Максимум Online сегодня: 911 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371224 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 22 12 2024, 04:45:24

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 4 5 | Вниз

Ответ #10: 14 10 2009, 11:03:20 ( ссылка на этот ответ )

Одиссей — одна из самых известных и ярких фигур в мире античной мифологии. Особенно знамениты те десять лет, в течение которых он добирался после Троянской войны на родную Итаку. Во время скитаний, когда ему пришлось пережить множество опасных приключений, славный герой проявил не только отвагу, но в первую очередь ум и хитрость, а также коварство. Если в «Илиаде» Гомер изобразил великолепных, героических воинов, во всем послушных богам, то герой «Одиссеи» сам распоряжается своей жизнью. Мог ли великий греческий поэт быть автором двух столь различных монументальных произведений?

Славное имя мое ты, циклоп, любопытствуешь сведать, С тем, чтоб, меня угостив, и обычный мне сделать подарок? Я называюсь Никто; мне такое название дали мать и отец, и товарищи все так меня величают.

Этот «Никто» — один из греческих царей, возвращающийся после долгих и опасных странствий на родину. Достигнув наконец желанной цели, он договаривается с пастухами и с их помощью, под видом нищего оборванца, крадучись, пробирается в свой собственный дворец, где тем временем ни больше, не меньше как 108 женихов домогаются руки его супруги и проматывают его добро. Сомнительный герой, скажете вы?

Однако, представ перед нами таким жалким, он все равно остается славным Одиссеем, сыном досточтимого царя Лаэрта, повелителем Итаки, победителем в Троянской войне, еще более сильным и отважным, чем другие современные ему герои Эллады. Давайте же вспомним его историю, полную невероятных приключений.

После победоносного завершения Троянской войны греческие воины, сражавшиеся вместе с Одиссеем, возвращаются в родные края. Самого Одиссея буря забрасывает на остров Огигия, где он попадает в плен к нимфе Калипсо, возмечтавшей заполучить его в мужья. Но Одиссей непреклонен — он тоскует по своей супруге Пенелопе. По просьбе Афины Калипсо в конце концов отпускает Одиссея. Однако на него гневается бог Посейдон, превращая путь на родину в полное опасностей и соблазнов длительное странствие.

Пенелопа, верная жена Одиссея, и выросший к тому времени его сын, двадцатилетний Телемах, уже давно потеряли надежду дождаться его. Толпы женихов с Итаки и соседних островов, считая Одиссея погибшим, бесчинствовали в его доме и домогались руки предполагаемой вдовы. Видя, как женихи оскорбляют мать и истребляют наследственное имущество, а слуги вышли из повиновения, Телемах отправляется за сведениями об отце к его соратникам по Троянской войне — в Пилос к Нестору и в Спарту к Менелаю. Ему удается узнать лишь то, что несколькими годами раньше Одиссей находился в плену у нимфы Калипсо.

Но Одиссей, бежавший от Калипсо на самодельном плоту, попал в страшную бурю и только с помощью богини Левкофеи в конце концов достиг берега острова Схерия, где живет безмятежный и гостеприимный народ феаков. По подсказке богини Афины Навсикая, прекрасная дочь мудрого царя Алкиноя и его жены Ареты, находит обессилевшего, покрытого тиной и грязью, спящего в кустах Одиссея, немедленно влюбляется в него и приводит в отцовский дворец. Там Одиссей рассказывает феакам о своих странствиях и приключениях. О том, как после победы над троянцами он со сподвижниками на нескольких кораблях попал сначала в город Исмар, где жили киконы. Тут они похозяйничали, как настоящие пираты: мужчин перебили, добычу поделили, а женщин взяли в плен. Однако на выручку соплеменникам подоспели киконы из других городов и обратили в бегство многих спутников Одиссея. Лишь по шесть человек на каждом корабле сохранили верность Одиссею. Они поспешно покинули Исмар, на короткое время задержались в стране лотофагов, мирного племени, питающегося плодами лотоса, и затем попали в царство циклопов, жестоких одноглазых великанов.

