Максимум Online сегодня: 784 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 381835 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 01 05 2025, 01:54:44

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 15 16 17 18 19 ... 35 | Вниз

Ответ #80: 14 09 2009, 11:46:32 ( ссылка на этот ответ )

Демантоид – гордость российских коллекций 


Природа не раз удивляла людей своими сюрпризами. Она как женщина – загадочна, переменчива и импульсивна. Однажды она может осыпать людей потрясающими воображение драгоценными камнями, а потом спрятать их снова. Да и фантазии ей не занимать. К примеру, мы привыкли, что такой известный камень гранат имеет сочную красную окраску. Однако можно встретить и зеленый гранат. Одной из таких зеленых разновидностей граната является камень под названием демантоид. Но это не просто одна из множества разновидностей – это настоящая «звезда» среди гранатов. Само его имя – «алмазоподобный» уже говорит о его ценности и уникальности.

Существует две различные точки зрения на происхождение названия камня, которые впрочем не меняют его сущности. По одной из них, демантоид произошел от голландского слова «Demant», т.е. похожий на алмаз. По другой же, название оттолкнулось от немецкого слова «deviant», что также значит «алмаз» и греческого слова «eidos» или «подобный» В итоге получается тот же самый перевод – «Алмазоподобный камень». И данное сравнение не беспочвенно, т.к. оно указывает на самое выдающееся свойство минерала – несравнимую ни с чем игру камня. Некоторые продавцы драгоценных камней утверждают, что демантоид способен гореть даже в тени.

Пользуясь своим бесподобным качеством, он является самой дорогой разновидностью граната и одним из самых эффектных камней среди всех самоцветов, хотя долгое время был известен только коллекционерам и любителям. Секрет камня в том, что он имеет очень высокое светопреломление – 1,888. Большую роль играет и дисперсия – свойство рефлектировать проходящий через его грани свет и разлагать его на все цвета радуги. С этой задачей демантоид справляется даже лучше чем алмаз.

Максимальная добыча ювелирного демантоида осуществлена в 1913 году и составила 104кг. Кристаллы ювелирного качества при этом редко превышали размер в 5мм, а кристаллы в 10мм считались и считаются поныне уникальными. Самые крупные кристаллы демантоида имели массу 252,5 и 149,0 карат. Цветовой спектр камня очень велик, можно встретить экземпляры от слабого желтовато-зелёного до золотистого коричнево-зелёного. Особенно ценным считается глубокий изумрудно-зелёный цвет, встречающийся особенно редко. И без того редкие кристаллы демантоида к тому же очень мелки. Камень, достигший хотя бы двух карат в ограненном виде – это удивительная удача.

Ювелирный мир знает такие драгоценные камни, которые, как падающие звезды – появляются и тут же исчезают. После того, как демантоид был впервые обнаружен в 1874 году на реке Бобровке в горах Урала, он быстро стал одним из самых желанных камней по всему миру. Величайшие мастера и самые модные ювелирные дома моментально включили его в свои коллекции. К примеру, нередко его можно встретить в шедеврах Карла Фаберже. Однако, после первой мировой войны, зелёная звезда гранатов словно в ужасе исчезла из недр земли, а соответственно и с прилавков. Встретить его в продаже было практически невозможно, а если и удавалось, то это были лишь старые перепродаваемые украшения. Единично демантоиды находили и в других точках планеты, как, например, в Конго или в Корее. Однако, найденные там экземпляры были совершенно непригодны для ювелирных целей. И лишь в середине 90-х годов двадцатого столетия эти прекрасные камни снова вернулись к человеку, когда в Намибии было открыто новое месторождение. В южной области Даммара миллионы лет назад восходящая жидкая магма застыла, не доходя до земной поверхности. Все это время ветер неустанно разрушал верхние слои пород, пока не добрался до гранитных гор и драгоценных камней. И вот, в декабре 1996 года пастухи коз наткнулись на некие образования, похожие на кристаллы. И по сей день в тех местах редкие драгоценные камни вручную добывают из материнских пород, стараясь потерять как можно меньше редкого материала.

Камень, добываемый сейчас в Намибии, все так же тверд, игрив и ярок. Но есть у него и слабая сторона. Для идеала не хватает одного признака, который раньше сразу выделял демантоид при рассмотрении в микроскоп. Это включения так называемого «конского хвоста» – радиально расположенные золотисто-жёлтые кристаллы биссолита, которые можно было встретить практически в каждом демантоиде. Конечно, включения, как правило, нежелательны, ибо могут влиять на прозрачность камня, но в этом случае коллекционеры готовы изрядно раскошелится, лишь бы в их зеленой звезде присутствовал тот самый исчезнувший навеки вместе с российскими красавцами «конский хвост».

Будучи сам редким камнем, демантоид, видимо, призван заботиться о продолжении рода человеческого. Дело в том, что если носить его в золотом кольце на среднем пальце правой руки, то камень способен излечить мужчину от импотенции. А если его носить в серебряном браслете, то минерал избавляет от бесплодия. Вообще, обладатель такой странной и интересной истории имеет немало полезных лечебных и магических свойств. Например, кулон с этим камнем излечивает заболевания горла и верхних дыхательных путей, а бусы или ожерелье стабилизируют артериальное давление и способствуют улучшению деятельности сердечнососудистой системы.

Магические же свойства камня помогают человеку быть более собранным, и правильно рассчитывать свое время и средства. Люди, носящие демантоид, никогда не опаздывают и не погрязают в долгах. Не забывает минерал и про чувства людей. Хозяева демантоида, особенно женщины, как правило, получают в подарок от своего зеленого ангела-хранителя счастливую любовь, да и вообще повышенную привлекательность в глазах противоположного пола. В качестве талисмана демантоид способен помочь человеку справиться со своей ленью, безответственностью, рассеянностью и лживостью. Если вы замечали в себе подобные недостатки – смело начинайте работу над собой в компании этого изумрудного красавца.

