Максимум Online сегодня: 428 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358375 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 24 04 2024, 22:49:43

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 24 10 2008, 01:15:15 ( ссылка на этот ответ )

Мудрый Конфуций справедливо полагал, что боги - это обожествленные цари и герои древности. Конечно, далеко не у всех небожителей найдутся сугубо земные корни, но есть основания говорить, что небесные врачеватели Эллады были людьми из плоти и крови. Олимпийским бессмертием одарила их благодарная память потомков.

 стол стол

Культ небесного покровителя медицины Асклепия сложился примерно к VIII-VII векам до н.э. Впервые Асклепий, а также его сыновья упомянуты в эпической поэме Гомера «Илиада»: «...славные оба врачи, Асклепия мудрые дети».

Там же читаем: «Наши врачи - это Подалир и Махаон». Махаон считался непревзойденным хирургом, Подалир - терапевтом, знатоком внутренних болезней. Не посрамили семейной славы и дочери Асклепия: Гигиея подарила свое имя столь важной области медицины, какой и сегодня является гигиена, Панацея - Всеисцеляющая - принесла людям лекарства.

«Небесная» биография Асклепия неотделима от земной. В жены он взял дочь царя острова Кос красавицу Эпиону. Не случайно, наверное, что именно на Косе возникла первая медицинская школа. Археологические раскопки подтвердили предание о существовавшем там храме Асклепия, куда обращались за исцелением недужные со всей Эллады. Найти достойное место божественному врачу в олимпийском пантеоне оказалось несложно. Его небесным отцом провозгласили Аполлона. Этот лучезарный покровитель искусств властвовал не только над музами. Он известен еще и как Аполлон-губитель, посылающий смертельную стрелу, и как Аполлон-целитель, врач богов и бог врачей.

Наглядно о причастности Асклепия к Аполлону-губителю и Аполлону-целителю свидетельствует непременная спутница - асклепиева змея. Ее еще называют эскулаповой (Эскулап - римский эквивалент Асклепия). На греческих и римских скульптурах змеиные кольца обвивают руку божества либо его посох. Со змеей изображается и Гигиея. Она то ли поит ее из чаши, то ли сцеживает туда яд. Отсюда пошла известная всем эмблема медицины. Ее символика многозначна: здесь и двойственность применения ядов, несущих смерть и дарующих исцеление, и тайная мудрость, издревле ассоциирующаяся как со змеями, так и с профессией врача.

Прямым потомком бога-целителя считается прославленный Гиппократ. Клятву Гиппократа уже третью тысячу лет приносят будущие врачи. Имя это обратилось в легенду.

Между тем нет оснований сомневаться в реальном существовании основоположника научной медицины. В сборник его имени входят 62 трактата чуть ли не по всем дисциплинам. Их названия говорят сами за себя: «Заболевания»; «Внутренние заболевания»; «Анатомия»; «Сердце»; «Кризисы»; «Прорезывание зубов»; «Эпидемии»; «Удаление плода»; «Переломы»; «Суставы»; «Железы»; «Геморрой»; «Критические дни»; «Женские болезни»; «Священная болезнь» (умопомешательство); «Раны»; «Зрение»; «Лекарства»; «Прогноз»; «Воздух, вода, местности»; «Пища» и т.д. Даже если какая-то часть написана учениками или коллегами гениального целителя, он навсегда останется первопроходцем, звездой первой величины.

Реальная биография Гиппократа богата событиями, запечатленными в документах. Он родился на том самом острове Кос, где женился Асклепий, в первый год 80-й Олимпиады. Перевести знаменательную дату на нынешнее летоисчисление не составит труда, если воспользоваться соответствующими таблицами. Это будет 460 г. до н.э. Более того, известен даже день - 27 агриана по дорийскому календарю. В блистательной плеяде современников Гиппократа значатся такие светочи Эллады, как историк Фукидид, драматург Еврипид, философ Платон и основатель атомистики Демокрит. И это не просто современники, но люди, оставившие конкретные свидетельства.

