Но прежде чем приступить к рассказу, заглянем в трактат XVII века. Его безымянный автор жалуется: «Ворожба часто совершается с помощью восковых изображений; люди наносят таким образом тягчайшие раны друг другу... Этот вид колдовства весьма многообразен. Они делают восковую куклу, изображающую человека, которого хотят поразить своей неприязнью. Ставят эту фигурку на полено и стреляют в нее; для этого они всегда имеют при себе маленький лук. Стреляют они обычно по тем членам, которые им особенно нравятся. Попав стрелой в ту или иную часть, они тем самым поражают соответствующий орган своего врага».
Изготовление колдовских кукол и манипуляции с ними - один из древнейших и известнейших магических ритуалов. А кроме того, по мнению самих магов, и наиболее действенный. Куклы делались из самого разного материала - муки, воска, соломы, дерева и т.д. И использовались не только для того, чтобы вызвать болезнь или смерть недруга, но и в приворотной магии - чтобы добиться любви какого-то человека.
Способов извести врага существовало множество. Знаменитый Парацельс, врач, знаток магической медицины и оккультных наук, писал: «Тело сильно, но вера дважды сильна. И пусть этот пример будет тебе в назидание. Ты - материя телесная, видимая; но в тебе заключено еще одно начало - таинственное, незримое. В то самое время, когда тело твое действует, работает в тебе и другое, незримое начало. А потому знай: человек, сделав восковое изображение своего врага, нанес ему тягчайшие раны. А главное, не забывай, что это изображение имеет своим источником ту таинственную черту в человеке, о которой я говорил. Невидимый в тебе незримо поразил и поверг своего врага. То, что Господь допустил до этого, является лучшим подтверждением тех возможностей, которые мы заключаем в себе; но это нисколько не доказывает, что мы должны использовать все эти возможности. Кто делает это, тот искушает Бога; кто роковым образом пришел к этому - горе его душе! Так поступают все волхвы: они разрисовывают изображение человека на стене и вбивают в него гвоздь. То же совершает и их злая воля: она вбивает незримый гвоздь в таинственную природу врага. Господь! Не допусти до этого!»
Немецкий дореволюционный исследователь магии и оккультизма Ганс Фреймарк добавляет: для того чтобы усилить действие этих колдовских средств, восковые изображения подвергались крещению. При этом им давались те же имена, что носили и изображаемые куклами лица. Это «крещение» должен был совершить непременно священник, что и делали заблудшие сыны церкви за большие деньги.
Смерть фаворитки
Манипуляции с восковой куклой фигурировали и на знаменитом процессе, возбужденном против полковничьей вдовы, некой графини фон Нейтшюц. Она была матерью Сибиллы фон Нейтшюц, любовницы курфюрста Иоганна Георга IV Саксонского. Сибилла родилась в 1675 году. Когда ей было всего тринадцать, она привлекла своей редкой красотой внимание всего двора Иоганна Георга III, отца своего будущего любовника. Многие знатные лица добивались ее руки, и Сибиллу чуть было не отдали благополучно замуж, как вдруг в ее доме появился красивый и молодой кронпринц, страстно влюбившийся в девушку. Это весьма не понравилось его родителям. Желая заставить сына забыть полковничью дочь, они вначале отправили его в дальнее и долгое путешествие, а затем заставили принять участие в нескольких военных походах против Франции.
Неожиданно обстоятельства резко изменились - умер Иоганн Георг III. Молодой человек обрел полнейшую свободу и, не успев еще вполне устроиться в столице Саксонии - Дрездене, открыто объявил фроляйн Нейтшюц своей фавориткой. Тем не менее мать курфюрста убеждала сына жениться на выбранной ею вдове некоего маркграфа. Выбор пал на эту даму по трем причинам: она уже имела опыт семейной жизни, была полна достоинства и строгости. Правда, в отличие от Сибиллы не блистала красотой.
Брак этот в конце концов был заключен в 1692 году. Вопреки установившейся традиции церемония была лишена всякой торжественности и пышности. Тогда же разнесся слух, будто курфюрст удалил от себя любовницу, назначив ей солидное годовое содержание.
В действительности же дело обстояло иначе. Иоганн Георг просто сделал явные отношения тайными: его пламенная любовь к маленькой Сибилле отнюдь не угасала. Отправившись в очередной поход против Франции, курфюрст взял ее с собой. Спустя некоторое время Сибилла родила дочь. Это обстоятельство еще сильнее привязало к ней Иоганна Георга.
Но честолюбивые замыслы молоденькой фаворитки простирались гораздо дальше обычной любовной связи. Она хотела, чтобы ей был пожалован княжеский титул; тем самым Сибилла приобрела бы возможность вступить в брак с курфюрстом. Однако этим мечтам не суждено было сбыться: красавица неожиданно заболела оспой и умерла в 1694 году. На похоронах ей были отданы княжеские почести и при благовесте всех церквей она была погребена в княжеской усыпальнице придворной церкви святой Софии в Дрездене.
Курфюрсту пришлось горевать недолго. Поскольку во время болезни он неотлучно находился у постели возлюбленной, то заразился и сам: его не стало через двадцать дней после смерти Сибиллы.
Следствие ведут знатоки
Вскоре после смерти курфюрста оказались известны факты, касавшиеся тайной деятельности Сибиллы и ее матери, всколыхнувшие всю Саксонию. Обе они были изобличены в колдовстве и убийстве Иоганна Георга-старшего и планировании покушения на его сына.
В материалах дела графини фон Нейтшюц говорится, что, достав с помощью дочери несколько волосков с головы Иоганна Георга III, она смешала их с воском и сделала маленькую человеческую фигурку. Затем, проткнув ее булавкой, злодейка растопила изображение на магическом огне. Во время ритуала она призывала всяческие беды на голову курфюрста, препятствовавшего связи сына с Сибиллой.
«Чтобы кости твои лишились мяса, чтобы внутренности твои испарились, чтобы ты погиб вскорости»,- читала Нейтшюц грозные заклинания и, похоже, добилась своего: через четыре дня после этого магического действа Иоганн Георг III скончался. При вскрытии трупа обнаружилось следующее: «Легкие отвердели; цвета они были фиолетового, смешанного с красным; в них не видно было ни одной кровинки. Сердце находилось почти в таком же состоянии, что и легкие; и в нем не видно было никаких, даже самых отдаленных, признаков крови».
В доме фон Нейтшюц был обнаружен и котел, под которым горел неугасимый огонь. В нем ведьма варила колдовские снадобья. Этим адским зельем ее дочка опаивала молодого курфюрста. В результате, «когда он в своей бесконечной любви припадал к устам супруги, его обжигал сильнейший огонь и в его душу проникали ужас и смятение. Но стоило ему приласкать Нейтшюц - злодейский огонь соразмерно падал и курфюрст предавался усладе и покою».
Впрочем, этим проделки семейства фон Нейтшюц не ограничивались. Оказывается, по совету матери молодая фаворитка частенько угощала любовника паштетом, окропленным своей и материнской менструальной кровью. К тому же к левому ее колену постоянно был привязан маленький пучок волос, вырванных с лобка курфюрста.
Обо всем этом рассказала на допросах с пристрастием мать Сибиллы. Тогда же тело ее несчастной дочки было эксгумировано: на шее следователи обнаружили ленту, сплетенную, предположительно, из волос Иоганна Георга-младшего. Эту находку тут же объявили чародейской и определили ее назначение - свести любовника в могилу. Зачем? Чтобы таким образом отомстить ему за неосуществленные мечты о троне и богатстве.
Откуда же у дам Нейтшюц взялись такие познания в практической черной магии? Дело оказалось в том, что близкой подружкой матери-колдуньи была известная ведьма Маргарита Бюрмейстерин. Она-то и руководила графиней и ее дочерью. Но фрау Нейтшюц, будучи дамой прозорливой, дабы увеличить шансы на успех, обзавелась еще одной помощницей - некой Краппин (так она значится в судебных материалах). Та изложила следствию свою версию колдовской подоплеки событий.
Молодой курфюрст, оказывается, вовсе не пылал пламенной страстью к Сибилле - то был просто очередной его роман. Он знал цену девушке, готовой отдаться любому, если в этом будет выгода. И в конце концов возжелал удалить Сибиллу от двора, но ему не дали сделать это, используя чародейство. Чтобы усилить его влияние, Краппин велела мамаше фон Нейтшюц принести ей несколько волос дочери и курфюрста. В старинной книге она прочитала: чтобы привязать мужчину страстной, пламенной любовью, его пассия должна начертать на своем теле определенные знаки. Колдунья переплела доставленные ей волосы, сожгла их и заостренной костью повешенного нарисовала эти знаки на предплечье Сибиллы. Кроме того, она давала фаворитке специальное зелье, которое та держала во рту, когда любовник ее целовал. Все это и послужило причиной того, что Иоганн Георг не в силах был с нею расстаться.
Краппин также призналась, что передавала Сибилле мешочки с колдовскими травами, которые та тайком зашивала в одежду любовника. Чародейские травы воскуривались и в апартаментах жены курфюрста, что тоже должно было привести его к неминуемому разладу с супругой.
Под занавес всей этой истории, когда Сибилла заболела и стало ясно, что она скоро умрет, Иоганну Георгу решили отомстить. Графиня положила в гроб дочери его портрет и волосы: в магии это, как известно, считается наивернейшим способом отправить человека в могилу. Обставлено все было, конечно, вполне невинно - графиня заявила, что хочет, чтобы с ее дочерью всегда были вещи, которые станут напоминать ее безутешной душе о любимом.
Несколько месяцев длилось следствие, и, наконец, последовал приговор: «Из всего обвинительного материала, собранного по этому делу, явствует с очевидностью, что одна подданная наша совершила неслыханное злодеяние против двух первых лиц нашей страны: курфюрста и супруги его. На основании этого против нее возбуждается преследование за посягательство на существующий строй и за оскорбление верховной власти. Да свершится над ней суд по всей строгости законов наших».
Графиню вновь подвергли пыткам, а затем отправили в темницу. Но, как это ни удивительно, уже через полтора года она вышла на свободу. После чего поселилась в имении сына, где и окончила свой бурный век.
Так история сохранила нам один из примеров использования черной магии. Было ли все здесь в точном соответствии со свидетельствами старинных манускриптов, или череда смертей в данном случае - простое стечение обстоятельств? Об этом рукописи умалчивают...
Петр РАСТРЕНИН
http://mistic.ru/2005/newzig10.html