Максимум Online сегодня: 893 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 382595 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 12 05 2025, 18:55:52

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 10 ... 18 | Вниз

Ответ #35: 11 12 2009, 01:41:47 ( ссылка на этот ответ )

Происхождение и существование символа: Развитие символизма

Диль справедливо утверждает, что символ является синтезом общего (универсального) и конкретного. Универсального, поскольку он превосходит историю, конкретного, потому что соотносится с определенным периодом истории. Не углубляясь в вопросы "происхождения" мы покажем, что большинство авторов соглашаются с данным тезисом, выводя зарождение символистской мысли к доисторическим временам, последней части палеолита. Наше современное знание первобытных верований и знание искусства и привычек первобытного человека на основе археологических данных и исследований эпиграфических рисунков подтверждают эту гипотезу.
Созвездия, животные и планеты, камни и окружающая природа были первыми объектами наблюдений для первобытного человека. Первый шаг на долгом пути постижения этого мира можно обозначить словами   апостола Павла, отметившего разделение мира на видимый и невидимый (Рим., I, 20).
Совершившийся в начале истории переход от пиктограмм к идеограммам, а также ранние произведения искусства показывают постепенный процесс упорядочения знаний о мире и осознания своего места в нем посредством перехода от фиксации конкретных проявлений чувств к абстрактными понятиям на основе простой аналогии.
Одним из важных следствий такой аналогии и показателем возросшего опыта человека стал вывод о том, что устройство невидимого или духовного мира подобно миру материальному. Вернемся к этому разговору позже, когда попытаемся определить понятие "аналогия". Давайте вспомним высказывание Платона, позже подхваченное псевдо-Дионисием Ареопагитом: "То, что воспринимается чувствами, является отражением того, что понятно уму". Отражение этой мысли находим в "Измарагде": "То, что находится внизу, похоже на то, что находится вверху" и в ремарке Гете: "То, что внутри нас, то и снаружи".
Однако возможно, символизм организуется в своей обширной пояснительной и созидательной функции как система высоких сложных реакций, в которой один доминирующий фактор всегда является полярным, связывающим физический и метафизический миры. То, что человек эпохи палеолита извлекает из этого процесса невозможно узнать через косвенные доказательства.
Значительно обширнее наши знания о последней части неолита. И Шнейдер и Бертело считали, что в тот период (примерно за четыре тысячи лет до н.э.), человек претерпевал те великие изменения, которые обеспечили его способностями к созиданию и организации, позволившие ему выделиться из естественной среды.
Изучавший похожий процесс, происходивший на Ближнем Востоке, Бертело определил религиозные и интеллектуальные культуры той эпохе понятием "астробиология". Эволюция человека до этого момента истории могла проходить следующие стадии: анимизм, тотемизм, мегалитическую, лунную и солнечную культуры.  Последующие стадии могли быть следующими: космический ритуализм, политеизм, монотеизм и, наконец, этическую философию. Бертело считает, что астробиология, астрология, арифметика и алхимия зародились именно на Ближнем Востоке, что и позволяет определить пространственно-временные координаты общей точки, о которой шла речь выше.
Он определяет ценность и значение астробиологии следующим образом: "Посредническая точка зрения давно не используется ни в Азии, ни в Средиземноморье, поскольку, с одной стороны, ее заменяет общность мировидения, свойственная всем первобытным народам (во многих других аспектах разнообразное и сложное) и, с другой, видение современной науки, существующей в Восточной Европе. Это то, что можно назвать "астробиологией" или единством астрономических законов (математического порядка) и биологических, определяющих развитие растительной и животной жизни.
Весь мир - единое и органичное целое, имеющее точный порядок. Одомашнивание животных и сельское хозяйство стали реальностью задолго до того, как началась история человечества. Причем эти явления произошли одновременно в Вавилоне и Египте, то есть за 3000 лет до н.э. Сельское хозяйство стимулирует регулярное производство определенных видов растительности и также подчинение их ежегодному "ритму" роста, цветения, созревания. Этот ритм непосредственно и постоянно соотносился с календарем, то есть с положением небесных светил.
