Максимум Online сегодня: 565 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 357861 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 19 04 2024, 09:03:59

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 08 12 2009, 08:20:38 ( ссылка на этот ответ )

Ориген (ок. 185-253 или 254 г. н.э): Чужой среди своих

   Выдающийся христианский мыслитель и богослов, крупнейший представитель христианского Гнозиса (каковой не следует отождествлять с «ересью» гностицизма). Взгляды Оригена получили при его жизни широчайшее распространение и признание как в христианской, так и в языческой среде, проникнутой влиянием неоплатонизма, однако впоследствии многие положения его доктрины были оспорены представителями ортодоксального направления в христианстве, и в середине VI в. его учение по инициативе императора Юстиниана I было анафемствовано как еретическое (хотя и не в целом, а только по 15 наиболее «сомнительным» пунктам). Характерно, что большинство осужденных положений Оригена прямо или косвенно были связаны с различными мистическими доктринами, которые он усвоил в своей родной Александрии, имевшей в то время заслуженную репутацию «плавильного котла» для всевозможных религиозных, философских и эзотерических учений и течений.
   Будучи человеком исключительно принципиальным и последовательным во всем, что касается охранения себя от духовной и телесной нечистоты, Ориген уже в зрелом возрасте приходит к мысли о необходимости самооскопления, ссылаясь при этом на слова Евангелия: «Ибо есть скопцы, которые сделали себя такими для Царствия Небесного». Претворение в жизнь этого замысла оттолкнуло от него многих учеников и единомышленников, но одновременно и вызвало небывалый доселе интерес к его личности и учению. Слава Оригена вышла далеко за пределы христианской общины и достигла даже императорского двора, но его попытка приобщить верхушку языческого общества к откровениям христианского Гнозиса успеха не возымела. С другой стороны, ярко выраженный гностический характер его учения привел его к резкому конфликту с церковными властями Александрии, формально отлучившими его от церкви в 230 г. Умер Ориген в тюрьме (или сразу после выхода из нее), куда попал во время печально знаменитых гонений императора Деция; имеются также глухие намеки на то, что он сознательно уморил себя голодом.
   Ориген был лично знаком со многими выдающимися деятелями поздней античности, — христианами и язычниками, — и отличался исключительной широтой интеллектуального кругозора. Им было создано множество сочинений (несколько сотен названий) на различные религиозные и философские темы, дающих образцы подлинно аналитического подхода к библейским текстам и принесших ему славу основоположника критической библеистики. Однако об Оригене-мистике мы можем судить лишь по двум его сочинениям — О началах (De principes; ок. 228 г.) и Комментарию на Евангелие от Иоанна. Первое из этих сочинений дошло до нас, к сожалению, не в греческом оригинале, а в латинском переводе ученика Оригена Руфина, который с благим намерением защитить память учителя от нападок и подозрений в отступлении от основ веры так обработал текст, что некоторые взгляды Оригена оказались существенным образом искажены (правда, этот недостаток отчасти восполнили оппоненты Оригена, ссылавшиеся в своей полемике именно на эти «еретические» места).
   Ориген, наряду с Климентом Александрийским (Тит Флавий, ок. 150 - ок. 215 гг.) считается главным последователем и выразителем идей так называемой Александрийской школы, в христианской среде. Упомянутая школа была, впрочем, отнюдь не «школой» в традиционном понимании, а чем-то несравненно более сложным и трудноопределимым, так как ее наиболее выдающиеся представители жили в разное время и формально относились к различным этническим группам и вероисповеданиям. Помимо двух названных христианских мыслителей, наибольшей известностью среди «александрийцев» пользовались иудей Филон и грек Плотин, родом, кстати, тоже из Египта. При знакомстве с сочинениями всех четверых создается отчетливое впечатление, что предметом их изложения является одна и та же религиозно-философская доктрина, как бы воплощающая собой «дух поздней античности», — элитарный, космополитический, насквозь проникнутый пессимизмом и ощущением иллюзорности и эфемерности бытия; а это есть самая питательная почва для мистицизма. Впрочем, «мистицизм» александрийцев оставляет достаточно странное и какое-то зыбкое впечатление, поскольку он был доведен ими до такой степени абстрактности, метафизичности и спиритуализированности, который не был никем превзойден ни до, ни после, и за гранью которой само понятие «мистицизм» утрачивает свой первоначальный смысл. Действительно, вычленить в чистом виде то, что относится к мистике, что — к религии, а что — к философии, в сочинениях «александрийцев» практически невозможно. Все это невольно накладывает отпечаток на содержание соответствующих словарных статей, в которых могли быть отражены лишь отдельные аспекты их мировоззрения.
   Сочинения Оригена обнаруживают сильнейшие следы воздействия теософии Филона Александрийского, учение которого о божественном Логосе и его земных воплощениях было развито им применительно к миссии Иисуса Христа и к христианскому вероучению в целом. Таинство Боговоплощения, согласно Оригену оказывается возможным лишь благодаря особой мистической субстанции, которую он, вслед за Филоном, именовал «разумной душой»: «При посредстве сей субстанции души между Богом и плотью — ибо божественная природа не может слиться с телом без посредника — Бог рождается человеком» (О началах, гл. 2). Поэтому «сокровенный» Христос может быть постигнут, сообразно своей природе, не рассудком или чувством, а только лишь благодаря постепенному и усердному совершенствованию собственного «душевного ока», способного к прямому и непосредственному созерцанию света Божественного Логоса внутри верующего. Но перед этим ему необходимо последовательно подняться по четырем ступеням совершенствования, которые есть «вера», «знание», «мудрость» и, наконец, «созерцание Истины»; главным провожатым на этом пути является «любовь», толкуемая как мистическое притяжение души к Богу, поддерживаемое особой системой духовных упражнений. Верующий, достигший последней ступени, становится уже не просто христианином или христианским гностиком, а как бы самим Христом, «постоянным светом», поскольку на этом этапе весь его духовный и телесный состав не просто преображается, а, если пользоваться впервые широко введенным именно Оригеном определением, «обожается» (греч. theophanos).
