Великие ювелиры и парфюмеры прошлого все как один были заядлыми путешественниками. Не в силу особой любви к поездам и пароходам, а по велению необходимости. Месяцы и годы проводили они в далеких странах Востока или Африки. Одни - в поисках прекрасных драгоценных каменъев для своих украшений, другие - в надежде встретить в экзотических дебрях "неведомый "аленький цветочек ", аромат которого потом можно будет использовать при создании новой парфюмерной композиции.
И сегодня у парфюмерии и ювелирного искусства есть множество точек соприкосновения.
Сопоставимые ценности
Пьер-Франсуа Герлен и Луи-Франсуа Картье - основатели старейших из существующих по сей день парфюмерной и ювелирной империй, - оба были официально приближены ко двору Наполеона III. Первый был в статусе придворного парфюмера, второй пользовался эксклюзивным правом на изготовление украшений для Его Величества и императрицы Евгении. Но если господин Картье даже частенько завтракал с королевской четой, то старика Герлена дальше дворцовых ворот не пускали. Золотые флаконы, усыпанные драгоценными камнями, которые делал для жены короля Луи Картье, ценились неизмеримо выше, чем их содержимое, поставляемое Герленом.
В XIX веке парфюмер никак не мог пользоваться столь же высоким уважением в обществе, как ювелир. В те времена никто не рассматривал духи в качестве произведения искусства - они считались всего лишь гигиеническим средством, как мыло или зубной порошок.
В XX веке все изменилось. Потомки Пьера-Франсуа Герлена возвели парфюмерию в ранг высокого искусства. Постепенно публика узнала, что аромат способен сверкать и переливаться, как настоящий бриллиант; как драгоценный камень, он может обладать магическими свойствами, пробуждающими чувства и фантазию. Сегодня многие женщины, даже самые богатые и знаменитые, предпочтут появиться на светском рауте без бриллиантов, но укутавшись... в аромат обворожительного парфюма. Доказывать окружающим свою финансовую состоятельность с помощью дорогих украшений давно уже стало моветоном.
Темпераментные создания
И духи, и драгоценные камни никак не могут быть названы просто элементами создания образа, ведь они обладают некой одухотворенной аурой и собственным характером.
Глядя на переливчатое сверкание граней бриллианта или сапфира, мы отрешаемся от действительности, погружаясь в мир грез. И, в сущности, то же самое происходит с нами, когда мы с упоением вдыхаем аромат духов. Драгоценные камни умеют гипнотизировать, а запахи сильнейшим образом воздействуют на подсознание.
В древних цивилизациях во главу угла ставилась именно мистическая сущность камней и ароматов. Они считались подарками богов. Люди верили, что завораживающие своей красотой драгоценные каменья и благовония, пробуждающие чувства и страсти, как бы пролагают тропу между миром реальным и потусторонним, что с их помощью можно привлечь внимание богов, и, естественно, пытаться приблизиться к ним могли лишь богатые и знатные.
Вавилоняне происхождение алмаза объясняли так: при строительстве неба боги уронили на землю несколько капель божественного материала, которые превратились в прозрачные кристаллы. Китайцы обожествляли яшму, египтяне самым "божественным" из камней считали бирюзу, а индусы - рубин. Что касается ароматических веществ, то среди египетской знати ими было принято натирать бритую наголо голову - как самую приближенную к небу часть тела.
Издревле люди знали о способности камней и ароматов оказывать влияние на здоровье человека. Сотни рецептов, которыми располагает сегодня ароматерапия, были известны уже несколько тысячелетий назад. Ученые давно признали, что не только чистые эфирные масла, но и духи могут кардинальным образом изменять самочувствие и настроение. Исцеляющие свойства драгоценных камней и металлов также широко используются современной нетрадиционной медициной.
И ароматы, и камни веками пользовались репутацией афродизиаков. Среди эфирных масел список "эликсиров любви" довольно длинный. Известно пристрастие к благовониям Клеопатры, Александра Македонского, Маргариты Наваррской, Екатерины II. Современные духи частенько оказываются отличными эротическими стимуляторами. С помощью компонентов животного происхождения, таких как амбра или мускус, создаются ароматы, способные одурманивать, пробуждать чувственность. А парфюмерные эксперименты с искусственными ферромонами доказали, что запахи играют одну из главных ролей в сексуальной жизни человека.
