Максимум Online сегодня: 424 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358273 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 23 04 2024, 22:51:35

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 13 01 2009, 00:46:42 ( ссылка на этот ответ )

Роджер Бэкон (1214-1292)

"Никакое знание не может быть достаточным без опыта"
Роджер Бэкон


Подобно Альберту и прочим своим современникам, Роджер Бэкон, член монашеского ордена францисканцев, опирался в своих научных изысканиях на философию Аристотеля. При этом он не только черпал мудрость из философских наблюдений и рассуждений, но и, подобно тому же Альберту, придавал большое значение эксперименту. Но следует помнить, что сегодня мы вкладываем в понятие опыта совершенно иной смысл, чем оно имело в средние века. Например, Бэкон утверждает: "Мы установили на опыте, что звезды вызывают рождение и распад на земле, как это очевидно всякому". Для нас это вовсе не столь очевидно, и мы вправе задаться вопросом, каким образом Бэкону удалось на опыте обнаружить мистическое влияние звезд на жизнь и смерть человека. Но брат Роджер не долго думая делает вывод: "Поскольку мы установили на опыте то, что еще раньше сделали очевидным философы, из этого непосредственно следует, что все знание здесь, в мире дольнем, покоится на могуществе математики".
Еще одним примером своеобразного подхода Бэкона к научному эксперименту служит его опыт с орешником. В своей книге "Об опытной науке" он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Эту ветку следует расщепить вдоль и вручить части ее двум участникам опыта. Каждый должен держать свою часть ветки за два конца; две части ветки должны быть разделены расстоянием в ладонь или в четыре пальца. Через некоторое время части сами по себе начнут притягиваться друг к другу и, в конце концов, воссоединятся. Ветка снова станет целой! "Научное" объяснение этого феномена, "более удивительного, чем все, что мне когда-либо доводилось видеть или слышать", Бэкон заимствует у Плиния, полностью разделяя взгляды последнего: некоторые предметы, даже будучи разделены в пространстве, испытывают взаимное влечение. Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное. Но если бы кто-то сказал Бэкону, что это - магия, он был бы весьма удивлен, ибо свой рассказ о чудесных свойствах орешника он завершает следующими словами: "Это удивительное явление. Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания. Я отбросил эти заклинания и обнаружил, что передо мной - чудесное действие природных сил, подобное действию магнита на железо". Таким образом, по мнению Бэкона, маги - недостойные шарлатаны: они бормочут заклинания, хотя отлично знают, что демонстрируют природное явление - "как это очевидно всякому"! Такого рода "наблюдения" часто встречаются в сочинениях Бэкона: он осуждает магию, сам при этом будучи магом.
Труды Бэкона отличает живость стиля, редкостная для эпохи расцвета схоластики, а благодаря своему нетерпению, сочетающемуся с необъяснимой прозорливостью, брат Роджер подчас делает поистине удивительные предсказания.

"Во-первых, я расскажу вам, - пишет он в одном из писем, - об удивительных делах искусства и природы. Затем я опишу их причины и форму. Никакой магии в этом нет, ибо магия слишком низменна по сравнению с такими вещами и недостойна их. А именно: можно делать навигационные машины, гигантские корабли для рек и морей. Они движутся без помощи весел; один-единственный человек может управлять ими лучше, чем если бы на борту была полная ком....
Далее есть также повозки, которые движутся без лошадей и с колоссальной скоростью; мы полагаем, что таковы были боевые колесницы древности, оснащенные серпами.
Можно также делать летающие машины. Сидящий посередине человек управляет чем-то, от чего такая машина машет искусственными крыльями, как птица.
Можно сделать маленький прибор для спуска тяжелых грузов, очень полезный на крайний случай. С помощью машины высотой и шириной в три пальца, а толщиной и того меньше, человек мог бы уберечь себя и своих друзей от всех опасностей тюрьмы, и мог бы подниматься и опускаться.
Можно сделать и такой инструмент, с помощью которого один человек сможет насильно тащить за собой тысячу упирающихся людей; точно так же он может тянуть и другие предметы.
Можно построить машину для подводных путешествий по морям и рекам. Она погружается на дно, и человеку при этом не грозит никакая опасность. Александр Великий пользовался таким приспособлением, о чем сообщает астроном Этик. Такие вещи делались уже давно и делаются до сих пор, за исключением, пожалуй, летающей машины. [...]
И бесчисленное множество других вещей такого рода можно произвести: например, мосты через реку, которые держатся безо всяких свай, и прочие приборы и приспособления, изобретательные и неслыханные".

