Максимум Online сегодня: 725 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 378081 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 16 03 2025, 08:44:28

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 10 11 12 13 14 ... 17 | Вниз

Ответ #55: 16 06 2011, 16:11:55 ( ссылка на этот ответ )

Психология личности. Умение слушать

Умение слушать является способностью, обучению которой меньше всего уделяют внимания. Слух очень важен для нас, но, подобно обонянию, является одним из тех чувств, которыми мы часто пренебрегаем или злоупотребляем. Если вы начнете заботиться о нем, вы обязательно почувствуете прогресс. И больше не заметите явления, описываемого поговоркой «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Вся информация останется в уме.

1. Тренируйте свои уши. Сознательно практикуйте «аналитическое слушание». Оно состоит в возвращении себя в «природное состояние», в котором ваш мозг и уши настроены на все звуки окружающей среды, в то же время концентрируясь на самом важном.

2. Поддерживайте общее физическое здоровье. Латинская поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух» является правильным наблюдением. Если вы поддерживаете хорошую общую физическую форму (особенно если вы занимаетесь аэробикой), то все ваши чувства, включая слух, будут улучшаться.

3. Слушайте критически. Даже когда вам приходится слушать что-то скучное (на ваш взгляд), пытайтесь найти для себя ответ на вопрос: «Что здесь может быть для меня интересно?», а не просто автоматически отбрасывайте это. Довольно часто там, где мы меньше всего ожидаем найти для себя нечто ценное, обнаруживается что-то полезное для нас.

4. Слушайте дольше. Часто говорят: чем мудрее человек, тем меньше он говорит и больше слушает. Каждый раз, слушая, попытайтесь воздержаться от суждения, пока говорящий не окончит говорить и вы не добьетесь полного понимания. Старайтесь избегать делать выводы до тех пор, пока у вас не будет полной картины.

5. Слушайте оптимистически. Если вы слушаете с надеждой, верой и внутренней установкой на то, что приобретете что-то полезное, то значительно увеличите вероятность того, что ваш ум найдет ценные взаимосвязи. Кроме того, весь процесс слушания станет намного более приятным.

6. Поддерживайте здоровье слухового аппарата. Убедитесь, что ваш слуховой аппарат здоров. Имеется много специалистов, которые могут помочь вам в этом.

7. Напрягайте свой мозг. Вы можете стимулировать свой мозг, а также улучшить свои знания и умение слушать, время от времени подвергая его воздействию более сложного материала. Старайтесь не поддаваться унынию и внутренне не сопротивляйтесь такому трудному материалу, а погрузитесь в него с энтузиазмом.

8. Слушайте сознательно. Убедите себя, что умение слушать становится одной из ваших отличительных особенностей. Слушая, добивайтесь действительно активного состояния ума и тела, а не симулируйте внимание.

9. Используйте синестезию. Синестезия — это ваша умственная способность объединять различные каналы, по которым поступает информация. Когда вы слушаете, пытайтесь «включить» и другие ваши органы чувств (особенно зрение). Чем больше каналов вы можете связать единой целью, тем лучше будет ваш слух, внимание, понимание и общее знание.

10. Держите ум открытым. Когда произносятся слова, которые действуют на вас как эмоциональные раздражители, старайтесь интерпретировать их в наиболее объективном свете и понять перспективу, о которой говорит оратор. Даже если вы не согласны, представьте себе, что точка зрения, услышанная вами, конечно, так же заслуживает право на существование, как и ваша собственная.

11. Используйте скоростные качества мозга. Ваш мозг может думать в десять раз быстрее, чем льется речь среднего человека. Поэтому, пока вы слушаете, воспользуйтесь вашими исключительными умственными способностями, чтобы предвидеть, организовать, обобщить, взвесить и сравнить аргументы, услышанные между строк, и выразить их человеческим языком. При особенно медленной речи вы можете более полно развивать это искусство — вместо того, чтобы впадать в дрёму и утрачивать внимание.

12. Судите о содержании, а не о способе его подачи. Когда вы слушаете, старайтесь избавиться от «комплекса превосходства» относительно любой не адекватности подачи и стиля, которые, возможно, присущи оратору. Полностью сконцентрируйтесь на содержании.

13. Прислушивайтесь к мыслям. Ваш мозг работает более эффективно, если он может схватывать общую идею. Поэтому прислушивайтесь к центральным темам, а не к отдельным фактам. Если вы последуете этому совету, то факты сами о себе позаботятся, легко увязываясь с главной структурой, которую конструирует ваш мозг, воспринимая эти идеи.

14. Записывайте все наглядно и схематично. Когда вы прислушиваетесь к мыслям, степень вашего понимания, осмысления, запоминания и воспроизведения будет значительно большей, если вы конспектируете сказанное с помощью схем, а не стандартных линейных записей. Обозначения, используемые на мозговой карте, включают в работу и правое, и левое полушария вашего головного мозга и, следовательно, резко улучшают общее качество слухового восприятия.

15. Не заостряйте внимания на рассеянности. Если вы страдаете рассеянностью, не сосредоточивайтесь на этом. Осознайте, что это исправимо, и еще раз напомните себе, что ваш ум имеет способность блокировать, если пожелает, практически всё, на что не хочет обращать внимания. Сконцентрируйтесь на позитивном.

16. Делайте перерывы. Когда это возможно, обеспечьте себе перерывы в процессе слушания через каждые тридцать — шестьдесят минут. Эти перерывы дадут вашему мозгу время, которое ему потребуется для обобщения, создавая при этом больший эффект свежести и новизны информации.

17. Используйте свое воображение. Хотя слушание связано, казалось бы, только с восприятием слов, контролируемых левым полушарием мозга, в действительности же это процесс, затрагивающий весь мозг. Поэтому, когда вы слушаете слова, попытайтесь представить, насколько это возможно, умственные образы идей, воспринимаемых вами.

18. Слушайте в удобной позе. Когда вы слушаете, принимайте позу равновесия и внимания, подобную той, которую принимают животные. Напряженная и неудобная поза автоматически уменьшает качество слухового восприятия.

19. Помните, что ваш слух может постоянно улучшаться с возрастом. Умение слушать будет улучшаться, если оно развивается в ментальной среде позитивного отношения к возрасту.
Последнее редактирование: 23 12 2011, 03:39:27 от Administrator

 

 

Ответ #56: 16 06 2011, 19:57:58 ( ссылка на этот ответ )

Психология личности. Полезные советы


Бернард Шоу однажды пошутил: "Совет подобен касторке: давать его легко, но чертовски неприятно принимать". Отчего же мы, нуждаясь в полезном совете, часто затрудняемся его попросить, а получив, испытываем порой неловкость? Зато сами с удовольствием раздаем советы направо и налево, хотя нас нечасто об этом просят.



Объяснение довольно простое. Решившись попросить совета, мы тем самым невольно признаем, что чего-то не знаем, не понимаем, не способны сами принять правильное решение. Никому не приятно в этом сознаваться. Тем более что кто-то другой — советчик — оказывается опытнее и благоразумнее нас. Зато как порой приятно самому предстать человеком сведущим, здравомыслящим, иными словами — в высшей степени достойным! Тем более если жизнь нечасто дает такую возможность — на работе начальство помыкает, в семье с вашим мнением не очень-то считаются и даже на улице прохожие смотрят как на пустое место. Кстати, те, кто не обделен вниманием и уважением окружающих, не так уж и щедры на советы — им нет особой нужды лишний раз почувствовать свою солидность, они и так ее чувствуют постоянно. А вот непрошеный совет они скорее воспримут с обидой: "Вы что — сомневаетесь в моем опыте и здравомыслии?". Впрочем, так, пожалуй, отреагирует любой. Если я сам не уверен в своих достоинствах, то тот, кто на это лишний раз намекнет, рискует меня серьезно обидеть. "Коли ты хочешь сказать, что знаешь и понимаешь больше меня, так, выходит, я — глупый и беспомощный!?".



А бывает и так, что человек, обращаясь за советом, ищет не подсказки, а оправдания. В глубине души он уже решил, как ему поступить, но самому принять ответственность за решительный шаг немного боязно. Удобнее на кого-то ответственность переложить. Если в итоге все выйдет хорошо, то это — моя заслуга, я ведь сам принял правильное решение. Зато в случае неудачи виноват окажется советчик — сбил меня с толку. Характерно, что всевозможные сборники житейских советов с особым энтузиазмом читают люди, которым недостает самостоятельности и уверенности в себе.



С этим постоянно сталкиваются психологи, от которых многие люди ждут главным образом подтверждения собственных убеждений и намерений. Поэтому опытные консультанты избегают давать прямые и непосредственные советы-рекомендации. Они предпочитают помочь человеку разобраться: что же привело его в ту непростую ситуацию, которая вызывает его замешательство, и какие возможны варианты ее разрешения. А выбор из этих вариантов человек должен сделать сам, никакой психолог его в этой роли не заменит. Так что имейте в виду: если вы решились обратиться за советом к психологу, а тот в ответ принимается вас поучать: "Я бы на вашем месте", — разворачивайтесь и идите прочь, потому что вам попался никудышный психолог. На вашем месте могли оказаться только вы сами, для любого другого человека ситуация сложилась бы по-своему.



Впрочем, существуют и некоторые общие — нет, не советы (в смысле инструкции) — соображения насчет тонкого искусства давать и получать советы. Правда, и воспользоваться ими разумно сможет лишь тот, кто отдает себе отчет: любому совету надо следовать по-своему, ибо никакой самый добрый совет не может быть одинаково пригоден всем без исключения.



    *      Помните: попросить совета — замечательный способ выказать уважение какому-то человеку и заслужить ответную симпатию. Каждому приятно, когда дорожат его мнением. Так что не упускайте возможности сделать людям приятное, тем более если рассчитываете наладить с ними добрые отношения.

    *      Если у вас просят совета, в первую очередь задумайтесь: действительно ли человек в нем нуждается или просто хочет переложить на вас ответственность за свое поведение. В любом случае деликатно намекните, что можете высказать только свое личное суждение, а принимать решение человеку надлежит самому.

    *      Испанская поговорка гласит: "Никому не советуй, воевать ему или жениться". Когда кому-то предстоит очень серьезное дело, осуществление которого никак не зависит от вас, то вы, подсказав решение, рискуете оказаться виноватым в случае неудачи.

    *      Любая практическая помощь — лучше самого полезного совета. Если вы действительно заинтересованы в благополучии человека, лучше сделать для этого хоть что-то конкретное, а не ограничиваться словами.

    *      Совет лучше облечь в форму не поучения, а примера. "Знаешь, у меня был товарищ, с которым случилось нечто подобное. Так вот он... ". Как говорится, умному и этого будет достаточно.

    *      Избегайте давать кому-то советы при посторонних — в этом случае они, скорее всего, будут восприняты с обидой, как упрек.

    *      Давая совет, старайтесь делать это максимально деликатно и уважительно, не подчеркивая своего превосходства. Иначе человек — просто ради того, чтобы доказать, что и он не лыком шит, — может нарочно поступить вопреки самому разумному совету.

    *      Избегайте давать непрошеные советы, иначе рискуете прослыть навязчивым и занудным.

    *      Если заметите за собой, что у вас слишком часто появляется соблазн поучить окружающих уму-разуму, постарайтесь честно ответить себе на вопрос: так ли уж они на самом деле неразумны? Или, может быть, это вам просто хочется покрасоваться? А почему? Чего вам недостает для самоуважения? И нет ли лучших способов утвердиться в своих достоинствах, чем указывая другим на их слабость?

    *      Каждый, кто берется давать нам советы, при этом исходит из своей личной позиции, которая может сильно отличаться от нашей. То, что может быть наилучшим решением для него, совсем не обязательно станет таким же и для вас.

    *      Не стоит прислушиваться к советам тех, кто сам находится в затруднительном или невыигрышном положении. Пускай трижды разведенный холостяк считает себя не только многоопытным, но и абсолютно счастливым, — его советы насчет семейной жизни вряд окажутся полезны. Точно так же бесполезно читать руководство "Как стать миллионером", если доподлинно известно, что его автор перебивается с хлеба на воду. Тем более что большинство самоучителей жизненного успеха в действительности написаны неудачниками.

    *      Умейте прощать людям их маленькую слабость — стремление с помощью советов самоутвердиться за ваш счет. И в каждом совете старайтесь различать — что говорится из желания вам помочь, а что — из амбиций говорящего.

    *      Выслушивая совет, отделяйте объективную информацию от субъективного суждения. С чужим мнением совершенно не обязательно соглашаться и безоглядно ему следовать, а вот неизвестные вам ранее сведения в любом случае полезно учесть.

    *      И самое главное: всегда помните, что чужой совет может иногда неплохо помочь, но вашу жизнь вам предстоит прожить самому. Ни один советчик, даже самый разумный, не сделает этого за вас.

 

 

Ответ #57: 20 06 2011, 15:50:20 ( ссылка на этот ответ )

Практическая магия. Настойчивость

Что такое настойчивость? Это умение непрерывно следовать принятому ранее решению. Перед действием делается выбор - чему следовать. После принятия решения человек может следовать ему или нет. Если нет - человека называют безвольным, ненастойчивым. Если человек все же последовал принятому решению, однако попытка была неудачной, после нескольких неудач может пропасть желание продолжать следовать принятому решению. Тогда речь идёт о недостаточной настойчивости. Настоящая настойчивость - когда несмотря ни на какие преграды человек упорно продолжает бить в одну точку, пока не достигнет желаемого. Настойчивость - один из краеугольных камней высокой эффективности.

Близкое понятие к настойчивости - упрямство. Это когда нет речи о предшествующем осознанном выборе - упрямство подразумевает слепую поддержку случайного решения, либо решения, принятого кем-то другим. Между прочим, упрямым может быть и осёл. Стать на одном месте и махать мордой из стороны в сторону: не пойду и все тут. Полезно ли быть упрямым? Нет, очень даже не полезно. Конечно, никто не запрещает, но будучи упрямым сложно постоянно достигать согласия с самим собой и окружающим миром.



Люди часто путают упрямство с целеустремлённостью и силой воли, так как со стороны все выглядит одинаково. Тогда целеустремлённость, амбициозность - полезное качество - воспринимается негативно. Прёт человек в одном направлении - ну и упрямый же он. Я ему говорю одно, а он гнёт свою линию. Что это - упрямство или настойчивость? Об этом знает только один человек на земле - тот, кто является либо упрямым либо настойчивым. Только вы знаете, почему вы действуете так или иначе. Что нас заставляет поступать именно так, как мы поступаем: осознанный выбор или случайно принятое решение? Здесь речь идёт о проактивном или реактивном поступке.



Быть настойчивым очень полезно, и даже необходимо для того, чтобы преуспеть в жизни. Высокая цель, лежащая на пути собственного предназначения, один из самых важных критериев для достижения успеха. Однако цель может остаться только целью без достаточной настойчивости. Для достижения успеха - необходимо регулярно возращаться к цели, представлять результат во всех деталях, определять самый первый шаг, который необходимо и можно сделать прямо сейчас, и настойчиво делать его!

Знаете ли вы людей, которые кажутся вам очень настойчивы в своих устремлениях? Возможно, вы знаете тех, кто при любом дуновении ветерка, тут же меняет свое направление движения. Не секрет, что на некоторых сильные изменения действуют как знак stop на дисциплинированного водителя. Кем бы мы ни были сейчас, мы всегда в состоянии стать чуть более настойчивыми. Развитие доступно всем и каждому. И мы все в состоянии влиять на окружающий мир. Достаточная настойчивость всегда приводит к изменениям - либо в нашем внутреннем мире, либо во внешнем. Т.е. это наше влияние, наша власть. Стив Павлина в статье Levels of Consciousness описывает 18 уровней развития, где настойчивость от полного её отсутствия постепенно улучшается колличествено и качественно с каждым уровнем, вплоть до самого высшего, когда влияние на окружающий мир оказывается уже фактом самого существования такого человека, даже после его исчезновения из материального мира.



Недостаточную настойчивость мы часто оправдываем недостоточной мотивацией. Вот если бы нас замотивировали как следует, я бы тогда ого-го! Как будто без пана с погонялом мы ничего не в состоянии ничего сделать. На ведь настойчивость - это преодоление любых преград, в том числе недостаточной мотивации. Я по себе заметил, что движение в одном и том же направлении со временем становиться само по себе здорово мотивирующей штукой - чем больше я поднимался в 5 утра, тем более настойчивыми были мои последующие попытки. Мы вырабатаваем привычку, и это придает нам дополнительную инерцию, усиливает силу тяги.