В афродизиакальные свойства драгоценных камней верили многие великие мира сего. Клеопатра, например, чего только не придумывала для соблазнения Марка Антония! Однажды она даже растворила жемчужину в уксусе и залпом выпила! Древнеримские патриции верили, что рубиновые перстни обеспечивают мужчине успех у женского пола. Изумруд, по мнению эллинов, помогал достигнуть гармонии на супружеском ложе. Персидские шахи держали в своих гаремах продолговатые кристаллы, внутренний блеск которых способствовал восстановлению растраченных в любовных играх сил.
И драгоценные камни, и ароматы таинственным образом вступают в контакт со своим хозяином. Духи, как известно, на каждом человеке пахнут по-своему, по-разному воздействуют на состояние своего "носителя". Камни тоже не без капризов относятся к своим владельцам. Они могут мутнеть, "умирать" и вновь "оживать", изменять сияние - от теплого, ласкового до холодного и равнодушного.
Так что, покупая флакон духов или драгоценное украшение, мы приобретаем не просто ординарный предмет, а... джинна в бутылке. Скрытый темперамент камня или аромата может не совпасть с нашей собственной аурой или, наоборот, укрепить ее. Умение правильно выбирать и носить такие "энергетически сильные" ценности дорогого стоит. Это вам не туфли к сумочке подобрать!
Все знают, что негоже носить одновременно "разнородные" украшения: золото и серебро, изумруды и рубины и т. п. О несовместимости разных духов между собой тоже все сказано: если ваша одежда пропиталась одним ароматом, то, не сменив ее, вы не можете надушиться другим. Во избежание "нестыковки" запахов парфюмеры настойчиво советуют пользоваться духами, дезодорантом, мылом и т. л. одной линии. Драгоценные украшения и ароматы тоже могут "не подойти" друг другу. Например, ориентальные ароматы не сочетаются с бриллиантами, душистые цветочные - с платиной, древесные - с бирюзой. К богатым, массивным украшениям лучше подбирать как можно более нейтральные духи. Если вы хотите использовать оригинальный, характерный аромат, следует ограничиться золотыми, платиновыми, серебряными украшениями без камней.
Зачем духи великим ювелирам?
Возможно, именно проблема достижения гармонии между надеваемыми одновременно украшениями и духами побуждает знаменитые ювелирные фирмы выпускать и парфюмерию. Создатели драгоценностей в своих коллекциях придерживаются какой-то определенной стилистики, и ее же они стараются отразить в запахах.
Когда ювелирные фирмы увлеклись созданием ароматов, этим, можно сказать, они признали, что духи восхитительны и могут затмить собой блеск драгоценностей. И поэтому им теперь приходится снабжать клиентов и парфюмерией, которая однозначно подойдет к купленным у них украшениям. Также для ювелиров привлекательной оказалась идея использовать парфюмерные композиции в качестве "визитной карточки". С помощью аромата покупатели могут ближе познакомиться с атмосферой компании, лучше понять ту "фирменную" философию, которую создатели украшений вкладывают в свои творения.
Весьма высокомерным фирмам, которые десятилетиями работали только на королей, махараджей, герцогов или, в крайнем случае, кинозвезд мировой величины, приходится демократизироваться. Финансовые аналитики не перестают обращать их внимание на то, что старинные "королевские" состояния тают на глазах. А капиталы нуворишей, self-made бизнесменов, не столь велики, и, главное, эти люди более расчетливы. Благосостояние же среднего класса постепенно растет, и он уже готов покупать драгоценности, но только по разумным ценам! Сегодня гораздо легче найти сотню клиентов на колье по 10000 долларов, чем одного - на украшение, стоящее миллион.
Духи - рекламный ход навстречу новоявленной представительнице среднего класса, которая еще не успела обзавестись бриллиантами.
"Бриллиантовые" духи
Все вышеперечисленные выгоды первым осознал Дом Van Cleef & Arpels, выпустивший свои первые духи First в 1976 году. А вслед за ним Дом Cartier представил сразу два аромата: женский - Must и мужской - Santos. Соперничество этих двух старинных компаний началось почти столетие назад, в 1906 году, когда молодая фирма, основанная тремя братьями Арпельсами и мужем их сестры Альфредом Ван Клифом, открыла свой магазин на Вандомской площади в Париже. Молодые предприниматели принялись за дело с таким азартом, что находящейся по соседству мастерской, основанной Луи Картье в 1847 году, пришлось поделиться с ними своими клиентами.
