ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ КИТАЯВ Древнем Китае, как и в других древних государствах, верили в загробную жизнь и в злых духов. Поэтому перед тем, как хоронить человека, здесь совершалась церемония устрашения злых духов на всем пути следования траурной процессии. Буддийские и даосские монахи проходили по тем улицам, где на следующий день должна была двигаться похоронная процессия, кропя все вокруг святой водой и ублажая духов звуками музыки.Вера в загробную жизнь привела к тому, что правители Китая заблаговременно заботились о том, чтобы и в ином мире жить роскошно и пользоваться услугами своих советников и слуг. В глубокой древности совершались массовые ритуальные убийства пленных, приносимых в качестве жертв. При погребении знатных лиц наряду с быками, баранами, собаками и свиньями в жертву приносили рабов, которых закапывали живыми в землю или сжигали.
Когда скончался правитель Мугун в царстве Цинь в VII веке до нашей эры, вместе с умершим были погребены живыми сто семьдесят семь человек, среди которых - три представителя благородных фамилий. Здесь же захоронили различные изделия из нефрита и бронзы, включая оружие, ценные украшения, конную упряжь... Люди и вещи, как считалось, служившие правителю при его жизни, могли пригодиться ему и в потустороннем мире.
Загробная жизнь, как и земная, определялась положением человека в обществе: чем богаче был он на земле, тем пышнее обставлял свое потустороннее существование. И конечно, лучше всех на том свете устраивался самый богатый человек - император, а также члены его семьи. По издавна существовавшим в Китае обычаям, сооружение могилы для императора начиналось уже в первые годы его царствования и, как правило, продолжалось на протяжении всего правления.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что императорские могилы сооружались с большим размахом и мало чем отличались от настоящих дворцов.
Если при жизни император был женат, он, естественно, нуждался в присутствии супруги и на том свете. Отсюда возник обычай заживо погребать жен вместе с умершими мужьями. Например, с императором Шихуанди, жившим в III веке до н.э., были захоронены все те его жены, у которых не было детей. Впоследствии этот дикий обычай был смягчен.
Примерно с середины I тысячелетия до нашей эры - человеческие жертвоприношения почти прекратились, и с высокопоставленными покойниками в могилу стали опускать фигурки, вылепленные из глины, а также изображения, вырезанные из бумаги.
Поэтому не случайно при вскрытии старинного некрополя Танг, археологи нашли ниши, наполненные древними статуями, а также коридор, на стенах которого они увидели изображения хранителей этого некрополя. Их взгляд был обращен внутрь, туда, где находится могила. Наконец ученые добрались и до самого захоронения и увидели надгробие, сделанное из резного камня. К разочарованию археологов, ничего, кроме маленьких серебряных пластинок и нескольких жемчужин, найти не удалось. Украшения, золотые и серебряные изделия, лаковые шкатулки и ткани, расшитые серебром, были унесены неизвестными грабителями.
Зато перед взором археологов предстали изумительные по красоте фрески. В частности, на некоторых из них можно было увидеть изображения дракона в виде какого-то фантастического существа - повелителя Дождя, считавшегося по представлению древних китайцев плодом слияния Неба и Земли. В иерархии китайских божеств дракон занимает третье место после Неба и Земли. Издавна его изображали в самых причудливых формах. В Китае почитаемы четыре вида драконов: небесный дракон, охраняющий обители богов, божественный дракон, посылающий ветер и дождь, дракон земли, определяющий направление и глубину рек, и дракон, охраняющий сокровища.
Но вот что удивительно! Именно в некрополе Танг, археологи впервые увидели фрески необычайной красоты, изображающие прекрасных дам древности, пользующихся косметикой: выщипанные и подведенные брови, ярко-красные губы и щеки, на лице -толстый слой пудры... Здесь же была найдена еще одна любопытная фреска, на которой изображены придворные дамы, занимающиеся сооружением причесок, украшенных драгоценными нитями, изящными гребнями, шпильками из нефрита, фигурками птицы-феникс, держащей в клюве длинные нити с драгоценными камнями.
Кстати, феникс считается у китайцев самой почитаемой птицей. Поэтому она всегда располагалась на гербе императрицы. У этой мифической птицы горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов: желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов и верность. Происхождение этой мифической птицы связывают с Солнцем и огнем.
Сейчас, правда, птица-феникс не играет для китайцев такого значения, как в древности. Все в мире изменяется со временем.
Открытие гробницы Танг дало ученым понять, что именно со времен жизни принца Ли Хиана полностью исчезла традиция хоронить вместе с умершим императором его придворных дам, слуг, музыкантов, охранников, конюхов, лошадей, верблюдов... Их уже в последующие века стали заменять статуями, точнее - скульптурами. Такие скульптуры теперь считаются раритетом. В Танге археологи обнаружили статуи придворных дам, найденные в одной из ниш, которые были окрашены в разные цвета - синий, зеленый, красный... Ученые долго ломали голову над секретом приготовления этих красок, которые частично сохранились, но так ни к какому выводу пока не пришли. Китайцы умели хранить свои тайны. Правда, был сделан вывод, что эти цвета - не просто фантазия скульптора, а своеобразная деталь его творения, указывающая на принадлежность дам к тому или иному сословию китайского общества. К примеру, пурпурный цвет скульптуры, по мнению специалистов, указывал на принадлежность дамы к самой высокой ступеньке иерархической лестницы.
Еще было найдено, для многих неожиданно, даже скульптурное изображение иностранца - бородатого, с длинным носом и довольно грубыми чертами лица. Кто это был? Пока история об этом умалчивает.