Возвращение к Музыке или астромузыкальные аналогии«…всё было предначально и бесформленно — и повсюду царила Тьма. Ибо Великая Музыка была лишь ростком и цветением мысли в Чертогах безвременья, а Ведение — лишь прозрением…» «…Дорога памяти… словно незримый мост соединяет она два мира. Начинаясь где-то здесь, в воздухе, которым мы дышим, в котором летают птицы и который так же утратил свой истинный смысл, как вся земля. Дальше она (дорога), уходит в небеса и уводит к Одинокому Острову, а может и к Валинору, где ещё обитают Валары, наблюдая развертывающуюся перед ними историю мира. Вот только тело из плоти тяжело для этой дороги, и не пройтипо ней без помощи свыше…» Дж. Р. Р. Толкиен, «Сильмариллион»
Все религии учат, что начало творения есть звук. В известной библейской фразе: «В начале было Слово» скрыт глубокий смысл. Слово или звук являются проявлением жизни. Сначала мы слышим звук, затем видим движение. Современная наука недавно открыла на определенных пластинах ясный отпечаток звука. Обнаружили формы листьев, цветов, и других природных вещей. И это является доказательством истинности веры людей ещё с древних времен в то, что звук —созидающий источник, а каждая форма, всё видимое сконструировано звуком.
Мы — тоже музыка!Однажды Бог, — говорится в восточной легенде, — создал по своему подобию глиняную статую и попросил душу войти в неё и оживить. Но душа не хотела быть заключенной в глиняной темнице. Тогда Бог попросил ангелов сыграть для неё. Когда они заиграли, душа пришла в экстаз и вошла в статую, чтобы лучше слушать музыку жизни. Душа, вошедшая в статую, сама была музыкой. Когда человек, если верить легенде, соприкасается с чем-то божественным, настраиваясьна высокое, то душа, наша внутренняя музыка, по «дороге памяти» стремится вернуться домой, к своим истокам, «к Одинокому Острову», по образному выражению Толкиена, открывая то, что не лежит на поверхности и что не всегда можно видеть глазами.
Если изучать человеческую природу, то можно увидеть, что каждый человек есть непрекращающаяся музыка, продолжающаяся днем и ночью. Музыка — это звук и ритм. Постоянный ритм, живущий в человеке, выражается в пульсе, ударах сердца, в дыхании и т. д. От этого ритма зависит здоровье человека, настроение, состояние ума. Любое сильное чувство — радость, гнев или апатия вносят определенные изменения в звучание музыки души. Это проявляется в походке,речи, в манере одеваться. Люди говорят в разных октавах, в том, как происходит общение людей можно видеть, что всё есть музыка, которая меняется в зависимости от душевного состояния. Человек рождается со своим уникальным звучанием, выражающим его глубокую сущность. К сожалению, когда человек взрослеет, его врожденное, природное звучание может постепенно искажаться, становясь своего рода «маской», отражая то, каким человек хочет казаться, а не то,каков он на самом деле. Привыкая с детства к гармонии между внешней и внутренней жизнью, душа человека способна отличить прекрасное от безобразного. Для этого необходима своя, особая атмосфера гармонии и красоты, особая музыка, которая будет наилучшим образом формировать душу человека и может стать источником его исцеления.
Услышать свою, уникальную музыку становится возможным сегодня. Современная интеграция различных знаний коснулась и наук, изучающих природу человека. Всё большее место в науке психологии занимает астропсихология, как одноиз направлений астрологии. Определение этому направлению дал психолог Ральф Мецнер («Карты сознания»), назвавший астропсихологию «астрономией, примененной для психологических целей». Несколько десятилетий назад Карл Густав Юнг написал: «Астрологии гарантировано признание со стороны психологии без дополнительных ограничений, потому что астрология представляет совокупность всех психологических знаний древности».
