СИМВОЛИЗМ РАСТЕНИЙ
Растения в посвященческих культурах - основной символ живой земли и циклической природы рождения, смерти и возрождения.
Они символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.
Боги и богини растений встречались среди древнейших божеств, часто почитались как прародители человека.
Символически растение, его плод и цветок связаны с Великой Матерью, богиней земли, плодородия и растительности, а также с плодородной силой вод, дающих жизнь. Полное соков растение — это материнство. Растения и деревья часто выступают в роли мифологических предков и обычно бывают связаны с культом Луны.
Мифы о превращении людей в растения символизируют космическое единство, жизненную силу, дающую начало всем созданиям Божьим.
Растения или цветы, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют мистическое единство человека и растения и рождение жизни из смерти, течение жизни из одного состояния в другое. Так из крови Аттиса выросли фиалки, из тела Осириса — пшеница и целебные травы, из крови Диониса — гранаты, из крови Адониса — анемоны, из крови Христа — красные розы. В психологии растительность означает бессознательную жизнь, В Китае растение считается сосудом бессмертия и пищей даосских мудрецов или бес-смергных.
Дерево было объектом поклонения у древних народов, так как они считали, что в нем обитает Сам Бог. На Ближнем Востоке оно было связано с культом богини земли, ритуалы которой преследовали цель — увеличить плодородие зерна. Благодаря своему умиранию и всякий раз новому рождению оно стало женским символом плодородия земли. Рождение Адониса из дерева, о чем повествует феческий миф, первоначально праздновапось как часть древнего ритуала плодородия. В христианском искусстве епископ, под его ногами дуб (дерево, священное для друидов), — Бонифаций, посвятивший себя деятельности по обращению язычников в христианство. Дерево — один из центральных традиционных символов. Весьма часто символическое дерево не принадлежит к какому-либо определенному роду, хотя некоторые народы отбирают какой-нибудь отдельный вид.
Так, дуб считался священным у кельтов; ясень — у скандинавских народов; липа — в Германии; фиговое дерево — в Индии. Мифологические ассоциации богов с деревьями встречаются очень часто: Аттис и сосна; Осирис и кедр; Юпитер и дуб; Аполлон и лавр. Они выражают своего рода избирательные соответствия. Символизм дерева обозначает жизнь Космоса: его согласованность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения. Дерево представляет неистощимую жизнь, а потому оно эквивалентно символу бессмертия.
Как утверждает М. Элиаде, представление о жизни без смерти в онтологическом смысле выступает заместителем абсолютной реальности и, таким образом, дерево становится символом абсолютного бытия, то есть, центра мира. Поскольку дерево обладает вытянутой вертикальной формой, символизм центра мира выражается в терминах мировой оси.
Дерево, с его корнями, находящимися пол землей, и с его ветвями, вздымающимися к небу, символизирует направленную вверх тенденцию, а посему соотносится с другими символами, такими как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между тремя мирами (нижний мир: преисподняя, ад; срединный мир: земля; горний мир: небо).
Христианский символизм — в особенности романское искусство — полностью осознавал первичное значение дерева как оси, связующей различные миры. Согласно высказыванию Рабана Мавра в «Аллегории на Священное Писание», оно также символизирует человеческую природу (что следует из тождественности макрокосма и микрокосма). Дерево также соответствует Кресту Искупления; сам крест в христианской иконографии часто изображается как Древо Жизни.
В рамках общего значения дерева как мировой оси и как символа неистощимых жизненных процессов (роста и развития) выделяются различные архетипические его значения.
Известно Древо Жизни и Древо Смерти. Arbor vitae («Древо Жизни») в разнообразных формах часто можно встретить в восточном искусстве. В романском декоративном искусстве особенную разработку получает напоминающая лабиринт листва Древа Жизни.
Важной особенностью, связанной с символом Космического Древа, является то, что оно часто изображается перевернутым: тогда его корни находятся в небе, а листва — на земле. Здесь естественный символизм, основанный на аналогии с природными деревьями, вытесняется значением, выражающим инволюцию, в том ее виде, который выводится из доктрин эманации: а именно — что всякий процесс физического роста есть духовное деяние наоборот.
Е. Блаватская утверждает, что вначале корни древа были погружены в небе, и выросли из Лишенного Корней Корня всего сущего. Его ствол рос и развивался, пересекая равнины Плеромы, оно выпускало крест-накрест свои буйные ветви, сначала на плане едва дифференцированной материи, а затем — вниз, пока они не коснулись земного плана. Так оно росло корнями вверх и ветвями вниз. Такое представление имеется в Упанишадах, где сказано, что ветви дерева суть эфир, воздух, огонь, вода и земля.
В древней каббалистической книге «Зогар» также говорится, что
Древо Жизни распространяется сверху вниз и все залито лучами Солнца. Данте изображает схему небесных сфер как листву дерева, корни которого (то есть истоки) распространяются вверх (Уран).
В скандинавской мифологии мировой ясень Игтдрасиль пускает корни вниз, в самую сердцевину земли, где находится ад.
«Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
древо, омытое
влагою мутной;
росы с него
на долы нисходят;
над источником Урд
зеленеет он вечно».
(«Старшая Эдда»)
В Раю было Древо Жизни и Древо познания Добра и Зла. Оба древа помещались в центре Сада Эдема. Древо Жизни, будучи однажды обретенным, способно наделять бессмертием; но обнаружить его нелегко.
К. Юнг указывал, что дерево имеет символически бисексуальную природу, что можно видеть из того факта, что в латыни окончание названий деревьев имеют форму мужского рода, хотя род самих слов женский. Такое сопряжение подтверждает объединяющее значение космического древа. В ассоциации с древом часто вступают другие символы — иногда по аналогии с реальными ситуациями, иногда посредством соположения психических образов и проекций. Дерево часто связывается со скалой или горой, на которой растет. Древо Жизни, находящееся в небесном Иерусалиме, имеет на себе двенадцать плодов, или солнечных форм. На многих изображениях Солнце, Луна и звезды ассоциируются с деревом; таким образом, подчеркивается его космический и астральный характер.
В Индии известно тройное дерево с тремя солнцами — образ Тримурти; в Китае — дерево с двенадцатью Солнцами, по числу знаков Зодиака. В алхимии дерево, несущее на себе изображение Луны, обозначает Малое Делание, а дерево с Солнцами — Великое Делание. Дерево со знаками семи планет (или металлов) представляет первоматсрию как первоисточник всех дифференциаций. Алхимики называли Древо Познания философским деревом, считая его символом эволюции, роста, идеи, призвания, силы. «Посадить дерево философов» равноценно стимулированию творческого воображения.
В «Мученичестве Св. Псрпетуи», XI (Кембридж, 1891) указывается, что Св. Сатурий, принявший мученичество вместе со Св. Пер-петуей, видел во сне, что, сбросив смертную плоть, он был унесен на восток четырьмя ангелами. Поднимаясь по пологому склону, они достигли места, залитого великолепнейшим светом. «Перед нами был Рай, — добавляет он, — подобный саду, с деревьями, на которых цвели розы и другие многие цветы; деревья были высоки, как кипарисы, и от них исходило пение». Образ поюшего дерева — необычайно глубокий символ, давший пишу многим поколениям художников и поэтов.
Ствол Древа элементов Раймунда Луллия (1295) символизирует первоначальную субстанцию творения, или гиле, а ветви и листья представляют девять ее акцидеаций. Число десять (9+1) имеет то же значение, что и сефирот, — сумма всего реального, могущего быть определенным в числах.
Поскольку оно корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, дерево, как и сам человек, является отражением сущности двух миров и посредником между небесами и землей. Во многих древних культурах определенные деревья или даже целая роша не только почитаются как место обитания сверхъестественных существ (богов, низших духов), но дерево в широком смысле рассматривалось как ось мира, вокруг которой группируется космос, например мировое древо Иггдрасиль у северных германцев, или священное Цейба, или Ячкхе-дерсво юкатанских майя, которое растет в центре мира и служит опорой для слоев неба, причем в каждой из четырех сторон света используется по одному цветному дереву этою вида в качестве угловых столбов небосвода. В буддизме священное дерево боддхи, под которым на Будду снизошло просветление, является символом великого пробуждения. В Древнем Египте почитали сикомор (платан), из которого богиня Хатор дает умершему или же птице его души (6а) укрепляющий напиток и еду.
В качестве древа жизни почитался шумерский бог растительности Думузи (Таммуз). В Древнем Китае почитали персиковое и тутовое дерево; кельтские друиды — дуб, который в качестве священного приписывали германскому богу грома и (у греков) царю богов Зенсу.
В христианской иконографии дерево является символом богоугодной жизни, и его прохождение через годовой цикл указывает на жизнь, смерть и воскресение, а неплодородное или умершее дерево — на грешника. Епископ Эшю Бамбергский воспел крест как благословенное дерево: «И несла твоя ветка небесную ношу, в тебе текла высокородная кровь Твой плод сладок и хорош».
На христианском Западе широко распространены легенды об от-мирающих деревьях, ветвях или палках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начинали зеленеть. Иудейское предание гласит, что патриарх Авраам везде, где бывал, сажал деревья. Через него Авраам мог узнать, верил ли тот или иной человек в истинного Бога или был идолопоклонником. Над правоверными дерево расстилало свои ветви и прятало их в своей тени, а над идолопоклонниками нет. В последнем случае оно отворачивалось и поднимало свои ветви вверх, чтобы лишить их тени.
