Максимум Online сегодня: 292 человек.
Максимум Online за все время: 3772 человек.
(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 209615 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 18 09 2021, 14:19:20

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 | Вниз

Ответ #15: 27 10 2010, 18:09:17 ( ссылка на этот ответ )

А.М.Асеев.
Перепечатывается из журнала
"Оккультизм и Йога", номер 52, стр. 109-137.
Иллюстрации дополнены редакцией сайта.

О мегалитических сооружениях древнего мира

(окончание)

Некогда, до завоевания Кавказа Россией, дольмены исчислялись там тысячами, простояв неприкосновенными 3-4 тысячи лет. Но после присоединения Кавказа к России число их стало быстро уменьшаться, ибо пришлое русское население не щадило эти чуждые ему и "беспризорные" памятники древности.*

Дольмены Черноморского побережья Кавказа являются, действительно, циклопическими сооружениями, хотя воздвигнуты не гигантами, а самыми обыкновенными людьми. К примеру, один из дольменов на Эшери сложен из плит длиной 3,7 метров и толщиной до полуметра. Одна крыша его весит 22,5 тонны. Не легко поднять такую тяжесть на уровень стен, а это отнюдь не единственная проблема. Нередко камни доставляли за много километров. Вдалеке от гор в степном Прикубанье найден дольмен, покрытый плитой, которую с трудом сбросили десять человек. Несомненно, нужно было бы перепробовать немало вариантов погребальных сооружений, чтобы прийти к классической конструкции: четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую - плоское перекрытие... Всю сложность этого дела можно постичь только на собственном опыте.39

*) Академик А.А.Формозов пишет: "Больше всего дольменов было в Прикубанье - в верховьях реки Белой и по долинам Пшехи, Фарса, Губса и Ходзи. На "богатырской поляне" у станицы Новосвободной в свое время возвышалось 360 дольменов. Вытянутые правильными рядами, они напоминали улицы в маленькой деревне. Недаром адыгейцы называли дольмены "сырпун" - дома карликов, а кубанские казаки - "богатырскими хатками". Потом за три-четыре десятка лет казаки разрушили древние усыпальницы, иногда чтобы получить камень для вымостки дорог и на фундаменты жилищ, а то и просто так, забавы ради. Сейчас на Богатырской поляне торчат из земли лишь зубья расколотых плит. Дольмены были уничтожены раньше, чем археологи успели всерьез ими заняться. Даже там, где сохранились крыши и стены, внутри все перекопано кладоискателями, кости погребенных и глиняные сосуды разбиты и выкинуты наружу. Поэтому наши сведения о дольменах очень неполны".40

Однако следов таких архитектурных опытов на Кавказском побережье археологи не обнаружили, здесь сразу же начали строить дольмены классического типа. По свидетельству А.А. Формозова, дольмены, очень похожие на кавказские, строили в ту же эпоху в Сирии, Палестине в Северной Африке, в Испании, Франции и Англии, в Дании и южных районах Скандинавии, в Иране, Индии и юго-восточной Азии. При этом строили их "разные племена и не всегда в одну и ту же эпоху, но идея такой постройки несомненно должна была иметь общее происхождение... Бесспорно тяготение дольменов к приморским районам, указывающее на роль морских сношений в распространении этих своеобразных усыпальниц".41

Откуда пришла на Кавказ идея постройки дольменов? Археологи не дают точного и обоснованного ответа на этот вопрос, но на основании логических умозаключений мы считаем, что эта идея пришла на Кавказ из древней Галлии, - от Друидов, с которыми строители кавказских дольменов находились в духовном общении.

Кавказские дольмены несомненно воздвигались в качестве погребальных сооружений. Но несомненно также и то, что при возведении этих гробниц и похоронах совершались особые обряды, а затем производились периодически повторявшиеся жертвоприношения. Исследователи обратили внимание на то, что обычно перед дольменами, стоящими на склоне горы, находится ровная площадка. Близ станицы Каменномостской вокруг площадки вкопаны большие столбообразные камни - менгиры. Такие же площадки или "дворики" есть и в других странах - в Испании, Англии и Франции.* Несомненно, что на этих площадках совершались какие-то религиозные и религиозно-магические церемонии. Не исключена также возможность, что подобно друидическим мегалитам, эти кавказские сооружения ставились на местах перекрещивания теллурических токов, где было особенно сильное электромагнитное напряжение. Этими сооружениями, по свидетельству Поля Буше, друиды пользовались в качестве своего рода станций беспроволочного телеграфа, поддерживая таким образом регулярную связь с весьма отдаленными странами. Таким образом устанавливался контакт между посвященными различных племен и народов. Возможно, что в эту цепь были включены и посвященные Кавказа.

