Вселившая душу в цветы
Еще лет 10 назад о Екатерине Арской никто ничего не знал, а сегодня музеи посвящают этой образованной, одаренной и героической в своей вере женщине экспозиции. У ее икон молятся, и она помогает молящимся пережить потерю близких.
Историки и краеведы по крупинкам собирают сведения о горестном земном пути матери семейства, бессребреницы и талантливейшей художницы Екатерины Арской. И персональные выставки, и известность – все это досталось ей лишь после смерти. В 2003 году Синод Русской православной церкви прославил Екатерину Арскую как святую новомученицу. А мир признал ее и в качестве великой художницы.
Золотые годы
Поначалу жизнь Екатерины Андреевны Арской складывалась на редкость счастливо и спокойно. Родилась она в 1875 году в Санкт-Петербурге в семье богатого купца Андрея Уртьева, потомственного почетного гражданина столицы Российской империи. Екатерина и ее старшие сестры учились в Санкт-Петербургском Александровском институте. Он был создан по образцу знаменитого Смольного института благородных девиц и давал высшее, в том числе художественное, образование.
Дети в семье Уртьевых были очень дружны между собой. Екатерина Андреевна была особенно близка со старшей сестрой Марией, которая и познакомила ее с будущим мужем – офицером-артиллеристом Петром Арским. В 1899 году Екатерина и Петр обвенчались. Выйдя замуж, она полностью посвятила себя мужу и детям. Их у нее родилось пятеро: четыре дочери и сын.
В семье Арских царила атмосфера любви, доверия и благополучия. Христианские традиции, впитанные Екатериной Андреевной в родительском доме, легли в основу ее собственного домашнего уклада.
Александро-Невское братство
После октября 1917 года мир вокруг Екатерины начал стремительно рушиться. Общая катастрофа не могла не коснуться и семьи Арских. Сначала они лишаются всего состояния. Затем от холеры умирают старшая и младшая дочери. Правда, Петру Арскому удалось устроиться на какое-то время комендантом здания Артиллерийских курсов РККА, но ЧК не спускала с него глаз как с бывшего «золотопогонника».
А в 1920 году Екатерина Андреевна потеряла уже всю свою семью. В течение одного месяца муж и остальные дети умерли от дизентерии. Пережив одну трагедию за другой, она осталась без средств к существованию, на грани голодной смерти. Тогда и начался ее подвиг веры.
Внутренний взор Екатерины был обращен к Богу. Она, не сомневаясь в том, что Он пошлет ей утешение, стала активным членом Александро-Невского братства – полумонашеской организации, которая в наступившие тяжелые времена ставила своей задачей сохранить духовные устои православия, подкрепляя их практикой милосердия.
Руководил братством архимандрит Лев (Егоров), настоятель Феодоровского собора, которому в роковые 30-е годы тоже предстояло принять мученический венец. Несмотря на фактически нелегальное существование, братство осуществляло строжайше запрещенную советскими законами благотворительную деятельность. Оказывалась материальная помощь, прихожан поддерживали духовно. Среди членов братства были и простые рабочие, и видные ученые.
Екатерина Андреевна отдавала нуждающимся свой последний кусок, ухаживала за больными, распространяла духовную литературу, вела беседы, благодаря которым колеблющиеся укреплялись в вере и противостояли влиянию оголтелой атеистической пропаганды. Себе на жизнь ей, владеющей несколькими иностранными языками, рисованием, глубокими познаниями в истории культуры и архивного дела, в то время приходилось зарабатывать сначала переплетчицей, потом санитаркой и швеёй.
На работу, хоть как-то касающуюся идеологии, «барыню» Арскую вряд ли взяли бы. С другой стороны, она и не пыталась такую работу получить - ведь то, что пришлось бы ей на должности «специалиста» делать, скорее всего, потребовало бы измены мировоззренческим принципам. Для нее куда лучше было выносить за тяжелобольными горшки и шить некогда нежными пальчиками грубые шинели и пальто на фабрике «Красный Октябрь». Это был своего рода подвиг, своего рода послушание…
Однако Екатерина всегда сохраняла редкое присутствие духа, твердость характера и веру в Творца. Люди, чувствуя ее искреннее расположение и непоколебимое спокойствие, тянулись к ней как к светочу, освещавшему их тяжелую и безрадостную жизнь.
Начало крестного пути
Существование православного братства, занимавшегося кроме благотворительности еще и духовным просвещением населения, советская власть, конечно, бесконечно терпеть не собиралась. Все члены братства были под наблюдением ГПУ. Наконец было заведено и так называемое «Дело Александро-Невского братства», по которому было привлечено 92 человека.
В феврале 1932 года по городу прокатилась волна арестов, и Екатерина Арская тоже была арестована. На следствии она проявила удивительное мужество, не назвав ни одной фамилии, ни одного адреса, ни одного факта, который мы могли бы истолковать двусмысленно.
Именно это качество - никогда никого не предавать - будет свойственно святой мученице до смерти. Потому-то вместо доказательств вины в материалах дела Екатерины Арской неоднократно подчеркивается ее сословное происхождение, в обвинительном заключении фраза «бывшая дворянка, жена царского полковника» выделяется крупным шрифтом. Что к тому времени она уже давно была «пролетаркой», следователей, разумеется, не интересовало.
Кстати сказать, после краха советской власти, когда чекистские архивы были рассекречены, оказалось, что все так называемые «церковные дела» имеют одну особенность. Это в буквальном смысле слова свидетельства о вере. Пусть большинство подследственных, замученных или обманутых следователями, в конце концов признают себя виновными «в антисоветской агитации», «в контрреволюционной деятельности», но в вопросах веры они показали себя неустрашимыми. Ни пытки, ни угроза смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на церковь.
Светом мученичества освящены многие страницы следственных дел. Большинство христиан на вопрос об отношении к советской власти отвечают, что она послана Господом за «грехи наши» или просто называют ее «антихристовой».
Екатерину Андреевну приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправили в Карлаг НКВД в Казахстане. После освобождения ей было запрещено проживать в Ленинграде, и Екатерина Андреевна поселилась в городе Боровичи в Новгородской области.
У последней черты
Родных в Боровичах у Екатерины Андреевны не было, но там находились близкие ей по духу люди, так как город стал местом ссылки для многих репрессированных приверженцев православия.
Здесь жил владыка Гавриил (Воеводин), с которым Екатерина Андреевна проходила по делу Александро-Невского братства, были и другие знакомые из духовенства. Ежевечерне они встречались так, как некогда христианские первомученики в римских катакомбах, и вместе молились. На подпольном молебне и встретились впервые две петроградские новомученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора - княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская.
Обстоятельства их духовного подвига удивительно схожи. В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и «упорствующих в религиозных предрассудках» мирян. Арестовали и Екатерину с Кирой. Они не дали под пытками никаких показаний и не признали ни одного обвинения против себя.
10 декабря 1937 года особой тройкой НКВД Екатерине Андреевне Арской и еще пятидесяти осужденным по этому делу был вынесен смертный приговор. 17 декабря 1937 года Екатерину Андреевну расстреляли вместе с княжной Кирой Оболенской. Это произошло на берегу реки Мсты около поселка Егла Боровичского района Новгородской области. Вся их вина, как и у первых христиан, состояла в том, что они верили и старались жить по вере своей…
Красота, чудно явленная
Весной 2008 года в культурно-просветительском центре «Лествица» питерского храма Божией Матери «Всех скорбящих Радость» открылась выставка художественных работ новомученицы Екатерины Арской (позже выставка была перемещена в постоянную экспозицию Музея новомучеников при Скорбященском храме, где находится и сегодня). Она немедленно стала сенсацией.
Впервые широкой публике были представлены выполненные святой Екатериной картины, которые были признаны искусствоведами шедеврами русской живописи первой половины ХХ века. По их мнению,эти произведения должны быть поставлены в один ряд с полотнами таких мастеров, как Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Иван Билибин.
Старые папки для бумаг с рисунками карандашом и акварелью нашел Дмитрий Вюнш-Арский, прихожанин храма «Всех скорбящих Радость» и потомок святой новомученицы. Произведения были обнаружены в Петербурге накануне паломничества к месту жизни, расстрела и упокоения святой Екатерины в Боровичах, которое в феврале 2008 года совершили прихожане Скорбященского храма.
Молитвы на месте мученической кончины и пребывания мощей cвятой прозвучали впервые за 70 лет. И святая ответила на них своеобразным посланием – россыпью рисунков, большинство которых изображают… цветы. Они и дали название выставке - «Цветы новомученицы».
Екатерина Арская рисовала портреты, пейзажи, игрушки, натюрморты. Но чаще – цветы. Возможно восполняя то, что в жизни ее – трагической и короткой – этих очаровательных созданий природы было слишком мало…
Трудно отделаться от мысли, что цветы на ее рисунках наделены душой. Лилия наклонила головку в знак сострадания. Мак одержим гордыней. А нежные бутончики напоминают младенцев, из которых еще непонятно что сформируется – может, кроткие и благоуханные создания Господа, а может, им по чьей-то темной воле суждено осыпаться раньше, чем они смогут раскрыть то, что заложил в них Творец.
Известный французский искусствовед Тьерри де Шарнерэ, посетивший выставку, сказал:
- Арской пришла в голову удивительная, но, в сущности, очевидная, доходчивая и глубоко христианская аллегория: души расцветают так же, как цветы, и их аромат может обращать в веру не хуже, чем слова проповедника. Теперь я уже удивляюсь, что до Екатерины Арской мысль о воплощении этой мысли не пришла в голову никому из гениев живописи…
Валерий САФРОНОВ