    Можно заметить, что именно эта часть учения Оригена как раз наименее оригинальна; нечто подобное встречается у мистиков всех времен и народов вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Значительно более своеобразна его космология, свидетельствующая о его глубоком интересе (никогда открыто не заявлявшемся) к тому же эзотерическому учению, которое вдохновляло и других его современников — гностиков (внецерковных) и неоплатоников. (Свои обширные познания в гностической литературе Ориген обнаружил в обширном сочинении Против Цельса, явившемся непревзойденным образцом непредвзятого, подлинно научного подхода к полемике с идейными противниками.)Творение материального мира изображается им как конечный результат постепенного отпадения от Бога неких духовных сущностей, им первоначально сотворенных и наделенных свободой воли. Отпадение это явилось следствием не проявления осознанной злой воли, а скорее неправильного выбора, обусловленного их внутренней инертностью и какими-то взаимными конфликтами, о причинах которых Ориген высказывается крайне неопределенно. Чтобы не допустить дальнейшей концентрации отрицательной энергии в духовном космосе и наставить отпавших духов на путь истинный, Господь творит материальный мир и человеческие тела, в которые вселяет строптивых духов; они отныне именуются «душами» (не тождественными «разумной душе», о которой шла речь выше). Души, заключенные в плотскую оболочку, сохраняют смутное воспоминание о своей небесной прародине и тоскуют по ней, но вернуться в первозданное состояние могут, лишь пройдя все ступени и этапы «просветления»; избравшие противоположный путь в конечном итоге «низвергаются в состояние неразумных животных и даже рыб», поскольку человеческие тела им уже как бы и ни к чему.
    Здесь Ориген опирается на две основные идеи, в равной мере несовместимые с ортодоксальным христианством, но абсолютно естественные для адепта эзотерического учения: идею о предмирном существовании человеческих душ (согласно логике которой все люди — наследственные грешники, падшие еще до своего телесного рождения) и идею метемпсихоза, без которого душе невозможно пройти через весь цикл предназначенных ей испытаний. Однако самое большое возмущение у единоверцев вызвало учение Оригена об апокотостазисе, т. е. о предполагаемом «в конце времен» воссоединении в божественном лоне всех духовных сущностей — и добрых, и злых, включая самого дьявола, причем процесс этот произойдет как бы автоматически, вне зависимости от желания или нежелания последних. Аргументирует Ориген свои взгляды тем, что чистые и нечистые духи созданы из одной и той же субстанции, и отличаются друг от друга лишь волей и направленностью собственного свободного выбора; поэтому никакого непреодолимого антагонизма между теми и другими не существует. Это его мнение было интерпретировано в том смысле, что Ориген, дескать, «все перемешивает, так что у него и ангел может превратиться в дьявола, и наоборот».
   Упорство Оригена в отстаивании им этого и аналогичных нетрадиционных для церкви взглядов привело к тому, что эта незаурядная личность оказалась в глазах последующих поколений искусственно скомпрометирована и не оказала того влияния на духовное развитие христианского мира, которое заслужила по достоинству: ни восточная, ни западная церкви одинаково не приветствовали интерес к наследию Оригена.  Почва для его последующего осуждения начала готовиться практически сразу после смерти, но, пока христианство еще не сделалось официозной идеологией и пока была возможна сколько-нибудь свободная и добросовестная полемика, все еще многочисленные сторонники Оригена отважно защищали память учителя. К ним относился и уже упоминавшийся выше Руфин, чей перевод сочинений Оригена сослужил их автору недобрую службу, поскольку вызвал ярость высших представителей римского клира и самого папы Анастасия I (399—401), потребовавшего немедленного изъятия «нечестивых» писаний и не нашедшего более веских и достойных доводов, как спрятаться за спиной «августейших особ»: «Что касается сочинений Оригена, которые Руфин перевел на наш [латинский] язык ..., то ум мой не смирится с тем, что его писания стали доступны жителям нашего города и подобно туману проникают в неискушенные умы, желая разрушить веру апостолов, исказив ее всевозможными уклонениями... Да не будет такого учения у Римской Вселенской Церкви ..., что ниспровергает общепринятые нравы, ранит слух внимающим, порождает ссоры, волнения и расколы... Не могу умолчать и о том, что исполняет меня радостью: обнародованы суждения наших благословеннейших государей (римскими императорами были в ту пору Аркадий и слабоумный Гонорий), которыми каждый повинующийся Богу предостерегается от чтения Оригена; по их мнению: всякий, уличенный в таковом чтении, достоин осуждения» (Задворный В. История римских пап. М., 1995, с. 196—198). И папа знал, о чем говорил: не понадобилось много времени, чтобы этот запрет обрел юридическую и доктринальную форму. Читая «мотивировку» осуждения Оригена, трудно, впрочем, отделаться от мысли, что оно было в действительности вызвано не столько какими-то реальными или кажущимися его прегрешениями против христианской веры, сколько укоренившейся на уровне рефлекса ненавистью составителей этого документа ко всему, в чем ощущается работа подлинно творческой и независимой мысли...

