Максимум Online сегодня: 1265 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371253 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 22 12 2024, 12:24:23

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 13 | Вниз

Ответ #25: 14 09 2010, 01:57:50 ( ссылка на этот ответ )

КОРТИК АДМИРАЛА КОЛЧАКА

Гори, гори, моя звезда!...

      Бессмертный романс, написанный В.П. Чуевским в 1868 году, дожил до наших дней. Когда вы слушаете его, вспомните об авторе музыки — выдающемся российском флотоводце Александре Васильевиче Колчаке. Уверен, что правдивая книга об этом славном моряке не за горами. Пока же отдельные эпизоды из его жизни доходят до нас слабым светом звезды погашенной в 1920 году.

      Откроем Большую Советскую Энциклопедию и прочитаем: «Колчак Александр Васильевич (1873 — 1920) — адмирал царского флота, монархист, крайний реакционер, ярый враг Советской власти, один из ставленников Антанты в период иностранной военной интервенции и гражданской войны в СССР».

      Тут правда перемешана с вымыслом. Иным предстает перед нами Колчак в воспоминаниях современников. Вот одно из них:

      «Капитан 1-го ранга Александр Васильевич Колчак, небольшого роста, лет сорока, человек с гладко выбритой головой и глубоко запавшими черными серьезными глазами, очень походил лицом на татарского воина времен Батыя. Он принадлежал к группе молодых инициативных офицеров, стремящихся возродить русский флот после позора Цусимы на новых началах, — их называли «младотурками». В 1914 году он командовал эскадренным миноносцем и был известен на флоте как отважный полярный исследователь, гидрограф, мастер минного дела, талантливый организатор и волевой, не лишенный честолюбия человек.

      Предки А. Колчака принадлежали к дворянскому сословию, но родовых поместий не имели, семья жила на жалованье отца, морского артиллериста, ушедшего в отставку в чине генерал-майора. Учебу в морском кадетском корпусе Александр завершил с премией адмирала Рикорда, стажировался в дальних плаваниях на кораблях «Рюрик» и «Крейсер». Стал лейтенантом в 1900 году.

      После участия в полярной экспедиции Э. Толя Александру Васильевичу светила блестящая карьера в области океанологии, но он все бросил, узнав о начале войны с Японией. Командующий российским Тихоокеанским флотом адмирал С.О. Макаров принял лейтенанта Колчака с распростертыми объятиями, как своего ученика, и назначил его сначала на крейсер «Аскольд», а затем доверил ему командование кораблями — минным заградителем «Амур», а позже эскадренным миноносцем «Сердитый».

      Там, на войне с Японией, молодой офицер Колчак проявил свой командирский талант. Его боевые подвиги получили высокую оценку. Он был награжден орденом Святого Георгия четвертой степени, именным золотым оружием.

      Мне посчастливилось побывать в Георгиевском зале Московского Кремля в 1961 году. И до и после я посещал много музеев, как отечественных, так и зарубежных. Но самое яркое, незабываемое впечатление осталось от пантеона российской воинской славы. Он потряс меня своей лаконичностью, убедительной простотой.

      Все белые стены и колонны зала испещрены именами георгиевских кавалеров, написанными золотыми буквами. С трепетом в сердце я искал и нашел четырежды повторенное имя Александра Васильевича Суворова. А вот имени Колчака найти не удалось...

      Императрица Екатерина II учредила орден Георгия для «награждения отличных военных подвигов и в поощрение в военном искусстве». Им награждались офицеры за выдающиеся подвиги или прослужившие в армии 25 календарных лет, а на флоте — участники не менее 18 плаваний с длительностью каждого не менее шести месяцев.

      Орден Святого Георгия имел четыре степени; первые две назывались орденом большого креста. Знаки первой степени: лента о трех черных и двух желтых полосах; на конце ленты крест большой, золотой, с белою с обеих сторон финифтью, по краям с золотой каймой, в середине креста помещено на одной стороне — изображение Святого Георгия на коне, поражающего копьем дракона, а на другой — вензель его; звезда золотая четырехугольная, в середине ее в золотом поле вензель Святого Георгия и надпись «За службу и храбрость».

      На именном золотом оружии у кавалеров ордена, начиная с 4-й степени, надпись была короче: «За храбрость».

      Чтобы нам, потомкам, лучше уяснить величие ордена Святого Георгия, следует помнить: за двухвековую историю первой степенью было награждено всего 25 человек; когда в 1805 году госсовет решил наградить императора Александра I орденом первой степени, тот в письменном ответе сказал: «...в доказательство, сколь я военный орден уважаю, нахожу приличным принять знак 4-го класса». Даже император Николай I согласился принять орден Святого Георгия 4-й степени лишь после того, как исполнилось 25 лет его действительной службы в армии.

      Итак, золотой (георгиевский) кортик (часто ошибочно пишут — саблю) с надписью «За храбрость» Александр Васильевич Колчак получил за выдающиеся подвиги в войне против Японии. С тех пор это оружие стало атрибутом его парадной формы.

      Георгиевский кавалер Колчак встретил первую мировую войну командиром эсминца Балтийского флота, но очень скоро, в чине капитана 1-го ранга, занял должность флаг-офицера по минному делу в штабе командующего флотом вице-адмирала фон Эссена. Последний перед смертью прочил Александра Васильевича на свое место, но по молодости лет флот Колчаку не доверили, дали ему командовать минной дивизией (миноносцами), повысив в чине до контр-адмирала.

      В конце компании 1915 года, только вступив в новую должность, Александр Васильевич проявил свой блестящий военный талант, нанеся силами миноносной дивизии ощутимый удар по немецкому флоту в бою у Кеммерена. Все газеты России оповестили страну о подвиге адмирала Колчака, его грудь украсилась орденом Святого Георгия третьей степени.

      Весной 1916 года три миноносца под командованием Александра Васильевича потопили немецкий крейсер и расстреляли караван транспортных судов.

      После очередной победы над немецким флотом А. В. Колчак узнал, что ему досрочно пожалован чин вице-адмирала с назначением на должность командующего Черноморским флотом. Ни в одном флоте мира не было такого молодого командующего!

      Эту весть моряки-черноморцы — как офицеры, так и рядовые — восприняли с большим воодушевлением. Наконец-то они избавились от нерешительного адмирала А. А. Эбергарда. И точно! С приходом Александра Васильевича боевая деятельность Черноморского флота активизировалась. Он сам не сидел в Севастополе и не давал кораблям отстаиваться в своих базах.

      С лета 1916 года боевые действия российского флота на Черном море сместились непосредственно к Босфору, побережью Румынии, на Дунай. Батумский отряд кораблей, где с начала 1917 года находился Александр Васильевич, поддержал наступление наших сухопутных войск на Лазистанском побережье. Они уже овладели крупной турецкой крепостью Трапезунд.

      Там, в Батуми, Колчак узнал о свержении монархии, о победе февральской революции в России. Адмирал не был ярым монархистом. Свидетельством этого служат его слова: «...я приветствую революцию как возможность рассчитывать на то, что она внесет энтузиазм — как это было у меня на Черноморском флоте вначале — в народные массы и даст возможность закончить победоносно эту войну, которую я считаю самым главным и важным делом, стоящим выше всего — и образа правления, и политических соображений».

      В этой фразе — весь Колчак, истинный патриот России вне зависимости от того, кто будет в ней править.

      Однако большевики во главе с В. И. Лениным считали иначе. Они по-прежнему желали поражения отечеству в империалистической войне, чтобы превратить ее в гражданскую. Лозунг «Долой войну и Временное правительство!», как известно, имел большой успех у народа, солдат и матросов.

      Под влиянием большевистских агитаторов на Черноморском флоте стала зреть волна недоверия к командующему, который прилагал максимум усилий, чтобы сохранить на кораблях необходимую боевую готовность.

      Мало кто знает, что ради этой благородной цели вице-адмирал Колчак обращался за помощью к лидеру российских социал-демократов Г. В. Плеханову. Тот понял беспокойство флотоводца за будущее страны и пообещал содействие. Плеханов стоял на позиции мирного развития февральской революции, отвергал идею гражданской войны. Его возмущало стремление Ленина прийти к власти любым, даже насильственным путем. Он считал, что Россия должна с честью выйти из империалистической войны.

