А.М.Асеев.
Перепечатывается из журнала
"Оккультизм и Йога", номер 52, стр. 109-137.
Иллюстрации дополнены редакцией сайта.
О мегалитических сооружениях древнего мира
Е.П.Блаватская обращает внимание на развалины Стоунхенджа, где по ее словам находятся настоящие леса из скал, - огромные монолиты, некоторые среди них весят около 500.000 килограмм. Существует предположение, что эти "висящие" камни в долине Салисбюри представляют собою остатки Друидического храма. Они распределены в таком симметрическом порядке, что представляют собою планисферу. Они установлены на такой замечательной точке равновесия, что кажется, что они едва касаются земли и, хотя могут быть приведены в движение малейшим прикосновением пальца, тем не менее, они не поддаются усилиям двадцати человек, если бы те попытались сдвинуть их.13
Большинство из этих монолитов Е.П.Блаватская считает реликвиями последних атлантов и оспаривает мнение геологов, которые утверждают их естественное происхождение: будто бы скалы при выветривании, т.е. под атмосферическими воздействиями теряют слой за слоем своего вещества и принимают эту форму; таковы "горные пики" в Западной Англии. Все ученые считают, что все эти "качающиеся камни обязаны своим происхождением естественным причинам, ветру, дождю и т.д., вызывающим разрушение скалистых слоев" и решительно отвергают утверждение Е.П.Блаватской, особенно по той причине, что согласно их наблюдению, "этот процесс изменения скал происходит вокруг нас и поныне".14 Потому нужно основательно изучить этот вопрос.
Геологи признают, что часто эти гигантские каменные глыбы являются совершенно чуждыми для тех мест, где они сейчас находятся и принадлежат к горным породам, которые встречаются лишь далеко за морями и совершенно неизвестны в местах их теперешнего нахождения.
"Уилльям Тук, рассуждая по поводу огромных глыб гранита, разбросанных в Южной России и Сибири, говорит, что там, где они сейчас находятся, не имеется ни скал, ни гор, и что они должны были быть принесены "издалека при помощи баснословных усилий". Шартон говорит об образце такой скалы из Ирландии, который был подвергнут анализу одним известным английским геологом, определившим его чужеземное происхождение, может быть даже африканское.
Это является странным совпадением, ибо ирландское предание приписывает происхождение своих круглых камней одному колдуну, который принес их из Африки. Де Мирвилль видит в этом колдуне "проклятого Хамита". Мы видим в нем только атланта или, может быть, даже одного из ранних лемурийцев, оставшегося в живых до рождения Британских Островов.15
"Д-р Джон Уатсон, говоря о движущихся скалах или о "качающихся камнях", помещающихся на склоне Голькара ("Чародея"), говорит: "Изумительное движение этих глыб, установленных в равновесии, заставило кельтов приравнять их к богам". В научном труде Флиндерса Петри "Стонхендж" говорится, что: "Стонхендж построен из камня, находящегося в округе красного песчаника или камня "сарсен", называемого по местному "серыми баранами". Но некоторые из камней, особенно те, которые, как говорят, имели астрономическое значение, были доставлены издалека, вероятно из Северной Ирландии".
В заключение заслуживают быть приведенными соображения по этому вопросу одного ученого в статье, опубликованной в 1850 году в "Археологическом Обзоре": "Каждый камень представляет из себя глыбу, вес которой подверг бы испытанию самые мощные машины. Одним словом, существуют глыбы, разбросанные по всему земному шару, глыбы, при виде которых воображение смущается и обозначение которых словом материалы кажется лишенным смысла; их следовало бы назвать именами, соответствующим этим громадам. Кроме того, эти огромные, качающиеся камни, называемые иногда Pouters, поставленные одним концом своим на точке такого совершенного равновесия, что малейшего прикосновения достаточно, чтобы привести их в движение... обнаруживают самое положительное знание статики. Взаимное противодействие, поверхность и плоскость, выпуклая и вогнутая поочередно, - все это связывает их с циклопическими сооружениями, о которых можно сказать с достаточным основанием, повторяя слова Де ла Вега, что, "по-видимому, демоны больше трудились над ними, нежели люди".16
И далее Е.П.Блаватская пишет: "Мы не имеем намерения касаться различных традиций, связанных с качающимися камнями. Однако может быть не худо напомнить читателю о Гиральдус Камбрензис, упоминающем о таком же камне на острове Мона, который возвращался на свое место, несмотря на все усилия удержать его в другом. Во время завоевания Ирландии Генрихом II, граф Гуго Сестрензис, желая лично убедиться в истине этого факта, привязал камень Мона к гораздо большему камню и приказал сбросить их в море. На следующее утро камень был найден на своем обычном месте. Ученый Уилльям Салисбюри подтверждает этот факт, свидетельствуя о присутствии этого камня в стере одной церкви, где он видел его в 1554 году. Это напоминает нам о том, что говорит Плиний о камне, оставленном аргонавтами в Сизикуме и который жители Сизикума поместили в Притенеуме, "откуда он убегал несколько раз, так что они должны были утяжелить его свинцом".17 Но здесь мы имеем дело с огромными камнями, засвидетельствованными всею древностью, как "живые, двигающиеся, говорящие и самопередвигающиеся". Также, по-видимому, они могли обращать людей в бегство, ибо они назывались "routers", от слова "rout" или "обращать в бегство". Де Муссо указывает, что все они были пророчествующими камнями и иногда назывались "безумными камнями".
Качающийся камень признан наукой. Но почему качается он? Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что движение это было еще одним способом для предсказаний и что по этой причине их называли "камнями истины". (Де Мирвилль, там же, стр. 291).
Ричардсон и Барт, как говорят, были поражены, найдя в пустыне Сахаре те же самые трилиты и поднятые камни, которые они встречали в Азии, на Кавказе, в Черкесии, Этрурии и по всей Северной Европе. Риветт-Карнак из Аллахабада, известный археолог, высказывает такое же изумление, прочтя описания, данные сэром Дж. Симпсоном о знаках в виде чаши на камнях и скалах Англии, Шотландии и других Западных странах, "являющих необычайное сходство со знаками на валунах, которые окружали .курганы вблизи Нагпура - Города Змей. Выдающийся ученый видел в этом "еще одно и весьма необычное добавление ко всей массе доказательств, что ветвь кочевых племен, которая в давнюю эпоху прошла по Европе, проникла так же и в Индию". "Мы говорим, Лемурия, Атлантида и ее Великаны и самые ранние расы Пятой Коренной Расы, все приложили руку к сооружению этих бетилей, литов и вообще "магических камней". Знаки в виде чаши, замеченные сэром Дж. Симпсоном, и "углубления, высеченные на поверхности" скал и памятников, найденные Риветт-Карнаком, "различных размеров от шести дюймов до полутора дюйма в диаметре и глубиною от одного до полутора дюйма, обычно размещенные вдоль перпендикулярных линий, обнаруживая многочисленные изменения в числе и размерах и распределении чаш" - являются просто записанными рекордами древнейших рас. Кто со вниманием исследует рисунки, сделанные с таких же знаков в "Археологических Записках о древних начертаниях на скалах в Кумаоне, Индии" и т. д., найдет в них самый примитивный стиль пометок или записей. Нечто подобное было принято американскими изобретателями телеграфного кода Морзе, напоминающего нам письмо Огхам, комбинацию длинных и коротких линий, как описывает это Риветт-Карнак, "вырезанных на песчанике". Швеция, Норвегия и Скандинавия полны подобных записанных рекордов, ибо Рунические письма напоминают знаки, в виде чаши и длинные и короткие линии. В Фолианте Иоганна Магнуса можно видеть изображение полубога, великана Стархатеруса (Старкада, ученика Хросахарсграни, мага), который держит под каждой рукой огромный камень с руническими начертаниями на нем. Этот Старкад, по скандинавским легендам, отправился в Ирландию и совершил чудесные подвиги на Севере и Юге, Востоке и Западе. (См. "Азгард и боги", стр. 218-221).18
Это - история, ибо прошлое доисторических времен свидетельствует о том же факте в позднейшие века. Драконтии, посвященные Луне и Змию, были наиболее древними "скалами судьбы" старейших народов; и движение их или качание являлось совершенно ясным кодом для посвященных жрецов, которые одни лишь обладали ключами к этому древнему способу чтения. Вормиус и Олаус Магнус показывают, что именно по приказу оракула, голос которого говорил через "эти огромные каменные глыбы, поднятые колоссальной мощью (древних) великанов", избирались короли Скандинавии. Так, Плиний говорит:
"В Индии и Персии именно у нее (персидской Отизоэ) маги должны были испрашивать совета при избрании своих властелинов". (Плиний. - "Естественная история", 37, 54). И дальше Плиний описывает каменную глыбу над Харпаса в Азии, и установленную таким образом, что "прикосновение одним пальцем может привести ее в движение, тогда как она не может быть сдвинута с места всею тяжестью тела". (Там же, 2, 38). Почему же тогда качающиеся камни Ирландии или же в Бримгаме, в Йоркшире не могли служить для таких же способов гадания и пророческих сообщений? Самые огромные среди них являются, очевидно, реликвиями атлантов; меньшие же, подобные скалам Брингама, с вращающимися камнями на их вершинах, представляют собой копии с более древних камней. Если бы в средние века епископы не уничтожили все планы Драконтии, на которые только они могли наложить свою руку, наука знала бы больше об этих камнях.19 Но тем не менее мы знаем, что они были во всеобщем употреблении на протяжении многих доисторических веков, и все они служили для той же цели, для предсказания и магических целей. Е.Биот, член Института Франции, опубликовал в "Antiquites de France" (том IX) статью, доказывающую тождественность в расположении Чатамперамба ("Поле Смерти" или древние места погребений в Малабаре) с древними могилами в Карнаке; то есть, что они имеют "возвышение в центральную могилу".20
Эзотерикам известно, что в глубокой древности посвященные всех народов, в том числе и славянские волхвы, много путешествовали и посещали оккультно-религиозные центры других, нередко весьма отдаленных стран. Е.П.Блаватская пишет о таких путешествиях египетских жрецов - посвященных; по ее свидетельству, сохранились записи о том, что они "путешествовали в северном направлении по суше, путем, который позднее стал Гибралтарским проливом, затем поворачивали к северу и проходили через будущие поселения финикиян в Южной Галлии; затем еще дальше на север, пока не достигали Карнака (Морбиган), а затем они снова поворачивали на Запад и прибывали, продолжая идти по суше к северо-западному мысу Нового материка", к той земле, "что сейчас является Британскими островами, которые тогда не были еще отделены от главного материка. Древние жители Пикардии могли переходить в Великобританию, не пересекая канала. Британские острова были соединены с Галлией посредством перешейка, который с тех пор покрылся водами".21
Е.П.Блаватская ставит вопрос: какова была цель долгого путешествия египетских жрецов? И как далеко назад должно быть отнесено время таких посещений? По ее словам, "архаические рекорды свидетельствуют, что посвященные второй субрасы арийской семьи передвигались из одной страны в другую с целью надсмотра над сооружениями менгиров и дольменов, колоссальных Зодиаков из камней, так же как мест гробниц, долженствовавших служить вместилищем для праха грядущих поколений. Когда же это происходило? Факт их перехода из Франции в Великобританию сухим путем может дать представление о времени, когда такое путешествие могло совершаться сухопутно".22
Это было когда "уровень Балтийского и Северного морей был на 400 футов выше, нежели в настоящее время. Долина Соммны еще не существовала до той глубины, которой она достигла сейчас; Сицилия была соединена с Африкой, Варварийские владения с Испанией, Карфаген, пирамиды Египта, дворцы Уксамала и Паленке еще не существовали, и отважные мореплаватели Тира и Сидона, которым в более поздние времена было суждено совершать свои опасные путешествия вдоль берегов Африки, еще не народились. С достоверностью мы знаем лишь, что европейский человек был современником вымерших видов четвертичной эпохи.23
"Вышеупомянутые путешествия египетских посвященных, именно, имели отношение к так называемым Друидическим останкам, подобным Карнаку в Бретани и Стонхенджу в Великобритании. И все эти гигантские памятники являются символическими рекордами мировой истории. Они не друидические, но всемирные. Также не Друиды сооружали их, ибо они являлись лишь наследниками легенд о циклопах, завещанных им поколениями мощных строителей и "магов, как хороших, так и дурных".24
Так пишет Е.П.Блаватская. Она напоминает также о поразительном сходстве между древними колоссальными строениями в Перу (например, в Куэнлапе) с архитектурой архаических европейских народов. По ее убеждению, сходство между развалинами цивилизации инков и циклопическими останками пелазгов в Италии и в Греции не простая случайность, - между ними существует некая связь, которая объясняется просто происхождением групп народов, воздвигших эти сооружения, из одного общего центра на Атлантическом материке.25
Приведенные выше сведения о древних мегалитических сооружениях из "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской весьма интересны и значительны, но не полны. Поэтому дополним их некоторыми данными о сохранившихся доныне мегалитах в восточной и южной Азии и на территории СССР.
В восточном Индокитае, в Верхнем Лаосе на плато Чаньнинь до сих пор сохранились мегалитические сооружения - концентрические ряды камней-монолитов. По свидетельству М.Колани, живущий на этом плато народ пуок утверждает, что эти мегалиты служили местом собраний для кха-туонгов, причем центральный камень занимал верховный вождь.26 О том, кто такие были кха-туонги, Колани приводит распространенную в Верхнем Лаосе легенду:
"Kxиa-туонги были предками королей страны. Потерпев поражение от тхаи, спустившись с Тибета, они ушли на юг и оказались в районе между Бандоном и Аннамом. Их потомки стали королями воды и огня. Первый живет в Патао-Я, второй - в Патао-Лум.* Все кха считают этих королей потомками древних королей джараев и почитают их.27
Эта легенда рассказывает о событиях глубокой древности. Знаменательно, что мифы о королях воды и огня дополняются у народов восточного Индокитая целой серией преданий о переселениях с далекого Севера, во время которого народом руководили колдуны, вооруженные волшебными мечами и принесшие с собою основы мегалитического культа и представлений о власти. Подобные предания о приходе с далекого Севера сохранились и у других индонезийских народов восточного Индокитая: раде, джараев и других. К сожалению, в преданиях не сохранилось точных указаний о маршруте этих миграций, упоминается лишь о приходе с севера по Меконгу.28
*) Знаменательна этимология джарайского термина "патао". По мнению ученого Ш.Мейера, это слово означает не только "король", но также и "камень". Следовательно, короли джараев являются, прежде всего, стражами священного камня, в котором обитает дух Янг Патао. Слово "Янг" означает собственно "дух".29
В своей работе о мегалитах Лаоса М.Колани не решила вопроса об этнической принадлежности строителей мегалитов, да это для нас не имеет существенного значения; главное, что она справедливо считает мегалиты Лаоса одним из этапов мегалитической миграции и на основании находок сопутствующих им железных предметов датирует их первыми веками нашей эры, т.е. временем, несколько предшествовавшим индийскому влиянию в Индокитае.30
Древние мегалиты, притом всех основных видов этих сооружений, известных современным ученым, и доныне сохранились в Тибете, - стране, которая еще сравнительно мало исследована и таит в себе много неожиданностей. В 1928 году Среднеазиатская экспедиция Николая Константиновича Рериха открыла в области Трансгималаев и типичные менгиры, и дольмены, и кромлехи. Н.К.Рерих пишет:
"Вы можете представить себе, как замечательно увидеть эти длинные ряды камней, эти каменные круги, которые живо переносят вас в Карнак, в Бретань, на берег океана. После долгого пути доисторические друиды вспоминали свою далекую родину... Во всяком случае это открытие завершило наши искания движения народов".31
Таким образом, по высокоавторитетному мнению Н.К.Рериха древние кельты, строители мегалитов Карнака, пришли в Европу из Тибета (или одной из сопредельных с ним стран) и на освоенных ими новых землях, на территории современных Франции и Бельгии, стали возводить по традиции, под руководством своих духовных вождей Друидов такие же мегалитические сооружения, как и на своей далекой азиатской прародине.
Весьма своеобразные мегалитические сооружения открыл в Тибете Юрий Николаевич Рерих (старший сын Николая Константиновича). Северо-восточнее Лхасы он обнаружил целую группу мегалитов, из коих крайний камень имеет вид стрелы и по его мнению должен рассматриваться как символ молнии, а в целом вся эта площадка с мегалитами является отражением культа природы и как бы представляет собою сцену для космических ритуалов.32
Аналогичного мнения придерживаются и другие исследователи: З.Хуммель, Дж.Туччи и А.Франке; они считают, что тибетские мегалитические сооружения являются лабиринтовыми площадками для космических мистерий.33
Сходную трактовку дает английский астроном Дж. Хоукинс известному мегалитическому сооружению Великобритании - Стоунхенджу. Свои наблюдения он сопоставил с рассказами потомков кельтских жрецов (Друидов) и затем все полученные данные обработал с помощью счетно-электронной машины. В результате он пришел к выводу, что странное на первый взгляд расположение камней Стоунхенджа точно отражает положение восходящего и заходящего солнца в определенные дни года и что с помощью этого сооружения можно даже предсказать затмения.34
Большинство мегалитических сооружений, разбросанных по всему лицу земли, представляют собою отражение той идеи, которая нашла наиболее яркое свое воплощение в древней Галлии, в друидических мегалитах. Однако не все мегалиты родственны по духу друидическим и имеют отношение к теллурическим и космическим мистериям. К примеру, в восточной Индии, в покрытой густыми лесами долине реки Дхансиры доныне сохранились удивительные каменные монолиты, которые представляют собою 16 огромных глыб песчаника, расположенных в четыре ряда. На них высечены изображения павлинов, попугаев, буйволов, различных растений. Судя по форме (эти монолиты имеют форму мужских и женских символов плодородия) они относятся к фаллическому культу. Фюрер-Хаймендорф называет эту группу монолитов "каменной оргией символов плодородия".35
В долине реки Дхансиры в XVI веке находился Димапур - древняя столица государства качари, которое в XIV-XVII вв. распространяло свою власть на значительную часть современного Асама. Но не исключена возможность, что монолиты создали не качари, а предшествующая им исчезнувшая цивилизация, как склонны думать некоторые исследователи (этот вопрос окончательно еще не решен).36
Наконец, следует отметить, что в юго-восточной Азии, на Малаккском полуострове существовала в древности своя особая цивилизация, развитие которой стимулировали постоянные связи с Индией, Китаем и странами Арабского Востока. Одной из основ этой своеобразной цивилизации был "древний культ камней, в настоящее время вряд ли доступный непосредственному наблюдению, но когда-то бывший важнейшим компонентом природных, в частности космологических Культов, о чем можно судить по замечанию Скита: "...некоторые малайцы воображали, что небосвод представляет собой нечто вроде камня или скалы, которые они называют "бату хампар", т.е. плоский камень, а появление звезд объясняется (как они думали) тем, что свет проникает через отверстия, сделанные в этом камне".37
Рассмотрим теперь мегалиты Кавказа, на основании труда академика А.А.Формозова: "Памятники первобытного искусства на территории СССР", Москва, 1966 г., стр. 128; четвертая глава этого исследования (стр. 76-87) посвящены кавказским дольменам.
На Черноморском побережье Кавказа значительные группы дольменов доныне сохранились близ Геленджика, Джубги, Лазаревского, Эшери и в некоторых других местах. Эти гробницы первобытной эпохи представляют собою странные каменные домики, построенные из пяти огромных тесаных плит. Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет тому назад, а самые поздние датируются серединой первого тысячелетия до н.э. Именно тогда (примерно за пятьсот лет до Р. X.) на Кавказе перестали возводить настоящие дольмены, но схожие с ними по форме склепы, сложенные однако не из монолитов, а из мелких камней, воздвигали вплоть до XI-XII вв. новой эры.)38