* 017-1.jpg

(109.92 Кб, 449x631 - просмотрено 2033 раз.)

* 017-2.jpg

(83.91 Кб, 525x369 - просмотрено 2071 раз.)

* 017-3.jpg

(157.56 Кб, 580x652 - просмотрено 1907 раз.)

* 017-4.jpg

(63.81 Кб, 439x571 - просмотрено 2162 раз.)

 

 

Ответ #11: 14 10 2009, 11:07:35 ( ссылка на этот ответ )

ГРЕЦИЯ - История одного мифа

Одиссей рассказывает о своих приключениях

Здесь они становятся пленниками страшного циклопа Полифема, для которого они — всего лишь живые съестные припасы. Двух спутников Одиссея циклоп проглотил в тот же вечер, еще двоих съел на завтрак. Одиссей замыслил побег из страшной пещеры. Сначала он хотел убить спящего великана его же мечом, но тот завалил вход в пещеру огромными каменными глыбами. Тогда Одиссей прибег к хитрости. Он угостил Полифема вином, и когда тот выколол ему единственный глаз заостренным раскаленным колом. На рев ослепленного великана сбежались соплеменники и, сгрудившись перед пещерой, спрашивали собрата, кто его обидел.

«Им отвечал он из темной пещеры отчаянно диким ревом: «Никто! Но своей я оплошностью гибну. Никто бы силой не мог повредить мне».

Полифем ответил так, потому что хитроумный Одиссей так назвался. Но соплеменники поняли его по-своему. «Если никто, для чего же один так ревешь ты? Но если болен, то воля на это Зевеса, ее не избегнешь. В помощь отца своего позови, Посейдона владыку», — отвечали циклопы и пошли прочь от пещеры.

И тогда Одиссей придумал, как выбраться на волю. Он и его еще не съеденные спутники вцепились в густую шерсть на брюхе баранов, которых Полифем выпускал по утрам на пастбище. Великан ощупывал спины баранов — не сидят ли на них пленники, но под брюхом искать не догадался. Так спаслись итакийцы. А Полифем жаловался: «Горе! Пророчество древнее ныне сбылось надо мною; некогда был здесь один предсказатель великий и мудрый, телам, Евримиев сын, знаменитейший в людях всевидец; жил и состарился он, прорицая, в земле у циклопов. Ведая все, что должно совершиться в грядущем, предрек он мне, что рука Одиссеева зрение мне уничтожит. Я же все думал, что явится муж благовидный, высокий ростом, божественной силою мышц обладающий смертный... Что же, меня малорослый урод, человечишко хилый зренья лишил, наперед вероломно вином опьянивши...»

Великан швырнул вслед кораблю с беглецами две каменные глыбы, но камни не достигли цели. Герои попадают на остров бога ветров Эола, где гостят месяц. На прощанье Одиссей получает в подарок мех, в котором завязаны ветры. Попутные ветры быстро приближают флот Одиссея к Итаке, но тут завистливые спутники развязывают мех, предполагая, что там золото. Вырвавшиеся на свободу ветры гонят корабли прочь от Итаки. Сначала их снова прибивает к острову Эола, который отказывает Одиссею в дальнейшей помощи. После нападения на флот Одиссея лестригонов — великанов-людоедов — из 12 кораблей спасается лишь один. На нем горстка мореплавателей пристает к острову Эя, где царит волшебница Кирка, умеющая превращать людей в животных. Спутников Одиссея она превращает в свиней. Самому Одиссею удается избежать этой участи благодаря чудодейственному корню «моли», полученному от бога Гермеса (Эрмия). Тогда Кирка понимает: «Ты Одиссей, многохитростный муж, о котором давно мне Эрмий, носитель жезла золотого, сказал, что сюда он будет, на черном плывя корабле от разрушенной Трои». Одиссей вынуждает Кирку вернуть человеческий облик его товарищам, и они счастливо живут год на ее острове.

Дальнейшие скитания приводят Одиссея и его сотоварищей в царство Персефоны. Там, у границы царства теней, Одиссей по совету Кирки вызывает души многих своих воинов, а также душу своей матери. От тени умершего прорицателя Тиресия он узнает об опасностях, которые поджидают его по пути на родину: «...к острову знойной Тринакрии, бездну темно-лазурного моря измерив, корабль приведешь свой; тучных быков и волнистых баранов пасет там издавна Гелиос светлый, который все видит, все слышит, все знает. Будешь в Итаке, хотя и великие бедствия встретишь, если воздержишься руку поднять на стада Гелиоса; если же руку подымешь на них, то пророчу погибель всем вам: тебе, кораблю и сопутникам; сам ты избегнешь смерти, но бедственно в дом возвратишься, товарищей в море всех потеряв, на чужом корабле, и не радость там встретишь: буйных людей там найдешь ты, твое достоянье губящих, мучащих дерзким своим сватовством Пенелопу...» Посулив и другие несчастья, Тиресий предсказал ему, однако, «спокойную смерть в глубокой старости вдали от моря».

* 017-9.jpg

(74.28 Кб, 444x560 - просмотрено 2023 раз.)

* 017-13.jpg

(102.68 Кб, 442x576 - просмотрено 1789 раз.)

* 017-16.jpg

(120.01 Кб, 580x610 - просмотрено 1932 раз.)

* 017-17.jpg

(149.66 Кб, 580x649 - просмотрено 1940 раз.)

 

 

Ответ #12: 14 10 2009, 11:11:13 ( ссылка на этот ответ )

ГРЕЦИЯ - История одного мифа

окончание
[/i]

Год они жили счастливо...

Но прежде чем достигнуть острова Тринакия, кораблю предстояло проплыть мимо побережья, где сладкоголосые сирены завлекали своим пением мореплавателей на острые прибрежные скалы. Одиссею удалось избежать опасности, заткнув уши спутников воском, а себя привязав к мачте корабля. С помощью богини Афины корабль благополучно миновал пролив между страшным морским водоворотом Харибдой и шестиглавым чудовищем Сциллой, все же успевшим проглотить шестерых моряков. Прибыв на остров Тринакию, изголодавшиеся спутники Одиссея, несмотря на предостережение провидца, убили несколько священных коров и овец и съели их мясо. В наказание разгневанный Зевс бросает в корабль, вышедший в открытое море, молнию. Все спутники Одиссея гибнут, лишь он один спасается и после девятидневного плаванья его прибивает к острову Огигия, на котором живет нимфа Калипсо.

В отличие от всех предшествующих мифов, главный герой «Одиссеи» вовсе не является могучим воином, который непобедим в сражениях с врагами или же, поняв безвыходность положения, пренебрегая смертью, героически бросается в бой. В Одиссее нет ничего сверхъестественного, он не лишен человеческих слабостей. Он защищается с оружием в руках, лишь когда чувствует превосходство над противником, но чаще прибегает к хитрости и интригам. Если до того эти черты и встречались в греческой мифологии, то были присущи не героям, а недобросовестным придворным или же злым волшебницам. Такие методы до Одиссея считались предосудительными и недостойными. Однако даже богиня Афина хвалила Одиссея за хитроумие и называла «образцом изворотливости».

