Максимум Online сегодня: 622 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358666 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 28 04 2024, 15:31:22

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 3 4 5  | Вниз

Ответ #20: 01 11 2009, 22:41:38 ( ссылка на этот ответ )


Направления и школы астрологии


Изучение астрологии требует большого желания и настойчивости. Но кроме того, перед каждым стоит выбор. Ведь существует несколько астрологических учений - старых и новых, - оттого что астрологи много раз дополняли или пересматривали классические каноны астрологической науки. Некоторые из них основали тем самым новые направления или теории, очень сильно отличающиеся друг от друга. Расскажем вкратце о важнейших их них.

Традиционная школа

Традиционной астрологией называется метод (в наши дни все менее и менее популярный у астрологов), который придерживается основополагающих принципов, сформулированных Птолемеем и поддержанных затем (в средние века и эпоху Возрождения) большинством западных гадателей. Те, кто закладывал основы этого учения, не знали о существовании трех медленных планет (Урана, Нептуна и Плутона) и располагали неточными астрономическими данными. Совершенно остается без внимания методика нахождения доминант, психологическая типология представлена лишь в рудиментарном виде, нередки ссылки на оккультизм, ориентация на спиритуалистические рассуждения, что сближает традиционную школу скорее с чем-то вроде теологии, чем со строгим исследованием. Эта школа базируется на распределении домов и системе планетных господств.
В период между двумя войнами многие исследователи стали выдвигать возражения против этого метода, провозглашая астрологию более рациональную, более обращенную к видимым фактам, к человеческим проблемам. В это время зародилось несколько течений, в том числе космобиология Крафта (Krafft), психологическая астрология Шуанара (Choisnard), синтетические труды Андре Барбо (Andre Barbault), кондиционалистская астрология Жан-Пьера Николя (Iean-Pierre Nicola) и статистические исследования Гоклена(Gauquelin). В то же время многие школы до си пор остаются носителями глубоко традиционалистскиъх идей, развивая при этом свои собственные таории, например Рудольф Штейнер (Rudolph Steiner), Элис Бейли (Alice Bailey) и Джермейн Холли (Gernaine Holley).

Космобиологическая школа
Школа космобиологии, или естественно-научная школа, - это течение, которое исследует влияние космических ритмов не только на людей, но и на растения и животных, короче говоря - на все живое. Космобиологи отстаивают идею о том, что существует физическая связь между Землей и космосом. Сам термин "космобиология" предложен австрийским врачом, д-ром Феерховом (Feerhow), развил теорию Карл Эрнст Крафт (Karl E. Krafft). Это учение распространено преимущественно в Швейцарии и Германии, на нем основана и теория срединных точек, развитая астрологом Рейнгольдом Эбертином (Reinhold Ebertin).
Космобиология имеет дело с троичным ритмом знаков зодиака (кардинальные, фиксированные и мутабельные) и придает большое значение квадратуре и оппозиции, которые считаются настоящими трамплинами развития. Аналогичным образом транзиты в квадратуре и оппозиции представляют собой ключевые моменты, рубежи на жизненном пути.

Астропсихологическая школа

Школа астропсихологии, или символическая школа, старается соединить их с современными достижениями психилогии. Аспекты натальной карты указывают на точки особой чувствительности, которые лежат в основе "автоматического повторения": человек неосознанно сам себя ставит в ситуации, похожие на те, что пережиты в детском возрасте. Такое бывает, например, с ребенком, который ревниво относится к своему младшему брату или сестре: став взрослым, он сам будет предпочитать положения, когда нужно в соперничестве с другими отстаивать чью-то любовь, а то и быть отверженным любимым существом.
Эта школа использует теории Фрейда и Юнга и понятия "ego" ("я"), "id" ("это") и "super-ego" ("сверх-я"), "интровертность" и "экстравертность", "persona" и др.
Некоторые последователи этой школы пошли дальше других и даже систематически закрепили за каждым планетным аспектом какой-либо комплекс (например, за оппозицией Луны и Сатурна).
Большинство астрологов проявляют интерес к астропсихологии и признают ее ценность, фрагментами или целиком заимствуя и используя ее принципы и символику.

Школа глобальной астрологии


Понятие глобальной астрологии, введенное ныне покойной Клер Сантагостини (Claire Santagostini), означает метод интерпретации астрологической карты, состоящий в группировке определенным образом ее элементов, которые действуют в одном направлении. Это позволяет классифицировать важнейшие точки гороскопа, ускорить синтез и, стало быть, осуществлять "глобальный", полный анализ. Большинство современных французских астрологов работают по методу Клер Сантагостини и передают его своим ученикам.

Школа гуманистической астрологии


Основоположник гуманистической астрологии, соединившей практическую астрологию с современными методами психологии, Дейн Радьяр (Dane Rudhuar) замечательно обозначил и разработал ее основные направления "по своей форме, структуре и ритму, - пишет он, - астрология является самым законченным из всех функциональных языков".
Помимо глубокой и оригинальной интерпретации значения домов, гуманистическая астрология придает важное значение понятию четырех уровней: биологического, чувственного, социокультурного и духовного. Именно через собственный труд человеческое существо стремится обрести свое искомое "я" и поднять, развить его, пройдя через все четыре ступени. Цель - достигнуть духовного, то есть "межличностного" уровня, а этот уровень в астрологии представлен транссатурновыми планетами (Ураном, Нептуном и Плутоном).
По существу, принципиальная разница между классической астрологией, которую можно охарактеризовать как экзистенциальную, и астрологией гуманистической такова: в то время как первая описывает человека и его возможности, вторая на основе изучения астрологической карты показывает, чего он должен достигнуть. Таким образом, под гуманистической астрологией подразумевается астрология, ставящая во главу угла духовное развитие.

Школа генитурной астрологии

Эта астрологическая практика (называемая также генетлиалогией) в основу построения астрологических карт закладывает не момент рождения, а момент зачатия. Возникло это течение очень давно и в античности было весьма широко распространено у народов Средиземноморья. У индоевропейских народов обе концепции долгое время находились в противоборстве друг с другом. С точки зрения сторонников матриархата, главным моментом в жизни человека является момент, когда мать производит его на свет (из этого исходит и вся наша астрология). Напротив, с точки зрения защитников патриархальных ценностей, ребенок - это прежде всего произведение отца. Мать при этом - лишь вместилище мужского семени. Стало быть, главный момент - это момент зачатия, и именно он - сосредоточие основного интереса генитурной астрологии. Один из самых примечательных примеров - император Август, рожденный 23 сентября, то есть под знаком Весов. Поскольку зачат он был в конце декабря, Манилий, Германий и Гораций считали, что он принадлежит к знаку Козерога.
Во многих древнеримских, а затем средневековых текстах надолго укоренилась эта астрологическая традиция, тщательно разрабатывались разнообразные методы точного определения момента оплодотворения. Так, например, одни утверждали, что женщины очень чутко отмечают это мгновение (!) по характерному сокращению матки. Другие рекомендовали тщательно записывать время каждого соития или рассчитывать время зачатия исходя из момента прекращения месячных.
Подчеркнем, что философ-стоик Птолемей (египетский ученый эллинистической эпохи, преподававший в Александрии) был прекрасно знаком с генитурной астрологией, но считал, что она вряд ли справедлива. В своем "Тетрабиблосе" он утверждал, что определяющим все же является момент рождения, потому что именно с этого мгновения живое существо становится органически независимым от матери и начинает жить как отдельный, ни на кого похожий человек. Птолемей оказал сильное влияние на весь средиземноморский мир, и, не смотря на господствующий менталитет, по сути своей патриархальный, народы приняли эту идею, типичную для эпохи матриархата.

Школа кондиционалистской астрологии

Данная школа совершенно отрицает какое бы то ни было гадание и магию. Основатель школы Жан-Пьер Николя (Jean-Pierre Nicola) рассматривал натальный гороскоп как своего рода канву, по которой человеку предстоит вышивать. Как он это будет делать - зависит от условий, которыми будет характеризоваться его жизнь (окружающая среда и т. п.), и от ситуаций, с которыми ему придется столкнуться (при этом имеется в виду, что эти ситуации с точностью предугадать невозможно).
Астрология, базирующаяся на кондиционалистической теории, отвергает символику и занимается установлением тождеств и соответствий между космическими ритмами и поступками людей. Солнечные знаки ставятся в соответствие физиологическим типам по Павлову, чем и объясняется название "рефлексологический зодиак". Планеты распределяются в соответствии с системой R.E.T. (Репрезентация - Экзистенция - Трансценденция); понятие господства и с ним связанные понятия совершенно отсутствуют.

Спиритуалистская школа


Большинство значительных спиритуалистских течений нашего времени, образовавшихся за рамками религиозных институтов и признанных церквей, обнаружили свой живой интерес к астрологии, как правило, в надежде найти в ней экспериментальные доказательства правильности своих тезисов. В астрологические исследования, пожалуй, наибольший вклад внесли орден розенкрейцеров, в частности, группа Макса Генделя (Max Heindel) и ассоциация А.М.О.R.С., основанная в США Спенсером Льюисом (Spencer Lewis). Последняя имела грандиозный успех во всем мире, особенно в Западной Европе, где она обладает внушительным влиянием и богатствами.
Розенкрейцеры из А.М.О.R.С. разработали подход и методы интерпретации, довольно значительно отличающиеся от тех, которые приняты в большинстве распространенных астрологических школ. Солнце в их понимании представляет собой дух, Луна соответствует душе, а Асцендент соотноситься с физическим телом - и это соответствует древнему делению: тело - душа - дух. Появляясь на свет, человек испытывает на себе в основном влияние Асцендента. Вступая в пору юности, он начинает проявлять "лунные" признаки, а достигая зрелости, он попадает под все более сильное влияние Солнца, которое воплощает собой Божью искру, самобытность. Меркурий, как воплощение интеллекта, есть инструмент, которым дух пользуется для того, чтобы управлять своими "носителями": физическим телом эфирным телом и астрологическим телом.
Влияние центростремительной (Венера) и центробежной силы (Марс) уравновешиваются; противоположны друг другу экспансивная благожелательность Юпитера и собранность Сатурна. Уран - братство, альтруизм и интуиция; Нептун - планета мистического вдохновения, позволяющего человеку проникать в невидимые миры. Плутон - это приобщение к тайнам и духовное возрождение.
Розенкрейцеровская теория усматривает тесную связь между астрологией и учением о метемпсихозе - переселении душ и множестве последовательных перерождений.

 
Существуют и другие системы, не столь широко распространенные и прежде всего менее серьезные; они рождаются и умирают, подчиняясь фантазиям создателей, каждый из которых, конечно же, уверен, что нашел единственное верное истинное учение. Тем не менее большинство астрологов принадлежат к тем большим школам и течениям, что описаны выше.

* 1.bmp

(226.81 Кб, 300x258 - просмотрено 3638 раз.)

 

 

Ответ #21: 13 11 2009, 18:12:49 ( ссылка на этот ответ )

Тибетская Астрология


Тибетская астрология возникла из синтеза индийской, китайской, древней бонской и буддийской предсказательных систем и является одной из самых точных в мире. О ее главных принципах нам рассказал астролог Пурбу Церинг, посетивший Москву во время фестиваля «Тибет».

Согласно легенде, поскольку древний Тибет лежал на стыке двух великих цивилизаций – китайской и индийской – астрологию принесла в Тибет китайская принцесса Хун-шие Кун-джу, вышедшая замуж за тибетского правителя Срон-Цан-Гампо в 635 году. Согласно другой легенде, в тайны астрологии людей посвятил бодхисатва Манджушри, который в тибетском буддизме считается воплощением мудрости Будды и до сих пор почитается как покровитель астрологов. Манджушри стремился помочь людям избавиться от страданий, и надеялся, что благодаря астрологии они смогут если не предотвращать негативные события в своей жизни, то хотя бы подготовиться к ним надлежащим образом.

«Возводи дамбу перед наводнением», – гласит тибетская пословица. И в полном соответствии с ней тибетцы составляют гороскоп новорожденного для того, чтобы использовать ее как навигационную карту жизни: быть осторожным в неблагоприятные моменты, совершать ритуалы и читать мантры, помогающие избежать написанных на роду болезней, быть готовым к трудностям. Если астролог видит, что у ребенка неблагоприятный гороскоп, он советует выполнить определенные ритуалы, призванные уменьшить вредоносное влияние планет. «Если ко мне приходит человек моложе 30 лет, астрология может ему помочь, – говорит астролог Пурбу Церинг. – Я могу сказать ему, на что надо обратить внимание, каких людей и ситуаций избегать, и это может изменить даже неблагоприятную судьбу. После 30 это сделать гораздо труднее, но мы всегда говорим всем нашим клиентам, что все в их руках». Если отвлечься от мифологии, то генеалогическое древо тибетской астрологии включает в себя кроме китайской еще несколько не менее уважаемых традиций: древнюю бонскую астрологию, которую практиковали шаманы Тибета до прихода буддизма, индийскую систему 12 знаков зодиака и буддийскую систему «Шри Калачакры-тантры». Из этого симбиоза родилось сложное целостное учение, охватывавшее буквально все сферы жизни тибетского общества. Точно также, как мы привыкли каждый день слушать прогноз погоды, тибетцы в начале каждого года составляют астрологический альманах на год вперед с точными рекомендациями на каждый день. При этом, составляя свой календарь на основании астрологических расчетов, они не задумываясь пропускают несчастливые дни и удваивают счастливые, точно так же как в Европе до сих пор в некоторых городах невозможно найти дома и квартиры с «несчастливыми номерами» 13 или 666.

