Максимум Online сегодня: 565 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 357858 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 19 04 2024, 08:32:05

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 5 6 7 8 | Вниз

Ответ #30: 08 10 2010, 23:38:11 ( ссылка на этот ответ )

Влияние звука на сознание

Использование звука и музыки для исцеления возникло в самом начале истории человечества. Документально подтверждено, что шаманы и целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные, способны изменять состояние мозга (то есть менять нейрологическую активность мозга). Опыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов усиливают тета-активность, связанную с гипнотическими и близкими к сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным уровнем творческой активности.

Изучение нейрологического влияния звука показало, что человеческий мозг реагирует на чистые звуки вполне определенным образом. Позитронная томография, измеряющая уровень поглощения глюкозы на клеточном уровне, показала, что чистые звуки и музыка без слов стимулируют повышение клеточной активности в правом или "недоминантном" полушарии.

Хотя оба полушария мозга перерабатывают массу различных видов информации, можно все же провести простое разделение их задач. В принципе, доминантное полушарие (для большинства людей - левое) отвечает за речь и логику. Недоминантное полушарие (для большинства людей - правое) перерабатывает информацию, связанную с пространством, парадоксальную и не основанную на речи. Хотя способность понимать и создавать речь жизненно необходима для нас, у нашего сознания есть и другие ценные аспекты, которые наша культура на данный момент не считает важными. Эти области нашего сознания (такие как состояние повышенной творческой активности и гениальность) легче всего достигаются через деятельность недоминантного полушария.

При стимуляции недоминантного полушария (например, с использованием чистого звука) часто возникают необычные состояния сознания. Это происходит от того, что недоминантное полушарие включает пространственный и интуитивный аспекты нашего сознания. В таких нейрологических состояниях наше восприятие реальности (как внутренней, так и внешней) может сильно отличаться от нашего повседневного восприятия. Наши чувства могут обостриться, их восприятие становится более живым и утонченным. Довольно часто люди испытывают прямое переживание своей внутренней ментальной и эмоциональной жизни через прямое восприятие своих психических мотивов (то есть глубинных эмоций, фантазий и архетипичных конфликтов и драм). Они могут проявляться как внутренние видения (похожие на сновидения картинки) или даже как внутренний диалог.

Хотя наша западная культура в основном не интересуется такими глубокими эмоциональными и ментальными состояниями, многочисленные случаи из жизни великих ученых и людей искусства указывают, что такие состояния сознания являются вратами нашего прирожденного гения.

Нейрология показала, что большинство людей используют менее десяти процентов нашего мозга. В принципе, это значит, что для повседневной жизни нам нужны только 10% (а то и меньше) всех имеющихся у нас нейронных связей. Другие 90% не задействованы. И они останутся пассивными, пока не появится необходимость "пробудить" эти "спящие" нейронные связи. Я проработал в области психотерапии и раскрытия человеческого потенциала более 18-ти лет и убедился, что измененные состояния сознания - мощный ключ для раскрытия большой части нашего неиспользованного потенциала. А в качестве вспомогательной технологии для этого звуки и музыка ни с чем не сравнимы.

Букварь волн мозга

Наш мозг генерирует электрические потенциалы. Клинические эксперименты показали, что эти потенциалы, или волны мозга, напрямую связаны с разными ментальными и эмоциональными состояниями. Стандартный способ измерения активности волн головного мозга - это электроэнцефалограмма. Есть некоторые расхождения во мнениях о том, где именно различные состояния мозга "накладываются" одно на другое, но, в принципе, изложенная ниже схема является общепринятой. В ней есть пять разных ступеней, начиная с дельты, низшего уровня, и до К-комплекса, высшего уровня.

Дельта - это частота 0,5-4,0 Hz, и она связана с глубоким сном, когда отсутствует осознание собственного "я". Однако некоторые люди с высокоразвитой нервной системой сообщали о состояниях глубокого покоя и расслабленного осознания "я" в диапазоне дельта. Как правило, это люди, развивающие свою нервную систему через такие практики, как йога, медитация и так далее.

Следующий уровень активности - это тета, частота 4-8 Hz. Тета связана с расслаблением и сном, сопровождаемым глубоким переживанием визуальных образов, например, сновиде?ний, виде?ний и т.д. Она также связана с некоторыми видами ускоренного обучения. Более того, диапазон тета также часто связывают с феноменом самоисцеления.

От тета мы поднимаемся к альфа, частоте, связанной с легким расслаблением. Диапазон альфа 8-14 Hz, и ее часто используют в методах ускоренного обучения, а также некоторых разновидностях техник селф-хелпа.

Бета - это то, что мы, как правило, называем бодрствованием, это частота 14-23 Hz. Более высокий уровень беты - 23-33 Hz, и она связана с состояниями повышенной ментальной активности. В диапазоне 33 Hz находится К-комплекс, как правило, возникающий короткими вспышками, и связанный с неожиданными озарениями, мгновенным пониманием каких-либо идей или переживаний.