Возвышенному характеру героев до Одиссея соответствуют бесхитростные описания подвигов. Выстроенные безупречно в хронологическом отношении, легенды и мифы шаг за шагом отслеживают жизнь и деяния царей и воителей. С Одиссеем все обстоит иначе. Сначала читатель встречает его у нимфы Калипсо на острове Огигия и сразу же снова теряет из виду, чтобы подробнейшим образом узнать о событиях на его родине. Мы узнаем о том, что сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца в Пилос и Спарту, а затем до самого конца повествования ровным счетом ничего об этом не слышим. И лишь потом читатель встречает самого Одиссея на коротком отрезке его скитаний, отнюдь не самом увлекательном. Очень небольшую (во временном отношении) частицу всей истории, пребывание в стране феаков, рассказчик начиняет изложением событий, происшедших ранее. Причем о своих знаменитых скитаниях повествует сам Одиссей. Далее следует краткое и сравнительно спокойное плавание на корабле феаков к Итаке, и только теперь продолжается прерванное в самом начале непосредственное действие на Итаке. Впрочем, ему приданы черты скорее плутовской комедии с переодеваниями, чем героического эпоса. Впервые распадается традиционное античное общество на царей, придворных, купцов и прочих горожан, служителей культа, чиновников и разного ранга слуг и презренных нищих. Изменяются взаимоотношения между различными социальными группами. Благородный царь превращается в жалкого нищего, его верными союзниками становятся свинопас Эвмей и пастух Филойтий. Благородные мужи из аристократических домов, их 108, нагло докучающие Пенелопе, показаны как тунеядцы и беспринципные интриганы.

Социальные аспекты в героическом эпосе

«Одиссея» полностью разбивает складывавшуюся веками картину мира. Родился тип нового, свободного человека. Сословное чванство так же чуждо ему, как и героический кодекс чести, не исключающий в том числе и гибели героя. Однако по-новому осознанная свобода идет еще дальше. Одиссей берет свою судьбу в собственные руки.

Он строит планы и сам же отвергает их, он хитрит и мошенничает. Он постоянно принимает самостоятельные решения. В образ античного человека, который так величественно предстает в гомеровской «Илиаде», он явно не вписывается.

И тут встает интересный вопрос: мог ли Гомер создать два таких принципиально различных монументальных произведения: «Илиаду», в традиционной манере прославляющую подвиги греческих героев в Троянской войне, и гораздо более современную «Одиссею»? Возвышенные идеалы уступают место хитроумной изворотливости. Крайне иерархическое мышление противостоит социально осмысленному человеческому идеализму.

Археологи первыми пролили свет на гомеровскую проблему. Они использовали при этом оригинальные методы, в первую очередь исследуя древнегреческие вазы. На острове Искья был найден греческий глиняный кубок приблизительно 725 г. до н. э. с образцами так называемого позднегеометрического стиля. Его украшает остроумная надпись: «Нестора кубок хорош для питья. Но будь осторожен! Кто из него отхлебнет, того бурная страсть обуяет к богине любви Афродите». Поэтический размер в точности соответствует тому, которым написана «Илиада», а намек на кубок Нестора понятен лишь тем, кто знаком с этим произведением. Это значит, что «Илиада» появилась самое позднее за несколько лет до 725 г. до н. э., потому что к этому времени она, очевидно, была уже общеизвестна. Однако около 675 г. до н. э. в Древней Греции в большом количестве появляются разнообразные вазы, украшенные изображениями сцен из мифа об Одиссее. Такое внезапное появление их в самых разных частях страны говорит о том, что «Одиссея» в это время еще у всех на устах. Едва ли она появилась раньше, чем между 690 и 680 гг. Отсюда нетрудно сделать вывод, что «Илиаду» и «Одиссею» разделяет примерно полвека.

Уже несколько лет труды современных археологов и искусствоведов издаются толстыми томами. И все больше укрепляется уверенность: Гомер не мог создать и «Илиаду», и «Одиссею». Что-нибудь одно. Великий греческий поэт жил в VIII в. до н. э. Когда же появилась «Одиссея», он, очевидно, уже давно был мертв. Но есть и такие, кто сомневается, что «Илиада» была создана одним человеком, и полагают, что ее авторами могла быть целая группа «гомеридов».
   

* 017-19.jpg

(71.92 Кб, 439x571 - просмотрено 1804 раз.)

* 017-21.jpg

(122.45 Кб, 555x700 - просмотрено 1748 раз.)

* 017-22.jpg

(167.84 Кб, 580x690 - просмотрено 1883 раз.)

* 017-23.jpg

(82.96 Кб, 441x569 - просмотрено 1843 раз.)

