Древнеиндийские системы медицины
[/color]
Аюрведа берегла здоровье населения Индостанского субконтинента с незапамятных времен. За пределами Индии ею пользуются в таких странах, как Непал, Шри-Ланка, Бангладеш и Пакистан. Сходные с аюрведическими принципы и методики лежат и в основе традиционных медицинских систем Тибета, Бутана и Монголии.
Аюрведа, что в переводе означает "наука о жизни", является одной из дополнительных Вед; в "Махабхарате" она упоминается как пятая Веда. В круг затрагиваемых ею проблем входят лекарственные препараты, диета, напитки и многое другое, включая рекомендуемый образ жизни, который способствует сохранению и поддержанию крепкого здоровья, а также многочисленные советы по предупреждению заболеваний и их лечению. Цель аюрведических предписаний и запретов - создание здорового общества.
Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья). Лечебные советы составляют лишь незначительную часть аюрведы, но эта часть являет собой законченную медицинскую систему.
Практической медициной — лечебной и профилактической — человечество интересовалось издревле. Об аюрведе можно сказать, что она исходит из предположения о человеческом теле как о форме, в которой проявляется космическая энергия. Силы и способности человеческого организма, которые обеспечивают его жизнеспособность и, собственно, дают ему возможность функционировать, предположительно являются силами космическими.
Все четыре Веды изобилуют ссылками на различные аспекты аюрведы. В те времена лучшими целителями считались ашвины — мифические божественные существа. Веды приписывают им многие удивительные свершения в области медицины и хирургии. Считалось, что ашвины способны возвращать умерших к жизни. К чудесам, свершаемым ашвинами, относятся, например, излечение от бесплодия, обеспечение долгожительства, лечение таких серьезных заболеваний, как туберкулез (якшма). В древних текстах описываются различные хирургические операции изготовление искусственных конечностей, приживление отрубленных голов. В Ведах даются также основные концепции аюрведы — теория трех элементов, теория семи субстанций, теория обмена веществ и пищеварения, анатомические описания и описания различных заболеваний, а также многочисленных видов болезнетворных бактерий.
В послеведический период аюрведа занимает почетное место в качестве рационального свода медицинских методик и системного терапевтического опыта. Признанными классическими текстами аюрведы являются трактаты "Чарака самхита" и "Сушрута самхита", которые сформировались в их нынешнем виде примерно в VII в. н. э., хотя изложенные в них мысли и практический опыт, несомненно, были известны задолго до этого.
"Чарака самхита" представляет собой значительный по объему трактат по древней индийской медицине. Кроме прочих предметов, он подробно описывает анатомию человеческого тела, содержит заметки по патологии, диагностике, лечению разных недугов и по рецептуре приготовления лекарств. Здесь же содержатся рассуждения о специализации врачей, об уходе за больными, а также положения по логике и философии медицины. "Чарака самхита" многократно переводился на другие языки, а его автор Чарака признан светилом медицины как в арабском, так и в католическом мире.
"Сушрута самхита" дает представление о хирургии Древней Индии. Автор трактата Сушрута был великим хирургом, выполнившим множество сложных операций. Некоторые из них описаны в его трактате. Трактат по хирургии включает в себя перечень хирургических инструментов, а также суждения о том, что операция — это полный курс лечения: постановка диагноза, тщательная подготовка к операции и послеоперационный уход, вплоть до полного выздоровления больного. В "Сушрута самхита" описаны полостные операции, удаление катаракты и даже пластические хирургические вмешательства. Хирургические инструменты подразделялись на тупые и острые, причем к первой категории относился сто один инструмент, ко второй — двадцать. В трактате содержатся и четкие указания по хранению и использованию этих инструментов.
Во времена Будды жил врачеватель по имени Дживака, успешно проводивший полостные и черепные операции. Дживака был последователем Айтрейи, одного из основоположников аюрведы, знаменитого ученого из университета в городе Таксила (ныне город Такшашила). В тибетских текстах описаны некоторые увлекательные истории о достижениях Дживаки в разных областях медицины, в частности в хирургии. Трепанация черепа, применение анестезии, медикаментозный вывод больного из наркоза — все это описано и в более позднем медицинском трактате, известном под названием "Бходжа прабандха", — жизнеописании царя Бходжи (1010—1056 г.).