      Но революционные моряки Черноморского флота отказались подчиняться своему командующему. Созванное 6 июля 1917 года собрание делегатов от матросов, солдат и рабочих Севастополя постановило:

      «Адмирал Колчак и начальник штаба капитан 1-го ранга Смирнов, как возбудившие своими действиями матросские массы, отстраняются от занимаемых должностей».

      Завершим рассказ цитатой из книги кандидата исторических наук И.Т. Сирченко с характерным названием «Выполняя приказ Ленина». «Вопрос об их аресте был передан на экстренное рассмотрение судовых и полковых комитетов. Делегатское собрание постановило немедленно отобрать у офицеров холодное и огнестрельное оружие. 10-тысячный митинг матросов единодушно одобрил эти решения. Эсероменыпевистский исполком Севастопольского Совета, чтобы не потерять влияния на массы, вынужден был принять постановление о сдаче офицерами оружия в судовые комитеты и потребовал от командования флотом отменить приказ о разоружении кораблей. (Речь выше шла о выводе из строя устаревших линкоров «Три святителя», «Синоп», эсминца «Жаркий», на которых экипажи бурно занимались революционными выступлениями — А.Е.) Колчак дал согласие на разоружение офицеров лишь после того, как ему доложили, что нет «никакого способа избежать кровопролития». Сам Колчак отказался сдать свой кортик и в злобе выбросил его за борт».

      По стилю цитаты видно, что Илья Тимофеевич Сирченко — дотошный исследователь гибели эскадры революционных кораблей Черноморского флота в июне 1918 года — строго придерживался принципа партийности литературы. Мы были знакомы, и мне кажется, что в новых условиях оценки И.Т. Сирченко не были бы столь безапелляционными. Но даже в его недоброжелательном описании мы не можем не заметить, как благородно поступил Колчак, невзирая на возможность быть тут же расстрелянным революционными матросами.

      А украшенный бриллиантами кортик по-прежнему лежит на дне.

* Кортик адмирала Колчака.jpg

(40.02 Кб, 548x367 - просмотрено 2446 раз.)

 

 

Ответ #26: 14 09 2010, 01:58:58 ( ссылка на этот ответ )

ГДЕ-ТО В МОНГОЛЬСКОЙ СТЕПИ...

      Вот уже семьдесят лет не поддается разгадке тайна пропавшей казны Азиатской дивизии, одного из легендарных кладов времен гражданской войны. Молва утверждает, что эти несметные сокровища зарыты где-то в монгольской степи. Однако неоднократно выезжавшие туда экспедиции так и не смогли их разыскать. А в начале 30-х годов харбинский журналист Коробов» очевидно что-то знавший о кладе, предупреждал в газете тамошних русских эмигрантов «Рупор»: «Не вами спрятано — не вам и достанется, господа! Ценности, оставшиеся после Унгерна, перейдут к тем, кто раскроет тайну исчезновения главной кассы Азиатской дивизии. Ключ же от этой тайны находится в Гумбуме, одном из буддийских монастырей в Тибете».

      Начало этой истории относится к лету 1917 года» когда генерал-майор Роман Федорович Унгерн фон Штернберг отбыл из Петрограда в Забайкалье в качестве эмиссара Керенского, чтобы укрепить среди казаков доверие к Временному правительству. Обратно барон не вернулся. Он стал сподвижником атамана Сибирского казачьего войска Григория Михайловича Семенова, преемника «Верховного правителя Российского государства» адмирала Колчака, расстрелянного в девятнадцатом году по постановлению Иркутского ревкома. Атаману тоже не повезло: разбитый Красной Армией, он бежал в Манчжурию.

      Но получивший чин генерал-лейтенанта Унгерн продолжал борьбу. В начале зимы 1920 года конная Азиатская дивизия, сформированная им из казаков, монголов и бурятов, вторглась в оккупированную китайцами Монголию. Пока растянувшаяся на многие километры армия барона — конница, пехота, артиллерия, обозы — медленно продвигалась по безводной желтой степи, сам он во главе передового отряда вышел к монгольской столице Урге (ныне Улан-Батор).

      В бинокль Унгерн жадно вглядывался в затейливое кружево кровли дацана Узунхурэ. Потом перевел окуляры на двор, где рядом со священным молитвенным колесом китайские солдаты в пепельно-серых мундирах устанавливали пулемет. Барон стиснул зубы: эти косоглазые хунхузы дорого заплатят ему за такое святотатство.

      Он верил, что со взятием Урги начнется осуществление его грандиозного плана создания собственной империи, которая будет простираться от Тибета до тунгусской тайги. И Колчак, и Семенов не понимали простой истины: красные — это азиаты. Поэтому воевать с ними следует не по-европейски, как, скажем, с немцами, а по-азиатски. То есть поднять против них дикие полчища азиатов. Для этого нужно самому стать новым Чингисханом. Ведь не зря же его фамилия, Унгерн, так созвучна здешним названиям и именам — Урга, Урзун-хурэ, великий святой Санаг-Убугун. Это перст судьбы.

      Будучи дальновидным политиком, барон Унгерн объявил себя защитником желтой веры. И даже торжественно принял ее, пройдя церемонию посвящения в буддийском монастыре. По правде говоря, обряд не доставил ему большого удовольствия, поскольку тамошний настоятель лама Дамба Дорки заставил барона, как сына Будды, побрататься, испив из одной пиалы, с другим сыном Будды — прокаженным, чьи руки были покрыты отвратительной коростой. Впрочем, большая политика требует жертв.

      Зато, когда он освободил их правителя Богдо-гэгена из китайского плена и после захвата Урги вернул тому власть над всей Монголией, в Урзун-хурэ благодарный властитель пожаловал генералу титул вана, а вместе с ним четыре высшие привилегии: право иметь желтые поводья на лошади, носить такого же цвета халат и сапоги, ездить в зеленом паланкине и прикалывать к фуражке трехочковое павлинье перо.

      Желтый цвет — это солнце. Зеленый — земля, пробуждающаяся весенняя степь. Три очка в радужных перьях означают третью степень земного могущества — власть, имеющую третий глаз, чтобы читать в душах людей.

      Пятую привилегию «Облаченный в желтое, Направляющий свой путь желтым», как витиевато назвал Унгерна Богдо-гэген, присвоил себе сам: забирать в казну своей Азиатской дивизии все отбитое у китайцев золото, поскольку это желтый металл. В числе других трофеев туда попала и метровая статуя Будды из чистого золота. Впрочем, даже не она представляла главную ценность в легендарном кладе барона-буддиста.

      Когда позднее ЧК вело розыск казны Азиатской дивизии, ее сотрудники установили интересные факты. Из сохранившихся финансовых документов следовало, причем взятые в плен штабные офицеры Унгерна подтверждали это на допросах, что касса дивизии действительно располагала огромными суммами как в денежной наличности — в основном в золотых монетах русской чеканки и в китайских, серебряных, — так и в драгоценных камнях. Эти деньги предназначались на текущие нужды и выплату жалованья. Но значительно большую часть наличности составляла контрибуция, собранная с монголов китайцами якобы за неуплату долгов купцам и ростовщикам из Поднебесной, в сумме около 15 миллионов рублей в царских золотых. Их Унгерн считал своим личным капиталом, которым мог распоряжаться по собственному усмотрению.

      Но вернемся в 1921 год. Как это ни парадоксально, взятие Урги стало предвестником конца генерал-лейтенанта Романа Федоровича Унгерна. В осуществление своего стратегического плана он решил совершить марш на север: поднять казачьи станицы, провести мобилизацию в бурятских улусах, выгнать красных из Верхнеудинска, дойти до Читы и договориться с японцами. Затем повернуть коней на юг, разгромить китайцев, занять тибетские монастыри и договориться с англичанами. После этого барон намеревался воткнуть свой бунчук среди развалин Каракорума, древней столицы монголов, и воздвигнуть на этом месте столицу своей будущей империи.