Астромузыкальные аналогииАстрология включает в себя ту истину, что всегда существует соответствие между законами природы и явлениями в различных плоскостях человеческой жизни, что выражает известный герметический принцип аналогий: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так вверху», являющийся одним из философских принципов, применяемых в науке, в том числе в астропсихологии. Это соответствие можно увидеть с помощью уникального языка символов.
Поскольку в дальнейшем речь пойдет о сравнительном изучении астрологического и музыкального языка символов, необходимо дать определение самому символу. Символ — это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи и состояния человека. В предисловии к «Словарю символов», изданному в Париже, Жан Шевалье пишет: «…Все науки, естественные и гуманитарные, искусство со всеминаправлениями — всё, что составляет культуру человека, на своём пути встречается с символами. Все они должны объединить свои усилия, чтобы разгадать тайну символов и освободить энергию, сконцентрированную в них. Мало сказать, что мы живем в мире символов, — мир символов живет в нас».
Зафиксировав в градусах положение планет и светил на эклиптике, в конкретный момент времени и в конкретном месте (географическая широта и долгота), мы получаем структуру, где с помощью древнего языка символов заложена информация о данной структуре. Принцип аналогий позволяет использовать эти знания для человека, который родился одновременно с этой структурой (в дальнейшем гороскоп) в то же время и в том же месте, что и информация о нём и его связях с космической средой, составной частью которой он является. По определению основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга, данный символический язык, — а речь идет об архетипах планет, — является «властью бессознательного», а архетипы планет — «вечная истина и изначальное единство образа и смысла» в общечеловеческих представлениях о характере планет в разных культурах и эпохах. Архетипы естественно присутствуют в нашей жизни. Они выступают как внутренняя идея, формирующая сознание и определяющая поведение человека. Данный метод позволяет привлечь для исследования знания из истории, археологии, лингвистики, мифологии, описать архетипы планет, провести соответствие между ними и природой индивидуально-психологических особенностей человека. Метод помогает связать науку с жизнью, осуществить целостный взгляд на человека с помощью системы, естественно присутствующей в нашей жизни. Речь идет о Солнечной системе, в которой мы живем, и где законы макрокосмоса и микрокосмоса едины.
Сравнительное изучение символического языка астрологии и музыки означает изучение принципа соответствия законов природы в данных областях знаний. Цель исследования астромузыкальных аналогий — найти соответствия между астрологическими параметрами гороскопа и элементами музыкальной системы, несущими определенную смысловую характеристику, и тем самым понять глубинную связь логического и образного мышления человека.
Так же как в гороскопе для получения информации мы используем различные астрологические параметры и техники: аспекты, конфигурации, знаки, планеты и многое другое, особенность музыки определяет её ритмический рисунок, темп, интервальное соотношение между звуками, тональность и т. д. Переведенный на музыкальный язык, звучащий гороскоп выражает индивидуальную особенность человека на чувственно эмоциональном плане. Поскольку человеческая психика реагирует на звуковую сферу спонтанно, музыка даёт возможность включить восприятие, чувства и тем самым расширить границы понимания индивидуальности совместно с традиционным астропсихологическим способом интерпретации символизма гороскопа. Рамки статьи не позволяют подробно изложить техническую сторону всех исследований соответствий астрологических и музыкальных параметров. Общие принципы создания музыкального гороскопа не исключают уникальность этого процесса в каждом конкретном случае. Целью и основополагающим моментом музыкального гороскопа является факт положительного, гармонизирующего и исцеляющего влияния его музыки на человека. Это же критерий правильности перевода астрологического языка символов на символический язык музыки.
Музыка гороскопа исполняется внешне, но осознается внутри, являясь своего рода звучащим врожденным проектом природы, может стать по образному выражению Толкиена «дорогой памяти, ведущей к Одинокому Острову», возвращающей человека к собственной истине.
В астрологии и астропсихологии используется геоцентрическая система астрономии, главный принцип которой заключается в том, что Земля есть центр Солнечной системы. Обращение к геоцентрической системе — древняя традиция ученых и философов, таких как Тихо Браге и Птолемей. Она отражает состояние мира, т. е. его качественный аспект, в отличие от чисто механического расположения планет и светил в гелиоцентрической системе. Под миром имеется в видуцелостность природы физической и духовной.
Методология составления музыкальных гороскоповОпределяющим фактором, по которому музыкальное произведение становится узнаваемым, является мелодия. Она несет на себе основную смысловую нагрузку, разумное начало. Мелодия строится из последовательности звуков, которые образуют между собой гармонические или мелодические интервалы, имеющие тоновую величину. В астрологии интервалам соответствуют аспекты, представляющие угловое расстояние в градусах между планетами, расположенными на эклиптике в конкретное время. Каждому аспекту между планетами и интервалу между нотами звукоряда соответствуют целые числа. Например, числу 1 соответствует аспект соединение и интервал чистая прима. Этот интервал называется совершенным консонансом. Аспект оппозиции 180° образуется делением 360° на 2, соответствующий этому аспекту интервал — уменьшенная квинта или увеличенная кварта, состоящий из трех тонов, образуется делением шести тонов, из которых состоит звукоряд, на два и т. д. Отличительной особенностью предлагаемой системы является использование интонации. Дело в том, что звучание струны или голоса зависит от внутреннего контекста, который вкладывает музыкант в исполнение. Например: в контексте мелодии интервал большая секунда, который соответствует аспекту между планетами в 60° — секстиль, означающий принцип выбора возможностей, может звучать на четверть тона уже, как бы не дотягивая до тона, с интонацией 0,75 тона, чуть больше звучания малой секунды. В этом случае тоновая величина интервала получается делением 6 тонов на число 8 и соответствует аспекту в 45° — полуквадрат, который также образовался делением 360° на 8. Аспект 45° означает напряжение психоэмоциональной сферы, увеличение этого аспекта в два раза образует квадрат — аспект 90°, который означает принцип энергии и действия и соответствует интервалу малой терции равному 1,5 тона. Данная система соответствий аспектов и интервалов помогает лучше понять психологию аспектов и логику мелодической линии, образованной интервалами. Диссонирующий интервал, которым является в данном случае большая секунда, в контексте мелодии, найдёт разрешение в консонанс, т. е. интервал звучащий гармонично, в данном случае это малая терция, являющаяся несовершенным консонансом. Таким образом, энергия аспекта в 60°, означающего возможную помощь, или аспекта 45° — эмоциональное напряжение, переходит в энергию аспекта 90° — энергию действия и решения вопроса или проблемы.
Следующим важным моментом в исследовании астромузыкальных аналогий является определение системы соответствия между нотой и планетой в Знаке Зодиака. Интервалы между нотами и соответствующими им планетами в предлагаемой системе образуют консонансы и диссонансы, которые по своему значению тождественны, или близки по значению интервалам между планетами в таблицах отношений периодов обращений планет вокруг Солнца, представленных в работе Владимира Григорьевича Буданова «Косморитмы гармонии вокруг нас» (журнал «Ваша светлость» №1 2006 г.). Для построения мелодии гороскопа используются соответствия между нотой и планетой в ЗнакеЗодиака и принцип сочетаний мелодических интервалов, консонансов и диссонансов, образующихся между нотами, соответствующими планетам в гороскопе и аспектам между ними. В данном случае не имеет значение абсолютное звучание планет, т. к. транспонирование музыкального материала в разные тональности не изменяет тоновую величину интервалов, оставляя их качественное, консонансное или диссонансное значение. При этом сохраняется «архитектура» музыкального материала и его смысловая характеристика.