 

 

Ответ #13: 23 11 2009, 02:36:38 ( ссылка на этот ответ )

Под знаком Минотавра. Загадочные письмена


Одним из величайших потрясений для научного мира XIX века стало открытие Генрихом Шлиманом гомеровской Трои. Сенсацией явился не сам факт находки города – к тому времени были обнаружены цивилизации гораздо более древние. Сенсацией стало то, что легендарная цивилизация, описанная Гомером, которая прежде считалась мифом, оказалось реальностью.

И вот спустя несколько десятилетий на острове Крит находят еще более древнюю цивилизацию, возможно, самую древнюю в Средиземноморье, которая получает название Минойской (по имени легендарного царя Миноса). «Исключительное явление: ничего греческого, ничего римского», – пишет в своих дневниках Артур Эванс, один из первооткрывателей. По счастливому стечению обстоятельств он приобретает участок земли на том месте, где прежде находился царский дворец. С этого и начинается история открытий. Однако и сто лет спустя Крит еще не раскрыл свои тайны и, наверное, преподнесет сюрпризы еще не одному поколению ученых.

Например, мы так и не приблизились к разгадке того, что за народ населял этот остров пять тысяч лет назад. Первых жителей острова обычно называют пеласгами. Но кем были эти люди? Неподалеку от одного из древних критских центров – Феста – был найден диск с непонятными знаками, которые так и не удалось расшифровать. Они даже отдаленно не напоминают ни один из известных сегодня языков. Был ли он написан теми самыми пеласгами или завезен купцами с другого конца света?

Примерно в то же время были найдены глиняные таблички с письменами на неизвестном языке. Когда гораздо позже, в середине XX века, Майклу Вентрису удалось расшифровать надписи на табличках, оказалось, что это архаический греческий язык, который старше Гомера по меньшей мере на 500 лет.

Наверное, очень необычное ощущение испытали ученые, когда на истертых временем плитах ожили имена, известные нам по героическим эпосам – Ахилл и Аякс, Тесей и Нестор, – и оказалось, что имена эти когда-то принадлежали самым обычным людям и были так же распространены, как сегодня Сергей, Анна или Андрей. Всегда удивительно бывает прикоснуться к истокам нашего мира, когда начинаешь понимать, что и многие тысячелетия назад жили похожие на нас люди... Подумать только: еще сто лет назад считалось, что культура Средиземноморья возникла всего за 7–8 веков до нашей эры. Найденные в Трое, Микенах и Тиринфе, на Крите следы (и какие следы!) цивилизации отодвинули границы человеческой культуры еще на 2–3 тысячи лет!

Тогда, за несколько тысячелетий до начала нашей эры, критская цивилизация была самой могущественной на Средиземном море. Археологи, раскапывавшие остров, были поражены отсутствием крепостей, стен и оборонительных сооружений. Это породило миф о детях моря, светлых и жизнерадостных существах, чья жизнь была раем на земле. Сейчас считается, что Крит был прекрасно защищен своим флотом, самым мощным по тем временам, созданным еще легендарным царем Миносом.


Царь Минос

Минос – еще одна критская загадка. Возможно, он не был совсем уж легендарной фигурой, а существовала в незапамятные времена целая царская династия, носящая это имя. Первый Минос, как повествуют легенды (что касается Крита, здесь все – сплошные легенды и предположения), был сыном самого Зевса и Европы, дочери финикийского царя. Она была похищена богом, обратившимся в быка, и привезена на Крит, где родила трех сыновей – основателей династии: Миноса, Радаманта и Сарпедона.

Минос и Радамант были одними из первых законодателей в мире. Сам Платон, говоря об идеальном государстве, ссылался на совершенные законы, данные царем Миносом. Их знал и легендарный правитель Ликург, давший законы Спарте. Считается, что царь Кносса раз в девять лет получал в Диктейской пещере оракулы от своего отца, Зевса, и после этого посланник Кносса объезжал зависимые от Крита территории и раздавал последние царские распоряжения. Минос приобрел господство над большей частью Эллинского моря, над островами, и в те времена (скорее всего, это происходило где-то до 1800 г. до н.э.) Крит был центром большой конфедерации государств и колоний на Средиземном море.