      Сначала ему сопутствовал успех. Тесня отряды самообороны красных, его конники захватили улус Цежей, станицу Атамано-Николаевскую, вышли на Мысовский тракт. Тридцать первого июля Унгерн увидел вдали заросшие камышом низкие берега Гусиного озера — до Верхнеудинска оставалось восемьдесят верст.

      Дальше начались неудачи. Против Азиатской дивизии были брошены регулярные части Красной армии и войска Дальневосточной республики. Под станицей Желтуринской они наголову разбили колонну генерала Резухина,. поспешно отступившего на юг. Еще раньше бежали от Маймачена монгольские чахары Баяргуна. А через неделю и сам Унгерн, столкнувшийся в ночном бою с частями Народно-революционной армии и партизанами Щетинкина, ушел обратно в Монголию, куда за ним последовал экспедиционный корпус 5-й армии под командованием большевика Писарева. Началось безостановочное преследование изрядно потрепанной Азиатской дивизии.

      Вторую неделю Роман Федорович вел свой отряд на запад. За это время дважды нагоняли их партизаны Щетинкина и оба раза теряли снова. Конники Унгерна текли по степи как весенний поток по горному склону: обходя камни — улусы, где могла поджидать их засада, и опять сливаясь вместе в безопасных ложбинах. Кони вконец отощали: когда в последний раз с боем уходили от Щетинкина, их невозможно было перевести в галоп. До предела измотанные люди засыпали в седлах прямо на ходу.

      На самом Унгерне эта бесконечная скачка никак не сказывалась. Он был попрежнему неутомим и быстр в движениях. Лишь отросла мягкая светло-рыжая бородка, выглядевшая на обожженном солнцем лице какой-то ненастоящей, словно сделанный из пакли артистический парик. Да почернел от грязи его неизменный монгольский халат с русскими генеральскими погонами.

      А вот мысли у барона были невеселыми. Как профессиональный военный, он прекрасно понимал, что на сей раз задуманный освободительный поход против красных не удался. Значит, сейчас главное — уйти от погони и сберечь казну, чтобы потом было на что снарядить новое войско: закупить оружие и боеприпасы, продовольствие, лошадей, фураж, выплатить жалованье солдатам.

      То, что дивизионную кассу нужно надежно спрятать, не вызывало сомнений. Вопрос только в том, кому доверить столь ответственную миссию. Унгерну вспомнилась слышанная от монголов назидательная легенда. Когда Бог сотворил мир, он сначала сделал человека с душой черной, как ворон. Потом подумал, что это нехорошо: с такой душой человек пойдет прямо в ад. Сломал его, сделал другого — с душой белой, как лебедь. Подумал-подумал — опять нехорошо. Как такой человек будет резать барашков? С голоду умрет. Опять сломал, третьего сделал. Дал ему душу пеструю, как сорока. От него все люди пошли. У одних много черных перьев, у других — белых. У его казаков оперение было слишком черным, чтобы доверить им золото. У монгольских чахаров — слишком белым. Остаются буряты.

      Унгерн вызвал к себе подъесаула Ергонова, бурята, командовавшего эскадроном его личного конвоя, и долго инструктировал. Поставленная генералом задача была очень трудной, если вообще выполнимой. Предстояло доставить в Хайлар, а оттуда поездом в Харбин 24 ящика, в каждом из которых было три с половиной пуда золотых монет, а также обитый железом семипу-довый сундук барона. В случае явной опасности захвата дивизионной казны красными ее следовало надежно укрыть. Для этого Унгерн указал на карте несколько подходящих мест на пути следования.

      Ночью, взяв с собой 16 верных солдат-бурятов, Ергонов незаметно покинул лагерь. Позднее нашлись свидетели, видевшие в одном из бурятских улусов маленький отряд конников, сопровождавших тяжело нагруженные арбы. Грязные, усталые, некоторые с окровавленными повязками, они не остановились там на дневку, а лишь насильно взяли 38 свежих лошадей и проследовали дальше на запад.

      Чтобы дать отдых едва переставлявшим ноги коням, в сопках отряд расположился на дневку. Поели не разводя огня, выставили часовых и легли спать. Ночью покинули Романа Федоровича последние казаки. А чахары, посоветовавшись, под утро связали своего вана, бросили его поперек седла и не спеша поехали навстречу 35-му кавполку, который уже замаячил на горизонте неровной цепочной головного эскадрона.

      Барона Унгерна увезли в Иркутск, а затем отправили в Новониколаевск (теперешний Новокузнецк). Там за него взялись чекисты. То угрозами и побоями, то обещаниями сохранить жизнь они добивались, чтобы пленник указал место, где спрятал «несметные сокровища». Но Унгерн молчал. Поняв, что этот орешек им не по зубам — ни за что не расколется, верный офицерской чести, не будет просить пощады, — чекисты передали белого генерала в Сибирский ревтрибунал, который приговорил его к «высшей мере социальной защиты» — расстрелу. 15 сентября 1921 года председатель Сибирской ЧК Иван Павлуновский собственноручно привел приговор в исполнение, выстрелом в затылок прикончив генерал-лейтенанта Романа Федоровича Унгерна фон Штернберга.

      Между тем в самой Монголии из-за «клада Унгерна» произошел форменный скандал. Его предыстория такова.

      В двадцатом году, после взятия в марте Иркутска и разгрома Колчака, стало ясно, что победа большевиков в Сибири и на Дальнем Востоке предрешена. Тогда же родился план распространения их контроля на Монголию при сохранении ею формального суверенитета. Дело в том, что в 1915 году в старинном городе Кяхте на русско-китайской границе было подписано трехстороннее соглашение, по которому Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Монголии и не вводить туда свои войска.

      Однако высокие договаривающиеся стороны не могли и предположить, что к власти в России придут большевики и придумают трюк, позволяющий игнорировать ранее взятые международные обязательства. Если советских лидеров не устраивало какое-нибудь соседнее правительство, сколачивалось еще одно — «революционное», а затем в ситуации искусственно созданного двоевластия никого не представляющие самозванцы, якобы «выражая волю трудового народа», призывали себе на помощь Красную Армию.

      Этот прием был успешно использован на Украине и в Грузии. Пришла очередь Монголии. В конце февраля 1921 года стараниями Сибирского бюро ЦК РКП (б) в Кяхту были доставлены несколько групп едва знакомых друг с другом монголов. А 13 марта эти заговорщики объявили о создании Временного народного правительства, в которое от имени народа, то есть от своего собственного, сами себя и выбрали. Естественно оно провозгласило лозунг «освобождения страны».

      После этого 21 июня на территорию суверенной Монголии вступили регулярные части Красной Армии — экспедиционный корпус под командованием Константина Неймана. Шестого июля они взяли Ургу. В тот же день туда пожаловало Временное народное правительство, возглавляемое типографским наборщиком Дамидины Сухэ. Через четыре дня было объявлено, что отныне оно не временное, а постоянное. А на следующее утро монгольский народ узнал, что у него есть «великий вождь Сухэ-батор» и что под его руководством в стране произошла революция.

      Казалось бы, московский сценарий был разыгран как по нотам. Но вскоре возникли непредвиденные осложнения. В свое время Сухэ-батору и его команде было обещано, что, как только удастся захватить полевую кассу Азиатской дивизии, часть денег будет передана монгольскому правительству, — так сказать, «на обзаведение». И вот новоиспеченный министр финансов Данзан, выждав некоторое время, решил напомнить командованию советского экспедиционного корпуса: Урга взята, имущество унгерновских войск в руках победителей, но обещанных денег монгольское правительство до сих пор так и не получило.

      В ответ, к своему неудовольствию, Данзан услышал, что трофеи действительно захвачены большие, однако если говорить о звонкой золотой монете, то с ней придется подождать. Произошла досадная осечка. Ставка делалась на то, что будет отбита казна Унгерна. Но она исчезла неизвестно когда и каким образом. Ведутся поиски, но к сожалению пока безрезультатно.

      Данзан воспринял эту новость с недоверием и начал собственное расследование. Его итоги оказались неутешительными. Удалось установить, что место захоронения ценностей могло быть известно лишь самому Унгерну да двум десяткам преданных ему людей. Барона большевики пустили в расход, а никого из его доверенных лиц разыскать не смогли.

      К этому остается добавить, что по меньшей мере с десяток не афишировавшихся их организаторами экспедиций — монгольских, советских и совместных — занимались в разное время поисками «клада Унгерна». С китайской стороны границы в районе озера Буир-Нур и реки Халхин-Гол тоже колесили по степи вольные кладоискатели из числа русских эмигрантов. Однако успехом никто похвастаться так и не смог.

      Выходит, казна Азиатской дивизии окончательно утеряна? Для столь категоричного вывода, пожалуй, нет оснований. У «золота Унгерна» обнаружился... польский след. И вовсе не потому, что предки одной из ветвей его рода в 1526 году были приняты сеймом в состав польского шляхетства и получили герб. Просто по случайному стечению обстоятельств к судьбе барона и его сокровищ оказались причастны трое поляков.

      В преклонном возрасте — если они доживают до него — отставными разведчиками и вообще людьми, причастными к секретным операциям, нередко овладевает «мемуарный зуд». Им хочется поведать миру, какими значительными фигурами они были. Конечно, при этом не обходится без преувеличений. Однако в их воспоминаниях есть и реальные факты из категории тех, что принято называть тайнами.

      Итак, первый источник — это некий пан Антоний Фердинанд Оссендовский, «литератор, путешественник, ученый», как значилось на его визитной карточке. В жизни этого человека было много самых невероятных приключений, встреч, событий. В мае 1920 года он совершил поездку через всю Монголию и был гостем Унгерна. Перед расставанием, по словам Оссендовского, барон вручил ему мешочек с золотыми монетами достоинством 5 и 10 рублей. Эти деньги поляк должен был передать жене Унгерна, проживавшей в то время в Пекине. А еще генерал предоставил в его распоряжение свой шестиместный «фиат».

      Позднее Оссендовский описал это путешествие в своих мемуарах. Там можно, в частности, прочесть о посещении вместе с Унгерном Гандана — священного города буддийских монахов-лам. Причем барон в присутствии поляка якобы вручил настоятелю завещание и план тайника, в котором спрятаны полторы тонны золота. В завещании было сказано, что, если в течение пятидесяти лет не объявятся законные наследники, все золото должно быть употреблено на распространение ламаизма.

      Когда знакомишься с рассказом Оссендовского, возникает сомнение. Почему вдруг Унгерн проникся таким доверием к неизвестно откуда взявшемуся гостю? И вообще, что заставило этого пана отправиться путешествовать по охваченной войной Монголии?

      Ответ прост: польский «литератор», очевидно, был тайным эмиссаром спецслужб Антанты, которому поручили посмотреть на месте, что собой представляет новый вожак контрреволюции на Дальнем Востоке и стоит ли вкладывать в него деньги. И тогда все становится на свои места: и не свойственная Унгерну откровенность, и поручение к жене, и предоставление личного «фиата».

      Что же касается места захоронения клада, то есть свидетельства очевидцев любопытного случая, героем которого был Оссендовский. Однажды на Рождество, будучи гостем у своего тестя, известного польского кардиолога Ягельского, под влиянием винных паров «путешественник» сделал неожиданное признание. Подойдя вдруг к книжному шкафу и скользнув глазами по корешкам, он взял с полки книжку своих мемуаров.

      — Здесь, на странице сто четвертой, — важно заявил Оссендовский, — помещена фотография того места, где ждут своего владельца огромные ценности. Эту фотографию я сделал сам. Где именно? Скажу так: где-то у истоков Амура.

      Итак, первое место клада — истоки Амура, хотя не исключено, если верить Оссендовскому, что мог быть заложен и другой тайник или даже несколько, поскольку после отъезда поляка события приняли неожиданный оборот.

      Конечно, к сообщению «литератора, путешественника, ученого» можно относиться поразному. Но многое из того, что он рассказывает об Унгерне и своем пребывании в гостях у командира Азиатской дивизии, в основном соответствует действительности. Убедиться в этом можно, сравнив тот или иной эпизод из его книги с соответствующими фрагментами из воспоминаний других участников тех же событий.

      Вторым источником является Камиль Гижицкий, ополячившийся татарин из Галиции, которому довелось служить при штабе Азиатской дивизии. До этого он воевал против красных: сначала как легионер Отдельного Чехословацкого корпуса, а затем в рядах сформированной в Новониколаевске 5-й Сибирской дивизии генерала Чумы. Инженер по образованию и специалист по взрывному делу по военной профессии, Гижицкий пользовался полным доверием Унгерна, который поручал ему ответственные задания, требовавшие изобретательности и умения держать язык за зубами.

      Гижицкому повезло: после разгрома Азиатской дивизии он сумел избежать плена и в конце концов вернулся в Польшу, где в 1929 году во Львове вышла книга его воспоминаний «По Урянхаю и Монголии». Этот человек из ближайшего окружения Унгерна прямо ничего не говорит о местонахождении клада. Единственное, что он позволяет себе, так это как бы между прочим высказать предположение: искать его следует вблизи озера Буир-Нур, в одной из бесчисленных, заполненных илом и жидкой глиной лощин, которые монголы называют «лагами». Распорядиться, чтобы золото было зарыто в земле, Унгерн не мог, утверждает Гижицкий. Ибо он чтил ламаистские обычаи, которые запрещают копать землю, считающуюся святой. Автор воспоминаний отмечает, что барон даже носил монгольские сапоги с загнутыми кверху носами, дабы ненароком не нарушить ламаистского запрета.

      Значит, искать нужно не у истоков Амура, а вблизи озера Буир-Нур?

      Как удалось установить историку Адольфу Дихтяру, это противоречие только кажущееся. Известно, что Амур образуется в результате слияния двух рек — Шилки и Аргуни. Значит, с географической точки зрения у него два истока. И если во Внешней Монголии, ставшей после революции МНР, принято считать, что Амур — это продолжение Шилки и Онона, то во Внутренней Монголии, входящей в Китай, с не меньшим основанием видят начало Амура в Аргуни. Оссендовский прекрасно ориентировался в географии Монголии и вот эти-то географические нюансы как раз и брал в расчет, когда привязывал местонахождение клада к истокам Амура.

      На Хенгейском нагорье, откуда берет свое начало Онон, путешественник не был. Следовательно, если Унгерн доверил ему тайну клада, поляк мог сделать свой снимок только по дороге из Урги через Тамсак-Булак и Амгалан в Хайлар, переправившись через реку Халхин-Гол. Поэтому, говоря об истоках Амура, он имел в виду верховья Аргуни.

      Далее, если взять крупномасштабную карту, то на ней видно, что вблизи своего устья Халхин-Гол делится на два рукава: левый впадает в озеро Буир-Нур, правый — в речку Орчун-Гол, соединяющую озера Буир-Нур и Далайнор, а последнее в свою очередь соединено протоком с Аргунью. Так что никаких расхождений между Оссендовским и Гижицким нет. Истоки Амура, о которых говорит первый, и озеро Буир-Нур, относящееся, как указывается в географических справочниках, к бассейну Амура, — это одни и те же места.

      Наконец, есть еще и третий источник — Казимек Гроховский. По специальности горный инженер, он долгое время занимался разведкой месторождений золота в южной части Барги, вел геологические исследования на востоке Монголии. После Октябрьского переворота осел в Харбине, где в 20-е годы стал директором гимназии, в которой учились дети поляков, эмигрировавших из большевистской России. Тогда же начал собирать всевозможные материалы о поляках на Дальнем Востоке, на основе которых написал книжку, изданную в 1928 году в Харбине.

      Унгерн тоже попал в поле зрения Гроховского. Вернее, не столько сам барон, сколько его сокровища, которые не давали покоя многим харбинским эмигрантам. На основании рассказов лиц, хорошо знавших командира Азиатской дивизии, Гроховский пишет, что в связи с неудачным началом похода на север первое, что счел необходимым предпринять Унгерн, так это отправить дивизионную кассу из района боевых действий в безопасное место на востоке. После нескольких дней пути маленькая группа солдат, сопровождавшая ценности, наткнулась на отряд красных. Завязалась перестрелка. Унгерновцы поняли, что исполнение приказа барона зависит от быстроты их коней, и постарались оторваться от красных. Во время поспешного бегства им пришлось даже добивать собственных раненых из опасения, что те могут выдать секрет их миссии.

      Однако погоня настигала. И вот примерно в 160 километрах к югу от Хайлара, посовещавшись, они решили закопать золото. На слегка всхолмленной равнине, поросшей редкими кустами, нашли небольшую лощину и спрятали его.

      Таким образом, в результате независимых изысканий Гроховского появляется дополнительное уточнение местонахождения клада — в 160 километрах или, скорее всего, верстах, ибо ни русские, ни тем более монголы метрической системой мер в то время не пользовались, к юго-западу от Хайлара. Но это как раз и будут окрестности озера Буир-Нур.

      Площадь района вероятного захоронения «золотого клада Унгерна» составляет около 600 квадратных километров. На первый взгляд кажется, что найти его там, пожалуй, потруднее, чем иголку в стоге сена. Однако при использовании современной техники, в частности новейших магнитометров для съемки с воздуха, эта задача вполне может быть решена.

* Где-то в монгольской степи....jpg

(28.42 Кб, 448x299 - просмотрено 2328 раз.)

 

 

Ответ #27: 14 09 2010, 02:01:47 ( ссылка на этот ответ )

ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

      Сколько было в СССР, а теперь в России и СНГ удачливых кладоискателей, неизвестно. Но вот то, что Роман Логинов относится к их числу, не вызывает сомнения. Иначе ему бы не посчастливилось достать клад со дна Москвы-реки в самом центре столицы, вблизи Химкинского моста.

      Все началось с того, что энтузиасту кладоискателю попалась на глаза старинная карта пристаней Москвы. С них купцы отправляли и получали товары. Естественно, там могли случаться различные ЧП, когда ценности падали в воду. Значит, эти места для клада-искательства весьма перспективны, решил Логинов.

      Выбрав в качестве отправной точки Химкинский мост, Роман принялся за дело. Летом на надувной лодке прочесал с металлоискателем весь фарватер — и натолкнулся на «нечто». Но течение мешало определить точное место находки. Пришлось ждать зимы, когда река покроется льдом.

      В январе Логинов взял напрокат в фирме «Гера» подводный прибор, способный отличить на какой угодно глубине цветные металлы от черных, после чего отправился к мосту вырубать прорубь.

      Наконец настал день погружения. Стоял лютый мороз. Тем не менее у проруби собрались многочисленные друзья и болельщики. Пожаловал на «премьеру» даже генеральный директор «Геры» Вадим Белоножкин, хотя он был не слишком-то уверен в успехе.

      — Профессиональные кладоискатели решаются на такие подвиги только при условии, что уверены в успехе на все сто, — заметил он, наблюдая, как Роман натягивает гидрокостюм и спускается в прорубь.

      Зрелище плавающего в такой холод среди мелких льдинок аквалангиста было, как говорится, не для слабонервных. Сверху Логинова страховали тросом, чтобы течение не затянуло под лед.

      Потянулись минуты напряженного ожидания: найдет или нет? Вдруг аквалангист скрылся под водой и через несколько секунд вынырнул, потрясая чем-то над головой. Болельщики бросились к проруби, рискуя свалиться в нее. Логинов торжествующе поднял руку, державшую небольшой почерневший ларчик.

      Тут же, прямо у проруби, его, хотя и с большим трудом, открыли. На расстеленный брезент посыпались серебряные Георгиевские кресты и золотые монеты — от царских до нэповских времен. Это было целое состояние, добытое смекалкой и сноровкой.

      Однако потомственный кладоискатель Фрол Ямщиков относится к подобным оптимистическим историям скептически. И имеет на то основания. Его отец был гидрогеологом, участвовал в открытии трех месторождений драгоценных металлов на островах в Ледовитом океане. А в свободное время занимался поисками кладов, причем небезуспешно. Однажды он написал в правительство о затонувшей в енисейском устье шхуне с золотом. Ответ пришел, причем незамедлительно, ночью, в хромовых сапогах... Два года Фрол был под следствием, доказывая, что не имел вредительского умысла отвлечь государственные средства на авантюру.

      — В своей жизни я взял четыре клада. Занимался поисками примерно двадцати. Соотношение замысла к реализации — один к пяти, — рассказывает Ямщиков. — Вот вырезка из томской газеты. Описывают мешок с золотым песком, который я нашел в стене старого дома и отдал властям. Но пока получил свои проценты, чуть лоб не разбил.

      Вообще вначале я никак не хотел уходить за черту закона. В нем записано, что клад поступает в собственность государства, а лицам, обнаружившим золотые и серебряные монеты, валюту, драгоценные камни и металлы, выплачивается вознаграждение. Вот я и задумал находить клады, честно сдавать, а законного вознаграждения мне бы с лихвой хватило на комфортабельную жизнь и на организацию поисков.

      Но скоро меня схватили: за чем охотишься? Хорошо, что при обыске, кроме папки с архивными справками, ничего не нашли. Спас диплом историка. С тех пор любой

      мой поиск прикрывается фиктивной крышей. Я и туристский клуб «Динлинн» организовал, и общество юных любителей археологии. А когда вроде бы разрешили предпринимательство, попытался организовать кооператив. Стало быть, из того законного процента, что получал бы от стоимости клада, еще и бешеные налоги был согласен платить. Но пока документы кочевали по инстанциям, ко мне пришли бандиты. Хочешь жить — будешь, говорят, для нас копать. Я отнекивался: мол, скромный археолог, вы, ребята, ошиблись. А они мне — копию моего же заявления и сразу же копию отказа. А сам отказ, кстати, ко мне только через неделю пришел.

      Пришлось из Сибири удирать. Между прочим на меня четыре налета было. Но, видимо, они ищут пиратские карты с черепами, а у меня все вбито в компьютер, каждая дискета тиражирована в восьми экземплярах, и они хранятся в разных местах. Причем ключ к этой программе шифрованный. Но вот три компьютера у меня стащили. Впрочем, это-то я переживу, доходы позволяют. Хотя в целом жизнь нелегкая. Я имею в виду ее бытовую сторону. Квартира со всем добром записана на другого человека. Сам я прописан в общежитии. Когда развелся с первой женой, дрожал от страха: вдруг она из бабьей ревности и мстительности пойдет меня закладывать. С нынешней женой не зарегистрирован, чтоб у нее, случись что, не было конфискации. Дети официально отца не имеют, фамилия у них другая.

      Впрочем, от нынешнего положения страдают не только сами кладоискатели, но и наука, и государство. Но изменить ситуацию можно. Взяться за это должны государственные власти. Но не путем жесткого контроля. Это уже было в предвоенные годы, когда кладоискательство проходило по ведомству НКВД. Эффект оказался нулевой, а вот изломанных человеческих судеб было немало. От власти нужны две вещи: законодательная база и координация поисков. Как рассказывает Ямщиков, у него был очень «перспективный» овражек в Канске, а его залили бетоном под фундамент завода раньше, чем он успел провести там разведку. Согласно неофициальным данным, кладоискательство стало сейчас основным занятием многих тысяч людей. Причем государство лишается миллиардных доходов, поскольку махнуло на них рукой.

      — Вопреки распространенному мнению кладоискательство — это отнюдь не занятие одиночек. Для него требуются не только выносливость, мужество и удача, —

      считает Ямщиков. — Здесь нужны совместные усилия архивистов, историков, местных старожилов. Это только у плохих беллетристов кладоискатель обходится ржавым кайлом. Чтобы иметь результаты, нужна мощная техника, снаряжение, то есть необходимо создавать научно-производственные объединения. Везде в мире даются концессии на поиск кладов, создаются акционерные общества, в том числе с участием госкапитала. Иначе клады будут или безвозвратно теряться, или разворовываться. Если не принять меры, то кладоискатели, пока в основном вольные птицы, романтики, искатели приключений, из-за нужды в средствах, технике, организации, наконец, защите, попадут под контроль преступного мира со всеми вытекающими отсюда последствиями.

* Обратная сторона медали..jpg

(50.4 Кб, 470x360 - просмотрено 2301 раз.)

* Обратная сторона медали.jpg

(14.97 Кб, 291x219 - просмотрено 15075 раз.)

 

 

Ответ #28: 14 09 2010, 02:03:59 ( ссылка на этот ответ )

ЗОЛОТО СКИФСКИХ МОГИЛ

      В первых числах февраля 1902 года в Мелитопольском уездном полицейском управлении можно было видеть на полу присутственной комнаты кучу, в которой виднелись куски разбитых больших амфор, ржавое железо, солома и различные мелкие предметы. За столом, в жарко натопленной комнате, тяжело вздыхая и поминутно утирая лысину большим клетчатым платком, восседал пристав 2-го стана и, аккуратно выводя буквы, писал рапорт на имя уездного исправника:

      «29 января с. г. крестьяне села Нижних-Серогоз, в числе 33 человек, по своему почину, занялись раскопками кургана, что возле с. Нижних-Серогоз, под названием «Агузки». Этот курган разрыт был членом Археологической комиссии Веселовским в 1893 г., который и закончил раскопки. В настоящее же время вышесказанными крестьянами открыт совершенно новый туннель и найдено во время раскопок несколько предметов, которые от них мною отобраны и представляются Вашему высокоблагородию. При этом имею честь доложить, что мною дальнейшее разрытие этой могилы было воспрещено еще 12 сего января, сейчас же, как было обнаружено, что производятся раскопки; за сохранением этого кургана учрежден надзор, сделанные отверстия в кургане зарыты и виновные в числе 33 душ привлечены к законной ответственности».

      В описи отобранных у кладоискателей находок, приложенных к рапорту приставом, значатся 19 золотых предметов общим весом 261,85 грамма.

      Пока пристав писал рапорт и взвешивал конфискованное золото, симферопольская газета «Салгир» в номере от 1 февраля поместила следующую заметку:

      «По поводу раскопок древней могилы (от корреспондента «Салгира»). Сегодня мне пришлось видеть у крестьян Василия Чумака и Тимофея Мелешки с товарищами добытые ими из скифской могилы «Агузки» разные древние вещи: собачку из литого золота, пуговку с двумя ушками с изображением лица мифологической богини, кружок, величиной с копейку, с выпуклой пчелкой, пластинку величиною в две коп., с изображением цветка, 141 золотую пуговку с ушками, 123 таких же, но золота на них более, 15 обломков золота, кольцо с уздечки на манер наперстка... Все эти вещи золотые. Нашли они все эти вещи в подземной галерее, сделанной, вероятно, вскорости после того, как была насыпана могила скифами. Подземный ход этот профессором Веселовским, по разрытии могилы, был исследован на расстоянии 16 сажен, но теперь земля осела и крестьяне раскопали еще на девять сажен в другую сторону и тут-то нашли эти вещи».

      Удивленное начальство немедленно послало приставу по телеграфу предписание немедленно провести повторное расследование и отыскать названные в заметке предметы. Проведенное дознание показало, что крестьяне, предводительствуемые Василием Чумаком, утаили большую часть находок. В результате полиция конфисковала в совокупности более 700 различных золотых предметов. Уже по стоимости одного металла серьезность находки не вызывала никаких сомнений. Но эта находка — лишь один из многих эпизодов кладоискательской лихорадки, связанной с поисками сокровищ в древних курганах, которые на Украине называют могилами.

      ...Старый солевозный чумацкий шлях, идущий от Никополя на юг, к Перекопу, тянется по бескрайним степям Таврии. И повсюду, аж до самого Мелитополя и далее, раскиданы по степи высокие, издалека видные «могылы» — курганы, оставленные неведомыми древними народами и таящие, по преданию, несметные сокровища.

      Что за народ оставил эти курганы в степи? Бывалые люди рассказывали всякое. Неспешно плетутся по пыльной дороге волы, поскрипывает подвешенное к задку воза ведерко с дегтем для смазки колес, неторопливо льется рассказ о минувших временах...

      «Сначала на ций земли, де мы жывемо, жылы туркы, це була турещына. Туркы булы сыльни багачи. Як народа в русскому царстви стало багато, то тоди сталы зганяты туркив с своей земли. Як покорылы туркив, тоди воны — де худобу диваты? Везты нельзя, та й началы iи ховаты в землю. Дралы шкуру з коней и зашывалы в ней грошы, насы-палы бочонкы золота и закопувалы в землю, або опускалы в воду. Воны ховалы в землю и opyдie, разни ружья, пицталеты, пушкы, щоб руськи не воспользовались цым добром. Воны ховалы его куда попавшы: в землю, в воду, в писок. Як зарывають фоши, або як пускають у воду, то заклынають их: «будь вы трыжды проклята, прокляти, прокляти! Хто ци гроши возьме, той и сам проклятый, тому голова долой!» В степи под Екатеринославом однажды выкопали чоловичий шкелет, а в ему висимнадцать мидних стрилок. Стрилки ти булы миж кистками. От цими мидними стрилками и воевалы турки».

      А на другом возу другой бывалый человек рассказывает молодым чумакам другую историю:

      «Годив пятьсот тому назад була Украина, саме де мы теперь жывем. В тiи Украини жылы розбойныкы чычиньци; хатами у их булы могылы. Як стала Poccia размножатьця и прытисняты чичинцив, то воны взялы и пишлы геть, хто куды попав. У йих багато було грошей, так шо йим невозможно и понесты с собою, то воны взялы и позако-пувалы их в землю скризь по могылах. Одни из ных думалы прыйти в мырне время и одкопаты свои фоши, други закопувалы з заклятiями на викы, шоб нихто йих и не выкопав, а хоть и выкопа, все равно нымы не пожыве, умре; а инши закопувалы на стико-то годив, и як пройдуть ти годы, то гроши самы выйдуть из земли в разных выдах. А зарываше в землю кладов сопровожалось от яким образом: як здумае якый-небудь чичинець закопаты в землю клад, то зараз объявляв о том своим сусидам, шоб воны шлы до его зарываты клад. Сусиды прыйдуть до его; вин зараз начынае копаты яму, и як выкопае яму, то в ней кладуть зараз дошку, на тии досци напысана крейдою (мелом) заклята молитва; на дошку кладуть клад и загортають землею, а хазяин клада в те время тры разы обходе кругом зарывающых клад».

      Нет, ну вы скажите — у кого от таких рассказов руки не зачешутся взять лопату и попытать счастья в «могыле»? И перевидали старинные курганы таких искателей счастья тьмы и тьмы...

      ...Около двух тысяч лет назад верстах в двадцати от нынешнего Никополя был погребен скифский царь. С ним, по обычаю, зарыли жену, рабов, лошадей и имущество, а над могилой насыпали высокий курган, столетия спустя получивший название Чертомлыцкого. Вскоре после похорон в курган, прорыв подземный ход, проникли грабители. Едва они подступились к царским сокровищам, как обвалилась земля, и грабители вынуждены были бежать, оставив одного своего товарища под завалом. А в 1863 году археолог и историк И.Е. Забелин, раскапывая Чертомлыцкий курган, натолкнулся на следы этой древней трагедии. Он обнаружил следы грабительских подкопов, скелеты царя, царицы и челяди. Под грудой обвалившейся земли стояло ведерко с собранными грабителями золотыми украшениями, а рядом лежал скелет неудачливого грабителя, двадцать веков пролежавший на месте преступления.

      За два тысячелетия в причерноморских степях сменилось множество народов, оставивших после себя высокие курганы с каменными идолами на вершинах. И два тысячелетия в этих курганах рылись кладоискатели, соблазненные «даровым» золотом мертвецов...

      Первые исторические сведения о «гулящих копачах», грабящих курганное золото, появились еще в средние века. В одном из документов XVI века говорится: «По городищам и селищам ходячи, могилы роскопуют, ищучи там оброчей и перстней». А к концу XIX столетия только в Херсонской губернии более половины «степных пирамид» были уже перекопаны и разграблены.

      Сокровища скифских «могыл» казались неисчерпаемыми. Знаменитый на Украине курган Сороку грабили несколько столетий, таская оттуда старинные доспехи, которые считали польскими или казацкими. Тем не менее и на долю археологов там кое-что осталось. Большой Рыжановский курган в Звенигородском уезде (под Киевом) раскапывал в 1884 году археолог Ю. Гринцевич. Через три года после его раскопок, в траншее, размытой дождем, местный крестьянин нашел амфору и множество золотых украшений, которые он тайно выкапывал на протяжении нескольких дней. А уже после этого крестьянина другой археолог, Г. Оссовский, нашел еще 446 золотых предмета!

      Вскрывая древние захоронения, кладоискатели, конечно, не особо затрудняли себя в определении значения найденных сокровищ. По их убеждению, эти золотые «треугольники», «пластинки» и «кольца» — клады, зарытые турками, татарами, запорожцами, гайдамаками или разбойниками. Поэтому легенды о разбойниках или запорожцах, зарывших золото в очередной «могыле», считались надежным указателем пути к сокровищам.

      В степи за Мариуполем, близ села Амвросиевки, Голодаевки и Савуровских хуторов находится курган Савурмогила. Величественный курган был виден за 40—60 верст. Некогда на «могыле» стояла половецкая каменная баба — «каменный чоловик», но к середине XIX столетия ее уже не было.

      В старину мимо курганов Савур и Медведь пролегали большие дороги — Чумацкий шлях и Великий (Почтовый) шлях. У чумаков бытовала пословица — «Савур-могыла, Теплынский лис — де бере чумакив бис». Место это считалось заклятым — где-то близ могилы был зарыт зачарованный клад («багато сховано грошей»). Клад этот, по преданию, закопал легендарный разбойник Савва, который «с товарыством» в старину жил на Савур-могиле. Следами пребывания разбойников долгое время оставались глубокие ямы — остатки землянок. Одна из ям, отмеченная кустом бузины, была остатками землянки Саввы.

      Скрываясь днем в подземельях, разбойники в ночное время выходили на добычу и собирали дань со всех обозов, шедших по Великому шляху. В одном из подземелий жил у них глубокий старик, который по временам смотрел в книгу и по ней определял, возможно ли еще жить этим разбойникам в данном месте или уже пора скорее уходить, перебираться на другое. Переселяясь на другое место, разбойники из награбленных ими богатств брали лишь небольшую часть, а остальные сокровища с заклятиями зарывали в окрестных местах в землю.

      Рассказывают, что,однажды Савва принял в свою шайку одного хлопчика, бывшего с чумаками. Спустя несколько лет он отправил его вместе с другими своими «гайдамаками» в Киевскую губернию, где их «половылы и забралы в москали» (то есть в солдаты). Много лет спустя пас чабановец близ Савур-могилы. Видит — идет «москаль». — «Здорово, человече!» —«Здоров, служивый». — «А кто это выкопал ту канаву, что сбоку могилы?» — «Да вот, такой-то человек». — «И что, он богатый?» — «Да разжился, говорят, здорово». — «Эх, плохо дело: всего один казанок денег и был, да и того не стало». И стал солдат рассказывать чабану, что тут раньше творилось — на могиле и на Великом шляхе... Оказалось, что этот «москаль» и есть тот самый хлопчик...

      Поиски золота в курганах были связаны с большим риском для жизни. Речь идет не только о «страхах», насылаемых нечистой силой и привидениями, но и о реальных опасностях, подстерегающих кладоискателя в подземных ходах и древних склепах.

      Верстах в пяти от города Купянска, по дороге в слободу Маночиновку, возвышался большой курган, известный под названием Острой могилы. Курган, вероятно, был остатками древнего городища. Он долгое время служил местом паломничества окрестных кладоискателей, и искать клад в Острой могиле приезжали кладоискатели аж из Воронежской губернии. Следы раскопок были видны повсюду. Говорили, что будто одному из кладоискателей удалось докопаться до дверей, запертых большим висячим замком. Но лишь только дотронулся он до замка, как услышал из-за двери голос: «Не трогай, пропадешь! А прежде откопай на 80-саженной цепи ключ, тогда отопрешь им все двери и все будет твое». Дверь внезапно засыпал обвал земли, а сам кладоискатель едва живой вылез из вырытого им в кургане хода и отказался от дальнейших работ.

      Смертью кладоискателя закончились поиски сокровищ легендарного разбойника Саввы Самодриги в курганах близ деревни Шамовки Херсонской губернии. Прорыв подземный ход в курган, кладоискатели в одну из ночей проникли в склеп, где обнаружили обугленный скелет. Ночь, душное подземелье, мысли о подстерегающих кладоискателя «страхах», внезапное зрелище человеческих останков — все это так повлияло на кладоискателей, что один из них умер от страха, а другой навсегда зарекся лазить по ночам в «могылы».

      Справедливости ради надо сказать, что иногда игра со смертью все же стоила свеч и находка курганного золота многократно превышала все неудобства, риск и издержки, связанные с кладоискательством. Но чаще всего грабителям курганов после нескольких дней или даже недель упорных раскопок доставалась ни на что не годная рухлядь. Вместо желанных денег кладоискателям доставались целые возы человеческих костей, битой глиняной посуды, ржавого железа, угольков.

      В 1876 году в окрестностях села Андрусовки кладоискатели раскопали несколько курганов. Единственными стоящими вещами, найденными в них, оказались древнегреческая чернолаковая вазочка и серебряный проволочный браслет — да и то их отобрал у кладоискателей уездный исправник и доставил в Херсонский Археологический музей. А остальными находками стали медный котелок, бронзовые наконечники стрел и глиняные горшки, которые кладоискатели с досады перебили. Еще печальней закончились поиски клада в селе Вершац, где в течение зимы 1898—1899 года местными крестьянами были раскопаны несколько курганов. Мало того, что в них, кроме битых черепков, ничего не оказалось, так кладоискателей вдобавок арестовала уездная полиция, и десятерых из них привлекла к суду.

      Верстах в семи к востоку от села Заселья близ Херсона до сих пор сохраняются следы обнесенного небольшим валом городища, покрытого следами кладоискательских ям. Называют его Шарманским городищем. Окрестные жители были убеждены, что в том городище есть подвал, а в нем запрятанные запорожцами 12 бочонков золота. В течение 18 лет около пятидесяти местных крестьян под предводительством кладоискателя Дня Холодулькина разрывали городище. Всю осень до больших морозов кладоискатели жили в степи в наскоро сделанных землянках, нанимали для раскопок рабочих и сами неустанно копали Они добрались до каменной камеры, вероятно, погребальной, от которой шли в разные стороны подземные ходы; вверху камера была заложена толстыми бревнами, а в них проделаны два отверстия. Целая армия всевозможных колдунов, ворожей и баб-шептух уверяла, что они, колдуны, «видят», побуждала кладоискателей продолжать раскопки, и те ежегодно, затрачивая большие деньги на доски, бревна и «струмент», с наступлением свободного от сельскохозяйственных работ осеннего времени принимались за раскопки. Слух об этом предприятии дошел до Херсона, и по распоряжению губернатора полиция прекратила раскопки.

      Но, невзирая на явную убыточность кладоискательства, ежегодно толпы искателей сокровищ уходили в степь и проводили там недели и месяцы, раскапывая «могылы». Стимул к этому был прост: вон, в Кучугуровке Грицко нашел «шкарб» в «могыле» — а мы чем хуже? Ведь есть же они, клады!

      Да есть, конечно..

* Золото скифских могил..jpg

(37.57 Кб, 317x159 - просмотрено 2381 раз.)

* Золото скифских могил.jpg

(76.33 Кб, 500x237 - просмотрено 2235 раз.)

