Эмпедокл, чудотворец и колдун, врач, жрец и — как впоследствии назовет его француз Эрнест Ренан — смесь Калиостро и Ньютона, жил в Южной Сицилии в 495—435 гг. до Р. X., уважаемый и почитаемый современниками. В политической борьбе в Акраганте он выступил сторонником народной партии и, когда ему предложили стать единственным правителем, ответил отказом. Его помыслы были устремлены в более высокую сферу:Эмпедокл «Друзья! Вы, что живете и большом городе на берегах золотистого Акраганта,
На самом акрополе, радеющие о добрых делах,
Вы — почтенные ганапи для чужестранцев, не ведающие худа,
Привет вам! А я — уже не человек, но бессмертный бог для вас —
Шествую, почитаемый всеми как положено,
Подвитый лептами и зеленеющими венками:
Ими — едва лишь я прихожу в цветущие города —
Почитают меня мужчины и женщины. Они следуют на мной
— из тьмы, — чтобы выспросить, где тропа к польме:
Одним нужны предсказания, другие но поводу болезнен
Всевозможных спрашивают, чтобы услышать целительное слово,
Давно уже терзаемые тяжкими муками.
Да что я напираю на это? Будто я делаю что-то важное,
Если превосхожу смертных, гибнущих от множества напастей людей».
Эмпедокл — воссоединение с огнем Этны Рассказывают, что Эмпедокл облачился в пурпурную мантию и носил на голове золотую повязку или дельфийский венок и что он ходил по городам и лечил людей, исцеляя подчас даже таких больных, которых врачи признавали безнадежными; рассказывают также, что он уберег страну от неурожая, а еще от мирового поветрия, рекомендовав канализировать болотистую местность.Если у Гераклита все находится в непрерывном изменении, то у Эмпедокла действуют два принципа: разъединение и соединение. Гераклит называет разъединение, войну, отцом всех вещей, Эмпедокл же выдвигает еще второй и вместе с тем более высокий принцип: соединение, «любовь».«Когда Распря достигла самого дна
Вихря, а в середине круговерти оказалась Любовь,
Тогда в ней все это [видимый мир] сходится вместе, чтобы быть
Одним-единственным,
Ее сразу, но добровольно собираясь одно отсюда, другое оттуда.
По мере того как они [элементы] сходились вместе,
Распря уходила вон из них к самому краю».
Элементов четыре: огонь, вода, воздух и земля, их взаимное стремление и отталкивание Эмпедокл осмысляет и обозначает как «любовь» и «распрю», или «ненависть». По словам Аристотеля, Эмпедокл был первым греческим философом, который добавил к первым трем элементам еще четвертый — землю. Эта теория «четырех элементов» оставалась основным принципом химии вплоть до XVIII столетия, пока Лавуазье не предложил новую классификацию элементов. Хотя соединение элементов выше их разъединения, все же «разъединение также необходимо, как соединение, ибо нет вообще соединения без разъединения, а разъединения без соединения».Исходя из взгляда, что мировой процесс есть не что иное, как сменяющееся в вечных ритмах формы смешения и разделения, Эмпедокл заключает, что в мире ничто не возникает и ничто не исчезает — знание, которое в XIX столетии формулируется как всеобщий закон сохранения энергии, а именно, что энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно, но что все процессы изменения суть формы превращения энергии. Эмпедокл, излагавший свою философию в стихах, выражает эту мысль следующим образом: «Еще скажу тебе: изо всех смертных вещей ни у одной нет ни рожденья,
Ни какой бы то пи было кончины от проклятой смерти,
А есть лишь смешение и разделение смешанных [элементов],
Люди же называют это «рождением».
Всякий раз, как люди заприметят, что [элементы] смешались в облике человека,
Или же в виде породы диких зверей, или в облике древес,
Или в облике птиц, тогда они говорят: «Это родилось».
Когда же они разделятся, то называют это «злосчастной смертью».
Так принято, и я тоже следую обычаю.
Несмышленыши! Сколь недальновидны их мысли,
Ежели они полагают, что может родиться то, чего прежде не было,
Или же нечто умереть и изничтожиться совершенно.
Из того, чего нет нигде, не может возникнуть [нечто],
Равно как недостижимо и неосуществимо,
чтобы изничтожилось то, что есть:
Сколько и откуда его ни выталкивай, всякий раз [на его месте] окажется [другое сущее]».
Но тот, кто постиг принцип непрерывного разъединения и соединения элементов, может влиять на эти процессы смешения. Своему ученику Павсанию Эмпедокл обещает:«Сколько ни есть лекарств от болезнен, защиты от старости,
Ты их узнаешь все, ибо я исполню все это для одного тебя.
Ты прекратишь неутомимые ветры, которые налетают на землю
И губят своим дыханием.
А если захочешь, то наведешь на ветры возмездия.
Из мерного ливня ты сделаешь людям своевременное вёдро,
А из летней засухи ты сделаешь
Древоинтающие потоки, обитающие в эфире.
Ты вернешь из Лида умершего человека».
Подобно орфинам, секте, которая будто бы пришла в VI столетии до Р. X. из Индии в Грецию, Эмпедокл верил в переселение душ. Тело — темница души, учили орфики, а Эмпедокл видел свою судьбу в этом мире так:«Есть оракул [рок] Необходимости (Ананкэ), древнее постановление богов
Вечное, скрепленное, словно печатью, пространными клятвами:
Если какой-нибудь демон (божество) осквернит свои члены кровью [убийством] по прегрешению
И, следуя Ненависти, поклянется преступной клятвой,
— Из тех, кому досталась в удел долговечная жизнь —
Тридцать тысяч лет скитаться ему вдали от блаженных,
Рождаясь с течением времени во всевозможных обличьях смертных [существ],
Сменяя мучительные нуги жизни.
Мощь Эфира гонит его в Море,
Море выплевывает на почву Земли, Земля — к лучам
Сияющего Солнца, а Солнце ввергает в вихри Эфира.
Один принимает от другого, но все ненавидят.
По этому пути и я иду ныне, изгнанник от богов и скиталец,
Повинуясь бешеной Ненависти...»
Песнопевцы, прорицатели и врачи будто бы отбыли, полагал Эмпедокл, уже большую часть этого 30000-летнего наказания, и неудивительно, что Эмпедокл, победитель смерти и пророк любви, не умер, рассказывает легенда, а был перемещен, подобно китайским бессмертным, в инобытие. Его хвастливые противники, однако, утверждали, что он прыгнул в огнедышащий кратер Этны, желая своим таинственным исчезновением создать впечатление, будто он стал бессмертным.