*) А.А.Формозов отмечает, что на верхней плите дольменов или на особых камнях перед ними кое-где выбиты чашечные углубления для жертвоприношения и возлияний. Адыгейское племя шапсугов еще в XIX веке приносило к дольменам жертвенную пишу. Этот обряд сохранился с древнейших времен, когда на кладбище приходили с пищей родичи погребенных.42

Подобные жертвоприношения существовали также у степняков эпохи энеолита и бронзы. Так под Симферополем в с. Бахчи-Эли найдена большая прямоугольная плита, на верхней торцовой стороне ее расположено два ряда круглых углублений. Такие же углубления-чаши на камнях выдалбливали в самые разные эпохи и в культовых, и в практических целях. Камень с ямками встречен даже на мустьерской стоянке Ла-Ферраси. В XIX веке этнографы неожиданно обнаружили сходные углубления на недавних крестьянских надгробиях в Бретани, Швеции, Дании, Исландии и принялись расспрашивать об их назначении. Бретонцы наливали в эти неподвижные сосуды воду, "чтобы охладить души умерших". Нередко воду заменяли молоком. В скандинавских странах туда клали приношения "для детей" и для "карликов", иными словами - пищу для маленькой души покойника. Эти обряды из века в век совершали на старых кладбищах, их переносили и на свежие захоронения.

В Азербайджане, где много древних чашечных камней, в селах и до сего дня выбивают чаши на могильных плитах. Подобные памятники существовали и в Северном Причерноморье. Есть сведения о камне, покрытом ямками, стоявшем среди курганов у деревни Розмарициной на Херсонщине.43

Некоторые археологи думают, что дольмен воспроизводит форму египетской гробницы - мастабы.44 И по мнению А.А.Формозова, "монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами. Сходство закономерно. И те и другие должны были служить вечными жилищами для людей, считавшими эту жизнь лишь временным пристанищем и воплотивших веру в иную жизнь в монументальных каменных гробницах".45

Какие племена построили кавказские дольмены? По свидетельству А.А.Формозова, и на Черноморском побережье, и в Прикубанье открыты поселения племен, хоронивших своих покойников в дольменах. Следы жилищ, выявленные при раскопках, абсолютно не похожи на погребальные дома. У жилищ глинобитные полы, стены из плетня, обмазанного глиной, и в редких случаях - фундамент из небольших кусков рваного камня. Строители дольменов - великаны адыгейских легенд, косившие на плечах четырехугольные глыбы, обитали в действительности в жалких лачужках. Более того. На реке Белой и в окрестностях Адлера в нескольких пещерах изучены стоянки с такой же глиняной посудой, как и в курганах у ст. Новосвободной. Люди ютились там в пещерах, подобно неандертальцам.46

Во II тысячелетии до н. э. среди населения Кавказа уже выдвинулись очень богатые вожди. Могила с балдахином и прочими сокровищами в Майкопском кургане даже древнее дольменов. Все же до эпохи железа основы первобытной общины на Кавказе не были поколеблены. Вероятно весь род трудился над каждым склепом из камня. Полторы сотни людей тратили силы и время, чтобы достойно обставить переход своего собрата в мир иной, и никто из них не думал, что лучше употребить эти силы и время на обработку полей, совершенствование орудий или художественное творчество.47

"Люди, сооружавшие дольмены, лепили посуду от руки, хотя в южных районах Закавказья с середины II тысячелетия до н.э. распространился гончарный круг. Обитатели северо-западного Кавказа мотыжили землю, не помышляя о плуге, давно известном в Двуречье, пользовались многими костяными и каменными орудиями чисто неолитических форм и охотились с таким примитивным оружием как праща (шарики для пращи не раз встречались при раскопках дольменов). И вот при всей этой технической бедности те же люди ворочали двадцатидвухтонными монолитами, к которым не подступались позднейшие племена, знакомые с плугом и гончарным кругом, освоившие железо и оседлавшие лошадь. Характернейший пример одностороннего развития общества, - явления, поражающего нас в истории от древности и до сего дня. В XX столетии она выглядит нелепой. Посвятить жизнь созданию монументальных усыпальниц кажется нам бессмысленным, но мало ли не менее странных идей овладевало человечеством на века, а то и на тысячелетия. И далеко не всегда эти ложные посылки были бесплодны для культуры, для искусства. Так и здесь - чрезмерная, гипертрофированная забота о загробном мире и вечных домах предков привела первобытного человека к архитектуре".48

Постройка дольменов была чрезвычайно трудным и сложным делом, принимая во внимание примитивную технику эпохи неолита и бронзового века. Это наглядно доказывает такой случай, приведенный А.А.Формозовым. В 1960 году было решено перевезти (подчеркиваю: не построить новый дольмен, а только перевезти старый на сравнительно небольшое расстояние на грузовике по хорошему автомобильному шоссе) в Сухум, во двор Абхазского музея один дольмен из Эшери. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъемный кран. Как ни закрепляли петли подъемного стального троса на покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухум прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью этого механизма все камни погрузили на автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново. До того, как это удалось, прошел изрядный срок, деревья музейного сада были ободраны, а одна стена дольмена разбита. И все-таки реконструкция осуществлена лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, не смогли. В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь же тут остался большой зазор.49