Стоит ли удивляться, что Бэкону приписывались самые разнообразные изобретения и открытия: порох, очки, телескоп и т.д.
При этом сомнений в существовании магии у него было ничуть не больше, чем у его современников. Бэкон признавал и то, что отличить черную магию от науки не так-то просто. Он считал, что натуральная магия, используемая во благо, имеет право на существование. И если мы очистим его тезисы от тонкостей, с одной стороны, и от грубых упрощений - с другой, то обнаружим, что концепция этого схоласта не так уж далека от представлений античных философов: магия, применяемая для благих целей, позволительна и именуется натуральной магией; черную же магию, действующую во зло, следует осудить и отвергнуть.
Алхимия, - утверждает Бэкон, - родственна физике. Она имеет дело с цветом и прочими субстанциями, с горением асфальта, с солью и серой, с золотом и прочими металлами, и хотя Аристотель ничего не писал об алхимическом искусстве, его необходимо изучить для понимания натурфилософии и теоретической медицины. С помощью алхимии можно делать золото, а следовательно, искусство Гермеса способно пополнить государственную казну. Кроме того, оно продлевает жизнь человека. Но в области алхимии работают лишь немногие, и еще меньше таких, кому удается производить опыты, продлевающие жизнь. Этого искусства достоин лишь мудрейший, тот, кому ведомы тайны орла, оленя, змеи и феникса - животных, возвращающих себе молодость при помощи сокровенных свойств трав и камней.
"Питьевое золото", согласно Бэкону, следует растворить в некой таинственной жидкости, приготовить которую умеют лишь особо одаренные ученые мужи. Такое золото лучше того, что встречается в природе, и того, что изготовляют алхимики. Если его правильно растворить, оно окажет поистине удивительное действие. В раствор следует добавить множество разнообразных ингредиентов. Необходимо "то, что плавает в море... а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы". Затем нужна гвоздика - смесь листьев и частичек одревесневшего стебля с небольшой долей цветков. Далее следует добавить то, что море выбрасывает на сушу, - серую амбру. Наконец, самый важный ингредиент - змея, о чем упоминает еще Аристотель. Тирийцы ели змей, приготовляя их особым образом со специями. И последний штрих - косточка из сердца оленя, ибо олень - символ долголетия. Здесь Бэкон вновь обращается к магическому принципу: подобное производит подобное. Животное, символизирующее долголетие, должно продлить человеческую жизнь! Брат Роджер считает эту смесь превосходным лекарством от старости и от всех болезней. Он убежден, что с ее помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет. Он лично знает человека, "у которого есть бумага от Папы, подтверждающая, что он воистину достиг возраста патриарха".
Бэкон полагает, что столь невероятные вещи вполне адекватно доказываются таким расплывчатым сообщением. А его слова о теоретической алхимии едва ли порадуют того, кто желал бы изучать таинственное искусство Гермеса. Бэкон пишет, что в этом искусстве разбираются очень немногие. Эти избранные не только не желают делиться своими познаниями, но и вообще не хотят находиться среди тех, кого считают глупцами, - ибо последние лишь играют словами закона и плодят софизмы. Настоящие алхимики терпеть не могут тех, кто отделяет философию от теологии. Кроме того, - добавляет Бэкон, - алхимические операции сложны и требуют больших расходов, а потому даже многие из овладевших этим искусством не могут практиковать его из-за недостатка средств. Да и книги по алхимии написаны языком столь запутанным и туманным, что понять их почти невозможно. Своими элитарными установками Бэкон способен вывести из себя даже терпеливого читателя. Он восхваляет науку, описывая почти непреодолимые трудности, которые стоят на пути у желающего заняться ею, и с презрением отвергает магию и все ненаучные методы. Кажется, его мечта - чтобы все знание сосредоточилось в руках у нескольких избранных "сверхлюдей", а еще лучше - у него одного.
Объявив, что все человеческое знание зависит от математики, Бэкон утверждает, что благороднейшая из областей математики - астрология, которая должна находить применение и в медицине, и в алхимии, и предсказаниях будущего. Особенно она полезна в политических делах: если бы мудрецы внимательнее наблюдали за звездами, недавно начавшиеся войны можно было бы предотвратить. Физический облик человека определяется небесными телами в момент рождения; но и в дальнейшем от звезд зависят все перемены, которые с ним произойдут: "В соответствии с различными сочетаниями звезд человеческое тело всякий час меняется и побуждает душу к различным действиям"(. Впрочем, звезды только склоняют и побуждают человека к той или иной судьбе, но не предопределяют ее, ибо человек наделен свободной волей. Бэкон пишет:

