небо куполом. Собор был завершен после смерти великого мастера.
И по сей день собор святого Петра остается самым большим като-лическим храмом в мире. Внутри него на полу есть специальная «линей-ка», на которой отмечены размеры других известнейших соборов, в частности, парижского Нотр-Дам. Так символически главный храм включает в себя все другие. Изнутри собор предстает анфиладой великолепных просторных залов, словно это ансамбль вместительных церквей. Главный алтарь установлен над могилой святого Петра. Перед ним день и ночь горят 95 лампад.
По всему периметру собора идут многочисленные капеллы, самая знаменитая из которых — капелла Пьеты, где стоит статуя Микеланджело «Пьета» (1499-1500), пред-ставляющая Деву Марию, оплаки-вающую Христа.
На фасаде храма выделяются девять балконов, один из которых называется Лоджией Благословения — с него римский папа обращается к верующим, собирающимся на площади святого Петра на Пасху.
Собор является местом сохранения множества святых реликвий. Кроме мощей святого Петра это мощи Иоанна Златоуста, в другом приделе — мощи Григория Богослова, которые перенесли в Рим из Византии во время крестовых походов; глава святого Андрея и глава святого Луки, мощи святого Симона, святого Иуды и святого Матфея. В соборе хранится и железо копья страдания Христова, а также два больших куска дерева, которые почитаются как частицы истинного Креста Господня. Эти общехристианские святыни делают собор местом паломничества не только католиков, но и христиан всех церквей.
Мировую известность имеют фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. Они были написаны великим мастером по поручению папы Юлия И, в память его дяди — папы Сикста IV, по воле которого капелла и была возведена. Плафон представляет девять композиций со сценами из Ветхого Завета, начиная с сотворения мира. Микеланджело изобразил Творца мощным старцем, который проносится над мирозданием, создает мир, прикосновением пальца пробуждает к жизни Адама. В своих грезах Микеланджело создал как бы свой мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением.
Спустя четверть века Микеланджело написал в алтаре капеллы фреску «Страшный суд». Библейский образ художник трактовал как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу фреске нет образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в то, что человек является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показал человека беспомощным перед лицом этой судьбы. Написанная им фреска — воплощенная мысль о том, что Рок властвует над миром. Эту идею трудно назвать христианский, и недаром еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд».
Роспись громадного свода потре-бовала от Микеланджело титаниче-ского труда. Недаром в одной драматической хронике Макиавелли говорит Микеланджело: «Я умру, и мои творения умрут, тогда, как вы будете жить вечно. Вы переживете ваши создания, потому что были богом в минуты вашего творчества».
Язычество и христианство, античность и Ренессанс неразрывно переплелись в образе Рима — именно папскому двору мы обязаны возможностью любоваться многими произведениями античной (и, следовательно, языческой) скульптуры: «Лаокооном», «Аполлоном Бельве-дерским», «Апоксиоменом» Лисиппа, «Афродитой Книдской» и «Тремя грациями».

* 89.jpg.jpg

(26.1 Кб, 250x168 - просмотрено 5188 раз.)

* 050.jpg.jpg

(37.77 Кб, 250x187 - просмотрено 5098 раз.)

Последнее редактирование: 21 07 2008, 02:28:33 от Колючка

Красота - спасет мир, по-любому!

 

 

Ответ #1: 29 09 2008, 07:53:00 ( ссылка на этот ответ )

ВАТИКАНСКИЕ РЕЛИКВИИ: собор Святого Петра

Несмотря на свою скромную территорию, Ватиканское государство владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками, ювелирами и скульпторами. В Ватикане собрано такое количество поистине сказочных сокровищ, что нужно потратить многие годы, чтобы насладиться и налюбоваться ими. Недаром в своих «Прогулках по Риму» французский писатель Стендаль отмечал: «Проходя мимо произведений, подписанных знаменитыми мастерами, мы испугались их количества и бежали из Ватикана; удовольствие, которое он предлагал нам, было слишком серьезно».

