ПИРАМИДЫ КИТАЯ: ЗАГАДОЧНАЯ АРХЕОЛОГИЯРуины, обнаруженные аквалангистами на рубеже 1980 — 1990-х годов, сразу стали предметом ожесточённых споров, в которых приняли участие как историки, так и геологи.
Несмотря на строгие плоскости, правильные дуги и идеально прямые параллельные рёбра элементов комплекса, целиком вырубленного в скале, большинство учёных упорно называло это сооружение "причудливой игрой естественных природных процессов".
Основная тому причина достаточно проста — по самым грубым подсчётам этот комплекс мог возвышаться над поверхностью воды не менее 10 тысяч лет назад, когда уровень воды в Мировом океане был метров на 40 ниже нынешнего.
Приблизительно о той же древности свидетельствуют и датировки найденных неподалёку остатков растительности, свойственной сухой почве, а не морскому дну. Но для историков вполне очевидно, что в те времена человек или собирал съедобные плоды и коренья, или, скажем, охотился в шкурах на диких животных, но уж никак не обладал искусством вырубания в камне столь монументальных сооружений.
Упрямые же оппоненты, более склонные верить своим глазам, нежели рассуждениям авторитетных историков, предъявляли всё новые фотографии и указывали на явное сходство подводных террас Йонагуни с высокогорными храмовыми комплексами в Южной Америке, в частности с древними сооружениями Саксайхуамана и Кенко, целиком вырубленными в скалах перуанских Анд.
Споры о "естественности образований" могли бы тянуться ещё очень долго, но не так давно аквалангисты нашли стопроцентное подтверждение искусственного происхождения японского подводного комплекса.
Группа исследователей, посланная телекомпанией Discovery Channel, обнаружила на дне скульптурное изображение человеческой головы, причём в характерном головном уборе из перьев, явно перекликающемся с аналогичными скульптурами Центральной Америки...
Если же перенестись поближе к святилищам в Андах, то и в этом регионе новые данные археологов вносят существенные коррективы в представления о древности местных цивилизаций. Раскопки города Караль в пустынных предгорьях Анд показали, что дома из камня и пирамиды высотой с 7-этажный дом здесь строили по меньшей мере за 2600 лет до новой эры, то есть примерно в эпоху сооружения египетских пирамид.
Но параллели культур на этом далеко не заканчиваются. Как известно, храмы, сооружённые из многотонных каменных блоков на берегу Нила в Гизе и в высокогорном святилище Мачу-Пикчу, обладают совершенно бесспорными аналогиями в конструктивных решениях. И там и здесь в местах схождения стен строители укладывали Г-образные блоки, обеспечивая "бесшовное" соединение.
Однако и это далеко не самая любопытная параллель. В тысячелетней давности захоронениях инков археологи уже более сотни лет время от времени обнаруживают небольшие забавные безделушки из драгоценных металлов, обычно золота, изображающие нечто не очень понятное.
Поскольку "нечто" явно имеет крылья, но на птичек не очень похоже, то находки именуют "насекомыми". Правда, у насекомых отродясь не бывало в хвостовой части вертикального киля, но мало ли куда заводила древних мастеров их фантазия.
В конце концов, двух немецких учёных, Алгунда Эбома и Петера Белтинга, несколько лет назад всерьёз задела легкомысленность классификации археологов и они решили строго проанализировать, насколько золотые украшения соответствуют биологии и морфологии настоящих насекомых.
Достаточно легко удалось разделить ювелирные изделия на две группы: действительные изображения насекомых, где крылья крепятся к верхней части корпуса; и "изделия" с крыльями, крепящимися к корпусу в нижней части (чего у насекомых не бывает), имеющие вдобавок вертикальный киль.
Внимательного взгляда на эту вторую группу достаточно, чтобы заметить — больше всего украшения похожи на маленькие модели самолётов. Для проверки этого предположения немецкие исследователи построили увеличенную масштабную модель и приладили к ней миниатюрный двигатель.
Было продемонстрировано, что радиоуправляемый самолёт на основе "замогильных чертежей" прекрасно летает, выполняя сложные фигуры пилотажа.
Конечно, никто сегодня не в силах сказать, откуда мастера древних инков черпали образы для своих необычных изделий. Но вполне определённо можно говорить, что аналогичные образы имелись и у мастеров в другой стране пирамид — в Египте.
Ещё в 1898 году в одной из древних гробниц в Саккара, неподалеку от Гизы, археологи обнаружили любопытный предмет, который назвали "деревянной моделью птицы".
У модели этой передняя часть действительно вполне походила на птичью, а вот сзади располагался совершенно несвойственный пернатым вертикальный киль вместо хвоста, так что при разглядывании в несколько ином ракурсе модель гораздо больше походит на самолёт.
Впрочем, следует помнить, что до появления аэроплана братьев Райт в то время оставалось ждать ещё лет пять, а сама идея полётов на машинах тяжелее воздуха для людей конца XIX века была, мягко говоря, малознакомой.
"Модель птицы" пролежала никому не известной в запасниках Каирского музея вплоть до 1969 года, когда её вновь обнаружил врач и египтолог-любитель Халил Мессиха. Заинтересовавшись конструкцией, Мессиха изготовил для экспериментов из лёгкого дерева бальзы точную копию экспоната и оказалось, что "птичка" очень неплохо летает.
Открытие произвело фурор, специальная комиссия экспертов изучала весьма "сложные аэродинамические особенности модели, аналогичные современным самолётам".
Артефакт получил новое название "древняя модель аэроплана", был помещён в стеклянный куб и выставлен в Центральном зале Каирского музея...
А спустя ещё несколько лет удивительный экспонат решили убрать. Причём не только из Центрального зала, но, как говорят сведущие люди, и вообще из экспозиции музея.
Где он ныне, никто толком не знает. Но вполне можно понять, что для кого-то из больших и важных людей в исторической науке было бы жить гораздо спокойнее, не будь подобных находок вообще. Как известно, если факты не вписываются в теорию, тем хуже для фактов.