В соответствии с рекомендациями альманаха назначаются дни свадеб и деловых переговоров, отправляются в путешествие или совершают религиозные ритуалы. При этом если на Западе люди идут к астрологу в основном чтобы понять, как им жить, тибетцы нередко хотят получить ответ на другой вопрос – какой тип погребальных ритуалов выбрать для только что умершего, чтобы гарантировать ему наилучшее перерождение. Правда, существуют и исключения: «Я никогда не берусь составлять гороскоп Далай-ламы или других высоких лам-перерожденцев, – рассказывает Пурбу Церинг. – Они рождаются не в результате кармических причин, а из сострадания, и на них не распространяется влияние гороскопа. Правда, лам из администрации Его Святейшества это не слишком убеждает, и они постоянно приходят ко мне с просьбой взглянуть, не грозит ли что-нибудь Далай-ламе». Такие альманахи сегодня ежегодно составляются и в России, в бурятском Иволгинском дацане, и их можно найти через буддийские центры в ваших городах. Традиционно тибетская астрология делится на два раздела – «белую» и «черную». «Черная» астрология – Джунг-ци – напоминает китайскую астрологию и изучает соотношение природных элементов, годовых циклов и их влияние на судьбу. В основе «белой» астрологии – Кар-ци – лежит сложная религиозная система «Шри Калачакра-тантры». Согласно астрологии элементов, человек, также как и мир вокруг него, включая всех живых существ, состоит из 5 элементов: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Если элементы, из которых состоит человеческое тело, находятся в гармонии между собой, то это обещает ему здоровье, процветание, долгую и счастливую жизнь. Если же в результате накопления плохой кармы элементы рассогласованы, то могут возникнуть болезни и несчастья. Каждому элементу соответствуют свой цвет, форма, сторона света, день недели, планета и т.д. Кроме того, для того, чтобы составить гороскоп и дать рекомендации астролог учитывает год рождения человека в соответствии со «звериным циклом» и на основании этих данных производит все вычисления. Каждый человек от рождения имеет свой постоянный ведущий элемент, который «сопровождает» его всю жизнь, определяя его взаимоотношения с окружающими. Кроме того есть еще и переменный ведущий элемент, который меняется каждый год. На самом примитивном уровне вы можете легко определить, каких отношений вам ждать с тем или иным человеком при помощи простой схемы. Поверните левую руку ладонью к себе. Большому пальцу будет соответствовать элемент Дерево, указательному – Огонь, среднему – Земля, безымянному – Металл, мизинцу – Вода. На основании этого между элементами выстраиваются взаимоотношения: соседние элементы по часовой стрелке состоят в отношениях «мать-дитя»; элементы через один палец – в отношениях «друг-друг»; через два пальца «враг-враг». Таким образом Дерево будет матерью Огня, другом Земли, врагом Металла и ребенком Воды.

Исходя из этого для каждого элемента существуют пять вариантов взаимодействия: с самим собой; со своей «матерью»; со своим «другом», со своим «врагом» и со своим «ребенком». Если элемент взаимодействует с «матерью», то устанавливаются чрезвычайно благоприятные отношения; если с «другом» – очень благоприятные; с самим собой – благоприятные, если это Земля-Земля или Вода-Вода и плохие, если это Огонь-Огонь, Металл-Металл или Дерево-Дерево; с «ребенком» – нейтральные; с «врагом» – очень плохие. Именно на основании этой простой схемы рассчитываются благоприятные и неблагоприятные периоды жизни человека (каждому дню, месяцу и году соответствует свой элемент), наилучшие партнеры для брака, планируются дела и даже угадываются вероятные прошлые и будущие воплощения. Ну а если «черного» прогноза недостаточно, прибегают к «белой» астрологии, чьи расчеты гораздо более сложные.

Обучение астрологии занимает много лет, а для монахов входит в классическое монастырское образование наравне с философией и риторикой. Сначала учитель дает своим ученикам формальное посвящение и передачу определенного астрологического текста – передает им соответствующую духовную силу и полномочия для того, чтобы работать с этим текстом. Потом текст заучивается наизусть, и учитель начинает подробно анализировать и разъяснять каждый фрагмент, иллюстрируя его примерами из истории и своей практики. Обычно курс астрологии занимает 5 лет, но для того чтобы в совершенстве овладеть всеми нюансами требуются десятилетия. Или очень хорошая интуиция.

* aiwazSouthern.jpg

(174.62 Кб, 670x700 - просмотрено 1739 раз.)

 

 

Ответ #22: 31 01 2010, 05:49:55 ( ссылка на этот ответ )

  Астрология и Время


В 1847 году в Ниневии археологии нашли свод глиняных табличек из дворцовой библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала (669—626 гг. до н. э.), которые свидетельствуют, что не позднее последних веков III тыс. до н. э. в Месопотамии уже велись систематические астрономические наблюдения, а отдельным астрономическим явлениям (кометы, солнечные и лунные затмения и т. п.) придавалось астрологическое, предсказательное значение.

Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагаются принципы астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до новейшего времени.

 

 

Ответ #23: 08 02 2010, 02:34:58 ( ссылка на этот ответ )

Секст Эмпирик. Книга против астрологов

Секст Эмпирик - знаменитый греческий учёный, живший в конце 2 в. н.э. Представитель эмпирической школы в медицине и скептической - в философии, он работал в Александрии и Афинах. Секст оспаривал возможность познания истины, не верил в существование бога и души, боролся с догматизмом в медицине и философии. Его "Книга против астрологов" входит в состав обширного цикла "Против учёных" и является пятой книгой трактата "Против разных наук" (в других книгах этого трактата Секст Эмпирик выступает против грамматиков, против риторов, против геометров, против арифметиков и против музыкантов). Данная книга представляет интерес не только тем, что в ней собраны основные аргументы античных противников астрологии, но и изложением основных концепций эллинистической астрологии. Текст приводится по переводу, опубликованному в сборнике: Секст Эмпирик.


Сочинения в двух томах. Т.2./ Пер. с древнегреч. Под. ред. А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1976. Комментарии Д.Куталёва.

[Нам] надлежит произвести исследование относительно астрологии, или математики, но не той, которая состоит в прямом смысле из арифметики и геометрии (потому что против этих ученых мы уже возразили), и не той способности к предсказаниям, которая имеется у учеников Евдокса, Гиппарха и подобных им и которую, как известно, некоторые называют также и астрономией*1 (ибо она есть наблюдение явлений подобно земледелию и кораблевождению, на основании которого можно предсказывать засуху и дождливые периоды, заразные болезни и землетрясения, и прочие подобные изменения в атмосфере), но [астрологии] в смысле учения о генитурах*2. Украшая ее торжественными наименованиями, халдеи объявляют себя самих математиками и астрологами, с одной стороны, доставляя разнообразный вред людям, а с другой — укрепляя в нас закоренелые предрассудки и не позволяя в то же время действовать согласно здравому смыслу. И это мы узнаем, как только примем во внимание то, что относится к их методу рассмотрения [явлений]. Однако наше изложение будет беглым и общим. Более точное исследование мы предоставляем тем, кто специально занимается данной наукой. Для нас же достаточно будет напомнить из этого то, без чего было бы невозможно выставить аргументы против халдеев.

[1. ИЗЛОЖЕНИЕ АСТРОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ]

Итак, они кладут в основу то, что земные вещи находятся в симпатическом отношении к небесным и что они каждый раз перестраиваются заново в связи с истечениями этих последних.

Мысль у людей земнородных бывает такою, какую
Им в этот день посылает родитель бессмертных и смертных*3.

Всматриваясь с излишним любопытством в окружающее, халдеи утверждают, что семь звезд*4 [(планет)] стоят в положении действующих причин всего того, что происходит в жизни, и что, с другой стороны, этому содействуют части зодиака. Зодиакальный же круг, как этому нас учили, они разделяют на двенадцать животных*5, а каждое животное — на тридцать частей (для настоящего случая пусть мы будем с ними в этом согласны), а каждую часть — на шестьдесят мелких частей [(минут)]. Это последнее название они дают наименьшему, что уже не содержит [дальнейших] частей. Из животных зодиака одних они называют мужскими, а других — женскими, одних — двухтелесными, других же — не таковыми, некоторых — поворотными, а некоторых — устойчивыми. Мужские и женские — те, которые обладают природой, содействующей зарождению мужского или женского пола, как, например, Овен есть животное мужского пола, а Телец, как они говорят, женского, Близнецы — мужского и прочее — попеременно соответственно той же самой аналогии: одни — мужского, другие — женского пола. От этого, как я думаю, и у пифагорейцев повелось называть единицу мужской, двоицу женской, троицу опять мужским и аналогично — остальные четные и нечетные числа*6. Иные же, разделяя и каждое животное на двенадцать частей, пользуются почти тем же самым приемом*7, как, например, в Овне называют его первую двенадцатую часть Овном и мужским, вторую — Тельцом и женским, третью — Близнецами и мужским, и такое же построение в других частях. Двухтелесными животными они называют Близнецов и диаметрально противоположного им Стрельца, а также Деву и Рыб, недвухтелесными — прочих. Далее, поворотными знаками они называют такие, с появлением в которых солнце производит перемены и вызывает повороты в атмосфере, каковым животным является, например, Овен и ему противоположное, Весы, а также Козерог и Рак. Ведь в Овне происходит поворот на весну, в Козероге — на зиму, в Раке — на лето и в Весах — на осень. Устойчивыми же они считают Тельца и ему противоположное, т. е. Скорпиона, а также — Льва и Водолея.Далее, из всех этих животных те, которые господствуют над каждым зарождением в целях создания действенных влияний и на основании которых они главным образом и делают предсказания, существуют, по их словам, в количестве четырех. Их они называют общим именем “центров”, а в более частном смысле [называют] одно гороскопом, другое — кульминацией, третье — заходом и четвертое — подземным или обратной кульминацией, которое и само является кульминацией*8. Гороскоп — это есть то, чему случается появляться в то время, когда совершается зарождение. Кульминация — это четвертое животное, начиная от гороскопа вместе с ним же самим. Заход — диаметрально противоположное гороскопу. А подземная и обратная кульминация — диаметрально противоположна кульминации [просто]. Так, например (на примере это станет ясным), когда гороскопом является Рак, то кульминирует Овен, “заходит” Козерог, а “под землей” находятся Весы.Далее, при каждом из этих центров то животное, которое идет впереди, они называют отклонением [вперед], а следующее сзади — последованием. Так, то животное, которое предшествует гороскопу в моменты своей видимости, по их словам, принадлежит дурному демону, а то, которое после него и которое следует за кульминацией, — благому демону. Животное, идущее впереди кульминации, [они называют] “нижней частью”, “единственной долей”  и “богом”, а то, которое идет за заходом, — “бездеятельным животным” и “началом смерти”. Животное, идущее после захода и в состоянии невидимости, [у них] “возмездие”  и “злая судьба”, что диаметрально противоположно “дурному демону”; а то, что следует за подземным, — “благая судьба”, диаметрально противоположная “благому демону”. То животное, которое идет дальше обратной кульминации в направлении к востоку, — “богиня”, диаметрально противоположная “богу”. То же, что следует за гороскопом, — “бездеятельное”, что в свою очередь противоположно упомянутому “бездеятельному”. Или, чтобы сказать более кратко, в животном, которое является гороскопом, отклонение носит название “дурного демона”, а последование — название “бездеятельного”. Точно так же и в кульминации отклонение называется “богом”, а последование — “благим демоном”. В том же роде и в обратной кульминации отклонение есть “богиня”, а последование — “благая судьба”. Одинаковым образом и в заходе отклонение — “дурная судьба”, а последование — “бездеятельное”. И это исследование они производят, по их мнению, не впустую. Ведь, как они полагают, звезды обладают не одной и той же силой в отношении дурного действия или недурного, смотря по тому, рассматриваются ли они в центрах, в последованиях или в отклонениях, но в одном место они более деятельны, в другом же — более бездеятельны.

Схема гороскопа, приводимая в современных изданиях трактата (40.7 кб)

Были и некоторые такие халдеи, которые возводили каждую часть человеческого тела к каждому из животных как находящуюся в симпатическом к ним отношении. Так, Овна они называли головой, Тельца — шеей, Близнецов — плечами, Рака — грудью, Льва — ребрами, Деву — задом, Весы — частью от ребер до пахов, Скорпиона — половым членом и маткой, Стрельца — бедрами, Козерога — коленями, Водолея — голенями, Рыб — ногами. И это опять не без рассуждения, но потому, что когда в каком-нибудь из этих животных появляется та или иная звезда, приносящая своим зарождением зло, то она производит повреждение одноименной части [человеческого тела].

Вот что пусть будет сказано в общих чертах о природе того, что содержится в зодиакальном круге. Однако не будет неуместным рассмотреть, далее, и вопрос о разделении этого. Именно, исходя из понимания того, что животные не рассматриваются [только] в своем собственном очертании, но путем одновременного наблюдения семи рассеянных звезд, они пришли к разделению всего круга на двенадцать частей. Объясняя же этот прием, они говорят, что древние, наблюдая восход одной какой-нибудь яркой звезды в зодиаке и наполняя затем водой просверленную амфору, давали течь [этой воде] в другой сосуд, подставленный снизу, покамест эта звезда поднималась, а затем, догадываясь, что обращение зодиакального круга происходит от одного знака к тому же самому знаку, они опять брали двенадцатую часть вытекшей [воды] и следили, в какое время она вытекла. В это же время, как они говорили, возвращается и двенадцатая часть круга, причем эта обернувшаяся часть круга находилась [у них] в таком же отношении ко всему кругу, в каком вытекшая часть воды находилась ко всей воде. При помощи этого положения, т. е. положения двенадцатой части, они определяют [расстояние] последней границы от какой-нибудь известной звезды, наблюдаемой в это время, или от какой-нибудь звезды, одновременно восходящей ближе к северу или к югу. То же самое они делают и с прочими двенадцатью частями.

Вот каков этот способ, которым они делят зодиакальный круг на столько частей. Аналогичен этому, по-видимому, и тот способ, которым они, по их словам, наблюдают первоначально гороскоп для каждого зарождения. Халдей сидит, как говорят, ночью на вершине какой-нибудь возвышенности, наблюдая звезды. Другой [в это время] находится около родильницы до тех пор, покамест она не родит, а когда она родит, он тотчас же дает знак при помощи диска сидящему на возвышенности, когда же тот этот [знак] примет, он отмечает восходящее животное в качестве гороскопа, а с наступлением дня обращается к наблюдению за часами и движениями солнца.

Вот что [надо сказать] о зодиакальных животных.

Что же касается звезд, то некоторые из них они называют творящими добро, некоторые же — творящими зло, а некоторые — и теми и другими. Так, например, творящими добро они называют звезды Юпитер и Венеру, творящими зло — звезды Марс и Сатурн, а обоюдной — звезду Меркурий, поскольку она с творящими добро творит добро, а с творящими зло творит зло. Другие же считают одни и те же звезды в разных отношениях то благотворными, то злотворными, поскольку ведь помимо зодиакального животного или помимо конфигурации прочих звезд ни злотворная звезда не является непременно злотворной, ни благотворная не является непременно благотворной.