Родина древних богов

В 1470 году до н.э. в результате сильнейшего землетрясения были разрушены величественные дворцы Кносса, Феста и других критских «городов» (Гомер называет Крит «стоградным», и действительно считается, что на острове было около 90 центров). Звезда древней цивилизации закатилась. Ее наследницей стала ахейская цивилизация (помните гомеровскую Троянскую войну, странствия Одиссея, царей Менелая и Агамемнона?), которая, в свою очередь, погибла примерно три-четыре века спустя; ее сменила культура эллинов... Можно продолжить и дальше, но интересно, что критская культура не ушла бесследно и ее осколки дошли до исторических времен – через богов, через мистерии, через мифы.

Где, например, родина царя богов Зевса? На Крите. Там, в Диктейской пещере, его выкормила коза Амальтея, а куреты защищали бога-младенца от грозного отца. В наши дни при раскопках находят пещеры со следами жертвенников и священными предметами, относящимися к культу Зевса, – изображениями быка и двойными топорами-лабрисами.

Там же находится и родина Диониса, сына Зевса и Персефоны – бога Элевсинских мистерий и орфических таинств. Там, как повествуют мифы, титаны растерзали и съели юного бога в образе быка (бык сопровождает нас на Крите на каждом шагу!), а потом Зевс испепелил их молнией и из пепла титанов и Диониса создал людей.

Здесь когда-то находился пуп земли – ее символический центр, – до тех пор, пока не был перенесен в Дельфы.

И здесь же жил чудовищный получеловек-полубык Минотавр.

Легендарный лабиринт найден?

Итак, история открытий на Крите началась с дворца, обнаруженного Артуром Эвансом. Именно этот дворец впоследствии получил среди ученых название «лабиринт», и не случайно. Глазам археологов предстало невиданное зрелище: остатки огромного хаотичного сооружения в один, а местами и в два-три этажа, занимавшего площадь около 10000 м2. Это действительно был своего рода лабиринт из комнат, мастерских, кладовых, никуда не ведущих коридоров, внутренних двориков, залов для собраний... Один из залов археологи окрестили «тронным», а Эванс объявил, что здесь находится «древнейший престол в Европе». Были найдены и комнаты непонятного назначения, скорее всего служившие святилищами и местами для проведения церцемоний. Древние дворцы Крита были отнюдь не царскими резиденциями, а очагами культуры и духовности: отсюда исходили государственные законы, здесь создавались шедевры критского искусства, здесь правил царь, одновременно являвшийся верховным жрецом.

Вряд ли чудовищный Минотавр обитал в этом лабиринте. Да и жил ли он вообще? Но любопытно, что в северо-западной части дворца была найдена комната, которую назвали «комнатой танцев», где на полу начертаны линии, изображающие лабиринт. Можно предположить, что во дворце проводились специальные церемонии, которые имитировали прохождение человека через лабиринт и миф о Тесее и Минотавре. В этом аспекте дворец как место древнейших таинств мог быть домом «Минотавра» – одного из жрецов в маске быка, посвящавшего неофита-Тесея в давно ушедшие Мистерии.

А.Ф. Лосев пишет, что ритуальный танец, изображавший движение героя по лабиринту и выход из него, мог символизировать движение светил, где жрецы-танцоры изображали Солнце и планеты. А сам Минотавр символизировал Солнце! Почему бы и нет? Ведь традиционно бык был солнечным животным. Вспомните, к примеру, египетских быка Аписа или Нут-Небо, в образе коровы рождающую Солнце-быка. Минотавр на многих рисунках изображается с телом, покрытым звездами. Наконец, бык был одним из священных животных Зевса и Посейдона. И Минотавр мог представлять древнейшую ипостась царя богов – Зевса, или Солнце, в его аспекте породителя жизни – того, кто дает жизнь всему сущему.