Литература:

    Гомилии на Песнь Песней// Патристика: Новые переводы. Н. Новгород, 2001; О началах. Самара, 1994 и М., 1996; Против Цельса. М., 1997 (только кн. 1-4).
    Переселение душ: Сб. М., 1994, с. 217-228; (без подписи). Эсхатология Оригена (общая и эзотерическая) // Вера и разум, 1916, № 2; ЛЕБЕДЕВ А. Учение Оригена о духах//там же, 1914, № 5; СИДОРОВ А. Жизненный путь Оригена; Библейско-экзегетический труд Оригена. Гекзаплы// Патристика... (см. выше);
    об Александрийской школе в целом: ДМИТРЕВСКИЙ В. Александрийская школа. Казань, 1884; СВЕТЛОВ Р. Гнозис и экзегетика. СПб., 1999; СПАССКИЙ А. Эллинизм и христианство. Сергиев Посад, 1913; ХОСРОЕВ А. Александрийское христианство. М., 1991.
Последнее редактирование: 12 12 2011, 02:15:22 от Administrator

 

 

Ответ #1: 14 02 2010, 18:04:26 ( ссылка на этот ответ )

  Ориген: Почему извратили учение Христа


Время действия Оригена — 185 год от начала Эры Христовой и приблизительно до 254 года. Это было особенное время — время распространения христианства и время первых искажений основ учения Христа.

Высочайший нравственный максимализм Христа оказался не под силу большинству людей, хотя и был притягателен... Весь смысл Пришествия Христа принижался в угоду человеческим самостным устремлениям, корыстным похотям... Неукоснительное требование чистой нравственной жизни встречалось с самым решительным сопротивлением. Священники, стремясь упрочить своё положение и положение учения, которое они исповедовали хотя бы на словах, были заняты, главным образом, привлечением масс, и потому поступались чистотой и максимализмом учения, снижая накал Его требования...

Ориген ходил ещё по горячим угольям Старого мира... Будучи ревнителем знания, его возмущало падение знания среди служителей. Служение Христу подменялось служением земной церкви, начиналась торговля именем Учителя.

Нужно было решительное очищение Учения Христа во избежание заблуждений и несчастий. И миссию очищения Учения Христа от первых искажений мог взять на себя только очень высокий Дух.

О жизни Оригена мало известно. Родился он не то в греческой, не то в египетской семье, принявшей христианство. Получил христианское образование от священника Леонида, который во время гонений на христиан был казнён.

В 17 лет Ориген, имея на попечении мать и шестерых братьев, сделался учителем грамматики и риторики, а затем был избран в наставники знаменитой катехической школы в Александрии. Ориген писал блистательные ясные сочинения по христианству, которые сразу же привлекли внимание: у одних доброжелательное и восторженное, у других — резко враждебное.

Начались гонения. Ориген удаляется в Палестину. Гонения не прекращаются, но они воспринимаются Оригеном с должным самообладанием, как неизбежность, как необходимое мученичество.

Множество трудов Оригена (не все дошли до нас и не все переведены и опубликованы) поражают образованностью и устремлённостью. Но враги Оригена прибегли к обычному своему средству — преследованию.

В чём обвиняли Оригена? Жития Святых говорят: «Ориген, чудо своего века по громадности своего ума и глубине учёности, на двух Александрийских соборах и, после кончины, на Константинопольском соборе был осуждён как еретик. Ориген неправильно мыслил о многих истинах христианской церкви. Развивая неправильное Учение о предсуществовании душ, он неправильно мыслил о Христе...неправильно понимал и крестную смерть Христову, представляя её чем-то духовным... Ориген приписывал слишком много действию обыкновенных сил, коими одарена наша природа».

Множество сочинений Оригена были уничтожены его фанатичными врагами. Остались единичные произведения, но и в них вкрались поздние искажения. Оригеном были написаны комментарии к Евангелию от Иоанна — 5 томов; 8 томов комментариев к Ветхому Завету, две книги о Воскрешении, четыре книги о Началах, комментарии к псалмам. От многих произведений остались фрагменты, сквозь которые просвечивает страстное желание установить Истину.

Ориген дал первый опыт научно-систематического изложения христианского вероучения, который бы мог спасти христианство от губительных заблуждений в виде инквизиции, крестовых походов, нетерпимости, религиозных распрей и т.д.
 
Ориген прямо поставил вопрос о Боге и дал мужественный и чёткий ответ: «Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом или пребывающим в теле, но Он есть простая духовная природа...», а Христос может быть с полным правом быть назван образом Бога невидимого Отца.

Раскрывает Ориген и понятие Святого Духа, называя Его Энергией или Силой... Ориген хорошо представлял себе всю таинственную цепь сокровенных миров, через которые суждено пройти человечеству; он прекрасно знал, что Земля — не единственное пристанище человека, его ждут многие новые земли...

Откуда же всё это знал Ориген? Он сам намекает, что есть два вида познания: одно основывается на видимом, другой — духовный, основанный на знании сердца.

Ориген учит, что жизнь человеческая — это цепь жизней единой Индивидуальности. Он утверждает предсуществование души до момента её появления на Земле. Душа появляется на Земле не один раз, а множество: заново приходя на Землю, она облекается новой плотью. Физическое тело лишь отражение жизни души в её предыдущей эволюции.

«Допустим, — пишет Ориген, — что душа не имела предыдущего существования; тогда почему некоторые младенцы рождаются слепыми, — ведь они безгрешные; а другие рождаются совершенно нормальными. Вероятно, некоторые грехи существовали ещё до рождения души, и в результате этих предыдущих грехов каждая душа получает или вознаграждается пропорционально её заслугам».

Ориген утверждает необходимость испытаний, ибо в них мы познаём свои страсти и пороки, чтобы очиститься от них. Ориген даёт чёткое представление о существовании Сил Света и Тьмы. Бог даёт нам такие испытания, которые мы при некотором усилии воли можем с честью выдержать. На человека воздействуют непрерывно светлые и тёмные силы, и с кем он пойдёт — целиком зависит от его свободной воли.

Ориген не приемлет понятие смерти. Созданное для бытия не может не быть. Могут быть только изменения. Смерть — это видимые телесные изменения, тогда как сама индивидуальность продолжает существовать. Бог сотворил две природы — видимую и невидимую, и обе они наличествуют в каждом человеке и существе. И нельзя судить о невидимом с точки зрения видимого. Мы видим только видимые изменения невидимого.

Конец мира — это вовсе не тривиальная гибель всего и вся — нет, это решительное обновление совершенных вещей, которым уже невозможно развиваться в пределах прежнего мира, нового качественного существования или бытия. Мир погибает только тогда, когда каждая вещь в нём исполняет своё предназначение, чтобы заново возродиться в новом качестве.

Ориген отмёл все нелепые представления о смерти, страхе перед ней, чувство бессилия перед судьбой, раболепие. Он утвердил единую природу всего мироздания. Не найдя убедительных контраргументов, его противники прибегли к самому испытанному методу — уничтожили произведения и объявили Оригена еретиком. И в 70 лет огненного борца за оскорбляемую Истину, этого истинного Светоча Христианства заковывают в цепи и бросают в тюрьму...

Время Оригена — это время утверждения искажённого псевдохристианского мировоззрения. Ведомые церковным мировоззрением, люди предпочли крестовые походы во имя Того, кто отрицал насилие и смерть; утвердили инквизицию и страх вместо светлой Любви.

Словом, человечество, ведомое слепыми поводырями, пошло привычной дорогой тяжких страданий по причине собственного невежества.

А ведь взгляды Оригена могли бы стать основой научного мировоззрения христианского мира и далеко продвинуть его по пути нравственного и физического совершенствования.
 
Г. Горчаков, «Знамя Мира» (1993 год)

Ориген

Ориген — греческий христианский теолог, философ, ученый. Основатель библейской филологии. Автор термина «богочеловек» .

Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы.

Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других .

В 254 в Тире, во время очередной волны антихристианских репрессий, Ориген был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
 
Образцовая святость жизни Оригена и мученическая кончина способствовали его популярности в монашеских кругах. Наиболее авторитетными центрами распространения оригенизма становятся палестинские монастыри Мар-Саба (то есть св. Саввы) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлиема.
В 543 году император Юстиниан издал эдикт, в котором осуждал Оригена как еретика.

Вопреки распространенному мнению, Ориген не был осужден на V Вселенском соборе в 553 году.

* hristos-3_200_200.jpg

(17.71 Кб, 200x200 - просмотрено 2759 раз.)

Существуют лишь те ограничения, которые мы сами накладываем на себя.

 

 

Ответ #2: 13 12 2011, 02:26:40 ( ссылка на этот ответ )

Ориген осуществил синтез античного и христианского духа. При этом реформатор повлиял на все восточное богословие точно так же, как Святой Августин повлиял на богословие западное. Этот автор термина "богочеловек" пытался сделать из христианства мистическую философию. Восток его крепко осудил, на Западе приравняли к Августину и Фоме Аквинскому.

Сведений об Оригене сохранилось больше, чем о любом другом богослове до Августина. Кроме автобиографических источников остались сведения, сообщенные Памфилием, "Большая огласительная речь" каппадокийского отца церкви Григория Нисского (около 335-394 годов), а также информация, содержащаяся в знаменитом труде историка церкви Евсевия Кесарийского. Ориген родился в Александрии в 185 году в христианской семье. Однако христиане все еще составляли меньшинство в Римской империи. Никто не мог поверить, что спустя 150 лет христианство станет официальной церковью империи. Священные тексты Ориген изучал под руководством своего отца Леонида.