Раннехристианский текст «Физиологус» сообщает об индийском дереве перидексион, плоды которого охотно поедаются голубями, в то время как змея не может к нему приблизиться и бежит от его тени. Оно является указанием на избавителя, плодами которого живут верующие, в то время как дьявол не может к нему приблизиться. В средневековом «Бсстиарии» это дерево называется перинденс; оно защищает живущих в его тени голубей от дракона.
Прототипом деревьев восстановленного рая является в исламской мифологии дерево заккум, листьями и плодами которого после Страшного суда кормятся осужденные на вечное проклятье грешники и богохульник.
У китайцев деревья обычно символизируют долголетие и плодородие. Особо популярны бамбук, вишневое дерево и сосна, называющиеся три друга, поскольку все они вечнозеленые. На рисунках они часто появляются вместе.
В Библии описано, как Господь сажал райский сад: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт., 2:9).
Цветы обычно являются атрибутом персонифицированной весны или обоняния, а также богинь Флоры и Авроры. Они символизируют недолговечность и эфемерность человеческой жизни. Цветок — лаконичный символ природы, беспредельности ее совершенства, эмблема круговращения — рождения, жизни, смерти и возрождения. Икебана, японское искусство составления букетов, основано на этой символической теме. В восточных религиях цветы символизируют расцвет духовной жизни, особенно важен в этом смысле лотос. Брахма и Будда изображаются среди цветов; цветы водосбора — знак Святого Духа; Дева Мария изображается держащей лилию или ирис.
Окраска, запах и фактура цветов определяют их символизм: белые лилии — символ чистоты; сильно пахнущий красный жасмин поощряющий сексуальный знак, пышные магнолии — хвастовство или самолюбование. Вогнутая, чашеобразная форма цветка — символ пассивности и женственности, его трехчастное устройство обозначает космическую гармонию. Экспансия в феноменальный мир и форма открытого цветка связывают его с символизмом колеса с лучами, расходящимися от центра.
Цветы с пятью лепестками (роза, лилия) символизируют Сады Блаженных и микрокосм человека, зафиксированный в крайних точках пяти чувств. Шестилепестковый цветок (особенно лотос) — это макрокосм.
Цветы часто вырастают из крови бога, когда она проливается на землю: анемоны, или красные розы, выросли из крови Адониса, фиолетовые — из крови Аттиса. гиацинт — из крови Гиацинта, розы — из крови Христа. Божества также возникают из цветов, в особенности из лотоса, олицетворяющего свет Солнца и изначальные волы: Брахма, Будда, Гор.
Цветы олицетворяют хрупкость детства и мимолетность жизни. Ребенок, поднимающийся из цветка, олицетворяет рождение бога или рождение дня, рассвет, новую жизнь. Синий цветок недостижим; красный олицетворяет рассвет, восходящее Солнце, страсть, атрибут Богини-Матери; для белых цветов типично значение чистоты и невинности; белые и красные вместе значат смерть.
В алхимии белый цветок — это серебро, красный — золото, синий — цветок мудрых, растущий из Космического Яйца. В буддизме,означая преходящий характер тела, цветы приносятся в жертву при богослужении. У кельтов цветок означает душу, Солнце, духовный расцвет. В китайской символике это женский элемент, инь. В даосизме золотой цветок — это кристаллизация света. Дао, достижение бессмертия, духовное возрождение. Корзина цветов, означающих долголетие и счастливую старость, является эмблемой Лань Цзай-Хо, одного из восьми бессмертных.
Цветок — распространенные во всем мире символы молодой жизни, а из-за звездообразной структуры лепестков также часто — символы Солнца, всего мира или его середины. В Библии цветок является указанием на богоугодность, о чем свидетельствуют расцветшие посох Иосифа и жезл Аарона. Сухая палка, на которой завязываются цветочные почки, является также в некоторых легендах и сказаниях символом божественного расположения и надежды. В даосизме растущий из темени головы духовный «золотой цветок» является символом высшего мистического просветления.
В 20-дневном ацтекском месяцеслове двадцатый знак называется цветок, это символ искусства и вкуса. Рожденные пол этим знаком, по преданию, имели талант ко всем искусствам и ремеслам, а также к магии. В лирике ацтеков цветы символизируют как жизнерадостность, так и непостоянство: «Цветы пускают ростки и распускаются, они растут и сверкают. Из твоей души рвутся наружу напевы о цветах. Как цветок в летнее время — так свеж он и цветет в нашем сердце. Наше тело, как цветок, который отцветает и быстро увядает. Неизменно отмирает и постоянно снова расцветает! О, цветы, дрожащие, и опадающие, и рассеивающиеся».
Слово букет в египетском языке имеет такое же звучание, как слово жизнь. Букеты цветов являются символом жизни и поэтому играют важную роль в культе мертвых. Картины из Нового царства изображают в некоторых случаях на месте просветленного умершего букет, что должно означать, что умерший вошел в вечную весну. Как символ расцвета жизни цветок связан с началом мира: лотос был кровью, которая возникла из первоводы.