Максимум Online сегодня: 377 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 311989 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 02 02 2023, 00:28:26

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 21 12 2009, 08:26:30 ( ссылка на этот ответ )


Традиция передачи тайного знания


В иудейской каббалистической, а вслед за ней - и в христианской мистической традиции в средние века определенное влияние получила доктрина "семи храмов". Суть ее состояла в том, что Иерусалимский Храм, построенный царем Соломоном, в символическом смысле был лишь седьмым по счету, если под храмом понимать не обычное религиозное здание, а духовное вместилище тайного знания. Первый Храм по этой традиции был Храм Адама, второй - Каина, третий - Еноха, четвертый - Ноя, пятый - Авраама, шестой - Моисея2. Проследим же эти основные этапы в получении и передаче тайного знания, как они дошли до нас согласно легендам.

Адам получил тайное знание о мире и управлении им в раю непосредственно от Бога. Интересно в этой связи, что с именем "Адам" в позднеэллинистической мистике и алхимии соотносили и учение о четырех элементах. Зосим Панополитанский (алхимик III-IV вв, работал в Александрии) писал, что имя Адам символизирует четыре элемента, которые соотносятся с четырьмя кардинальными точками Земли (севером, югом, западом и востоком)3. В Сивиллиных книгах (3:24-26) имя Адам воспринималось как сокращение от греческих слов аnatole (восток), dusis (Запад), arktos (север) и mesembria (юг), что восходит ко II книге Еноха (30.13).

Другое, более распространенное тогда толкование имени Адам, состояло в том, что под ним понималась "девственная земля" или "красная земля" - как намек на то, что первый человек был слеплен Богом из глины. Вышеупомянутый Зосим Панополитанский пишет об этом, что Адам, помимо "девственной земли", значит также "кровавая земля", "огненная земля" и "плотская земля".

Интересно, что Зосим также пишет о том, что первого человека Адама в его телесной форме называли также Тот (и здесь напрашиваются реминесценции с древнеегипетским богом мудрости Тотом - прообразом греческого Гермеса и римского Меркурия). Зосим пишет, что Адам находился в раю не в телесной форме, а в форме света, и лишь затем (по своей наивности) был обрамлен четырьмя элементами (и именно так Зосим понимает грехопадение Евы), обрел плоть и стал земным человеком. Практически полную аналогию с Адамом Зосим усматривает и в истории Прометея, рассматривая приковывание его Зевсом к скале, как начало перехода от нетелесного к телесному облику первого человека, а роль Евы в данном случае возлагая на Пандору4. В этом контексте он предлагает понимать греческую легенду, что Прометей создал человека из красной глины5.

В связи с данным отождествлением Адама с четырьмя элементами и четырьмя сторонами света важно и то, каким образом учение о четырех элементах преобразуется в иудейской каббалистической традиции. Важнейший источник по каббале, книга "Зогар", автором которой, считается, является Моисей из Леона (ок 1240-1305 гг), приводит следующую картину мира. Он состоит из четырех изначальных элементов - огня, воды, пыли и ветра (в оригинале "Зогара" на иврите используется термин "Руах", что значит как ветер, так и дух). Каждый из элементов обладает двумя основными качествами - сухостью/влажностью и теплом/холодностью. Огонь - теплый и сухой, вода (его противоположность) - влажная и холодная. Ветер, соответственно, - влажный и теплый, а пыль - сухая и холодная. Противоположные пары элементов "базируются" на противоположных сторонах света: ветер - на Востоке, а пыль - на Западе, вода - на Юге, а огонь - на Севере.

Ветер и пыль вступают в гармонию со своими сторонами света: Восток так же, как и ветер, (согласно "Зогару") характеризуется влажностью и теплом, а Запад, как и пыль, - сухостью и холодом. Отношения огня и воды с "их" частями света, напротив, конфликтны. Теплый и сухой огонь находится на холодном и влажном Севере, а холодная и влажная вода - на теплом и сухом Юге. Именно этот конфликт, согласно "Зогару", лежит в основе развития мира. Из-за несовместимости своих характеристик огонь выталкивается из Севера к Югу, а вода - с Юга к Северу. На своем пути они движутся навстречу друг другу и в определенный момент сталкиваются. Образуется новый конфликт - огня и воды - важнейший конфликт двух основополагающих элементов. Из него и их реакции друг с другом в мире появляются все вторичные элементы и вещества. Но чтобы этот конфликт не приобрел разрушительный характер, в него в качестве вселенского "миротворца" вступает ветер. Ветер с Востока устремляется к географическому центру мира и разделяет огонь и воду. Огонь как более легкий элемент, уходит вверх, к небу, вода опускается вниз, на землю, а между ними располагается ветер. Именно так в "Зогаре" предлагается понимать известную ветхозаветную фразу из Книги Бытия "И дух Божий носился над водою" (Быт.1.2; напомним, термин и для духа, и для ветра в каббале один - "Руах"). Четвертый же элемент, пыль (т.е. земля), находится ниже всех в основании этой вселенской "битвы" - под огнем, ветром и водой. Пыль Запада, таким образом, становится главным конструирующим элементом, из которого постепенно складывается и формируется стабильный мир.

