Максимум Online сегодня: 798 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358459 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 25 04 2024, 23:07:48

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 | Вниз

Ответ #5: 22 01 2012, 13:19:01 ( ссылка на этот ответ )

Булла и фетиш

Булла — название, данное римлянами и христианами определенному виду амулета в первые века нашей эры. В основном оно означает какой-нибудь округлый, полый или выпуклый предмет, например, пузырь, шишка щита, металлическая запонка, шляпка гвоздя или головка дверного болта. Этот амулет изготавливался из дерева или металла, носился как украшение и закапывался вместе с умершим владельцем. По форме он напоминал плоскую закругленную капсулу с маленьким ушком в верхней части. Если он был сделан из металла, то на нем часто вырезали магические фигуры и надписи. Его заполняли каким-нибудь веществом, которому приписывали магическую силу и свойства. Подлинным амулетом являлось именно это вещество. Таким образом, законченная булла представляет собой амулет в коробочке. Вещество в коробочке называлось praebia, в его состав входили различные ингредиенты. Считалось, что каждый из них отгонял зло от владельца амулета и расстраивал замыслы ведьм и колдунов. Христиане (копты) Ахимим в Верхнем Египте вешали буллы на шеи умершим. В них содержался прах с могилы святого, или прах костей святых, или же маленькая косточка, или другая священная реликвия.

Греки и римляне твердо верили, что некоторые люди обладают способностью взглядом причинять вред своим собратьям и скоту и даже убивать их. Греческое PaaicmvEiv означает "убивать взглядом". Амулет, использовавшийся от Дурного Глаза назывался baskanion, или probaskanion и fascinum. Обычно он имел форму фаллоса. Поскольку действию Дурного Глаза особенно подвержены дети, то им на шею вешали фигурки фаллоса. Он служил домашним амулетом и, кроме того, помещался в садах, перед кузничными горнами и даже под колесницами. Multonium, scaevola и Satyrica signa — другие названия амулета-фаллоса.

Слово "фетиш" португальского происхождения. Некоторые ученые прослеживают его происхождение от "feitico", т.е. нечто, изготовленное руками и потому считавшееся искусственным и неестественным; позднее это слово стало обозначать что-то магическое. Другие исследователи выводят его от "faticeira", т.е. "ведьма", или от yaticaria", т.е. "колдовство". Как утверждает доктор Нассау, это слово первоначально употреблялось для обозначения амулетов и талисманов, например распятий, крестов, четок, образов святых, реликвий и тд., распространенных среди туземцев-католиков западного побережья Африки в XV и XVI столетиях. Сами туземцы совершенно по-другому называли свои амулеты и талисманы, которые они считали "Лекарством", ибо наряду с отведением зла они лечили болезни. Среди известных там названий встречаются такие: "гри-гри", "джуд-жу", "ворг", "монда", "мкисса", "бианг" и др.

Религии негритянских народов западного побережья Африки и других ее районов обычно известны как фетишизм. По свидетельству некоторых путешественников и исследователей, туземцы верят, что фетиш содержит в себе бога или дух, которых жрец может держать там и диктовать им свою волю; но это не так. Подобная точка зрения является результатом неправильного истолкования и обязана своим существованием деятельности христианских миссионеров, не понимавших представлений туземцев о фетише или не осознававших того факта, что в нем содержится только Лекарство. По утверждению Зелигманна, нет никакого сомнения в том, что существует два типа фетишей, а именно: естественный, или простой фетиш и искусственный фетиш — либо заряженный, либо насыщенный "лекарством", т.е. каким-то веществом, предположительно обладающим магическими свойствами и, кроме того, имеющим профилактический характер. Простой фетиш приблизительно соответствует нашим амулетам и талисманам. К этому разряду относятся простые по своей природе предметы, несложные в изготовлении и оказывающие свое действие благодаря присущей им естественной силе. Обычно они используются в повседневных целях.

Искусственный фетиш содержит два вещества, а именно: вещество, обладающее магической силой, и "лекарство", в действительности представляющее собой экстракт, отвар или концентрат какого-нибудь хорошо известного снадобья. Выбор магического вещества — секрет знахаря, только он решал, какое магическое вещество и какое "снадобье" смешать, чтобы получить желаемый заказчиками фетиша результат. Подобно современным врачам Англии и Европы, каждый знахарь имел собственный способ изготовления фетишей. Так, в Африке известны специалисты по фетишам, подобно тому, как на Харлей Стрит есть специалисты-медики.

Используемые знахарями снадобья не отличаются от упоминаемых в египетских медицинских папирусах, клинописных медицинских табличках и в арабских и эфиопских книгах по медицине. Один из наиболее полных перечней таких "лекарств", представленный Пешюэлем-Лоэшем, включает: листья, цветки, соки, плоды, коренья, кожуру фруктов и овощей, кустарники, деревья и вьющиеся растения; желчь, усы и помет леопардов, желчь крокодила, головы змей, лягушек, ящериц, черепах и рыб; крабов, скорпионов и всевозможных пресмыкающихся; глаза, мозг, печень и перья определенных видов птиц; шкуры, шерсть, лапы и экскременты быстрых, сильных и бесстрашных диких животных; зубы, рога и кости; смолу, окрашенные почвы; слюну, соль, порошок красного дерева, женское молоко и мочу девственниц. В качестве "лекарства" в фетишах не Используется ни одна часть человека или свиньи. Обладающие магической силой вещества кладут на предметы одежды, в сумочку или мешочек или же помещают для сохранности в фигурку человека или животного. Считается, что используемое "лекарство" окажется более эффективным, если будет содержать часть силы самого знахаря.

Знахарь окружает себя множеством разнообразных предметов. Многие из них он носит на себе. В их числе можно назвать следующие: раковины моллюсков, когти птиц и животных, зубы, рога, перья, локоны или пучки волос, полоски кожи, бечевки, лоскуты, мешочки, комья земли, смоляные шарики, листья, плоды, тарелки, блюдца, бутылки, горшки, цепи, корзины, пни, свертки тканей, куски мешковины, коробки, статуэтки из дерева, металла и слоновой кости, фигурки обезьян, леопардов, Змей, крокодилов, гиппопотамов, слонов, людей и тд.

 

 

Ответ #6: 22 01 2012, 13:59:31 ( ссылка на этот ответ )

Арабские и персидские амулеты и талисманы

Во все периоды своей истории арабы носили амулеты и талисманы, защищающие тело, скот и дома от нападений злых духов и прежде всего уберегающие от Дурного Глаза. Амулеты первобытных арабов (то есть арабов дохристианской эпохи) были сделаны из камня, дерева и, вероятно, кости; судя по разрозненным свидетельствам, сохранившимся до нашего времени, на этих амулетах не было никаких надписей. Арабы-язычники первых шести столетий нашей эры следовали примеру своих предков и пользовались множеством амулетов, хотя и начали связывать их с представлениями, почерпнутыми из еврейских, египетских и гностических текстов.

Простейшие амулеты, которые носят арабы и персы в наши дни, представляют собой листок бумаги, на котором записана краткая молитва, заклинание или стихотворная строка из Корана; на нем также может быть написано одно или несколько магических имен. Надпись непременно должен сделать святой человек на выбранном им материале черными чернилами. Жители Каира и некоторых других городов предпочитают надписи, сделанные французскими или английскими чернилами, поскольку они глубоко "впиваются" в бумагу. Чернила местного производства — уголь и вода или жженая овечья шерсть, — легко смываются с бумаги. Считается, что надписанная бумага приобретает те чудодейственные свойства, которые местные жители связывают с данным текстом; листок с надписью сворачивают и вкладывают в футляр из картона или дешевой кожи. К футляру прикрепляют шнур, который либо подвязывают к левой руке, либо надевают на шею. Люди побогаче нередко требуют, чтобы магические тексты и даже суры Корана записывались на коже газели, предпочитая шкуры нерожденных животных; в таких случаях амулет сворачивается и хранится в металлической трубке, чаще всего серебряной.

Тексты на амулетах, или талисманы, иногда записывались на тонких листах свинца, которые затем сворачивались и вкладывались в металлические футляры, однако такие амулеты чрезвычайно редки. Их фрагменты были обнаружены в развалинах Вавилона рядом с тонкими свинцовыми листами с греческими надписями.

Заметную роль в надписях на амулетах играют сочетания букв алфавита. Древние колдуны размещали их в разном порядке, не всегда совпадающем с алфавитным. Одним знакам приписывались определенные значения и символический смысл, тогда как значение других считалось непостижимым для человеческого разума. Двадцать восемь букв алфавита непосредственно связаны с двадцатью положениями Луны, с небесными телами, знаками Зодиака и декадами. Для древних евреев буквы были сущностью всех вещей. Дутге отмечает, что римляне описывали совокупность человеческих знаний как "буквы", используя это слово в том же смысле, в каком на Севере понимали "руны". Подобно евреям, арабы приписывали одним буквам большую силу, чем другим, а знания о надлежащем применении букв составляли отдельную ветвь изучения магии. Каждая буква обладала особыми силами, и даже один знак мог превратиться в целый узор, сам по себе образующий действенный амулет.

Итак, поскольку буквы обладают магическими силами и имеют числовые значения, надписи на амулетах могут состоять только из букв или только из чисел; и те, и другие часто выстраиваются строками по три-четыре буквы или фигуры. Три или четыре таких строки образуют магический квадрат.
На многих амулетах используются еврейские имена Господа и Архангелов, однако, по мнению арабов, величайшей магической силой обладали названия атрибутов Господа. Титул Аллах, значение которого неизвестно, называют Исму-аз-Зат, то есть "Величайшее имя"; кроме того, эти атрибуты известны как "Ал-Асмау ас-Сифат". Упоминая о них, Пророк Мухаммад называет их "Асма-ал-хусна", то есть "Прекраснейшие имена" [Коран, Сура 7:179(180)]. Они до сих пор известны как "Прекрасные, или Великолепные Имена Господа". Абу Хурайра сказал, что "Имен Господа девяносто девять, и повторивший их войдет в Рай". Комментаторы замечают, что Мухаммад не намеревался ограничивать количество имен Господа числом 99 — он хотел лишь того, чтобы ортодоксальные мусульмане ежедневно повторяли их. Списки имен, предоставляемые традиционалистами, не всегда согласуются. Одни из них начинаются именем "Аллах", а другие им заканчиваются; в одних имя "ал-Ахад" (А1-Asmau al-rmisna), то есть "Единственный", стоит первым, а в других — последним.

Исламские мудрецы единодушны в том, что у Господа есть одно великое и возвышенное имя превыше всех иных. Сам Му-хаммад провозгласил, что его можно найти во второй или третьей сурах Корана, поскольку единственными именами Господа, встречающимися в этих разделах, являются Ар-Рахман, Ар-Рахим, Ал-Найи и Ал-Каййум, то важнейшее имя находится среди этих четырех. С магической точки зрения важность Девяноста Девяти Имен Господа заключается в том, что, когда Ему молятся под одним из них, Он непременно исполнит желание Или просьбу обращающегося к Нему. Представление о том, что великое и невыразимое имя Господа известно только высшим священникам, заимствовано у иудеев, считавших, что это имя знали только Моисей и его преемники, которые пользовались им лишь раз в году, когда отправлялись в Святая Святых молить о прощении Израиля. Большинство имен Господа взято из Корана, а на каждом крупном амулете начертано несколько таких имен. Они тщательно выбирались тем человеком, для которого изготовлялся амулет; использовались те атрибуты Господа, которые внушали будущему владельцу наибольшую любовь к Нему и на которые, как считалось, Он обязательно откликнется.

Поскольку большая часть текстов, вкладывавшихся в амулеты, извлекалась из Корана или основывалась на тексте этого писания, полезно ознакомиться с таким описанием этой знаменитой книги.

Мусульмане называют Кораном (то есть "чтением", или "тем, что следует читать") собрание "откровений", или "наставлений", которые, по утверждению Пророка Мухаммада, были ниспосланы ему Господом рукой Архангела Гавриила. В течение жизни Пророка эти откровения записывались на шкурах, пальмовых листьях, каменных плитах и костях овец и быков. Образцы таких костей с текстами сохранились в Отделе восточных рукописей Британского музея. По предложению Умара в 633 году все эти "откровения" были собраны орденом Абу Бакра в единую книгу, точную копию которой сделал Зайд ибн Сабит, бывший секретарь Мухаммада, знавший как еврейский, так и сирийский языки. Умар передал эту копию своей дочери Хафсе, одной из вдов Мухаммада. Этот экземпляр послужил основой многочисленных выдержек и копий, однако в тексты закралось столько ошибок и вставок, что халиф Отман повелел Зайду и трем ученым из рода корейшитов создать пересмотренную редакцию Корана. Это было сделано, и копии этого варианта были отправлены в Куфу на Евфрате, в Басру на Шатт ал-Араб, в Дамаск, Каир, Мекку и Медину; все прочие обнаруживаемые версии любого "откровения" безжалостно сжигались. Впоследствии Морван, правитель Медины, уничтожил даже экземпляр, принадлежавший Хафсе.

Образованные мусульмане утверждают, что Коран извечно существовал на небесах в некой форме, которую они называют "Матерью Книги" или "Хранимыми Скрижалями" — это часть сущности Господа, Творца Корана. На небесах копия текста была перенесена на бумагу, а затем обтянута шелком и украшена золотом и драгоценными камнями Рая. Ее передали на попечение Архангела Гавриила, который постепенно открывал ее Пророку, позволяя увидеть всю книгу целиком один раз в году. Коран состоит из 114 разделов, именуемых сурами. Одни из них были поведаны в Мекке, другие в Медине, третьи — частично в Мекке, частично в Медине. Число стихов в разных версиях книги составляет 6000, 6214, 6219, 6225, 6226 или 6236; общее число слов — 77639 или 99464; суммарное число букв: 323015 или 330113. Каждый раздел начинается словами: ""Во имя Аллаха милостивого, милосердного". Арабы относятся к Корану как к источнику всех знаний и любой мудрости; они считают его слог самым чистым, самым прекрасным и непревзойденным по красноречию арабским языком на свете. Несмотря на все заботы арабов по сохранению исходного текста, небольшие и незначительные вариации все же существуют, однако считается, что они вызваны тем фактом, что Пророк излагал свои "откровения" на семи различных диалектах арабского. Одно время женщинам запрещалось владеть копиями Корана, и после смерти супруга его экземпляр книги хоронили вместе с усопшим. Тем не менее, оказавшись в районе Тийаро на границе Персии, я приобрел там несколько копий, обернутых в вымазанное землей сукно и отдающих сыростью и даже плесенью — голодающие женщины извлекали их из могил своих мужей и несказанно радовались тому, что нашли покупателя.

Арабы считают весь Коран могущественным амулетом, а многие мусульмане никогда не путешествуют без этой книги. В последние годы фотолитография позволила снимать миниатюрные копии книг; их помещают в небольшие металлические футляры (с кольцами для присоединения цепочек), в одну сторону которых встроены маленькие линзы, выполняющие роль увеличительных стекол. Общие размеры такой книги составляют 1 дюйм х 3/4 дюйма х 7/16 дюйма, а встроенная в футляр линза достаточно мощна для того, чтобы путешественник мог читать любимые главы при свете костра на привале.

Хотя могущественным амулетом считается весь Коран, отдельным его главам арабы всегда приписывали большую важность по сравнению с другими разделами; именно эти фрагменты чаще всего записывают на шкурах и бумаге или вырезают на полудрагоценных камнях особой формы. Одним из самых прекрасных отрывков — мусульмане искренне восхищаются им, цитируют в своих молитвах и носят в качестве амулета, — является следующий фрагмент из суры 2:256(255):

"Аллах — нет божества, кроме Него, живого, сущего;
Не овладевает Им ни дремота, ни сон;
Ему принадлежит то, что в небесах и на земле.
Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?
Он знает то, что было до них, и то,
что будет после них, А они не постигают ничего из Его знания,
кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю,
и не тяготит Его охрана их, — Поистине, Он — высокий, великий!"

Этот прекрасный отрывок известен как Айат ал-Курси, то есть "Строфа о Троне". Слово "Трон" представляет собой аллегорическое описание Божественного Промысла, оберегающего все сотворенное. Он непостижим для человеческих существ.

