ИВА БЕЛАЯ
Salix
семейство ивовые Salicacea
Народные названия: верба, ветла, ракита, ракитник, талина, бредина, лоза, молокитник
Происхождение названия: Наиболее распространенные русские названия ива и верба относятся к числу общеславянских (ср. укр. верба, польск. wierzba, болг. врьба), имеющих соответствия в других индоевропейских языках. Слово верба родственно литовскому virbas («прут, стебель»), латинскому verbena («листья и побеги лавра») и имело первоначальное значение прутья.
Род: женский
Планета: Луна
Стихия: вода
Сила: любовь, любовные предсказания, зашита, целительство, красноречие
Божество: Артемида, Церея, Геката, Персефона, Гера, Меркурий, Беленус, Белиний, Гермес
Ангел: Гавриил
Духи: ундины
Созвездие: Рак, Скорпион, Рыбы
Время года: осень
Время суток: сумерки
День недели: понедельник
Ветер: Зефир
Животные: морские змеи, дельфины, рыбы, тюлени
Камень: аквамарин, жемчуг, лунный камень, речная галька
Описание: Ива — дерево, иногда кустарник, высотой от 6 до 30 метров. Кора темно-серая, потрескавшаяся. Ветви длинные, тонкие, гибкие, желто-зеленые или желто-красные. Молодые ветви серебристо-пушистые на концах. Листья снизу покрыты серебристыми волосками, сверху гладкие. Цветет ива одновременно с распусканием листьев. Цветы собраны в густые и толстые цилиндрические сережки. Большинство видов ивы — влаголюбивые растения, растут по берегам рек, прудов. Встречаются на всей территории России, Беларуси, Украины.
Легенда: В липу и в дуб были посмертно превращены богами Бавкида и Филемон. Орфей, проходя по загробному миру, повернулся к иве для обретения дара красноречия.
Известны украинские тексты, связывающие вербу с Солнцем и Небом. В славянском фольклоре и верованиях верба оказывается причастной к сфере чудесного. На юге Польши и и Галиции известны рассказы о чудесной дулочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, гам где ее не касался солнечный луч и где она никогда не слышала петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помошью такой дудочки можно развеселить загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу. В вербу стрелял из лука и проклял Св. Сысой; он метил в черта, который в ней прятался. Из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос.
По представлениям белорусов, на вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит сам черт (до этого он обитает в воде, в «лозе», а после Вербного воскресенья — на клене или в жите).
Словаки считали, что водяной часто сидит на самой высокой вербе и высматривает свою жертву. По белорусским верованиям, черти весной отогреваются на вербе, а после Вербного воскресенья падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти обычно предпочитали сухую и дуплистую вербу. Белорусская и польская поговорка: «Влюбился, как черт в сухую (старую) вербу».
Пословицы и поговорки: Где вола, там верба; где верба, там и вола.
Ветла — что луговая трава: ее выкосили, а она енот» выросла. Приживчивое дерево ива: из тычка растет. Увидел на вербе пушок — и весна под шесток. Не верба бьет — старый грех. Верба хлест — бей до слез.
Верба красна, бьет напрасно; верба бела — бьет за дело.
Не я бью — верба бьет.
Он сказывает на вербе грушу (врет).
Дождешься, как от вербы яблок.
Приметы: Кто вербу посадит, сам на себя заступ готовит. Умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату. Скотину выгоняют в поле первый раз вербой с Вербного воскресенья.
Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яровые хороши будут.
На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут.
Вербная каша — цвет вербы.
Ритуальное использование: Могильные холмики в Британии, часто располагающиеся около болот и озер, иногда украшались ивой из-за се символической связи со смертью.
В Китае ива — дерево бессмертия (даже из малого кусочка ивы может вырасти целое дерево). Когда иудеи проходили по Вавилону, они подходили к иве, вешали на нес свои арфы и возвращались домой. Друиды использовали ивовый пух для защиты себя в заклинаниях.
Ива росла на месте рождения Геры; в Древней Греции ива считалась деревом Геры и Гекаты.
В Египте в погребальных кострах вместе с дубом и орешником сжигалась также и ива, что символизировало власть, мудрость и очарование усопшего.
В Японии ива — дерево печали, слабости, нежности, девичьего изящества.
В христианстве один из самых значительных праздников - Вербное воскресенье, предшествующее Пасхе и посвященное въезду Христа в Иерусалим. Жители столицы приветствовали Христа, бросая ему под ноги пальмовые ветви. На Руси праздник позже получил название Вербного воскресенья, потому что здесь роль пальмовых листьев выполняла распускающаяся к этому времени верба.