Кроме того, из семи звезд первое место, по их мнению, занимают Солнце и Луна, прочие же пять звезд в отношении создания произведений обладают меньшей силой, чем эти. По этой причине египтяне уподобляют Солнце царю и правому глазу, Луну — царице и левому глазу, а пять звезд — жезлоносцам, прочие же неподвижные [звезды] — остальному народу. Кроме того, они утверждают, что из пяти звезд Сатурн, Юпитер и Меркурий соответствуют Солнцу и ему прислуживают, их и называют дневными, вследствие того что Солнце, которому они помогают, владычествует над тем, что возникает днем.
Те же самые звезды получают большую силу в зависимости от того, находятся ли они в своих собственных жилищах или на вершинах, или на межах*9, сопровождаются ли какие-нибудь [из них] другими в качестве оруженосцев, обращены ли они одна к другой и вступают ли во взаимную конфигурацию, находятся ли они в центрах.

Жилищем для Солнца является, по их мнению, Лев, для Луны — Рак, для Сатурна — Козерог и Водолей, для Юпитера — Стрелец и Рыбы, для Марса — Овен и Скорпион, для Венеры — Телец и Весы, для Меркурия — Близнецы и Дева. Вершинами звезд, а также низинами их они называют то, в чем [эти звезды] здравствуют или имеют незначительную силу. Именно, на вершинах они здравствуют, а незначительную силу они имеют в низинах. Например, для Солнца вершиной является Овен, а именно: если говорить точно, то его девятнадцатая часть, а низиной — диаметрально противоположное животное. Для Луны, в свою очередь, вершиной является Телец, а низиной — диаметрально ему противоположное. Для Сатурна [вершина] — Весы, для Юпитера — Рак, для Марса — Козерог, для Венеры — Рыбы, для Меркурия — Дева. Низинами же для них являются, как я сказал, те [животные], которые диаметрально противоположны вершинам.
Межами звезд они называют то в каждом животном, в чем каждая звезда имеет наибольшую силу от такой-то части до такой-то. Относительно этого у них, а также на картах немаловажная разноголосица. Сопровождаются оруженосцами звезды, по их мнению, тогда, когда они оказываются в составе животных посреди прочих звезд. Например, если в одном и том же животном одна какая-нибудь звезда занимает первые части, другая — последние, а третья — средние, то говорится, что средняя звезда сопровождается теми, которые занимают конечные части как оруженосцами. Обращаются же они одна к другой и взаимно согласуются, по их мнению, тогда, когда они являются в виде треугольника или четырехугольника. Именно, в виде треугольника составляют конфигурацию и обращаются одна к другой те, которые занимают среднее пространство между тремя животными, а в виде четырехугольника — между двумя [животными] *10. При этом оказывается, что злотворная звезда, вступившая в конфигурацию с благотворной в системе треугольника, оказывается благодетельной, а [благодетельная] — еще более благотворной; [вступивши же в конфигурацию] с благотворной, [кроткая] оказывается только кроткой. Злотворная [звезда] со злотворной — то же самое. В системе четырехугольника наоборот.

Наконец, и центральными называются те звезды, которые наблюдаются в каком-нибудь из упомянутых выше центров, будь то гороскоп, кульминация, заход или обратная кульминация.

Теперь, после того как мы раскрыли это в главных чертах и суммарно, мы, отправляясь отсюда, должны показать, как халдеи делают предсказания событий. Среди всех этих влияний существует различие, поскольку одни из них более просты, другие — более точны. Более просты те, что совершаются в связи с тем или иным животным, или простой силой звезды (скажем, такая-то звезда, появившись в таком-то животном, делает людей такими-то). Более же точны те, что происходят в результате стечения и как они говорят, в результате сочетания большего числа [факторов] (скажем, если одна звезда является в виде гороскопа, другая — в виде кульминации, третья — в виде обратной кульминации, прочие же находятся в таком-то виде, то произойдет то-то).

продолжение следует...

* sext1.jpg

(40.69 Кб, 446x658 - просмотрено 1672 раз.)

 

 

Ответ #24: 08 02 2010, 02:36:44 ( ссылка на этот ответ )

Секст Эмпирик. Книга против астрологов

[2. КРИТИКА УЧЕНИЯ]

Вот каков характер халдейской науки. Однако легко, наконец, после его изложения перейти и к тем возражениям, которые против нее выставляются.

Именно, некоторые прямо пытаются доказать, что земные вещи совершенно не находятся в симпатическом отношении к небесным*11. [Говорят], что объемлющее вовсе не в том смысле связано с человеческим телом, чтобы, в каком симпатическом отношении находятся подчиненные части к голове и голова к ним, в таком же и земные вещи к небесным, но что существует в этом известная разница и отсутствие симпатического отношения, так что единение их оказывается не одним и тем же. Другие выставляют аргумент и относительно судьбы. А именно, если не все происходит в силу судьбы, то не существует и халдейская [наука], которая этого требовала бы. Немало и таких, которые ставят вопрос следующим образом. Поскольку из совершающегося одно совершается в силу необходимости, другое в силу случая, третье в зависимости от нас самих, то халдеи, если они стремятся к значащему предсказанию, должны обязательно делать свои предсказания или при помощи того, что связано с необходимостью, или при помощи того, что совершается в силу случая, или при помощи того, что зависит от нас. Но если [эти предсказания происходят] при помощи того, что случается в силу необходимости, то они не имеют никакой пользы для жизни, поскольку то, что совершается в силу необходимости, невозможно отклонить, но оно должно произойти, хотим ли мы этого или не хотим. Ведь предсказание оказывается полезным только в том случае, если бы оно имело отношение к его отклонению. Если, далее, [предсказание совершается] при помощи случайного, то [этим способом] ничего невозможно высказать, поскольку то, что происходит случайно, оказывается неустойчивым, а в отношении неустойчивого и происходящего в разных случаях по-разному невозможно делать никакого твердого предсказания. Остается, следовательно, чтобы они делали предсказания при помощи совершающегося в зависимости от нас самих. Но это опять невозможно, поскольку нельзя было бы делать предсказания в отношении того, что зависит от меня, случится оно или нет, как и относительно того, что с самого начала не имеет никакой предшествующей причины. Следовательно, халдеи не стремятся к такому предсказанию, которое имело бы какое-нибудь значение. Большинство пытается низвергнуть халдейскую науку такого рода метанием копий издали. Что же касается нас, то мы, напротив, в ближнем бою, поколебав начала и как бы элементы этой [науки], тем самым аннулируем у них и построение прочих теорем.

Итак, принципом и как бы фундаментом халдейской науки является установление гороскопа. Ведь на основании этого последнего принимаются прочие центры, отклонения и последования, треугольники и четырехугольники, зависящие от этого фигурации звезд, а на всем этом основываются предсказания. Отсюда, если мы уничтожим гороскоп, то по необходимости не станут понятными ни кульминация, ни заход, ни обратная кульминация. А если это станет невоспринимаемым, то одновременно исчезнет и вся халдейская наука.