Подобно другим аристократическим семьям, ведшим свое родословие от богов и героев, предки Гиппократа именовали себя Асклепиадами. Это не обязательно означало прямое происхождение от небесного покровителя медицины. Зачастую любого врача называли эскулапом. Но генеалогия - наука хитрая. Юлий Цезарь, например, чтил свою прародительницу Венеру, Александр Македонский считал себя сыном самого Зевса.

Византиец Цецес приводит полную родословную отца медицины: «Великий Гиппократ - 17-й потомок, начиная с Асклепия». Как и все его предки, он овладевал наукой в семье, сочетая теорию с практикой. Слово прямо на месте подкреплялось делом. Существует упоминание о руководстве по хирургии, написанном дедом Гиппократа. Впрочем, одним лишь семейным кругом обучение не ограничилось. Среди учителей и врач Геродик, и софист Горгий. Много ценного сумел почерпнуть Гиппократ и на стенах храма Асклепия, где согласно обычаю исцеленные записывали подробности лечебного курса, дабы ими могли потом воспользоваться все страждущие.

Уже в зрелом возрасте Гиппократ взял в жены девицу из рода Кадма - правителя острова, но имя ее затерялось. Как и у божественного пращура, у него было два сына-врача: Фессал и Дракон и дочь, которая хоть и не стала жрицей Гигиеи, но все же вышла замуж за отцовского ученика Полибия. Короче говоря, и в доме, и на острове над всем довлел обвитый змеей посох.

Оставить Кос и переселиться в Фессалию Гиппократа заставили вещие сны. Скорее всего, за этим скрывалось стремление усовершенствовать наследственное искусство. По трактату «Эпидемии», словно по географической карте, можно проследить места, где практиковал ученый: Ларисса, Кранон, Феры, Ферсала. По-видимому, Гиппократу пришлось посетить и Фракию, и Пропонтиду, и почти наверняка Македонию, где царствовал его друг Пердикка II. Местные медики полагали, что царя снедает туберкулез. Но они ошибались. По пульсу, что вдруг сделался лихорадочным, когда в комнату вошла красавица Фила, Гиппократ понял, что царя губит безнадежная страсть: человек благородный, он не мог позволить себе близости с наложницей покойного отца. Как разрешилась ситуация - неизвестно. Согласно туманным свидетельствам, Пердикка покончил с собой, но возможно и вылечился, коль скоро была извлечена наружу тайная причина. В этом случае Гиппократа можно считать родоначальником психоанализа.

- Я не отвергаю сны, особенно те, которые содержат предсказание. Медицина и пророчество - близкие родственники, - произнес он, вслушиваясь в бессвязный бред страдавшего кошмарами Демокрита.

Когда на севере Греции вспыхнула чумная эпидемия, его одолели послы из многих полисов. Быть одновременно повсюду не мог даже потомок бога. Он внимательно расспросил каждого: «Каковы были чередования жары, ветров, туманов и других природных явлений, изменяющих обычные состояния тела?» - и только затем прописал надлежащие средства. В том, насколько они эффективны, медику довелось удостовериться воочию. Благодарные афиняне удостоили своего спасителя высшей награды - золотого венка.

Молва о чудесном целителе распространилась повсюду. От Гистапа, наместника Геллеспонта, поступило послание:

«Артаксеркс, великий царь, нуждаясь в тебе, послал к нам нарочных, приказав дать тебе в изобилии серебра, золота и всего остального, что тебе нужно и чего ты желаешь, и доставить тебя как можно скорее».

Ответ персидскому царю выдержан в том же лапидарном стиле мужей античности:

«Врач Гиппократ приветствует Гистапа, наместника... Мне не подобает ни пользоваться щедростью персов, ни исцелять варваров от их болезней, так как они враги греков. Прощай».

Гиппократ прожил долгую жизнь: от 88 до 109 лет, судя по разноречивым источникам. Место в Лариссе, где был сооружен для него погребальный костер, едва ли отыщет какой-нибудь будущий Шлиман. Соответственно тут и кончается история, уступая беспрекословно легенде. На Косе рассказывают, будто над могилой Гиппократа постоянно гнездился пчелиный рой, дававший мед исключительно целебной силы.

Эпитафию, дошедшую до нас в литературной традиции, нельзя считать подлинной. «Здесь покоится фессалиец Гиппократ, уроженец Коса, тот, кто происходит из рода бессмертного Феба. Оружием Гигиеи он одержал много побед над болезнями и достиг великой славы не везением, а знаниями».

Все правильно: Феб - римский аналог Аполлона.

В парижском музее Гимэ хранится нумизматический раритет: монета, на которой изображен сидящий на складном стуле Гиппократ и рядом с ним вооруженный палицей Геракл.

Они равновелики в своих подвигах: один избавил землю от чудовищ, другой - от жуткого мора, оставив врачам всего мира бесценный завет: «Не навреди!»

* Гиппократ около 460 до н. э., — около 377 до н. э.).jpg

(10.44 Кб, 300x423 - просмотрено 3403 раз.)

 

 

Ответ #1: 24 10 2008, 08:01:27 ( ссылка на этот ответ )

Травяные рецепты Гиппократа

Пастушья сумка: отвар из сухой травы пить на ночь (в переводе на привычные нам дозы) 1/2 стакана - помогает от камней в почках.
Сок мака (из одной головки на стакан красного сухого вина): при кашле; при тупых болях в кишечнике - по 1-2 чайные ложки. «Сильные свойства мака очень полезны в медицине. Однако мак не должен попадать в руки людей, стремящихся к удовольствиям».

Календула: быстро излечивает гнойные раны. Семь головок календулы вымачивать 5 дней в слабом (2%) растворе соли в сырой воде, затем еще 7 дней в растворе с добавкой ложки меда.

Одуванчик: листья прикорневой розетки залить подсоленным кипятком, промыть горячей водой до исчезновения зеленой окраски и есть 3 раза в день как овощи, с оливковым маслом - помогает при воспалении печени, избавляет от лишнего жира.

Мелисса: заваривать как чай 5-6 листиков, пить с медом 2 раза в день не менее 3 месяцев. Снимает головные боли, дает хороший сон.

Банан: зеленые плоды применяют против тошноты, неврастении; зрелые - рекомендуются больным анемией; натощак по утрам - детям в качестве слабительного.

Средство от морщин В равных по весу долях: свежий белый лук и мед. Смешать и добавить 1/10 долю (по весу) расплавленного пчелиного воска. Прикладывать и не снимать маску всю ночь до утра.
 

* 13s.jpg

(5.79 Кб, 157x192 - просмотрено 7592 раз.)

 

 

Ответ #2: 17 11 2009, 00:37:39 ( ссылка на этот ответ )

Что рассказала Гигиея

 ангелы

В древней Греции не существовало больниц в нашем понимании, а были асклепийоны — лечебницы при храмах, названные по имени бога медицины Асклепия. Мифы донесли до нас рассказы о великом врачевателе и его детях. Среди дочерей и сыновей Асклепия мы видим и Телесфора — гения выздоровления, и Панацею, отвечающую за лекарственное лечение, и Иасо, богиню исцеления. Однако старшая дочь Асклепия Гигиея была просто... богиней здоровья. Все, что связано с этой богиней, — мифы о ней, ее атрибуты и символы — хранит в себе огромный опыт человечества, бесценные знания о том, что такое жизнь и что такое смерть, что такое здоровье и что такое болезнь.

Самое распространенное изображение Гигиеи — с чашей, из которой она кормит змею. Обратимся к символике ее атрибутов.

Змея. Почти во всех традициях змея — символ тех богов, которые обладают ясновидением и мудростью. В Греции змея является священным животным богини мудрости Афины. Есть изображения Афины в образе Гигиеи, и наоборот, на некоторых монетах найдены изображения Гигиеи с атрибутами Афины. В асклепийоне афинского Акрополя была найдена статуя Афины-Гигиеи. Она олицетворяет принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинает действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживает порядок-закон, который царит первоначально.

Змея символизирует также и очищение. Подобно змее, которая сбрасывает старую кожу, человеку необходимо отбрасывать старую, закосневшую личность и возрождаться новым и чистым существом.

В ряде эпосов змея изображается с травой или цветком, приносящим бессмертие. Так, например, в вавилонском эпосе «Поэма о Гильгамеше» змея похищает у Гильгамеша цветок бессмертия.

Яд змеи может быть лекарством, а может нести смерть. С этим связан один из основных принципов медицины — мера.

Чаша. Чаша представляет сосуд с исцеляющими средствами природы в широком смысле этого слова.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Чаша с небесным напитком встречается и в других мифах, в которых она иногда принимает форму рога, символа изобилия. В скандинавской мифологии этот же рог служит символом здоровья, передавая людям божественную силу. По-видимому, такое же значение небесного напитка, сообщающего здоровье, имеет чаша и рог Асклепия и Гигиеи.

Греческая чаша без ножки, фиал, использовалась в различных ритуалах. Именно с ней обычно изображалась Гигиея. Она изготавливалась из дорогих металлов и украшалась изнутри изображением лепестков лотоса, символа жизни.

Особый вид чаши для измерения уровня воды в Ниле изображается на голове у бога Сераписа. Это символ гармонии, ведь, чтобы Нил давал жизнь, воды в нем должно быть не много и не мало, а столько, сколько нужно. Так же и на всех планах человека должна быть соблюдена мера: не больше и не меньше.

Богиня Гигиея — божество, которое символизирует принцип здоровья как гармонии на всех планах, которой мы учимся у Природы, живущей по божественным законам. Несоблюдение этих законов, разлад между человеком и Природой — главная причина всех болезней. Поэтому основным принципом, свойством Гигиеи была чистота. Только благодаря чистоте на всех планах: физическом, энергетическом, эмоциональном и мыслительном — человек может оставаться здоровым и выполнять свою жизненную задачу.

* 1.jpg

(55.45 Кб, 250x500 - просмотрено 3739 раз.)

 

 

Ответ #3: 25 11 2010, 10:49:40 ( ссылка на этот ответ )

История полупрофессионального и профессионального врачевания насчитывает несколько тысячелетий. Некоторые сведения о достижениях медицины древнейших цивилизаций и распознавании и лечении болезней можно почерпнуть из вавилонских клинописных записей и из древнеиндийских вед, из египетских папирусов и китайских иероглифических рукописей. В первую очередь вавилонско-ассирийской и египетской культуре многим обязана древнегреческая медицина, достигшая в древности наиболее высокой степени самостоятельности как область профессионального знания, обладающая известной естественно-научной глубиной. В сочинениях древнегреческих врачей содержится свод знаний, накопленных древней медициной. Наиболее ранними из дошедших до нас источников являются рукописи Книдской школы и несколько фрагментов медицинских текстов древнегреческого врача Алкмеона Кротонского (VI в. до н. э.), который под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого. В результате наблюдений и хирургических операций он пришел к мысли о том, что мозг есть орган души. Это было заявлено в противовес господствовавшим в то время представлениям, что центральным «органом» духовной жизни является сердце. Он также установил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки…». Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом. Другой древнегреческий врач Праксагор (ок. IV в. до н. э.), последователь Диокла, открыл различие между венами и артериями (термин «артерии» приписывается ему). Он считал, что вены содержат чистую кровь, а артерии — чистый воздух; указывал, что артерии обладают свойством пульсации; различал 11 «соков» человеческого тела, в изменении и нарушении движения которых видел причину возникновения патологических процессов. Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом «Гиппократовом сборнике» («Corpus Hippocraticum»). Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В «Гиппократов сборник» вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины. С «Гиппократова сборника» фактически начинается история европейской медицины и медицинской терминологии. Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и все свое немалое состояние, исчисляемое в 50 тыс. лир. То же самое, хотя и в меньшем размере, сделал историк медицины земской врач Ковнер, оставивший три тома истории медицины, в которой более 400 страниц посвящено Гиппократу. Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины», реформатором античной медицины. Гиппократ родился в 460 году до н. э. в городке Меропис, на острове Кос. Он относится к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимавшемуся медициной. Отец Гиппократа — врач Гераклид, мать — акушерка Фенарета. Гиппократ является, таким образом, представителем народной медицины, переросшей в профессиональную. Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец. Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Еще будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте Гиппократ получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве врачевания. Через несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там врачебной практикой и основал свою медицинскую школу, называемую Косской. Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина. За то, что он спас жителей Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции, его избрали почетным гражданином Афин и увенчали золотым венком. Попутно он вылечил своего друга — Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Демокриту медицина обязана термином «этиология» (от. греч. aitia — причина и … логия), учение о причинах болезней. Важно отметить, что Гиппократ и «гиппократики» учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда «гиппократики» выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного; все назначения врача, касающиеся лечения, режима больных, должны быть строго индивидуализированы. На этом основании считается, что Гиппократ и его последователи явились основоположниками клинической медицины. Разработка принципов и правил диагностики и лечения, по Гиппократу, должна быть основана также на изучении «природы тела». У Гиппократа и «гиппократиков» нет еще строгого подразделения анатомии и физиологии, которые обобщались ими в общем разделе, обозначаемом термином «природа тела». Главным источником анатомических и физиологических знаний у них служили вскрытия животных, так как анатомирование человеческого тела в то время было строго запрещено. Поэтому конкретные анатомические познания Гиппократа были сравнительно скудны и нередко ошибочны. Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки. В III веке до н. э. в древнекитайском каноне медицины «Ней-цзин» различали 6 внешних (холод, зной, ветер, сырость, сухость, огонь) и 7 внутренних (радость, гнев, страх, горе, тоска, любовь, желание) причин болезни. Гиппократ также различал внешние (ветры, погода и др.) и внутренние (слизь, желчь) причины болезней. Школа Гиппократа рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует. Гиппократ — один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (morbus sacec — священная болезнь, так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинении Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» приводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Гиппократ писал: «Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым живем». И это писалось, когда эллины дышали кристально чистым воздухом. Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, купанья, массажа и занятий гимнастикой; придавал большое значение лечебной диете. Гиппократ направлял легочных больных к вулкану Везувию, где они вдыхали сернистые испарения и получали облегчение. По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой. С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Связанные с учением о темпераментах понятия «холерик», «флегматик», «меланхолик», «сангвиник» продолжают жить и в современном языке, что было бы невозможно, если бы они не «подкреплялись» рета- Галена. За конкретыными (психологической и физиологической) оболочками этого учения просматриваются некоторые общие принципы, используемые современными исследователями. Первый выражен в идее о том, что несколько исходных телесных признаков образуют, сочетаясь, основные типы индивидуальных различий между людьми. Древнюю теорию темпераментов отличала еще одна особенность. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. — «жидкость»). В этом плане ей созвучно учение о зависимости темперамента от желез внутренней секреции, от «химизма» тела (а не только от его устройства или свойств нервной системы). Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела. Он придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи. По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Еще и теперь такая картина называется «Гиппократовым лицом». При осмотре лица Гиппократ обращает внимание на губы: синеватые, обвислые и холодные губы предвещают смерть, на то же самое указывают пальцы рук и ног; если они холодные. Красный и сухой язык есть признак тифа, когда язык в начале болезни точечный, а затем переходит в красноватый и багровый, то жди беды. Если язык покрывается черноватым налетом, то это указывает на кризис, наступающий на 14 день. Пальпация, выслушивание и выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. 
Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т. е. не увеличились ли они в размерах; каковы ткани на ощупь — жесткие, твердые и т. п. Лечил Гиппократ пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот; возражал против применения сразу многих лекарств и провозглашал повсеместно принцип — noli nocere (не навреди). «Отец медицины» рекомендовал чемерицу в качестве рвотного средства, он же описал конвульсии, наступающие в случае ее передозировки. Авл КОрнелий Цельс использовал это растение в лечении душевнобольных. Гиппократ умер в Ларисе в 377 году до н. э. на 83 году жизни. После смерти афиняне воздвигли ему железную статую с надписью: «Гиппократу, нашему спасителю и благодетелю». Долгое время его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший целительными свойствами. Платон сравнивал его с Фидием, Аристотелем, называл его великим, а Гален божественным. «Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству», — говорил Гиппократ. Выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики является клятва Гиппократа.

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать