Максимум Online сегодня: 1227 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 368608 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 01 11 2024, 06:31:11

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 4 5 | Вниз

Ответ #15: 18 06 2010, 14:40:39 ( ссылка на этот ответ )

Монастырь Шаолинь



…От молниеносных ударов руками левый и правый кирпичи разлетелись на две одинаковые части. Грациозно подпрыгнув в воздух (словно бабочка), человек ударил ногой деревянный столб, обречённо расколовшийся пополам. Все три действия были совершены примерно за секунду.



- Если пожелаете, наши монахи покажут вам, как они замечательно умеют бегать по стенам, - поблёскивая стёклами очков, сказал менеджер в дорогом костюме. - Но это обойдётся дополнительно в четыре доллара. Также существует дневной курс тренировок - всего 25 «зелёных». Если у вас совсем нет денег, можете купить открытки.



$1500 за год обучения в общаге



Легендарный буддийский монастырь Шаолинь известен в Китае ещё с VII века, когда пятьдесят монахов, пришедших на помощь императору Ли Шимину, обратили в бегство десятитысячную (!) армию его врагов - по крайней мере, так утверждал дворцовый летописец. Монашеский отряд, превосходящий своей мощью современный спецназ, владел разработанным им боевым искусством - кун-фу, что переводится как «путь труда». Обитатели Шаолиня придумали его, чтобы обороняться от наведывавшихся в обитель грабителей. Полагают, что основатель Шаолиня, монах Бодидхарма, во время тренировок и долгих медитаций наблюдал за движениями животных - отсюда и поэтические названия ударов - «укус змеи», «прыжок тигра» или «полёт журавля».



 …Однако главную славу во всём мире (в том числе и в СССР) монастырю принесли дешёвые гонконгские боевики: сотни фильмов вроде «Одинокий мститель», «Монахи против ниндзя» обеспечили гигантский всплеск популярности боевых искусств. Молодёжь во всех странах помешалась на кун-фу. На заре перестройки в СССР трудно было найти двор, где мальчишки не прыгали друг на друга с криками «кия-я-я!». Сейчас Шаолинь посещает миллион туристов в год: большинство приезжает, чтобы научиться крушить кирпичи. Ранним утром в парках вокруг Шаолиня не протолкнуться - тысячи людей в кимоно отрабатывают будущие смертельные удары под руководством строгих учителей.



- Для иностранца курс обучения стоит $1500 в год, - рассказывает сотрудник пресс-службы монастыря Джек Ло. - Но, конечно, одного года недостаточно. За эти же деньги предоставляются койка в общей комнате и вегетарианская еда два раза в день. Как выяснилось, не все к этому готовы - как и к тому, что боевому искусству следует учиться всю жизнь.



Его слова грустно подтверждает и Алексей, бухгалтер из Санкт-Петербурга. Вдохновлённый фильмами с Брюсом Ли, он приехал сюда в наивной надежде овладеть ускоренным курсом кун-фу за месяц.



- Большинство занятий было посвящено медитации, изучению китайского языка и тому, как сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, - жалуется мне Алексей. - Зачем это нужно, если я собирался применять моё умение во время прогулок, раскидывая хулиганов?



Китайцам такие настроения понять сложно - потому что для них, согласно известной поговорке, скоро только кошки родятся. Основной принцип боевых искусств Шаолиня: ты должен приложить все возможные усилия, чтобы избежать схватки, - если она не состоится, то ты уже победил. Правда, гонконгские боевики учили вовсе не этому.



…В павильоне «Тысячи будд» - выбоины в каменном полу: за пятьсот лет их оставило множество тренирующихся монахов ударами босых пяток. Сейчас в Шаолине примерно сотня послушников. Условия и верно далеки от гостиничных - по 20 человек в комнате, «удобства» на улице, тренировки по пять раз в день. В других школах вокруг монастыря часто спят на голом полу, а зимой нет отопления. Чтобы получить «низшую» степень подготовки, следует провести в Шаолине пять лет. Гордость монастыря - пожилой монах Баодзы: он овладел кун-фу до такой степени, что легко может сделать стойку на двух пальцах руки. Этот человек НИ РАЗУ в жизни не применял своё искусство с целью самозащиты. Может быть, потому, что желающих подраться с ним никогда не находится.



