Популярная демонология
В выражение «неземная любовь» можно вкладывать разный смысл: для кого-то это высокое соединение душ, весьма далекое от плотских забав, а для кого-то – вполне телесная связь с существами, обитающими где угодно, но только не на грешной земле. Фантазия любителей экстраординарных наслаждений наплодила целый легион сущностей, обладающих сверхчеловеческими интимными способностями. И по земле до сих пор бродят порождения сексуальных мифов: такие себе духи-любовники, иначе говоря, ПОТУСТОРОННИЕ ИСКУСИТЕЛИ
В свое время демоны разврата были объектом самого пристального внимания лучших умов Европы. Средневековая теология – наука абсолютно серьезная и, более того, весьма далекая от легкомысленных инсинуаций – даже разработала специальную терминологию для обозначения разных видов подобных существ. Так, демоны, соблазняющие женщин, назывались инкубами (от латинского “incubare” – «возлежать сверху»), а демоницы, охотящиеся на мужчин, - суккубами (“succubare” – «возлежать снизу»). С тех пор как блаженный Августин в своих трудах признал бесспорным существование демонов-соблазнителей, никто из европейских теологов вплоть до XVIII века не пытался опровергнуть это авторитетное мнение. Но в глазах церкви духи-любовники представляли реальную угрозу для человека – и, в общем-то, не без оснований…
Похотливые демоны Завета
Собственно говоря, христианская Европа позаимствовала представление о суккубах и инкубах из древнеиудейских источников. Согласно Каббале, родоначальницей суккубов была Лилит – первая супруга Адама, банально сбежавшая от мужа, «дабы предаться разврату с демонами и бесами». После этого скандального случая Бог даровал Адаму новую благообразную жену Еву, а и без того слабенькая репутация Лилит была подмочена окончательно – она превратилась в демона, насылающего по ночам сладострастные видения и высасывающего кровь из своих жертв. Она и еще три демоницы – Наама, Аграт и Махаллат – составляли гарем злого духа Самаэля, основные черты которого впоследствии органично вплелись в образ христианского Сатаны.
Однако, по мнению большинства средневековых теологов, в легионе демонов-любовников преобладали не суккубы, а инкубы, поскольку считалось, что женщины, по несовершенству своей натуры, более подвержены плотским искушениям. Шпренгер и Интиторис, весьма подробно изложившие вопрос инкубата в знаменитом «Молоте ведьм», в числе демонов-искусителей называли Велиала, Вельзевула, Бегемота, Маммона и Левиафана. Истинным же князем блуда признавался Асмодей – один из самых могущественных духов Ада. Книга Товита, не вошедшая в православный Ветхий Завет, однако присутствующая в католическом Священном Писании, содержит криминально-эротическую историю о том, как Асмодей воспылал страстью к некоей Сарре, и, когда та собралась замуж, убил ее жениха прямо на брачном ложе. Сарра снова попыталась выйти замуж – за брата покойного мужа, и снова влюбленный демон оставил ее вдовой, едва та успела заключить брак. Эта драма повторилась пять раз, пока избранником Сарры не стал последний из братьев - добродетельный Товия. Поскольку, по иудейским законам, он не мог отказаться от этого брака, скорее всего, его бы ждала та же печальная участь, если бы перед свадьбой в спальню Сарры не явился ангел Рафаил и не изгнал похотливого демона.
Адские страсти
Конечно, к большинству искушаемых европейцев являлись не Асмодей и не Лилит, а эротическая нечисть рангом помельче, однако участь жертв инкубата и суккубата этим никак не облегчалась. Судя по сохранившимся свидетельствам, любовные игры с демонами отнюдь не являлись процессом приятным во всех отношениях. Фаллос инкуба обычно описывался как нечеловечески огромный, невероятно твердый и «обжигающе ледяной». Сексуальные манеры демонов тоже оставляли желать лучшего: у некоторых жертв после утех с потусторонним гостем, оставались ссадины, царапины и ожоги в форме ладоней или звериных лап. Как правило, объектами адских страстей становились девственницы, вдовы и монахини. С другой стороны, на контакт с демонами обоих полов охотно шли ведьмы и колдуны: совокупление с Сатаной и его приспешниками было неотъемлемым ритуалом шабаша.
Кстати, ведьмы были единственными, кто мог видеть своих адских любовников в их истинном облике: обычно инкубы и суккубы являлись своим жертвам невидимыми. Авторы «Молота ведьм» приводят документальную запись о своем современнике, который стал невольным сексуальным партнером суккуба: «В городе Кобленце проживает человек, околдованный таким образом, что в присутствии своей жены, но не с нею, он совершает любовный акт, как это полагается между мужчиной и женщиной. Он совершает это несколько раз подряд. Несмотря на настоятельные слезные просьбы жены, он не может перестать совершать такие поступки и, случается, после нескольких, следующих один за другим актов, вскрикивает: "Начнем сначала!" Однако телесное зрение не позволяет различить никакого лица, служащего ему суккубом». Сам невольный прелюбодей тоже утверждал, что ни разу не видел своей загадочной партнерши, тем не менее сексуальные домогательства демона не единожды доводили его до потери сознания, и по несколько часов он лежал, словно мертвый.
Заканчивались контакты с похотливыми духами, как правило, печально. В книге «Различные поучения» некто Гион рассказывает историю о женщине, у которой после совокупления с инкубом страшно распухло все тело, так что излечить ее не смог ни один врач и несчастная умерла в ужасных муках. Такая же участь постигла молодого дворянина из Лимузэна: встретив однажды суккуба в облике красивой девушки, он поддался искушению, но сразу после этого почувствовал сильный жар во всем теле и через три дня скончался.
Однако бывали случаи, когда суккубат не оказывал на людей разрушительного влияния. Великий Пико де Мирандола рассказывал о своем знакомом, который сорок лет сожительствовал с демоницей по имени Армелина. Ему она являлась в образе прекрасной женщины, но никто из окружающих ее не видел. Другой любитель демонических прелестей, некий монах-расстрига из Нюрнберга, хвалился тем, что совокуплялся с суккубами на протяжении тридцати лет. Видимо, потусторонние сексуальные контакты не нанесли ему физического вреда, поскольку на костер инквизиции монах взошел живым, здоровым и сексуально активным…
Любвеобильные оборотни
Библейские демоны были не единственными, кто преуспел на поприще совращения homo sapiens. В фольклоре практически каждого народа имеется пара-тройка подобных персонажей – порой весьма экзотических. В русских легендах это огненный змей, который навещает по ночам овдовевших баб (украинский вариант пресмыкающегося инкуба блестяще описан в одноименной новелле П. Кулиша). Голова у искусителя «шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажен». Чтобы соблазнить женщину, он обычно принимает облик умершего мужа или возлюбленного. Известный русский фольклорист С. Максимов записал рассказ одной из жертв этого славянского демона: "Умер у меня старик, а я и давай горевать: места себе не нахожу. Вот ночью сижу у окна и тоскую. Вдруг как осветит. Подумала я: пожар – и вышла на двор. Гляжу, а старик мой покойный стоит передо мной: шляпа черная, высокая, что носил всегда по праздникам, сапоги новые, армяк длинный и кушаком подпоясан. С тех пор и стал ходить». Как правило, змеи со своими избранницами ласковы, дарят подарки и помогают по хозяйству, однако вскоре околдованные бабы начинают чахнуть от непонятной болезни и умирают.
Похожий персонаж присутствует и в южнославянском фольклоре: это «Вешчица» – прекрасная женщина с огненными крыльями, которая является к спящим мужчинам. К подобным существам (только без крыльев) относятся персидские друджи, древнегреческие эмпусы и индийские якшини. Правда, последние – это вариант, как говорится, на любителя: самки якшей (духов леса) достаточно зверообразны, покрыты короткой шерстью и имеют глаза с вертикальными зрачками. Что касается женских прелестей, то там у них все в порядке, судя по тому, что некоторые особо привлекательные якшини умудрялись соблазнять даже мудрецов-аскетов, удалившихся от мира в леса.
В буддийской мифологии «отцом блуда» считался дух Шимнус, сбивающий человека с праведного пути. Поскольку существо это обоеполо, оно может выступать как в роли инкуба, так и суккуба (в последнем качестве Шимнус пытался искусить самого Будду Шакъямуни). В санскрите он носит имя Мара – «убивающий», что позволяет вывести его происхождение из общего древнеиндоевропейского божества ночи и смерти (корень «мар» до сих пор сохранился в английском и французском обозначении тяжелого сновидения – nightmare и cauchemar – «кошмар»). Кстати, славянского потомка Мары – ночного вампира Мору – с некоторой натяжкой тоже можно отнести к суккубам: это существо страстно влюбляется в человека, чьей крови ему удалось попробовать.
Другая разновидность духов-любовников – это воскресшие мертвецы, которые либо пытаются вернуть себе жизнь с помощью сексуальных контактов с живыми, либо стремятся увести в другой мир своего возлюбленного. В известной новелле Санъютэя Энте «Пионовый фонарь», написанной по мотивам японских и китайских народных сказаний, умершая девушка приходит к своему жениху и убеждает его в ошибочности известия о ее смерти. Парню она представляется такой же, какой была при жизни, однако слуга, тайком заглянувший за полог, видит скелет, с которого свисают лохмотья полуистлевшей кожи. В других вариантах этого сказания действует женщина-самоубийца, которая подталкивает своих живых возлюбленных последовать ее примеру и покончить с собой. Распознать ее сущность может только маг, посвященный в тайны Дао, и тогда привидение предстает перед ошеломленным любовником в виде посиневшего трупа с петлей на шее.
Однако не все демоны-искусители приносят человеку вред. В фольклоре дальневосточных народов существует такой абсолютно очаровательный персонаж, как лисица-оборотень – «кицунэ» или «амацу-кицунэ» («небесная лиса»). В отличие от наших царевен-лягушек и медведей-женихов, кицунэ – не человек, превращенный в животное, а самая настоящая лиса, умеющая превращаться в человека. В зверином облике она выглядит как черно-бурая представительница рода лисьих с девятью хвостами (хотя иногда появляется и в виде обычной рыжей лисы), а в человеческом – как прекрасная, утонченная дама-аристократка. Кицунэ умна и хитра, часто обладает магическими знаниями и, влюбившись в смертного мужчину, помогает ему добиться всяческих успехов в жизни. Правда, кроме «небесных лис», существуют и адские кицунэ, действующие точно так же подло, как библейские суккубы: околдовывают тех, кто имеет несчастье попасться им на пути, а затем сводят их своими ласками в могилу. Но обычно в китайском и японском фольклоре лиса-оборотень – это положительный персонаж. В одном из преданий амацу-кицунэ фигурирует как супруга китайского императора Юю (реальный правитель, живший в XXIII в. до н. э.), а в другом – как мать знаменитого астролога Абэ Сэймэя.
Кстати, кицунэ – не единственный дух-соблазнитель, имеющий обыкновение вступать в браки со смертными и заводить от них детей. Японский вариант Снежной Королевы – Юки-онна (буквально - «госпожа снега») также иногда снисходит до обычных людей. Японцы представляют себе ее как девушку неземной красоты, которая появляется в сумерках во время сильного снегопада. У Юки-онна абсолютно белая, точно снег, кожа, а тело прозрачно, словно сделано изо льда. Раз в несколько столетий она начинает тосковать по теплой, земной любви и принимает облик обычной женщины, выходит замуж и рожает детей. Через какое-то время ее истинная природа берет свое, тогда Юки-онна бросает семью и уходит в снегопад. Удержать ее невозможно: как и всякий суккуб, она неподвластна земным силам и рано или поздно должна вернуться в изначальную среду своего обитания…
www.promicenter.com.ua