Визит к Минотавру

Тогда почему же в мифе Минотавр предстает чудовищем, пожирающим свои жертвы? Проблема заключается не в Минотавре, а в том, что мы потеряли ключи к древним мифам и рассматриваем их скорее как забавные или страшные сказки, а не как символическое изложение великих космических и человеческих законов.

Историки считают, что миф о Тесее и Минотавре рассказывает о тех временах, когда Крит правил над всем Средиземноморьем и облагал свои колонии данью (те самые семь девушек и семь юношей, которых, по мифу, должны были присылать на Крит Афины). И победа Тесея символизирует освобождение Афин из-под критского владычества.

Можно предположить, что миф рассказывает о древних таинствах, данных еще царем Миносом, центром которых был Крит. А юноши и девушки, предназначенные в жертву Минотавру, действительно оставались в лабиринте – становясь жрецами и жрицами (одно из символических значений поедания – трансформация, переход на новый качественный уровень, своего рода смерть и новое рождение). И в этом контексте победа Тесея говорит о смене эпох, об историческом моменте, когда древние боги уходили в прошлое (символически в мифах становясь чудовищами, силами хаоса) и их место занимали новые боги и герои (символизировавшие порядок и свет, побеждающий хаос и тьму).

Загадка Минотавра

Мифы не только передают давние исторические события и следы древних церемоний, но и рассказывают о процессах, происходящих в человеческой душе. В психологическом аспекте каждый из нас имеет свой лабиринт и своего Минотавра – слепое и лишенное разума начало, которое обитает в глубокой тьме, в сердце лабиринта, в глубине нашей души. А лабиринт традиционно отражает иллюзорность мира, в котором так трудно найти свой путь, узнать свое предназначение. Древние церемонии лабиринта, совершаемые жрецами и жрицами, символизировали путь человеческой души в этом мире. Блуждая по лабиринтам иллюзии, чтобы найти выход, человек должен дойти до сердца лабиринта, встретиться там с Минотавром – своей неразгаданной, таинственной, бессознательной частью – и победить его.

По мифу, Тесей проникает в лабиринт вместе с пленными юношами и девушками, чтобы сразиться с чудовищем и навсегда покончить со страшной данью, которой он облагал людей. Но герой идет не с пустыми руками: он вооружен мечом (или секирой-лабрисом) и держит в руках путеводную нить (тот самый знаменитый клубок, врученный Ариадной, чтобы Тесей мог найти путь обратно). В мистериях Ариадна давала Тесею не клубок, а веретено. Оно имеет очень красивую древнюю символику: символизирует несовершенство человека, который вынужден снова и снова «разматывать нить» свой жизни, проникая в «лабиринт», проходя испытания, накапливая опыт, с тем чтобы с каждым разом, вернувшись из собственного «лабиринта» с очередной маленькой победой, «наматывать нить» на веретено все лучше и лучше, становясь более совершенным. «Нить» – это наша память, она позволяет не повторять ошибки. Она напоминает нам, зачем мы идем в «лабиринт» жизни и зачем проходим свои жизненные испытания. А обоюдоострая секира, с которой Тесей побеждает Минотавра, символизирует человеческую волю, волю к действию и желание перемен. По одной из версий мифа, когда Тесей убивает Минотавра, его секира превращается в факел, освещающий путь.

Крит на перекрестке эпох

Легендарная история Крита начинается с момента, когда Зевс, превратившись в прекрасного белого быка, увозит финикийскую царевну Европу и от их брака рождаются первые критские цари. Возможно, Крит был как-то связан с Финикией и принял от нее культурный импульс?

Крит был связан и с Египтом. В египетских папирусах Нового царства сохранились упоминания о народе кефтиу – критянах. А верховное божество в образе быка может иметь общие корни с египетским богом Аписом.

Мы так и не знаем, кем были первые критяне, и можем только строить догадки, откуда пришла их культура. Возможно, Крит был одним из последних осколков древнего мира – настолько древнего, что нам трудно вообразить, – который сохранил и «переплавил» в своей культуре его таинства и века спустя передал импульс Греции.