Прародителя династии Картье часто называют "ювелиром королей, королем среди ювелиров". Эту репутацию сохранили и его потомки - Дом всегда ориентировался на клиентов исключительно аристократического происхождения. Их творения всегда были баснословно дороги, по-королевски массивны, чрезвычайно помпезны и, возможно, даже слишком роскошны. Картье (по крайней мере, до последнего времени) не особенно следовали веяниям капризной моды.
Фирма Van Cleef & Arpels, напротив, с самого начала своего существования совершала маленькие революции в ювелирном деле, стремясь угодить вкусам модной публики. Если к Cartier приходили аристократы крови, то ван-клифовский бутик облюбовали яркие светские львы и львицы, склонные к эпатажу.
Это противоречие отразилось и в парфюмерных творениях Домов. Ароматы от Cartier - подчеркнуто классические, весьма строгие, очень элегантные, без излишеств. Духи Van Cleef & Arpels - это тоже, безусловно, стопроцентная классика. Но они не так претенциозны, более темпераментны, с некоторой толикой экзальтации. В них нет стремления скрыть страсти и чувства под безупречными аристократическими манерами. Впрочем, и те и другие принадлежат к семейству "люкс", прекрасно сочетаясь с мехами и бриллиантами.
Между отдельными духами этих фирм можно провести параллели. Они как будто специально создавались под определенные камни.
"Бриллиантовые" ароматы - это женский Must de Cartier и именные духи Van Cleef. Must- ориентальный запах, в котором чувственные ноты амбры, тибетского мускуса и сантала уравновешены спокойной кислинкой м...рина и ве-тивера. Классически гармоничный аромат Van Cleef заключен во флакон, являющийся копией (чуть-чуть увеличенной!) одного из бриллиантов, входящих в "неприкосновенный" фонд фирмы. Начальная нота композиции поражает своей искрящейся свежестью и заставляет зажмуриться, как в первое мгновение созерцания огромного бриллианта. Постепенно раскрываясь, аромат становится глубоким, дурманяще-чувственным.
Духи, которые обе фирмы адресуют самым молодым своим клиенткам, - So Pretty от Cartier и Miss Arpels от Van Cleef & Arpels - однозначно ассоциируются с жемчугом. Во Франции девушкам из респектабельных семейств на шестнадцатилетие дарят жемчужные ожерелья. So Pretty - нежный пудровый аромат, мягкий и бархатистый. На изготовление флакона этих духов объемом 100 ml уходит 12000 лепестков роз (более 400 цветков)! Также в этом цветочном коктейле юности - орхидеи, ирисы, цветки апельсина и ежевики. Miss Arpels - весенние духи. В них ощущается тонкий аромат ландыша, а тепло весеннего солнышка передано капелькой альдегидных составляющих.
Рубин, камень страсти, вдохновлял создателей Birmane - нового аромата Van Cleef &. Arpels. И, кажется, именно его имели в виду парфюмеры Cartier, разрабатывая цветочно-ориентальную формулу Panthere. Birmane - мистические и эмоциональные духи. В сердце запаха расцветает красная лилия Скарлет, на бархатистых лепестках которой поблескивают капельки влаги, как на коже пылких любовников. Но после вспышки страсти наступает успокоение. В сладкой истоме базового аккорда выделяются ноты бобов тонка и мускуса.
Пантера является "фирменным животным" Cartier. Духи, посвященные ей, насыщенны и чувственны. Они настояны на лепестках редкого цветка карокарунде. растущего в горах Гвинеи, глубокий, дурманящий аромат которого подчеркнут нотами амбры и сантала.
Ну а мужские ароматы обеих фирм (Must и Declaration от Carder и Tsar от Van Cleef & Arpels) ассоциируются с блеском драгоценных металлов.
Следует отметить еще одну характерную особенность парфюмерии знаменитых ювелирных Домов. Мастера драгоценностей, нетерпимые к любым подделкам, для своих духов подбирают самые ценные ароматические компоненты и, конечно, только натуральные. И то, что такие духи стоят порой больше, чем парфюмерия других фирм, объясняется именно их высокой себестоимостью, а не респектабельностью компании.