Разборки в стиле кун-фу




- Однако сейчас Шаолинь - в большей степени машина для выколачивания долларов, - считает один из бывших выпускников этого монастыря, глава «Кафедры кун-фу» в Гонконге Дэвид Ли. - Пять лет назад монастырь потребовал, чтобы все школы боевых искусств в округе «отстёгивали» им долю от денег учеников-иностранцев. Шаолинь блокировали возмущённые демонстранты, крестьяне отказались поставлять монахам овощи. Появились сообщения, что соперничающие школы «заказали» настоятеля монастыря мафии. Тот полтора года жил под охраной, после чего использовал свои связи в Пекине - «бунтовщиков» снесли бульдозерами. И так во всём - Шаолинь меньше внимания уделяет собственно боевым искусствам, но больше тому, что на них можно делать деньги. Умения учеников давно перестали заботить учителей: научатся эти люди чему-либо или нет, не важно, главное - чтобы они вовремя платили наличными.



 Так это или нет, но верно одно: настоятель Шаолиня Ши Юн Синь стал весьма удачливым бизнесменом, чьей коммерческой хватке можно только позавидовать. После его прихода в монастырь был построен новый комфор-



табельный зал для тренировок иностранцев, повышены цены на входные билеты (12 долларов), а посетителей стали приглашать посетить «кун-фу шоу» (20 долларов). Мартовский приезд Владимира Путина в Шаолинь раскрутили грамотно: в память об этом событии продаются книга, DVD-диск и календарь. Ко всему этому монастырь запускает реалити-шоу на ТВ, снимает фильмы, а также собирается подавать в суды по всему миру, чтобы заставить платить тех бизнесменов, которые используют слова «Шаолинь» или «кун-фу» в своей продукции. Куча монахов занята тем, что продаёт сувениры на территории монастыря. Думается, что на тренировках они бывают нечасто.



- Что поделать, мы живём в XXI веке, - сокрушается сотрудник пресс-службы монастыря Джек Ло. - Шаолинь - это легенда, а за возможность прикоснуться к легенде требуется платить. Не важно, как человек учился в монастыре, хорошо или плохо, но, вернувшись домой, он сможет показать наш сертификат и устроиться на хорошо оплачиваемую работу.



Многие монахи через четыре-пять лет вообще уходят в кино или цирк - их умения востребованы и в Гонконге, и в Голливуде. Сейчас Шаолинь в большей степени - коммерческий аттракцион. Само собой, там ещё присутствуют люди, преданные своему делу. Но их - капля в море.



…У выхода я столкнулся с неким англичанином: как и ранее бухгалтер Алексей, он бурно выяснял отношения с одним из монахов. Житель Альбиона был недоволен тем, что за полгода пребывания в Шаолине он отдал кучу денег, но так и не научился бегать по стенам. Монаха подобная ситуация ничуть не удивляла.

 

 

Ответ #16: 18 06 2010, 19:28:33 ( ссылка на этот ответ )

Монастырь Шаолинь



Исторические хроники свидетельствуют, что обитель Шаолинь у подножия священной горы Суншань основал индийский монах Бодхидхарма, исповедовавший дзэн-буддизм, в 495 году - 1511 лет назад. Бодхихарма разработал систему определенных движений для монастырских послушников, чтобы они могли восстановить силы после долгих медитаций. А поскольку время тогда в Китае было неспокойное, и монахам приходилось заботиться о своей безопасности без оружия, эти движения были соединены с традиционной даосской техникой боя. Так и появился один из популярнейших ныне видов боевого искусства - ушу. С течением времени система шаолиньского боевого искусства совершенствовалась. Она, как полагают специалисты, положила начало японским видам каратэ и корейского тхэквондо. Свой "взлет" этот вид боевого искусства пережил уже в конце ХХ века, когда под влиянием фильмов с участием таких знаменитых актеров, как Брюс Ли и Джеки Чан молодежь Европы и Америки стала буквально бредить ушу.



Традиции монастыря сохранены и по сей день. Послушники в Шаолине встают в 4 утра и ежедневно проводят шестичасовые тренировки. Монахи - их около 100 человек - полагают, что основой успеха является гармония духовного и физического развития, поэтому еще по шесть часов каждый день они посвящают изучению доктрин дзэн-буддизма.