Критерий последовательности звуков в музыкальной схеме должен быть определенный. Этот факт выяснился в процессе исследования. Дело в том, что только по определенно построенной логической схеме последовательности планет прослеживается тождественность интервалов между нотами и аспектов между планетами, соответствующим этим нотам. Построенная по другой схеме последовательность интервалов не даёт тождественности между интервалами и аспектами. Данный факт может говорить о присутствии некоего гармонического принципа, отличающего истину и фальшь, настоящее и искусственное. В связи с этим можно сделать вывод о существовании индивидуального информационного канала, работающего по методу аналогий и символов, открывающего доступ к интуиции, а язык музыки при прослушивании осуществляет это на бессознательном уровне. Таким образом, появляется возможность для разработки методики индивидуального развития интуиции, используя символику гороскопа и логику гармонического принципа построения консонансов и диссонансов.
Музыкальный гороскоп ЮнгаПереведенные с символического языка астрологии на музыкальный язык различные элементы музыкальной системы (например: темп, ритм, размер, тембр инструментов исполняющих музыку и т. д.), в синтезе представляют музыкальный портрет, соответствующий астропсихологической характеристике хозяина гороскопа. Для примера рассмотрим музыкальный гороскоп известного швейцарского психолога, психотерапевта и философа Карла Густава Юнга (родился26.07.1875 г., 18 ч. 53 м., г. Кессвиль). Музыкальный портрет Юнга представлен в жанре народного танца, написанного в куплетной форме для исполнения небольшим ансамблем уличных музыкантов, играющих на инструментах,характерных для народной музыки Западной Европы конца XIX — начала XX века. Куплет и припев в этом танце соответствуют двум музыкальным темам, одна из которых написана в мажоре, другая в миноре. Эти темы символизируют мужской и женский принцип, который в астропсихологии представлен двумя светилами: Солнцем, олицетворяющим принцип духа, и Луной, олицетворяющей принцип Души. В гороскопе Юнга Солнце и Луна не образуют между собой мажорный аспект. Темы светил обособлены. Известно, что человек в своём творчестве, будь то произведения искусства или научные труды, выражает свою индивидуальную сущность. Мы узнаем имена известных личностей по особенностям стиля и актуальности тем в их произведениях. Индивидуальная особенность темы светил Солнца и Луны в астропсихологической характеристике гороскопа К. Г. Юнга отразилась и в его творчестве. Сущность психологии К. Г. Юнга — объединение противоположностей, выражающих древнюю истину о высшем смысле: объединение иньской природы души, символ которой Луна, и янской природы духа, символ которого Солнце. Не существует линейной эволюции, есть некая замкнутая самость, — говорил К. Г. Юнг. Он считал целью психического развития стремление к самодостаточности, пользовался словом «Мандала», что в переводе с санскритского означает магический круг, как символом самодостаточности, внутренней цельности, которая стремится к гармонии. Поэтому в музыкальном портрете неоднократное повторение куплета и припева с разными вариациями означает движение по кругу к центру, где каждый раз на новом витке что-то меняется. В гороскопе Юнга присутствует акцент знака Тельца, означающий принцип устойчивости, природной естественности и гармонии. Этот принцип — основная мотивация в характере Юнга. Он писал в автобиографии: «С самого начала у меня было чувство своего предназначения. Как если бы моя жизнь была назначена мне судьбой и должна быть выполнена как задача. Это придавало мне внутреннюю уверенность. Мне не нужно было иметь эту уверенность, она владела мной, часто даже наперекор обстоятельствам». Устойчивость, простота и естественность Юнга отразились в незамысловатой мелодии народного танца, написанной в размере три четверти. Мелодия, несущая основную мысль и разумное начало в языке музыки, определила форму из двух тем, образовав куплет и припев, создав тем самым единство формы и содержания.
Предположим, что время рождения К. Г. Юнга не совсем точно, и рассмотренные здесь астрологические параметры относятся не к гороскопу, а к космограмме (космограмма — это зафиксированные эклиптические координаты планет на момент рождения, в космограмме нет астрологических домов). В этом случае переведенные на музыкальный язык астрологические параметры космограммы и знания о личности Юнга из автобиографии, из воспоминаний его современникови самих трудов ученого, позволяют написать его музыкальный портрет.
Алла Кирилюк.
Опубликована: журнал "Ваша Светлость" №3 (3) 2006 г.