Использование определенных состояний мозга позволяет улучшить внутреннюю активность, например обучение, самоисцеление, изучение измененных состояний сознания и т.д. Хотя измерение активности мозга крайне важно для понимания нейрофизиологии, собственно ментальные, эмоциональные и духовные переживания человека важны для нашего понимания взаимодействия мозга и разума.

Азы акустики


Ниже изложен базовый минимум информации о звуковых частотах в том смысле, в каком этот термин используется в психоакустике. Любая звуковая вибрация состоит из волновых форм. На диаграмме изображена синусоида (это самая типичная форма волны, используемой в психоакустике).

Как видно из этой диаграммы, цикл - это расстояние между пиками. Частоты, как правило, измеряются в циклах в секунду, или Hz (герц). Чем выше частота, тем выше звук. Нормальная зона восприятия звука для человека - от 20 до 20.000 Hz. Некоторые люди слышат звуки выше 20.000 Hz, но очень мало кто слышит звуки ниже 20 Hz.

Есть несколько возможных вариантов использования определенных частот для "приведения" мозга в измененное состояние. Важно помнить, что большинство людей не слышат низкие частоты, типичные для волн мозга. Например, низкая альфа (и соответствующее ей расслабление) находится в диапазоне 8-9 Hz, за пределами порога слышимости (20 Hz).

Один из способов преодоления этого называется дифференциацией сигнала. При этом в мозг посылаются два разных сигнала. Скажем, в левое ухо поступает сигнал с частотой 200 Hz, а в правое - с частотой 208 Hz. Разница между сигналами составит 8 Hz, и именно на них будет настраиваться мозг. Можно также использовать музыкальные ритмы, которые, как показывает опыт, также весьма эффективны.

Другой метод, часто используемый на кассетах Acoustic Brain Research (ABR) - это подача низких звуков в определенном ритме, чтобы погрузить мозг в желаемое состояние. Мы можем подавать любую частоту или тон по 10 циклов в секунду, чтобы усилить альфа-активность. Преимущество этого варианта в том, что даже глухой на одно ухо человек сможет им воспользоваться, в то время как дифференциация сигнала на него не повлияет.

Говоря о работе мозга и восприятии тела, один из аспектов работы с частотами крайне интересен для психоакустики. Используя различные частоты, можно вызвать резонанс в различных частях тела, таким образом активизируя эмоциональную/ментальную активность, связанную с этим местом. Этому можно найти очень интересное применение в психотерапии и дисциплинах, занимающихся связью ума и тела.

Что такое психоакустика?

Психоакустика - недавно возникший раздел изучения потенциала человека, обещающий радикально изменить человеческое поведение, изучая звук, речь и музыку и их влияние на мозг/сознание. Вы заметите, что мы пишем мозг/сознание, таким образом связывая их. Это основано на введенном д-ром Карлом Прибрамом (Dr. Carl Pribram) определении мозга и "сознания", где "сознание" является процессом, существующим параллельно физиологическим процессам в мозгу.

Таким образом, мозг может существовать без сознания (как, например, в трупе), но сознание не может существовать без функционирующего мозга - по крайней мере так, как мы привыкли воспринимать ментальную/эмоциональную активность. (Это не значит, что какой-то аспект сознания не может действовать вне связи с работой мозга, а только что функционирование мозга необходимо для нормальных повседневных переживаний). Далее мы поговорим о базовых понятиях психоакустики и обсудим исследования, касающиеся звукозаписей ABR.

Звук и музыка


Музыка и звуки веками использовались для целительства и трансформации. От гортанных заговоров шаманов древности до возвышенного григорианского пения в кафедральных соборах, звук и музыка играли важную роль в человеческой культуре. Мы только недавно начали понимать физиологическое воздействие звука и музыки на мозг. Далее мы поговорим о его основе и различных применениях в технологии психоакустики.

Мы знаем, что музыка может сильно влиять на работу мозга. Это подтверждают работы д ра Лозанова (Dr. Lozanov) из Болгарии. Он обнаружил, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (как, например, Largo в музыке периода барокко) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о "состоянии расслабленного сознания".

Затем д-р Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме. В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Д-ру Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр, или тональность музыки, также оказывает сильное влияние на работу мозга. Мы в ABR используем этот принцип; на каждой кассете записана музыка с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.

Д-р Сью Чапмэн (Dr. Sue Chapman) провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа (контрольная) не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

Что произошло?

С точки зрения психоакустики, все ясно. Архитектура музыки - ритм и тембр - создали изменения в работе мозга, стимулируя его через слух. Эти перемены в работе мозга младенцев понизили уровень стресса, позволив естественным способностям к самоисцелению действовать эффективнее, чем в контрольной группе.

Вибрационная природа звуков и музыки создает язык, который понимают наше тело и сознание. При этом слово "язык" значит не "слова", а "информация". Кстати, слово "информация" происходит от латинского "informare", что значит "форма". Иначе говоря, музыка - это процесс смены акустических форм. Если бы вы увидели формы, создаваемые музыкой, вы увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками.

Изучение форм, создаваемых музыкой, называется киматикой (Cymatics) и является, в основном, плодом работы двух людей - д-ра Ханса Дженни (Dr. Hans Jenny) и д-ра Гая Мэннерса (Dr. Guy Manners). Эти ученые собрали множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическая стружка или песок. В некоторых случаях использовался тоноскоп, записывающий схемы в электронном формате.

Эти исследования показали, что музыка действительно создает некую разновидность языка. Как в любом языке, здесь сесть свой синтаксис. Как правило, понятие синтаксиса применяется к записанной или устной речи и означает порядок построения предложения. Изменив порядок слов в предложении, вы измените и смысл. Эту концепцию можно применить и к музыке. Если вы переставите местами ноты, вы измените произведение. Порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Если считать музыку языком, или информацией, то это откроет новые возможности для понимания ее влияния на мозг.

Звуки и музыка также оказывают глубокое влияние на эмоциональные проблемы и трудности в обучении, как показывает работа д-ра Томатиса (Dr. Tomatis) из Франции. Занятно, как д-р Томатис начал заниматься звуковой терапией. На ранней стадии работы его пригласили в монастырь бенедиктинцев недалеко от Парижа. Монахи там страдали от депрессии, а также от расстройств сна и питания. Д-ра Томатиса попросили найти причину их недомогания. Изучая этот вопрос, он обнаружил, что монастырь недавно обрел нового аббата. Новый настоятель с гордостью называл себя современным человеком, и, сочтя григорианское пение слишком средневековым, велел монахам прекратить песнопения.

Сам того не подозревая, аббат отнял у монахов важную форму стимуляции мозга. Лишившись слуховой стимуляции григорианского пения, центральная нервная система монахов подверглась депрессии. Когда д-р Томатис уговорил настоятеля вернуть песнопения, депрессия прекратилась, и монахи выздоровели. Этот случай заставил д-ра Томатиса начать изучать влияние звука на мозг. В процессе работы он обнаружил влияние высоких частот на работу мозга, эмоциональные проблемы и трудности в обучении.

Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния (Beckman Research Institute in Duarte, California) д-р Оно (Dr.Ohno) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?

Влияние звуков и музыки на мозг важно для психоакустики. Наблюдая за переменами в состоянии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять эти явления. Психоакустика - юная наука, и мы только сейчас начинаем понимать, с какой точностью звуковые формы могут влиять на клеточные процессы в мозгу. Это восхитительное время, и "Акустик Брейн Рисерч" ставит своей целью научное изучение и понимание теории и технологий психоакустики.

С помощью звука, например, известный исследователь, музыкант, певец, целитель и писатель Том Кенион, создал методы, которые ускоряют лечебную терапию и положительные изменения в организме.

 

 

Ответ #31: 20 10 2010, 03:12:30 ( ссылка на этот ответ )

Музыка изменяет мозг!

Во время комплексных исследований, ученые сканировали головной мозг людей, испытывающих блаженство во время прослушивания музыки. Было выявлено, что звуки вызывали активизацию ряда тех же самых мозговых систем вознаграждения, которые активизируются также в состоянии эмоционального и духовного подъема, под влиянием вкусной еды и приема наркотиков, любви и занятий сексом.

Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую природу и опосредовано функциональной организацией головного мозга. Ученые выяснили, что развитие эмоциональных переживаний, при восприятии музыки связано с деятельностью многочисленных мозговых структур, ответственных за различные виды деятельности.

В головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В ее переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека.

Ухо человека располагает меньшим количеством сенсорных клеток по сравнению с другими органами чувств: во внутреннем ухе находится всего 3,5 тыс. волосковых клеток, (в глазу, например - 100 млн. фоторецепторов).

Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких
областей за пределами слуховой коры. На переработку музыкальной
информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека.

Звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко, действует на улитку, изменяя давление заполняющей ее жидкости.

В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая волосковая клетка настроена на определенную частоту колебаний жидкости.


Переработка головным мозгом музыки основана на иерархическом и пространственном принципах. Первичная слуховая кора, получающая входы от уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частоты тона).

Психические реакции на музыку отличаются невероятной пластичностью, т. к. даже кратковременное музыкальное обучение способно изменить характер переработки мозгом музыкальной информации. Каждая клетка мозга реагирует на определенную высоту (частоту) звука. Когда какой-либо тон приобретает для человека особую значимость, первоначальная настройка клеток изменяется.

Первичная слуховая кора может перенастраиваться - в ней увеличивается число клеток, обладающих максимальной реактивностью к важным для человека звукам и музыкальным тонам, что влияет на дальнейшую переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма). Когда музыкант играет на инструменте, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга, участвующих в планировании и осуществлении специфических, точно выверенных во времени движений, возрастает.

Слуховая система, как и все прочие сенсорные системы организма, имеет иерархическую организацию. Она состоит из цепочки центров, которые перерабатывают нервные сигналы, направляющиеся из уха в высший отдел слухового анализатора - слуховую кору. Переработка звуков (например, музыкальных тонов) начинается во внутреннем ухе (улитке), сортирующем сложные звуки (издаваемые, например, скрипкой) на составляющие элементарные частоты. Затем по волокнам слухового нерва, настроенным на разную частоту, улитка посылает информацию в виде последовательности нейронных разрядов (импульсов) в головной мозг. В итоге они достигают слуховой коры в височных долях мозга, где каждая клетка реагирует на звуки определенной частоты. Кривые частотной настройки соседних клеток перекрываются, т. е. разрывы между ними отсутствуют, и на поверхности слуховой коры формируется частотная карта звуков.

Музыка состоит из последовательности нот, и ее восприятие зависит от способности мозга улавливать взаимосвязь между звуками. Реакции мозга на музыку зависят также от опыта и подготовленности слушателя. Они могут меняться даже под влиянием кратковременного обучения, которое увеличивает число нейронов, реагирующих на звук.

Длительное обучение усиливает реакции нервных клеток и даже вызывает физические изменения в мозге. Реакции головного мозга профессиональных музыкантов существенно отличаются от реакций немузыкантов, а некоторые области их мозга чрезмерно развиты.

Когда музыканты слушают фортепианную игру, площадь слуховых зон, реагирующих на музыку, у них на 25% больше, чем у немузыкантов. Исследования детей также подтверждают, что ранний музыкальный опыт облегчает "музыкальное" развитие мозга. У детей, в чьих домах постоянно звучала музыка, выявлена более высокая активность слуховых областей мозга, чем у тех, которые музыку слушали мало.

Объем слуховой коры у музыкантов на 30% больше, чем у людей, не имеющих отношения к музыке. Кроме того, у них большая площадь мозга вовлечена в управление движениями пальцев, необходимыми для игры на различных инструментах.

Кроме переработки мозгом "акустической" составляющей музыки, учеными исследуются процессы, благодаря которым она эмоционально воздействует на людей. Физические реакции на музыку (в виде мурашек, слез, смеха, экстаза, и т. д.) возникают у 80% взрослых людей. Согласно данным опросов, 70% из опрошенных сказали, что они наслаждаются музыкой, «потому что она порождает эмоции и чувства».

Исследования последних лет показали, что височные доли мозга необходимы для понимания мелодии, но не для возникновения соответствующей эмоциональной реакции. В переработке музыкальной информации участвуют также подкорковые структуры, лобные доли коры, и другие многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, которые обычно задействованы в других формах мозговой деятельности.

* Музыка изменяет мозг.jpg

(31.88 Кб, 600x246 - просмотрено 3429 раз.)

* Музыка изменяет мозг..jpg

(70.11 Кб, 600x541 - просмотрено 3540 раз.)

Последнее редактирование: 20 10 2010, 03:16:39 от Блуждающий во тьме

 

 

Ответ #32: 06 02 2012, 21:54:59 ( ссылка на этот ответ )

Музыка продлит молодость мозга

С возрастом люди начинают хуже слышать: не различают отдельные звуки в общем шуме, не сразу отвечают на обращенный к ним вопрос. Это связано не с глухотой, а с ухудшением работы нейронов. Клетки мозга пожилых людей медленнее обрабатывают сигналы. Предотвратить старческую глухоту может музыка, сообщают ученые. Мозг музыкантов остается молодым.

Исследователи из Северо-Западного университета (США) считают, что музыка — отличное антивозрастное средство для мозга. Ученые сравнили автоматический "отклик" нейронов мозга на звуки человеческой речи у трех групп испытуемых: пожилых музыкантов, людей в возрасте, не занимавшихся музыкой, а также молодых людей — не музыкантов.

По свидетельству исследователей, по скорости реакции мозг пожилых музыкантов не просто превосходил серое вещество своих ровесников, но догнал мозг молодых людей, никогда не занимавшихся музыкой. Как описывают исследователи в журнале "Neurobiology of Aging", нейроны музыкантов в старости сохраняли юношескую живость реакции. ""Это подтверждает гипотезу о том, что звуки, которые мы слышим в течение всей жизни, активно влияют на функционирование нашей нервной системы", — говорит одна из авторов исследования Нина Кросс.

Другая хорошая новость состоит в том, что необязательно связывать с музыкой всю свою жизнь, чтобы продлить молодость мозга. "Мозг можно натренировать так, чтобы частично возместить потерю слуха с возрастом", — говорит Дон Каспари, специалист по возрастной глухоте с медицинского факультета Южного Университета Иллинойса. Предшествующие исследования ученых из отдела нейробиологии слуха показывают, что прослушивание музыки улучшало память и увеличивало способность различать речь в окружающем шуме. (Пожилые люди нередко жалуются на проблемы с распознаванием речи в зашумленной среде).

О связи между занятиями музыкой и хорошей памятью ранее сообщали китайские ученые из университета Гонконга. Для эксперимента исследователи отобрали 90 детей в возрасте от шести до 15 лет. Ровно половина из них играли в школьном оркестре или брали индивидуальные уроки музыки, оставшиеся 45 учеников никогда не занимались игрой на музыкальных инструментах. Дети, занимавшиеся музыкой, проявили значительно более высокие вербальные способности, и их память оказалась существенно лучше, чем у тех, кто никогда не открывал ноты. Повторное исследование год спустя показало, что результаты учеников, которые за это время бросили занятия музыкой, существенно снизились.

Автор эксперимента доктор Агнес Чан сравнила данный эффект со способностями бегуна, который мог бы обыграть других новичков в теннис, хотя теннисом никогда не занимался. По ее словам, музыка развивает мозг как своего рода "универсальный тренажер". Побочным эффектом становится улучшение памяти и вербальных навыков.

Идея о том, что музыка непосредственно влияет на живые организмы, давно увлекает ученых. В 2009 году психологу из Висконсинского университета в Мэдисоне (США) впервые удалось показать, что эмоционально реагировать на музыку способны обезьяны. Саму идею эксперимента подал виолончелист Национального симфонического оркестра США, а по совместительству — преподаватель Университета Мэриленда Дэвид Тейе. Опираясь на известную гипотезу о том, что в основу человеческой музыки положены звуки, привычные нам с рождения: шум природы, биение материнского сердца, звуки человеческой речи, — он предложил сделать специальные "аранжировки" для тамаринов (Saguinus).

Изучив фонотеку звуковых сигналов этого вида обезьян, Дэвид записал несколько треков в стиле "тяжелый металл" и две спокойные баллады. Композиции были ускорены в восемь раз, чтобы тамаринам было проще их воспринимать. К удивлению ученых, опыт удался. Тамарины, никак не реагирующие на обычную человеческую музыку, при звуках произведений Тейе изменяли свое поведение.

"Тяжелый обезьяний металл" заставил их нервно озираться, трясти головой и издавать беспокойные звуки, а медленные баллады, напротив, побудили замедлить темп жизнедеятельности и умиротворенно приняться за еду. По словам Чарльза Шоудена, эксперимент доказывает, что музыка — это попытка выразить эмоцию и вызвать ответную эмоцию у слушателя, кем бы он ни был. Хорошим произведениям эта попытка удается.

 

 

Ответ #33: 08 04 2012, 11:52:58 ( ссылка на этот ответ )

Язык музыки понимают все
07.04.2012

Музыка передает чувства и эмоции: радость, печаль, влюбленность… Но как она это делает? И одинаковы ли мелодические приемы у разных народов, ведь музыкальные традиции разных стран существенно отличаются? Как ни странно, все музыканты мира говорят на одном языке, утверждают ученые. Они передают свой настрой через изменение музыкальных интервалов.

Исследователи из США и Сингапура задались вопросом — одинаково ли передают чувства мелодии разных стран, и как музыканты доносят до слушателя эмоциональный настрой? Известно, что музыкальные традиции, к примеру, Востока и Запада сильно различаются. Западные мелодии построены на привычной нам гептатонике, в которой звуковой ряд делит октаву 12 полутонов, а восточные — на пентатонике с двадцатью микротонами. От этого "чужая" музыка с трудом воспринимается на слух. Западному человеку восточная, например, японская или китайская, музыка кажется "булькающей", арабская или индийская — слишком заунывной.

Сингапурские и американские ученые задумались и о другой особенности. Возможно, решили они, можно провести параллель между различиями музыкальных традиций и разницей в фонетическом строе языков. В западных нетональных языках высота и длина звука меняется на одном только слоге — ударном. Ударение редко бывает смыслоразличительным (замок — замок, духи — духи), во всех остальных случаях слово, даже с неправильно произнесенным ударением, будет звучать понятно (глагол "звонит", конечно, режет слух, но смысл сказанного будет нам ясен).

Чего нельзя сказать о тональных языках, распространенных в Юго-Восточной Азии, тропической Африке и других регионах. В японском языке "одисан" — это дядя, а "одиисан" — с длинным "и" — уже дедушка. То же самой происходит с тетей ("обасан") и бабушкой ("обаасан"). В путунхуа (нормативном диалекте китайского языка) и того хуже — там четыре смыслоразличительных тона. Слово "ма", произнесенное высоким тоном, означает "мама", восходящим тоном — "конопля", нисходящим тоном — "мегера", а нисходяще-восходящим — "лошадь" (само собой, все это записывается при помощи разных иероглифов). Разумеется, звуковой рисунок этих языков сильно отличается от такового в нетональных языках. Логично будет предположить, что и музыка этих народов будет совсем не похожа на западную.

    * Мир
    * Наука
    * Общество
    * Здоровье
    * Религия
    * Красота
    * Фото
    * все разделы
    * архив

Наука и техника » Экология » Человек
Язык музыки понимают все
07.04.2012
 

Музыка передает чувства и эмоции: радость, печаль, влюбленность… Но как она это делает? И одинаковы ли мелодические приемы у разных народов, ведь музыкальные традиции разных стран существенно отличаются? Как ни странно, все музыканты мира говорят на одном языке, утверждают ученые. Они передают свой настрой через изменение музыкальных интервалов.

Исследователи из США и Сингапура задались вопросом — одинаково ли передают чувства мелодии разных стран, и как музыканты доносят до слушателя эмоциональный настрой? Известно, что музыкальные традиции, к примеру, Востока и Запада сильно различаются. Западные мелодии построены на привычной нам гептатонике, в которой звуковой ряд делит октаву 12 полутонов, а восточные — на пентатонике с двадцатью микротонами. От этого "чужая" музыка с трудом воспринимается на слух. Западному человеку восточная, например, японская или китайская, музыка кажется "булькающей", арабская или индийская — слишком заунывной.

Сингапурские и американские ученые задумались и о другой особенности. Возможно, решили они, можно провести параллель между различиями музыкальных традиций и разницей в фонетическом строе языков. В западных нетональных языках высота и длина звука меняется на одном только слоге — ударном. Ударение редко бывает смыслоразличительным (замок — замок, духи — духи), во всех остальных случаях слово, даже с неправильно произнесенным ударением, будет звучать понятно (глагол "звонит", конечно, режет слух, но смысл сказанного будет нам ясен).

Чего нельзя сказать о тональных языках, распространенных в Юго-Восточной Азии, тропической Африке и других регионах. В японском языке "одисан" — это дядя, а "одиисан" — с длинным "и" — уже дедушка. То же самой происходит с тетей ("обасан") и бабушкой ("обаасан"). В путунхуа (нормативном диалекте китайского языка) и того хуже — там четыре смыслоразличительных тона. Слово "ма", произнесенное высоким тоном, означает "мама", восходящим тоном — "конопля", нисходящим тоном — "мегера", а нисходяще-восходящим — "лошадь" (само собой, все это записывается при помощи разных иероглифов). Разумеется, звуковой рисунок этих языков сильно отличается от такового в нетональных языках. Логично будет предположить, что и музыка этих народов будет совсем не похожа на западную.

Но исследователи, к своему удивлению, обнаружили, что язык музыки почти универсален. Для эксперимента они сравнили, насколько сильно и часто меняется высота соседних тонов в трех западных (американском английском, французском и немецком) и трех восточных (китайском, тайском и вьетнамском) языках. Речевые фразы наговаривались и мужчинами, и женщинами.

Ученые собрали достаточно аудиоматериала, чтобы обеспечить надежную статистику. То же самое они проделали с национальными мелодиями этих культур. Они использовали музыкальные фразы из традиционных произведений, написанных до 1900 года, чтобы исключить взаимовлияние западной и восточной музыкальных культур.

Оказалось, что в традиционной китайской, тайской и вьетнамской музыке используется сравнительно много понижений и повышений тонов, как и в родных языках представителей этих культур. Кроме того, и речь, и музыка этих народов используют мало коротких мелодических интервалов (меньших, чем большая секунда) — то есть редко ставят подряд две ноты, расположенные рядом. Неудивительно, ведь и интонации тоновых языков буквально "скачут"! Зато в западной музыке, как и в языке ее слушателей, преобладают короткие интервалы (один-два полутона, то есть меньше или равные большой секунде). При этом сам звуковой узор фразы более ровный: понижений и повышений тона сравнительно меньше, чем в тоновых языках.

Получается, что музыка довольно точно "передает" наш язык, то есть буквально разговаривает с нами. Остается выяснить, что первично: мелодия или интонации речи? Не сомневаемся, что музыканты будут настаивать на первом, а лингвисты — на втором варианте.

Следующее исследование тех же ученых показало, что для выражения эмоций — язык музыки практически универсален. Для примера они взяли традиционную индийскую музыку карнатаку, которая звучит лирично и отдает некоторой меланхолией, и распространенный в юго-восточной Индии тамильский язык. Для примера западных средств интонационной и музыкальной передачи настроения ученые взяли западные мелодии и английский язык.

Как выяснилось, и в индийской, и в европейской культуре мажорное и минорное настроение передаются одинаково. Причем это верно как для интонационных средств в языке, так и для национальных мелодий. Лирическое, грустное настроение музыка и речь передают короткими мелодическими интервалами (то есть переходами между близкими друг к другу нотами), а радостному настроению соответствует увеличение мелодических интервалов, когда мелодия "скачет". Это справедливо и для восточного (тамильского) и для западного (английского) языка, а также для восточной и для западной музыки.

Нашлись, разумеется, и различия. Минорная музыка карнатака включает больше малых секунд и использует множество тритонов, которые в западной культуре используются в основном для сигналов сирены и считаются совсем не благозвучными.

Но сходства, без сомнения, преобладают. Есть и другие универсальные средства выразительности, которые передают эмоциональный настрой мелодии вне зависимости от устройства музыкального звукоряда: темп, интенсивность, тембр, а также основной тон или базисная частота. Язык музыки оказался универсальным. Какими бы ни были привычные нам мелодии, радостное или грустное настроение музыканта будет понятно любому иностранцу, воспитанному в другой музыкальной традиции.

http://www.pravda.ru

 

 

Ответ #34: 06 05 2012, 17:50:00 ( ссылка на этот ответ )

Александр СЕРОВ: «От моих песен люди выздоравливают…»

Сильный красивый голос, завораживающие интонации пения, прекрасный музыкальный репертуар выделяют замечательного певца, композитора и саксофониста, обладателя двух Гран-при международных фестивалей, народного артиста России Александра Серова среди других российских исполнителей. Он окончил музыкальное училище по классу кларнета в Николаеве. Несколько лет колесил с гастролями по России как кларнетист и саксофонист. Но была у молодого неизвестного артиста мечта - эстрадная песня. И мечта осуществилась: после выступлений на фестивалях в Праге и Будапеште в 1987 году он в одночасье стал популярным певцом. В течение многих лет большими тиражами расходились его альбомы, выпускались клипы. После творческого затишья артист вновь на эстраде. По-прежнему много гастролирует, записывает новые песни, а на его концертах нет свободных мест.

- Влияет ли на вас астрологический знак? Совпадает ли ваш характер с гороскопом?

- Родился я под знаком Овна в год Лошади – 24 марта 1954 года. Мужчины-Овны – активные, инициативные люди, которые работают с энтузиазмом и ставят перед собой великие задачи. Они стараются ни от кого не зависеть, прокладывают свою собственную дорогу.

Это, пожалуй, совпадает с моим характером и жизненной позицией. Под знаком Овна, между прочим, родились Бах, Гайдн, Леонардо да Винчи, Ван Гог, Чарли Чаплин.

  - Ходят слухи о вашем трудном характере. Перед интервью я читала характеристику Овна: он не способен слушать других людей, бывает нелюбезен, что приводит порой к сложным ситуациям…

- Не согласен, что не способен я слушать! И что характер у меня трудный. Нет и нет! Просто человек я не тусовочный, не люблю посещать светские мероприятия, подстраиваться, подлаживаться под тех, кто мне несимпатичен.

Не буду скрывать, что люди меня довольно часто подводили. Так что есть некоторое разочарование в них. Но если человек проявляет себя лучшим образом, я всегда отвечаю ему искренним расположением.

Да, я несколько прямолинеен, но отнюдь не заносчив. Я умею выслушивать и уважать достойных уважения людей.

  - Многие верят, что характер и судьба зависят от имени человека.

- Мое имя происходит от древнегреческих слов «алекс» - защищать и «андрос» - «муж, мужчина». То есть Александр вроде как должен быть защитником людей. Этим именем называют мальчиков и девочек по всему миру. Но ведь у всех разные судьбы!

Я не согласен с мнением, что стоит назвать ребенка каким-то «хорошим» именем, и он вырастет замечательным человеком, и все у него получится в жизни. Знаю много примеров, когда характеры людей являются полной противоположностью значениям их имен. Так что в зависимость судьбы от имени я не верю.

  - Кстати, часто спрашивают, почему свою дочь вы назвали французским именем Мишель.

- Назвал ее так в честь известной актрисы Мишель Мерсье. То, что дочь неплохо, по общему мнению, поет - не только результат ее природного дара. Мишель сызмальства крутилась около меня, когда я работал. Кроме того, она с раннего детства много занималась классической музыкой. И упорные занятия не прошли даром.

Не буду излишне скромен: я всегда немало занимался воспитанием дочери. Еще маленьким ребенком я отдал ее в детский сад с изучением английского языка. Садик был обыкновенный, районный, но эта его особенность заинтересовала меня. И сейчас Мишель (ей 18 лет) – студентка МГИМО.

  - А в случайности верите? Было ли такое в вашей жизни?

- В случайности – да, но считаю, что на них нельзя всецело полагаться. Случайность, которая происходит в жизни, должна дать толчок к переоценке ценностей, или к переосмыслению жизни, или к дальнейшей работе над собой и т.п. То есть, если вам однажды в чем-то повезло, не стоит ждать, что впредь так и будет - без усилий с вашей стороны.

Например, если бы меня в 1987 году случайно не пригласили на фестиваль в Прагу (просто выбрали бы другого молодого эстрадного исполнителя), еще неизвестно, как бы сложилась моя дальнейшая судьба. Может, я остался бы на много лет просто хорошим саксофонистом и просто хорошим певцом.

Но мы же знаем массу примеров, как эстрадные звездочки вспыхивают и быстро сгорают. И мои дальнейшие творческие успехи - это результат титанического (не побоюсь этого громкого слова) труда, работы дни и ночи напролет.

Если судьба дает тебе шанс – нужно стараться использовать его на все 100 процентов. И если в итоге что-то не получится, ты, по крайней мере, будешь знать, что сделал всё, что мог.

  - Но иногда бывают и роковые совпадения…

- Много лет назад у меня один за другим случились два больших пожара – в квартире и на даче. И оба из-за неисправностей в электропроводке. Это была настоящая мистика! Очень тяжело было все восстанавливать после них, благоустраивать… Но слава богу, все остались живы и здоровы.

Если «роковые совпадения» происходят, это тоже должно дать пищу для размышлений: для чего тебе посланы данные знаки, ситуации? Не надо отчаиваться и считать, что в жизни наступила «черная полоса». Нужно анализировать и делать выводы.

  - Я слышала, что вам присылают письма люди, которые выздоровели от вашего пения. Это действительно так?

- Представляете, я в самом деле получаю такие письма. Особенно много их было в начале 90-х годов, но и сейчас они приходят. Девушки, женщины, девочки пишут, что слушали мои песни и излечивались от своих болезней. Я храню много таких писем.

Вот, к примеру, Татьяна Розова из Волгограда в прошлом году сообщила мне, что она исцелилась сразу от нескольких болезней – не буду здесь перечислять грустные медицинские термины. Девушка тяжело болела (а ей всего-то двадцать лет!) и выздоровела. Разве это не радость для меня?!

Я, конечно, не целитель и не склонен приписывать себе такую заслугу: исцеляет людей прекрасная королева - Ее Величество Музыка!

  - Какую вы сами предпочитаете медицину – традиционную или народную?

- Честно говоря, я далек от народной медицины и «бабушкиных» методов лечения. Предпочитаю, если заболел, обращаться к врачам. Пару раз за последние годы я серьезно болел, и мне приходилось ложиться в клинику. Думаю, если бы при своем образе жизни и графике работы я бы еще занимался самолечением, то точно навредил бы себе.

  - Говорят, домашние животные часто чувствуют физическое состояние хозяев и пытаются им помочь.

- Когда-то у меня жил белый персидский кот Умный Петушка (сокращенно Умпетушка). Очень сообразительный и добрый лекарь! Недаром мы с женой дали ему такое имя. Удивительно, но он действительно чувствовал мои недомогания!

Помню, однажды у меня сильно разболелась спина. Я слег и пригласил врача. Умпетушка пришел ко мне и взгромоздился на спину, будто почувствовав мою боль и страдания. Приехал врач, назначил лечение и сказал, что, если болезнь не пройдет в течение трех дней, придется ложиться в больницу. Мне делали уколы, а Умный Петушка ежедневно «подлечивал», ложась с мурлыканьем на больное место. Обошлось без стационара!

  - Расскажите о своей личной жизни.

- Какая личная жизнь? Нет ее. Леночка (бывшая жена Александра Серова – Л.Б.) ушла от меня. Мы познакомились в 1990 году, я снимал клип «Гуд бай», и нужна была девушка для него. Мой администратор нашла высокую красивую спортсменку. Так вот: пока работали над клипом, я влюбился в нее. Через несколько лет у нас родилась дочь…

  - Какая главная причина расставания?

- Не хотелось бы говорить о личном. Стоит мне сейчас открыть рот, как тут же найдутся любители жареного и начнут смаковать подробности, кто во что горазд… Скажу честно: это был мой единственный брак и, к сожалению, не очень счастливый.

  - В чем, по-вашему, заключается тайная власть любви?

- Если серьезно говорить о любви, мне очень нравится один афоризм: по-настоящему любят не те два человека, которые глядят друг на друга, а те, которые вместе смотрят в одну сторону. Очень важны доброта, человеческие качества женщины. Но после того, что со мной произошло, я мало кому доверяю…

Часто жены загоняют мужей в болезни, в жизненные тупики. Женщины порой жестоки. Среди них много энергетических вампирш. Сожалею и не хочу никого обидеть, но это факт.

  - Есть ли у вас талисман, оберег, который защищает вас от жизненных неурядиц, неприятностей?

- У меня есть три талисмана. Их я привез из гастрольных поездок - российских и зарубежных. В разное время я пользовался то одним, то другим из этих трех, и они меня выручали. Простите, но подробно описывать их не буду: вдруг сила талисманов пропадет, если я расскажу?

  - Похоже, вы человек суеверный. В приметы, наверное, верите.

- Не сказал бы, что излишне суеверный… Хотя, знаете, когда черные кошки дорогу перебегают, становится как-то не по себе. Думаю: «Ну что на этот раз неприятное может произойти?»

Интервью вела Любовь БЕГИШЕВА

 

 

Страниц: 1 ... 5 6 7 8 | ВверхПечать