В соответствии с тем фактом, что некоторые знаки - огненные, горячие и сухие, некоторые тела также воспринимают эту огненную природу. Из-за этого их называют марсианскими, по имени этой планеты, а также связанными с природой Овна, Льва и Стрельца. Тот же принцип верен в отношении прочих характеристик тел, знаков и планет. Однако поименовать и отметить каждую вещь по отдельности в соотношении с планетами и знаками - дело довольно трудное, и исполнить его невозможно без помощи Иудейских Книг.

Подобно рабби Моисею Маймониду (1136 - 1204), Бэкон верил, что основной источник астрологических знаний - Священное Писание. Благодаря этому изучение звезд и их влияния на земные дела становилось вполне легитимным занятием. Но точку зрения Бэкона разделяли далеко не все: вопреки растущему влиянию астрологии на средневековую ученость, официальное отношение церкви к науке о звездах было скорее отрицательным. И все же Бэкон подразумевает, что философия (которую он отождествляет с математикой и астрологией) в конечном счете приведет к тем же выводам, что и теология, и подтвердит последнюю. Мало того, он утверждает, что без астрологии - или философии - доктрина церкви неполна. В своем знаменитом трактате "Opus Majus" ("Большой труд", или "Великое Делание") Бэкон говорит: "Если наносится ущерб философской истине, то тем самым терпит убыток и теология, задача которой состоит в том, чтобы использовать могущество философии - не абсолютное, но ограниченное надзором Церкви, - в руководстве государством верующих и для обращения предопределенных к тому неверующих..." А насчет теологов, возражавших против таких идей, Бэкон замечает: "Но заблуждения их не ограничиваются тем, что по невежеству своему они осуждают знание будущего, добытое математиками: из-за части, отрицаемой ими по причине невежества, они осуждают и целое". Так Бэкон вновь отваживается на довольно опасную похвальбу.
Брат Роджер верил в силу изреченного слова, объясняя это так:

Мы должны признать, что оно обладает великой силой; все чудеса при сотворении мира были произведены словом. И особое деяние разумной души есть слово, в коем душа ликует. Слова обладают великим достоинством, когда они произнесены с сосредоточением и глубоким желанием, с правильным намерением и верой. Ибо когда эти четыре качества соединяются, субстанция разумной души быстрее подвигается к воздействию на себя самое и на внешние предметы в согласии со своим достоинством и сущностью.