Как строили в древности дольмены при крайне ограниченных технических средствах? Восстанавливая мысленно последовательные этапы их возведения, А.А.Формозов пишет, что "материал подтаскивали из каменоломни на волах. Очевидно, применяли простейшие катки, рычаги, подсыпку земли, временные подпорки, поддерживавшие плиты в вертикальном положении, пока на них не давило перекрытие. Но на первом плане был мускульный труд многих и многих десятков людей. По расчету Б.А. Куфтина, верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало по крайней мере 150 человек.50

Теперь о размерах кавказских дольменов. Если мы рассмотрим таблицу с этими данными, то заметим, что чем дальше от моря, тем их габариты все меньше и меньше. В Эшери высота передней плиты около 2,5 метров, а длина боковых стен - 3-3,5 м. Столь же массивные камни использованы на древних кладбищах Геленджика, Джубги, Лазаревского. Стены Пшадского дольмена достигают в длину даже 4 м. Кубанские "богатырские хатки" Баговской, Новосвободной, Даховской станиц - гораздо мельче: фасад у них не выше метра, а общая длина в среднем - 1,8 м. В более восточных областях нет настоящих дольменов, но здесь на Кафаре и Теберде найдены подражающие им по форме средневековые склепы. Они прямоугольные в плане, с круглым входным отверстием, однако сложены уже из множества небольших камней.51

Так А.А.Формозов приходит к выводу, что "по археологическим памятникам можно судить о самом процессе распространения идеи дольмена с побережья в более глухие уголки Кавказа. Мы видим, что параллельно шел другой процесс: люди постепенно облегчали свою задачу: сначала уменьшили размеры гробниц, а затем стали строить их из того же материала, что и хижины, отказавшись от камней монолитов".52

Размещая массивные плиты с точным строительным расчетом, создатели дольменов проявили себя в качестве "искусных архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стенкой. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволяет выделить в постройке элементы конструкции - несущие свод опоры и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Именно стремление к прочности потребовало возведение дольменов из пяти крупных плит, а не из брусчатки или рваного камня. Монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами".53 Таковы кавказские мегалиты. Нам остается лишь рассказать о их печальной судьбе. Вот что пишет А.А.Формозов:

"Кавказские племена железного века берегли древние кладбища. Сто лет назад русские казаки, заселившие Прикубанье, наталкивались на совершенно целые дольмены. Большинство из них было заткнуто (каменными) пробками. Местное население еще смутно помнило о поклонениях на старинных могилах, а кое-где продолжало выполнять эти обряды. Адыгейцы были уверены, что повреждение дольменов повлечет за собой мор и несчастье. Чувство почтения к далеким предкам и боязнь нарушить их покой в течение сорока столетий передавалась от дедов к отцам, от отцов к детям и даже чуждым по происхождению народам.

Это явление наблюдается всюду, где есть мегалитические памятники. В Бретани еще на рубеже XIX и XX веков к ним приносили больных в надежде на исцеление и ходили молиться девушки, мечтавшие выйти замуж. Французские этнографы описывали хороводы вокруг менгиров. Известны церковные послания эпохи средневековья, запрещавшие паломничество к этим языческим сооружениям. Но в борьбе с тысячелетними поверьями церковь была бессильна. Тогда началась "христианизация" мегалитов. На них установили кресты, а над некоторыми дольменами возвели церкви.

То же произошло в Закавказье. Тут у менгиров были святилища, им жертвовали петухов и баранов, определенное число раз оползали каменные столбы на коленях. Христианство узаконило эти обряды. И здесь мы находим часовни над менгирами.

Охраняемые народным поклонением, мегалиты Бретани и Закавказья благополучно дожили до сего дня. Дольменам не повезло. В 1897 году основатель Екатеринодарского музея Е.Д.Фелицын сетовал: "Горцы, предшественники наши в Закубанском крае, относятся вообще с большим уважением к памятникам старины, в чем бы они ни заключались. К сожалению, кубанские казаки, унаследовав их места, не подражают этой похвальной черте горцев". (Е.Д.Фелицын. - Кубанские древности. Екатеринодар, 1879, стр. 13). Еще до революции были уничтожены сотни дольменов. Часто их разбивали без цели, просто чтобы "испытать силу". Даже интеллигентные инженеры способствовали разрушению памятников, распорядившись использовать их плиты на щебень для Черноморского шоссе. Как это ни печально, наши трактористы тоже любят пробовать на дольменах "кто кого возьмет" - разобьет трактор каменный дом или сломается. И вот результаты. В 1885 году на Богатырской поляне стояло 360 дольменов, а в 1928 году - 20, а нынче их нет совсем.

Итак, темные неграмотные адыгейцы ничем не повредили дольменам, а народ с более высокой культурой стер их с лица земли. Разгадка парадокса в том, что для адыгейцев "сырпун" был чем-то священным, а для русских - чужим, непривычным и ненужным.

Сейчас участь немых свидетелей прошлого волнует не только археологов и искусствоведов. Слишком явными стали потери от уничтожения памятников. Извлечем же урок из истории дольменов. На наш взгляд, он формулируется так: сохранить памятники могут те, кто их любит, кто дорожит ими, но отнюдь не те, кто недоумевает, "зачем всё это нужно". В старину древности защищала религия, теперь их оберегает культура. В период, когда религия утратила былую роль, а понимания ценности культурного наследия еще нет, обычно и погибают археологические объекты и произведения древнего искусства. Именно при таких обстоятельствах погибли дольмены Прикубанья.

Драматична и удивительна их судьба. Четыре тысячи лет назад, увлекшись заимствованным откуда-то со стороны учением о жизни и смерти, племена северозападного Кавказа принялись сооружать рассчитанные на века мегалитические гробницы. Древнейшие и самые большие дольмены появились на берегах Черного моря. Создатели этих усыпальниц не были мифическими великанами. Это были люди, обитавшие в пещерах или поселках из глинобитно-плетневых, "турлучных" домов, сравнительно недавно познакомившиеся с металлом. Каждая усыпальница требовала тяжелой многодневной работы, и все же одно поколение людей за другим отказывалось ради нее от своих повседневных дел.

Постепенно идея дольменов распространилась с побережья в горы и перевалила через Кавказский хребет... Мелькало столетие за столетием, мир неузнаваемо преобразился, а старики шапсуги все еще носили к дольменам пищу для духов. Потом пришел чужой народ и разрушил "богатырские хатки". Такова история дольменов. Право же, стоя перед последними из них, есть о чем задуматься".54 Так пишет академик А.А.Формозов.

Примечания

1. Словарь иностранных слов под редакцией И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова и Л.С. Шаумяна. Издание шестое. Издательство "Советская энциклопедия". Москва 1964, стр. 393.
2. Там же, стр. 397.
3. Там же, стр. 226.
4. Там же, стр. 334.
5. А.А. Формозов. - Памятники первобытного искусства на территории СССР. Академия наук СССР. Издательство "Наука". Москва 1966, стр. 88-89.
6. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии Е.П.Блаватской, автора "Разоблаченной Изиды". (Перевод с английского Е.И.Рерих). Издательство "Угунс", Рига, Латвия, 1937 г. том II, стр. 953.
7. Ж. де Морган. - Доисторическое человечество. Москва-Ленинград 1926. Список дольменов Северо-западного Кавказа - в работе Л.И. Лаврова: "Дольмены Северо-западного Кавказа" в журнале "Труды Абхазского института языка, литературы и истории", том XXXI, Сухум 1960.
8. Тайная Доктрина, II, стр. 949-950.
9. Там же, стр. 950-951.
10. Там же, стр. 727-728.
11. III Книга царств, XIX, 12.
12. Тайная Доктрина, II, 428-429.
13. Там же, стр. 429-430.
14. Там же, стр. 430.
15. Там же, стр. 430-431.
16. Там же, стр. 431-433.
17. Плиний. - Естественная история, том 36, стр. 592.
18. Тайная Доктрина, II, 433-434.
19. Charton. - Magasin Pittoresque, 1853. Выдержки приведены де Мирвиллем, там же, стр. 293.
20. Тайная Доктрина, II, 435.
21. Там же, стр. 947.
22. Там же, стр. 947.
23. Там же, стр. 947-948.
24. Там же, стр. 951.
25. Там же, стр. 941.
26. М. Colani. - Megaliths di Haut - Laos (Hua Pan, Tran Ninh). T. II, Paris 1935, p. 185.
27. M. Колани. - Там же, стр. 185.
28. Я.В. Чеснов. - Миф о мече и начало государственности в Восточном Индокитае. См. сборник "Религия и мифология народов восточной и южной Азии". Издательство "Наука". Москва 1970, стр. 92-93.
29. Ch. Meyer. - Les mysterieuses relations entre les roix du Cambodge et les "Potao" des jarai. "Etudes Cambodgiennes", 1965, № 4, p. 17.
30. М. Колани. - Там же, стр. 122-123. Я.В. Чеснов. - Там же, стр. 93-94.
31. Н.К. Рерих. - Сердце Азии. Издательство "Алатас". США 1929, стр. 71.
32. Н.Л. Жуковская. - Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма. См. сборник "Религия и мифология народов восточной и южной Азии, стр. 107.
33. Н.Л. Жуковская. - Там же, стр. 107.
34. Там же, стр. 117. С. Глушев. - Самая древняя обсерватория. "Неделя", 1967, № 4, стр. 6-7.
35. Ch. Fuerer - Haimendorf. - The Naked Nagas, pp. 31-32.
36. С.А. Марятина. - О культе камней у нага. См. сборник "Религия и мифология народов", стр. 186-188.
37. W.W. Skeat. Malay Magie. New York, 1900, p. 5. В.В. Ревуненкова. - Мифологические источники средневекового малайского памятника "Седжарах Мелаю". См. сборник "Религия и мифология народов", стр. 206 и 211.
38. А.А. Формозов. - Памятники первобытного искусства на территории СССР, стр. 77 и 84-85. А.Ф. Лещенко. - О времени сооружения мегалитических памятников северо-западного Кавказа. "Известия Общества любителей изучения Кубанского края", вып. IX, Краснодар 1925, стр. 89.
39. Там же, стр. 77. Е. Д. Фелицын. - Западно-кавказские дольмены. "Материалы по археологии Кавказа", т. IX, Москва, 1904.
40. А.А. Формозов. - Памятники, стр. 76-77.
41. А.А. Формозов. - Там же, стр. 81-82.
42. Там же, стр. 81.
43. Там же, стр. 81 и 98-99.
44. Е. Smith. - The evolution of the rocks tomb and dolmen. "Essays and Studies, presented to sir William Ridgeway. Cambridge, 1913.
45. А. А. Формозов. - Там же, стр. 82.
46. Там же, стр. 78.
47. Там же, стр. 79.
48. Там же, стр. 80.
49. Там же, стр. 77-78.
50. Там же, стр. 78.
51. Там же, стр. 82.
52. Там же, стр. 82.
53. Там же, стр. 82.
54. Там же, стр. 85-87.

 

 

Ответ #16: 27 10 2010, 18:11:13 ( ссылка на этот ответ )

Голландский историк Йохан Пикард [Johan Picardt] описал историю своей провинции Drenthe в своей книге "Korte Beschryvinge Van eenige Vergetene en Verborgene Antiquiteten" (1660), где он затрагивал вопрос возникновения мегалитических строений. По его мнению мегалиты были делом рук великанов, которые жили в доисторические времена в северной Европе. Ниже иллюстрация из его книги.

* Johan-Picardt.jpg

(76.81 Кб, 615x395 - просмотрено 2163 раз.)

 

 

Ответ #17: 16 11 2010, 13:46:22 ( ссылка на этот ответ )

КАМНИ РОЛЛРАЙТ
(Rollright Stones)

В Котсуолде в Англии имеются роллрайтские камни, группа доисторических стоящих камней (см. МЕГАЛИТЫ), очевидно, связанных с языческими ритуалами; однако популярная легенда связывает их с ведьмами. Камни, которые, как установлено, старше по возрасту, нежели СТОУНХЕНДЖ, находятся между Чиппинг Нортон и Лонг Комптон, на высокой, обвеваемой ветрами гряде, обращенной к Лонг Комптон. Эта область имеет давнюю историю, связанную с деятельностью колдунов и ведьм. Как гласит легенда, безымянный датский король и его армия как-то раз вторглись в Англию. В Роллрайте они случайно наткнулись на ведьму, и король обратился к ее сверхъестественным знаниям и спросил, сможет ли он завоевать Англию. Она сказала, чтобы он сделал семь шагов на пути к хребту. Если он внизу увидит деревню Лонг Комптон, то тогда станет королем Англии. Король с рвением последовал ее инструкциям. Однако на седьмом шаге он увидел, что вид деревни загораживает холм. В этот момент ведьма закричала: "Опустись вниз, человече, и камень возьми! Королем Англии тебе не быть!" Король и все его войско внезапно превратились в камни. Король стал одиночным "Королевским камнем". Поблизости его солдаты превратились в кромлехи, или круги, названные "королевскими людьми". Ведьма собиралась превратиться в старое дерево, однако прежде, чем она это сделала, она обернулась к четырем королевским рыцарям, которые приотстали, перешептывались и плели интриги против короля. Она превратила их в камни, и сегодня их называют "Перешептывающимися рыцарями". Первоначально количество камней, обозначающих королевскую свиту, насчитывалось 11, но некоторые из них развалились на куски. Кромлех этот размером в 100 футов в поперечнике. По поверью, камни относятся к бронзовому веку: "Перешептывающиеся рыцари", скорее всего, являются частью могильного холма. По легенде, в полночь камни оживают и снова превращаются в людей. Они соединяют руки и танцуют, а если какой-то несчастливец случайно увидит их, он либо сходит с ума, либо умирает. В соответствии с фольклором XVIII века, деревенские девушки по одиночке должны были подходить к "Перешептывающимся рыцарям летом, накануне Иванова дня; они тщательно прислушивались, в надежде услышать в шепоте камней нечто о своем будущем и судьбе. До 1949 года роллрайтские камни регулярно использовались как место проведения колдовских сборищ и ШАБАШЕЙ. Иногда местные жители любили пробираться и подсматривать за ведьмами. Одним таким человеком был ЧАРЛЬЗ УОЛТОН, который в 1945 году, похоже, стал жертвой ритуального убийства. В 1949 году шабаши наблюдали двое посторонних, и в результате последовала шумиха в прессе, вынудившая ведьм перебраться в другое место. В 1964 году лондонское сообщество ведьм провело специальную встречу у роллрайтских камней для статьи в журнале. Камни были испорчены подростками, и из-за них сейчас доступ к камням в дневное время ограничен.

 

 

Ответ #18: 11 03 2011, 19:24:57 ( ссылка на этот ответ )

Мегалиты викингов
 ангелы
Камень Сейда, выступающий в роли «культового камня», является гранитным валуном или обломком скалы, на котором видны явные признаки человеческого воздействия. Это является добавлением к конструкции Сейда «ножек», «шапок», «наверший», сооружением под ними ниш «Каирнов» из камня или преднамеренно сгруппированными камнями. Второй важнейшей функцией Сейда является его магическая Практика.
Довольно большое число мифов приписывается практике Сейда. Их количество – безгранично. Тем более что в наше время появляется все больше сторонников оккультизма и эзотерики, а также поклонников скандинавских мифов.
Мегалитический комплекс – Камень Сейда, задуманный и созданный представителями древней Арктической культуры, как объект практического назначения, стал обожествляться впоследствии более поздними наследниками и пришельцами.
Для шаманских обрядов, например, саами не упустили возможность частично использовать тайное знание некоторых элементов культуры и силы Практики Сейда, которое досталось им в наследство. Но, видимо, его применение было достаточно примитивным. Его можно сравнить с использованием персонажа Марка Твена королевской печати, которую использовали для колки орехов. Не вдаваясь в глубинное понимание космогонии нордической культуры, нойды-шаманы переняли внешние формы многих практик Арктиды и ее магических ритуалов. Панический ужас перед практиками, которые были неизвестны и непонятны представителям народа саами, сохранился до наших дней во многих его проявлениях. Нордическую культуру, которая складывалась тысячелетиями, не могли усвоить мигранты угро-финских племен, которые до середины ХIX века не знали металла и не имели элементарной структуры управления обществом рыболовов и кочевавших за оленями охотников.

 

 

Ответ #19: 11 03 2011, 19:51:08 ( ссылка на этот ответ )



На Британских островах и в северной Франции, на Мальте и восточном побережье США находятся загадочные монументы древности - величественные каменные руины, чье происхождение теряется в глубинах времен. Массивные каменные гробницы и огромные стоячие камни, установленные кругами или рядами, эти чудеса доисторического мира были созданы, по разным оценкам, в период между 4500 и 1500 гг. до н.э.
 
Мегалиты (от греческого “большие камни”) поражают своими размерами, свидетельствуют о достижениях древних народов в области инженерного строительства и организации труда. Но уже более ста лет не прекращаются споры о том, являются ли они религиозными монументами или делом рук жрецов-астрономов, высшей касты древнего общества, строившей обсерватории и использовавшей невероятно точные математические расчеты? Если последняя гипотеза найдет свое подтверждение, то она опрокинет многие традиционные представления о “примитивных” обществах и заставит всех нас по-новому взглянуть на древнее прошлое человечества.
 
Некоторые ученые убеждены, что уровень знаний наших далеких предков был значительно выше, чем принято считать. Так, например, доктор Юэн Маккай из Хантерианского музея в Глазго в 1981 г. предположил, что “хенджи”, или большие круги, огороженные стоячими камнями, представляют собой систему доисторических обсерваторий и астрономических университетов: “Хенджи были местами где жили и работали ученые сообщества, состоявшие из мудрых людей и жрецов-астрономов. Результаты их деятельности теперь сохранились лишь в виде стоячих камней и каменных кругов”.
 
Однако с мегалитической астрономией связано много догадок, которые впоследствии не нашли подтверждения и нуждаются в тщательной оценке.
 
Пожалуй все началось с сэра Нормана Локайра, директора обсерватории солнечной физики в Лондоне и основателя ведущего научного журнала “Тайм”, который в 1890 г. посетил Грецию и Египет и заинтересовался географической ориентацией храмов в обеих странах. Зная о том, что церкви в христианском мире традиционно ориентировались на восток, по направлению восхода солнца он задался вопросом, существовала ли сходная традиция в Древнем мире. Даже самые поверхностные исследования убедили его в том, что египетские храмы ориентировались как по солнцу (конкретно речь идет о летнем солнцестоянии) так и по звездам. Более того, из-за видимого движения небосвода по отношению к Земле в связи с прецессией земной оси этими ориентировками можно было пользоваться для датировки сооружения монументов. Результаты египетских исследований Локайра, опубликованные в книге “Рассвет астрономии” в 1894 г., не были поддержаны египтологами.
 
Однако когда Локайр обратил внимание на доисторические памятники Британии, он получил еще более четкие доказательства. Следующие несколько лет он посвящал свои выходные дни систематическому поиску возможных соот ветствий между небесными телами и рядами стоячих камней, линиями входных коридоров мегалитических гробниц, а также центрами каменных кругов. После ряда высокоточных измерений он пришел к выводу, что многие из этих монументов служили не для погребальных или ритуальных целей, а для календарных наблюдений. Согласно Локайру, такие монументы, как Стоунхендж (о котором мы поговорим отдельно), сооружались с целью включения визуальных линий (к восходу, закату и подъему некоторых звезд в поворотные дни года) в сводный календарь, впоследствии использованный кельтами, которые делили год на восемь частей.
По мнению Локайра, во всех местах, где он проводил свои исследования, использовался один и тот же календарь. Это привело его к выводу о существовании касты друидов-астрономов, которая “играл ведущую роль во всех областях жизни доисторического общества - не только в религии, но и в экономике, медицине и общественном устройстве”. Локайр нашел поддержку в научном сообществе, но археологи в целом отнеслись к его теории враждебно или, в лучшем случае, равнодушно. Его идеи были неприемлемы для них, так как не вписывались в традиционные представления о “варварском” периоде доисторического развития общества.
 
Лишь после Второй мировой войны и изобретения компьютера появилась возможность выполнить огромный объем расчетов, необходимых, чтобы оценить все потенциальные астрономические соответствия, создаваемые кругом, состоящим, к примеру, из двенадцати камней. Доктор Джеральд Хоукинс, астроном из Бостонского университета, опубликовал свою теорию в журнале “Нейчур” в 1963 г. По мнению Хоукинса, возможность случайного возникновения астрономических соответствий, определенных им с помощью компьютера, составляла менее 0,0000001, и это привело его к выводу, что “Стоунхендж, несомненно, является древней обсерваторией”.
 
Утверждения Хоукинса мало кого воодушевили. Но появился более серьезный труд по археологической астрономии - исследование около 500 каменных кругов, рядов и отдельных камней, проведенное Александром Томом, профессором инженерии в Оксфордском университете, который, как и Локайр, посвящал свои летние отпуска и выходные дни изучению странных мегалитических монументов. Его работа продолжалась более 20 лет.
 
По мнению Тома, мегалитические конструкции проектировались с использованием стандартной меры длины - примерно 2,72 фута, - которую он назвал “мегалитическим ярдом”. Но как такая степень точности могла поддерживаться во всей стране? Если представить эталон в виде шеста длиной 2,72 фута, с которого последовательно снимались копии, воспроизводившиеся в других местах, то со временем погрешность измерений должна была неизбежно возрастать. Том осознавал серьезность этой проблемы и предположил, что “где-то существовал центральный пункт, где изготовлялись стандартные шесты для измерений”.
 
Том обратил внимание на одно обстоятельство: в то время как некоторые круги имели форму окружности, другие тяготели к более сложным геометрическим формам, включая овалы и эллипсы. Несколько кругов было даже образовано соединением целого ряда широких дуг. Том считал, что строители монументов первоначально достигли больших успехов в теоретической геометрии, включая пифагорейские, или прямоугольные, треугольники, почти за 2000 лет до древнегреческих математиков.
 
Мегалиты не только обнаруживают глубокое понимание геометрии; в них есть последовательные соответствия с солнечными и лунными феноменами. Том серьезно отнесся к версии Локайра о восьмеричном солнечном календаре, но по его мнению, календарь был более сложным, с шестнадцатеричным делением года. Он сделал далеко идущее предположение о том, что монументы вдоль Атлантического побережья от Шотландских островов до Бретани в северной Франции были установлены для точных наблюдений за движениями Луны в течение столетий с целью предсказания затмений. Большое количество монументов привело его к мысли, что новые обсерватории создавались по мере того, как движение небосвода выводило из строя уже существующие. Однако, считает Том, за огромными усилиями строителей стояли неоднозначные мотивы, главным из них было чисто научное любопытство: Том рассматривал своего мегалитического астронома как прообраз современного ученого.
 
“Он не больше знал, куда приведут его эти поиски, чем любой современный ученый, пытающийся предсказать итог своей работы. Древними людьми двигала такая же потребность в изучении явлений природы, что движет учеными в наши дни”.
 
За этими интеллектуальными мотивами стояло более эгоистичное желание производить впечатление на обычных членов общества глубокими познаниями о небесных светилах, которыми обладали жрецы-астрономы.
 
Археолог Юэн Маккай попытался определить местонахождение “штаб-квартиры” жрецов-астрономов. Он обратился за возможными аналогиями к индейцам майя Центральной Америки, следуя интерпретации городов майя как ритуальных центров, населенных лишь элитой жрецов-астрономов. В поисках чегото похожего в доисторической эпохе Маккай изучал “хенджи” позднего неолита (2800-2200 гг. до н.э.). Хотя Стоунхендж является наиболее известным из них, есть другие, более крупные экземпляры, например, аррингтон-уоллс, всего лишь в двух милях от Стоунхенджа. В 1960-х гг. во время археологических раскопок внутри нескольких “хенджей” в Южной Англии были обнаружены деревянные круги, которые посчитали остатками храмовых строений, и большое количество гончарных изделий с плоским дном, известных под общим названием “рифленая посуда”.
Маккай эти “мега-хенджи” принял за искомые “центры астрономической подготовки” - деревянные круги были остатками жилых помещений, а “рифленая посуда” рассматривалась как особая принадлежность общественной элиты. В тех областях страны, где “мега-хенджи” отсутствовали, предположил он, Для древних ученых были построены целые поселки с каменными домами.
 
Даже там, где не было никаких следов жилья, наличие жреческой элиты устанавливалось по мегалитическим монументам, сохранившимся до наших дней. В подтверждение своей аналогии с Центральной Америкой Маккай задавал вопрос: не могут ли каменные круги быть архитектурно более грубыми, но в ритуальном отношении такими же сложными эквивалентами храмов майя?
 
Основную часть теорий Тома и Маккая составляют астрономические и археологические аргументы. Существовала ли на самом деле сеть мегалитических солнечных и лунных обсерваторий, укомплектованная жрецами-астрономами, которые жили в относительной роскоши, получая все необходимое от благодарных земледельцев?
 
Одно можно сказать с достаточной уверенностью: доисторические европейцы интересовались движением Солнца и Луны, хотя гипотеза о научном сообществе жрецов-астрономов не подтверждается ни вещественными, ни статистическими доказательствами.
 
Как, в таком случае, поживает археологическая теория Маккая? Ей определенно не пошел на пользу прорыв в изучении языка майя, когда стало ясно, что хотя астрономия играла важную роль в их культуре, каста ученых-жрецов вовсе не занимала главенствующее положение. Общество майя было преимущественно светским; оно сосредоточивалось в городах и в этом отношении было совершенно не похожим на общинный уклад жизни в доисторической Британии.
 
Относительно “мега-хенджов” большинство археологов придерживается мнения, что деревянные круги были не роскошными жилищами, а деревянными аналогами мегалитических монументов, сооружаемыми для определенных ритуалов. Было обнаружено еще много поселений, где жили создатели “рифленой посуды”, но ничто не указывает на их принадлежность к жреческому сословию. Даже любимое место Маккая - каменный поселок Скара-Брай на Оркнейских островах, ныне лишь один из нескольких, известных археологам. Либо во всех этих поселениях жили жрецы-астрономы, либо никаких жрецов-астрономов вообще не было.
 
Сохранится ли идея о доисторической астрономии в Европе, если мы откажемся от таких крайностей, как теории Тома и Маккая? Конечно, сохранится. Астрономические соответствия наблюдаются во многих древних погребениях на территории современной Европы; предположительно, цикл движения Солнца и Луны считался связанным с циклом человеческой жизни от рождения до смерти - и, возможно, возрождения, если древние европейцы верили в реинкарнацию.
 
Наиболее знаменитым считается местечко Ньюгрейндж в долине Бойн (Ирландия) - массивная каменная гробница с внутренним покоем, сооруженная около 3500 г. до н.э. Длинный коридор ведет из центрального помещения к дверному проему на склоне кургана, у подножия которого установлен большой валун, покрытый резными спиралями. Над этим входом находится необычный элемент конструкции, названный “чердачной щелью”. Это узкое отверстие открылось лишь после долгих раскопок, проведенных Майклом и Клэр 0′Келли из Коркского университета. Оно было забито крупными кусками кварца, впоследствии тщательно удаленными. Когда реставрировали входной коридор, то заметили, что в день зимнего солнцестояния лучи солнца проникают в “чердачную щель”, освещают коридор, а затем попадают и в погребальный чертог, расположенный в центре кургана. Этот феномен произвел огромное впечатление на Клэр 0′Келли: “Трудно сохранять скептическое отношение к происходящему, когда видишь - как это было со мной, - как тонкий луч солнца скользит по коридору в это самое мрачное время года, пока тьма внутреннего чертога не начинает рассеиваться. По мере того, как солнце поднимается над горизонтом, внутри становится все светлее. Если выглянуть наружу, то можно увидеть шар солнца, красиво обрамленный прорезью “чердачной щели”, и с восторгом осознать, что за весь год это единственный короткий период, когда солнечный свет разгоняет мрак, царящий в древней гробнице”.
 
Своеобразными лунными обсерваториями могли быть группы каменных кругов в Шотландии, объединенных одной необычной чертой: один из камней в круге был специально положен набок, а стоячие камни по обе стороны от него образовывали нижнюю половину “окна”. Эти лежачие камни всегда находятся на южной стороне круга, между юго-западом и юго-юго-востоком; они обычно размещены там, где открывается хороший обзор во все стороны до горизонта. При такой ориентировке луна регулярно проходит над лежачим камнем, а каждые 18,5 года, когда завершается полный астрономический цикл ее движения, она как будто опускается вниз и оказывается вписанной в оправу каменного “окна”. Это опять-таки не имеет никакого отношения к точным астрономическим измерениям или предсказанию затмений, но здесь есть непосредственная связь небесных тел с похоронными церемониями, поскольку в кругах часто находят кремированные человеческие кости и куски мелочно-белого кварца, традиционно символизирующие призрачный лунный свет.
 
Становится понятным, что древние жители Европы пристально наблюдали за небосводом более 5000 лет назад, но их астрономия имела свой тайный смысл, не доступный пониманию современных исследователей.

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 | ВверхПечать