ПРИЗРАКИ "ЗЛАТЫ ПРАГИ"
Немногие города так оплетены тайной и поэзией, как Прага. Для путешественника вполне достаточно в сумерки вступить в маленькие улочки старой Праги, как мистическое настроение будет ему тут же обеспечено. Именно здесь словно оживают истории о сверхъестественных существах, которые запросто могут вынырнуть из темноты, или о таинственных делах, творящихся на Старом Еврейском кладбище...
На Братиславской улице, у древней твердыни Вышеграда, припозднившийся путник может увидеть блистающего в лунных лучах серебряного всадника, возвышающегося на серебряном коне. В таком образе встает из могилы, чтобы обозреть свою страну, богемский король Пржемысл Оттакар II (1253-1278), один из богатейших и могущественных государей Европы - при нем границы чешского государства достигали моря.
На Целетной улице, близ пражского университета Каролинума, запоздавший прохожий может повстречать других персонажей средневекового города: известных пражских духов - проститутку и священника. Однажды при жизни они столкнулись на Целетной улице, и падшая женщина, распахнув одежды, обнажила соблазнительные телеса перед слугой Божьим. Возмутившись, он ударил ее по голове крестом, и распутница пала мертвой к его ногам. Священник был так ошеломлен этим событием, что тут же скончался от удара. После смерти никто из них не обрел покоя, пополнив собой толпу пражских призраков. Они вновь и вновь появляются на Целетной - она завлекает священника, а он спасается от нее бегством.
Но это все присказки... Есть район Праги, где веселая, со своеобразным черным юмором интонация городских преданий глохнет, уступая место мрачной серьезности - подлинно потусторонней. Это - Старый Еврейский город, административно объединенный с основной частью Праги только в 1850 году. До этого в течение многих столетий огражденный стеной Еврейский город, созданный для защиты иудеев от притеснений крестоносцев, представлял особый, замкнутый мир, в котором даже время шло в ином направлении: на еврейской ратуше, единственной в мире (кроме, разумеется, израильских), и сегодня можно видеть два рода часов - обыкновенные, с римскими цифрами, и еврейские, стрелки которых движутся вспять.
Другой легендарный памятник седой старины - готическая Старо-Новая синагога, являющаяся древнейшей в Центральной Европе. Предание гласит, что она была перенесена в Прагу прямо из Иерусалима ангелами с таким условием: с этого времени евреи не должны что-либо менять или восстанавливать в синагоге. Если на протяжении прошедших столетий что-то нужно было подремонтировать или построить в ней, строитель всегда наказывался несчастьем или даже смертью. На чердаке Старо-Новой синагоги хранятся останки Голема - глиняного человека, оживленного некогда мистической силой легендарного рабби Лева бен Бецалеля.
Сегодня Еврейский город уже не представляет собой однородного района Праги. Памятники еврейской истории оказались словно вживлены в тело современной чешской столицы. И все же Еврейский город - это не совсем Прага. А его сердце - Старое Еврейское кладбище - уже и не совсем Еврейский город. Это место, находящееся «за порогом» любой истории. Оно снискало у европейских оккультистов славу самой темной в мистическом отношении точки Европы.
Может быть, такое поверье родила невероятная концентрация мертвых: ведь на крохотном участке земли насчитывается 200 тысяч захоронений и примерно 12 тысяч могильных плит, вкопанных под разными углами в почву очень тесно друг к другу. До Старого Еврейского кладбища не долетают звуки большого города, у него собственный постоянный звуковой фон - неумолчный многоголосый птичий грай. Вообще же в Праге птиц мало, редко когда увидишь голубя или воробья. Вспоминается, что в древности птиц считали «психопомпами» - проводниками душ в загробный мир. И хотя на кладбище уже несколько столетий никого не хоронят, очевидно, многие души все еще здесь, и нужда в проводниках не отпала. Еще одна деталь, довершающая странный для европейца мрачный колорит кладбища: на нем никогда не бывает цветов. Таков обычай.
Кладбище начало создаваться в первой половине XV века. Самый старый памятник здесь относится к 1439 году. Если преодолеть робость и обойти кладбище, можно узнать немало страшноватых и трогательных историй, которые рассказывают надгробия с полустершимися от времени рельефами. Так, в одном уголке вроде бы есть странное надгробие, надпись на котором намекает, что под ним покоится... собака. Как могла она оказаться на кладбище? По легенде, кто-то из ненависти к евреям бросил ее труп в священную землю. Рассудительный рабби решил, что все мертвое должно оставаться на кладбище, независимо от того, как оно туда попало. И тело собаки было захоронено...
Как утверждают, на кладбище также погребена изгнанная польская королева. Она лежит под одиноким надгробием, несущим благородные гербовые щиты. Этот памятник выполнен из великолепного мрамора; на нем выбито имя Анны Гендель - жены первого еврея-дворянина Бассеви из Трауенберга. Но выбито оно лишь с целью защитить мир польской королевы, покоящейся здесь. После того как царственный муж отверг ее, королева бежала в Прагу, а перед смертью перешла в иудаизм...
Другая легенда повествует о еврейском юноше, который из-за своей любви принял христианство и даже стал священником в соборе Святого Вита. Перед смертью он вернулся к своей первоначальной вере и получил право быть погребенным на Старом кладбище. Но каждую ночь он покидает место вечного покоя, сопровождаемый скелетом, который перевозит его через Влтаву, чтобы бывший священник мог играть на органе в соборе.
А вот могильная плита с двумя курицами, повернувшимися клювами друг к другу и обращенными к женской голове... Этот памятник рассказывает жутковатую историю. Он стоит на могиле прелюбодейки, чьи глаза в наказание за грехи были выклеваны курицами.
Кладбищенские монументы представляют собой настоящую энциклопедию иудейского символизма. Звезды Давида, виноградные гроздья, сосновые шишки, ветви пальм, грифоны, львы, волки, медведи, рыбы, птицы, высеченные на надгробных рельефах, отражают многие сокровенные элементы учений Торы и Талмуда. На Старом кладбище можно встретить и уникальные, не имеющие аналогов в еврейском мире изображения полуобнаженных женщин. По надгробиям можно изучать историю еврейской общины в Праге в Средние века и в эпоху Возрождения. Здесь лежат все знаменитые иудеи - «рудольфианцы», деятели времен императора Рудольфа II, носившего чешскую корону в 1576-1611 годах и вошедшего в историю как покровитель искусств и наук, в том числе тайных. Под знаком звезды Давида и гуся покоится тело Давида Ганса (1541-1613) - автора «Земах Давид» (всеобщей истории), астролога и математика, дружившего с великими астрономами И.Кеплером и Т.Браге.
Надгробный камень в ренессансном стиле стоит на могиле Мордехая Майзела (1528-1601) - главы («примаса») пражской еврейской общины, много сделавшего для ее процветания. Майзел, например, построил синагогу, за которой закрепилось его имя. Финансист и банкир Майзел, по рассказам, приобрел свое богатство благодаря сокровищу, подаренному ему лешими.
продолжение следует...