Не остался Шаолинь в стороне и от прогресса. Ежегодно монастырь посещает более миллиона туристов. Монахи охотно разыгрывают перед приезжими красочные представления, демонстрируя некогда секретные боевые стили. На базе существующих вокруг монастыря школ образована даже специальная труппа артистов, с успехом гастролирующая в Китае и за рубежом. К услугам путешественников не только залы и инструкторы для тренировок, но и многочисленные харчевни, лавки с сувенирами, кинозалы, где они могут посмотреть фильмы о боевых искусствах Шаолиня. Получая прибыли, монахам приходится защищать себя и в судах. Они отстаивают права на шаолиньскую символику. Размещенная на автомобилях, мебели, продуктах, она приносит производителям миллионные прибыли.

 

 

Ответ #17: 13 08 2010, 20:57:51 ( ссылка на этот ответ )

Основные религии в Китае



Основными религиями в Китае являются буддизм, даосизм, ислам, католичество и протестантство. Все эти конфессиональные группы, за исключением приверженцев даосизма, поддерживают контакты с соответствующими организациями во всех странах мира. Свобода вероисповедания - постоянная" долгосрочная политика китайского правительства. Конституция КНР гарантирует эту свободу каждому гражданину Китая.



При Госсовете КНР создан специальный Комитет по делам религий. Правительство не препятствует отправлению религиозной деятельности, обеспечивает свободу вероисповедания, охраняет права храмов и церквей, запрещает неверующим вести атеистическую пропаганду в культовых местах. Кроме того, государство гарантирует религиозным служителям право участвовать в политической жизни, иметь представителей в народных собраниях и обсуждать в политических консультативных советах всех уровней государственные дела. Для ведения самостоятельного и независимого управления буддизм, ислам, католичество и протестантство создали местные и национальные организации. Все эти организации и их деятельность не подконтрольны зарубежным религиозным центрам.



При китайской Академии общественных наук и Шанхайской академии общественных наук образованы институты мировых религий со специальными отделениями буддизма, ислама и христианства. Кроме того, для подготовки духовенства и специалистов по проблемам религии созданы Исламский теологический институт, Нанкинский объединенный теологический семинарий и Институт китайского буддизма. Многие религиозные институты и их деятели поддерживают контакты с родственными организациями в других частях мира, добиваясь таким образом взаимопонимания и укрепляя дружбу. Принцип свободы вероисповедания был нарушен в период "культурной революции": были уничтожены религиозные организации, закрыты или разрушены многие храмы, мечети и церкви, практически прекращена религиозная деятельность.



После 1976 г. храмы, мечети и церкви восстановлены и вновь открыты, а их деятельность возобновлена.

 

 

Ответ #18: 26 08 2010, 22:25:09 ( ссылка на этот ответ )

Терракотовая армия.

Легендарная армия, получившая название Терракотовой (по названию материала, из которого сделаны статуи), была случайно обнаружена китайскими крестьянами в марте 1974 года во время построения местной оросительной системы. Находка тут же привлекла интерес археологов, и вскоре здесь были развернуты масштабные раскопки.

Обнаруженная армия состоит более чем из семи тысяч полноразмерных статуй воинов и лошадей, которые были захоронены в 210-209 году до н. э. вместе с китайским правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая. Он впервые смог объединить под властью одного правителя семь отдельных государств на территории страны и основал династию, правившую в период с 221 по 207 годы до н. э. Историки полагают, что Цинь был одним из наиболее могущественных и значимых правителей в китайской истории, однако его тирания и невероятная жестокость послужили причиной масштабного восстания крестьян вскоре после его смерти, положившего конец династии.

Терракотовая армия, погребённая вместе со своим правителем, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов вместе с Цинем было закопано по различным оценкам до 70 тысяч (!) рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан, современного административного центра провинции Шаанкси, одной из центральных провинций Китая. Склепы, имеющие глубину от 4 до 8 метров, сейчас находятся на территории соответствующего музея. Первый из них был открыт для посетителей ещё в 1979 году, а полностью музей стал доступен лишь в 1994-м. На текущий момент археологи освободили от грунта около 1500 статуй.