Но еще более важной в роли амулета является сура Корана под названием "Открывающая Книгу". Это знаменитая "Фатиха" — молитва, к которой мусульмане всего мира относятся с величайшим благоговением. Для них она имеет не меньшее значение, чем "Отче наш" и крестное знамение для христиан. Эта сура расположена в самом начале Книги и переписывается с неизменной тщательностью и изяществом. Нередко ее окружают декоративными рамками, богатыми красочными узорами и обильными украшениями из яркой позолоты. Общий характер узоров и детально вырисованных украшений, свойственных современным рукописным экземплярам Корана, прекрасно (если не считать отсутствия цвета) иллюстрируется репродукцией двух первых страниц небольшой копии, привезенной мне из Персии Мирза Ханом (иллюстрация IV). Мулла, оплативший создание этого экземпляра, хранил его как амулет в роскошном золотом футляре. Позже, в 1914 году, когда разразилась война, ему пришлось продать этот футляр, чтобы раздобыть денег для возвращения в Персию. Заголовки сур записаны красным по золоту. Каждая колонка текста обрамлена золотой каймой; кроме того, каждая строка подчеркнута золотой линией. Каждая колонка состоит из 21 строки. Размеры этого экземпляра составляют 4x2 3/8 х 5/8 дюйма; книга датирована 1289 годом хиджры, то есть 1872 годом нашей эры. Бумага тонкая, но очень плотная, и по цвету напоминает пергамент.

Как и все прочие суры, или разделы Корана, кроме девятой, Фатиха начинается словами "Во имя Аллаха милостивого, милосердного" и переводится таким образом:

Хвала Аллаху, Господу миров
милостивому, милосердному,
царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой,
по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, —
не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.

В арабских трактатах, посвященных амулетам, талисманам и магическими текстами, можно встретить вплетенные в повествование небольшие рисунки, или виньетки. Существует множество типов таких изображений. Встречаются и гротескные фигуры людей и животных, архангелы, знаки Зодиака, символы

Солнца, Луны и пяти планет, мифологические звери, линейные узоры и геометрические орнаменты и наиболее часто — вытянутая человеческая ладонь с широко разведенными или, наоборот, крепко сжатыми пальцами. Все эти изображения заимствованы у египтян, коптов, гностиков и евреев, поскольку арабы в подобных заимствованиях оказались искуснее самих первооткрывателей. Арабы-сунниты, или традиционалисты, используют лишь некоторые изображения, а вот шииты, т.е. "свободные мыслители", переняли все их типы. Как правило, персидские амулеты артистичнее арабских.

Первый представляет собой прямоугольную пластинку из персидского агата, края которой обрезаны наискось. Судя по всему, она изготовлена в 1113 году хиджры, то есть в 1701 г. н.э. Ее создали последователи Али, зятя Пророка; к нему и обращены слова, начертанные в центре крупными арабскими буквами. В каждом углу размещается кольцо с божественным именем, а первая рамка, т.е. контур, очерченный орнаментом в форме алмаза, содержит сорок восемь из девяноста девяти "Прекрасных Имен" Господа. Вторая и четвертая рамки, между которыми проходит узорчатый контур, включают выдержки из Корана, точнее, Фатиха, "Строфы о Троне", объявление Единства Господа и тд. Тексты и орнаментальные рамки выгравированы в камне парами кислоты, потому их весьма трудно прочесть даже на репродукции, почти в два раза превышающей по размерам оригинал. Прочтение усложняет и то, как именно художник решил разделять слова текста. Этот амулет представлял собой центральный фрагмент необычайно сложного ожерелья из амулетов и вставлялся в тяжелую серебряную рамку. Вообще говоря, это "домашний амулет". Второй амулет имеет форму, предпочитаемую шиитами, или свободомыслящими мусульманами Кербелы. Он вставлялся в серебряную оправу и подвешивался в Кербеле на Евфрате на стену дома, закрепляясь на цепи, которая проходила сквозь отверстие в верхнем углу. В этом углу записаны Фатиха и "Строфы о Троне". Декоративная центральная часть довольно необычна, так как это пространство заполнено кольцами, кругами, разделенными на четыре, восемь или шестнадцать секторов, кругами в окружении колечек и кругами со вписанными в них крестами.

Из сказанного ранее становится понятно, что ношение амулетов с выдержками из Корана можно рассматривать как религиозную практику, ведь единственная цель подобных амулетов заключалась в том, чтобы их владелец приблизился к Аллаху, и Он мог предоставить человеку Свою защиту. Большинство арабов считают использование таких амулетов не только безвредным, но даже похвальным, а учение об этих амулетах является частью Белой Магии.

В Аравии, Месопотамии и Сирии амулеты чаще всего называли "тамима", ""удза" и "та"видза", а в Египте и Северной Африке — "хурза". В качестве камня для амулетов обычно выбирался агат, по которому проходили белые прожилки, или темно-серый полупрозрачный агат, привозимый из Индии. Камни аккуратно усекали до нужных форм, тщательно полировали, а затем делали надписи — либо на гранильном колесе, либо резцами. Поскольку резьба по камню является достаточно дорогостоящим занятием даже на Востоке, был найден иной способ нанесения надписей на амулеты из камня. Выбрав пластинку из агата, сердолика или халцедона, изготовитель амулета покрывал его тонким слоем воска таким образом, чтобы воск полностью покрывал всю поверхность камня и между этим слоем и камнем не было пузырьков воздуха. Покрытый воском камень передавался искусному каллиграфу, который остроконечным резцом наносил на воск текст, стараясь, чтобы при начертании каждой буквы инструмент касался камня. После этого камень обрабатывали парами соляной кислоты, которые разъедали камень в тех местах, где его поверхность оставалась открытой после работы писца. Затем камень очищали от воска, и на его поверхности возникала ясно различимая надпись. Ей не доставало изящества и четкости текстов, наносимых гранильным колесом или гравером, однако дешевизна изготовленных таким методом амулетов сделала их доступными многим людям, которые не могли позволить себе резные камни.

Некоторые служителей крупных мечетей Багдада, Кербелы, Дамаска, Каира и Персии были специалистами по изготовлению амулетов, однако в последние сорок лет эти люди и их преемники посвятили себя созданию подражаний персидским и вавилонским древностям, продаваемым путешественникам и непосвященным. Те амулеты, которые приобретались в мечетях или создавались специально для конкретного человека, обычно благословлялись муллой. Резчик по камню и писец, делающий надписи на бумаге или коже, начинали свою работу словами "Бисмилла", то есть "Во имя Аллаха". Поскольку Имя Господа считалось Самим Господом, то произнося это Имя, резчик или писец полагались на Его помощь Говорят, что эти слова были начертаны на боку Адама, крыльях Гавриила, печати Соломона и языке Иисуса*. Чернила, которыми пользовались писцы, иногда содержали добавки мускуса, розового масла или экстракта шафрана; иногда при копировании определенных текстов каллиграф воскуривал благовонные палочки.

Хотя большая часть персидских и арабских амулетов изготовлена из агата и сердолика (этим камням приписывались особые магические силы), в тех местах, где не было залежей известняка, изготовители амулетов использовали другие материалы. Так, на берегах Красного моря и в Палестине амулеты делали из найденных на побережье перламутровых раковин.

Судя по всему, древние египтяне использовали в качестве амулетов крупные раковины из Красного моря; эти раковины считались более действенными, если на них вырезались родовые и личные имена царей. В Британском музее хранятся раковины с родовым и личным именами Усертсена I (XII Династия), родовым именем Аменемхета II (XII Династия) и родовым именем Рамзеса II Великого (No 15423,20744 и 29434 соответственно).

Исламский солдат всегда нуждался в защите амулетов, и перед выступлением войска непременно обзаводился таким их количеством, какое только мог себе позволить. Самый обычный воинский амулет представлял собой полоску бумаги с выдержкой из Корана, Именем Аллаха, Мухаммада или Али, а также именами всех Семи Архангелов. Иногда это была не полоска, а длинный свиток, который солдат привязывал к груди. Турецкие воины, воевавшие во времена правления Абд ал-Хамида в Северной Аравии, носили амулеты из камней и металлов.

Арабы из пустынь Йемена считали медные амулеты чрезвычайно ценными предметами, и нет никаких сомнений в том, что немало турецких солдат были убиты йеменцами ради того, чтобы снять с их мундиров такие амулеты.