Время и природные явления измерялись по соотношению с луной, а затем солнцем. .... Астробиология стала посредником между биологией небесных тел и астрономией человеческих существ".
Во время эпохи неолита сформировалась геометрическая концепция космоса, основанная на использовании числа семь (образовавшаяся из концепции космоса), отношение между небом и землей, странами света и отношения между различными элементами, относящимися к семи (богами планет, днями недели) и теми, что относятся к семантике числа четыре (времена года, цвета, страны света, стихии).
Бертело полагает, что эти представления распространялись медленно и постепенно. Он указывает на их возможное распространение или через северные или через южные территории Атлантического океана, упоминая, что, проходя этим путем, в Америке шла речь о заимствовании, как и представления из Азии проникали в Европу. Наблюдалось и другая тенденция, связанная с распространением этих представлений с Ближнего Востока в  Центральную Европу.
Изучение символов подтверждает, что европейская культура  унаследовала мудрость великих восточных цивилизаций. Значение франко-кантабрийской зоны в эпоху палеолита хорошо знакомо. Также известно, что формы искусства этого района распространились вдоль Европы в направлении Сибири и на юг через Северную Африку к самой южной точке континента. Несомненно, это был период перехода между подобным ранним расцветом и великими мегалитическими сооружениями.
Хотя все это и могло случиться, Шнейдер специально подчеркивает, в связи с символическими формами, которые привлекли его внимание: "В шестой главе я попытаюсь подытожить данную эзотерическую теорию, систематизация, скорее всего, показывает, что она первоначально возникла как результат развития мегалитических культур".
Его мнение о районе происхождения практически можно принять на веру, поскольку он заявляет, что "мегалит возможно, распространился из Европы в Индию посредством  дунайской культуры, новой стадии развитии, начавшейся вместе с Веком металла". Он указывает, что в достаточно удаленных друг от друга районах, в Америке, Новой Гвинее, Индонезии, Восточной Европе, Центральной Азии и Дальнем Востоке, то есть практически во всех районах мира обнаруживается общность археологических культур.
Теперь попытаемся определить, насколько велико сходство между находками, приписываемыми Шнейдером мегалитической европейской культуре и теми, что приписывались Бертело Дальнему Востоку. Согласно точке зрения Шнейдера для завершающей стадии неолита характерно "преобладание статических и геометрических форм, созидательной активности (описания сказочных животных, создание музыкальных инструментов, математических пропорций, идеей чисел, астрономией и тональной системой с истинными музыкальными звуками).
Переход от тотемизма к более прогрессивным земледельческим культам позволяет объяснить фундаментальные характеристики новой музыки... Похоже, что весь космос организован по образцу человека.  Объединяющим началом является вибрирующий ритм, который непосредственно воспринимается полиритмическим человеческим сознанием. Поэтому и появляется имитация природных звуков музыкальными инструментами. Скажем, эхо является парадигматической формой имитации. Язык, геометрические символы и идея являются более грубой формой имитации".
Далее Шнейдер замечает, что по Шпейзеру и Хайне-Гельдену "отличительными чертами мегалитической культуры являются: циклопические постройки, памятные камни, камни как жилища душ, культурные каменные круги, палафиты (свайные постройки), жертвоприношение животных, глазообразные орнаменты, корабли-призраки, семейные древа, сигнальные барабаны, священные столбы и лабиринты".
Именно эти элементы так благополучно сохранили свои геометрические очертания на протяжении веков. И разве они не выражали, даже в мегалитические времена, самую суть человеческой жизни, переводя бессознательное в конструктивные и осознанные формы? И в наши дни эти формы сохранили свое изначальное значение, продолжая воздействовать на умы людей? Можно почти наверняка утвердительно ответить на оба вопроса, но они относятся к другим, хотя и параллельным явлениям культуры и психологии.

