Гидеон Ветеран Сообщений: 37 Offline
|
ЗАГАДКА КРИТСКОГО ЛАБИРИНТАЧасть IIIГОРОД МЕРТВЫХПосле всего этого на Крит вернулись ученые и занялись скрупулезным изучением загадочных руин. И сразу же начались новые открытия. Так, у глиняных сосудов было слишком широкое для пищевых емкостей горло. А их стенки украшали рисунки змей, бычьих голов и секир. Такие же изображения ученые нашли и на алтарях, которых к тому же оказалось слишком много для дворца.
Тогда археологи вспомнили, что подобные пифосы ранее находили в древнегреческом городе Микены и на островах Эгейского моря. Но там в них обнаружили человеческие кости, то есть сосуды служили для захоронения останков умерших. Может быть, и Лабиринт был не дворцом, а огромным некрополем?
Вскоре эта догадка получила многочисленные подтверждения. Начать с того, что в Лабиринте нашли очень мало обычных вещей, да к тому же слишком разных: например, примитивные бусы и дорогие кубки. То есть такие вещи, какие, по верованиям древних греков, следовало класть вместе с покойниками в могилу.
Немало сказала и настенная роспись Лабиринта. Люди на фресках были изображены не в повседневной одежде, а в синей и голубой - цветах траура у греков. Ни на одной из фресок никто не улыбается, лица у всех подчеркнуто суровы и сдержанны. Некоторые мужчины явно темнокожие. В свое время Эванс принял их за африканских пленников. Но приглядевшись повнимательнее, археологи обнаружили, что лица у них европейские, только цвет кожи темно-коричневый. Между тем в Древней Греции существовал обычай раскрашивать лица темно-красной краской во время похорон и в первые недели после них.
Что же касается «ванных», то они были признаны саркофагами для захоронения знатных покойников, ограбленными еще до нашей эры. Они стояли в комнатах, где стены украшали изображения птиц, рыб, а главное - дельфинов синего цвета. Опять-таки, по верованиям греков, именно эти обитатели моря должны были сопровождать души умерших в подземный мир.
Итак, вопреки категорическому заключению английского археолога Эванса, долгое время считавшемуся бесспорным, ученые пришли к выводу, что в Лабиринте никогда не жили критские цари, а «работали» жрецы. Это был огромный заупокойный храм с внутренними усыпальницами на первом этаже и с бесчисленными алтарями и поминальными комнатами на втором. Он был культовым центром для всего острова, а вовсе не заповедным местом для веселья и оргий критских правителей, и в нем скорбели об умерших. Цари жили в куда более скромных по размерам постройках; занимались спортом, как было принято у греков, военными играми и пиршествами в широких и светлых внутренних двориках.
Лабиринт же с его хитросплетением кривых коридоров, отсутствием больших залов и дворцовых анфилад, помещениями-склепами с их удушающей духотой для всего этого никак не подходил.
То, что Лабиринт был «домом мертвых», объясняет, почему он находился вне стен древнего города, как и полагалось всякому некрополю. Судя по огромному количеству черепков и оставшихся целыми сосудов-ковчегов, на протяжении столетий там нашли вечное упокоение многие и многие тысячи людей.
Правда, это было не совсем обычное кладбище, а заупокойные церемонии на нем отличались такой усложненностью, с какой археологи ранее нигде не встречались. Что касается легендарного царя Миноса, то вполне возможно, что в качестве верховного жреца Крита именно он повелел воздвигнуть Лабиринт и сам посещал его во время похорон знатных покойников, например членов царской семьи.
В кносском некрополе было довольно большое помещение со ступенчатыми трибунами, которое Эванс посчитал придворным театром увеселений. Изображение этого театра позднее обнаружили на одной из фресок. Ничего веселого там нет. На четырехугольной сцене в ритуальных позах стоят четырнадцать жриц, одетых в голубые платья скорби. На трибунах - женщины с белыми лицами, а мужчины - с коричневыми. Очевидно, изображена сцена прощания с умершим, а на трибунах собрались его родственники.
Где-то около 1200 года до н.э. прежний погребальный обряд изменился. Критяне перестали мумифицировать трупы умерших и стали сжигать их на кострах. Сложный обряд почитания тех, кто перешел в загробный мир, сменяется каким-то другим. И кносский Лабиринт постепенно перестает быть культовым центром и начинает приходить в запустение. Находящиеся в нем «ванны»-саркофаги и пифосы-ковчеги подвергаются разграблению. Деревянные колонны сгнивают, потолки обваливаются, развалины заносит пыль, и они быстро зарастают. А неумолимое время столь же быстро стирает память о «доме мертвых» - Лабиринте, поскольку он стал никому не нужен.
И еще один немаловажный момент. При раскопках в других местах археологи установили, что на Крите был свой способ мумификации, отличавшийся от египетского. Жрецы высушивали тела умерших, а затем помещали их в скрюченном виде в глиняные саркофаги и сосуды. Если бы Эванс и его коллеги в первые же дни раскопок обратили внимание на эти необычные ковчеги, то нашли бы остатки мумий. Когда же помещения Лабиринта были освобождены от земли, то хлынувший туда кислород мгновенно превратил тысячелетние останки в пыль. Ну а как же быть с мифом о страшном чудовище Минотавре, пожиравшем приносимых ему в жертву греческих юношей и девушек? По мнению историков, его происхождение таково. В древности на Крит из Афин на судах приплывали в основном молодые здоровые греки. Кто-то из них по разным причинам умирал на острове, и его тело относили в Лабиринт - обитель мертвых. Откуда, естественно, никто никогда обратно не возвращался... Сергей Барсов |