Астрологи советуют носить этот камень людям, родившимся под знаками Воздуха, т.е. Весам, Водолеям и Близнецам. У этих знаков часто бывают проблемы с планировкой своего времени, а также с некой неуверенностью и способностью принимать срочные и правильные решения. Для Стрельцов и Львов этот камень является прекрасным оберегом, который напрочь вычистит из жизни все опасности и проблемы со здоровьем. Другим же знакам этот камень помогает чуть меньше, но носить его все равно стоит. Отдельные отношения с демантоидом имеют лишь Рыбы. К ним он испытывает особенную необъяснимую симпатию, но от того и нечто вроде ревности. Минерал ни за что не будет помогать им, если носить его будут в сочетании с другими камнями. Если же он будет чувствовать себя единственным, то щедро отблагодарит своего хозяина за это.

Когда нам приходится знакомиться с такими необычайными камнями как демантоид, то просто дух захватывает. И особенно хочется заглянуть в изумрудные глаза одному из тех редчайших экземпляров, когда-то добытых на Урале. Хочется почувствовать на себе их мистическую силу и насладится игрой света в идеальных гранях.

На всей планете их совсем не много, и скорее всего больше их никогда не станет. И пусть демантоид не дешев, однако, кто может оценить ощущение избранности, которое способен подарить хозяину этот камень?!
 

* 1.JPG

(2.09 Кб, 108x108 - просмотрено 3178 раз.)

 

 

Ответ #81: 20 09 2009, 04:01:29 ( ссылка на этот ответ )

Янтарь – застывший кусочек солнца

 
Давным-давно Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса, упросил отца разрешить ему управлять солнечной колесницей. Любящий сына Гелиос согласился на просьбу – но юный Фаэтон не смог удержать поводьев, и огненная колесница начала клониться к земле. Тогда моря закипели, реки высохли, вековые леса загорелись, а обезумевшие от страха люди воззвали к богам. В гневе верховный правитель неба Зевс простер руку и сбросил Фаэтона вниз, где тот разбился о скалы. А опечаленные гибелью любимого брата Гелиады, дочери бога Солнца, превратились в тополя, чтобы вечно скорбеть о погибшем. Слезы капали с их ветвей в протекающую мимо реку, мгновенно твердея на солнце и превращаясь в прозрачный, теплый камень… Так говорит одна древнегреческая легенда о появлении одного из самых любимых людьми самоцветов – янтаре, камне солнца.

На самом деле, доля правды в этом вымысле есть, ведь янтарь действительно образовался из смоляных слез хвойных деревьев, произраставших на нашей планете сорок миллионов лет назад и видевших еще динозавров. Шли столетия, деревья росли и умирали, покрывались слоями трухи и листьев, а потом и ила, когда море начало наступление на былую сушу. Кусочки смолы постепенно отвердевали под воздействием холодных вод морских глубин, вода шлифовала камень, придавая ему естественные мягкие изгибы, а потом выносила его на берег. Янтарь стал одним из первых известных человечеству самоцветов вслед за жемчугом, ведь он в буквальном смысле этого слова лежал под рукой – сначала единственным способом добычи янтаря был поиск кусочков камня на морском побережье сразу за полосой прибоя, который часто приносит новые камешки. Позже заметили, что янтарь часто всплывает на поверхность с водорослями, и стали вылавливать глыбы сачками, а потом и выходить с той же целью на лодках дальше в море. Именно такой «дедовский» способ и приносит в мир так называемый ювелирный янтарь, годный для создания украшений и поделок. С 18-го столетия начали разрабатывать так называемые первичные месторождения янтаря – пласты камня, лежащие на глубине около 10 метров в береговых землях. Как правило, такой янтарь непригоден для ювелирных украшений, но активно и многогранно используется в промышленности и медицине, а также идет на крупные изделия, составленные из многочисленных прессованных пластин. Интересно, что всемирную монополию прочно удерживает Балтийское побережье – там сосредоточено около 90% запасов янтаря, концентрируясь в основном в русском Калининграде и Прибалтике.


История знакомства человека с янтарем насчитывает около 9 тысяч лет – еще в эпоху неолита балтийский янтарь был предметом вожделения и торговли, сначала необработанный, а потом в виде бус, амулетов, ритуальных фигурок людей и животных… Собственно, у ряда народов янтарь сам по себе был аналогом денежной единицы. Янтарь украшал венец египетского фараона Тутанхамона, о нем упоминает Гомер в знаменитой «Одиссее». В Древнем Риме с его любовью к блеску декоративного и поделочного камня господствовала янтарная мода – купцы специально ездили за янтарем на Север. Из янтаря вытачивали статуэтки, чаши и сосуды, предметы интерьера, барельефы и, конечно, многочисленные украшения. Камень ценили и за красоту, и за приписываемые ему целебные и охранные свойства. Маленькая янтарная фигурка, по словам Плиния Старшего, стоила дороже живого раба. В Китае и Японии янтарь вишневого цвета, т.н. «кровь дракона», носили члены императорской семьи. В древней Руси янтарь называли «илектр» - считается, что именно горючесть янтарной смолы послужила созданию мифического явления «бел горюч камень Алатырь», появляющемся во множестве старорусских сказок и легенд. После жемчуга он был вторым по популярности самоцветом, в основном из него изготавливали бусы и вставки для колец и серег. В Средневековье янтарь широко использовался в Европе и России для изготовления предметов культа – четок, украшений для окладов икон; у патриарха Никона был янтарный посох. Высочайшего уровня развития достигало янтарное дело в 17-18 веках – тогда из янтаря вырезали статуэтки, делали инкрустации и мозаики. Из соединенных между собой без каркаса стык в стык пластинок создавались крупные предметы интерьера - скульптуру, шкатулки, табакерки, сосуды, вазы, подсвечники… Именно тогда создана была знаменитая Янтарная комната – уникальный памятник архитектуры и каменнорезного искусства, представлявший собой сборный кабинет из 22 стенных мозаичных янтарных панелей, множества досок, декоративных деталей и украшений из янтаря.

