Рим [Rome] называют Вечным городом. Стала крылатой фраза «Все дороги ведут в Рим». Он стал символом не только города, но и целой империи; «Второй Рим» — Константинополь и «Третий Рим » — Москва считали себя преемниками его величия. Наполеон сказал о нем: «История Рима — история всего мира».Рим стал своеобразным символом символов. Будь то античное язычество или христианство, столицей религиозной жизни был именно Рим. Семь холмов, на которых, согласно историку Варрону, стоял древний город, стали знаком столицы — и их аналоги с тех пор находят и в других стольных городах, в частности, в Москве. Рим стал родиной «республики» и «империи», «форума» и «цирка», «армии» и «триумфа», современных форм общественной жизни, управления государством, военного дела и градостроительства. Рим — это город, через который проходит вся история европейской цивилизации: от легендарного Энея, троянского царевича, через античность и средневековье — к блистательному Возрождению и причудливому барокко. Город Колизея и Ватикана — двух вех европейской культуры.
Согласно древнему мифу, город основали братья-близнецы Ромул и Рем, вскормленные волчицей (два ребенка и кормящая волчица в наше время являются символом города). В эпоху Августа этот миф был несколько потеснен версией о происхождении римлян от троянцев, спасшихся из гибнущей Трои.
Римские историки мифологизировали планировку города: Варрон заменил термин setti montes, «межхолмов» термином septi montes, «семь холмов» — так возникла легенда о городе на семи холмах, на которых якобы построен Рим (это утверждение соответствует действительности разве что с большой натяжкой).
Сакрализация распространялась в Риме буквально на все: например, существовало множество богов, одноименных абстрактным понятиям (Юстиция и др.), культ которых отправлялся представителями соответствующих профессий. Имперский Рим был государством, где обожествлялись реальные люди — каждый император после смерти считался богом (именно в нежелании отправлять культ обожествленного императора была вина христиан, погибавших за это на арене цирьков). Родословная выдающихся деятелей подвергалась мифологизации — Юлий Цезарь был объявлен потомком мифического Юла, сына Энея, при том, что сам Эней был сыном богини Венеры.
Изначально располагавшийся на холмах Капитолии, Палатине и Квиринале, Рим к началу нашей эры уже насчитывал около полутора миллионов жителей. Сердцем Рима во все времена был центральный форум, Форум Романум. Изначально форум — площадь и рынок — центр общественной жизни, впоследствии «форум» стал нарицательным обозначением для любого собрания. На форумах нередко возводили базилику — прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. На главном форуме Рима их было три — базилики Эмилия, Максенция, Юлия. Здесь происходили судебные заседания, вели свои дела торговцы и менялы; здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма. На Форуме Романум находился также храм Весты и дом ее служительниц — весталок. Веста была не просто богиней домашнего очага — она была покровительницей священного огня, с которым связывалась удача Вечного города. Поэтому ее служительницы обладали большой властью, впрочем, скорее сакральной, чем политической. Например, во время «царского» периода римской истории считалось, что именно Веста наделяет царя могуществом, которое символически передают ему весталки. Облекая весталку властью, римский закон требовал от нее соблюдения девственности на протяжении всего срока служения (в разные эпохи он был пожизненным или ограничивался рядом лет); за нарушение запрета, равно как и за угасание горящего в храме священного огня, весталку ждала мучительная смерть. На главном форуме Рима стояли две триумфальные арки — Септимия Севера и Тита. Изначально триумфальная арка — это ритуальные ворота, чем которые победитель въезжал в город. Со временем символическое значение все больше уступало политическому, рельефы на арках становились зримым выражением могущества Рима.
Рядом с Римским Форумом располагается Колизей — самый известный из сохранившихся цирков. Видимо, поединки гладиаторов произошли от древних ритуальных поединков на могилах знатных людей. В римском цирке поединки превратились в публичное кровавое зрелище — бой гладиаторов или казнь (как, например, травля христиан зверьми). Римский Колизей, построенный при Флавиях в 75-80 годах, вмещал до 50 тысяч зрителей, которые рассаживались по четырем ярусам в зависимости от их социального статуса.
Среди множества римских храмов стоит отметить один — храм Всех Богов, Пантеон. Веротерпимость имперского Рима по отношению к языческим культам была исключительной, и возведение Пантеона стало символом объединения всех религий в Риме, подобно тому, как Рим соединил в себе все народы. С точки зрения архитектуры Пантеон знаменит своим куполом, диаметр которого равен высоте храма.