Фигуры воинов являются настоящими творениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Каждая отдельная статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица. После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч). Кроме глиняных статуй в 1980 году в 20 метрах от гробницы императора были обнаружены две бронзовые колесницы, каждая из которых состоит из более чем 300 деталей. Колесницы запряжены четвёрками лошадей, упряжь которых содержит золотые и серебряные элементы.

В скором времени после смерти императора его гробница была разграблена, а пожар, вызванный грабителями, привёл к обвалу потолка, похоронив многотысячное глиняное войско во влажном грунте на более чем две тысячи лет (следует, однако, отметить, что разграбленная усыпальница в действительности могла быть лишь одной из «пустышек», созданных для отвода глаз, и настоящую гробницу ещё следует поискать. Однако это уже несколько иная история).

При первых же попытках экскавации статуй учёные столкнулись с весьма печальным явлением: на воздухе внешний слой скульптур быстро деградировал. По словам Хейнза Ланхолса, археолога из Мюнхенского университета, «после извлечения из грунта статуи сразу же начинают подсыхать, и буквально через пять минут их раскраска начинает лущиться и облезать». Это происходит при падении относительной влажности окружающей среды уже до 84%. Чтобы разъяснить причину наблюдаемого явления, учёные провели химический анализ статуй. Оказалось, что причина нестойкости краски обусловлена тем, что органический состав, применявшийся перед разрисовкой, за время длительного пребывания во влажном грунте претерпел необратимые химические изменения. Поэтому теперь он, подсыхая, начинает отслаиваться от подлежащей основы вместе с нанесённым поверх пигментом.

Чтобы избежать деградации покровов, Ланхолс вместе с коллегами предложили следующую технологию. Статуи, извлекаемые из грунта, тут же помещают в контейнеры, влажность в которых поддерживается на таком же уровне, как и в земле. Далее вся поверхность скульптур обрабатывается водным раствором вещества под названием гидроксиэтилметакрилат (ГЭМА). Последний является мономером некоторых производимых сегодня видов пластика. Молекулы ГЭМА имеют небольшие размеры и проникают в мельчайшие поры, заполненные влагой. После такой обработки статуи отправляют в близлежащий г. Линтон, где находится ускоритель частиц. С помощью последнего воинов облучают высокоэнергетическими электронами, что вызывает полимеризацию молекул и образование «клея», который накрепко связывает покровы статуи с подлежащей терракотой.

Преимуществами описанного метода является то, что молекулы ГЭМА водорастворимы и достаточно малы, чтобы проникать в самые маленькие щели, а также то, что образующийся полимер не видоизменяет внешнего вида статуй, как это делают многие другие составы (например, многие такие вещества наносятся подобно лакам и, затвердевая, вызывают некоторый блеск поверхности). Учёные уже обработали описанным образом обломки нескольких статуй и весьма довольны результатом. Теперь их ожидает большой объём работы. Кроме всего прочего, окончательно неизвестно, сколько ещё глиняных воинов покоится вокруг усыпальницы древнего императора.

 

 

Ответ #19: 24 11 2010, 14:19:38 ( ссылка на этот ответ )