Говоря о предметах, которые, как считалось, приносят магическую защиту, следует упомянуть об "Амулете с Прахом" — таким прахом могли быть земля, песок или тлен из гробниц святых. В течение долгих столетий паломники в Мекку, место рождения Пророка Мухаммада, уносили из местной мечети щепотки праха, пересыпая их в небольшие мешочки и подвешивая на шею. Лодочники Нила из районов выше Вторых Катаракт носят мешочки с прахом из гробницы Кубба Идрис, знаменитого шейха Мургхани; они верят в то, что этот прах помогает им преодолевать Катаракт. Посещая монастырь Раб-бан Хормизд в Алкоше, я заметил, что люди соскребают землю неподалеку от могилы Святого, чтобы носить ее в мешочках и шкатулках для защиты от опасностей пустыни.

Нельзя обойти вниманием также нить с девяноста девятью бусинами и "стержнем", которую принято называть "четками Мухаммада". Их не следует путать с нитью из 165 бусин, используемой христианами для подсчета произносимых "Аве Мария", ""Отче наш" и "Слава в вышних Богу" в форме молитвы, которая образует "Розарий [Марии]". Монахи и анахореты эпохи раннего христианства каждый день многократно повторяли молитву Господню, а история Павла-отшельника показывает, что многие из них вели счет повторений с помощью мелких камней. Монах Павел собирал в подол своих одежд три сотни камешков и, завершая очередную молитву, отбрасывал один из них. Когда камешки заканчивались, он знал, что произнес необходимое число повторений. Не существует никаких свидетельств того, что монахи использовали нити с камешками, и никому не известно, когда именно христиане и мусульмане начали пользоваться четками. Арабская традиция утверждает, что ранние мусульмане отсчитывали свои хвалы Аллаху с помощью камней или собственных пальцев, а Мухаммад не использовал четки. Четки буддистов состоят из 100 или 108 бусин; их носят на запястьях, как браслеты, или на шее, как ожерелья. В Целом, представляется вполне вероятным, что мусульмане заимствовали четки у буддистов, а крестоносцы — у сарацинов, вследствие чего четки распространились в Европе. Некоторые исследователи считают, что четки появились в христианском мире примерно в 1221 году (одновременно со вступлением в сан папы Пия V) благодаря Доминику, основателю ордена нищенствующих монахов.

Магометане называют свои четки "субха", поскольку те используются для "восхваления" Аллаха. Каждая из девяноста девяти бусин соответствует одному из "Прекрасных Имен" Аллаха, а "стержень", то есть продолговатая, сотая по счету бусина, символизирует невыразимое Имя Господне. После 33-й и 66-й бусин обычно помещают разделительные отметки (как правило, из обычной или слоновой кости), чтобы мусульманин мог сделать передышки в молитве. Сами бусины в основном изготовляют из дерева — акации-сикамора, деревьев сунт, шадж или сандала, но среди феллахов, то есть крестьян, весьма популярны и бусины из цветного стекла. Кроме того, их делают из обычной или слоновой кости, а также из дымчатого агата Аравии. Мужчины пользуются четками с небольшими бусинами. Девушки и женщины в праздничные дни берут в руки четки с крупными деревянными бусинами, окрашенными в красный цвет. Много таких четок приносят из Мекки паломники, совершившие хаддж, то есть путешествие в священный город мусульман. Перед покраской бусины опускают в воду из священного колодезя Замзам, который ангелы показали Агари и из которого она напоила своего сына Исмаила. Считается, что субха, благословенные праведником, приносят благость их владельцу. Обычно к шнуру, на который нанизывается "стержень", прикрепляют кисточку из яркого материала; египтяне рассказывали мне, что это отводит Дурной Глаз, так как злые духи не любят предметы с кисточками и бахромой. Говорят также, что подобной цели служит кожаная бахрома на переметных сумах, особенно когда животное с поклажей пребывает в движении. В древних свитках Пятикнижия бахромой отделаны некоторые буквы; предположительно, это преследует аналогичную цель.

 

 

Ответ #7: 22 01 2012, 14:14:20 ( ссылка на этот ответ )

Происхождение и развитие амулетов

Амулеты первобытных людей делались из простых природных материалов и первоначально выбирались из-за того, что имели необычные форму, цвет или материал. Древнейшие амулеты возбуждали у людей любопытство, восхищение или восторг, а естественная страсть к обладанию заставляла человека превращать эти вещи в свою собственность и переносить в свое жилище. К таким предметам относились листья необычной формы или цвета, ягоды, орехи и плоды, а также семена и корни деревьев и других растений. Неизменный интерес вызывали у человека любые странные растительные отростки (к примеру, корень мандрагоры). Люди охотно подбирали и приносили домой камни необычной расцветки или с какими-нибудь отметинами, разноцветными прожилками (мрамор, агат, камни с вкраплениями сернистых металлов, прожилками мрамора). Особую ценность представляли камни с естественными отверстиями, и честь внедрения всемирной традиции ношения амулетов принадлежит тому человеку, который первым продел в такое отверстие гибкую веточку или тонкий ремешок из кожи животного, а затем повесил камень на шею.

Камни с отверстиями, которые можно было носить на теле, подчеркивали обычность прочих камней, ранее использовавшихся человеком в качестве амулетов, и стали предшественниками отверстий в бусинах, поскольку до того времени женщины закрепляли бусы на груди с помощью клейкой грязи. В самые ранние эпохи украшения из кусочков каменной соли, квасцового камня или горного хрусталя придавали внешности человека большую привлекательность, а искорки в этих камнях, вероятно, туманно намекали на то, что этим предметам присуща своя жизнь, сходная с человеческой. Притягательными для человека становились и те части тела, которыми крупные животные и пресмыкающиеся убивают своих жертв, и потому с самых древних времен в качестве амулетов использовались рога, когти, зубы и хвосты животных, а также змеиная кожа. Жители морских побережий и окрестностей кишащих рыбой озер делали амулеты из раковин и разных органов рыб; кроме того, во многих районах могущественными амулетами считались человеческие мизинцы рук и ног, глаза, фаллосы и волосы. Предметы белого, голубого, красного и желтого цвета становились амулетами намного чаще, чем серые, коричневые и черные.

Когда человек освоил искусство обработки металлов, он начал изготовлять множество разнообразных по форме амулетов из золота, серебра, меди и железа. В качестве амулетов использовались вырезанные из камня и дерева фигурки людей, животных, птиц и рыб, деревьев и других растений, а также их изображения, нарисованные на различных материалах. В широком смысле слова, амулетами считались даже огромные камни, сплошь покрытые надписями, пирамиды, стены коридоров и подземные камеры, испещренные сотнями строчек текстов, гробницы, расписные гробы, а также папирусные свитки, фолианты со священными текстами, обелиски, колоссальные каменные фигуры и тд. — предполагалось, что эти сооружения и предметы определенным образом оберегают того, кто стал инициатором их изготовления.

Нам никогда точно не узнать, чего именно ожидал от своих амулетов первобытный человек и как именно, по его мнению, они приносили ему благо, однако число и разнообразие этих предметов делает достаточно очевидным тот факт, что ни один амулет не мог уберечь человека от всех опасностей.

Амулеты можно разделить на два класса: личные, или индивидуальные, и общего назначения. В классе личных амулетов наиболее важными были те, что оберегали владельца от болезней и недомоганий, а также сохраняли и повышали его природную физическую силу и энергию — особенно в отношении деторождения. В другую важную группу входили амулеты, которые защищали беременных женщин, препятствовали выкидышам, обеспечивали легкие роды, а также обилие молока в период кормления ребенка грудью. Мальчики носили оберегающие амулеты на шее или прятали их в предметах одежды, а девочки накладывали или привязывали амулеты к различным частям тела. Для предотвращения особых опасностей — к примеру, моровой язвы, бубонной чумы, солнечных ударов, Ударов молнией, нападения диких зверей, укусов скорпионов и змей, полученных в сражениях ран и угрозы утонуть, — следовало носить специальные амулеты. Моряки пользовались амулетами, охраняющими от кораблекрушений и морских чудовищ, торговцы полагались на талисманы, приносившие удачу в делах, а караванщики видели в амулетах защиту собственной жизни и жизней своих ослов и верблюдов. Урожаи крестьян оберегались амулетами, либо зарытыми в землю, либо подвешенными над ней; амулеты закреплялись на рогах или на лбу вожака стада, а некоторые животные в стаде помечались специальными знаками, призванными отпугивать диких зверей. Каждый амулет должен был быть достаточно сильным для того, чтобы превозмочь воздействие Дурного Глаза и нападения злых духов, считавшихся подстрекателями любой болезни, недуга, несчастного случая, неудачи и бедствия.

