Тайны и призраки Ваганьковского кладбища
Чумное кладбище
В народе существует такая классификация: Новодевичье кладбище – это президиум смерти, Ваганьково – ее партер, Кунцево – амфитеатр, все остальные кладбища – галерка смерти. Народных кумиров хоронят на первых трех. Самое престижное – Новодевичье, там заканчивали свои жизни те, кто творил официальную историю страны. Другое дело: Ваганьково – это альтернативное кладбище, на нем похоронены те, кто был окружен людской молвой, любовью и славой, но по каким-то причинам «не дотянул» до Новодевичьего. Именно здесь, между рядов могил, как между строк можно прочесть истинную биографию нашей страны.
Удивительно, что Ваганьковское кладбище даже названием рассказывает о роде деятельности своих «тихих жильцов», ведь вагантами в древней Руси называли бродячих артистов. Местечко, где находится современное Ваганьково, в средневековье было довольно удобно расположено – между двумя крупными дорогами, одна из которых, ныне Знаменка, вела в сторону Новгорода, а другая по нынешнему Арбату к западным землям. Именно у этой развилки в пятнадцатом веке вокруг имения княгини Софии Викторовны, жены Василия Первого, возникло село Ваганьково. Здесь и был организован «государев потешный двор», здесь же позднее стали устраивать гулянья для москвичей. Видать потехи эти имели столь разгульный характер, что в 1627 году царь Михаил Федорович строго настрого запретил люду туда ходить, а ослушавшихся приказал бить кнутом. Однако сам нередко посылал в Ваганьково за актерами, дабы те развлекали знать на различных празднествах. Так бы Ваганьково и было местом постоя и последнего приюта бродячих артистов, если бы не эпидемия чумы 1771 года.
В старину в Москве было принято погребать покойников при церквах и монастырях, где обыкновенно и находились кладбища, захоронения велись и на территории Кремля и Красной площади. Чума изменила эту традицию – по указу Сената было запрещено хоронить умерших больных на городских погостах, а велено отвести для них особые кладбища за городом. Так появилось Ваганьковское кладбище. Чума бесчинствовала, поэтому умерших попросту сваливали в большие канавы и зарывали побыстрее, чтобы не допустить распространения заразы. По сути это была одна большая братская могила. Позже здесь появлялись и другие коллективные погосты, связанные с трагическими моментами в истории Москвы и России: захоронения воинов, погибших в Бородинской битве в 1812 году, жертв холерной эпидемии 1830 года, Ходынской катастрофы 1896 года, декабрьского восстания 1905 года, воинов, сложивших головы в битве за Москву в 1941—1942 годах, и жителей города, погибших от авиа налетов во время Великой Отечественной войны. Здесь же на дальних участках кладбища, в овраге Ваганьковского ручья в годы сталинских репрессий тайно закапывали расстрелянных в подвалах Лубянки – до сих пор могильщики при рытье могил натыкаются на сплошные слои из человеческих костей. Нынче обитель скорби «перенаселена» - более полумиллиона людей разных сословий и званий, знаменитых и простых похоронены на шестидесяти гектарах Ваганьково. Но сохранившихся могил раз в пять меньше.
Так уж получилось, что почти полтора века это кладбище было последним прибежищем для людей небогатых - крестьянского и мещанского сословия, реже - мелких чиновников и отставных военных. Примерно с середины XIX века начались захоронения людей, оставивших след в отечественной истории, науке, культуре, а в конце двадцатого века Ваганьковское кладбище стало третьим по престижности после Кремлевского и Новодевичьего некрополей.
Могила Сергея Есенина
Тело поэта опустили в могилу 31 декабря 1925, но трагедия Есенина этим не закончилась. Почти через год,
3 декабря 1926 года на могиле поэта появилась молодая женщина, она нервно курила, потом достала листок бумаги и написала: «Самоубилась здесь, хотя знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему и мне все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое». Некоторое время постояв, женщина направила себе в голову дуло револьвера и выстрелила. Осечка, потом еще одна, и еще… Наконец, выстрел прозвучал. Галина Бениславская, именно так звали самоубийцу, целую ночь пролежала на могиле, отдав почти всю свою кровь Есенину. Еще при жизни Бениславскую называли Ангелом Хранителем Есенина, после смерти ее похоронили рядом с могилой поэта.
Могила Абдулова
Ночная съемка могилы Александра Абдулова, сделанная накануне девятого дня после его кончины, запечатлела мистическое явление.
Прямо над усыпанным цветами холмиком колышется странное облачко, словно призрак. Его хорошо видно в инфракрасном диапазоне. Работники Ваганьковского кладбища наблюдали подобное свечение в морозные ночи уже не один раз.
По словам могильщика Юрия Ирмана (именно он копал могилу Абдулову), холмик излучает тепло. «Смотришь — и дрожь пробирает, — говорит он. — Необычное свечение делает лицо актера на портрете живым. Губы будто шевелятся, словно шепчут нам что-то».
На могиле актера горят свечи, но, по мнению служителей кладбища, они не могут быть причиной столь мощного теплового потока. «К могиле Абдулова даже собаки по ночам греться приходят, — говорит Юрий. — Они ведут себя так, словно охраняют его покой. Даже засыпают рядом…»
«Свечение на кладбище — достаточно известное явление, — рассказывает исследователь аномальных явлений спектрометрист Генрих Силанов. — Объяснения есть разные. Например, что из свежих могил выходит трупный газ. Однако в случае с Абдуловым эта гипотеза отпадает — промерзшая почва блокирует испарение. Есть и другое объяснение. Верующие знают, что человек и после смерти не исчезает. Я, как материалист, считаю, что в момент кончины умерший лишь освобождается от отжившего тела и переходит в некое энергетическое состояние. А видимость свечения зависит от энергетики человека — если это был добрый, яркий человек, то и излучение от его могилы ярче. Неслучайно над ликами мучеников иконописцы рисуют нимбы».
Могила Агласии Теньковой
На Ваганьковском кладбище, одном из самых крупнейших и знаменитых московских, расположенном в северо-западной части Москвы, есть могила Агласии Теньковой. На могиле скульптура плачущего ангела. Эта могила производит очень странное и загадочное действие на людей: те, кто видит эту могилу, впадают в состояние легкого транса, впоследствии чего оказываются совершенно в другом месте, на другой могиле.