Различают около двухсот пятидесяти разновидностей янтаря. Размеры кусочков варьируются от 1 мм до камней с гусиное яйцо, изредка встречаются крупные глыбы весом более 1 кг. Различается янтарь и по степени прозрачности – от матового до совершенно стекловидного, а также по цвету. Оттенков у него не меньше, чем цветов в спектре – есть водянисто-прозрачные «льдистые» камни, беловато-матовые «костяные», зеленоватые, вишнево-красные, серебристые, черные… Если внутри смолы застыло множество пузырьков воздуха, она приобретает пенисто-белый цвет. Некоторые камни содержат «инклюз» - насекомое или часть растения, которые попали в смоляную массу еще в ископаемые времена. Такие янтари всегда обладали особенной ценностью: в начале нашей эры за янтарь с мухой финикийские купцы платили десятками кинжалов и мечей, а в 19-м веке они были особенно модны во Франции и России. Цвет и прозрачность всегда были эталоном стоимости камня, причем разные народы предпочитали различные виды янтаря. Так, в Древнем Риме белый и восковой янтарь сжигали как фимиам, ювелирной ценностью обладал красный янтарь, а император Нерон любил только черный янтарь. В начале нашей эры предпочитали красноватый янтарь или прозрачно-золотистый. На Востоке популярны были молочные и прозрачно-желтые с зеленоватым оттенком янтари. В ювелирном деле янтарь издавна старались «облагородить»: проваривали в меду для получения красноватого цвета, кипятили в растительном масле для осветления, добавляли в масло органические красители для подкрашивания в разные цвета.

С древности янтарь ценился за свои лечебные свойства. Его провозглашали панацеей от всех болезней – римлянин Плиний Старший уверял, что янтарь предохраняет от простатита и душевных расстройств, немецкий реформатор Мартин Лютер считал, что камень ограждает от камней в почках. Не счесть других заболеваний, подвластных солнечному лекарю – это и проблемы со зрением, и сердечные недуги, и желудочные болезни, и кровотечения, и головокружения, и простудные вирусные инфекции… Янтарь носили с собой для профилактики, принимали внутрь янтарный порошок вместе с другими ингредиентами или мазали раны и трещины мазью с порошком. Дым от сжигаемого янтаря имеет большую очистительную силу – он унимает сердечную боль, лечит ревматизм, избавляет от кашля и астмы, а кроме того отгоняет насекомых. Целительная сила янтаря востребована и современными медиками – из янтаря выделяют т.н. «янтарную кислоту», диапазон применения которой очень широк: ее добавляют в зубную пасту для укрепления зубов и мази от ревматизма и артрита, принимают внутрь как лекарство или биоактивную добавку. Она нормализует кислотно-щелочной баланс, восстанавливает силы, укрепляет сердечную мышцу, снимает стресс и воспаления, улучшает деятельность почек и кишечника. Янтарная настойка считается хорошим средством от заболеваний горла и дыхательных путей, пластинками янтаря натирают виски при головных болях, детям дают погрызть янтарь когда у тех режутся зубки.

Энергетика янтаря не менее замечательна, чем способности врачевателя. Он дарит красоту и долголетие, привлекает любовь, активизирует сексуальную привлекательность. Это камень оптимистов - он лечит депрессию, приносит бодрость духа и веселье, возбуждает в окружающих повышенный интерес к своему владельцу. У греков янтарь считался камнем счастья, дарящим победу в бою. В разных странах янтарь был амулетом, защищающим от колдовства, порчи и дурного глаза – в одежде прятали янтарную бусинку, которая противостояла злым силам. Янтарное ожерелье было символом супружеского счастья – как на Руси, так и на Востоке невестам дарили янтарные бусы. Беременным украшения из янтаря гарантировали легкие и удачные роды. В Италии янтарь был талисманом богатства и плодородия. Богатые римляне носили с собой янтарные шарики, считая, что янтарь укрепляет силу. Астрологически янтарь подходит всем, но более всего Львам, Овнам и Близнецам, противопоказан Тельцам и Козерогам.

Декоративными областями применение янтаря не ограничивается – он всегда широко используется в промышленности. До изобретения увеличительных стекол из янтаря делали лупы, стекла для очков, линзы для микроскопов. Янтарным лаком покрывали инструменты знаменитые мастера Амати и Страдивари. Янтарное масло используют сегодня в литейном и горном деле, защищают им древесину от гниения. Из янтарной канифоли получают прочные и блестящие лаки, которыми покрывают мебель, провода, полы, музыкальные инструменты. Янтарь применяется как изолятор в электропромышленности и приборостроении, из него делают медицинские инструменты. Янтарную кислоту помимо фармацевтики используют и в парфюмерии, фотографии и сельском хозяйстве.

Сегодня балтийский янтарь по-прежнему популярен в России, оставаясь одним из наших национальных камней. Помимо ювелирных украшений из янтаря изготавливают запонки, мундштуки, четки, подсвечники, шахматы, кубки, чаши и статуэтки; используют его и в мозаичном искусстве. Выбирая янтарь, важно не польститься на подделку из эпоксидной смолы, в которую закатали вполне современную мушку или комарика – помните, что «инклюзив» никак не может стоить «смешных денег», а приобретать янтарное украшение следует не у уличного торговца, а в специализированном магазине. Но покупка янтарного украшения – не единственный путь к янтарю. Побережье Балтики каждое лето наполняется туристами из всех стран мира, бродящих в прибое в поисках драгоценных смоляных кусочков, видевших зарю человечества. Кто-то раскапывает галечные горы, кто-то роется в песке, кто-то выходит с сачком на лодке далеко в море… И если вам посчастливилось провести отпуск в этих благословенных местах, то возможно однажды вы тоже отыщете сверкающий оранжевый камешек, заставший зарю мира – немного солнца в холодной воде.
 