К числу амулетов общего назначения относились те, которые прятали в стенах домов или под полом, а также размещали у входов и на определенных участках поселения. Первобытный человек оценивал силу амулетов по результатам их действия. Если начав использовать какой-нибудь предмет в качестве амулета, человек замечал, что его дела процветают, а сам он остается в добром здравии, вера владельца в амулет усиливалась Он считал его ценностью, а соседи поздравляли его с большой удачей. В противном случае доверие к амулету ослабевало, и человек расставался с ним, обращаясь к другому предмету. Амулеты могли быть потеряны или украдены — судя по всему, в таких случаях они теряли свои благотворные силы или просто не проявляли их в отношении нового владельца.

В одних случаях причины превращения определенных предметов в амулеты вполне очевидны, но в других об этом остается только догадываться. К примеру, человек носил когти и клыки львов, тигров и других опасных и сильных зверей, поскольку верил, что они увеличат его физическую силу в схватках с дикими животными и врагами-людьми. Он считал, что птичьи перья придадут его движениям быстроты и стремительности при нападении на людей и животных, а также обострят его зрение; амулет из змеиной кожи придавал его обладателю хитрости и коварства во время охоты. Некоторые амулеты можно описать как гомеопатические: больным, страдавшим желтухой, давали лекарства, приготовленные из растений и цветков желтого цвета и воды, в которой промыли желтые камни; для остановки кровотечений и исцеления обильно кровоточащих ран использовали камни красного цвета. Считалось, что между желтым растением или камнем и желтым цветом кожи больного желтухой человека существует некая связь, определенное взаимоотношение. Аналогично связанными считались красный цвет камней и крови. Антропологи предлагали самые разнообразие толкования использования гомеопатических и прочих амулетов дикими и полудикими народами, однако ни один ученый не смог объяснить все известные типы амулетов, поэтому вполне вероятно, что все эти версии ошибочны.

Судя по всему, истина кроется в вере первобытного человека в то, что любой предмет, который можно использовать в качестве амулета, обладает благодаря либо своему естественному происхождению, либо вмешательству некоего сверхъестественного духа, отчасти слившегося с этим предметом, незримой для человека силой. Именно эта сила, присущая всему одушевленному и неодушевленному, превращает любую вещь в амулет, целая его ценным имуществом. Можно сказать, что эта сила приводилась в действие владельцем предмета, а затем исполняла его желания и волю. Амулет переставал быть пассивной материальной вещью и превращался в деятельную силу. Жители Меланезии и Полинезии называли эту силу Мана; известный авторитет в магии и религии народов Тихого океана, преподобный Р.Г. Кодрингтон, так описывает ее "Мина представляет собой силу, или власть, — не физическую, но в определенном смысле сверхъестественную, однако проявляющуюся в образе физической силы, а также любой другой способности или умения, которыми может обладать человек. Мана не связана с чем-либо конкретным и может наполнять почти все, однако духи (как воплощенные души, так и сверхъестественные существа) обладают ею и могут ее передавать, кроме того, по своей сути она порождается обладающими личностью существами, хотя и может проявляться через посредство воды, камней или костей". Мана способна воздействовать на все, что выходит за пределы обычных человеческих способностей и природных явлений; она присутствует в самой атмосфере живого и соединяет себя с людьми и предметами, а проявляется в таких результатах, какие можно приписать только ее действию. На всех островах Тихого океана с этой силой работают колдуны, врачи, заклинатели погоды, пророки, гадатели, ясновидящие и так далее". "Мана является проводником магии; это не само магическое действие, но та сила, благодаря которой маг совершает это действие".

С практической точки зрения Мана можно использовать как для благих, так и для дурных действий — и исцеляющее лекарство, и яд в равной степени относят кМана. Одним словом, любые — и законные, и противоправные — сношения с незримым и оккультным связаны с Миной. Что касается содержания, вкладывамого в понятие Мана позицией науки, то доктор Р.Р. Маретт утверждает: "Нет никаких причин, препятствующих тому, чтобы понятие Мана не могло использоваться в общих целях сравнительной науки для обозначения религиозно-магических сил независимо от того, будут ли такие силы считаться автоматическими или производными, то есть исходящими непосредственно от сущности духовного человека или предмета или опосредованными благодаря тому, что некий призрак или дух вложил эти силы в данного человека или предмет". Таким образом, любой действенный амулет, как считается, обладает Маной, которая взаимодействует с Маной и волей, или желанием, владельца этого амулета — именно это убеждение, осознавалось оно или нет, и заставляло человека во все времена полагаться на амулеты в поисках защиты и помощи. Вера в амулеты была результатом страха человека перед Дурным Глазом и невидимыми злыми духами и их деяниями, и в некоторых странах этот страх до сих пор остается столь же реальным и могущественным, как в первобытные времена.

Вряд ли стоит сомневаться в том, что каждый знахарь или колдун, заметив, что его собратьям требуются амулеты, охотно использовал любые средства, лишь бы снабдить их такими предметами и прилагал все усилия, убеждая соплеменников в том, что только он может предоставить им "настоящие" амулеты, то есть предметы, содержащие Ману и способные исполнять желания своих владельцев. Он провозглашал, что сам вложил в эти вещи Ману, переданную ему духами предков; он утверждал, что способен общаться с любыми типами духов (добрыми и злыми), умеет узнавать их желания и влиять на их поступки; наконец, он заявлял, что владеет особыми познаниями о природных объектах, обладающих Маной, и умеет добавлять к этой Мане ту Ману, которую несет в себе. Когда такой знахарь или колдун умирал, его коллеги и преемники объявляли, что магическими свойствами обладают не только части его тела, но и его одежда и прочее имущество, даже земля или прах с его погребения То есть любой предмет, принадлежавший ему или каким-либо образом с ним связанный, становился вместилищем Маны, могущественным амулетом. Именно эти представления заставляют лодочников нубийского Нила привязывать к носу лодки небольшой мешочек с прахом из Куббы Лдрис, чтобы уберечь судно от кораблекрушения на Третьих Катарактах. Несторианские караванщики Мосула и его окрестностей берут с собой прах из гробницы Раббан Хормизд в Эль-Кош, а якобиты используют в качестве защиты прах из гробницы Map Маттаи. Персидские мусульмане носят при себе прах из могил своих святых в Кербеле, а арабы изготовляют амулеты из праха Пророка Мухаммада. Культ мощей святых основан на вере в то, что их тела — как живые, так и мертвые, — обладают Маной; в Средневековье людей вообще мало заботило то, являются ли эти мощи подлинными или "подложными".

Many, естественным образом пребывающую в избранных амулетами предметах, можно было усилить и "закрепить" с помощью особых формул, или заклинаний, произносимых над этими предметами колдуном. Иными словами, сами эти заклинания представляли собою Мину, и даже если предмет был лишен Маны до его произнесения, то после особых слов он становился "действенным" амулетом. Подобно крови, волосам и слюне, слова также содержат в себе Мана, и без произнесения такого заклинания никакое "лекарство" не могло принести благотворного (а тем более, полного) результата. С течением времени, когда на смену колдунам пришли священники, заклинания сменились молитвами. Впрочем, заклинание было повелением, тогда как молитва является просьбой. У нас есть все основания полагать, что заклинания на протяжении долгих столетий из уст в уста передавались от одного поколения колдунов другому, и даже после того, как человек освоил искусство Письменности, консервативные колдуны придерживались методов своих предшественников и отказывались пользоваться новоявленным изобретением. Однако со временем они поняли, что письменные знаки сделают их заклинания долговечными, и в результате появились амулеты с надписями, или, как их часто называют, "заговоры".

Шумеры, вавилоняне и ассирийцы записывали свои заклинания на глиняных табличках, нередко обжигаемых в печах; египтяне чертили их на папирусе, высекали на известняковых плитах, глиняных черепках и фигурках из дерева, камня и воска, а также вырезали на деревянных дощечках и крупных каменных стелах (например, стела Меттерниха); древние евреи записывали заклинания на пергаменте, а в Средневековье — на бумаге и керамике; гностики и греки высекали их на полудрагоценных камнях; персы и арабы вырезали заклинания на табличках из агата, оникса, сердолика и кристаллического сланца, а также записывали их на шкурах нерожденных газелей, пергаменте и бумаге; японцы выжигали их на дереве; китайцы рисовали на шелковой бумаге, а индийцы покрывали своими формулами медные пластинки или записывали их на пальмовых листьях и бумаге из коры. В настоящее время копии магических текстов размножаются с помощью печатного станка, а пергамент, дерево, пальмовые листья и древесная кора сменились обычной писчей бумагой.

Чернила, используемые в древности для записи волшебных формул, обычно были черными или красными. В копиях записанной иероглифами "Египетской Книги Мертвых" приведенные в конце некоторых разделов "рубрики", то есть указания, связанные с отправлением обрядов и церемоний, выделены красными чернилами. В "Книге о свержении Апопа" указывается, что имя этого монстра следует записывать зелеными чернилами.
Футляры для амулетов

Во многих странах обладатель амулета носит свое сокровище в коробочке из драгоценного металла или в небольшом мешочке из шелка, холста, сукна или кожи; это вызвано, во-первых, желанием уберечь амулет от повреждений и загрязнений, а, во-вторых, стремлением укрыть от злых духов и людей с Дурным Глазом. То же относится и к тем случаям, когда амулетом считается книга с магическими или священными текстами. Египтяне вкладывали папирусы с "Книгой Мертвых" в раскрашенные деревянные статуи бога Осириса, а краткие выдержки из нее — в деревянные пьедесталы фигур Птаха-Сокара-Осириса; золотые фигурки этих богов, на шеи которых вешали амулеты-подвески, запирались в футлярах из серебра и некоторых других металлов. Записанные на длинных полосках бумаги отрывки из Корана, которые персидские женщины подвешивали к своим ожерельям, вставлялись в продолговатые серебряные оправы, расписанные оберегающими текстами. Арабы и персы (как кочевники, так и постоянные жители городов и поселений) всегда хранят свои экземпляры Корана в окладах, порой украшенных самоцветами, а абиссинцы заворачивают Псалтирь, "Книгу восхвалений Марии" и амулеты в куски толстой кожи.

Современные восточные знатоки настоятельно просят своих клиентов иметь несколько амулетов, ведь, по их словам, любой из них способен защитить владельца лишь от одной опасности. Некоторые типы амулетов должны постоянно касаться кожи владельца и носиться только на определенных частях тела - их нужно располагать на коже черепа или на лбу, прикреплять кушам, вкладывать в опускающиеся на грудь ожерелья и пекторали, закреплять с помощью шнуров на пупке или половых органах, привязывать к верхней части левой руки, надевать на запястье. Некоторые из них должны касаться основания позвоночника или висеть на ноге ниже колена. Амулеты более общего характера можно носить в тюрбане, прикреплять к феске или шляпе европейского типа, носить в кармане или прикалывать к одежде в области сердца. Этот класс амулетов можно повесить на стену и использовать для защиты всего дома или отдельной комнаты. Будучи прикрепленными к кровати больного или размещенными в таком месте, где больной может их видеть, они приносят выздоровление. Кроме того, больному полезно пить воду, в которую опустили амулет.

Если привязать амулеты к шесту посреди сада, они повысят плодоносность деревьев и предотвратят уничтожение урожая птицами, личинками и гусеницами; если шест с амулетами соответствующего типа установить в засеянном поле, они принесут хороший урожай. Для защиты крупного рогатого скота амулеты привязывают к рогам или продевают в просверленные в рогах отверстия - для защиты овец, коз и свиней амулеты привязывают к головам животных или к той части тела, где начинается хвост. Амулеты, предохраняющие животных и детей от Дурного Глаза, должны быть крупными, сделанными из яркого материала, или раскрашенными яркими красками.

Прежде на базарах Каира и Танты продавали крупные, покрытые голубым лаком глиняные бусины диаметром в полдюйма; караванщики делали из них перевязи и закрепляли эти повязки на лбах верблюдов перед началом путешествия через пустыню. Местные жители верили в то, что бусины отведут мрачные взгляды Дурного Глаза и уберегут от него животных; помимо бусин, в качестве амулетов от сглаза часто использовались полоски красной и зеленой ткани или полированные медные пластинки. Вполне возможно, что медные розетки и орнаменты, украшающие сбрую ломовых лошадей и тяжеловозов, как и большие медные рога, поднимающиеся от хомутов, первоначально задумывались как защита животных от Дурного Глаза, но позже об этом забыли, и амулеты превратились в обычные украшения. Подобным образом длинная бахрома и кисточки, ныне прикрепляемые на Востоке к переметным сумам, представляют собой покрытые узлами кожаные ремни, которые в старину привязывали к седельным вьюкам, чтобы при быстрой езде они издавали особый шум и отпугивали злых духов. В этом случае, как и во многих других, подлинное значение украшения со временем забылось.
Фальшивые амулеты

Из самой природы амулетов следует, что в тех странах, где каждый хотел стать обладателем одного или нескольких амулетов, колдунам весьма непросто удавалось удовлетворить столь повышенный спрос. Этим воспользовались псевдо-колдуны, которые изготовляли и продавали то, что местные жители называли "мертвыми" амулетами. Фальшивые амулеты распространились по всему Востоку. В Персии и Ираке встречаются поддельные цилиндрические печати и резные камни, гадальные горшки, таблички и рельефы с надписями; в Египте в течение последних ста пятидесяти лет местным жителям и приезжим продают поддельных скарабеев, кольца, фигурки, драгоценности, самоцветы, папирусы и прочее. Во время восстания Махди в Судане тысячи солдат его армии покупали амулеты, предполагающие наличие в них магических текстов из Корана или волшебных молитв, которые, как считалось, защитят воина и принесут ему победу. Автору довелось много раз видеть, как в разрезанных кожаных футлярах не оказывалось ничего, кроме завернутого в бумажную обертку листка бумаги, на котором было написано "Бисмиллах", то есть "Во Имя Господа". Подобным образом нередко обманывали абиссинских крестьян.

Говоря об амулетах, уместно упомянуть о ряде предметов, которые, как считается, приносят владельцу удачу; их называют "mascots" ("талисманами"). Это понятие относится также к людям, которые сами являются везучими и приносят удачу другим. Слово "mascot" происходит от французского "mascotte" и, вероятно, родственно провансальскому "masco", "ведьма".

Почти все большие автомобили оснащены талисманом, закрепленным на капоте радиатора; свой талисман (козел, медведь и др.) есть у каждого полка. Считается, что удачу приносят и плюшевые медвежата. Впервые они появились на одной американской фабрике игрушек и получили имя Тедди в честь Рузвельта, бывшего в то время президентом США.

 

 

Ответ #8: 23 01 2012, 00:19:42 ( ссылка на этот ответ )

Иудейские амулеты

Доисторические иудеи, подобно окружавшим их народам, пользовались амулетами с надписями для защиты от сглаза и всевозможных дурных влияний. Такие амулеты изготавливались из полудрагоценных и драгоценных камней; камней, имеющих необычную форму, внешний вид или какие-либо естественные отметины; плодов деревьев и кустарников, а также из различных видов зерна. Согласно Бишоффу животных можно было защитить от нападения демонов и сглаза с помощью лисьего хвоста или путем нанесения им между глаз метки каким-либо белым веществом. Беременные женщины для предотвращения выкидышей носили на теле специальный камешек, а к новорожденным для защиты их от всякого зла привязывали узловатые шнурки или ленты.

Доисторические иудеи, по-видимому, имели развитую систему магии, но нам о ней мало что известно. Однако очевидно, что многие из магических обрядов, знакомых нам по Библии, пришли из очень глубокой древности. Законодатели и пророки закрывали на них глаза, ибо искоренить их было невозможно. Сам Моисей был настолько искусным магом, что превзошел мастерством магов фараона, а когда возникла необходимость — сотворил медного змея, верование в силу которого, несомненно, имело языческое происхождение Многое из своей магии иудеи унаследовали от шумеров и вавилонян. Немало ее деталей сохранилось у евреев и других народов даже после эпохи Средневековья. В знаменитой эпической поэме читаем, что Гильгамешу удалось побеседовать со своим мертвым другом Энкиду благодаря благосклонности Эа и Нер-гала, а Саул, помазанник божий, чтобы поговорить с духом Самуила, обратился за помощью к волшебнице из Аэндоры", которая славилась своей способностью вызывать души умерших.

Из различных видов иудейских амулетов, известных нам по Библии, можно упомянуть следующие:

1 Сахарон, выполненный, вероятно, из металла в форме полумесяца, т.е. лунного серпа. Его носили женщины (Ис, III, 18) и цари (Суд., VIII, 26), а также привязывали к шеям верблюдов (там же, стих 21) для защиты их от сглаза. Полумесяц был излюбленным амулетом многих народов западной Азии и представлял для них силу и защиту прибывающей, а не убывающей луны. Имьяраты и другие народы Аравии добавили к полумесяцу звезду, а абиссинцы приняли оба этих знака в качестве священных, как это позднее сделали и турки.

2. Терафим. Это небольшие фигурки людей или богов в образе людей. Как предполагается, обычно их изготавливали из глины. Однако иногда, в том случае, если они предназначались для ношения на теле, их делали, по-видимому, из полудрагоценных камней. Вероятно, эти амулеты были аналогичны так называемым фигуркам "Papsukkal", описанным в разделе о вавилонских амулетах. Впервые мы читаем о них в Книге Бытия (XXXI, 19,30), где говорится, что Рахиль, дочь Лавана, похитила терафимы своего отца и бежала вместе со своим мужем Иаковом, когда тот покидал дом Лавана. Отношение Лавана к этим фигуркам явствует из его обращения к ним как к "своим богам". Они, вероятно, были небольшого размера, так как Рахиль легко спрятала их в седле своего верблюда (см. также Суд., XVIII, 24). Однако совершенно ясно, что, несмотря на тот факт, что многие люди держали терафимы в своих домах (например, Давид (1 Цар. XIX, 13) и Миха, имевший "дом Божий" и сделавший ефод и терафим (Суд., XVII, 5)), их считали вещами нечестивыми и связывали с языческой практикой прорицания. Иаков, прежде чем отправиться в Вефиль, дабы предстать перед Яхве, велел всем своим людям отдать ему "богов чужих" и серьги (т.е. амулеты в форме полумесяца), а затем закопал их под дубом близ Сихема (Быт., XXXV, 4). По-видимому, существовало несколько видов терафимов. Одни из них хранились в жилище или шатре и считались домашними богами, подобно Пенатам, Другие вешались на тела животных, а третьи использовались Для прорицания. Последние осуждались пророками (1 Цар., XV, 23), а Иосия истребил их вместе с домашними духами, волшебниками и идолами (2 Цар., XXIII, 24). В Книге пророка Ие-зекииля (XXI, 21) описывается, как царь Вавилонии использовал терафимы, наряду с сотрясением стрел и изучением печени убитого животного для гадания. Нет никакого сомнения в том, что иудеи заимствовали терафимы у жителей Нижней Месопотамии, где согласно переведенной Сиднеем Смитом табличке, фигурки, обладающие предохраняющими и оберегающими свойствами, считались домашним имуществом и продавались вместе с домом.

3. Лехашим. В единственном числе это спово,лахаги, применялось по отношению к любому предмету или украшению, которые использовались при нашептывании заклинаний, заговоров, магических формул и молитв, и служили в качестве амулета. Во множественном числе оно упоминается в Библии (Ис, III, 20 и ел.), когда критикуются и порицаются драгоценности, украшения и убранство дочерей Иерусалима. К перечисленным там предметам относятся серьги, цепочки на руках и ногах, пояса, кольца, браслеты, сосуды с духами, зеркала и т.п. Описать их невозможно, ибо никаких изображений роскошной одежды и украшений, носимых богатыми женщинами во времена Исайи, не сохранилось. Среди них, несомненно, было множество лехашим, или амулетов, и вполне вероятно, что каждый предмет украшения имел характер амулета.

4. Колокольчики. Они крепились к подолу облачений первосвященника Аарона (Исх., XXVIII, 33), их звон был призван отгонять злых духов. Слова из Книги пророка Исайи (III, 16) наводят на мысль, что женщины крепили колокольчики к юбкам, издавая при ходьбе звон. Древние египтяне носили колокольчики в качестве амулетов, а их потомки, ранние копты, последовали их примеру и использовали колокольчики с целью избавления от злых духов во время святого причастия. В британском музее хранится колокольчик ассирийского периода, украшенный фигурками божеств с головами животных*. И в нынешние времена в караванах на шеи лошадей, ослов и верблюдов зачастую вешают колокольчики для отпугивания злых духов.

5. Фигурки богов. Вавилоняне, ассирийцы и египтяне — все они носили фигурки богов в качестве амулетов. Иудеи же, будучи монотеистами и поклонниками Яхве, фигурки которого изготавливать запрещалось, желая следовать примеру язычников и носить на теле или брать с собой в сражение фигурки богов в качестве амулетов, вынуждены были обращаться к языческим богам. К примеру, когда Иуда Маккавей вместе со своими спутниками отправился предать земле тела павших в отеческих гробницах рядом с их родственниками, под плащом на теле каждого убиенного обнаружил вещи, посвященные Иамний-ским идолам, иметь которые евреям было запрещено Законом. Иуда решил, что именно поэтому всех их и убили (2 Мак., XII, 39,40). Филистимляне, по-видимому, также имели при себе фигурки своих богов, когда их армия отправилась на сражение. Но после того, как Давид разбил их у Ваал-Перацима, они бросили своих богов и бежали, а Давид приказал сжечь фигурки (Шар., XIV, 12).

6. Тотафот, или филактерии, т.е. налобные повязки, носившиеся над глазами (см. Исх., XIII, 9, 16; Втор., VI, 8; XI, 18). Их делали из кожи и писали на них особые формулы, например. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими" (Втор., VI, 4, 5). Такие повязки или ремни с надписями следовало носить либо над глазами, либо на руке.

7. Мезуза. Это слово означает "дверной косяк" или "воротный столб". Так называлась полоска кожи с начертанными на ней и процитированными выше стихами из Второзакония. Такие полоски прикрепляли к дверным косякам жилищ (см. Втор., VI, 9 и XI, 20).

8. Сисит или "кисть", или "локон" [волос], или "кайма". Их, подобно филактериям и мезузе, делали по велению Бога: "И сказал Господь Моисею, говоря: Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти" (Чис, XV, 37,38). "Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься" (Втор., XXII, 12). Нет никакого сомнения в том, что тотафот, мезуза и сисит представляли собой амулеты, и что их использование уходит своими корнями в доисторические времена. Первоначально тотафот являлись драгоценными камнями, которые обладали Неизменной способностью отгонять злых духов и поэтому не нуждались в надписях.

В целом иудеи соблюдали Моисеевы законы, и хотя никаких Доказательств использования ими амулетов нет, существует определенная уверенность в том, что они безмолвно и неофициально переняли языческую веру в их действенность. Особенно после того, как иудеи научились письму и смогли писать на амулетах великое имя Бога, имена его ангелов и отрывки из своих священных книг. Языческий амулет становился действенным благодаря словам (т.е. заклинанию или магической формуле), произнесенным над ним магом, священником или целителем того времени, но эти слова были нечестивыми и отражали верование в силу демонов, неприемлемое для монотеистического иудея. Однако самим предметом, будь то полоска кожи, камень или металлический значок, он пользоваться мог, при условии, что произнесенные над ним или начертанные на нем слова, взяты из иудейского Священного Писания.

Подлинную историю использования иудейских амулетов можно почерпнуть только из Каббалы, очень древнего учения, касающегося теории и практики иудейского мистицизма. Несомненно заблуждаются те, кто утверждает, что Каббала не древнее X столетия нашей эры Ибо ее содержание свидетельствует о том, что авторы заимствовали многие из своих верований из вавилонских и египетских источников, ставших доступными благодаря переводам греческих авторов I и II столетий. По мнению доктора Гастера", ранние составители Каббалы пытались, заимствовав и адаптировав многие элементы из других источников, сформировать их в соответствии с фундаментальным принципом единства Господа и ограниченности сил злых духов. Народные верования не приемлют жестких догм, и многое из того, что считается сильнодействующим и эффективным у других народов, перенимается с верой в его полезность и для себя.