 

 

Ответ #36: 11 12 2009, 01:44:47 ( ссылка на этот ответ )

Символизм в культурах мира.

Представление человека о материальной и духовной, природной и культурной двойственности мира впервые сформировалось в древнеегипетской иероглифике и верованиях. Независимо друг от друга в различные цивилизациях Месопотамии сложились свои системы письменности и верований, но все они стали внешним выражением одного истинного, самого глубокого, универсального образца.
Существуют разные точки зрения по поводу времени появления или окончательного оформления некоторых самых важных и сложных символов. Некоторые авторы решительно настаивают на весьма древнем происхождении некоторых из них. Так Краппе  считает, что научное изучение планет и их отожествление с богами Вавилона начинается только с VII века.
Другие ученые относят этот процесс к периоду правления Хаммурапи (2000 год до нашей эры) или даже к более ранним временам. Скажем, Гера заявляет: "Как свидетельствуют надписи, индейцы первыми открыли движение солнца по небу, ставшее основой зодиакальной системы. Она состоит только из восьми созвездий и, как предполагают, каждое созвездие является "воплощением Бога". Все эти "формы Бога" в конце концов, становятся божествами, каждое возглавляет свои особенные созвездия, как это, например, и произошло в Риме.
Восемь индийских знаков Зодиака следующие: Эду (баран), Йал (арфа), Нанд (краб), Амма (мать), Тук (равновесие), Кани (стрела), Куда (кувшин), Мин (рыба).
Двенадцатиричная система Зодиака впервые появилась в VI веке до нашей эры. Египетская и халдейская наука была частично поглощена сирийцами, финикийцами и греками, войдя в последнюю во многом благодаря тайным обществам. Описывая пифагорейцев, Геродот указывает, что  они должны были носить льняные одежды "в соответствии с церемониями орфиков, которые были теми же самыми, что и у египтян"...
Мифология средиземноморских районов характеризовалась яркой, драматической энергичностью, которая оказалась выраженной как в искусстве, так и в мифах, легендах и драматической поэзии. В мифах надежно сохранились моральные принципы, природные законы, великие контрасты и перемены, которые определили ход космической и человеческой жизни.
Фрезер указывает, что "под именами Осириса, Таммуза, Адониса и Аттиса народы Египта и восточной Азии представляли ежегодный конец года и возрождение жизни, прежде всего растительной жизни". В мифах о  подвигах Геракла, о путешествии Ясона, "истории" о героической эпохе Греции, которые стали источниками вдохновения для авторов классических трагедий, сохранилась такая великая архетипическая образность, что она стала бессмертным образцом для всего человечества. Кроме этого мифологического и литературного символизма и аллегории с Востока распространилось и скрытое культурное влияние.
Когда единство классического мира начало разрушаться, прежде всего, во время поздней Римской империи, стали бурно образовываться древнееврейские, халдейские и египетские элементы. Дуализм манихейцев и  гностицизма вступил в противоречие с христианским представлениями, хотя символика и эмблематика гностиков уже проникли в христианскую обрядность.
Большинство многочисленных христианских символов были заимствованы из разнообразных источников, в основном семитских. Символизм развернулся к унитарной доктрине реальности, ему суждено было стать особенным ответвлением теории. Знакомство с восточным символизмом обнаруживается в сочинениях и Диодора Сицилийского, и Плиния, и Тацита, и Плутарха, и Апулея. Аристотелевское учение также содержит сильный элемент символизма.
В Сирии, Месопотамии, Закавказье и Египте восточное христианство поглотило местное символическое наследие. Точно также и те римские колонии на Востоке, что пережили вторжение с севера, сохранили многие особенности древних времен, включая и традиционные символы.
Фр.Фестигуэр (в "La Revelation d'Hermes Trismegiste" ("Откровение Гермеса Трисмегиста"), пишет, что главной основой европейской алхимии стали труды восточных мистиков и описание всевозможных  чудес.  Одна из первых книг такого рода была написана последователем Демокрита Болом  около III-II веков до нашей эры и продолжалась на протяжении нескольких  веков в трудах псевдо-Манета, Нигидия, Фигула, Деметирия и Аполлодора, достигнув кульминации в сирийской "Книге вещей природы" VII века н.э.
Концепция подобия видимого и невидимого миров встречается и в языческих религиях Поздней империи, и в учениях неоплатоников и христианстве,  хотя каждая из трех систем использовала эту концепцию в своих собственных целях. В соответствии с Элиаде Феофил Антиохийский считал,  что воскрешение мертвых подтверждают знаки, которые Господь  оставил  Человеку в явлениях природы: цикле времен года, смене дня ночью. Он идет дальше и говорит: "Разве не возрождаются семена и плоды?"
В своем "LV письме" святой Августин показывает, что  посредством символов у человека вызывается жар любви, помогающий осознать себя как личность. Он также указывает, что формы всех вещей в природе, органических и неорганических, являются отражением их божественной природы. Все средневековые лапидарии, гербарии и бестиарии обязаны своему происхождению  этой концепции.