Одной из достопримечательностей Ватикана является собор Святого Петра, сокровищница которого хранит величайшие шедевры мирового искусства. Главной святыней собора является исповедалище (гробница), в которой хранятся мощи первоверховного апостола Петра. После смерти Святого Петра Анаклит, его второй преемник, повелел поставить подземную комнату, в которую и были положены святые мощи. В ней же собирались первые христиане для отправления своих благочестивых молитв и церемоний.

В исповедалище Святого Петра ведет мраморная лестница, бесчисленные лампады собора освещают спуск в подземелье. Спуск этот окружен мраморной решеткой, но сама гробница всегда закрыта: богомолец может только преклонить колени перед ней. В просветах решетки взору его открывается бронзовая дверь подземного святилища, а перед нею коленопреклоненная статуя папы Пия VI. Сами же святые мощи апостола Петра скрыты от взоров.

Кроме мощей первоверховного апостола, в соборе Святого Петра находятся и другие святыни. В одном из приделов верхней церкви покоятся мощи Святого Иоанна Златоуста, в другом приделе — мощи Григория Богослова, которые перенесли в Рим из Византии во время крестовых походов. Здесь же покоятся и мощи папы Григория Великого. С обеих сторон главной ветви креста в соборе расположены богатые приделы, украшенные мрамором, мозаикой и бронзой. Между ними помещаются гробницы римских пап.

В мире нет, наверное, другого такого собора, который бы славился таким количеством мощей и святынь. В нем сохраняются глава Святого Андрея и глава Святого Луки, тела Святого Симона и Святого Иуды, Святого Матфея и Иоанна Златоуста.
В соборе Святого Петра сохраняется и железо копья страдания Христова, которое раньше находилось в Константинополе. В 1492 году оно было прислано римскому папе Иннокентию VIII султаном Баязетом. Этим подарком султан хотел склонить папу на свою сторону, чтобы тот не оказывал помощи его брату Зизиму для вступления того на константинопольский престол.

В прошлые времена некоторые уверяли, что копье страдания находится в Париже (по другой версии — в Нюрнберге). Но папа Ламбертини в своем послании «О почитании во святыне», доказал, что в Париже находится только кончик копья — его острие, отломленное от находящегося в Риме.
В соборе Святого Петра сохраняются два больших куска дерева, которые почитаются как частицы истинного Креста Господня.
В старинных описаниях собора Святого Петра рассказывается о хранившихся в нем сокровищах и украшениях, число которых постоянно пополнялось за счет даров императоров и пожертвований паломников. Многие из них были утрачены, так как за долгие столетия собор неоднократно подвергался разграблению. Часть ватиканских сокровищ была передана армии Наполеона по договору, включенному в 1797 году с папой Пием VI.

В сокровищнице Святого Петра хранится позолоченный серебряный крест VI века, украшенный драгоценными камнями. Этот древнейший крест подарил Ватикану византийский император Юстиниан II. Гиацинты, аквамарины, яшма, изумруды, агаты, вставленные в это крест, сначала были обрамлены крупными восточными жемчужинами, но позднее они пропали.

Первоначально кресты делались небольшими и только из золота. Затем их стали украшать драгоценными камнями, а для религиозных церемоний создавать кресты больших размеров, чем обычные нательные, чтобы придать обрядам величие и пышность. Драгоценные камни — плоско ограненные или в форме кабошонов — вставляли в оправы, выступающие над поверхностью самого кресла, и зажимали металлическими лапками.
Все драгоценные камни, украшавшие кресты, имели не только декоративное, но и символическое значение. Например, лазурит означал правдивость и упование на небеса, зеленая яшма символизировала постоянное обновление веры, красный фанат служил напоминанием о крови, пролитой христианскими мучениками. Круг символизировал вечность и совершенство, квадрат — мирскую суету и тщеславие, а треугольник — божественное триединство.