* yantar_1.jpg

(127.08 Кб, 550x462 - просмотрено 1629 раз.)

* yantar_2.jpg

(162.04 Кб, 499x400 - просмотрено 1625 раз.)

 

 

Ответ #82: 27 09 2009, 22:05:47 ( ссылка на этот ответ )

ОПАЛ

Уже в Древней Греции и Риме опал ценился очень высоко, особенно черный - за свое восхитительное внутреннее малиновое сияние в черном как ночь самоцвете. Достаточно сказать, что римский сенатор Ноний впал в немилость и вынужден был пойти в ссылку, но не отдал всемогущему римскому полководцу и консулу Марку Антонию столь понравившийся тому свой любимый перстень с крупным опалом, оцениваемый в то время в огромное состояние. Опал был хорошо известен и любим на американском континенте его древними жителями - ацтеками и майя, - и первые огненные опалы Юкатана (Мексика) попали в Европу в начале XVI века с испанскими конкистадорами. Уже в конце XVIII века большой специалист того времени по драгоценным камням Брикман писал: "Гораздо скорее можно найти несколько сот наилучших алмазов, нежели десяток опалов без всякого порока". А лучший знаток драгоценных камней Европы XVII века Ансельм Боэций де Боот ставил опал на первое место из 60 описанных самоцветов, так как в нем налицо "невероятная смесь цветов и игры света".
Благородному опалу приписывали многие ценные свойства. По Дельфийскому оракулу, это - символ чарующего обаяния непостоянной женщины. Это один из самых противоречивых по своим "магическим" свойствам самоцвет. У ряда европейских народов он символизировал доверие и нежную любовь, чистые помыслы и сочувствие. В XIII веке считали, что он охраняет королевскую честь (что может быть выше?). Он внушал своему хозяину надежду в минуты глубокой депрессии, мог успокаивать нервы, излечивать болезни сердца, охранять от меланхолии, грусти, инфекционных заболеваний и стихийных бедствий, предупреждать обмороки, возвращать остроту зрения и блеск глаз. Камень сей противоречив: одних он удерживает от низменных и подлых страстей, прихотей и раздражения; других толкает на запретные удовольствия, причем способен проделать это в разное время с одним и тем же человеком. Хозяину разноцветных опалов не страшны козни врагов, но в то же время долго считалось, что он должен посвятить себя одной-единственной цели, дабы не стать игрушкой в руках судьбы.
Древние римляне верили, что опал охраняет человека от напастей вообще и при военных действиях. Поэтому многие легионеры старались иметь его при себе. В Венеции в средние века были широко распространены опаловые амулеты, предохраняющие от эпидемий. Считалось, что опал способствует многодетности, повышает уважение к законности, придает здравомыслие и активизирует дипломатические способности своего хозяина. В странах Востока его особенно любили мусульмане, они считали его символом верности и надежды, чистоты, счастья и правдивости. По древнеиндийским верованиям, опал - камень любви, веры, сострадания и творчества: он способствует взаимопониманию, дружественным и родственным связям. Его рекомендуют носить в золотой оправе на указательном пальце правой руки.
Но у ряда народов долгое время опал (кроме черных его разновидностей) считался камнем ненадежным и приносящим беду (по-русски само название звучит символично), источником зла, несчастий и запретных удовольствий. Праздную душу опал влечет к черной магии. Многие сумасшествия и самоубийства, банкротства и разводы, болезни и другие беды стали связывать с воздействием этого оклеветанного несчастного камня. Стали говорить, что он якобы рождает злобу и подозрения, сеет раздоры, омрачает разум страхом перед темнотой и будущим. Это камень обманчивых надежд, в нем находят болезненную усладу лишь меланхолики и пустые мечтатели, испытывающие тягу к самоубийству. Он влечет сердца к черной магии, прямо в сети дьявола. Только чистота помыслов и крепость веры и духа могли спасти владельца опала от грозящих ему неприятностей и опасностей. В Древнем Риме владельцу опала приписывалось умение телепатически воздействовать на умы окружающих. Это поверье получило особенно широкое распространение в Европе в XIX веке, и торговля опалом в большинстве стран Европы и Америки практически прекратилась.
Императрица Франции Евгения, жена Наполеона III, из суеверия никогда не решилась носить опалы, хотя их любила. Боясь жизненных невзгод, английский король Эдуард VII после коронации приказал на всякий случай заменить все опалы в короне на рубины, а принцесса Стефания Бельгийская после того, как ее муж покончил жизнь самоубийством, избавилась от всех своих фамильных украшений с опалом, так как он якобы содержит большое количество "внутреннего яда". Для красивейшего камня настали черные дни и, говорят, что ювелиры Вены, полностью потеряв своих покупателей, выбросили большую партию опалов в Дунай. Создавая рекламу пошатнувшемуся авторитету только что открытых (1872 год) австралийских опаловых копей, английская королева Виктория (1819-1901) продолжала носить опал. Она сама была несуеверной, опалы очень любила и одарила ими, особенно из австралийских месторождений, свое многочисленное потомство. Русская императрица Александра Федоровна тоже очень любила этот самоцвет и продолжала носить опалы, в связи с чем в 50-е годы прошлого века в России на него снова поднялась мода.
В конце концов ювелиры и торговцы самоцветным камнем настолько запутались в этих суевериях, которые не разделяли две первые дамы двух великих держав мира, и пользуясь тем, что словацкие опаловые шахты были почти отработаны, а на мировой рынок вышла Австралия со своими уникальными месторождениями, стали дружно уверять, что австралийские опалы приносят только удачу и обладают одними положительными свойствами. Европейские опалы, принимать в подарок не рекомендовалось (благо месторождения эти были почти полностью отработаны), так как они рождают враждебные чувства к дарителю пропорционально стоимости подаренного самоцвета. Однако непрактичным людям, живущим в мире своих фантазий, они зла не приносят, но противоборствуют тем, кто борется за сиюминутную выгоду.
В ряде стран Востока считают, что опал могут носить только маги, которые по изменению цвета и блеска опала могут определить приближение опасности, навлекаемой опалом. Но, с другой стороны, считалось, что опал помогает своему хозяину сконцентрировать силы в социальной и художественно-музыкально-артистической сфере деятельности. Он предохранит от глазных болезней и своими огненными сполохами может сделать обладателя невидимым для постороннего глаза. На этом основании ношение опала очень рекомендовалось воришкам. Считалось, что если вор, обнаружив за собой погоню, наденет перстень с опалом, он для своих преследователей станет невидимым. Древние греки полагали, что "молочный камень", если выпить его растворенным в медовухе, способен вызывать у кормящих женщин лактацию - обильное выделение молока.
Опал требует осторожного обращения, так как способен адсорбировать некоторые жидкости и масла, а грязная вода может испортить его внешний вид. Чувствителен он к нагреву, ударам и давлению, со временем теряет воду. Старение этого самоцвета можно затормозить и цветовую игру усилить, если хранить его во влажной среде и время от времени погружать в чистую воду.

* Jewelry-Opal.jpg

(15.54 Кб, 360x280 - просмотрено 1615 раз.)

* 2849421951_7ed5aae541.jpg

(219.52 Кб, 500x500 - просмотрено 1646 раз.)

Последнее редактирование: 04 11 2014, 21:09:53 от Administrator

 

 

Ответ #83: 14 10 2009, 11:57:31 ( ссылка на этот ответ )

Топаз моей души 

Пышет искрами Топаз. Пламя грешное раздует,
Защекочет, заколдует злой ведун, звериный глаз…
Ты, Топаз, молчи, молчи! Лей горячие лучи!

Н. Тэффи «Семь огней».


Египетский остров Зебергед с древних времен известен как остров Топазос (Топазион), и у многих древних авторов встречаются упоминания о топазах, добываемых там. Однако когда в 1900 году на Зебергеде были обнаружены древние раскопки, в них было найдено вместо ожидаемого топаза много хризолита (он же оливин и перидот). Получается, топазы древности – вовсе не топазы, а хризолиты. Своеобразие дошедших до нашего времени легенд о топазе объясняется тем, что название «топаз» очень долго применялось по отношению ко всем желтым, желто-зеленым и зеленым камням,  и даже в некоторых случаях обозначало драгоценный камень вообще. Топаз, о котором говорит Плиний Старший или Андрей Кесарийский, вовсе не тот топаз, который мы знаем. Похожая история происходила на протяжении веков с карбункулами (красные камни): до сих пор до конца неясно, о каком камне в каждом конкретном случае шла речь: то ли о рубине, то ли о гранате, то ли о шпинели. Люди просто не отличали похожие камни друг от друга.

Впервые упоминание топаза встречается в Септуагинте (III-II в.в. до н.э.) – самом старом греческом переводе Ветхого завета с древнееврейского языка. В этом документе упоминаются и другие драгоценные камни, особенно в Книге пророка Иезекииля и Исходе. С распространением христианства переводные библейские тексты получают широкую аудиторию читателей, и новые древнегреческие названия библейских камней заменяют старые. Так вот, среди новых названий находим и «топазион» или «топадзион»; этим термином в тексте обозначен один из двенадцати камней наперсника Первосвященника Аарона (наперсник – нагрудник, специальная сума, которая вешается на грудь первосвященника во время религиозных ритуалов).  Предположительно те, кто переводил Ветхий Завет, образовали новое название от древнеиндийского слова «тапас» (огонь). А следовательно, так камень и выглядел: ярко-желтый, сверкающий. И действительно, свойства топаза близки свойствам алмаза, обладающего высоким коэффициентом преломления, обеспечивающим сильный блеск, так что бесцветный топаз может вполне сойти за алмаз. К сожалению, проверить, что за камни все-таки были на наперснике, невозможно, поскольку после захвата и разрушения римлянами Иерусалима он пропал.

Есть и другая легенда, объясняющая происхождение названия топаза. Ею мы обязаны Плинию Старшему, древнеримскому ученому, жившему в I веке н.э. Плиний Старший рассказывает об острове в Красном море, к которому однажды пристали троглодиты, древние люди (троглодит – «вползающий в пещеру», если переводить автора дословно). Эти пещерные люди, пытаясь найти пищу, стали выкапывать коренья и нашли красивый зеленый камень. Троглодитам был знаком этот остров; его  приходилось долго искать в море, так как он часто был окутан туманом. За это они называли его Топазион – слово, которое автор переводит как «искать». Поэтому и камни с острова стали называться так же. Ту же историю пересказывает Исидор Испанский (VI-VII в.в.), государственный деятель и ученый, в своей «Этимологии». Что же это за остров в Красном море? Да все тот же Зебергед, который крестоносцы называли островом Святого Иоанна, или, в английской транскрипции, остров Сент-Джонс, и тоже находили там драгоценные камни. Даже в наше время можно поехать на Зебергед и поискать зеленые камушки, но это будет не топаз, который чаще всего бывает желтым и бесцветным. Зебергед славится своими прекрасными кристаллами хризолита; это о них писал Плиний, это они были найдены в древних раскопках. К тому же, с арабского слово «зебергед» переводится как «перидот».

Путаница с названиями и просто странные описания топазов продолжаются и дальше. Автор труда «Толкование на Апокалипсис» епископ Андрей Кесарийский (VI-VII в.в.) сопоставляет двенадцать камней из основания стены Небесного Иерусалима с двенадцатью  апостолами. Именно благодаря этому документу у святых появились «свои» камни. Топазий (топаз) автор соотносит с апостолом Матфеем и описывает так: «черным, по цвету подобным анфраксу, топазом, источающим, как говорят, млекообразный сок, целебный для страждущих глазными болезнями, может обозначаться душа блаженного Матфея, которая быв объята Божественною ревностью и украшена пролитием крови за Христа, врачует Евангелием слепых сердцем и наполняет млеком новорожденных в вере». Топаз явно не подходит под такое описание, однако именно он с тех пор считается излечивающим глазные болезни.

Наконец, в XVII веке все выяснилось благодаря талантливому фламандскому врачу Ансельму Боэцию де Бооту, автору хрестоматийной книги «История гемм и камей», которая стала на долгие годы настольным справочником по драгоценным камням. Со времени появления этой книги топазом называют именно топаз, и он постепенно завоевывает популярность. Это происходит благодаря открытию богатого месторождения топазов в Германии, в Шнеккенштейне, в 1737 году. Сотни  килограммов ярких желтых и коричневато-желтых топазов расходятся оттуда по Европе, находя свое место в ювелирных украшениях. Но еще задолго до этого топазы добываются в разных местах мира, о чем свидетельствуют такие произведения ювелирного искусства, как оклад Евангелия, выполненный по заказу Ивана Грозного в 1571 году для Благовещенского собора Московского Кремля, и предметы из знаменитого Рязанского клада – уникальные изделия домонгольского периода (XII- XIII в.в.) Из их числа и золотые бармы-оплечья, которые украшены множеством разных камней, но они смотрятся гармонично благодаря искусно подобранной цветовой гамме. Среди этих камней есть и топазы.

Топаз из тех самоцветов, которые представлены в самых разнообразных оттенках. Чаще встречаются желтые, похожие на цитрин камни (чем пользовались мошенники, выдавая цитрин за топаз); бесцветные, похожие на алмаз (высокая плотность топаза, близкая алмазной, затрудняет различение); винно-желтые с приятным коричневатым оттенком коньяка и коричневые; голубые, как чистое весеннее небо морозным утром. Последние являются гордостью  коллекции украшений с топазами «Империи Cамоцветов». «Есть топазы, желтые, как глаза тигров, и розовые, как глаза лесного голубя, и зеленые, как глаза кошек», - так описывает цвет топаза О. Уайльд в пьесе «Саломея». Действительно, есть и розовые, нежно-лиловатые топазы, очень редкие и дорогие. Такие камни были найдены на Урале в XVIII веке и быстро стали очень популярны. Особенно ценились мурзинские топазы цвета «хорошей синеватой воды». По словам Д. Н. Мамина-Сибиряка, «главный недостаток лучших камней – это их страшная цена».

Кроме того, топаз может быть густого чайного цвета, а также красным, оранжевым и синим. Но чаще всего такие интенсивные цвета получают с помощью нагревания и облучения, причем способы искусственного изменения окраски топазов известны с XVIII века, а скорее всего и намного раньше, просто были забыты, как это часто бывает. Топазы уральских копей быстро кончились, и прозвище «сибирский алмаз» так и не успело толком закрепиться за топазом. Однако розовые камни и в XIX веке  продавались на Урале. Оказывается, «большая часть розовых топазов, известных под именем «оренбургских топазов», представляет выжженные в герметически закрытых сосудах бразильские топазы» (М. И. Пыляев, «Драгоценные камни, их свойства, местонахождения и употребление»). Со временем такой топаз может выцвести, он не любит солнечных лучей, да и природный цвет топаза изменчив и лучше всего смотрится под светом ламп накаливания. Эта изменчивость окраски – особенность топаза, загадочное свойство, только в последнее время изученное. Очень красивый эффект дает покрытие ограненного топаза тонким слоем окиси титана, после чего камень приобретает яркие переливающиеся цвета.

На Украине тоже есть богатые месторождения прекрасных топазов, среди которых славятся винно-желтые; на Волыни был найден топаз-гигант великолепной чистоты и прозрачности весом 110 кг. Но самыми знаменитыми и легендарными являются бразильские топазы. Именно оттуда родом самые большие, известные камни. Три области – Дом-Боско, Родриго-Сильва и Сараменья – составляют топазовый пояс около знаменитого города Оуро-Прето в славящемся своими  камнями штате Минас-Жерайс. Уже в 1730 году эти области известны местным старателям и геологам-разведчикам как источник драгоценных камней. Бразилия в то время была колонией Португалии, и в доведенной до бедности Португалии были несказанно рады открытию в 1735 году значительного месторождения топазов в Вилла-Рока (Оуро-Прето). Позже португальское правительство официально признало эти залежи коммерческим месторождением драгоценных камней – по важности оно было в списке сразу после запасов бразильского золота и алмазов. Оуро-Прето быстро стал самым выдающимся городом в штате и в начале XIX века – его столицей, в которой о камнях начинали узнавать с пеленок. Во Дворце губернатора, ныне музее, хранится коллекция из 25 000 образцов бразильских драгоценных камней. Рассказывают даже, что в Оуро-Прето есть монастырь, огромная лестница которого вся выложена кристаллами топаза и его выколками по спайности. Кстати,  именно этим свойством топаза – совершенной спайностью (способностью раскалываться под определенным углом) – пользовались древние люди, чтобы откалывать от кусков камня тонкие топазовые лезвия, которые были очень острыми и прочными (твердость топаза – 8 по шкале Мооса; алмаз – 10).

Пять больших светлых бразильских лилово-розовых топазов украшают Орден Золотого Руна, хранящийся в Алмазном Фонде России. Не случайно для этого ордена были выбраны топазы. Они обладают очень хорошей и многозначной символикой; считается, что топаз прививает своему владельцу такие свойства, как верность, мужество, благородство, честность, великодушие. Древние египтяне полагали, что золотистый топаз впитал в себя свет Солнца и является проводником силы бога солнца Ра, защитным амулетом.  Они, а также ассирийцы и вавилоняне, соотносили топаз с созвездием Скорпиона, а греки – с созвездием Весов.

В традиции совсем другого времени – раннесредневековой католической – топаз считался лекарством от чумы. В Риме был лекарь, который в ХV веке совершал чудесные исцеления от чумы с помощью топазов. Он просто прикасался к чумным бубонам (опухолям) топазом, принадлежавшим двум святейшим папам - Клименту VI и Григорию II. Разумеется, факт принадлежности камня римским понтификам заметно усиливал веру в целительную силу камня, что и должно было привести к выздоровлению. Святая Гильдегарда в земной жизни тоже предлагала топаз в качестве лекарственного средства, только от глазных болезней. Для проведения лечения нужно было положить топаз в вино на трое суток. После этого топаз кладут на глаза на ночь, а вино пьют в течение пяти дней. Леди Гильдегарда была женой Теодорика, графа Голландии, бывшей в те века частью Священной Римской империи, графством. Она подарила топаз одному из монастырей, и камень испускал ночью такой свет, что в молельне, где он хранился, монахи читали молитвы без помощи ламп. Вполне вероятно, что монахи просто знали их наизусть. Это мифическое качество топаза, основанное на его физико-оптических свойствах, описывает английский поэт Кристофер Смарт в поэме «Песнь к Давиду» 1763 года. Эта поэма – гимн Богу и миру, им сотворенному.

Не восхвалить возможно ли
Каменья, детища земли,
Венец даров прещедрых –
Как яспис, нужный ремеслу,
Так и топаз, который мглу
Рассеивает в недрах.
(перевод Е. Витковского).


Согласно «Почтенному ювелиру» немецкого автора XVII века, «достоинство и внутренняя сила топаза, усиливающиеся и слабеющие под влиянием Луны, заключаются в том, что, будучи брошен в кипящую воду, топаз лишает ее тепла», то есть вода просто перестает кипеть. Это свойство перенесено в поверье, будто топаз усмиряет бури, благодаря чему он стал талисманом морских путешественников. Кроме того, он успокаивает и разгоряченные сердца, считается камнем просветления, поднимающим настроение, укрепляющим дух. Его по давней традиции дарят людям высокого положения. Так, Александру I был преподнесен синий топаз весом 318 грамм. Его подарил императору обладатель ценнейшей коллекции бериллов и топазов священник Мурзинской слободы (Урал) Старцев.  А вот куда пропала его драгоценная коллекция, никто не знает. Говорят, Старцев незадолго до смерти закопал ее, и тайна этого клада все еще не открыта. Любителям искать клады отрадно будет узнать, что их до сих пор находят, мало того, даже в городе, на улице, на виду у всех можно найти настоящий клад, как это случилось в Лондоне. В середине ХХ века на фешенебельной улице Флит-стрит в одном из магазинов огромным топазом… подпирали дверь. Хозяин думал, что это просто кусок стекла. Топаз потянул на шесть килограммов.

Но настоящий клад – это, конечно, не «золото-брильянты», не топазы Старцева, а прекрасная душа человека. Может быть, это имел в виду М. Кузмин в стихотворении «В дороге»:

В вас светится таинственный топаз,
Как отголосок солнца, еле-еле.
 

* 2940241556_d86e8ce0e2.jpg

(94.33 Кб, 500x333 - просмотрено 1612 раз.)

 

 

Ответ #84: 14 10 2009, 12:03:44 ( ссылка на этот ответ )

Азурит — источник голубого цвета  


Сегодня краски окружают нас повсюду, и кажется, что это так естественно – синие, фиолетовые, красные, желтые, зеленые оттенки, то повторяющие природные, то по яркости и жгучести их превосходящие цвет вошел в жизнь каждого человека настолько прочно, что целые психологические труды посвящены восприятию того или иного тона, а в зависимости от склонности наших знакомых к серому или белому, коричневому или малиновому мы пытаемся угадать их характер и тип личности. Трудно и вообразить, что когда-то ситуация была диаметрально противоположной – человек видел цвет вокруг себя, но вычленить его из зеленых морских вод или оранжевого пламени, конечно, не мог, поэтому ни о каком буйстве красок речь не шла. Так было до того момента, когда какой-то гениальный ремесленник не обратил внимание на источник цвета, лежащий совсем рядом – на минералы, из всех естественных образований обладающие самой разнообразной расцветкой. И однообразный серый мир мгновенно расцветился фресками, росписями, глазурями, красочными тканями а драгоценности из украшений, носимых для удовольствия, стали еще и ценнейшим источником цвета. Именно благодаря им столь стойки античные стенные росписи, рисунки на стенах египетских пирамид, древнерусские иконы – камень передал изображению свою долговечность, что сохраняет их тысячи лет почти неизменными. А среди разнообразных минеральных пигментов – порошка гематита, дающего вишневый цвет, зеленой краски малахита, сине-зеленого диоптаза и многих других – особенно ценился камень, который в измельченном виде превращался в драгоценную краску насыщенно-синего тона…

Из досье:
Азурит – водный карбонат меди. Твердость 4,0 по шкале Мооса, плотность 3,5-4,0 г/см3, совершенная спайность, хрупок, блеск стеклянный, алмазный. Другие названия: шессилит, медная лазурь, горная синь

Так уж случилось, что азурит с древнейших времен активнее всего использовался как краска – впрочем, судьба его не была уникальной для неолита, когда и столь любимый нами малахит также ценился исключительно как зеленый пигмент. К слову, не каждый минерал может стать краской – для этого его крошка также должна обладать ярким цветом, тогда как голубая бирюза или алые рубины при растирании становятся беловатой субстанцией, непригодной для художника. азурит подошел по всем статьям – он был достаточно мягок, чтоб работа с ним не превращалась в мучение, и чрезвычайно богат по сочно-синей, от кобальтового до небесно-голубого, палитре оттенков. Будучи немного дешевле, чем лазурит, который также служил популярной краской, азурит быстро завоевал немалую популярность – знаменитые египетские росписи, изображающие сцены из жизни богов и фараонов, были основаны на азуритовых и малахитовых пигментах, так же как и не тускнеющие от времени картины, нанесенные когда-то на стены и потолки богатых римских вилл. Из Рима обычай делать из азурита краску перешел в византийскую культуру, а оттуда – в древнерусскую иконопись и стенную живопись, где «голубец», как называли азуритовый краситель на Руси, использовался шире, нежели иные синие минеральные пигменты.

Думается, тому виной был чистый, будто сияющий оттенок азурита, который побудил и Андрея Рублева увековечить этот камень в знаменитой на весь мир «Троице». Именно азуриту мы обязаны прозрачно-голубыми мазками плаща среднего из ангелов; впрочем, в данном произведении голубец безусловно доминирует над остальными цветами, объединяя их единой идеей. Ведь русские иконописцы вообще отдавали синей гамме – символу духовности и мудрости – явное предпочтение, и в каждой иконе вплоть до XVII века мы видим светлые «небесные» тона. В Европе азурит также был востребован в Средние века и эпоху Возрождения – мы видим его на фресках Рафаэля и Микеланджело, на картинах многих других признанных мастеров живописи. Само слово «азур» во Франции стало обозначать оттенки синего цвета, тогда как название «азурит» созвучно «лазуриту» и скорее всего происходит от персидского «лазард» – «голубой».

Конечно, азурит не превратился исключительно в исходный материал для краски – для этого он был слишком красив. Как малахит, лазурит и гематит, камень этот зажил «двойной жизнью» – ведь натуральные пигменты из них используют даже сегодня, например для создания самых лучших и качественных икон; и одновременно из азурита делали ювелирные украшения – бусы, серьги, браслеты, подвески, кольца. В естественном виде азурит чрезвычайно эстетичен – как и лазурит, он обладает неоднородной окраской, сплетенной из прожилок, пятен и нитей белого, голубого, синего цветов, в которые порой вкрадываются изумрудно-зеленые малахитовые включения и слои; такой азурит зовется «азурмалахитом», и составляет большую часть азуритовых поделок. А в древности изделия из азурита относились к предметам культа: например, амулетами из него пользовались египетские жрецы, а друиды Ирландии палочками из азурита творили магию. Кстати, шары и кристаллы этого синего камня и сегодня используют оккультисты и медиумы для медитаций и изменения сознания.

Литотерапевты указывают, что азурит – прекрасное средство для снятия негативных физических ощущений: боли, зуда, жжения; для этого достаточно приложить камень к больному месту. Конечно, это неплохо действует при легких недомоганиях – ссадинах, ушибах, укусах насекомых, раздражении, при серьезных повреждениях кожи «азуритотерапия» является лишь дополнением к обычному лечению, ускоряя срастание костей и улучшая состояние кожи. азурит борется с дисфункциями и нарушениями в работе нервной системы – меланхолией, депрессией, галлюцинациями, эпилепсией, истерией, паранойей, страхами, бессонницей. Полезен он при гормональных проблемах, гипертонии. Как и любой «синий» камень, азурит снимает напряжение с глаз и играет роль профилактики при снижении зрения. Кроме того, при ношении украшения с азуритом происходит «очищение» крови от шлаков, а сознания – от ненужных и мучительных эмоций, стресса.

Азурит – камень расширения границ сознания, он помогает переоценить свою жизнь, раскрыть непроявленные способности и таланты. Если вы переживаете трудный период в жизни, полный тревог и бессмысленных телодвижений, не зная, как быть дальше, то наденьте украшение с азуритом – это настроит вас на верный лад, успокоит, покажет ваши истинные мысли и желания, чтоб вы сами решили, что важно лично для вас. азурит делает человека более духовным и справедливым, гасит раздражительность – он не подходит для мошенников и обманщиков и может поспособствовать их разоблачению. Честным и объективным людям азурит поможет принять верное решение, особенно если это представители таких профессий как судья, адвокат, критик, следователь, прокурор. Издавна человек использовал азурит, чтобы расширить сознание, переосмыслить свой жизненный путь, открыть в себе новые способности и возможности. Этот камень способен перевести мысли и желания человека из подсознания в сознание, чтобы он мог реально оценить их и проверить, насколько эти мысли важны и полезны для него. Полезен азурит тем, кто занимается энергетическими практиками, гаданием и предсказанием – он открывает «третий глаз», дает заглянуть вглубь себя. Лучше всего носить азурит на запястье в браслете или на шее в ожерелье, бусах, подвеске или кулоне. Астрологически азурит больше всего подходит Тельцам, Весам и Стрельцам.

Иногда азурит, как и в старину, попросту путают с его «собратом» лазуритом, считая лишь одной из разновидностей последнего. Тогда как азурит – совершенно самостоятельный минерал, обладающим гораздо более ярким синим тоном; к тому же и малахитовые разводы в лазурите не наблюдаются. Возможно, поэтому в ювелирных украшениях чаще используют веселый, пестрый азурит, один взгляд на который сразу поднимает настроение. И пусть путь, пройденный азуритом за многие века, был долгим и тернистым, он один из тех минералов, которые – явно или подспудно – всегда рядом с нами, и неважно – в золотом кольце или на древней иконе сияет светлая лазурь, наполняя душу радостью, а жизнь – новыми красками.

 

* 3870628881_dc90d243e0.jpg

(144.91 Кб, 500x375 - просмотрено 1611 раз.)

 

 

Страниц: 1 ... 15 16 17 18 19 ... 35 | ВверхПечать