"Видимости ради он бранил сына, советуя ему не умничать не по возрасту и удовлетворяться прямым смыслом Писания, но в душе ликовал, горячо благодаря Бога, Подателя всего доброго, за то, что Он удостоил его стать отцом такого сына. Рассказывают, что он часто подходил к спящему мальчику, открывал ему грудь и благоговейно целовал ее, как освященную пребыванием Духа Божия; счастье свое полагал он в сыне", — писал Евсевий Кесарийский. Когда ему исполнилось 17 лет, отца обрекли на мученическую смерть, накануне которой тот ободрял сына: "мученик" означает по-гречески "свидетель".

Позднее, отдавая дань памяти отца, он опубликует "Увещание к мученичеству". Ориген продолжил свое обучение у Климента Александрийского. В 202 году юноша вынужден был заботиться о семье, состоящей из матери и шестерых маленьких братьев. Имущество отца было конфисковано в царскую казну. "Он нашел приют у одной очень богатой и очень известной женщины, опекавшей одного прославленного еретика", — сообщает Евсевий.

Ориген выполнял поручения епископа Александрийского, готовя соискателей, пришедших с просьбами о крещении. Так, в 18-летнем возрасте он сменил Климента в качестве главы Александрийской катехетической школы. Не прекращал Ориген и занятий философией. В качестве учителя он избрал платоника (или пифагорейца) Аммония Саккаса, который через несколько лет станет учителем Плотина — автора последней великой греческой философской системы. С язычником Плотином, который был на 20 лет моложе Оригена, он никогда не встречался. В 244 году, когда Плотин открыл в Риме свою философскую школу, Ориген уже десяток лет как жил в Кесарии, столице провинции Палестины. Ориген не только самозабвенно изучал теологию, но и вел аскетический образ жизни. Двадцатипятилетний молодой человек, которому дали прозвище Стальной (Adamantinos), пользовался успехом у женщин.

Мучимый плотскими вожделениями, он воспринял слова евангелиста Матфея о "скопцах, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного", как руководство к действию. Тайком он обратился к врачу с тем, чтобы тот его кастрировал. "Говорят, что в течение многих лет он вовсе не обувался и ступал по земле босиком, многие годы отказывался от вина и от всякой пищи, кроме необходимой; в конце концов ему стала грозить тяжелая легочная болезнь", — добавляет Евсевий.

Выполняя установку своего предшественника Климента, Ориген пытался объединить христианскую веру и греческую образованность, чтобы, как выразился швейцарский теолог Ганс Кюнг, "христианство стало самой завершенной из всех религий". Идея всеобщего прощения и, как следствие, отрицание вечных адских мук и допущение спасения даже для дьявола и его приспешников, может, и стали причинами серьезного конфликта Оригена со своим епископом Деметрием. Известно, что епископ Александрии не выносил этого ученого с мировым именем, которого в 231 году сама императрица-мать Юлия Маммея приглашала с докладом в Антиохию. Мать Александра Севера фактически правила государством в 222-235 годах.

Епископ предпочел мудрецу Оригену своего послушного ученика Геракласа и посвятил последнего в пресвитеры, а Оригену отказал в посвящении в сан на основании того, что тот кастрат.

Ориген в 232 году предпринял поездку в Грецию и по прибытию в палестинскую Кесарию получил сан пресвитера от дружески расположенных к нему епископов Кесарии и Иерусалима. Деметрий предпринял ответный ход. Два синода пресвитеров выслали выдающегося мыслителя греческой церкви из Александрии и лишили права служения, о чем поставили в известность Рим. Во время гонений на христиан при императоре Деции (249-251 годы), впервые получивших всеохватывающий характер, в жернова государственной машины попал и Ориген. В 250 году его арестовали и заковали в кандалы. В пыточной камере его ноги целый день растягивали "до четвертого отверстия".

Но знаменитого человека опасались осудить на казнь через сожжение и не позволили ему — сыну мученика — самому им стать. Благодаря мученическому венцу Оригену вполне могли простить его недостаточную ортодоксальность, но этого не произошло. О кончине Оригена говорили разное. Одни предполагали, что он был казнен, Иероним писал, что он умер естественной смертью в Тире, другие утверждали — Ориген умер между 251-м и 254 годом в неизвестном месте. Ему было, вероятно, около 70 лет.

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать