СвастикаВ 90-х годах прошлого века Адольф Гитлер, ученик школы бенедиктинского монастыря в Ламбахе, входил каждый день в монастырские ворота, украшенные свастикой. Под знаком этого древнего восточного символа доброй судьбы и благосостояния, проходили годы учебы будущего создателя свастического государства. Свастика – слово, составленное из двух санскритских корней: существительного «благо», «связанное с благом» и глагола «быть» или «состоять», т.е., «благосостояние», «благополучие».
Другое толкование слова: санскритское «су» – солнечная птица, и Астика: божество времен года. Древний солярный знак – один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее – и годовое движение Солнца. Имеет смысл тетрафона и включает идею четырех сторон света. Знак, центрированный вокруг оси. Содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Подобно инь-ян, дуальный знак: вращающаяся по движению часовой стрелки представляет мужскую энергию, против часовой стрелки – женскую энергию. В древнеиндийских текстах различаются мужская и женская свастики. Изображает также двух женских и двух мужских божеств. Имеет нравственную характеристику: движение по солнцу – добро, против солнца – зло. Как благоприятный знак изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально (в направлении движения часовой стрелки) концами. Означает концентрацию, «завинчивание» энергий, удержание потока физических сил с целью управления низшими силами. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией (как в йоге: удержание тела в неподвижности, «завинчивание» низших энергий дает возможность проявиться высшим энергиям). Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил и создание препятствия для прохода высших сил. При этом направлении движения отдается предпочтение механической, земной стороне, исключительному стремлению к могуществу в материи. Расположенная против часовой стрелки свастика представляется также как символ черной магии и негативных энергий. Для Генона основное значение символа заключается в ротарном аспекте – во вращении вокруг центра, а направление вращения является проявлением принципа амбивалентности символического мышления. Этот один из наиболее архаичных символов Рене Генон считает принадлежащим изначальной Традиции и видит в нем «одну из самых поразительных форм «горизонтального креста», «знак полюса».
В каббалистической традиции свастика связана с Печатью Соломона, которая в своем центре содержит семя духовной жизни. Круговое движение свастики сопоставляется с круговым движением Печати Соломона. В эмблеме нью-йоркского теософского общества свастика и печать Соломона заключены в один круг, образуемый Змеем Уроборосом, кусающим свой собственный хвост, причем, свастика расположена на верхнем луче Печати Соломона, показывая соотношение между внутренним и внешним. Как солярный знак, свастика служит эмблемой жизни и света. Воспринимается как неполный зодиакальный круг или как колесо жизни. Иногда отождествляется с другим солнечным знаком – крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца. Как символ Солнца известна архаическая заспираленная свастика с символом барана. Символ ротации, непрерывного движения, выражающий неизменность солнечного цикла, или вращения Земли вокруг своей оси. Вращающийся крест, лопасти на концах которого представляют движение света. Содержит идею вечного преодоления инерции квадрата колесом вращения. Известен также под названием оружие Тора, или филфота, который также имел форму свастики и соответствовал мистическому или герметическому кресту Джайна – «четвероногому» кресту с перпендикулярно загнутыми концами. Это, согласно Блаватской, мистическая и древняя диаграмма «самый архаический и самый священный, всемирно почитаемый символ». Он является двойником пифагорейского тетраксиса. Засвидетельствован в традиционной символике Древнего Египта. Особенно часто встречается в Иране. Был известен в орнаментах в разных частях света. Одна из самых древних форм свастики – малоазийская представляет собой идеограмму четырех сторон света, представленную в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Уже в VII тысячелетии до Р.Х. в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырех крестообразно расположенных завитков – закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах). Другие ранние формы свастики – квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям являются знаком земли, также малоазийского происхождения. Свастика понималась как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года и алхимической идеи превращения элементов. Другое название свастики – «гаммадион» означает ее, как состоящую из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в имени богини Земли Геи. Рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. В Индии традиционно рассматривалась как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Также символ эзотерического буддизма. В этом аспекте называется «Печатью Сердца» и, по преданию, была запечатлена на сердце Будды. Ее изображение кладут на сердца посвященных после их смерти. Известна под названием буддийского креста (по форме напоминает мальтийский крест). Встречается везде, где есть следы буддийской культуры – на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Вместе с буддизмом проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию. В Китае используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения инь-ян. В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. Широко используется джайнистами и последователями Вишну. В джайнизме четыре руки свастики представляют четыре уровня существования. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои. В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии и на Кавказе встречается со II-I тысячелетия до Р.Х. В Западной Европе была известна кельтам. Изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырех сходящихся в центре треугольников – финикийского происхождения. Был известен также этрускам. В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест. Согласно Генону, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа. Согласно Оссендовскому, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин – солнечный камень. Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии и Центральной и Восточной Азии. В Европе в 1869 году английский астролог Ричард Моррисон организовал Орден свастики. Свастика украшала первые издания книг Редьярда Киплинга. Левосторонняя свастика была политически утилизирована в нашем веке в период краткосрочного господства Третьего Рейха.

k78.jpg
(48.4 Кб, 400x344 - просмотрено 1939 раз.)