Когда Индия стала подвергаться частым иноземным вторжениям и спокойная жизнь страны была полностью нарушена, ученым стало не до науки. Тем не менее, некоторые древние научные трактаты сохранились и стали основой для нынешнего практического применения аюрведы. Конечно, они дополнились некоторыми позднейшими трудами компиляционного характера, существующими и сегодня.
Аюрведа насчитывает восемь специальных областей медицины: лечение заболеваний внутренних органов, включая женские болезни, хирургию, в том числе акушерство, лечение заболеваний головы и шеи, токсикологию, педиатрию, психиатрию, методики омолаживания, а также сексологию. В силу ряда исторических причин в средние века значительно снизилась роль хирургии. Однако следует помнить, что в древнюю эпоху индийские хирурги делали сложные внутричерепные операции, чревосечения, пластические операции.
Согласно аюрведической теории, человеческое тело состоит из пяти основных элементов — их называют "панча махабхута". В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани — дхату. Махабхуты группируются в три основных элемента — доши, которые регулируют все функции организма: ваю, пита и капха. Ваю управляет психической и нервной деятельностью, как сенсорной, так и моторной. Пита управляет пищеварительными и обменными функциями организма, включая секреторную деятельность. Капха служит смазкой для всех органов тела. В здоровом организме три элемента — доши — находятся в состоянии равновесия. Однако и ткани — дхату, и регулирующие функции организма элементы -доши — должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ не соответствуют потребности, то равновесие нарушается. Равновесие может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Вот почему при осмотре больного врач стремится установить первопргчину заболевания, а также понять, по какому каналу оно распространилось, не ограничиваясь непосредственными признаками и симптомами. Врач исследует весь организм, а не только ту его часть или орган, где проявляется заболевание. Лечение должно устранить первопричину заболевания, а не его симптомы.
При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов, вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая металлы, драгоценные и полудрагоценные камни. Лекарства назначаются с учетом их вкуса (раса), свойств (гуна), силы воздействия (виръя), ощущения после их усвоения (випака), а также их специфического действия (прабхава). Так как болезни вызываются различными факторами — неправильным питанием, психическими причинами и климатическими колебаниями, то и лечить их надо набором медикаментов, которые смешивают по определенным рецептам. Лекарства приготавливаются в виде сиропов, порошков, отваров, настоев, пилюль, таблеток, масляных или спиртовых растворов. Лекарство приготавливается, исходя из того, что, по возможности, один препарат должен помогать от нескольких недугов, должен обладать большой лечебной силой, приятным вкусом и не портиться при долгом хранении. В аюрведических текстах перечисляются тысячи рецептов, и врач должен уметь сочетать их, основываясь на своем опыте.
Использование в аюрведической медицине металлов и лекарств, приготовленных на их основе, имеет давнюю историю, а его расцвет приходится на послебуддистский период. Целый ряд минералов, металлов и драгоценных камней используется для укрепления здоровья и лечения болезней. Они включают ртуть, серу, золото, серебро, медь, цинк, свинец, мышьяк, олово и алмазы. Большинство из них токсичны в естественном виде, поэтому они обрабатываются особыми способами с целью нейтрализации токсичности, улучшения усваиваемости и повышения терапевтических свойств. Минералы кипятятся с соками или растительными отварами — этот процесс называется очищением (щодхана). Затем металлы подвергаются кальцинированию — этот процесс известен как убивание (марана) — и превращаются в мелкий порошковый препарат (кальцинированный порошок, или бхасма). Он используется самостоятельно или в сочетании с другими препаратами для лечения хронических болезней и даже тех, которые не поддаются никакому другому воздействию. Металлопрепараты во многих случаях позволяют избегать хирургического вмешательства. Приготовленные особым образом металлопрепараты применяются для омоложения организма. Так, ртуть проходит 18 этапов приготовления. Перед использованием этих препаратов в целях лечения они должны быть проверены на других металлах. Считается, что, если ртуть прошла нужный процесс обработки, она может превращать другие металлы в золото, что, кстати, дало основу для развития алхимии. Но использование алхимии в целях обогащения категорически запрещено всякому, кто занимается аюрведическим лечением.
Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются ее вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.
Прежде чем назначить лечение, врач обследует пациента и устанавливает, чем тот болен. При осмотре больного принимаются во внимание его физическое состояние, темперамент и прочее. Для постановки диагноза врач исследует пульс, мочу больного, и т. д. Методика может показаться простой, однако врачу требуется большое мастерство, чтобы ею пользоваться. Требуется несколько лет практики под руководством опытного врача, чтобы овладеть тонкостями этого способа диагностики. Кстати, он избавляет от необходимости сложных лабораторных исследований и не влечет значительных расходов.
В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.
Наряду с аюрведой в Индии существует другая традиционная система — юнани. Первоначально эта система возникла в Древней Греции, а последующее развитие получила в арабских странах. В 750 г. н. э., когда Аббасиды укрепили свою власть в арабском мире, там были созданы условия для развития науки. Многие греческие и индийские трактаты по медицине были переведены учеными, приглашенными из разных стран. В VIII—IX вв. халиф Харун ар-Рашид и его сын аль-Мамун содействовали созданию больниц, библиотек и учебных заведений. Большой вклад в развитие медицинской системы юнани внесли великие ученые ар-Рази (Разеб) и Ибн Сина (Авиценна). Во время нашествия моголов многие врачи-ученые из Средней Азии вынуждены были покинуть родные места и поселиться в соседних странах, в том числе и в Индии. В Дели правили в те времена султаны, поддерживавшие тесные связи с Багдадом. Врачи и ученые, бежавшие из Центральной и Западной Азии, обрели убежище в Дели и поддержку местных правителей, а система юнани получила распространение в Индии. В период могольского правления (XV—XVII вв.) больницы, где лечили методами юнани, были открыты в различных частях Индии. Правители покровительствовали известным ученым, которые занимались исследованиями в области аюрведы и юнани. Медицинская система юнани сохранила популярность в Индии и после падения династии Великих Моголов, главным образом потому, что у юнани очень много общего с аюрведой. По иронии судьбы, в тех странах, где эта система возникла и развилась, сейчас она почти забыта.
Система юнани основывается на древнегреческой теории о четырех жидких средах организма и четырех основных элементах. Считалось, что организм человека функционирует благодаря взаимодействию элементов (аркан), темперамента (мизадж), жидких сред (ахлат), органов тела (аза), жизненного духа (арвах), энергии (кува) и процессов (афааль}.
Согласно теории юнани, существуют четыре основных элемента - земля (митти), вода (пани), огонь (йг) и воздух (хава). Из сочетания этих элементов возникают органы тела и жизненный дух. Они в свою очередь производят энергию, которая проявляется в виде различных физиологических процессов. Темперамент составляет важную концепцию юнани, ибо он есть основа для диагностики и лечения болезней, а также для подбора профилактических и лечебных средств. Согласно теории юнани, физиологические функции организма регулируются четырьмя жидкими средами -мокротой (бальгам), кровью (хун), желтой желчью (сафра) и черной желчью (сауда). Эти четыре жидкие среды в здоровом организме находятся в состоянии равновесия, нарушение которого приводит к заболеванию и смерти.
Несмотря на всю забитость Индии в период колониализма, вера народа в свою культуру и традиционную медицину не дала погибнуть ни аюрведе, ни юнани. Их популярность в народе и несомненная эффективность методов лечения побудили правительство независимой Индии предпринять шаги для дальнейшего развития аюрведы и юнани.
Ныне в Индии зарегистрировано примерно триста пятьдесят тысяч врачей, практикующих но системам аюрведы и юнани. Их деятельность контролируется особым советом. Правительство Индии учредило два исследовательских центра — для работы в области аюрведы, а также юнани. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты аюрведы и юнани. Аюрведу и юнани преподают в ряде университетов страны. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства.
Системы аюрведы и юнани основаны на "философии целостности" организма. Обе признают, что индивидуум состоит из физического, умственного начал и души. Отсутствие недуга не есть здоровье. Лишь тот человек может считаться здоровым, который, не страдая никаким физическим недугом, счастлив умственно, физически и духовно. Рекомендации и запреты аюрведы и юнани всегда преследуют эту цель. Такой подход к проблеме здоровья является одной из уникальных черт аюрведы и юнани как медицинских систем, и это определяет их актуальность в современном мире, полном стрессовых ситуаций.