Кстати, об инерции. Если долго двигаться по интерции, бить в одну точку, может оказаться, что точка уже совсем не то, чего вы хотели. Это происходит далеко НЕ всегда, однако периодически, в спокойном эмоциональном состоянии следует спрашивать себя - не превратилась ли моя настойчивость в упрямство. Подчеркиваю, лучше всего это делать в спокойном эмоциональном состоянии. Когда я пробуждаюсь по будильнику в 5 утра, и задаю вопрос - зачем мне вставать сейчас, мой ответ на этот вопрос не имеет никакого значения, и поэтому не должен влиять на решение - все же встать или нет. Другое дело, если днем, где-нибудь перед обедом, когда спать совсем не хочеться, я спрашиваю себя - стоит ли мне продолжать вставать в 5 утра? В этот момент можно отказаться от решения, принятого ранее, во время свернув с дороги упрямства, проявив силу воли.



Прислушивайтесь к себе, если вы в спокойном эмоциональном состоянии и способны трезво аналитически мыслить, и настойчиво следуйте принятым ранее решениям в любых других ситуациях. Почему бы вам не стать самым настойчивым человеком, каким вы только можете стать?

 

 

Ответ #58: 20 06 2011, 17:21:39 ( ссылка на этот ответ )

Психоанализ. Изучение конфликта

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Другой пример пояснит конфликтную ситуацию несколько иного рода; и вы, и ваш коллега претендуете на определенное благо, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих отношений впоследствии?

На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что о конфликтах, о том, что такое конфликт.

Третий пример приведем из отношений между большими группами людей. Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к прогрессу и экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который в конце концов получает какое-то разрешение.

Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группами концентрируются в сфере политики.

Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любого человеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других повседневных ситуаций.

Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих сторон. Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в особенности социально активные люди. Но число властных позиций в обществе ограничено. Если эти властные позиции не определяются нормами наследования, как это имеет место при монархическом политическом устройстве, то обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые шансы и возможности занимать те или иные властные позиции. Борьба за такого рода позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

Собственно, суть любого политического режима заключается именно в том, что он определяет формы политического конфликта в борьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми участники политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главная из которых - победа над своим противником, оппонентом, соперником.

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в конфликтных ситуациях.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-политических ситуациях.
Успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма
Черчилль

 

 

Ответ #59: 20 06 2011, 21:12:50 ( ссылка на этот ответ )

Психология. Правда и ложь

Где правда, а где ложь, невооруженным глазом видно только в детских сказках и нравоучительной литературе. В жизни даже технические приспособления вроде детектора лжи помогают слабо.

Даже если вам удастся изловить лжеца и опутать его датчиками, прибор будет регистрировать только физиологическую реакцию: изменение пульса и частоты дыхания, которые могут быть доказательством  лжи, а могут – следствием слишком эмоционального отношения к предмету обсуждения. А что уж говорить о реальной жизни, где правда с ложью переплетена еще теснее.

Комментарий специалиста


Часто бывает, что человек, который ни разу в жизни не соврал, берется судить о том, что правда, а что ложь.


Марк Твен. Вранье во всех его видах


Если смотреть на вопросы неправды с теоретической колокольни (то есть, с точки зрения формальной логики), то дело обстоит проще некуда. Любые утверждения могут быть либо истинными, либо ложными, а третьего не дано. Но стоит только, вооружившись теорией, перейти к практике, как начинаются препятствия.

Можно не произнеся ни слова лжи, солгать поступком; можно быть не в курсе изменившейся информации, и т.д. Недаром правде и истине противостоит целое море антонимов: вранье, клевета, притворство, фальсификация, искажение, неискренность, навет, фантазия, выдумка, жульничество.

С обманом все более ли менее понятно: это намеренная дезинформация. Ее можно осуществить как вербально, так и действием. Но эффективнее всего одно подкрепить другим. Почему Иванова не было на совещании? И тут появляется розовощекий Иванов с рукой, замотанной бинтом до самой шеи. Оказывается, собака покусала беднягу Иванова. Была ли та собака, не было – никто не узнает. То есть с точки зрения формальной логики, забинтованный Иванов намеренно заменил информацию о несуществующей собаке на информацию о собаке существующей и кусачей. С бытовой точки зрения такой способ подтасовки фактов называется выдумкой. То есть, у Иванова еще есть шанс, допустим, стать неплохим писателем или актером.

Иначе обстоит дело с неправдой – то есть, передачей недостоверной информацией. «Бедняга Иванов, его покусали бешеные собаки!», – воскликнет сотрудница забинтованного симулянта. И получится чистой воды неправда: не было никакой собаки, тем более бешеной. Именно таков механизм распространения всевозможных слухов и уток в СМИ.