Большинству классических отцов церкви было что сказать о символизме. Поскольку они считались высшими авторитетами в римские времена, то легко понять, почему именно в этот период символ стали интенсивно изучать, относиться к нему с особенным вниманием и стремились его понять. Именно об этом, прежде всего, пишет Деви.
Пинедо упоминает об огромном культурном значении символа, прежде всего в период Средневековья, отмечая существование "Ключа духовного" - ортодоксальной версии древнего символизма. Как отмечает кардинал Питра (его и цитирует Пинедо) из большинства сочинений средневековых авторов становится ясно, что они знали об этом "Ключе".
Символический компонент христианского вероучения рассматривается в таких трудах, как "Аллегории  в Священном писании" Рабана Мавра, сочинения Одо Клюнийского, Исидора Севильского, Иоганна Скотта Эриугены, Иоанна Солсберийского, Уильяма из Сен-Тери. Фома Аквинский использовал сочинения  античных философов для доказательства христианской истины. В связи с внутренней природой средневекового символизма Юнг замечает, что в те дни "аналогия была не столь логической фигурой, как тайная идентичность", то есть продолжение примитивной, алхимической мысли.
Особый интерес к символизму проявлялся в период Ренессанса, хотя и в более грубой, литературной и эстетической манере. В частности, Данте устроил систему своей Божественной комедии" на основе восточных символов. В XV  веке, прежде всего, обращались к двум греческим авторам II и III веков, Гораполлон Нилопольский с его "Иероглификой" и анонимный составитель "Physiologus" ("Физиолога").
Вдохновленной египетской иероглифической системой, ключ к которой был утрачен в его время, Гораполлон попытался установить ее значение на основе символизма знаков. В 1467 году итальянский автор Франческо Колонна написал работу "Hypnerotomachia Poliphili" (), опубликованную в Венеции в 1499 году, где символ приобрел значение, близкое к современному.
В 1505 году редактор Колонны опубликовал  работу Гораполлона, которая в свою очередь повлияла на двух значимых авторов того же самого времени. Первым стал Андреа Альчиати, автор книги "Emblemata" ("Эмблемы", 1531), вызвавшей интерес к символизму во всей Европе. Вторым стал Дж.Валерьяно, автор краткой Hieroglyphica ("Иероглифики") (1556).
Живопись XV века свидетельствует об огромном внимании к символизму. В произведениях Боттичелли, Мантеньи, Дж.Беллини, Леонардо, Пинтуриккио  и мастеров XVI, XVII и XVIII  веков символизм стал носить аллегорический характер. Можно сказать, что, с конца Средневековья Запад потерял чувство единства, которое отличало символ и символическую традицию. Доказательством продолжающегося существования этих явлений может служить открытие  различных аспектов в произведениях поэтов, художников и писателей от Джованни да Удине до Антонио Гауди, или от Босха до Макса Эрнста.
Во время немецкого романтизма интерес к глубинным слоям психологической жизни во снах и их значения, в бессознательном стал источником, который послужил началом современному интересу к символике. Несмотря на то, что он частично подавлялся, снова зарождался в глубинах духа, как уже обозначался до этого в системе с жесткой космической плоскостью.
Так Шуберт в "Symbolik des Traumes" ("Символике снов") заявляет: "Прототипы образов и форм, появляющихся во снах,  поэтических и фонетических идиомах можно найти в окружающем нас мире, где они проявляются как мир материализовавшегося сна, как пророческий язык, чьими иероглифами становятся сущности и формы".
Большая часть литературы первой половины XIX века, особенро немецкой, посвящено выявлению значения отдельных символов. В частности, Л.Тик пишет о своем главном герое: "Равнодушный к красоте цветов, в которых, он видит лишь "зияющую рану Природы",  подобно Филоктету или Амфорту из "Парсифаля" обнаруживает влечение к минеральному миру".
Бесчисленные виды по прежнему сохраняют символизм в семиотической форме, превращаются и иногда меняются из универсальной плоскости в особенную. Мы уже ссылались на литературные эмблемы. К той же группе относятся водяные знаки, использовавшиеся средневековыми и ренессансными изготовителями бумаги. В этой связи Бейли отмечает, что, начиная с их первого появления в 1282 году вплоть до второй половины XVIII века в них можно увидеть отражение всего разнообразия мистических представлений средневековой Европы.
Еще одним источником символов у всех народов Европы является народное искусство. В работе Г.Боссерта рассматриваются такие известные образы как космическое дерево, змея, сфинкс,  корабль мертвых, птица на верхушке крыши, двуглавый орел,  двоичные, троичные и четверичные группы, гротеск, ромбоид, прямая и ломаная линии.
Более того, в мифах и легендах, когда их издатели придерживаются точности, как в случае публикаций Перро и   братьев Гримм, они сохраняют свои мистическую и архетипическую структуры. В некотором роде в лирической поэзии  наряду с произведениями, созданными по канонам явного символизма (лучшей иллюстрацией могут служить работы Р.Гриля) встречаются частые случаи распространения символических мотивов, стихийно вырастающие из созидательного духа.