Одним из прославленных сокровищ Ватикана является перстень Фишермана — золотая печатка, которая предназначалась для подтверждения подлинности документов папской курии. Для каждого римского папы делалась новая печатка, а старая уничтожалась.
Некоторые папские перстни были слишком массивны, чтобы носить их на пальце. Делались они из позолоченной бронзы, причем само кольцо было широким и довольно тяжелым, а печатка — квадратной. Обычно в перстень вставляли стекло или хрусталь, на которых изображался герб папы или кардинала вместе с такими папскими символами, как тройная корона и скрещенные ключи.
Один из предметов, находившихся в ватиканской сокровищнице, связан с историей римской католической церкви, но находится он теперь в Мюнхенском музее в Баварии. Это церемониальный молоток с гербом папы Юлия III. Высокое художественное мастерство отделки этого молотка позволило считать (или хотя бы высказать предположение), что его создателем был знаменитый Бенвенуто Челлини. Такой богато украшенный молоток предназначался для того, чтобы занимающий престол папа использовал его на торжественной церемонии открытия дверей собора Святого Петра в свой юбилейный год, отмечавшийся каждые 25 лет. Указанный молоток предназначался для папы Павла III, который занимал престол с 1534 по 1549 год. Папа скончался, не дожив до очередной торжественной даты, и церемониальный молоток перешел к новому папе — Юлию III, герб которого был добавлен к гербу его предшественника.

 

 

Ответ #2: 29 09 2008, 07:55:39 ( ссылка на этот ответ )

 ангелы

* Собор Святого Петра в Ватикане.jpg

(85.98 Кб, 619x421 - просмотрено 2105 раз.)

* Собор Святого Петра. Ватикан.jpg

(157.68 Кб, 755x541 - просмотрено 2072 раз.)

 

 

Ответ #3: 29 09 2008, 07:58:31 ( ссылка на этот ответ )

Главная реликвия Собора св. Петра - это мощи апостола.

* Лестница к гробнице св. Петра.jpg

(110.42 Кб, 800x600 - просмотрено 2065 раз.)

* Гробница св. апостола Петра. Ватикан.jpg

(32.03 Кб, 319x425 - просмотрено 2144 раз.)

 

 

Ответ #4: 02 10 2008, 08:42:38 ( ссылка на этот ответ )

ЗОЛОТОЙ АЛТАРЬ СОБОРА СВЯТОГО МАРКА

Первоначально небесным покровителем Венеции считался Святой Федор, но в IX веке этот византийский святой сменился латинским Святым Марком. Тогда же возникла и легенда по поводу этой перемены.


Возвращаясь из Аквилеи, где он проповедовал святую веру, Святой Марк был застигнут бурей и остановился на одном из островов лагуны. Во сне ему явился ангел и возвестил, что здесь он обретет покой. Слова Божьего посланца — «Мир тебе, Марк, евангелист мой!» — впоследствии были начертаны на штандарте Венецианской республики. Святой Марк принял мученическую смерть в Александрии, где и был потом погребен. Отсюда его тело тайно вывезли два венецианских купца: сарацинским таможенникам они сказали, что везут солонину.
В 828 году священная реликвия была доставлена в Венецию. За несколько лет венецианцы среди монастырских садов построили собор своему новому святому — рядом с Дворцом дожей и поблизости от храма Святого Федора. В 976 году первоначальное здание собора сгорело от пожара, который перекинулся сюда от резиденции дожей. Рассказывали, что при этом пропали и останки евангелиста Марка. Вскоре храм был восстановлен с некоторыми добавлениями, но через сто лет его заменили совсем новым зданием.

История современного собора Святого Марка восходит к XI веку. Хотя в это время его строительство и не было завершено, но в основном храм уже был возведен. Новый собор надо было освятить, и незадолго до этого торжественного дня власти Венецианской республики объявили о всеобщем посте. А потом устроили всеобщий молебен, чтобы с Божьей помощью отыскать пропавшие мощи своего святого покровителя.

Вот тогда-то и произошло чудо. «Когда процессия во главе с ложем медленно двигалась по собору, у одной из колонн воссиял нркий свет, потом рассыпалась каменная кладка, и из отверстия показалась рука с золотым кольцом на среднем пальце. В то же мгновение по всему собору разлился чудесный аромат. Ни у кого не возникло сомнения, что воистину нашлось тело Марка, и все вознесли хвалу Господу за столь дивное возвращение исчезнувшего святого».

Строительство храма продолжалось несколько столетий, и каждое новое поколение венецианцев вносило что-то новое в облик собора, украшало, обогащало его. Сюда свозились из всех подвластных Венеции стран поистине сказочные сокровища.
Жители Венеции хотели сделать свой собор красивым и пышным, поэтому капитанам всех венецианских кораблей приказали привозить из дальних стран все, «что могло украсить собор и содействовать его славе и величию».


Венецианские мореходы, ходившие за тридевять земель, в течение многих веков доставляли сюда мраморные плиты и колонны редкой расцветки, барельефы, статуи из камня и порфира. Все это к некотором красочном беспорядке, но смонтированное с большим вкусом шло в дело. Строителей не смущала разностильность, они не очень заботились о симметрии, но, наверное, в этом и было чудо настоящего искусства и истинного творческого взлета: ни одна из колонн не походит на другую, и из этой, казалось бы, дисгармонии возникает своя гармония.

На крыше притвора собора Святого Марка установленна знаменитая квадрига — фигуры четырех бронзовых коней. Считается, что четверку лошадей изваял греческий скульптор Лисипп. Некогда она украшала триумфальную арку Нерона в Риме, потом император Константин перевез ее в свою новую столицу, где она тоже была украшением триумфальной арки. В 1204 году венецианский дож Дандоло вывез ее из Константинополя в качестве военного трофея, и скульптуру установили эту на соборе Святого Марка. Следует сказать, что разграбление Константинополя принесло Венецианской республике много военных трофеев, а собору новые сокровища.

В 1797 году, во время итальянского похода Наполеона, из Венеции было похищено много драгоценных камней, а захваченные только в соборе Святого Марка золотые и серебряные предметы были переплавлены в 55 слитков. Бронзовые кони по приказу Наполеона были отправлены в Париж, где знаменитая четверка увенчала сначала вход во дворец Тюильри, а потом и Триумфальную арку на площади Карусель.
Но озабоченный перевозкой в Париж бронзовых коней, Наполеон упустил трофей более ценный. Французские солдаты не тронули замечательный золотой алтарь собора, так как были уверены, что он ничего не стоит.

Настоящим сокровищем собора Святого Марка является величественный, сверкающий золотом, драгоценными камнями и великолепным резным орнаментом алтарь.

Древнее предание гласит, что ризничий храма, указывая руками на алтарь, не уставал повторять, что все его украшения сделаны из простого стекла. Это была простодушная хитрость хранителя соборных сокровищ, а в описи алтарных драгоценностей, тщательно составленной в 1796 году, содержались совсем другие сведения. Помимо перегородчатой эмали, алтарь (размеры которого 3 х 1 метр) был украшен искусно обработанными драгоценными камнями и жемчужинами: 400 гранатов, 300 сапфиров, 300 изумрудов, 90 аметистов, 75 розовых шпинелей, 50 рубинов, четыре топаза, две камеи и 1300 жемчужин. Алтарь был просто усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями, общее число которых составило 2521.
Золотой алтарь собора Святого Марка создавался почти пятьсот лет — в четыре этапа. Самая ранняя его часть состоит из медальонов, сделанных в X веке византийскими золотых дел мастерами. Эмалевые изображения, на которых изображены сцены из Нового Света и эпизоды из жизни Святого Марка, обрамляющие три стороны алтаря, выполнены в XII веке венецианскими мастерами. Эмалевые изображения, находящиеся вокруг центральной части алтари, были исполнены в 1209 году.
Последним мастером, принимавшим участие в создании алтаря, был Джанпаоло Буонинсенья. В 1345 году он придал алтарю свершенную форму, добавив к нему несколько замечательных панно, на которых изображен восседающий на троне Иисус Христос в окружении евангелистов, пророков, апостолов и ангелов.

 

 

Страниц: 1 2 3 ... 7 | ВверхПечать