В чем отличие медитации от состояний транса
Среди дискуссий и обсуждений на эзотерических форумах, тема медитации всегда актуальна и вызывает множество споров. Чаще всего, для того, чтобы избежать разногласий, достаточно лишь четко определиться со значением этого термина.
В первую очередь, необходимо обозначить контекст, в котором будет употребляться термин. Благодаря контексту, участники дискуссии могут сразу понять – речь пойдет о медитации как о технике, методе изменения состояний сознания или как о комплексе внутренних переживаний.
Традиционно западный, рациональный контекст подразумевает медитацию, как умственную или психофизиологическую технику. В таком ракурсе медитацию можно заменять понятием аутотренинг, релаксация, концентрация или просто сосредоточенное размышление.
В понимании восточных мистиков – медитация – это внутреннее состояние, глубокое трансцендентное переживание, при котором ум расслаблен и молчалив. В подобном, мистическом ключе более точно медитацию будут характеризовать понятия внутреннего экстаза, растворения, слияние с абсолютом или Богом, глубокой внутренней трансформации. Углубляя это состояние, делая его непрерывным и постоянным спутником своего сознания, человек начинает воспринимать мир и пространство как единый организм со всеми проявленными и скрытыми от привычной реальности гранями, растворяется в этой бесконечной реальности и достигает полного освобождения. Становится просветленным существом.
Если в одном разговоре два оппонента будут иметь в виду разные контексты, это неизбежно приведет к непониманию и тавтологии. Например: «Я занимаюсь медитацией, для того, чтобы достичь медитации».
Следующей важной особенностью медитации как состояния, является тотальная осознанность человека, который испытывает этот комплекс внутренних переживаний.
Существует множество видов измененных состояний сознания – транс, аутогипноз, осознанные сновидения, религиозный экстаз. Помимо изменённого восприятия реальности их объединяет ряд схожих признаков – наблюдается торможение импульсов коры головного мозга, успокоение процессов аналитического мышления, и усиление мозговых функций отвечающих за абстрактное мышление. Эмоциональный мозг, являющийся частью лимбической системы, также активируется и провоцирует появление значимых для человека позитивных эмоций. И, наконец, верхняя теменная область мозга, которая отвечает за ориентацию человека в пространстве и времени, существенно притормаживает свою активность. Это приводит к тому, что человек перестают ассоциировать себя с той частью объективной реальности, в которой он в данный момент находится. При нарушении таких ассоциаций, человеку легко отождествить свое «я» с окружающим миром, природой, другим существом и даже с целой Вселенной.
В перечисленных выше изменениях восприятия кроется их главное отличие от классического, восточного понимания медитации. Состояние транса или гипноза погружает человека в себя, часть его внимания выпадает из реальности. В его восприятии могут появиться картины или различные галлюцинации, которые порождены игрой воображения и нарушением биохимических процессов центральной нервной деятельности. Внимание и органы чувств притуплены или вовсе отключены.
Под состоянием классической, «чистой» медитации имеется в виду то понимание, которое придают ему последователи даосизма, традиции дзен и других направлений буддизма. В этом состоянии сознание остаётся предельно ясным, медитирующий человек полностью отдаёт отчет в том, что происходит как внутри него, так и снаружи. Он способен переживать мистический опыт, не отрываясь от привычной реальности, находясь тотально «здесь и сейчас». Его сознание не занято размышлениями, оно подобно чистому зеркалу, отражающему все предметы, явления и грани единого Мироздания.