Сравнительно недавно, в 90-х годах, еще две старинные ювелирные фирмы, "выросшие" на Вандомской площади, - Boucheron и Chaumet - увлеклись созданием духов.
Фредерик Бушерон основал фирму, носящую его имя, в 1858 году. А его внук, Луи Бушерон, в 20-х годах нашего века нашел свой "конек" - ту самую оригинальную стилистическую черту, которая отличает творения Boucheron. Выполнив один крупный заказ для индийского махараджи, доверившего ему сделать оправы для драгоценностей, Луи Бушерон стал страстным поклонником Востока. С тех пор ориентальная тема определяет стилистику Дома, а его "фирменным" камнем является сапфир, который на Востоке считают символом небесной чистоты и добродетели. Первые духи фирмы, концепцию которых придумал теперешний продолжатель династии Алан Бушерон. тоже из семейства "восточных".
Мсье Бушерон обнаружил в индийских дневниках своего деда описание ритуального брас-лета-науратан, который дарят невесте на свадьбу. Индусы считают, что его делают из "тела" демона, поверженного богами. Согласно древнеиндийским мифам, когда он упал на землю, туловище его превратилось в алмаз, жир - в хрусталь и кораллы, кровь - в рубин, лимфа - в гранат, а зубы - в жемчуг. Все эти драгоценные материалы идут на изготовление науратана. Флакон первых женских духов от Boucheron в точности повторяет форму браслета. А название - Jaipur - дано им по имени индийского города, славного своими золотых дел мастерами. Загадочная чувственность самого аромата напоминает мерцание огромного сапфира, внутри которого неизмеримая синяя глубина, манящая и пугающая.
Фирма Chaumet выпустила пока один именной запах. Свое сегодняшнее название Дом получил в 80-х годах XIX века, хотя мастерская, в которой трудился прародитель династии, Жозеф Шомэ, приобрела известность уже при Наполеоне Бонапарте. Император даже поручил ему изготовление драгоценностей для коронации и украшений для своей невесты Марии-Луизы. Древниетрадиции никогда не мешали Дому шагать в авангарде ювелирной моды. Новаторский дух Chaumet отражен в одноименном аромате, рассчитанном на современных, независимых и изобретательных женщин.
Драгоценности во флаконе
Часовая фирма Луи-Улисса Шопара существовала с начала этого века. Но всемирно известной эта марка стала лишь в 1963 году, когда была перекуплена предприимчивым немецким семейством Шойфеле. С этого момента Дом занялся ювелирными украшениями. Дизайнеры фирмы создают совершенно неординарные вещи. Каждая новая коллекция становится сенсацией. Вспомните хотя бы прошлогоднюю - Pushkin. Журналисты вот уже много месяцев не устают говорить и писать о ней. А "плавающие бриллианты" из коллекции Happy Diamonds уже успели стать классикой. Идея, прославившая фирму, пришла в голову дизайнеру Рональду Куровскому во время загородной прогулки. Он набрел на водопад и был просто-таки заворожен открывшейся картиной. Его осенило: если дать небольшим бриллиантам полную "свободу передвижения", поместив их между стеклянными стенками, они будут искриться и сверкать, подобно брызгам водопада. С тех пор Дом Chopard произвел более 100 000 изделий Happy Diamonds, всевозможных форм и отделок. А кроме того и одноименные духи, на дне каждого флакона которых можно обнаружить крошечный бриллиант, в 0,05 карата. Они не очень хорошо известны, потому что долгое время продавались только в фирменных бутиках. Но с недавнего времени Дом Chopard решил развивать парфюмерное направление, хотя отправной точкой при создании каждого нового аромата все равно оказывается мотив какой-либо из коллекций драгоценностей.
Женский парфюм Casmir и мужской Casran - это вариации на тему серии украшений, посвященных Индии. Новинка 1999 года, духи Mira-Bai, названы именем легендарной индийской принцессы, слагавшей мистические поэмы о свободе и страсти. Они чувственные и яркие, но одновременно очень легкие, свежие, прозрачные. Их аромат напоминает изумруд в золотой оправе.
Существуют лишь те ограничения, которые мы сами накладываем на себя.