Поскольку Бэкон утверждал, что эксперимент - единственный достоверный способ проверки научных гипотез, можно предположить, что он пользовался суггестией или гипнозом. Однако это тоже всего лишь гипотеза, ибо мы уже видели, чего стоят некоторые его эксперименты. Таких же результатов, - продолжает он, - можно достигать иным путем, без помощи благоприятного сочетания небесных тел и без перечисленных "четырех качеств", а всего лишь посредством магических формул и заблуждений ума. Но тогда это будет ненаучные чудеса глупых "старушонок", которые не могут добиться указанных результатов иначе, как с помощью дьявола.
В сочинениях Бэкона нам то и дело бросается в глаза его ученая спесь и презрение, которое он питал ко всему, что не выражено и не упорядочено с достаточной ясностью. Противоречия Бэкон допускает только в вопросах теологии. Например, он говорит о следующей тайне, вступающей в противоречие с разумом: Христос - краеугольный камень, но Он же - центр, в котором сходятся двенадцать апостолов. В религиозных вопросах Бэкон абсолютно ортодоксален, вся его жизнь и ученые занятия были посвящены Христу. Все его открытия должны были служить повышению авторитета Церкви и способствовать исполнению ее планов и замыслов. В своей книге "Об опытной науке" Бэкон рассуждает о том, что Церкви стоило бы обдумать применение научных изобретений в борьбе против неверующих и мятежников, так как это позволило бы избежать пролития христианской крови. "...и в особенности это следовало бы сделать ввиду грядущих бед во времена антихристовы, которые, по милости Божией, удастся встретить легко, если прелаты и князья будут поощрять изучение и исследование тайн природы".
В целом, воззрения Бэкона не носят того "фаустовского" характера, который подчас приписывают ему исследователи-энтузиасты. Не был он и просветленным провозвестником научной революции, гласом вопиющего в пустыне схоластики. Однако в своей попытке объединить всю науку, мудрость и веру Бэкон создал уникальный труд "Opus Majus", куда включил сведения, известные в ту эпоху многим, но организованные и упорядоченные в согласии с собственными оригинальными взглядами брата Роджера.
Именно индивидуальная позиция, пожалуй, и является самой интересной отличительной чертой его сочинений. По взрывам страсти, которые Бэкон порой бывает не в силах сдержать, мы можем сделать вывод о том, какой чрезвычайной чувствительностью обладал этот мыслитель, - и с каким трудом он подавлял эту чувствительность, восхваляя сухие и скучные схоластические методы. Его поразительные высказывания, действительно уникальные для того времени, овеяны пророческим духом, совершенно чуждым науке (вопреки собственному заявлению Бэкона о том, что все его открытия имеют сугубо научный характер). В этих предсказаниях брат Роджер выразил сокровенные мечты всего человечества, благодаря которым в конце концов и появились на свет описанные Бэконом великие изобретения.

* Роджер Бэкон.jpg

(4.71 Кб, 101x139 - просмотрено 6417 раз.)

Последнее редактирование: 12 12 2011, 21:58:35 от Administrator

 

 

Ответ #1: 05 11 2009, 02:04:21 ( ссылка на этот ответ )


Бэкон Роджер (12147-11.06.1294): Алхимия в монастырской келье

Францисканский монах и ученый-естествоиспытатель, стоявший у истоков концепции «натуральной магии», нашедшей свое наиболее полное и законченное выражение в трудах его соотечественника и однофамильца Френсиса Бэкона.
Сын обедневшего рыцаря, Роджер Бэкон рано проявил необычайную тягу к учебе и благодаря помощи благоволивших к нему лиц из дворянской и духовной среды прошел курс обучения в крупнейших университетских центрах того времени — Оксфорде и Монпелье в окрестностях Парижа. В Монпелье, этой будущей Alma mater Нострадамуса, Роджер Бэкон попал под сильнейшее влияние выдающегося ученого-энциклопедиста и теолога Альберта Великого (Альберт фон Больштедт, ок. 1200 — ок. 1280) и членов группирующегося вокруг него кружка свободомыслящих студентов, искавших спасения от засилья схоластики в обращении к полузапретным в то время оккультным наукам. Сам Альберт составил первое в Европе систематическое руководство по алхимии под названием «Semita recta» («Прямой путь»; самая важная его часть — «Libellus de Alchimia», т. е. «Алхимическая книжица», или «Малый Алхимический свод», опубликована в русском переводе в сборнике «Знание за пределами науки» — М., 1996). В кругу Альберта обращались также сочинения астрологического, магического и демонологического содержания, античные натурфилософские трактаты мистико-пантеистического характера и тому подобный оккультный «самиздат». Нет сомнений, что все это было самым тщательным образом изучено, осмыслено и усвоено Бэконом перед тем, как он вернулся обратно в Англию с тайной мыслью превратить Оксфорд, где он получил начатки образования, в некое подобие Монпелье.
 
 
Около 1250 г. он получил долгожданную преподавательскую кафедру в Оксфордском университете и одновременно вступил во Францисканский орден, надеясь на более либеральное, чем в других монашеских конгре-гациях, отношение его руководства к научным и эзотерическим изысканиям. Однако активное экспериментирование Бэкона с химическими составами и реактивами привлекло пристальное внимание собратьев по ордену, которые сочли, что он находится на «прямом пути» к овладению секретом философского камня, и с целью не выпустить из своих рук этого секрета настояли на отстранении Роджера Бэкона от преподавания и заточении его в монастырскую тюрьму, выдвинув в качестве формального предлога стандартное в подобных случаях обвинение в различных еретических уклонах. Идея сделать из английских университетских центров очаги распространения эзотерического знания была таким образом похоронена, но ученый не падал духом.


В заключении Роджеру Бэкону были предоставлены условия для продолжения его изысканий, и он не лишался доступа к необходимой ему литературе. Во всяком случае, когда старый знакомый Роджера Бэкона еще по счастивым временам учебы в Монпелье Ги Фукуа стал папой под именем Климента IV (1266) и обратился к ученому с просьбой подробно изложить свои взгляды в письменной форме, тот сумел в поразительно сжатые сроки написать три трактата: Opus majus, Opus minus и Opus tertium («Большой труд», «Малый труд» и «Третий труд»), содержавшие как бы квинтэссенцию его взглядов по основным теологическим и естественнонаучным вопросам и впоследствии снискавшие ему славу основоположника опытного знания. По понятным причинам, оккультные материи в них практически не затрагивались, а рассуждения Бэкона о мистическом богопознании, достигаемом лишь путем интуитивного озарения, являются общим местом средневекового платонизма.


К сожалению, Климент IV вскоре неожиданно умер, так, видимо, и не успев дать своей оценки трудов Бэкона, что немедленно сказалось на положении ученого: освобожденный было из своего парижского заточения, он по возвращении в Оксфорд вновь привлекает недоброжелательное внимание церковных кругов и уже через несколько лет (1277) водворяется на старое место вследствие уже прямого обвинения в занятиях астрологией и магией, причем надзор за ним заметно ужесточается. Главной причиной обоих заточений Бэкона была его нескрываемая нелюбовь и противодействие директивно насаждавшимся в учебных заведениях схоластическим методам преподавания, а также уже известные коллизии вокруг «философского золота». Окончательное его освобождение наступило лишь за два года до смерти, хотя его научные изыскания не прерывались даже в тюремных условиях (в решающей мере этому способствовал, как уже отмечалось, интерес его тюремщиков к практической отдаче от его экспериментаторской деятельности).
Реальное изучение литературного наследия Роджера Бэкона до сих пор представляет серьезнейшую проблему для исследователей, так как значительная часть рукописей ученого была утрачена, часть подделана, а еше часть написана тайнописью, ключ к которой крайне ненадежен. Поэтому можно понять одного современного ученого, грустно констатировавшего, что «легче обнаружить все листки . предсказаниями Сивилл, нежели восстали. -вить сочинения Р. Бэкона в их первоначальном объеме». Впрочем, сохранились три небольших сочинения на оккультные темы, которые с очень большой долей уверенности можно считать подлинными: De nullilai magiae («О ничтожестве магии»), Alclicmiо mirror («Зеркало алхимии») и комментарий на широко распространившееся в Средине века под именем Аристотеля сочинение под названием «Тайное тайных».  Последнее из них является по сути кратким компендиумом знаний по теоретическому и прикладному оккультизму в той фор ме, в какой они были доступны по немногим сохранявшимся в обращении в это темное для мистицизма время источникам, излагаем весьма сочувственных тонах. В трактате о МАГИИ Роджер Бэкон энергично, и, по-видимому, ОТНЮДЬ НЕ  из конъюнктурных соображений ополчается  против традиционной «низовой», т. е. от язычества, магии и ее приемов, но не с позиций скептических или догматических, а прежде всего как адепт магии «натуральной»,  построенной на осмысленном использовании природных законов. Обращение к любым иным видам магии, по его мнению, обусловлено корыстью и желанием добиться чисто  волевым, а не интеллектуальным, путем, власти над тайнами природы, безответственно  насилуя ее естество; это противоестественное смешение «старушечьих басен» с «заблуждениями философов и математиков» гроз его мнению, величайшими бедствиями и приближает торжество Антихриста. Впрочем «дозволенная» магия должна оставаться доступной «только для ограниченного круга лиц с папского дозволения, ибо она несет как великое добро, так и великое зло», Плодами этого дозволения церковь, оказывается может воспользоваться в последней битве с Антихристом, который, в силу своей  природы неизбежно станет прибегать именно к «противоестественным» чудесам, тогда «люди Божьей веры» пустят против него в ход   «сжигающие  стекла, поражающие врага на любом , ... летающие малины невероятного размера, подчиняющиеся только одному человеку, ... машины с косами и секирами, передвигающиеся без помощи тяглового скота», и т. д. и т. п. Иными словами, под «истинной магией» монах-эзотерик подразумевал тот самый технический прогресс, старт которому был дан лишь шесть столетий спустя.
Алхимический трактат Роджера Бэкона также имеет к мистике в полном смысле слова довольно отдаленное отношение, поскольку алхимию, как и магию, он трактовал настолько широко и свободно, что включал в ее рамки едва ли не все экспериментальное естествознание, сводившиеся в его эпоху почти исключительно к манипуляциям с химическими и минеральными веществами и составами. Правда, при этом собственно религиозный, мистический элемент, всегда выдвигавшийся на первый план алхимиками древности, оказывается чем-то дополнительным и второстепенным... Скрупулезнейшим образом Роджер Бэкон исследует различные химические соединения, возникающие при манипуляциях со ртутью и серой — соответственно «матерью» и «отцом» философского камня; однако полученная в результате этих манипуляций киноварь, открытие которой было действительно одним из величайших достижений ученого, на искомый результат никак не тянула. По-видимому, сам Роджер Бэкон не очень-то верил в «философское золото» и поддерживал свою репутацию мага и тайновидца главным образом под давлением внешних обстоятельств и из сугубо практических соображений. Однако, как и следовало ожидать, именно оккультная сторона его деятельности привлекла наибольшее внимание современников, и уже спустя непродолжительное время после его смерти по рукам пошли книги, где он изображается в качестве великого чародея, заключившего союз с самим владыкою тьмы, и т. п. Эти книги фактически стали английской параллелью немецким легендам о Фаусте.