Один из самых верных способов скрыть нежелательную информацию и при этом не оказаться пойманным за руку – это полуправда. Вот если бы многострадального Иванова из нашего примера действительно покусала собака, а он захотел бы это скрыть, допустим, от своей мамы, то ему было бы достаточно в телефонном разговоре достаточно только упомянуть о собаке и сразу перевести беседу на что-то другое.

А вот когда слова не совпадают с деяниями, получается неискренность. В общем, выходит, что личины лжи одна другой неприятнее.

Что случится, когда исчезнет ложь?


В обществе


Ни для кого не открытие, что для мирного сосуществования с согражданами, полностью искренними быть невозможно. То есть, конечно, теоретически можно, но последствия скорее всего окажутся малоприятными: нормы любого общества предполагают ношение определенной социальной маски.

Пример, человека, попробовавшего быть искренним со всеми в течение одного дня, известен нам из школьной программы: это Чацкий, рубивший правду-матку направо и налево и в результате угодивший в сумасшедшие в глазах общественного мнения.

Впрочем, Чацкий не первый и, наверное, не последний. В истории есть несколько примеров обществ, которые, стремясь к безоговорочной искренности, умудрялись даже вводить наказания за бытовую ложь. И, что характерно, долго такие общества не существовали.

В искусстве


По большому счету, вся художественная литература (а вместе с ней – театр и кино) – чистой воды вранье. Причем чем более отточенное и правдоподобное, тем более волнующее. «Чем грандиознее ложь, тем легче ей поверить», – говорил один художник-недоучка, ставший впоследствии идеологом нацизма.

Ну хорошо, пускай не ложь, а выдумка. Наиболее впечатляющая выдумка называется «классикой» и читается людьми на протяжении нескольких столетий. О природе этого явления написаны целые библиотеки. Самая распространенная точка зрения на искусство состоит в том, что выдуманные истории позволяют нам сопереживать, канализируют наши эмоции, расширяют кругозор и сообщают о том, какие действия могут вызвать какие последствия.

А Аристотель – тот вообще считал, что любое искусство – это подражание природе. То есть вранье или нет – неважно для того, кто хочет уподобиться творцу.


В медицине


Ложь во спасение часто применяется при постановке диагноза. Понятно, что это применяется в основном в работе со слабыми, мнительными пациентами. В XIX веке врачи нередко использовали другой метод: вместо бытового названия болезни сообщали пациенту ее латинское наименование: «У вас не чахотка, милочка, а всего-навсего Tuberculosis». И, наконец, знаменитый эффект плацебо, по сути, тоже – абсолютное вранье.


В политике


Политический опыт свидетельствует о том, что все попытки искоренить ложь в целом или хотя бы демагогию как прием политической борьбы оканчиваются ограничением свободы слова. И вообще могут привести к диктатуре. То есть, появляется институт, который контролирует не только правду и ложь, но и вообще все потоки информации. Действительно, удобнее контролировать все сразу, чем избирательно.


В чем сила, брат? Сила в правде!


Тем не менее, не все могут смириться с тем, что ложь является органичной частью нашей. Например, представители гуманистического направления психологии считают, что на ложь (самим себе и другим), поддержание неверного о себе мнения, «нужные» эмоции люди тратят исключительно много времени. Которое с куда большим успехом мог бы потратить на самореализацию.

Ведь ложь – это не только то, что мы говорим, фактически она руководит нашими поступками: от дружбы с «нужными», но неинтересными людьми до неверно выбранного жизненного пути.

Маску, которую предлагает носить современное общество, гуманистические психологи под предводительством Абрахама Маслоу предлагают заменить на самоактулизацию. В их понимании самоактуализация – это момент высших переживаний, наиболее полного раскрытия себя и собственных способностей. Не поверить в то, что самоактуализировавшийся человек – счастливый человек, читая Маслоу, практически не возможно. И главное – такому человеку действительно уже не надо использовать обман ни в каком виде. Но вот только как достичь самоактуализации, не слишком ясно.

В любом случае первый шаг по освобождению от накопившегося вранья состоит в том, чтобы перестать врать самому себе. И только после этого можно переключаться на окружающих.
Последнее редактирование: 23 12 2011, 03:44:07 от Administrator

 

 

Страниц: 1 ... 10 11 12 13 14 ... 17 | ВверхПечать