Его наследники еще не раз пытались разорить «гадючье гнездо» в Аламуте, но терпели поражение за поражением, а вождь исмаилитов, напротив, успешно расширял сферу своего влияния. Этому способствовало и удачное географическое положение штаб-квартиры исмаилитов, находившейся примерно в равной близости к Персии, Ираку, Турции и Сирии; к тому же эта горная местность, труднодоступная сама по себе, превратилась в настоящий бастион, когда Хасан ибн Саббах и его единомышленники прибрали к рукам все окрестные крепости и возвели новые в стратегических важных пунктах. Все это позволило Старцу Горы (прозвание, данное Хасану ибн Саббаху крестоносцами) в короткое время стать практически неограниченным хозяином всей горной области Внутреннего Ирана и прилегающих территорий. Огромную роль в успехе исмаилитской экспансии сыграли, безусловно, и прирожденные лидерские качества Хасана ибн Саббаха, сумевшего, по словам одного историка, «преуспеть в невероятном — превратить мирное и привыкшее к подчинению персидское крестьянство в удивительно упорных воинов». В личной жизни Старец вел себя именно так, как это и положено любому «святому старцу». Он ввел в Аламуте суровые аскетические порядки, категорически запретил употребление вина, всевозможные увеселения и любые другие признаки «сладкой жизни», хотя эти запреты распространялись лишь на самих обитателей Аламута, т. е. верхушку исмаилитского общества, и не затрагивали основную массу населения. Интересно, что он, несмотря на многочисленные обращения «благодарных подданных», так и не провозгласил себя имамом, скромно именуя себя; лишь его «заместителем». (!А вот фатимидский халиф Хаким даже велел поклоняться себе, как живому богу...) Все это является несомненным подтверждением чистоты его намерений и стремления, вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, как можно полнее воплотить в реальной жизни идеалы праведности и справедливости.
Уже на рубеже XI/XII вв. он приобрел такой подавляющий авторитет на подвластной ему территории, что мог отныне без оглядки на кого бы то ни было проводить в жизнь свои далеко идущие планы распространения влияния исмаилизма на весь ближневосточный регион. К этому времени он практически полностью порвал отношения с египетскими ис-маилитами, которым был столь многим обязан, а в династическом конфликте между сторонниками Мустали и Низара открыто принял сторону последних, дав им убежище в Аламуте и использовав убийство Низара для окончательного размежевания с Фатимидами. С этого времени иранские исмаилиты стали также называться низаритами, это название вскоре распространилось на все крайние течения и толки в исмаилизме. Тогда же Хасан ибн Саббах объявил, что его учение будет отныне называться «новым призывом» (давад-и-джадид), а сторонники «старого призыва», т. е. фатимидской версии исмаилизма, были объявлены им оппортунистами и перерожденцами, исказившими священные принципы учения в угоду своекорыстным интересам. (Надо сказать, что Фатимиды, погрязшие в непрерывной борьбе за власть, вполне заслужили подобный упрек, что и было подтверждено их скорым и окончательным крахом.) Всем, откликнувшимся на «новый призыв» и готовым поддержать его словом и делом, гарантировалось при жизни очищение от всех грехов, а после смерти — беспрепятственное слияние с Мировой душой. На деле этот «призыв» был использован как эффективное средство мобилизации и объединения сил перед лицом непрекращающихся угроз извне.