 

 

Ответ #29: 14 09 2010, 02:05:16 ( ссылка на этот ответ )

«ПАНСКИЕ КЛАДЫ»

      «В старину здесь по деревням ходили паны. Они грабили у народа имущество, у кого что взять могли, упрямых всячески мучили, жгли у них дома, а иных убивали Деньги паны прятали в землю в намерении на обратном пути взять с собою. На Сонде-острове, говорят, спрятана ими в землю бочка с деньгами... Другой клад есть между деревнями Петелнаволоком и Масельгою, на пожне. Каждою весною приносит водою на дорогу маленькие, продолговатые, серебряные монеты, которые иные счастливцы находят и хранят у себя для счастья».

      Подобные легенды есть, наверное, в каждом селе на севере России. Если судить по этим бесчисленным рассказам, то Русский Север — одно из самых «кладоносных» мест в мире. Однако вот беда — здешние клады зачарованы, закляты крепкими древними заклятьями загадочного, «ушедшего в землю» народа, известного под именем «чудь белоглазая»...

      Предания Русского Севера, Урала и Сибири повествуют о том, что чудь белоглазая жила здесь задолго до прихода русских. Она занималась в горах добычей золота и серебра, и долгое время спустя древние рудники в Сибири, где добывали золото, серебро и медь, в народе называли «чудскими копями». На всем бесконечном пространстве Севера и Приуралья местные жители указывают чудские крепости, городища, могилы.

      Чудью обычно называют финские племена, жившие здесь до прихода русского населения, однако исследователи давно установили, что чудь — общее понятие для всех аборигенов-инородцев, обобщенное название для самых разных этнических групп. И для здешнего дославянского населения существует еще и другое название — «паны». «Чудские паны — главные чудские начальники» — утверждают легенды. Чудские паны жили в укрепленных замках, владели сокровищами и прятали клады в священных рощах, источниках и под священными камнями. Однако мистический символизм клада — сокрытая магическая сила, жизненная энергия, удача. Вот почему скрытые в священных местах зачарованные клады «панов» до сих вызывают суеверный страх жителей.

      Легендарный «пан» — это искаженное «пам». Пам, по верованиям коми-зырян — человек, обладающий громадной волшебной силой, могущий повелевать стихиями и «лесными людьми». Памы обладали бессмертием и им повиновались духи. Когда паму требовалось, он зычным голосом сзывал духов, они слетались к нему и рассказывали паму о мирских делах. В житии Стефана Пермского описывается словесный поединок Стефана с зырянским «сотником» Памом. Здесь Пам — патриарх, верховный жрец древней религии коми. Таким образом, в северных преданиях о «панах» присутствует слой преданий о древних чудских жрецах — «памах».

      Несомненно, что с воспоминаниями о чуди смешались и переплелись исторические предания о польских панах Смутного времени, о панщине — временах Смуты, временах разбойных шаек, безжалостно опустошавших селения и погосты. Панами называли и мелкие бродячие шайки, отбивавшиеся от войск Сапеги и Лисовского, и отряды шведских войск, и русских разбойников — шишей. В легендах, распространенных на Севере, чудь и паны нередко оказываются совершенно тождественными друг другу и обозначают в совокупности инородцев, обобщенный образ которых в одинаковой степени архаизируется и гиперболизируется. Иногда и чудь, и паны представляются просто как разбойники. Г. Куликовский в «Словаре областного Онежского наречия», объясняя слово «паны», пишет: «Под этим именем, иногда заменяемым именем чуди, в памяти обывателей Олонецкой губернии смешаны, по-видимому, все, от кого в далекие времена пришлось отстаивать свою собственность, самостоятельность: здесь и действительная чудь, живущая местами в Олонецкой губернии, и та загадочная чудь, воспоминания о которой живут в средней России и в Сибири, и литовцы, и шайки разного рода людей, во времена самозванцев рыскавших по Северу».

      При всей своей фантастичности и запутанности сказания о панах содержат зерно исторической истины. За этими преданиями кроятся глухие, обрывочные намеки и обрывки воспоминаний и преданий, относящиеся к гораздо более древнему времени, нежели Смутное. Корни этих преданий уходят в эпоху, когда первые славяне-колонисты встретили здесь людей «не своей веры» и сохранили память об этом времени в преданиях о заселении края.

      В северных сказаниях легенды о «зачарованных кладах» непосредственно связаны с чудью или панами. Именно к временам чуди относят «начало кладов». Как утверждают легенды, когда началась русская колонизация Севера, то «чудь в землю ушла, под землей пропала». По рассказам, чудь закапывалась так: выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над ямой крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибали.

      С чудскими курганами связаны многие загадочные явления. Эти курганы в ночи нередко светятся синим пламенем, из них доносятся звуки — вопли, завывания, постукивания, гул. На реке Сойге существует Чудской порог, около которого по берегам расположены чудские могилы. Заостренными кольями их пытались проткнуть, и там, внутри, что-то гудело. Если ударить по кургану — «чудской могиле», то внутри слышится пустота. Древние могильники нередко называют на Севере «могилами панов», «панами» или «панками». Мест, где похоронены паны, люди боятся и ночью мимо них не ходят.

      Клады в местах прежнего обитания чуди и «панов» — непременный атрибут всех северных легенд. Рассказывают, например, что в Разбойном озере существовала лестница, уводящая вглубь, туда, где скрыт золотой клад «панов». А около Еменгского озера укрыт клад панов, состоящий из «кожаных денег с серебряными гвоздиками». Известен клад панов — котел с золотом, зарытый близ реки Сить, на пустоши Тяжковой близ Кобылья болота.

      Многие чудские клады спрятаны в священных рощах, под священными деревьями, под камнями с непонятными знаками, находятся на дне озер, рек, болот:

      «Кошель с золотом спущен в Ригон-реке, в трех верстах от селения Койкинец, основателем его паном Койкой».

      «На правом берегу реки Волошки есть небольшой залив, называемый Мутихой. И в Мутихе чудью схоронен клад — затоплена лодка с металлами».

      «Во время одной из побед наших паны имевшееся у них золото попрятали в дула своих ружей, которые бросили в реку Сить».

      Такое изобилие сведений о лежащих буквально под ногами сокровищах, разумеется, не могло оставить равнодушными кладоискателей. Поиск «панских кладов» начался еще в XV—XVI веках и с завидным упорством велся на протяжении пятисот лет. Многочисленные «панские могилы», «панки», «паны», «панщины», в большинстве случаев оказавшиеся курганными могильниками VII—XIII веков, были вскрыты, раскопаны, срыты до основания. Иногда поиски были безуспешными, иногда увенчивались кое-каким успехом: «Стали мы рыть за полем по Петиньевской дороге, недалеко от Петиньева... Да и то долго рыли зря, сколько ям накопали. Все-таки вырыли! Сбрую серебряную, да еще много чего-то, не помню... Костей да черепьев много повырыли. Сказывают — это панов кости-то», — вспоминал много лет спустя один из кладоискателей. Но крупных находок не было (или они тщательно скрывались), и это послужило основанием для утверждений о том, что «панские клады» в руки не даются — зачаровала их хитрая чудь.

      В тексте одной старинной записи на клад в селе Зуйка-ре, в Вятской губернии, написано про «панский клад» в Чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растет громаднейшая, немного кривая сосна, а поодаль от нее, аршинах в четырех, стоит трухлявый пень до двух метров в диаметре. Клад этот пытались найти много раз, но когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены оставить свое предприятие.

      Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид «чудаков» столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли поправиться всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в «чудских могилах» на кости «заживо погребенной» чуди, — мертвецы, охраняя свои клады, внезапно оживали, как только кто-нибудь приближался к их сокровищам...

      Предания о «панских кладах» — это предания прежде всего о кладах в виде той самой магической силы, которой обладала таинственная чудь. Это очень древние сказания, корни которых уходят в глубины тысячелетий и уже не отыскать их начала. Загадка «панских кладов» остается неразгаданной. До сих пор таятся они под землей, куда ушла легендарная чудь белоглазая, и только в предсумеречной тишине иногда можно слышать, как звенит золото, пересыпаемое подземными жителями в глубине сопок...

* Панские клады.jpg

(35.46 Кб, 406x284 - просмотрено 4312 раз.)

 

 

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 13 | ВверхПечать