КНИГИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО О старшем сыне князя Владимира Красное Солнышко в летописи сказано: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати храбрый».
Хромоножество от рождения обусловило пристрастие юного княжича к книгам. Пока его сверстники резвились в подвижных играх, Ярослав проводил время за чтением. Книга стала для него своего рода второй матерью, которая помогла будущему правителю Киевской Руси обрести обширные знания и вместе с ними — прозвище Мудрый.
Когда Ярослав возмужал, он получил от отца в удел Новгород и женился на дочери шведского короля Олафа. В северной столице Древней Руси тоже водились книги, и князь, поддерживая с тестем добрые союзнические отношения, имел возможность пополнять их число за счет привозимых из Скандинавии.
Свой ум и способности грамотно управлять Новгородским княжеством Ярослав проявил в 1014 году. Он решил не платить Киеву ежегодную дань, посчитав ее слишком обременительной и незаконной. Разгневанный отец пригрозил сыну военным походом на Новгород. Ярослав обратился к королю Олафу за подмогой и впустил в город наемный отряд варяжских воинов.
Карательный поход киевской дружины на Новгород не состоялся, а варяги от безделья занялись пьянством, стали бесчинствовать, чем вызвали справедливый гнев у новгородцев. Жителям города пришлось силой усмирять разгулявшихся «варяжских гостей». В результате многие подданные Олафа были убиты.
Ярослав гневно осудил своих граждан за самоуправство, приказал в отместку за погибших варягов изрубить тысячу новгородцев. Скорый и неправый суд свершился. Трудно сказать, чем кончилась бы эта схватка со своим народом для князя, не прояви он в данной ситуации настоящую мудрость.
Пока среди вольнолюбивых новгородцев зрел заговор против правителя, тот принял гонца из Киева, который доложил, что князь Владимир Красное Солнышко скончался, а на его трон сел князь Святополк.
«О моя любимая и честная дружина, которую я вчера в безумии своем изрубил! Смерть их теперь никаким золотом нельзя искупить... Братья! Отец мой Владимир умер, в Киеве княжит Святополк. Хочу идти на него войной — поддержите меня!»
И вчерашние мстители, заговорщики ответили князю, что готовы постоять за его права.
В походе на Киев участвовало около трех тысяч новгородцев. Сражение между братьями произошло у города Любеча на Днепре. Победу одержал Ярослав. Святополку пришлось бежать к печенегам. Киев с великими почестями встретил своего законного правителя.
К сожалению, на этом не кончилась междоусобица среди двенадцати сыновей киевского князя Владимира. Великокняжеская власть переходила из рук в руки, пока в 1026 году Ярослав не договорился со своим воинственным братом Мстиславом Храбрым, правителем Тмутараканского княжества, о разделе отцовского наследства на две части. Правобережная днепровская Русь со стольным градом Киевом досталась Ярославу, а левобережная, со столицей в Чернигове, стала вотчиной Мстислава.
Князь-богатырь Мстислав, легендарный победитель касожского правителя Редеди, скончался в 1036 году, не оставив после себя наследника. Ярослав Мудрый незамедлительно воспользовался сложившейся ситуацией и объявил себя великим князем всея Руси.Укрепившись на киевском престоле, Ярослав энергично занялся строительством столицы, развитием ее культуры. При нем Киев расцвел и сказочно разбогател. Одних только церквей в городе было построено около четырехсот!
В 1037 году столица Руси украсилась главным Софийским собором. Это великолепное каменное здание, отделанное мрамором, мозаикой и фресками, по праву соперничало в те далекие годы с храмом Святой Софии, воздвигнутым греческими мастерами на берегу пролива Босфор, в столице Византии Константинополе.
Оба храма стоят на своих местах и по сей день. Только завоеватели-турки, овладевшие Босфором, приспособили христианский храм для своей веры в Аллаха. Они пристроили к монолитному зданию четыре исламских минарета и закрасили знаменитые фрески внутри собора.
Софийская церковь в Киеве — главный оплот христианской религии на Руси. В нем веками скапливались несметные богатства из пожертвований верующих. Среди сокровищ храма особое место занимали священные книги из великолепного собрания князя Ярослава Мудрого.
Все правители европейских стран, которым выпало счастье породниться с великим киевским князем (дети Ярослава были женаты или состояли в замужестве с представителями царствующих династий Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, Риме и Византии), знали о пристрастиях своего восточного родственника и при каждом удобном случае дарили ему книги. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями.
Дальнейшее накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей; занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Примером такого перевода является историческое сочинение «Хроника Георгия Амартола».
Ипатьевская летопись писала о пользе книг: «Велико бо польза бывает человека от учения книжного. И книгами бо кажеми и учили если пути покаянию и мудрости бо обретаем и воздержание от словес книжных».Нет, недаром князь Ярослав получил прозвище Мудрый! Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»
Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.
По утверждению известного советского исследователя и спелеолога И. Я. Стеллецкого, «ни археологи, ни архитекторы этим вопросом не интересовались и никогда ничего на эту тему не писали».
Зато кладоискатели держат библиотеку Ярослава Мудрого в поле зрения с давних времен. Многие уверены, что под Софийским собором имеются обширные подвалы, которые по-настоящему никем не обследовались.
Еще до революции (в 1908 г.) кладоискатели обнаружили возле северо-западного угла собора глубокий провал в почве. Спустившись на веревках вниз, разведчики попали в подземную галерею, выложенную кирпичом. Они шли по ней долго, пока хватило взятых свеч и путеводной нити. Кладоискателям пришлось вернуться назад. На другой день они вновь собрались на подземную прогулку, с более солидной экипировкой, но обнаружили, что свод галереи рухнул.
Вот что рассказал И. Я. Стеллецкий в незавершенной рукописи «Мертвые книги в московском тайнике», хранящейся в Центральном государственном архиве литературы и искусства России: «Как-то в Киеве, еще в дореволюционное время, я осмотрел подворье храма (Софийского.— А. Е.) в бывшем митрополичьем доме и увидел выступающие из земли древние стены. Поблизости находилась так называемая теплая церковь. По преданию из этой церкви под всем садом проходил подземный ход. Ход, видимо начинавшийся где-то в церкви, не мог залегать слишком глубоко. И я решил перерезать его глубокой траншеей сверху. Этот подземный ход явно не мог быть мистификацией. На него указывал еще П. Г. Лебединцев в своей работе «О Святой Софии Киевской».
Меня манил подвал в северо-западном углу церковного двора. Его можно было найти, но дело грозило затянуться, а времени у меня не было.
Траншея в митрополичьем саду осталась незаконченной, и я спешно начал рыть другую — близ юго-западного угла собора. Позже я заложил третью траншею — близ железной ограды бывшего Киево-Софийского духовного училища. На глубине трех метров траншея оголила фундаменты здания великокняжеской эпохи. Такой вывод подтвердил и случившийся здесь архитектор П. П. По-крышкин. Тогда же, летом 1915 года, я обратил внимание на подземный ход, обнаруженный во время закладки одного из домов за оградой собора. Ход был выложен кирпичом. Направление — под Софийский собор. Ход был почти на две трети затянут плотным илом.Моим попыткам копать в этом направлении чинил препятствие немец-домовладелец с архитектором. Все же место входа в тайник этот домовладелец позднее обозначил нишей в стене вестибюля дома.
В советское время территория Софийского собора стала заповедником. В 1925 году раскопки здесь производил профессор В. Г. Ляскоронский. Газеты сообщали, что «обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами; найдено много ценных вещей, древние монеты и цинковая утварь». Из сказанного очевидно, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не ведомыми подземными пустотами. И может быть, именно тут «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прослывшая абсолютно исчезнувшей».
Нельзя не согласиться с предположением собирателя тайн о самых значительных библиотеках мира. В то же время нельзя не удивиться его поспешным, бессистемным поискам. Вряд ли такие суматошные действия могли увенчаться успехом.
Теперь о других адресах, где, возможно, могут скрываться от нас книги Ярослава Мудрого. Их два: Межигорский монастырь и Киево-Печерская лавра.
В пользу первого говорит факт, что последние месяцы жизни князь Ярослав из-за болезни провел не в Киеве, а в Вышгороде, в своей летней резиденции. Там он и умер в 1054 году.
Ученые, в частности доктор исторических наук А. Дзюбко, справедливо полагают, что ушедший от государственных дел заядлый книгочей вряд ли лишил себя удовольствия, которому отдавал предпочтение всю жизнь. Ярослав наверняка прихватил с собой какую-то часть книг или, что не исключено, приказал полностью перевезти библиотеку в Вышгород. Ведь никто заранее не знает дня и часа своей смерти. Князь вправе был рассчитывать, что проживет еще достаточно лет для любезного ему общения с незаменимыми друзьями — книгами.
В такой ситуации часть библиотеки Ярослава (или вся!) могла попасть после смерти князя в хранилища Межигорского монастыря.
И территорию Киево-Печерской лавры тоже нельзя выпускать из поля зрения. След от библиотеки Ярослава, ведущий туда, заметил ленинградский ученый Н. Розов. Он внимательно проштудировал две светские книги XI века: «Изборник Святослава» 1073 года и «Изборник Святослава» 1076 года. В конце второго сборника писец Грешный Иоанн сделал приписку: «Избрано из многих книг князьих».
Получается, что Грешный Иоанн пользовался книгами из библиотеки Ярослава Мудрого. Он был достаточно образован, владел несколькими языками: греческим, западно- и восточнославянскими. Не исключено, что писец имел дело с книгами русского происхождения. Значит, библиотека не пропала сразу после смерти князя Ярослава.
Известно также, что сама Киево-Печерская лавра имела богатейшее собрание старинных книг и пергаментных свитков. Свидетельство о ней дошло до нас от Павла Алепского, побывавшего в монастыре в 1653 году. Но эта библиотека почти полностью сгорела в 1718 году. Однако есть уверенность, что книги Ярослава Мудрого в то время хранились и продолжают храниться в ином месте.