Когда-то она была очень сильной и уверенной в себе женщиной, родоначальницей большого клана, матерью трех сыновей. Она ничего не жалела для своих детей. Они с мужем очень много работали для того, чтобы дети их ни в чем не нуждались. Всем троим они дали блестящее образование, много внимания уделяли их воспитанию, тому, чтобы удовлетворялись все их интересы, все пожелания. И дети выросли.
Все трое стали красивыми, сильными, очень удачливыми и успешными, без каких-либо комплексов, очень уверенными в себе. Старший сын стал крупным бизнесменом, талантливым руководителем большой фирмы, второй стал известной творческой личностью и удачливым продюссером, а третий - программистом, которого ценят как профессионала высокого уровня. Сколько ушло сил, денег, здоровья, бессонных ночей, чтобы поставить сыновей на ноги! Теперь у них свои дети и семьи, и они почти забыли родителей.
От тяжелой непосильной работы надорвался, заболел и умер ее муж. И женщина осталась совсем одна. Когда она еще могла, она продолжала помогать своим сыновьям, отказывая себе во всем, – покупала им первую машину, давала деньги на первую квартиру. Она отдала им все, что у нее было. А сейчас она живет на свою мизерную пенсию и не смеет просить сыновей о материальной помощи. Они настолько заняты своими делами, что просто забывают посылать ей деньги.
Клавдия ослабла от своих переживаний, горя и тоски. Стала болеть. И даже боится звонить сыновьям – ведь они так заняты, их просто неудобно беспокоить. Даже сейчас она пытается говорить о детях только хорошее и старается объяснить их невнимание занятостью и их бесчисленными проблемами. Как же так получилось, что прекрасные, образованные, успешные молодые люди – оказались черствыми и неблагодарными эгоистами?
Все мы помним, как несчастный король Лир из одноименной пьесы Шекспира на старости лет отдал все свое королевство и состояние своим двум любимым дочерям, а они отвергли его и выгнали из дома. И он остался один – бездомный и неприкаянный, и ум его помутился от горя и страданий из-за их неблагодарности. У него была еще третья дочь, которая оказалась преданной и любящей, но речь не о ней.
Очень многие люди, кто осознанно, а кто неосознанно, кто в большей, кто в меньшей степени, считают, что смыслом их жизни являются дети, целью и основной задачей – “поставить детей на ноги”, сделать все, чтобы их судьба была лучше собственной, чтобы они не повторили ошибок родителей и т.д. Они начинают жить ради детей или работать ради детей, или чем-то жертвовать ради детей. В действительности это опасное заблуждение, которое приносит вред как детям, так и родителям.
Да, мы ответственны за своих детей, но что же происходит, когда ребенок становится смыслом жизни для отца или матери? Смысл жизни – это то, что удерживает человека на Земле и приносит ему счастье. Смыслом жизни человек может выбрать для себя все что угодно: карьеру, славу, творчество, любые материальные и духовные блага, конкретных людей, а иногда даже и предметы. Если судьба человека вдруг лишает его того, что он считал смыслом жизни, то он либо заканчивает жизнь самоубийством, либо впадает в депрессию, либо находит для себя другую радость в жизни, другой смысл.
Если же родители видят смысл жизни только в своих детях, то они перекладывают на детей работу над своим счастьем. Мать счастлива только тогда, когда ее ребенок приносит из школы хорошую оценку, отец счастлив, если его сын ведет себя как настоящий мужчина, а бабушка чувствует себя по-настоящему счастливой, если внучка съест все, что она ей приготовит на обед.
Если же ребенок отказывается вести себя так, чтобы доставлять радость другим (он бы и рад, но ему просто не под силу удовлетворить одновременно все желания окружающих), это приводит к недовольствам, именно потому, что ребенок лишил вдруг свою мать или отца возможности быть счастливыми. Но разве ваш ребенок виноват в том, что вы полностью поставили свое счастье в зависимость от него? Вы задумывались над тем, посильна ли эта ноша для ребенка? И в конце концов, разве для того рождаются на свет дети, чтобы своими действиями сделать счастливыми своих родителей, которые почему-то выбрали именно достижения детей как источник собственного счастья.
Как известно, природа человека ненасытна, и чем больше ребенок будет стараться удовлетворить требования родителей, тем большего им будет хотеться. Их уже не будет удовлетворять, что их сын (или дочь) хорошо учится, а нужно будет для полного счастья, а вернее для удовлетворения своей гордыни, чтобы он учился лучше всех в классе, и любая оплошность с его стороны будет вызывать массу недовольства и обид у родителей. Родители хотят, чтобы их ребенок становился все совершеннее и совершеннее. Таким образом, они выдумывают себе некий идеал, которому должны соответствовать их дети. При этом они думают, что если ребенок будет соответствовать этому идеалу, он непременно будет счастливым и удачливым.
Это парадоксально, но почему-то малейшее несоответствие ребенка этому идеалу начинает восприниматься родителями как личное оскорбление. А когда измученное дитя в конце концов отказывается от мысли когда-нибудь угодить своим “предкам”, и начинает вести себя так, как ему вздумается - обычно это происходит в подростковом возрасте или в юности, - это, конечно, воспринимается родителями как крушение всех надежд, и только тогда они начинают задумываться: “Почему?” Почему он вдруг перестал слушаться и начал курить? Почему он стал грубияном? Почему милая девочка вдруг стала вульгарной и совсем забросила учебу?
Все эти и тысячи других вопросов вызывают недоумение и обиду родителей. Они наконец-то замечают ту пропасть, которая отделяет от них их повзрослевших детей. “А ведь мы вкладывали столько сил, чтобы дети были умными, здоровыми, счастливыми, ни в чем не нуждались, а какую получаем от них благодарность?” – так обычно формулируют родители свои несбывшиеся надежды и мечты.
Духовное родство здесь полностью отсутствует, как и в том случае, когда родители, живя ради детей, стараются им во всем угодить. В таком случае исход может быть еще ужаснее. Во-первых, родители становятся рабами своих детей, теряя собственное достоинство и индивидуальность. Пытаясь исполнить любую прихоть ребенка, они воспитывают его эгоистом и тираном, не ценящим ни их достоинство, ни их труд. Ребенок в таком случае начинает требовать все больше и больше, становясь рабом своих желаний и одновременно тираном своих родителей.
Таких дочерей и воспитал король Лир. Дочери выросли, а он постарел, он уже не имел ни силы, ни богатства и стал им просто ненужен, так как не воспитал в них уважение к своей личности. Когда такое происходит, родители теряют смысл своего существования. Остается пустота и обида – почему они ушли, почему так редко навещают, почему не звонят? Нет, нельзя отдавать детям все, привязываться к ним до такой степени, чтобы делать их ответственными за смысл своей жизни, за свое собственное счастье. Иначе, как у короля Лира, останется только пустота...
Клавдия всегда все отдавала детям, говоря, что ей ничего не надо. И это стало законом их жизни. У них важная, серьезная работа, у них семья, дом, дети. Они очень заняты. Почему они не жалеют свою мать, почему не испытывают к ней чувства благодарности? Но ведь это она сама внушала им всегда, что они, их благополучие – смысл ее жизни. Она не внушила им уважение к себе, к своему труду, сочувствие к себе как к пожилому человеку. Это парадокс, но если не внушить этого детям с детства, они могут никогда и не испытывать этих чувств. Мы ведь получаем от детей именно то, что вкладываем в них.