Какие же методы борьбы против этих угроз применял затворившийся в своей горной крепости-монастыре Старец (последние сорок лет своей жизни он, кажется, ни разу не покинул пределы Аламута) для того, чтобы избежать разброда и шатания в рядах единомышленников и добиться абсолютного подчинения тысяч «фидаев» собственной неукротимой воле и далеко идущим замыслам? Здесь мы подходим к самой темной и загадочной странице в истории иранского исмаилизма — вопросу о пресловутом ассасинском «терроризме», ставшем поистине притчей во языцех. Скажем сразу: терроризм этот на самом деле не имел ровным счетом ничего общего с тем явлением, с которым это слово ассоциируется теперь, поскольку он носил, во-первых, строго избирательный, а во-вторых, чрезвычайно ограниченный характер. Чтобы понять это, достаточно просто обратиться к документам, а не ко всякого рода вымыслам и «страшилкам», усердно распространявшимся врагами исмаилитов. Эти последние приписывали им самые ужасающие и леденящие кровь злодеяния, вроде убийства в Хорасане нескольких сотен человек, которых исмаилитские агенты под видом слепых нищих заманивали в безлюдные места и там зверски убивали. (Примечательно, что эта нашумевшая история, давно уже разоблаченная современными исследователями, например, Л. Строевой, как откровенная фальшивка, была, однако, совсем недавно на полном серьезе вновь пересказана Л.Н. Гумилевым, под пером которого орден ассасинов превратился в самую жизнеотрицаюшую среди всех «жизнеотрица-ющих систем»). К счастью, до нашего времени сохранилось несколько параллельных списков жертв исмаилитов, с точным указанием их имен, званий и обстоятельств покушения. Списки эти велись людьми, далекими от симпатий к «врагам веры» и менее всего склонными преуменьшать количество жертв; тем не менее, при их сличении выяснилось, что за первые семьдесят два года существования ордена, на которые приходится пик террора, от рук фидаев пало... семьдесят пять человек. (Подробно эти выкладки приведены, в частности, в указанной работе Л. Строевой.) Основной эффект достигался, согласно замыслам Хасана ибн Саббаха, не за счет количества, а, так сказать, за счет качества: все убитые, без единого исключения, занимали высокие посты в духовной и светской иерархии (среди них было, например, восемь султанов и шахов, шесть визирей, десять муфтиев и кадиев, губернаторы областей, градоначальники и т. п.), и никто из них, за исключением разве что Низама аль-Мулька (в его убийстве можно предполагать мотив личной мести), не оставил по себе доброй памяти у своих подданных. Речь, действительно, шла о злейших врагах исмаилизма, уничтожавших его сторонников повсюду, где только было возможно, и в несравненно больших количествах, а действия против них необходимо рассматривать прежде всего как компенсацию военной слабости исмаилитов, вынужденных одновременно отражать удары со всех сторон, на ранней стадии существования их государства. Когда же оно окончательно утвердилось на захваченных территориях (примерно с середины XII в.), то и террор фидаев фактически сошел на нет.
Откуда же возникло мнение о последователях Старца Горы как о банде коварных и изощренных убийц, видевших едва ли не единственный смысл своего существования в удовлетворении своих садистских инстинктов и в разрушении государственных институтов сопредельных государств? Конечно, основную роль в формировании подобного имиджа сыграли многочисленные враги исмаилизма, у которых после гибели ордена оказалась монополия на информацию; когда же к этой теме на рубеже XVIII—XIX вв. впервые обратились западноевропейские, прежде всего, французские ориенталисты (Сильвестр де Саси и др.), то они, сознательно или бессознательно, спроецировали историю ордена на события французской революции, являвшейся, как многим тогда казалось, орудием в руках неких тайных и даже оккультных сил. Благодаря их усилиям орден оказался стилизован под масонскую ложу и объявлен центром «антигосударственного заговора», средоточием «безбожия», «безнравственности» и т. п. Наконец, нельзя не отметить, что преувеличенное мнение о возможностях исмаилитов было на руку и самому Хасану ибн Саббаху в качестве эффективного средства психологического давления на своих противников и безотказного орудия в арсенале пропагандистской войны. Так и возникла та самая «черная легенда», которой до сих пор иные историки стращают читателей.
Важной составной частью этой легенды является знаменитая история об «искуственном рае» ассасинов, в которой Старцу Горы приписывался приоритет в изобретении методов массового зомбирования, превращавших подданных Старца в идеальные «человекоорудия» для осуществления его замыслов. Делалось это якобы следующим образом: в долине неподалеку от главной резиденции Хасана ибн Саббаха был разбит прекрасный сад, внешне полностью отвечавший распространенным среди народа представлениям о загробной жизни в джанна — раю. Верные Старцу люди одурманивали простодушных крестьянских юношей различными наркотическими зельями и в таком состоянии препровождали их в этот мнимый рай, где те проводили по нескольку дней или даже недель, не зная отказа ни в одном из своих чувственных желаний: к их услугам были прекрасные раззолоченные терема, реки, текущие вином и медом, а специально подобранные куртизанки, изображавшие райских дев — гурий, ублажали их всеми доступными способами. Затем жертвы Старца вновь погружались в забытье и доставлялись в его резиденцию, где им внушалось: святой пророк-де настолько могуществен, что ему и его верным слугам открыты все двери рая, однако чтобы заслужить вечное, а не преходящее блаженство, необходимо полностью предать себя его власти. Контраст между убогим земным существованием и ослепительными видениями неземной красоты и блаженства действовал настолько неотразимо, что психика неофита оказывалась полностью парализованной, и искомое согласие получалось, как правило, незамедлительно. Дальше будто бы следовало вот что: «Захочет Старец убить кого-нибудь из важных, выберет он среди своих ассасинов, и куда пожелает, туда и шлет его. И говорит при этом: хочешь попасть в рай, убей такого-то, и сам отдай свою жизнь, и останешься там навеки... Поэтому кого Горный Старец пожелал убить, тому было не спастись» (М. Поло).
И эта история при ближайшем рассмотрении оказалась фикцией. Современным историкам удалось разыскать ее первоисточник, которым оказалась весьма распространенная еще задолго до появления Хасана ибн Саббаха легенда о чудесном дворце «скрытого имама» Мухаммеда ибн-Исмаила, расположенном якобы где-то в Ливии, в пустыне к югу от Триполи, в стенах которого имам коротал время в ожидании наступления «седьмого века». Доступ в этот дворец получали лишь самые верные из верных «воинов Исмаила», и, по их описаниям, он был столь прекрасен, что казался истинным прообразом райского сада. Против достоверности легенды об «искуственном рае» свидетельствует и еще один важный аргумент: если террористическая машина Хасана ибн Саббаха работала на столь низких оборотах (по человеку в год), то была ли необходимость в применении столь изощренных мер для того, чтобы запустить ее в ход? Для этого было вполне достаточно и обычных методов психологической обработки, с которыми Старец действительно был знаком во всех тонкостях и нюансах. В довершение всего, название «ассасины» было образовано от персидского слова, означающего не «употребляющие гашиш», а «стражи». Что во всей этой истории действительно, судя по всему, является правдой, так это косвенное указание на практику применения галлюциногенных веществ для достижения определенных мистических переживаний и экстатических состояний, использовавшуюся в тайных обществах начиная с самых древних времен. Нет ничего невероятного в том, что нечто подобное имело место и во время исмаилитских посвящений, хотя все, что было с этим связано, по понятным причинам оказалось окутано непроницаемой завесой секретности.
В наши задачи не входит подробно излагать здесь историю исмаилизма при Старце и его преемниках, которые все принадлежали к одному родственному клану; достаточно будет сказать, что они, удачно используя внешние и внутренние противоречия, раздиравшие исламский мир, продлили существование секты вплоть до середины XIII в., причем ни арабы, ни персы, ни турки, ни крестоносцы (с которыми исмаилиты то заключали временные союзы, то шли на них «джихадом») так и не смогли найти на них управу. Отметим лишь, что самым заметным событием в истории исмаилитского государства после смерти Хасана ибн Саббаха явилось провозглашение в Аламуте 17 рамадана 559 г. (8 августа 1164) «дня Кийамата» (Кийамат — исмаилитский термин, с трудом поддающийся однозначной интерпретации; что-то вроде «восстановления времен»), с которого, по мнению инициаторов этого действа, следовало начинать отсчет новой эры в истории человечества. Инициатива исходила от одного из преемников Старца по имени Хасан ибн-Мухаммед ибн Кийа Бузург Умид, а смысл ее заключался в том, чтобы его подданные «окончательно сбросили со своих шей узы и ярмо шариата». Судя по немногим сохранившимся источникам, посвященным этому событию, Хасан хотел призвать своих подданных к полной и безусловной замене всех внешних форм богопочитания мистическим стремлением к единению с Богом в собственном сердце и собственной душе: «...Они говорили, что Кийамат происходит тогда, когда люди придут к Богу, и тайны и истины всех творений будут открыты, и акты послушания — отменены, так как в этом мире все является действием и нет расплаты, а в мире будущем все есть расплата и нет действия... И в период Кийамата они [люди] должны обратиться к Богу, оставить обряды религиозного закона и установленные обычаи поклонения [Богу]... должны быть всегда с Богом в сердцах своих и держать лик своих душ постоянно обращенным к Божественному присутствию, и в этом есть истинная молитва» (ал-Джувейни).