Как символ роста, верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и магических ритуалах. Хлестание вербной веткой практиковалось у восточных славян в Юрьев лень. Затем эту ветку втыкали в поле, затыкали за икону или бросали в пруд. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, чтоб на следующий год выйти замуж и забеременеть.
На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку вербы на Ивана Купалу и водили вокруг нее хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее на части.
В Словении и Хорватии вдень Невинных младенцев (28 декабря), называемый иногда «днем битья», мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.
Первый выгон скота и первая пахота не обходились без освященной вербы: ею били скот.
В Средиземноморье считали, что ива роняет свои семена прежде, чем они достигают зрелости, вследствие чего се считали бесплодной и представляли как наглядный образ девственности (целомудрия) и идеальный исходный материал для того, чтобы достигнуть воздержания. Поскольку у нее постоянно отрастают отрезанные ветви, ее сравнивали с Библией — неистощимым источником мудрости. Ориген обещал праздник урожая вечности всем тем. кто сохранил невредимыми ивовые ветви своего целомудрия. В средние века и позже ценили иву как одно из растений, способное ставить преграду или блокировать болезнетворные вещества. Вербные сережки, освященные на Вербное воскресенье, приносятся в дом, чтобы охранить его от всякого зла (особенно от молнии). Плакучие ивы из-за своих тоскливо свесившихся ветвей считаются символом смерти и используются как кладбищенское растение.
В Афинах ива использовалась в празднике плодородия Деметры-Фесмофории (законодательницы, устроительницы), женщины клали в постель ивовые ветви, чтобы отгонять змей.
Отвар ивовой коры ценился как важнейшее лекарственное средство от ревматизма. В Древнем Китае ива была весенним эротическим символом: жрицы любви назывались цветы и ивы. Женская талии носила название ива, брови красивых женщин сравнивали с взмахом ивовых листьев, волосы на лобке сравнивали с глубокой ивовой тенью. Юную девушку называли нежная ива, свежий цветок. Ивовые ветви друзья и подруги чиновника вручали ему в качестве подарка при прощании. когда того переводили в провинцию.
Магическое использование: Листья ивы носят с собой или добавляют в настои для привлечения любви, а само дерево используется в качестве материала для магических булав в лунной магии. Если вы хотите узнать, выйдете ли в следующем году замуж, забросьте туфлю на дерево ивы. Если она свалится обратно — у вас еще будет время, а если зацепится за ветви — готовьтесь к свадьбе.
Все части дерева защищают от злых сил; их можно носить с собой или держать лома. Для отвращения зла просто постучите по дереву.
Листья, кора и древесина ивы используются также в ритуалах целительства. Магические метлы, особенно колдовские, связывались веткой ивы. Из ивы часто изготавливались магические булавы.
Верба охраняет от злых духов, бед и несчастных случаев. Освященные ветки хранили в домах, а иногда даже се сережки съедали вместе с кашей. Ветки ивы, вывешенные на воротах, охраняют лом.
Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Ею окуривали, растертую в порошок пили вместе с можжевельником, прикладывали в примочках. На вербу переносили болезни.
Верба — символ быстрого роста, здоровья, жизненной силы и плодородия. Молодая верба, особенно освященная в Вербное воскресенье, защищает от стихийных бедствий, нечистой силы и 6оле*НСЙ. Старая верба — прибежище чертей и водяных; место, куда можно отсылать болезни.
Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, используются для защиты от грома, грозы и бури. На Руси верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь усмиряет его, посаженная в поле оберегает посевы, а выброшенные на двор ветки останавливают град. Иногда с подобными целями жгли освященную вербу.
Лекарственное использование: Одо из Мена пишет:
"Ива и все ее части своей иссушающей силойВсюду известны; она. говорит, и умеренно вяжет.Рану кровавую склеить ее в состоянии листья;Если их выпить с водой, то зачатью мешают у женщин;Пепел их жженой коры в сочетании с уксусом крепкимС ног изгоняет мозоли, наложенный иль умащеньем;Тем же путем очищает он также еще бородавки".Кора ивы используется как жаропонижающее, кровоостанавливающее, вяжущее, противовоспалительное, дезинфицирующее средство в виде настоя, отвара и порошка. Применяется при ревматизме, подагре, простудных заболеваниях, головной боли, при поносах и катарах желудочно-кишечного тракта. Порошком коры присыпают кровоточащие и гнойные раны. Отвар используют для полоскания рта и горла, для ножных ванн при варикозном расширении вен, для лечении кожных заболеваний, фурункулезе. При повышенной потливости помогает настой коры.
Настой: I чайная ложка измельченной коры на 2 стакана холодной воды. Настаивать 8 часов (суточная доза). Порошок из коры ивы принимают 3 раза в день по I г перед едой.