Кто знает, быть может, когда-нибудь будут найдены остатки легендарного затонувшего Посейдониса – острова, описанного Платоном, – и будет доказано существование цивилизации атлантов? Быть может, когда-нибудь ученые найдут доказательства, что древние пеласги были далекими потомками и последним осколком цивилизации атлантов и унаследовали от них свою столь удивительную и необычную культуру? Сейчас мы можем лишь строить догадки.
Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
Сенека

 

 

Ответ #14: 04 12 2009, 21:27:05 ( ссылка на этот ответ )

Призраки лабиринта. Что скрывала обитель Минотавра

Существовал ли на самом деле легендарный Минотавр, одно только упоминание о котором вызывало страх по всей Элладе? На этот вопрос ученым еще предстоит найти ответ, но тот факт, что место его обитания – Кносский лабиринт – вовсе не вымысел, уже не вызывает никаких сомнений. На днях международная группа археологов, ведущая раскопки на острове Крит, обнаружила руины этого строения, долгое время считавшегося мифическим.

В отличие от многих преданий старины, сохранивших в себе ценные исторические сведения, легенда о Минотавре и критском Лабиринте долгое время считалась абсолютной выдумкой. Мир был уверен, что это всего лишь пересказ финикийского предания о боге Молохе, идолу которого, сделанному в виде быка, регулярно приносились человеческие жертвы.


Гибель чудовища с человеческим телом и бычьей головой от руки Тесея считалась аллегорией падения жестокого культа Молоха, а, следовательно, и вся история про Лабиринт воспринималась исследователями лишь как переложение других сказаний и легенд.

И вот недавно английский географ Николас Ховарт из Оксфорда и его коллеги обнаружили систему пещер в южной части Крита. Оказалось, что под землей скрывается целый комплекс из огромных залов, соединенных туннелями. Некоторые ответвления подземных путей заканчиваются тупиками, некоторые ведут еще глубже и дальше.

Общая протяженность пещерной системы составляет более четырех километров. Ученые с удивлением узнали, что местные жители давно называют это природное творение Пещерами Лабиринта. По одной из версий, здесь содержались преступники, отбывающие наказание. Возможно, их существование и положило основу мифу о Минотавре.

Дошедшие до наших времен письменные источники говорят о том, что у критского царя Миноса (который, по легенде, являлся то ли отцом, то ли отчимом Минотавра) состоял на службе некто Тавр. Этот человек – очень жестокий, вспыльчивый и физически сильный – сначала был наставником Миноса в воинском деле, а затем занял при нем должность полководца.

Известно, что Тавр принимал участие в различных соревнованиях на ловкость и силу, призами в которых являлись юноши-рабы. Возможно, именно в системе Пещер Лабиринта Тавр содержал своих пленников, что послужило причиной возникновения легенды о кровожадном чудовище.

Согласно все тем же историческим документам, Тавр действительно был побежден царем Афин Тесеем, равно как и сын Миноса – Астерий. Вместе с тем, в разных источниках указаны разные данные – то ли Тесей победил Тавра в морском сражении, а Астерия – в поединке на соревнованиях, то ли все было наоборот.

После открытия настоящего Кносского лабиринта ряд ученых выдвинули предположение, что у легенды о Минотавре есть еще одно потенциальное объяснение. Они считают, что пещеры использовались для своеобразной корриды, во время которой молодые люди забегали в каменные ходы, а вслед за ними пускались разъяренные бычки. У участников была единственная цель – живыми и здоровыми выбраться из Пещер Лабиринта.

В пользу этой теории говорит популярность и распространенность подобных "забав" по всему древнему европейскому Средиземноморью. Позднее игры с быками переместились на гладиаторские арены Римской империи, а до наших дней дошли в виде классической испанской корриды.

У многих народов древнего мира бык считался символом силы, демонстрирующим всю мощь воплощенных в нем божеств. Культ быка просочился даже в раннее христианство – на многих изображениях I - IV веков нашей эры Иисус изображен в сопровождении тура, вола или быка.
Во что ты веришь, того и достигнешь.
Норман Пил

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 | ВверхПечать