Правда, никаких осязаемых последствий для человечества этот революционный акт, судя по всему, не возымел; сам Хасан Второй, целиком погруженный в свои мистические грезы и переживания, два года спустя был убит исламским фанатиком, а его преемники не особо усердствовали в осуществлении провозглашенных им принципов и идеалов «мистической реформации». Последний из них, некто Руки-ад-дин, даже вступил в секретный сговор с заклятыми врагами исмаилитов — турецкими феодалами и монгольским войском хана Хулагу - и без боя сдал им неприступный Аламут, хотя народ был полон решимости сопротивляться до последнего. (Это не спасло Руки-ад-дина от участи всех предателей: вскоре он был тайно убит монголами.) После этого исмаилиты временно исчезают с исторической арены как организованная сила. Вновь орден вышел из подполья только в XIX столетии и благополучно существует и в наши дни, занимаясь главным образом пропагандистской и благотворительной (!?) деятельностью.
Несмотря на все возрастающее количество посвященных ему исследований, исмаилизм до сих пор остается во многом загадочным и не понятым по существу явлением и заслуживает несравненно большего внимания, чем ему уделялось до сих пор. Ведь именно его последователям, как никому другому, удалось показать ошибочность расхожего мнения, будто мистические учения могут существовать лишь в пределах строго ограниченного пространства, не занятого другими, более традиционными и влиятельными, религиозными и идеологическими структурами. Хасан ибн Саббах и его преемники на протяжении более чем полутораста лет распоряжались обширной территорией с населением в несколько миллионов человек — и за все это время не было ни одной попытки изнутри воспротивиться установленному ими режиму и неслыханным доселе религиозным новшествам, исходящим от исмаилитской верхушки, ни одного восстания или даже намека на него! Наоборот, народ до конца оставался предан своим вождям, пока те сами не предали его. Все известные факты указывают на то, что низшие слои населения воспринимали исмаилитское государство как нечто такое, лучше чего им нельзя было и желать. Таким образом, исмаилитское государство - это, прежде всего, народное государство, несмотря на то, что во главе его стояли представители элитарной эзотерической идеологии. Несомненно, осуществленный Хасаном ибн Саббахом социальный эксперимент мог состояться лишь в том случае, если эта идеология оказалась в чем-то близкой и созвучной неким глубинным инстинктам народных масс. И массы, и элиту, объединенную в тайный орден, сближало между собой, в сущности, лишь одно: вера в божественную справедливость и в возможность здесь, на земле, придать ей абсолютно конкретные и осязаемые формы. (Именно в этом и заключалась основная идея замены шариата хакикатом.) С другой стороны, ими двигало убеждение, что люди сильные, богатые и могущественные, к тому же не разделяющие их идей, неизбежно являются носителями зла: для одних (народные массы) в качестве представителей эксплуататорских классов, а для других («идейные» ассасины) — как «жестокосердные порождения материи», движимые хищническими инстинктами и воплощающие в себе плотское, материальное, количественное начало, являющееся, согласно базовой гностической доктрине, творением Сатаны и отданное ему во власть. Материальный мир, как учили гностики, есть «мрачное прибежище дикого зверя», т. е. плотяного, недуховного человека. С точки же зрения исмаилитов, «мир темница (зиндан) ддя благочестивых, а рай для неправедных и лицемеров». Из этого «зиндана» можно выбраться, лишь тем или иным образом нейтрализовав его стражей; в этом и заключается основная идейная предпосылка исмаилитского «терроризма». Борьба с «сильными мира сего» была для ассасинов не самоцелью, а средством восстановить попираемые на земле законы Божественной справедливости, представление о которой нашло отражение в другом популярном исмаилитском лозунге: «Мы желаем блага тем, кто слаб на земле, и хотим сделать их господами». И если к исмаилитам (так же, как к богомилам и последователям других дуалистических ересей) и приложимо пресловутое определение «антисистема» (Л.Н. Гумилев), то это верно лишь в том смысле, что они всеми имевшимися в их распоряжении средствами противостояли системе государственного террора, коррупции и религиозного лицемерия ортодоксов.