В 210 году до н. э. всемогущий владыка Китая император Цинь Шихуанди скоропостижно ушел из жизни. Находясь в зените славы и могущества, последние одиннадцать лет своего правления — с 221 по 210 год до н. э. — император прожил скрытно и уединенно. Он почти не покидал императорский дворец и страшился даже тени ближних своих: они, казалось ему, только и помышляют о том, как бы лишить его царства и жизни. Впрочем, основания для этого у него были: за годы своего правления Цинь Шихуанди пережил три покушения.
    Древняя китайская мудрость гласит: правитель, ставящий верноподданных своих на колени, пожирает их, подобно хищному зверю. Немудрено, что в памяти своих подданных Цинь Шихуанди запечатлелся в образе безжалостного тирана, окружившего себя полчищами шпионов-наймитов, которые рыскали по всей империи в поисках заговорщиков, несущих скверну. А главная скверна, считал император, происходит от книг. И в 213 году до н. э. все найденные в империи книги были преданы огню, а их авторы — погибели. Известно, что 460 китайских мудрецов умерли мученической смертью: император повелел закопать их заживо.
    За одиннадцать лет управления объединенным Китаем Цинь Шихуанди создал централизованное государство и утвердил карающую законодательную систему. Он окружил себя сильной армией и повелел построить на севере империи мощную систему укреплений. Дабы обеспечить политическое и административное единство своей огромной империи, Цинь искоренил все формы проявления сепаратизма, ввел единую денежную систему, летосчисление, письменность, а также общую систему мер и весов. Он повелел сокрушить все крепости, сохранив лишь ту часть их стен, которые могли бы стать продолжением Великой стены — она должна была опоясать неприступным рубежом всю империю Циня.
    По воле императора было уничтожено все вооружение, захваченное у поверженных соперников. Лишь один вид оружия был разрешен — тот, которым была вооружена его многочисленная армия.
    Благодаря Циню, стремившемуся к превосходству во всем, столица империи, город Сиань, украсилась величественными постройками. А в двадцати километрах от столицы шло строительство огромного и необычного подземного сооружения — последнего пристанища императора Циня.
    Цинь Шихуанди был одержим страстной, граничившей с навязчивой идеей, мечтой о бессмертии. По его приказу лучшие врачи Китая пытались отыскать рецепт волшебного эликсира бессмертия. А когда стало ясно, что их поиски тщетны, император Цинь повелел построить для себя грандиозный подземный мавзолей, под стать созданному им государству. Согласно легенде, главный зал мавзолея представлял собой миниатюрную модель великой империи Цинь, пересеченной сотней рек, в том числе полноводными Янцзы и Хуанхэ, русла которых в модели воспроизведены до мельчайших подробностей и вместо воды заполнены ртутью, как и море-океан, обрамляющий империю с востока. Потолок зала, как гласит легенда, был усыпан драгоценными камнями, воспроизводящими небесные светила.
    Цинь Шихуанди искренне верил, что сможет править своей империей даже из потустороннего мира. А для этого, считал он, ему понадобится армия. И он забрал с собой в мир иной 8 тыс. глиняных истуканов, полагая, что в них переселятся души императорских солдат… Во всяком случае, так гласит старинное китайское предание.
    Император умер, когда подземный дворец был готов лишь наполовину.
    Основоположник китайской историографии Сыма Цянь — его классический «труд «Ши цзи» («Исторические записки») был создан полтора века спустя после смерти Цинь Шихуанди — сообщает, что тело покойного императора положили в бронзовый саркофаг, установленный посреди озера ртути, которую приводила в движение специальная механика. Согласно другим описаниям, тело Цинь Шихуанди обрядили в золото и яшму, в рот ему положили крупные жемчужины, гроб же его плавал по ртутным волнам.
    Наследникам Цинь Шихуанди, увы, недолго было суждено стоять у кормила правления: через четыре года после смерти Циня власть в империи перешла к династии Хань. Однако новые правители не стали рушить то, что создал их предшественник. Напротив, они упрочили империю, равно как и свою власть, подкрепив ее целым сводом политико-философских законов, которые строго соблюдались в Китае на протяжении многих веков — вплоть до начала нашего столетия. А первый император Китая Цинь Шихуанди между тем спал вечным сном в своей огромной гробнице, скрытой многометровой толщей лессовых наслоений, под охраной своих глиняных солдат…
    … В 1974 году сон императора впервые за две тысячи лет потревожили китайские археологи во главе с профессором Юанем Джунгуем. И первое, что поразило ученых, а за ними и весь мир, — это стоящие в боевых порядках воины из глины и бронзы.
    Усыпальница императора Циня оказалась размером с огромный подземный город. По предварительным подсчетам археологов, она занимает площадь 56 кв. км. Ее строили 700 тыс. человек, согнанных со всех уголков великой империи. С помощью спектрального анализа в толще погребального кургана действительно было зафиксировано наличие огромного количества ртути — так подтвердилось свидетельство Сыма Цяня.