О Каббале написано много популярных книг, но они не заслуживают доверия, ибо их авторы ясно дают понять, что никогда не читали литературу по практической Каббале, которая, как справедливо отмечает доктор Гастер, до сих пор находится большей частью в виде манускриптов. Он говорит: "Медицинские рецепты свидетельствуют об общепринятом огульном или совместном использовании лекарств и амулетов практикующими лекарями. Амулеты применялись также широко, как и любые другие лечебные средства. Не существовало ни одного недуга, для лечения которого нельзя было бы прописать один или несколько амулетов. Их практическое использование оказывалось еще шире, ибо с помощью амулетов достигались результаты, неосуществимые посредством одних только лекарственных снадобий... Усмирение злых демонов взыванием к помощи добрых духов — это лишь реализация высших духовных истин. Основополагающим принципом выступает вера".

Бишофф в своей работе Elemente der Kabbalah сгруппировал основные классы рекомендуемых Каббалой амулетов с надписями следующим образом. Простейшие из них несут на себе лишь выдержки из Библии, например: "Я не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой"(Исх, XV, 26). Другой излюбленной надписью был следующий отрывок: "Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень" (Пс, ХС, 5, 6). Кетеб или "полуденный демон" внушал глубокий страх, а слова, переведенные как "ужасы в ночи" и "зараза", — это имена вселяющих ужас демонов, вызывающих болезни. Текст псалма XCVII часто писали на куске кожи в форме подсвечника с семью ответвлениями и носили как амулет. Прекрасный псалом CXXI также часто воспроизводили на амулетах. Иногда в амулетных текстах встречается игра слов, например: "Иосиф — ветвь плодоносящего дерева над источником" (Быт., XLIX, 22).

 

 

Ответ #9: 23 01 2012, 00:40:55 ( ссылка на этот ответ )

Сирийские амулеты

Нашими знаниями о существовании сирийских амулетов мы почти полностью обязаны небольшому томику, озаглавленному "Маленькая Книга Защиты", составленному по текстам четырех манускриптов, написанному на сирийском языке и переведенному сэром Германом Голлансом (The Book of Protection, London, 1912). Из этих манускриптов два находятся у сэра Германа; третий — в библиотеке Кембриджского университета, а четвертый хранится в Британском музее (Отд. Востока, No 6673). В этой небольшой работе представлено "собрание заклинаний, которое, вероятно, было написано или составлено коренным жителем страны, лежащей к северу от Мосула. Владелец книги был христианином и, возможно, священником или какого-то рода служителем Несторианской Церкви, к которому люди обращались за заговорами или заклинаниями, заклинательными молитвами и благословляющими формулами. Все это должно было помочь духовно и физически, а также защитить их птицу, скот и имущество в целом. Источником силы, лежащей в основе всех амулетных текстов или "начертанных заклинаний", являлось непроизносимое имя Бога YHWH, его другие имена AHYH (Asher) AHYH, Эль-Шаддаи, Адонаи и Саваоф (Господь Сил), а также Десять Слов Бога, произнесением которых была сотворена Вселенная. В этом отношении сирийские "начертанные заклинания" идентичны таковым иудеев в их каббале, египетских христиан, абиссинцев, самаритян и арабов. Начертанное имя Бога было самим Богом, также как и все другие имена, образующиеся заменой и перестановкой Его имени.

В том, что касается декламационных заклинаний или заговоров, то самым сильнодействующим из них была Молитва Господня (1), далее следовали Молитвы Адама и Святых Ангелов (2 и 3), затем Евангелие (4). В заклинании от страха и трепета упоминается имя св. Георгия Победоносца из Лидцы и цитируется его молитва (5). Заклинание Иисуса (16) лишало мощи используемые противником военные машины, орудия, катапульты и т.п. Заклинание Соломона излечивало люмбаго (10); заклинание св. Фомы изгоняло из человека дух безумия и освобождало от него 366 членов его тела (12); заклинание Распятия лишало силы мечи, кинжалы, стрелы и т.п., (9). Затем следовали заклинания от всевозможных болезней (11); от головной боли и 72 болячек ушей, глаз и т.д., [в этом заклинании упоминаются Gannus и Sloonus] (13); от щелкания зубами (17); от судорог [упоминается Mar Awgin] (20); пауков ?(19); видений (22); сглаза людей (23); колик и простуды (25); заболеваний скота (26); бешеных собак и Диких зверей (27); лихорадок (28); отвлекающих шумов и звуков (33); волков (35); лживых сновидений (36); змей (37); скорпионов (38); сглаза скота (39); колдунов (42); злого духа (46); воробьев и насекомых, уничтожающих посевы (47); возгорания Посевов (48); кровотечения из носа (49); плача детей (50); колдовства(51); козней чертей (52); фурункулов ("шишки Алеппо", "Восточной болезни" и т.п.) и чесотки (53).

Заклинания перемежались молитвами декламационного характера для охотников и рыболовов, желавших богатой добычи и улова (14); дли жаждущих достатка и богатств этого мира (15); для тех, кто хотел мира в целом (19) и мира в семье (30); для путешествующих в ночи (32) и путешествующих по делам (31); о благосклонном расположении всех людей (40); за рожениц (43); а также магическими формулами, усмиряющими коров (24); предотвращающими скисание молока (44); благословляющими посевы, виноградники (29) и жилище (34).

Два раздела (6 и 7) содержат молитвы, которые необходимо было читать перед встречей с царями, правителями, судьями и другими сановниками, ибо они придавали лицу "открытое и обаятельное выражение" и способствовали благосклонному расположению власть имущих к просителю. В No б упоминается Александр Македонский и одежда, в которую он был облачен, покоряя мир. Предание гласит, что Александр построил двери или ворота, за которыми заключил племена Гог и Магог и большое число нечестивых народов. Имя Александра в качестве слова власти упоминается и в эфиопских заклинаниях.

Манускрипт С показывает, что составитель "Книги Защиты", подобно иудеям-каббалистам, самаритянам и эфиопам, твердо верил в силу заклинаний, произнесенных во имя архангелов и ангелов. Приводимый им перечень заклинаний довольно поучителен. Здесь мы находим в одной группе Гавриила, Михаила, Ариила, Азраила, Шамшиила, Харшиила, Сар-фиила, и Нуриила; за непроизносимым именем Господа следуют Шамшиил, Сасниил, Шамиил, Хиниил, Задкиил, Прукиил, Сахариил, Закиил, Даниил, Эшиниил, Такифиил, могущественный Гавриил, Макиил, Йомиил, Кукбиил, Шуфиил, Мариил, Мехала-лил, Затриил, Умиил, Хшах-шиил, Тариил, Азизиил, Ма-ниил и Самиил. "Этими священными именами я замыкаю уста и останавливаю языки злонамеренных людей, завистливых и продажных судей, эмиров, сатрапов, правителей, власть имущих, наместников и вождей, сановников и префектов, а также чужеземца, иноверца и язычника".

Особый интерес представляет легенда о дурном глазе и Мар"Абхд-Ишо", ибо она отличается от варианта, обычно приводимого на эфиопских амулетах. Одному святому явилась обладательница дурного глаза. Она попыталась заговорить с ним, но он схватил ее, связал, проклял и заставил назвать ему все ее имена. Она упомянула шесть имен: Мидух, Эдилта, Монелта, Ли-лит, Малвита и Мать, душительница мальчиков. Позднее она объявила, что имеет двенадцать (sic) других имен, а именно: Геос, Эилта, Ламброс, Мартлос, Ямнос, Самгос, Домос, Дигба, Апи-тон, Пегога, Зардух, Малвита, Лилита и Мать, душительница мальчиков. В 19 разделе Кодекса перечисляются различные виды дурного глаза и люди, обладающие им. Здесь мы уже упоминали глаз семи злых и завистливых соседей, ранящий глаз, не знающий сострадания, глаз отца, матери, чужеземцев, иноверцев, мужчины, женщины, старика, старухи и безбожника, темно-серый глаз, завистливый и темный глаз в одном ряду. В связи с темным или голубым глазом мы можем привести описание Франка: "Желтые волосы, голубые глаза и черное сердце". Некоторые из "заговоров" очень обыденны по своему характеру. Так, существует "заклинание", не позволяющее быку заснуть во время пахоты (С, 5) и предотвращающее детский плач (А, 50), с упоминанием семи спящих эфессцев, которые беспробудно проспали в пещере 377 лет.
Автор: Э.Уоллис Бадж

 

 

Страниц: 1 2 3 | ВверхПечать