В заключение было бы как нельзя более уместно задаться вопросом о том, насколько корректна параллель между исмаилизмом и коммунистической идеологией, проводимая в некоторых работах. Действительно, определенные внешние основания для этого имеются, в пользу чего говорит и целый ряд весьма многозначительных совпадений. Например, символом посвящения в орден была у ассасинов пятиконечная звезда (важнейшие исмаилитские символы приведены в кн.: Дарол А. Тайные общества, с. 37). Исмаилиты первыми отказались в общении между собой от обращения «господин» и заменили его на «товарищ» — рафик (Додихудоев X., указ, соч., с. 362). Хасан ибн Саббах уделял огромное внимание пропагандистской деятельности и, наряду с фидаями, считал своей главной опорой дай — специально обученных проповедников, воодушевлявших фидаев и народ на поддержку своего дела. Самое, наконец, главное, что террор ассасинов, как уже неоднократно подчеркивалось, имел ярко выраженный классовый характер.
Однако все это отнюдь не подвигло марксистских историков, скрупулезно выискивавших во всех эпохах действительных и мнимых «предшественников социализма», признать в исмаилитах своих собратьев по разуму. Наоборот, если они и упоминались в религиоведческих трудах, то, как правило, в сопровождении тенденциозных эпитетов вроде «религиозные мракобесы», «социальные демагоги» и т. п. (Во всяком случае, вплоть до 1970-х годов.) В сталинское же время на тему вообще было наложено строжайшее табу. В чем тут секрет? Очевидно, в том, что исмаилиты были на самом деле выразителями интересов народных масс, и в этом состояло их коренное отличие от наших «борцов за народное счастье», способных лишь бездарно паразитировать на великой идее; они-то как раз и были и мракобесами, и демагогами. Поэтому то обстоятельство, что еще без малого тысячу лет назад существовало государство без «классового угнетения», основанное на духовных ценностях и идеалах, во всем противоположных марксистским, решено было попросту замолчать. И действительно, если бы Старец Горы каким-то чудом оказался в нашем недавнем прошлом, нетрудно представить, против кого бы он обратил кинжалы своих верных фидаев...
Литература:
СТРОЕВА Л.В. Государство исмаилитов в Иране. М., 1978;
Об исмаилизме в целом - БЕРЕЗИН И.Н. Восточные реформаторы - ассасины. СПб., 1857; БОБРИНСКИЙ А.А. Секта Исмаила в русских и бухарских пределах Средней Азии. М., 1902; ДАРОЛ А. Тайные общества. М., 1998, с. 11-43; ДОДИХУДОЕВ X. Философия крестьянского бунта (= исмаилизма). Душанбе, 1987; аль-КИРМАНИ X. Успокоение разума. М., 1997 (перевод главного сочинения «шейха исмаилитских философов»); ан-НАУБАХТИ. Шиитские секты. М., 1974; ПЕТРУШЕВ-СКИЙ Н. Ислам в Иране. М., 1966, гл. XI; СЕМЕНОВ А.А. Описание исмаилитских рукописей... Пг., 1919; СЕМЕНОВА Л.А. Из истории фатимидского Египта (очерки и материалы). М., 1974; ФИДАИ. История исмаилизма. М., 1959 (текст на перс, яз., введ. и комм, на рус.); ХАРЮКОВ А.Л. Англо-русское соперничество в Центральной Азии и исмаилизм. М., 1995; ЦВЕТКОВ В.П. Ислам и его секты. Ашхабад, 1913; аш-ШАХРАСТАНИ. Книга о религиях и сектах. М., 1984; A Bibliography of Ismailism. N.-Y, 1985; CORBIN A A Cyclical time and Ismailitic Gnosis. Lnd., 1983; DAFTARY F. The Ismailits: their mind and doctrines. Cambridge, 1990; HODGSON M. The Order of Assasins. «s Gravenhage, 1955.