    Попасть в подземное царство императора Циня оказалось не так просто: подступы к нему были защищены хитроумной системой смертельных ловушек — каменных мешков и автоматически срабатывающих арбалетов и копьеметательных механизмов. И все это — для того, чтобы ни один смертный не посмел нарушить покой подземных дворцов и храмов, напичканных сокровищами, с которыми Цинь не хотел расставаться и после смерти.
    Впрочем, несмотря на ловушки и западни, археологам все же удалось проникнуть в глубь холма Ли — одного из многих, венчающих обширное погребение.
    Подступиться к глиняным воинам-истуканам было намного проще. Они стояли там же, где их некогда поставили, — внутри трех подземных залов. Четвертый зал оказался пустым — вероятно, потому, что его не успели достроить. Крепкие деревянные колонны подпирают не менее прочные, покрытые толстой коркой водонепроницаемой глины своды извилистых коридоров, скрытых под трех-четырехметровым слоем просевшей от времени почвы.
    Большая часть пеших воинов находится в главном зале площадью 210x60 кв. м. Рост рядовых пехотинцев составляет от 1,75 до 1,85 м — под стать человеческому. Офицеры выше — их рост соответствует чину и рангу.
    Воины и кони искусно вылеплены из глины, а воинские доспехи и оружие отлиты из бронзы. Все лица солдат обращены строго на север, в сторону усыпальницы императрицы. На внутренней стороне полых статуй сохранились отпечатки пальцев и инструментов императорских мастеров-керамистов. Эти следы помогли археологам воссоздать древнюю технологию изготовления статуй. Сначала лепилось туловище. Нижняя часть статуи была монолитной и соответственно более массивной — на нее приходился центр тяжести. Верхняя часть была полой. Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным слоем глины и лепил лицо, придавая ему индивидуальное выражение. Одновременно у воина «вырастали» уши, борода. После чего он наконец облачался в доспехи. Обжиг длился несколько дней, при постоянной температуре не ниже 1000 °C. В результате глина, из которой вылепливали воинов, становилась крепкой как гранит.
    Первые ряды воинов образуют три походные шеренги, развернутые в сторону одиннадцати подземных коридоров. Коридоры тоже заполнены солдатами: впереди пеших следуют боевые колесницы, запряженные четверками лошадей. Колесницы, в отличие от глиняных воинов и лошадей, были вытесаны из дерева, поэтому от них почти ничего не осталось. Расположенные вокруг них пехотинцы вооружены шестиметровыми бамбуковыми копьями, не позволявшими врагу близко подступиться к лошадям.
    На двух колесницах когда-то стояли сигнальные колокол и барабан — колокольным и барабанным боем подавались сигналы. В двух коридорах, северном и восточном, также стоят солдаты — они охраняют подступы к основным частям с флангов. Как и у большинства пехотинцев, у них нет щитов. Армия Циня Шихуанди состояла из крепких и бесстрашных воинов — они не боялись смерти и не носили ни щитов, ни шлемов. Головы офицеров обычно венчали круглые шапочки, а рядовых — пучки накладных волос.
    Хотя глиняные воины должны были служить своему императору после его смерти, стоят они большей частью не наизготовку, а, выражаясь современным языком, в положении «вольно», но будто готовые перестроиться в боевой порядок по первому же сигналу.
    В последние годы раскопки производились в основном во втором подземном зале, расположенном в двух десятках метров от первого. На сегодняшний день археологи насчитали там 1400 глиняных воинов и лошадей, отличающихся от тех, что были установлены в первом зале.
    Так, в первых рядах здесь стоят коленопреклоненные лучники в доспехах. А за ними — пехотинцы с копьями наперевес. Есть там всадники и колесницы — и те и другие занимают строго определенные боевые порядки. Впрочем, раскопки во втором зале еще не завершены, а стало быть, есть основания полагать, что археологи обнаружили там лишь часть армии, поскольку, как известно, лучники всегда шли впереди пехотинцев, конников и колесниц, составлявших главную ударную силу императорского войска. Но даже столь мощная армия не уберегла династию Цинь от гибели, хотя заложенные ею государственные основы пережили века.
    Раскопки гробницы Циня Шихуанди начались четверть века назад. Они продолжаются до сих пор, и конца им, похоже, не будет еще долго. И причины того — не устрашающие размеры усыпальницы и не отсутствие финансовой помощи археологам со стороны государства, но и в не меньшей степени извечный страх китайцев перед миром усопших: жители Китая и сегодня с трепетом относятся к праху предков, боясь осквернить его своим нечестивым прикосновением. Так что, по мнению профессора Юаня Джун-гуй, «пройдет еще немало лет, прежде чем удастся наконец завершить раскопки».

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 | ВверхПечать