* 3512027801_e26c05c432.jpg

(196.29 Кб, 500x375 - просмотрено 1661 раз.)

* AniWallGate20001.jpg

(207.63 Кб, 886x592 - просмотрено 1622 раз.)

* 3838108872_61fbe2beb5.jpg

(177.52 Кб, 375x500 - просмотрено 1628 раз.)

 

 

Ответ #37: 11 12 2009, 01:48:16 ( ссылка на этот ответ )

Символическое значение снов


Мифологические представления о культуре определенного исторического периода  могут представляться в виде символических образов снов, видений и фантазий или поэзии. Данное разграничение не предполагает противопоставление: многие сны основываются на предчувствиях.  Но когда символ или предчувствие выходит за пределы особенного и субъективного, мы оказываемся в области предсказаний и пророчеств, поэтому, анализируя символику, можно объяснить их значение, хотя сны и выступают в качестве проявлений сверхъестественного.
Выводя современную психоаналитическую концепцию "подсознательного", следует согласиться с включением в нее динамических форм, восходящих к символам, поскольку, согласно ходу рассуждений К.Г.Юнга, подсознательное является "матрицей человеческой мысли и ее производным". Теоретически подсознательное было "обнаружено" Шопенгауером и Гартманом, а экспериментально его существование доказано в  исследованиях Чаркотта, Берхейма, Жане, Фрейда и других психологов.
Долгое время считалось, что сны являются результатом внешнего воздействия на личность. Так греческие предсказатели верили, что сны приходят "извне", то есть насылаются богами. Эзотерическая традиция, в соответствии с индуистским представлением о трех плоскостях сознания предполагала три уровня: подсознание (инстинктивная и эмоциональная мысль), сознание (идеологическая и рефлексивная мысль) и сверхсознание (интуитивная мысль и высшая истина).
Чтобы упростить эти представления, Юнг предложил использовать термин "бессознательное" вместо "подсознательного", поскольку многие исследователи справедливо задавали вопрос: "Почему надо считать, что бессознательное "ниже", а не "выше", чем сознательное?".
Интерес к символике сновидений восходит к глубокой древности, ибо человек достаточно рано стал считать их своего рода окном в потусторонний мир. Данное представление подтверждалось внешним сходством между спящим и умершим.  Поэтому в снах искали знаки божественного откровения,  предвестников будущих событий. Соответственно предполагалось, что    любой сон нуждается в правильном истолковании. Такие толкования содержатся в Библии, в книге Артемидора Эфесского, известны вавилонские, арабские и древнеегипетские сонники. По ним видно, какое внимание придавали снам как хранилищу тайных знаний о будущем и внутренней жизни человека.
Способы толкования сновидений аналогичны гадательным и пророческим техникам, хотя здесь в качестве объекта выступает не случайно полученный знак, а реакция подсознания на некоторый стимул. Тайные послания из потустороннего мира человеческой души оставались загадкой, пока их не "прочитывали" основываясь на нумерологии, ориентации, особенностях формы и пространства.
И снова следует согласиться с выводом К.Г.Юнга о том, что "опыт, которому следовали в течение столь длительного времени и так широко принимали, показывает, что он, по крайней мере, психологически верен". К.Г.Юнг считает непреложным фактом прямую связь сна с психологией конкретного человека.
Поскольку обширная библиография о снах вполне доступна, необходимо здесь только напомнить, что сны являются проявлением переживаний личности скрытых в глубинах подсознания, аналогично отблескам звезд, доходящих до нас из глубин вселенной. 
Тельяр указывает, что в снах отражаются все слои души, включая и самые сокровенные. Точно также, как животное проходит все стадии развития, начиная от эмбриона, так и мы несем в себе архаические "воспоминания", которые можно воскресить. С другой стороны, Кару верил, что душа взаимодействует с космосом и что в некотором смысле она восприимчива к истинам отличающимся от тех, что управляют пробуждающейся жизнью. В этом смысле он ассоциирует сны с теми ритуалами, которые побуждают Человека вступить в великие тайны Природы. Обычно соглашаются с тем, что современное мышление отличается от мышления первобытных людей только по отношению к сознательному, бессознательное же мало изменилось с Верхнего Палеолита.
Получается тогда, что сновидения аналогичны архаическим, мистическим, или религиозным символам. За исключением того, что вместе с основными архетипами обнаруживается смешанный вид внутреннего мира, состоящий из остатков экзистенциальных образов, оторванных от реальности, которые могут не обладать символическим значением, а отражать психологические - простые воспоминания или соотноситься с символикой тех архаических форм, из которых они происходят.
В данном словаре идет речь только о традиционных символах, ибо более поздние символы являются производными от них, аналогично тому, как автомобиль происходит от коляски. Можно провести и другие параллели по символизму форм, хотя остается вопрос о существовании похожих символов, но не об одном и том же символе или о том же самом порядке значений.
Остается еще одна проблема, которую нельзя не учитывать: не все человеческие существа находятся на одном и том же уровне развития. Нельзя отрицать, что различия в силе (эмоций, внутренней жизни, разнообразии чувств и мыслей) и качества (обусловленного интеллектом или наличием духовного образования) порождают существенно отличающиеся уровни мысли.
Х.Эллис указывал, что гениальным людям снятся исключительные сны,   тогда как Юнг, считал, что все люди видят одни и те же сны, а все остальное  - лишь результат их толкования. Так, алгонкины, обитающие в джунглях, объяснили ему, что они различают сны обычных людей и "великие видения", обычно являющиеся исключительной прерогативой выдающегося человека.
Следовательно, в теоретическом плане интерпретируя символический материал, необходимо учитывать, собран ли он от патологических личностей, нормальных людей, выдающихся людей или является проявлением коллективных мифов.
Материалистический подход, характерный для классификаций многих психоаналитиков, определяется  источником их информации.  С другой стороны, символология философов, основателей религии или поэтов носит более идеалистический и космический характер, охватывая все предметы, в поисках бесконечности и указывая на таинственный мистический центр.
Сказанное подтверждается К.Г.Юнгом, который показывает, что фантазия или сны всегда содержали не только то, что казалось самым безусловным для повествователя, но также то, что в тот момент было самым болезненным (или значительным) для него.  Именно это "значение", которое фиксирует пространство, от которого зависит любая система интерпретаций. Определение З.Фрейда ("Каждый сон - подавленное желание") приводит к тем же самым выводам, поскольку наши желания указывает на наше вдохновение и наши возможностей.