Пыль т.о. "материализует" другие элементы, придает им твердые формы и т.о. создает четыре базовых металла. Огонь в сочетании с пылью "дает жизнь" золоту, вода - серебру, ветер - меди, и пыль сама по себе - железу. Затем, "соседние" с географической точки зрения элементы вступают во взаимодействие друг с другом (например, вода с Юга - с ветром с Востока) и т.о. получаются различные сплавы и вторичные металлы. Отдельно в "Зогаре" рассматривается творение души. Там подчеркивается, что только один из элементов в состоянии создать душу - это ветер/дух. Именно с помощью его возникли все человеческие души.

В итоге, мир, согласно каббалистической традиции, состоит из двенадцати изначальных вещей - четырех элементов, четырех сторон света и четырех металлов. В "Зогаре" подчеркивается, что это число строго соответствует двенадцати коленам Израилевым и т.о. божественная предызбранность израильского народа получает дополнительные основания в схеме творения материального мира. Ей соответствуют и двенадцать драгоценных камней, которые представляют собой наиболее чистую кристаллизацию элементов (Zohar 2.23b-24b).

Далее, от Адама, переданное ему от Бога в раю тайное знание о мире затем перешло к его сыну Каину, который в соответствии с Библией (Быт 4, 22) был изобретателем металлургии и кузнечного ремесла. Однако братоубийство и проклятие Каина сделало запретным и неподобающим и начатое им познание тайн природы. Это знание сохранилось лишь в небольших секретных группах последователей Каина; и позднее, в средние века, на традицию, восходящую к Каину, часто намекали приверженцы различных мистических учений.

Остальным же людям знание о мире, согласно иудейской мистике, было даровано ангелами. Книга Бытия (Быт 6, 1-4) упоминает об ангелах, соблазнившихся красотой дочерей человеческих, спустившихся ради них с неба на землю. По Первой книге Еноха, которая в отличие от Библии гораздо более подробно рассказывает об этом событии, именно эти ангелы научили дочерей человеческих, а за ними и всех людей искусствам и ремеслам, магии и астрологии. Один из этих ангелов, Азазель, - научил людей знанию металлов и драгоценных камней (1 Енох 7:1; 8:1, 3). Отметим, что сам Енох, который также упоминается как мистический "храмостроитель", получил приобщение к тайнам высшего знания по большому счету уже на небе, куда был вознесен за свое благочестие и где он был трансформирован в ангела Метатрона6.

Что же до падших ангелов, то Зосим Панополитанский указал, что они составили книгу того, о чем они научили дочерей человеческих, и название книги было "Хема" (Chema/Khema) - и отсюда термин "химия"7. Французский историк алхимии 18 в. Никола Ленгле Дю Френуа (1674-1755 гг) написал, что эти ангелы передали дочерям человеческим секрет трансмутации металлов и превращения их в золото. Ной сохранил этот секрет при Потопе. Винсент из Бове (ум 1264 г) писал, что Ной практиковал совершенную химию и обладал универсальным лекарством - т.е. эликсиром бессмертия - и этим объясняется его долголетие. Затем Ной передал этот секрет Хаму и его сыновьям, поскольку каждый сын Ноя выбрал себе свой круг интересов, и хамиты выбрали искусства и науки. И зачинателем и первым практикующим алхимиком Френуа называет либо Мицраима (сына Хама), либо уже старшего сына самого Мицраима - которого он отождествляет с Тотом/Атотисом (Thaut/Athotis, также прозванном Меркурием и Гермесом), царем Фив Египетских. - и отсюда из Египта знание алхимии распространилось по миру8. Интересно, что Мицраима, которого в позднейшей традиции иногда считали "предком персов", в ряде концепций отождествляли с Зороастром, выводя тем самым и персидскую мудрость из тайного знания Ноя-Хама9.

Зосим также упоминает о пророке Химе/Химесе (Chymes)10. Эдмунд фон Липпман, германский историк алхимии, пишет, что в эллинистических кругах этот Хим/Химес отождествлялся с библейским Хамом, сыном Ноя, и Хам т.о. провозглашался отцом химии/алхимии11.

Далее, Иоанн Альберт Фабрик (1668-1736 гг.) в "Греческой библиотеке" пишет, что Сара, жена Авраама обнаружила Изумрудную скрижаль Гермеса (с тайными знаниями об оккультных науках и алхимии) в его могиле в долине Хеврона и забрала ее из рук мертвого Гермеса12.

Следующим звеном в передаче тайного знания был Моисей. В алхимических сборниках XVI-XVII вв. содержится упоминание о диалоге между Богом и Моисеем на Синае, и Моисей для того, чтобы он мог обеспечивать благополучие сынов Израиля, просит Бога научить его производить золото13. Самого Моисея в ряде мистических традиций отождествляют с Гермесом и с другими легендарными личностями. Так, Артапан (II в до н.э., иудейско-эллинистический автор) идентифицирует Моисея с Музеусом греческих легенд и говорит, что Моисей был учителем Орфея и инициатором философии, медицины, инструментов, оружия, иероглифического письма и разделения Египта на 36 номов, один из которых он выделил жрецам. Следовательно, продолжает Артапан, нет ничего удивительного, что египтяне почитают Моисея как бога, называя его Гермесом14.

Интересно в этой связи, что Зосим Панополитанский вообще пишет о том, что Гермес был не более, чем посланником еврейского первосвященника Асенана, направленным тем в Грецию и Египет для того, чтобы рассказать этим народам о священном смысле иудейской Библии15. Текст "Turba Philosophorum" (Ассамблея философов), изначально написанный на арабском или иврите (но возможно базирующийс на греческих источниках) и сохранившийся только в латинском переводе, рассказывает о собрании учеников Гермеса, организованном Пифагором. Среди собравшихся в т.ч. были Анаксимандр, Анаксагор, Пандольф (Эмпедокл), Архелай, Платон, Демокрит, ученик Луки (Левкиппа), Анаксимен, Парменид, Арсубер (Ксенофан), Фрикт (Сократ), Зимон (Зенон), Дардарис (Дардан), Феофил и Моисей16.

Следующее звено после Моисея в передаче таинственного знания о мире и управлении им - это древнееврейский царь Соломон. Есть легенда, что к нему тайное знание попало благодаря царице Савской. К известной библейской истории добавляется легенда о том, что первым мужем царицы Савской был мудрец Семан, который в качестве приданого преподнес ей философский камень, обеспечивающий богатство и власть. После смерти Семана царица в поисках нового мужа поехала к Соломону и преподнесла ему в дар этот камень17.

Другая легенда о Соломоне - его способность к магической власти над демонами. Она отражена в т.н. "Завещании Соломона" (источнике со спорной датировкой, но чаще всего соотносимый с I-IV вв. н.э.)18. Эту власть Соломон получил, согласно "Завещанию", от архангела Михаила, который передал еврейскому царю магическое кольцо власти над потусторонним миром. Как пишет Иосиф Флавий: "Бог даровал ему знание искусства, используемого против демонов для пользы и исцеления людей" (Иудейские древности. 8.44-49). Свою власть над демонами Соломон использовал и для строительства Иерусалимского Храма. Демоны, повинуясь его власти, выполняли самые тяжелые работы на строительстве и тем самым внесли свою лепту в возведение Храма. Именно один из демонов, Эфипас, положил знаменитый камень во главу угла Храма.

После завершения строительства, чтобы демоны в т.ч. своим умением не построили бы ничего превосходящего Храм, Соломон, по другой легенде, заключил демонов в бутылки и запечатал их своей магической печатью. Затем эти бутылки были обнаружены вавилонским царем Навуходоносором при разрушении им Иерусалимского Храма и открыты19. Один из текстов общины в Наг-Хаммади (т.н. "Завещание Истины") приводит иную версию - что бутылки с демонами были открыты римлянами при их разрушении Храма при императоре Тите Веспасиане (Nag Hammadi Codex. IX.3. 70.5-24) 20.

К слову говоря, ряд историков христианства видит в деятельности Иисуса Христа некое противопоставление себя Соломону и своего рода "ревность" нового Царя Иудейского к прежнему царю. В обоснование этой точки зрения приводятся аргументы, что все могущество и богатство Соломона признается Иисусом не стоящим даже лилий полевых в известной евангельской фразе (Мф 6.29; Лк 12.27). Иисус так же, как и Соломон, часто воспринимался современниками как "сын Давидов" - в данном случае в мистическом смысле. Миссия Иисуса в этом плане состояла в замене Храма Соломона на новую Вселенскую Церковь. Наконец, как и Соломон, Иисус успешно и часто изгонял демонов21.

Далее, после Соломона и "седьмого храма", следующим звеном в мистической передаче тайного знания оказывается Александр Македонский, и упоминается тайная книга, восходящая к царю Соломону, по которой Александра учил Аристотель22. По другой легенде, не Сара, а Александр Македонский обнаружил Изумрудную Скрижаль в могиле Гермеса2323. Собственно говоря, именно благодаря Александру Македонскому мистическое знание попадает из иудейского мира на европейский Запад. Седьмой храм, таким образом, начинает раскрываться миру.

Олег Барабанов

КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА "СЕДЬМОГО ХРАМА" И ПЕРЕДАЧА МИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ЗНАНИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать