ЗМЕЙ (ИЛИ ЗМЕЯ)
Если все символы имеют под собой реальную основу, тогда змей или змея по аналогии символизируют саму энергию, истинную и конкретную силу, соответственно двойственность и множественность. Мнение о разнообразии символического значения происходит из убеждения, что смыслы могут относиться как к самой змее, так и к любой из ее характеристик. Скажем, учитывают ее волнообразное движение при перемещении.
Часто змей ассоциируют с деревом (по формальной аналогии с корнями и ветками, а также и потому, что они сбрасывают шкуру). Учитывают и ее угрожающе раздвоенный язык, волнистые движения, шипение, способ нападения на жертву (обертываясь вокруг нее). И еще одно объяснение связано с разнообразием мест обитания: встречаются змеи, живущие в лесах, процветающие в пустыне, водные змеи, которые живут по берегам и прячутся в озерах и прудах, колодцах и источниках.
В Индии культ змеи или культы духов змеи связаны с символизмом вод моря. Змеи охраняют источники жизни и бессмертия, а также спрятанные сокровища. Что касается Востока, то Бейли предположил, что благодаря своей извилистой форме, сходной с волнами, змея выступает как символ глубины и великой мистики.
Однако в своем множественном значении и как создание пустыни, змеи считаются силами разрушения, поражая всех те, кому удалось пересечь Красное море и покинуть Египет. В этом смысле они связаны с "искушением", поворачиваясь к тем, кто преодолел ограничения сущности, и вступили в область бездуховности.
Сказанное объясняет, почему Е.Блаватская может заявить, что в физическом смысле змея символизирует соблазнение силы плотским началом (примерами служат истории Медеи и Ясона, Геркулеса и Омфалы, Адама и Евы). Таким образом иллюстрируется действие процессов регрессии, того, как низшее может прятаться в высшем или предыдущее внутри последующего. Подобную точку зрения находим у Диля, для которого змея символизирует не только личный грех, но принцип зла, унаследованный всеми имеющими значение вещами. Похожая идея отмечается в северном мифе о змее Митгард.
Прослеживается четкая связь между змеей и женским началом. М.Элиаде замечает, что с этой точки зрения некоторые исследователи (Гришман) рассматривает Еву как ипостась архаической богини подземного мира, которая воплотилась в змею (правда, скорее следовало отожествить ее с апокрифической фигурой Лилит, врагом и искусительницей Евы).
В защиту своей идеи М.Элиаде указывает на многочисленных средневековых божеств, которые изображаются со змеей в одной или обеих руках (греческая Артемида, Геката, Персефона). Он также ссылается на прекрасную скульптурную фигуру критской жрицы, воплощенной в золоте или слоновой кости, а также на мистические фигуры со змеями в волосах (Горгону Медузу и Эриний).
Исследователь также напоминает, что в Центральной Европе существовало верование, что снятые с головы женщины волосы под воздействием луны превратятся в змей. В Египте часто встречались змеи, что проявилось в сходстве иероглифа, фонетически соответствующего букве Z с волнистой линией, передающей движение змеи. Как и знак медленно перемещающихся животных или рогатой змеи (фонетически эквивалентна F), иероглиф относится к первородным и космическим силам.
В принципе имена богинь определяются знаками, обозначающими змею, что эквивалентно мнению, что именно благодаря Женщине дух познал сущность и зло. Как и другие рептилии, змея используется в связи с примитивными уровнями жизни. В "Книге мертвых" (XVII) рептилии оказались первыми, кто приветствовал Ра, когда он появился над поверхностью вод Нуа (или Ну или Нан).
Примером демонического воплощения змеи может служить Туа, чьи злые духи изображаются как змеи. Однако, как и поверженный дракон, они могут принимать и благотворную форму как силы, которые управляют, контролируют, создают и утилизируют ради высших целей души и развития человечества. И в этом значении соответствуют богиням Нехебит и Уаджит. Они также становятся Уреем, тот же самый процесс наблюдаем в символизме Кундалини, составляющим центр драгоценного орнамента царской диадемы.
Как мы уже говорили, символическое толкование имеют и основные особенности змеи. Приведем определение змеи Тельяра: "Животное, наделенное магической силой. Поскольку способно сбрасывать шкуру, символизирует воскресение, Благодаря своим волнообразным движением (и также потому, что способна задушить, обвившись вокруг жертвы) обозначает силу. Из-за своей злобности может представлять злую сторону натуры".
Писатели античности высоко ценили способность змеи сбрасывать шкуру. Филон Александрийский верил, что когда змея сбрасывает шкуру, она омолаживается, писал, что она может как убивать, так и лечить. Следовательно, является символом и одновременно свойством агрессивных сил, положительных и отрицательных, которые правят миром (такова и идея гностиков и манихейцев о превосходстве персов). Наконец, в конце он обобщает, что змея является "самым духовным из всех животных".
В свое время К.-Г.Юнг указывал, что гностики соотносили змею со спинным мозгом, что само по себе является превосходным примером, как неожиданно проявляется бессознательное, категорически и страшно вторгаясь. Он также добавляет, что, с психологической точки зрения, змея становится признаком мучительного выражения ненормального побуждения в подсознательного, то есть возобновлением его разрушительных возможностей. Все сказанное четко соотносится со значение змеи Мидграда в норвежской мифологии.
Для Зиммера змея представляется воплощением жизненной силы, предопределяющей рождение и возрождение, поэтому она связывается с Колесом жизни. В легенде о Будде рассказывается, как змея обернулась вокруг его тела семь раз (как на изображениях митраистского Хроноса), но, поскольку она не может сокрушить Будду, то превращается в юношу, низко кланяющегося Гаутаме.
Связь змеи с колесом выражается в графической форме в символе гностиков Уроборос (змеи, кусающей свой собственный хвост). Половина этого мистического существа темная и другая наполовину светлая (как и в случае с китайским символом инь-янь), который четко свидетельствует о значимой двойственности змеи, проявляющейся в обоих аспектах цикла (активного и пассивного, утвердительного и отрицательного, конструктивного и разрушающего).
Вирт комментирует, что "древняя змея является опорой мира, обеспечивая его как материально, так и духовно, проявляясь в виде причины и воображения, а также как сила тьмы".
Гностики воспринимали змею как значимый символ, прежде всего в секте наасенов, подчеркивая это и в своем названии (от nass - змея). Критикуя эти взгляды, Ипполит утверждал, что, как полагают, змею можно найти повсюду, она проявляется во всех живых существах. Это приводит нас к концепции Хатха-йоги или змее как воплощении внутренней силы. Кундалини символически изображают в виде змеи, свернувшейся в форме кольца (kundala), то есть неуловимую часть организма, соответствующую низшим проявлениям спинного мозга, и свойственную любому человеку.
Но, как и в случае упражнений, направленных на духовное совершенство, например, в случае хатха-йоги, змея распускает свои кольца и протягивается сквозь кольца (чакра), соответствуя различным сплетением тела, пока оно не достигнет области лба, соответствуя третьему глазу Шивы. Тогда в соответствии с учением индуизма человек восстанавливает свое чувство вечного.
Очевидно, что здесь символизм соответствует восходящей силе, поднимаясь вверх, то есть из области, управляемой сексуальным органом, в область мысли. Интерпретацию также легко соотнести с похожим отношением к символизму уровня, приняв сердце как центр. Иначе говоря, символ обозначает "возвышение личности" (Авалон "Власть змея").
К.-Г.Юнг заметил, что существующий обычай изображения изменений и обновлений изображений змеи представляет собой вполне подтверждаемый архетип, он предполагает, что египетский Урей является видимым выражением Кундалини на высшей плоскости. Встречаются разнообразные ритуалы, которые соотносятся с этой концепцией прогрессивного возвышения.
Происходящие в процессе шести чакр изменения фактически являются седьмым, но не обозначаемым и не именуемым (как и центральная точка узора м...лы), а также не представленными в зрительной форме и рассматриваемыми как процесс поднимания по зиккурату или ступенькам, соотносимым с семью металлами в митраистских обрядах.
Кроме круглой (и космической) позиции, которую склонна принимать, змея воплощает и свойство завершенности, что позволяет ей часто соотноситься с другими символами. Чаще других встречается дерево, которое, являясь единичным, можно сказать, соответствует мужскому принципу, в то же время змеевидное представляет женское. В мифологии дерево и змея являются предшественниками Адама и Евы.
Более того, по аналогии, встречаем здесь и ситуацию символического заграждения, обернувшаяся вокруг дерева (или посоха Эскулапа) змея становится символическим образом морального дуализма. Склонясь к данному типу интерпретации Диль предполагает, что обернувшаяся вокруг посоха бога медицины змея напоминает об основном, библейском символе Дерева жизни, усиленном змеей и обозначающем принцип зла. В данном случае модель указывает на близкие отношения между жизнью и распадом как источником всеобщего зла. Развивая мысль, Диль предполагает, что если это свержение духа приводит к смерти души, именно за это в первую очередь медицина и должна сражаться.
Другое значение основывается на противопоставлении, победившая змея противоположна закручивающейся в круг распятой змее, той, что мы встречаем среди изображений в рукописях XVI века из Парижской национальной библиотеки. Это изображение змеи, прибитой гвоздями к кресту, воплощающие победу духа, аналогичные в мистической форме победе орла над змеей.
Г.Зиммер напоминает, что, как и в "Илиаде", перед греками появился орел, несущий раненую змею в когтях. Предсказатель Калхас увидел в этом знак, предвещающий победу над троянцами (мужской и патриархальный порядок ариев, подчиняющий преимущественно женский и патриархальный принцип Азии).
Поскольку вся борьба представляется в виде "союза" и, следовательно, любви, вовсе не удивительно, что человек создаст синтез противоположных сил - неба и земли в образе "хохлатой змеи", самый заметный символ доколумбовой Америки. У этой змеи перья на голове, на хвосте и иногда на теле. Адрогинным символом подобного рода является Кецалькоатль.
Симметричное размещение двух змей на кадуцее Меркурия, указывает на равновесие сил или уравновешивание прирученной змеи (или сублимированной силы) дикой змеей, таким образом представляют добро, уравновешенное злым, здоровье - болезнью. Следовательно, змея становится источником исцеления раны, нанесенной змеей. Вот почему она может выступать как символ Святого Иоанна Евангелиста и появляется в связи с чашей.
Различные формы, которые принимает змея, вовсе не многочисленны. Похоже, что морская змея обозначает объединение символизма подсознательного со значением бездны. Если у змеи не одна голова, то происходит просто расширение основного значения, возникает дополнительное значение, соответствующее тому количеству голов, что дается.
В легендах часто появляются дракон или змея с семью головами, потому что семь представляет увеличение общности и локализует рептилию среди основных космических понятий. Семиголовая змея принимает символизм семи направлений Космоса, семи дней недели и даже семи планетных богов, она даже относится к семи грехам.
Трехголовая змея воплощает единство трех принципов, активного, пассивного и нейтрального. В алхимии крылатая змея олицетворяет непостоянство, бескрылая - фиксированный. Распятая змея обозначает фиксацию непостоянного и также возвышение (как и в мифе о Прометее).
Алхимики также видели в змее иллюстрацию "женского в Мужском" или его "убогую сущность", относя рептилию к Меркурию как двуполому богу, который, как и Шива, безусловно, наделялся способностью совершать и добрые, и злые поступки. Такое же значение вкладывали гностики в изображение двойной змеи. Встречается и необычное изображение змеи - с головой овцы, например, на рельефах в некоторых галло-римских гробницах. С точки зрения традиционной символики овцы (связываемой с Аресом, весной, инициацией и огнем) она воплощает высшую духовность. Наконец, в соответствии со Шнейдером, священная змея становится символическим обозначением шеи лебедя и самого лебедя (именно благодаря лебедю Лоэнгрин поднимается в поднебесье).
Необходимо сказать, что жертвоприношение змеи (как жизненной силы) позволяет с благодарностью принять смерть (как и лебедь) и воспарить к высшим сферам. Отец Герас предположил, что змея символизирует плодородие и разрушение, и в этом смысле она появляется в менгире Кернуза. Противоположное значение связывается со змеей на изображении рогатого бога Сердена (с другой головой наверху, намекая на символизм Близнецов).