* 102065.jpg

(80.32 Кб, 743x533 - просмотрено 1604 раз.)

* 221317.jpg

(108.41 Кб, 750x557 - просмотрено 1591 раз.)

* 251730.jpg

(123.48 Кб, 624x533 - просмотрено 1555 раз.)

 

 

Ответ #38: 11 12 2009, 01:51:42 ( ссылка на этот ответ )

Символика в алхимии

В своей книге "О психической энергии" К.Г.Юнг утверждает следующее: "Духовность это на самом деле не инстинкт, а реальное чувство.... Оно не образуется ни от какого другого инстинкта, но само является особой и необходимой формой интеллектуальной силы".
Если не учитывать, что данное заявление перечеркивает утверждение, что наука всегда материалистична, его значение показывает справедливость  платоновского представления о духе, которое оказывается аналогом юнговского принципа духовности. Хотя иногда необходимо рассматривать эти два принципа порознь. Платон в "Тимее" и Плотин в "Эннеадах" придерживаются представления, что душа - странник на земле, что она спустилась из бесконечной и безвременной вселенной или "впала" в грех материализовавшись, дав начало жизни, завершающейся периодом регрессии.
В любой момент направление этого движения может измениться, ибо происхождение души не зависит от пространства и времени, живых существ и предметного или воображаемого мира. Следовательно, душа стремится освободиться от телесной оболочки, чтобы вознестись к своему Происхождению. Ямвлих объясняет это так: "Душа выше всей природы, благодаря чему она может вознестись над порядком и системой мира. Отделившись от одной природной сущности, она  меняет одну жизнь на другую и оставляет этот порядок вещей, чтобы связать себя с другим".
Идея вращения считается краеугольным камнем множества символов: средневековой Роты, колеса буддистских превращений, зодиакального цикла,  мифа   о близнецах и opus алхимиков.
Представление о мире как о лабиринте или о жизни как странничестве приводит к осознанию абсолютной цели человека как обретения "центра", в виде которого может выступать потерянный Рай или Небесный Иерусалим. В образном смысле данная центральная точка иногда отожествляется с геометрическим центром символического круга. Она может размещаться над ней или, как в восточной Шри Янтра, подразумеваться, поэтому при медитации необходимо представить ее.
Сама цель постоянно меняется, появляясь в виде нового символа: потерянного предмета, достижения недостижимого или сложного замысла. Иногда ее можно сравнить с обретением разнообразных качеств: знаний, любви, достижения желанного объекта. История алхимии делится на две прекрасно описанных стадии: средневековую и эпохи Возрождения. Последняя продолжалась до XVIII века, когда разделилась на две самостоятельные составляющие: мистицизм и химию.
Алхимия представляет собой символическую технику, которая наряду с совершением множества важных открытий в области естественных наук занималась поисками путей материализации духовных истин. Вместо того, чтобы побеждать мистического дракона в своих поисках "сокровищ", как это делали Кадм, Ясон или Зигфрид, алхимики пытались изготовить это сокровище путем тяжелой работы и духовного совершенствования.
Их деятельность не была направлена на простое обнаружение эзотерических истин, равно как не носила и материалистический характер, обе цели срослись. Однако они стремились достичь чего-то, имевшего для них значения абсолюта.
Каждое действие, каждая деталь, каждый предмет, каждый инструмент являются источниками умственной и духовной жизни: он одновременно является реальностью и символом. После длительного периода забвения, алхимию  снова стали считать "источником современной химии". Именно поэтому Башляр, Зильберер, Юнг и другие  писали о неразрывном единстве в ней поэтического, религиозного, и научного знания.
Башляр указывает, что алхимия "обладает качеством психологической точности" и что, она, не являясь описанием объективных явлений, представляет собой попытку переноса человеческих чувств на "суть" вещей. К.Г.Юнг настаивал, что в своих экспериментах алхимики преследовали ту же цель, что и древние гадательные техники, хотя  последние оказались более амбициозными и целеустремленными, - выявление глубинных слоев души и материальных проявлений психических  явлений. Иными словами, они проводили эксперимент над материальными явлениями как над символами, которые указывают на завершенную теорию всеобщего и судьбу души.
Поэтому он и говорит, что "определенные психические эксперименты, представляются ему аналогами химических процессов". В другом месте он определяет свою методику как "химическое исследование, спроецированное на бессознательный психический материал". В заключение Юнг пишет: "реальная суть материи была неизвестна алхимику. Он только намекает на нее. В поисках решения он проецировал бессознательное в тьму материи, чтобы прояснить ее. Стремясь объяснить тайну материи, он проецировал другую тайну на то, что должно было быть объяснено".
Соответственно целью алхимиков и ее глубочайшим секретом было достижение единства противоположностей (coincidentia oppositorum), о котором "алхимики говорят, как и эмпирики, отчего Николай Кузанский является их философом". Но алхимики не просто проводили свои эксперименты, а действительно увлеченно искали  золото. Именно эта заинтересованность наряду с его чувством посвященности, как и в случае поиска Священного Грааля, были залогом успеха, искупавших разочарование от множества безрезультатных экспериментов, требовавших неустанного труда.
Обнаружить секрет изготовления золота было знаком божьей милости. К.Г.Юнг интерпретировал процесс с психологической точки зрения как последовательное исключение нечистых факторов духа в стремлении к достижению неисчислимых ценностей вечности. Данная интерпретация полностью принималась самими алхимиками: М.Майер в его Symbola Aureae Mensae  (1617), заметил, что "химия поощряет исследователя размышлять над небесным благословением". Дорн в "Физике" (1661) указывает на отношение, исследователя к своему труду: "Вы никогда не получите единства из множества, если сами не обретете его". Единство и внутренняя цельность достигалась исключением посторонних желаний и сосредоточением на том, что являлось "высшим" и вечным.
Известно изречение алхимиков: "Aurum nostrum non est aurum vulgum" (Наше золото это не обычное золото). Указание на "необычность" золота, скорее всего, указывает на то, что их символизм исключает материальную сущность символа, отдавая предпочтение духовной составляющей. Конечно, данное заявление чревато негативными последствиями,  тогда получается, что сами исследования не имеют никакого значения.
Потребность получения настоящего золота может быть сопоставима с разрешением сомнений св. Фомы Неверующего. Несколько избранных вполне удовлетворились бы мечтой о "подземном Солнце", сияющем на дне алхимической печи как свете спасения озаряющем глубины души. Причем неважно, насколько это спасение является продуктом религиозной веры или того гипотетического "процесса индивидуализации", ставшего предметом пристального внимания и размышлений К.Г.Юнга.
Конечно, за пределами концепции остается алхимический Ребис (андрогин) как воплощение единства противоположностей, и прекращения мучительного разделения полов, наступившего в тот момент, когда платоновский "сферический человек" разделился на две половины, а также объяснение "летучести" некоторых  веществ тем, что они стремятся разделиться на составляющие, чтобы затем обрести вечное единство в мистическом центре вселенной.

* alch01.jpg

(73.29 Кб, 360x540 - просмотрено 1501 раз.)

* Символика алхимии.jpg

(51.82 Кб, 310x530 - просмотрено 1651 раз.)

* Символика Луны И Солнца в Алхимии.jpg

(128.67 Кб, 408x400 - просмотрено 1628 раз.)

 

 

Ответ #39: 11 12 2009, 01:57:17 ( ссылка на этот ответ )

Определения символа

Дефиниции символов и интерпретации как символа, так и символизма встречаются во многих трудах. Нам бы хотелось обратиться к наиболее серьезным определениям, оставаясь, как и было прежде в данной работе, в границах сравнительного анализа. Как полагает индуистский философ Ананд Кумарасвами, символизм является "искусством мыслить в образах". Современный человек утратил это умение, существовавшее в течение последних трехсот лет, благодаря "катастрофическим теориям Декарта. Разделяя взгляды  Фрома и Бейли, Кумарасвами конструирует свою теорию, исходя из положений их работ "Забытый язык" и "Потерянный язык символов". Однако эта утрата, как показали исследования антропологов и психоаналитиков, ограничивается сознательным, а не бессознательным, которое, пытаясь компенсировать ситуацию, перегружено символикой.
Диль полагает, что символ - это "точное и обобщенное средство выражения", соответствующее сути внутренней жизни  (интенсивному и количественному) как оппозиция внешнего мира (пространственного и качественного). Таким образом он соглашается с Гете, который утверждает:
"В символе особенное представляет общее, но не как сон, не как намек, а как живое и мгновенное открытие необъяснимого". Предположим, что различие, проведенное Дилем, между внутренним и внешним мирами самоочевидно и применимо не только к методу Декарта: мир res cogitans  имеет протяженность. Тогда, как можно игнорировать количественное, если оно вырастает из "групп" качеств?
В свойственной ему литературной и псевдомистической манере М.Сонье также  пишет, что символы являются "синтетическим выражением удивительной науки, сегодня забытой людьми", ибо "в неизменных формах показывают нам все, что было и что будет". Таким образом он приписывает символу или признает за ним дидактическую функцию и вневременной характер их  внутренней структуры, поскольку другие факторы являются культурными или личными вариантами.
В символе также отразилась связь между созданным и Создателем. Жюль Лебель напоминает, что "каждый созданный предмет является  результатом божественного творения и естественным и постижимым знаком всеобщей истины". Таким образом он повторил утверждение Павлина per visibilia ad invisibilia, равно как и утверждение Саллюстия о том, что "мир представляет собой лишь набор символов".
Ландри настаивал на том, что "символизм является наукой отношений, которая объединяет созданный мир с Господом, материальный мир с сверхъестественным, науку гармонии, существующую между различными частями вселенной (соответствиями и аналогиями), основываясь на процессе инволюции, то есть материальности всех вещей.
Здесь мы должны дать пояснение. Делая свой вклад в развитие символизма Э.Фромм выводит три типа символов, различающихся по своим проявлениям: а\условный, б\случайный, в\универсальный. Первый основывается на оптических или природных свойствах. Таковы, например, знаки, используемые в технике, математике и в других областях.
Второй тип определяется произвольными ассоциациями. Третий тип, который  мы и рассматриваем в данной книге, в соответствии с Фроммом  основан на внутренних отношениях между символом и тем, что он обозначает. Очевидно, что это отношение не всегда проявляется отчетливо. Поэтому мы уже отмечали, что трудно дать точное определение символу.
Получается, что обозначенный нами язык образов и эмоций является отражением как внешних явлений (космического порядка), так и того, что находится внутри Человека (мысли, моральный порядок вещей, психическое развитие эволюция, судьба души).
Данное качество, составляющее сущность символа, позволяет одновременно выражать разнообразные аспекты (тезис и антитезис) той идеи, которую оно представляет.  Как полагает Шнейдер, оно придает символу динамику и истинный драматизм.
Позволим себе предложить следующее объяснение: подсознательное или "место", где находится символ, не признает неотъемлемых различий контрапозиции или иначе "символическая функция" появляется только тогда, когда между противоположностями возникает напряжение, которое сознание не может разрешить само по себе.
Для психологов  символ существует только в воображении, откуда он проецируется на Природу, приняв ее язык, сущность и форму. Или трансформировав ее сущность и форму в драматические характеры. Иначе полагают востоковеды и мыслители эзотерического свойства, которые основывают символизм на несомненной оппозиции макрокосма-микрокосма.
Вот почему Р.Генон пишет: "Истинную основу базиса, составляет, как мы уже говорили, соответствие, связывающее вместе все слои реальности, соединяя их друг с другом и соответственно вытекая из естественного порядка, как и целое подчиняется сверхъестественной организации.
Если выявлять свойства этих соответствий, то получится, что вся природа является ничем иным как символом, то есть ее истинное соответствие становится очевидным только в том случае, если оно рассматривается как указатель, который позволяет нам представить сверхнатуральное или "метафизическое" соответствие. Метафизическое в его истинном и настоящем смысле слова, которое является ничем иным, как существенной функцией символизма... Символ должен всегда быть внешним по отношению к тем явлениям, которые приобретают символическое значение, что на самом деле уничтожает все натуралистические концепции символизма".
Последнее положение специально выделяется Р.Геноном, заявляющим, что "то, что превосходит других, никогда не может обозначать то, что находится внутри, хотя справедливо говорят об их общности". Обязательно следует добавить, что оно обеспечивается тем единственным, что соотносится с особым символом перестановки. С другой стороны, то, что является высшим, может напоминать нам о том, что считается низшим.
Особенно интересны наблюдения М.Элиаде. Он приписывает символу способность проникновения за пределы того "фрагмента", который является Человеком (или чем-то имеющим к нему отношение). Символ также может интегрировать этот "фрагмент" в сущность широкого спектра: общество, культуру, вселенную. Только при данных ограничениях "объект превращается в символ, начиная обладать символическими функциями, стремясь объединиться с абсолютом...
Данный союз не идентичен беспорядку, поскольку символ не ограничивает перемещение или движение с одного уровня на другой и объединяет все этих уровни и плоскости (реальности), не смешивая, то есть не разрушая их", вводя их, проще говоря, внутрь системы.
С другой стороны, Элиаде верит, что Все может появляться и связываться при этом со значительным фрагментом лишь потому, что каждый фрагмент обозначает все: "По своим свойствам дерево может стать желанным убежищем, при этом перестав быть деревом. Если оно становится космическим деревом, то  потому, что то, что оно проявляет соотносится с тем, что выражает цельность".
И здесь мы должны прояснить упоминаемое Э.Фромом "внутренние отношения". Перемещаясь в иную реальность, они проявляются в виде отношений между процессами или объектами, которые определяются как ритмические.

* символ власти.jpg

(136.99 Кб, 509x768 - просмотрено 1658 раз.)

* символы.jpg

(44.69 Кб, 309x358 - просмотрено 1802 раз.)

* тантрический символ.jpg

(10.56 Кб, 220x218 - просмотрено 5346 раз.)

 

 

Страниц: 1 ... 6 7 8 9 10 ... 18 | ВверхПечать