Особое место в религии Древнего Рима занимал императорский культ, санкционированный Октавианом Августом. Посмертное (а отчасти и прижизненное) обожествление Августа привело к возведению грандиозного мавзолея (около 90 метров в диаметре) на Марсовом поле. Мавзолей состоял из двух мощных концентрических стен и насыпного холма с вечнозелеными деревьями; возможно, сооружение венчалось статуей Августа. На Римском Фору¬ме был построен храм Августа, а так-же его приемного отца Юлия Цезаря и мифической прародительницы — богини Венеры. По словам историка Светония, Август «так украсил Рим, что по справедливости мог хвастаться, что, приняв его кирпичным, оставляет его мраморным». Уникальным государством внутри города является Ватикан — резиденция римского папы. Государ-ственная граница ограждает терри¬торию в 44 гектара (загородная вилла римского папы больше); Ватикан чеканит свою монету (досто-инством в 500 и 200 лир), имеющую хождение на территории Италии; до 1976 года у Ватикана была собственная армия (на настоящий момент главу католической церкви охраняют сто солдат швейцарской гвардии). По типу общественного устройства Ватикан является теократической монархией.В Ватикане находятся католические университеты, многочисленные семинарии, готовящие священников, а также органы управления многих религиозных орденов. Частично они помещаются внутри микроскопического государства, частично являются его экстерриториальными вла-дениями.
Главная святыня Ватикана и всего католического мира — собор святого Петра, история которого является отражением истории христи-анского Рима. Святой Петр был распят при императоре Нероне; император Константин возвел над его могилой базилику. Когда римские папы были вынуждены перебраться в Авиньон, эта церковь пришла в такой упадок, что ее невозможно было реставрировать. Поэтому папа Юлий II в 1503 году поручил архитектору Браманте разработать проект храма, равного которому нет и не будет в мире. Строительство потребовало 176 лет упорного труда, и, наконец, почти семидесятилетний Микеланджело, вернувшись к первоначальному проекту Браманте, придал зданию тот вид, что оно имеет и поныне: греческий крест с высоко вознесшимся в небо куполом. Собор был завершен после смерти великого мастера.
И по сей день собор святого Петра остается самым большим като-лическим храмом в мире. Внутри него на полу есть специальная «линей-ка», на которой отмечены размеры других известнейших соборов, в частности, парижского Нотр-Дам. Так символически главный храм включает в себя все другие. Изнутри собор предстает анфиладой великолепных просторных залов, словно это ансамбль вместительных церквей. Главный алтарь установлен над могилой святого Петра. Перед ним день и ночь горят 95 лампад.
По всему периметру собора идут многочисленные капеллы, самая знаменитая из которых — капелла Пьеты, где стоит статуя Микеланджело «Пьета» (1499-1500), пред-ставляющая Деву Марию, оплаки-вающую Христа.
На фасаде храма выделяются девять балконов, один из которых называется Лоджией Благословения — с него римский папа обращается к верующим, собирающимся на площади святого Петра на Пасху.
Собор является местом сохранения множества святых реликвий. Кроме мощей святого Петра это мощи Иоанна Златоуста, в другом приделе — мощи Григория Богослова, которые перенесли в Рим из Византии во время крестовых походов; глава святого Андрея и глава святого Луки, мощи святого Симона, святого Иуды и святого Матфея. В соборе хранится и железо копья страдания Христова, а также два больших куска дерева, которые почитаются как частицы истинного Креста Господня. Эти общехристианские святыни делают собор местом паломничества не только католиков, но и христиан всех церквей.
Мировую известность имеют фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. Они были написаны великим мастером по поручению папы Юлия И, в память его дяди — папы Сикста IV, по воле которого капелла и была возведена. Плафон представляет девять композиций со сценами из Ветхого Завета, начиная с сотворения мира. Микеланджело изобразил Творца мощным старцем, который проносится над мирозданием, создает мир, прикосновением пальца пробуждает к жизни Адама. В своих грезах Микеланджело создал как бы свой мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением.
Спустя четверть века Микеланджело написал в алтаре капеллы фреску «Страшный суд». Библейский образ художник трактовал как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу фреске нет образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в то, что человек является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показал человека беспомощным перед лицом этой судьбы. Написанная им фреска — воплощенная мысль о том, что Рок властвует над миром. Эту идею трудно назвать христианский, и недаром еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд».
Роспись громадного свода потре-бовала от Микеланджело титаниче-ского труда. Недаром в одной драматической хронике Макиавелли говорит Микеланджело: «Я умру, и мои творения умрут, тогда, как вы будете жить вечно. Вы переживете ваши создания, потому что были богом в минуты вашего творчества».
Язычество и христианство, античность и Ренессанс неразрывно переплелись в образе Рима — именно папскому двору мы обязаны возможностью любоваться многими произведениями античной (и, следовательно, языческой) скульптуры: «Лаокооном», «Аполлоном Бельве-дерским», «Апоксиоменом» Лисиппа, «Афродитой Книдской» и «Тремя грациями».
89.jpg.jpg
(26.1 Кб, 250x168 - просмотрено 5188 раз.)
050.jpg.jpg
(37.77 Кб, 250x187 - просмотрено 5098 раз.)