Можно разнообразными средствами показать, что им невозможно найти животное зодиака в качестве гороскопа. Ведь чтобы его воспринять, необходимо, во-первых, точно воспринять появление того, кто является предметом наблюдения; во-вторых, чтобы наблюдение часов, которое его отмечает, было безошибочным и, в-третьих, чтобы в точности было замечено восхождение животного. В самом деле, одновременно с родами происходит наблюдение восхождения животного, которое [впервые] появляется па небе, причем халдеи пользуются этим как средством для наблюдения гороскопа. С этим же восхождением связывается и конфигурация прочих звезд, которую они называют “расположением”, а с этим “расположением” связаны предсказания. Однако, как мы установим, ни момент рождения человека, чей гороскоп составляется, невозможно воспринять, ни наблюдения часов не бывают безошибочными, и нельзя воспринять в точности восходящее животное. Следовательно, халдейская наука несостоятельна. Скажем сначала о первом [обстоятельстве]. Итак, момент рождения того, кто относится к их наблюдению, они принимают более отдаленно или с момента извержения семени и зачатия, или с момента родов. Но они но могут это относить к моменту извержения семени и зачатия, поскольку в точности нельзя воспринять его время. Мы ведь не можем сказать, происходит ли зачатие одновременно с внедрением семени или не одновременно. Это может происходить и в одно мгновение мысли подобно разведенной водой муке, которую бросили на раскаленную жаровню (она ведь склеивается тотчас же). Может [это происходить] и после известного времени, потому что и семена, брошенные в землю, не сразу пускают корни и связываются с окружающим грунтом. Кроме того, поскольку существует расстояние от шейки матки до ее дна, где, по мнению ученых-врачей, и происходит зачатие, то извергаемое вещество семени должно этого достигать в течение известного времени. Халдеи, в точности не знающие продолжительности этого времени, ни в коем случае не могут воспринять и [момента] зачатия. А поскольку семя иной раз извергается быстро и сразу попадает на те самые места матки, которые благоприятны для зачатия, в другой же раз появляется в рассеянном виде, так что оно в состоянии собраться в одно место только силами самой же матки, то оказывается совершенно неизвестным, когда совершается первое и когда происходит второе, а также каково то время, которое тратится на одно зачатие, и каково — на другое. Но если это неизвестно, то исчезает и восприятие в точности [момента] зачатия. И если, как говорят некоторые физики*12, семя [только] после переваривания и известного изменения в матке доходит до ее открытых пор, то само собой разумеется, раз они не знают продолжительности времени этого изменения, они не будут знать и момента зачатия. Далее, как женщины отличаются между собой прочими частями тела в отношении их деятельности, так же вполне правдоподобно, что они различаются и в отношении деятельности матки, причем одни зачинают быстрее, другие медленнее. И нет ничего парадоксального в том, что если даже сравнивать их с ними же самими, то один раз их можно наблюдать как способных к удовлетворительному зачатию, в другой же раз — как неспособных к этому. Если же это так, то невозможно сказать с точностью, когда внедряется изверженное семя, чтобы на основании этого времени халдеи могли установить гороскоп для данного зарождения. Кроме того, невозможно сказать, что момент зачатия устанавливается при помощи каких-либо признаков, вроде, [например], присыхания женского влагалища после соития, закрывания шейки матки, если так случится, приостановки месячных очищений, а также появления специфического аппетита. Во-первых, эти признаки оказываются общими и с теми, у которых не было зачатия. Затем, если даже они и не являются общими, то они указывают на зачатие, которое произошло, уже по прошествии известного количества дней, а не на определенном отрезке [времени], точном, недавнем и измеряемом часами. Однако для распознания различных человеческих судеб халдеи нуждаются в установлении не грубо приблизительного времени зачатия, но точного. Из этого становится ясным, что невозможно на основании зачатия устанавливать гороскоп. Однако это невозможно делать и на основании родов. В самом деле, прежде всего затруднительно сказать, когда происходит рождение, в тот ли именно момент, когда порождаемое начинает высовываться на божий свет, или когда оно уже немного продвинулось, или когда оно положено на землю. Затем, и при помощи каждого такого [момента] тоже невозможно определить точное время рождения. Ведь в зависимости от того или иного состояния души, в зависимости от той или иной приспособленности тела, в зависимости от характера [окружающей] местности, в зависимости от опытности акушерки и прочих бесчисленных обстоятельств время, в которое появляется ребенок после раскрытия утробы, или то время, когда он несколько протиснется наружу или когда его положат на землю — не одно и то же, но в разных случаях оно разное. Поскольку халдеи не в состоянии определенно и точно его установить, они лишаются возможности должным образом определить час рождения.

Отсюда становится ясным, что хотя халдеи и объявляют, что они знают гороскоп, поскольку он относится к моментам рождения, но они его не знают. А что у них не является безошибочным также и наблюдение часов, об этом нужно заключать подобным же образом.

Действительно, когда они утверждают, что сидящий при роженице извещает при помощи диска о рождении тому халдею, который наблюдает звезды на возвышенном месте, и что этот последний при помощи наблюдения неба отмечает восходящее животное, то, во-первых, мы им покажем, что поскольку оказывается неопределенным рождение (это мы установили немного раньше), то нелегко известить об этом рождении и при помощи диска. Затем, пусть даже можно будет воспринять момент рождения, все равно невозможно зафиксировать его в смысле точного времени. Ведь звук от диска продвигается до вершины горы в значительное время, ощутимо допускающее деление на части. Доказательством же этого является то, что наблюдается у дровосеков в гористой местности: поскольку звук удара слышится [только] после соответствующего времени от момента нанесения удара, он достигает слушающего в течение довольно продолжительного времени. Следовательно, и по этой причине халдеям невозможно точно воспринимать время восходящего животного и точно [время того животного, которое является] гороскопом. Далее, не только проходит после рождения известное время, в течение которого звук от того, который сидит у постели роженицы, доходит до того, который наблюдает звезды, но и в течение того времени, в которое он смотрит вверх и путем наблюдения исследует, в каком животном находится Луна и каждая из прочих звезд, расположение звезд успевает измениться, ибо движение космоса происходит с невыразимой быстротой, прежде чем он сумеет путем наблюдения сопоставить то, что видится на небе, с часом рождения человека. И иначе. Подобное наблюдение в ночное время, пожалуй, еще может принести пользу халдеям, поскольку то, что наблюдается в зодиакальном круге, и конфигурации звезд оказываются видимыми. Поскольку же некоторые рождаются также и днем, когда невозможно ничего отметить из сказанного раньше, в лучшем случае только движение Солнца, то необходимо сказать, что халдейская наука для одних случаев имеет значение, для других же не имеет. Имей также в виду и то, что даже и в ночное время они не в состоянии постоянно делать безошибочные наблюдения за небесными явлениями. Ведь многие ночи бывают облачными и туманными. И было бы хорошо, если бы по изъятии всех этих оговорок можно было найти нечто твердое в этой науке, однако при наличии подобных препятствий для точного наблюдения небесных явлений это далеко не так.

Итак, отвергнув халдейское наблюдение часов и установив вкратце, что для них является невозможным восприятие моментов рождения, мы перейдем к остальной части обещанного рассуждения. Остается же нам рассмотреть восхождение в области зодиакального круга, если оставить в стороне аргументы, выставленные раньше.

Итак, мы утверждаем, что части зодиакальных животных являются неотделимыми одна от другой; лучше же сказать: их совершенно невозможно точно определить. Но является правдоподобным то, что уже взошедшее животное кажется еще невосходившим, и, наоборот, еще невзошедшее кажется уже поднявшимся. Также не может принести какую-нибудь пользу халдеям и указанный выше способ употребления сосудов с водой, поскольку по море протекания воды и растворения воздуха само течение и сопоставляемое с течением время не соответствуют друг другу. Весьма вероятно, что движение воды оказывается неодинаковым вначале, когда жидкость чиста, и впоследствии, когда она грязна и течет с трудом. Кроме того, вероятно и то, что растворенный воздух, когда последний является туманным и густым, оказывает сопротивление вытеканию воды, производя некоторым образом его замедление, когда же он прозрачен и тонок, то он больше содействует [этому]. Да и сама амфора неодинаково протекает, когда она полна, когда она налита до половины или когда она близка к опорожнению, но один раз [течение происходит] быстрее, другой раз медленнее, третий раз средне, в то время как движение неба происходит постоянно с одной и той же скоростью.

Однако важнее всего то, что каждое из животных не является непрерывным телом и таким, которое было бы скреплено с предыдущим и связано с последующим так, чтобы посередине не оказывалось бы никакого промежутка, по оно состоит из рассеянных звезд, содержащих те или иные промежуточные расстояния и дискретные части, будь то в середине, будь то у краев. Отсюда, поскольку животные зодиакального круга очерчены исчисляемыми частями, то обязательно с необходимостью возникают ошибки у тех, кто наблюдает с земли, поскольку от них ускользает, является ли соответствующее промежуточное расстояние концом предыдущего животного или началом того, которое восходит в дальнейшем.

Далее, холмы, на которых происходят звездные наблюдения, не остаются постоянно теми же самыми, но, поскольку мир по велению судьбы становится другим и меняется, нарушаются и они в связи ли с наводнениями от ливней, или в связи с землетрясениями, или другими подобными этому воздействиями, так что наблюдения за звездами не могут быть теми же самыми еще и вследствие данной перемены, но одно наблюдается с возвышенного места, другое — с низины, и то, что видно первым, не обязательно оказывается видимым и другим.

К этому нужно прибавить еще и различия чувств. Ведь одни имеют более острое зрение, чем другие. И как то, чего мы еще не видим из-за большого расстояния, орлы и ястребы воспринимают как большие предметы вследствие крайней остроты их зрения, так и уже взошедшее животное, ставшее гороскопом, из-за большого расстояния представляется халдею в качестве еще невзошедшего, если он не имеет острого зрения и обладает зрением сравнительно притупленным.

К этому нужно прибавить в качестве очевиднейшего аргумента против халдейской [науки] и то, что относится к различным качествам воздуха около того, кто производит определение [звезд]. Ведь весьма вероятно, что когда этот воздух является густым, то вследствие преломления зрения животное, находящееся еще под землей, кажется находящимся уже над землей, подобно тому как происходит и отражение солнечного луча в воде. Не видя [еще] солнца, мы ведь часто замечаем его по отражению в воде. Но важнее всего то, что если бы каждая двенадцатая часть зодиака появлялась в одно и то же время для всех наблюдателей небесных явлений во Вселенной и наблюдалась бы по одной и той же прямой, то, пожалуй, халдейские ученые еще могли бы точно воспринять восхождение знака зодиака над горизонтом. При настоящем же положении дела, поскольку оно не является для всех одновременно, но одним является быстрее, другим медленнее и кое-кому косвенно, а кое-кому прямо, то отсюда получается вывод, что не для всех одно и то же животное оказывается гороскопом, но этим оно кажется уже взошедшим, другим же — находящимся под самым горизонтом, и то, которое одним явилось в отклонении от животного-гороскопа, другим видится в качестве самого гороскопа. И то, что это именно так, ясно и из неподвижных звезд, как, например, Арктура и Пса, поскольку они не появляются в одно и то же время для жителей разных частей света, но разным являются по-разному.

Итак, мы достаточно показали, что невозможно воспринять с точностью животное, которое является гороскопом, а вследствие этого и никакие другие “центры”, на основании которых у халдеев происходят предсказания. И вдобавок ко всему изложенному нужно сказать, что если бы даже и можно было воспринять точное время последования этих [животных], то [во всяком случае] ясно, что никто из приходящих к халдеям простых людей не может быть наблюдателем точного времени для самого себя. Ведь этот предмет требует мастерства, как мы показали выше, и он больше того, чем его мог бы воспринять простой человек. А поскольку сам халдей не наблюдал точного времени зарождения данного простого человека, но услышал его от него самого, а этот простак в свою очередь не знает точного времени ввиду ли своей неопытности или ввиду того, что он не слишком усердно занимался этим предметом, то остается, следовательно, [признать], что не существует никакого точного предсказания, но что для людей от халдейской науки получается [здесь] только обман и надувательство.
Если же они, снова перейдя в наступление, скажут, что определяется не точное время, но время в общем и целом, то они будут изобличены, можно сказать, своими же выводами. Ведь те, кто родился в одно и то же время, если последнее брать вообще, живут вовсе не одинаковой жизнью, но одни, например, начинают царствовать, другие же старятся в оковах. Так, никто не был равен Александру Македонскому, хотя многие во Вселенной родились одновременно с ним, и [никто не равен] философу Платону. Поэтому если халдей рассматривает время рождения [только] в известном его протяжении, то он и не сможет определенно сказать, что родившийся в такое-то время будет счастлив, потому что многие, родившиеся в одно и то же время с ним, оказались несчастными, и, наоборот, что вот этот будет нуждаться, потому что немало и таких, которые, обладая той же самой “диспозицией” состарились в богатстве.

Но и рассуждение, противоположное выставленному аргументу, как оказывается, весьма значительно уличает халдеев. Действительно, если те, кто обладает одной и той же “диспозицией” своего рождения, подвергаются одинаковым событиям в жизни, то те, кто обладает разными рождениями, должны были бы становиться совершенно разными. А это ложь. Мы ведь наблюдаем, что многие различные по возрасту, по виду своего тела и по множеству других признаков и присущих им свойств приходят к одинаковому концу, когда они или погибают на войне, или умирают под развалинами жилищ, или тонут вследствие кораблекрушения. Стоит усомниться, как мог бы халдей предсказать им одинаковую гибель при их жизни [столь различной]. Действительно, если родившийся под стрелой Стрельца должен, по математическому вычислению, быть умерщвленным, то каким же образом были сразу уничтожены столько десятков тысяч варваров, сражавшихся против греков у Марафона? Ведь не существовал же, конечно, для них всех один и тот же гороскоп. И далее, если тот, кто родился под чашей Водолея, должен погибнуть вследствие кораблекрушения, то каким же образом потонули одновременно те греки, которые возвращались от Трои*13? Ведь невозможно же, чтобы все они, обладая большими взаимными различиями, родились под чашей Водолея. Но невозможно сказать и того, что все находящиеся на корабле гибнут часто из-за одного, которому суждено погибнуть на море. Ведь почему же судьба этого человека преодолевает судьбу всех, а не спасаются все из-за одного, которому суждено умереть на землё

Кто-нибудь может испытать затруднение также и в отношении неразумных животных. Действительно, если события в жизни происходят в зависимости от конфигурации звезд, то нужно было бы, чтобы рождающиеся под одной и той же частью зодиакального животного одновременно осел и человек получали в обоих случаях один и тот же ход жизни, а не так, чтобы человек, после того как он продолжительное время славно подвизался в государственной деятельности, заслуживал у народа почет, а осел постоянно носил тяжести или отводился на мельницу.
Следовательно, нет никаких оснований ставить жизнь в зависимость от звездных движений, или если для этого есть основание, то это совершенно для нас неуловимо.

Отправляясь от того же самого принципа, мы, однако, посрамим их и в том, что они хотят связать с видом зодиакальных животных наружность и нравы людей, говоря, например, что родившийся подо Львом будет мужественным, а под Девой — будет с длинными гладкими волосами, миловидным, с белой кожей, бездетным*14 и скромным. Ведь это и подобное этому больше достойно осмеяния, чем изучения.

Во-первых, если Лев силен и мужествен и поэтому, как они говорят, родившийся под ним будет мужественным, то на каком основании они считают животным женского пола Тельца, если последний аналогичен Льву? Затем, [нелепо] полагать, что в качестве красивейшего животного Лев на небе имеет аналогию со львом на земле. Ведь весьма вероятно, что древние давали подобные имена, исходя из простого сходства во внешнем очертании и даже не из этого, но [только] ради наглядности обучения.

В самом деле, что имеют общего с медведицей известные семь звезд, находящиеся друг от друга на огромном расстояний Или [что общего имеют] с головой дракона пять звезд, о которых говорит Арат:
По две звезды на висках и у глаз и одна, что пониже,
Крайнее место зубов занимает огромного зверя*15? Впрочем, как мы сказали выше, у тех, кто родился под одним и тем же животным, не являются одинаковыми ни наружный вид, ни нравы. Правда, они утверждают, что эти различия способны производить те части, на которые делится каждое животное и [так называемые] минуты. Но это опять невозможно. Мы ведь уже показали, что невозможно соблюсти точность в отождествлении момента рождения и наблюдения гороскопа.

Далее, одно из двух: или родившийся становится мужественным, потому что [соответствующее] животное носит название Льва, или потому, что вследствие воздействия на воздух со стороны небесного Льва подобным становится и расположение рождающегося человека. Однако нет никакого вероятия, чтобы человек становился мужественным из-за того, что животное, являющееся гороскопом, получило название Льва. Ведь на этом основании нужно было бы, чтобы мужественными оказывались и те люди, которые родились и воспитывались вместе с земным львом, поскольку называется львом то животное, одновременно с которым они воспитывались. Если же [это происходит] вследствие изменения воздуха, то какое это имеет значение для установления различий в жизнй Ведь определенное растворение воздуха, возможно, еще связано с тем, что рождающееся оказывается сильно телом и дико нравом, но воздух, насколько это можно заметить, нисколько не содействует тому, чтобы рождающееся становилось теснимым долгами, или чтобы оно было царем, или было в оковах, или имело мало детей, или мало братьев, или что бы то ни было. И в свою очередь если тот, кто родился в тот момент, когда гороскопом была Дева, оказывается с длинными гладкими волосами, миловидным и с белой кожей, то нужно было бы, чтобы никто из эфиопов не имел Девы в качестве гороскопа, потому что иначе надо было бы согласиться, что эфиоп — белый, миловидный и имеет длинные гладкие волосы. А это уж нелепее всего. Да и вообще, если они говорят, что различия человеческих жизней указываются им не звездами, но что они сами наблюдают их при помощи взаимоотношения звезд, то я утверждаю, что если предсказание хочет стать надежным, необходимо, чтобы одно и то же взаимоотношение звезд наблюдалось не один раз для чьей-нибудь жизни, но и другой раз для другой жизни и третий раз для третьей, чтобы по наблюдениям наступления событий для всех [случаев] мы смогли бы узнать, что когда звезды воспринимают подобную конфигурацию, то грядущее будет, несомненно, таким-то. И как в медицине мы заключаем из наблюдения, что ранение в сердце является причиной смерти, наблюдая это не только на кончине Диона, но и Феона, и Сократа, и многих других, так и в математике, если достоверно то, что такая-то конфигурация звезд указывает на такую-то жизнь, то это, должно быть, наблюдалось не один раз на одном человеке, но много раз и на многих. Поскольку же одна и та же конфигурация звезд наблюдается, как они говорят, через большие промежутки времени, поскольку возвращение великого года*16 происходит через 9977 лет, то человеческое наблюдение не может распространиться на столько веков даже при условии единственного возникновения мира. Если же, как утверждают некоторые, уничтожение мира прерывает это наблюдение не раз, но много раз или — что в любом случае — происходит частичное его изменение, то и тогда уничтожается непрерывность исторической традиции.

Вот то существенное, что может быть высказано против халдеев. После этого начнем новое краткое исследование, направленное против музыкантов.


Примечания:

*1. В античности и средние века термины "астрология" и "астрономия" обычно воспринимались как синонимы.

*2. Учение о генитурах (греч. genethlialogia) - раздел астрологии, занимающийся построением и истолкованием гороскопов рождения. В наши дни этот раздел называется натальной астрологией.

*3. Гомер, Одиссея, XVIII, 136. Перевод Н.И.Гнедича.

*4. Семь видимых планет (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) в античной астрологии нередко назывались просто звёздами, без эпитета "блуждающий" (греч. planetes).

*5. Животное - термин, выбранный переводчиком данной книги для передачи греческого астрологического термина zodion, который обычно переводится как "зодиакальный знак".

*6. См. Аристотель. Метафизика, I, 5.

*7. Имеется в виду додекатемория, разделение каждого зодиакального знака на 12 частей, символически соотносящихся с отдельными знаками Зодиака. В античности существовало два основных варианта деления знака на 12 частей. Согласно первому из них, в каждом знаке 1-я часть соотносилась с Овном, 2-я - с Тельцом, 3-я - с Близнецами... 12-я - с Рыбами. Этот метод, являющийся древним вариантом двенадцатой гармоники, лёг в основу индийской системы "двадашамша", а также используется некоторыми современными западными астрологами под названием "двады". Согласно другому варианту, изложенному в "Астрономике" Марка Манилия, первой частью каждого знака управляет данный знак, второй частью - следующий за ним знак и т.д. до 12-й части, управляемой предыдущим знаком.

*8. "Центр" - греч. kentron, эквивалент современного астрологического термина "угловая точка". Гороскоп - старинное название Асцендента. Под кульминацией имеется в виду точка МС, под заходом - Десцендент, под обратной кульминацией - IC. Автор приводит угловые точки в последовательности суточного движения Солнца - от Асцендента через МС и Десцендент к IC.

*9. В переводе на стандартную астрологическую терминологию, жилища - обители, вершины - экзальтации, межи - термы.

*10.  Данный пассаж сложен для понимания, очевидно, из-за неточности переводчика. Автор описывает аспекты тригона и квадратуры, поясняя, что для образования тригона (треугольника) между двумя планетами должно находиться три знака (напр., одна планета в Овне, а другая - во Льве; между ними три знака - Телец, Близнецы, Рак), а для образования квадратуры (четырёхугольника) - два знака. Подчеркнём, что античная астрология не знала концепции орбисов, и аспекты рассчитывались просто между знаками (любая планета в Овне образует тригон с любой планетой во Льве).

*11. Например, Фаворин, ритор и философ начала 2 в. - см. Авл Геллий. Аттические ночи, I, 1-13.

*12. См. Гиппократ, VII, 468L.

*13. Еврипид. Елена, 1126 слл.

*14. Манилий (VI, 202) утверждает, напротив, что "родившийся под знаком Девы будет, как это ни странно, плодовитым".

*15. Арат. Небесные явления, 56 слл.

*16. Ср. Платон. Тимей, 38C-D; Государство, VIII, 546В.

 

 

Страниц: 1 ... 3 4 5  | ВверхПечать