 

 

Ответ #2: 15 01 2010, 22:43:08 ( ссылка на этот ответ )

    *  На опыте удостоверено.

Мысли

    * Пока длится невежество, человек не находит против зла средств.

    * Обретение философского камня столь же трудно, сколь осада Трои.

    *
      Когда Аристотель говорит в первой книге «Метафизики», что те, кто знает основания и причины, более мудры, чем обладающие опытом, то там речь идет о тех, кто из опыта знает только голую истину без знания причин. Я же говорю о таком обладающем опытом человеке, который из опыта знает и основание, и причину.

    *
      Ложные авторитеты неразумной толпы подобны нарисованному или сделанному из камня глазу, который обладает лишь названием глаза, а не его свойствами.

    * Опытная наука одна дает совершенное знание того, что может быть сделано природой, что - старательностью искусства, что - обманом.

    *
      Опытная наука, владычица умозрительных наук, может доставлять прекрасные истины в области других наук, истины, к которым сами эти науки никаким путем не могут прийти. Истины эти не относятся к сущ ности начал, а полностью находятся вне их, и хотя принадлежат к этим наукам, но не составляют в них ни выводов, ни начал.

    *
      Опытная наука относится к другим так, как искусство мореплавания к умению править повозкой или как военное искусство к простому ремеслу. Ибо она предписывает, как делать удивительные орудия и как, создав их, ими пользоваться, а также рассуждает обо всех тайнах природы на благо государства и отдельных лиц.

 

 

Ответ #3: 10 07 2010, 23:51:17 ( ссылка на этот ответ )

Философы. Бэкон



”Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовёт нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда очнувшись среди своего мира, тягостно спохватываясь и дорожа каждым днём, всматриваемся мы в жизнь, всем существом своим стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?” - так вспоминали мы романтические строки одного отечественного мечтателя после путешествия в удивительную страну Утопию. Тонкое поэтическое и философское воображение сэра Томаса Мора позволяло рисовать далёкие, неведомые страны и размышлять о завтрашнем дне цивилизации.



     Что ж, наше большое путешествие по миру Несбывшегося продолжается. Не покидая стен нашего призрачного музея, мы посетим неведомое государство Бенсалем. Макет этой Новой Атлантиды, как назвал остров его создатель, сэр Френсис Бэкон, пылится в одном из музейных залов. А жаль! Он так бы мог сегодня пригодится.



     Даже ничего не зная о Френсисе Бэконе мы очень часто повторяем его слова, ставшие названием одного из любимых журналов - ”Stientia est potentia” - ”Знание - сила”. Простое повторение этих слов уже оптимистично. Ведь незнание и глупость никогда ещё никому не помогали. Бэкон боготворил знание, науку и философию, хотя целиком и без остатка смог отдаться им только в конце жизни.



     Его карьера была молниеносна и трагична. При знаменитом герцеге Бэкингеме, хорошо известном посетителям нашего музея по роману Александра Дюма ”Три мушкетера”, Бэкон назначается членом королевского тайного Совета, через год - хранителем большой печати, ещё через год - верховным канцлером и пэром Англии. Сам король, уезжая по делам, поручает ему управление страной. А ещё через некоторое время Бэкон оказывается... в тюрьме, в печально знаменитом Тауэре.



     Дело в том, что в государственном аппарате Англии после роспуска парламента процветали казнокрадство и взяточничество. Бэкон стал лишь послушным орудием в руках королевского любимца Бэкингема и волей-неволей оказался втянутым в целый ряд неприглядных махинаций.



     Приговор пэров как всегда был суров, но справедлив - 40 тысяч фунтов штрафа и лишение права занимать какие-либо государственные должности. Правда потом приговор был несколько смягчён, но государственная карьера Бэкона кончилась. ”Возвышение требует порой унижения, а честь достаётся бесчестьем”, - философично замечал хранитель большой королевской печати.



     И действительно, Френсису Бэкону Богом и судьбой была уготована честь стать философом, историком и писателем. Его гениальные работы сыплются как из мешка факира. Есть даже версия, что Бэкон - автор шекспировских творений, до того блистателен его литературный дар.



     Считается, что мечта - удел молодости. Но у Бэкона получилось наоборот. Только на склоне лет он материализует свою мечту - пишет ”Новую Атлантиду”.



     Итак, в путь! Путешественники отплывают из Перу в направлении Китая и Японии. Ветер, как и следовало ожидать, усиливается, часто меняется, запасы воды и пищи на исходе. Сбившись с курса, путешественники оказываются среди величайшей в мире водной пустыни и готовятся к неминуемой гибели.



     Однако всё кончается благополучно и усталых, не побоявшихся трудностей мореплавателей встречают жители славного, но никому неизвестного государства. Это не лилипуты и не великаны. Их на два года не посылают собирать картошку. На острове нет особенных социальных нововведений. Не этим интересна Новая Атлантида.



     Главная её достопримечательность, зеница ока острова - Дом Соломона. Наши путешественники, в конечном счёте, оказываются там и беседуют с отцом Дома, который охотно открывает им свои секреты...

”Благослови тебя Господь, сын мой, я подарю тебе величайшую из драгоценностей, какими владею; ибо открою тебе, во имя любви к Богу и людям, истинный устав Соломонова Дома.



     Тонкость природы во много раз превосходит тонкость чувств и разума, так что все эти прекрасные созерцания, размышления и толкования философов - бессмысленная вещь.



     Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда всё не станет для него возможным”.

Из рассказа выясняется, что Дом Соломона - это научно исследовательский центр, прямо этакий Хьюстон или Новосибирский Академгородок, в пору его расцвета. Это - мозг страны, и вся жизнь Новой Атлантиды подчинена ему.







     Члены семьи Соломонова Дома составляют научный орден, элитарную касту, занимающую привилегированное положение на острове и сохраняющую самостоятельность по отношению к правителю - монарху. Сегодня мы сказали бы, что в Новой Атлантиде существовала целая система научно-исследовательских институтов с единым центром, с научными и производственными полигонами. Результаты работы учёных совершенно поразительны. Послушаем, что рассказывает отец Соломонова Дома о некоторых из них...

”Есть у нас обширные помещения, где мы искусственно вызываем и показываем различные явления природы, как-то: снег, дождь, искусственный дождь из различных твёрдых тел, гром, молнию, а также зарождение из воздуха живых существ: лягушек, мух и некоторых других.



     С помощью науки делаем мы некоторые виды животных крупнее, чем положено их природе, или, напротив, превращаем в карликов, задерживая их рост; делаем их плодовитее, чем свойственно им от природы, или, напротив, бесплодными; а также всячески разнообразим их природный цвет, нрав и строение тела.



     Таковы, сын мой, богатства Соломонова Дома”.

Мореплавателей, попавших на остров Бенсалем, поражает услышанное. Они узнают о передаче света на дальние расстояния, о летательных аппаратах различных конструкций, о подводных лодках, о печах, сохраняющих заданную температуру.



     Да и у современного читателя широко откроются глаза, когда он представит себе, что в Новой Атлантиде прогнозируют погоду, землетрясения, эпидемии, знают об искусственном климате, об оживлении животных после клинической смерти и об искусстве управления их ростом. Людей двадцатого века трудно удивить плодами научно-технического творчества. Однако, после мысленного посещения Новой Атлантиды чувствуешь, что к многим прозрениям гениального философа современная наука только подошла.



     Возглас удивления вырывается и тогда, когда узнаёшь, что члены Соломонова Дома практикуют ничем не прикрытый научный и промышленный шпионаж. И здесь Бэкон строго распределил роли - одни добывают в других странах научную информацию, другие извлекают из неё ценный материал для опытов, третьи выбирают новые данные науки и искусства, четвёртые сами ставят на этой новой базе данных опыты и так далее.



     Откровенную зависть вызывает сегодня новоатлантическая система поощрения изобретателей и научных работников. Здесь это - обряд и строго соблюдаемый обычай. В своё время на острове построили огромный политехнический музей, в котором выставлены образцы всех наиболее ценных и замечательных изобретений, а также скульптуры великих учёных прошлого и настоящего. За каждое ценное изобретение или научное открытие присуждается щедрое и главное почётное вознаграждение и празднуется всеми жителями острова.



     ”Да благословен и счастлив народ Бенсалема!” - часто повторяют его граждане.



     На прощание отец Дома Соломона говорит своим гостям:

”Да благословит тебя Господь, сын мой; и да благословит он моё повествование. Дозволяю тебе огласить его на благо другим народам, Ибо мы находимся здесь в лоне Господнем и живём никому неведомые.



     Жалую тебе и твоим спутникам две тысячи дукатов, ибо члены Соломонова Дома раздают щедрые дары всюду, куда прибывают”.

Щедрый дар оставил потомкам и Френсис Бэкон. Этот дар - и ”Великое Восстановление Наук” и рассказ о Новой Атлантиде. Основные принципы организации научного знания, изложенные в философии Бэкона, до сих пор используют академии и институты многих стран мира.



Великому философу так и не удалось закончить путешествие по Дому Соломона. Холодной весной 1626-го года он решил проделать опыт с замораживанием курицы. Бэкон хотел убедиться в том, на сколько холод может предохранить мясо от порчи. Собственноручно набивая птицу снегом он простудился и проболев около недели умер. В своём последнем письме он не забыл упомянуть о том, что ”опыт с замораживанием курицы удался очень хорошо”.



Но дело Бэкона не угасло. Эстафету создания научно-технических проектов идеального государства приняли Герберт Уэллс и Евгений Замятин, Олдос Хаксли и Александр Чаянов, Иван Ефремов и Артур Кларк и многие - многие другие. Они как будто услышали напутственные слова неудачливого лорда-канцлера и великого философа-провидца Френсиса Бэкона:

”Я всего лишь трубач и не участвую в битве... И наша труба зовёт людей не ко взаимным распрям или сражениям, а наоборот, к тому, чтобы они, заключив мир между собой, объединёнными силами встали бы на борьбу с природой, захватили штурмом её неприступные бастионы и раздвинули границы человеческого могущества!”

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать