Максимум Online сегодня: 951 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371740 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 28 12 2024, 06:17:49

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 | Вниз

Опубликовано : 26 08 2008, 23:31:56 ( ссылка на этот ответ )

Настоящее имя Агриппы, по-видимому, было Генрих Корнелиус. Он родился в Кельне в 1486 году и происходил из знатной семьи фон Неттесгеймов. Скептики утверждают, что он сам назвал себя Агриппой Неттесгеймским в честь основателя этого прекрасного средневекового города. Он получил хорошее образование в Кельнском университете, считавшемся в те времена одним из лучших в Европе.
Этого человека человечество бесстыдно оболгало, как это зачастую бывает, из черной зависти. Блистательный ученый эпохи Возрождения, он оставался для многих человеком непонятным, так сказать, не в своем уме. Он всегда был мистиком, предпочитал труды Платона сочинениям Аристотеля и старательно штудировал неоплатоников: Плотина, Ямвлиха, Порфирия и Прокла. Он был типичным человеком эпохи Возрождения, динамичным, деятельным, авантюрного склада, удивительно любопытным — его интересовало буквально все на свете. Он мечтал о постоянном мистическом озарении, но для этого у него не хватало темперамента, религиозного рвения и терпения. Его жизнь складывалась тра-гично. Студент Корнелиус был человеком начитанным, знал много иностранных языков. Когда он стал секретарем императора Священной Римской империи Максимилиана, казалось, что такое высокое назначение станет для него началом удачной карьеры. Но всевластный повелитель видел в нем не способного ученого, поклонника оккультных наук, а личного шпиона. Для выполнения такой миссии Максимилиан 1 отправил его продолжать учебу в Парижский университет. Там он впервые близко познакомился со спиритами, оккультистами и философами.
Ему по роду своих занятий приходилось много путешествовать по Европе — он побывал в Барселоне, на Майорке, в Сардинии, Италии, Авиньоне, Лионе, Шалоне, Доле. Там он читал лекции по каббале и был очарован не только ее мистическими аспектами, но и магическими доктринами, которые сильно волновали, возбуждали его, особенно нумерология (наука о влиянии чисел на судьбы человека). Там он стал одним из самых известных гадателей, предсказателей судьбы по числам. Агриппа почерпнул из этой науки множество тайн и охотно делился со всеми своими секре¬тами в университете Дол, за что получил особое звание — Доктор-Прорицатель. К своему несчастью, он влюбился в дочь Максимилиана I Маргарету Гентскую и даже написал для нее эссе «Знатные женщины». Но его надеждам на счастливый брак не суждено было осуществиться. А завистники французские монахи, постоянно его травили за широкие знания, поливали грязью, и в результате он был вынужден уехать в Англию. К тому времени он уже заканчивал свое главное философское произведение — трехтомный трактат «Оккультная философия», сочинение, поразительное по глубине мысли для двадцатичетырехлетнего человека. К сожалению, его никем не востребованный труд был напечатан только через двадцать лет, хотя искусство печатания уже было обретено за несколько лет до появления его на свет Иоганном Гутенбергом. В своем трактате он смело утверждал, что магия как таковая не имеет никакого отношения к волшебству или Дьяволу и является такой же наукой, как и все другие. Она — следствие наличия того или иного человека оккультного, то есть таинственного, сокровенного, дара — пророчества, ясновидения и т.д. Однако завистники, которым было еще далеко до понимания сути оккультных наук, издевались над ученым, высмеивали его, называли шарлатаном, пайщиком, ловким мошенником и тайным алхимиком. Например, говорили, что за постой гостинице он расплачивался настоящими золотыми монетами, которые потом вдруг превращались в простые ракушки. Однажды студент, снимавший у Агриппы комнату, попросил в его отсутствие, у жены Агриппы ключ от его кабинета, чтобы там в тиши поработать. Войдя туда, увидел раскрытую на столе книгу заклинаний и тут же погрузился в нее. Вдруг ни с того, ни с сего явился Дьявол и грозно спросил, для чего он его вызвал. Пришедший в ужас студент онемел, не мог вымолвить ни единого слова. Тогда Дьявол его задушил. Когда Агриппа вернулся, то понял, что его обвинят в убийстве. Тогда он снова вызвал Дьявола и приказал ему воскресить несчастного студента, хотя бы на какое-то время. Тот исполнил повеление. Воскресший студент несколько раз прошелся по городскому рынку, потом вдруг упал и мгновенно умер от сердечного приступа.
Агриппе спешно пришлось покинуть город. Слава о нем, как о маге и волшебнике, росла, а на его голову обрушивался один тяжкий удар за другим. Его сторонники, друзья и приятели старались держаться подальше. Обе его жены умерли при загадочных обстоятельствах, а третья сама бросила его, оставив без гульдена в кармане. Духовенство из-за его воинственного антиклерикализма было решительно на¬строено против него и повсюду предавало Агриппу анафеме. Он вдруг разочаровался в магии, считая ее напрасной тра¬той времени, и заявил, что только одно богословие заслуживает, чтобы его изучали. Агриппа даже выпустил в Амстердаме книгу «О тщете наук и искусств», основная мысль которой заключалась в афоризме: «Чем больше учишь, тем меньше знаешь». Она привела в бешенство императора Карла V, и тот велел бросить его в тюрьму как еретика. После опубликования через двадцать лет его главного труда «Философия оккультизма» положение Агриппы сильно ухудшилось, хотя эта его книга — самая заметная веха в истории оккультизма и тайноведения. В ней Агриппа, объединив все оккультные доктрины, постарался придать магии черты естественной науки, объясняющие многие чудесные явления. Там он первым выдвинул идею «души Вселенной», так называемой квинтэссенции, то есть пятой сущности в дополнение к четырем элементам или стихиям.

* agrippa_c8_cr.jpg.jpg

(42.19 Кб, 365x284 - просмотрено 83270 раз.)

* 135b7.jpg.jpg

(27.95 Кб, 282x448 - просмотрено 3276 раз.)

Последнее редактирование: 12 12 2011, 22:54:17 от Administrator

 

 

Ответ #1: 26 08 2008, 23:34:28 ( ссылка на этот ответ )

Признание пришло из России

Своей реабилитации Агриппе Неттесгеймскому пришлось ждать долго, очень долго. Она, как ни странно, пришла к нему из России, где оккультные науки находились в зачаточном состоянии. Знаменитый русский поэт и писатель Валерий Брюсов, который в двадцатые годы нашего столетия с увлечением занимался сокровенными науками и изучал тайноведение, написал роман «Огненный ангел», в котором в образе главного героя Рупрехте вывел знаменитого мага - ученого. Потом ВЛ. Брюсов где-то раскопал вполне доброжелательный, выдержанный в научном тоне, без привычных ругательств и злопыхательства, очерк французского демонолога Ж. Орсье: «Агриппа Неттесгеймский. Жизнь и приключения авантюриста», сам перевел его и издал, приложив к нему два своих очерка, посвященных жизни и творческой деятельности ученого. Как это ни странно, но он умер, как и Агриппа, в возрасте 51 года.

 

 

Ответ #2: 06 11 2008, 14:45:00 ( ссылка на этот ответ )

Агриппа Неттесгеймский (1486 - 1535)


Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм - самый, пожалуй, значительный из оккультистов своей эпохи - в полной мере испытал на себе все превратности этого бурного времени. Агриппа менял города и страны, переносился от монаршей милости к опале и тюрьме, от уединенных штудий в тиши кабинета - на поле битвы, от богатстве - к нищете. Будучи высокообразованным и эрудированным человеком, он переписывался с великими гуманистами своего времени - Меланхтоном, Эразмом Роттердамским, кардиналом Кампегием. Аббат Тритемий поощрил Агриппу к сочинению оккультных трактатов, к которому он и так был чрезвычайно склонен от природы. Под влиянием гуманистов, боровшихся против средневекового аристотелизма, Агриппа стал неоплатоником. Изучая труды Плотина, Ямвлиха и Порфирия, он с головой ушел в мир сверхъестественного и от восторга, который вызвали у него эти философы, забыл о том, что наука нуждается в критическом подходе. С жадностью впитывая все течения оккультной мысли, Агриппа, подобно Пико делла Мирандоле, мечтал примирить между собой разнообразные магические доктрины и объединить философию с каббалой. Впрочем, позднее - возможно, под влиянием Контрреформации, - Агриппа отрекся от своих магических сочинений. Столь же недоверчивый, сколь ранее легковерный, теперь он заявил, что ни в искусствах, ни в науках нет ничего надежного, и единственное в мире, на что можно положиться, - это религиозная вера. Чтобы понять, почему с Агриппой произошла такая поразительная трансформация, попытаемся проследить за этим магом в разные периоды его жизни.

В молодости Агриппа прибыл в Париж с опасным поручением от императора Максимилиана. Там он встретился с несколькими молодыми учеными благородного происхождения, и вместе они основали тайное общество. Они составили мистический план преобразования мира и поклялись друг другу во взаимной поддержке. Один из членов общества, знатный юноша из Жероны (Каталония), узнал, что крестьяне в его владениях взбунтовались, прогнали его семью и взяли власть в свои руки. Под предводительством Агриппы и с помощью военного отряда эти благородные "масоны" вышли на бой с мятежными крестьянами. Но все их усилия восстановить в правах владельца Жероны не увенчались успехом, и тайное общество распалось.

В 1509 году Агриппа приехал в город Доль, которым, как и Бургундией, владела Маргарита Австрийская, дочь Максимилиана. С помощью друга Агриппа получил разрешение читать лекции в университете и стал толковать студентам каббалистический трактат Рейхлина "Чудесное слово". Желая добиться покровительства Маргариты, он написал трактат "О благородстве и превосходстве женского пола". Заимствуя аргументы из Библии, отцов церкви и философов, Агриппа восторженно прославлял прекрасный пол. Свою работу он посвятил "божественной Маргарите, августейшей и всемилостивейшей принцессе". Но Маргарита не спешила осыпать милостями своего поклонника, тогда как враги Агриппы оказались весьма проворны: церковники заподозрили в его симпатии к еврейской каббале признаки опасной ереси. В Генте (Нидерланды), где жила Маргарита, монах-францисканец Катилине добился ее аудиенции и выступил против "нечестивого каббалиста"; с другой стороны, недоброжелатели мешали Агриппе опубликовать его похвалу женщинам. Бросив свою затею, Агриппа уехал в Англию, а затем перебрался в Кельн, где некоторое время выступал с публичными лекциями. Его неповоротливость в финансовых делах стала притчей во языцех: Агриппа допускал ошибку за ошибкой, отталкивая от себя всех потенциальных покровителей и меценатов. В 1515 году он отправился в Италию в войске Максимилиана и был посвящен в рыцари на поле боя. Кардинал Сен-Круа послал его в Пизу как своего представителя на соборе. Для Агриппы это был последний шанс примириться с церковью и задобрить папу Льва X, от которого он недавно получил довольно дружелюбное письмо. Но собор был распущен, и ассамблеи прекратились.
Распрощавшись с военной и церковной карьерой, Агриппа отправился преподавать в Турин, а затем - в Павию. Он читал лекции о Гермесе Трисмегисте, приносившие ему скорее славу, чем деньги. В 1518 году власти Метца назначили Агриппу адвокатом, синдиком и оратором города. Два года спустя он отказался от этого поста, поссорившись с инквизитором Савини, от которого спас несчастную крестьянку, обвиненную в ведьмовстве (подробно этот эпизод мы изложили в предыдущей главе). Затем Агриппа выступал с лекциями в Кельне, а также в Женеве и Фрибурге, где занимался и медицинской практикой. Затем, в 1524 году, Франциск I наконец назначил ему пенсию и устроил на должность врача при своей матери, герцогине Луизе Савойской. Луиза пожелала, чтобы Агриппа предсказал ей будущее по звездам, но тот ответил, что его таланты лучше употребить для иных, более важных целей. Когда герцогиня уехала из Лиона, Агриппа не последовал за ней, и его имя вычеркнули из пенсионного списка.

В 1529 году переменчивая фортуна снова улыбнулась магу. В его услугах одновременно одновременно заинтересовались четыре покровителя: король Англии Генрих VIII; канцлер германского императора; некий итальянский маркиз; и уже знакомая нам Маргарита Австрийская, правительница Нидерландов. Он наконец завоевал милость Маргариты - не прошло и двадцати лет! Сыграл ли в этом свою роль трактат "О превосходстве женщин", неизвестно, но, так или иначе, Агриппа стал историографом при Маргарите Австрийской.

Именно в этот период он опубликовал свою знаменитую работу "Тщета и ненадежность наук", в которой объявил все человеческое познание бесполезным и бессмысленным. И снова его враги торжествовали. Напрасно папский легат, кардинал Кампегий, и кардинал де ла Марк пытались защитить Агриппу. Его лишили должности историографа и снова сняли с довольствия. Агриппа был не в состоянии даже расплатиться по долгам. Его заключили в тюрьму в Брюсселе и выпустили только через год. Только после этого вышла в свет его "Оккультная философия", которую он написал еще в молодости, но до сих пор не мог опубликовать. Это запоздалое издание наделало немало шуму: ведь содержание его Агриппа уже успел опровергнуть в "Тщете и ненадежности наук". "Оккультная философия", в отличие от этого последнего трактата, была проникнута оптимистической верой в то, что люди способны творить чудеса единственно силою мудрости. Чтобы избежать лишних расспросов, Агриппа счел за благо покинуть Германию. В конце концов он нашел пристанище в Гренобле у г-на Аллара, главного казначея Прованса. В его доме Агриппа и скончался в 1535 году.

 

 

Ответ #3: 06 11 2008, 14:46:37 ( ссылка на этот ответ )

Агриппа Неттесгеймский (1486 - 1535)


"Оккультная философия", оказавшая столь мощное влияние на развитие западного оккультизма, заслуживает хотя бы краткого описания. Магия, - утверждает Агриппа, - это великая способность, окутанная тайной и состоящая в глубоком постижении самых загадочных явлений, их природы, силы, качества, сущности и влияния, а также их взаимосвязи и взаимоотчуждения. Это - философская наука; это физика, математика и теология "в одном лице". С помощью физики мы познаем природу вещей; с помощью математики мы постигаем их размеры и протяженность, а также рассчитываем движения небесных тел; с помощью теологии мы достигаем познания Бога, ангелов и демонов, разума, души и мысли. Физика - земная наука; математика - небесная; теология же имеет дело с миром архетипов.

Изучая природу, маг обретает мудрость постепенно, проходя целый ряд ступеней познания. Исследовав свойства камней, он сможет познать сущность звезд, а затем, от небесных тел, понимание его распространится и на более возвышенные и утонченные материи. В основу обучения Агриппа кладет четыре элемента - это Огонь, Вода, Земля и Воздух.
Эти элементы встречаются в трех разновидностях: на земле все они имеют смешанную, нечистую природу; в звездах они чисты; наконец, в-третьих, существуют составные элементы, которые могут видоизменяться и являются проводником всех трансформаций. Агриппа соглашается с неоплатониками в том, что эти элементы присутствуют не только на земле, но и во всей вселенной, в духах и ангелах и даже в самом Боге.

Из элементов рождаются естественные качества всех вещей. Но качества оккультные имеют иную природу: они вливаются в вещи через посредство идей из мировой души. Чтобы обнаружить оккультные качества, необходимо исследовать мир методом соответствий. Например, земным огнем пробуждается огонь небесный; глаз исцеляет глаз; бесплодие порождает бесплодие. Таким образом, жертвенным огнем можно вызвать божественный огонь или свет; глаза лягушки излечивают человека от слепоты; моча мула делает женщину бесплодной. Подобно тому, как между родственными вещами царит согласие, так враждебные друг другу вещи находится в разладе. К примеру, опыт показывает, что подсолнечник и солнце согласны друг с другом, тогда как лев и петух или слон и мышь друг другу враждебны. Задача мага - обнаружить подобные симпатии и антипатии: знание их позволит ему творить чудеса с помощью природных средств.

Такие же отношения дружбы и вражды существуют и между планетами. Если умело воспользоваться ими, они дадут воистину чудесные результаты, ибо все, что "внизу", подчиняется тому, что "вверху". От звезд зависят не только отдельные предметы или люди, но и целые провинции и королевства, которым также соответствуют определенные планеты и знаки Зодиака. Исследовав этих небесных покровителей, маг может заимствовать у них определенные качества. Например, рукотворный символ Стрельца обладает всеми качествами этого зодиакального знака; прикрепив такой талисман к лошадиной шее, маг подарит животному силу и здоровье, ибо лошадь и Стрелец имеют сходную природу. Таким же образом, при помощи правильно изготовленных и согласованных между собой орудий, можно привлекать благоприятные влияния не только от звезд, но и от добрых духов, и даже от самого Бога.

Агриппа перечисляет эти чудесные орудия: это огонь и дым, мази, растения, животные, металлы, жесты и слова. Пространно излагая сущность гадания, он утверждает, что предсказания делаются именно на основе знания симпатий и антипатий. Вдохновенный прорицатель, изучивший соответствия между земными вещами и их небесными управителями, способен замечать знамения грядущих событий, скрытые от профана.

Магу совершенно необходимо знать математику, ибо все природные качества управляются числами, весами и мерами. Более того, свет, движение и даже мировая гармония берут начало в математике. Чтобы постичь план мироздания, нужно знать, на каких пропорциях оно построено. В числах таятся удивительные качества, способные творить чудеса в обоих мирах - как в дольнем, так и в горнем. Так, число 1, первооснова всех чисел, обозначает также единого Бога, первопричину творения. Согласно пифагорейцам, - пишет Агриппа,
- существуют священные числа, связанные с элементами и с планетными богами. Эти числа следует исследовать и использовать в магических чертежах. Знание математики необходимо также для изучения музыкальной гармонии, которая суть отражение гармонии вселенной.
В третьей книге "Оккультной философии" Агриппа отстаивает важность религии для любого магического предприятия. "Религия - самый таинственный предмет, - заявляет он, - и о ней следует хранить молчание, ибо Трисмегист говорит, что оскорбительно для религии поверять ее толпе непосвященных". Религия - это вершина магии и ключ к овладению магическим искусством; это дисциплина, ведущая человека к истинному благородству. Концепция религии у Агриппы далека от ортодоксальной: скорее, это смесь христианства, неоплатонизма и каббалы. Агриппа говорит о планетных духах, о добрых и злых демонах, о вызывании духов и о священных пентаклях, о десяти священных именах Бога, которым приписывает магическую силу. Ему ведом язык ангелов и их имена, а также имена духов звезд, и духов элементов, и духов четырех сторон света. Агриппа раскрывает даже тайну священных каббалистических знаков - и все это ради того, чтобы наставить мага в искусстве обращения к сверхъестественным силам, ибо, по его словам, "не будучи бессмертным животным, каковым является вселенная, человек, тем не менее, разумен и с помощью своего разума, воображения и души может влиять на целый мир и преображать его".

 

 

Ответ #4: 30 12 2009, 01:43:45 ( ссылка на этот ответ )

Сочинения Агриппы и источники его биографии

Агриппа был одним из наиболее видных писателей своего времени. Его книги еще при жизни автора появились в нескольких изданиях и постоянно переиздавались после его смерти. Большинство его сочинений было вскоре после их появлений переведено на все европейские языки. В течение трех столетий Агриппа почитался непререкаемым авторитетом, и длинный ряд поколений искал в его сочинениях ответа на величайшие вопросы человеческого ума.

При жизни Агриппы были изданы следующие его сочинения, один перечень которых показывает, как разносторонни и всеобъемлющи были его понятия и интересы:

1) О таинстве брака. (Латинский текст и французский перевод, сделанный самим автором.) Брошюра в 36 с Лион, 1526 г.

2) Астрологические предсказания. Брошюра. Лион, 1526 г.

3) Собрание маленьких трактатов: I) О благородстве и превосходстве женского пола; II) О чудодейственном слове, (De verbo mirifico); 111) 0 таинстве брака (2-е изд.); IV) О троичном пути к постижению Божества; V) Опровержение языческого богословия; VI) О первородном грехе; VII) Против вредных учений. 84 с. Антверпен, 1529 г. — Второе издание: Кельн, 1532 г. В нем к перечисленным сочинениям были присоединены: VIII) Две речи о монашеском житии.

4) Коронование Карла V. Антверпен, 1530 г. — Второе издание: Кельн, 1535 г. Во 2 изд. описание коронования распространено и прибавлены стихотворные эпиграммы Агриппы.

5) О недостоверности и тщете наук и искусств. Книга в 170 с. Антверпен, 1530 г. — Следующие издания в 1531 г. (6 изданий в один год), 1532 г. (2 издания) и около 1533 — 1534 гг. (2 издания).

6) Сокровенная философия. В 3-х книгах. Антверпен и Париж, 1531 г. (первая книга). Кельн, 1533 г. (все три книги). Том в 362 с.

7) Надгробное слово Маргарите Австрийской. Антверпен, 1531 г.

Крутой Комментарий на Ars Brevis Раймунда Луллия. Кельн, 1531 г. — Второе издание: Кельн, 1533 г.

9) Апология и жалоба против лувенских богословов. Кельн,1533 г.

10) О единобрачии пресвятой Анны. 1534 г.

11) Апологетическое письмо к кельнскому сенату. Страсбург, 1535 г.

Всего при жизни Агриппы появилось,— считая и переиздания,— двадцать шесть книг с его именем: число немалое и для современного писателя.

Вскоре по смерти Агриппы было приступлено к изданию полного собрания его сочинений. Но, по-видимому, впервые это издание появилось лишь 15 лет спустя смерти философа, в 1550 г., в Лионе, у издателей братьев Годефруа и Марселя Берингов:

Henrici Cornelii Agrippae ab Nettesheim, armatae militiae equitis aurati et iurius utruisque ac medicinae doctoris — Opera — in duos tomos. Lugduni, per Beringos fratres. 1550.

Это издание было повторено в 1565 г. и после того издавалось еще несколько раз, но проследить все его издания затруднительно, так как издатели большею частью не помечали таких книг определенными датами.

В это “Полное Собрание” было включено многое из сочинений Агриппы, что при его жизни не было напечатано, а начиная с издания 1565 г. в него вошли также как подложные сочинения Агриппы (например, IV книга “Сокровенной философии”), так и значительное число сочинений его современников, писавших о магии, в том числе — Петра Абанского, Пиктория Виллиндген, фон Герарда Кремонского, аббата Тритемия и др.

Из сочинений, безусловно принадлежащих Агриппе, в “Собрании сочинений” мы находим, кроме 11 перечисленных выше, следующие:

12) Вступительная лекция о “Пимандре” Гермеса Трисмегиста (1515 г.)

13) Речь о “Пире” Платона (1515 г.)

14) Вступление к диалогу о человеке, как подобии Божием (1515 г.)

15 — 18) Четыре речи, произнесенные по разным поводам в Меце (1518 — 1519 гг.)

19) Антидот против чумы (1518 — 1519 гг.)

20) Речь, обращенная к одному из родственников по поводу его вступления в число парижских профессоров (1528 г.).

21) Послание к Максимилиану Трансильвану по поводу трактата о превосходстве женского пола (1529 г.).

22) Речь об Иоанне Датском (1530 г.).

23) Начало истории Итальянской войны (1531 г.).

24) Мемуары, посланные Марии Венгерской (1532 — 1533 гг.).

25) Полемический трактат против братьев-проповедников (1533 г.).

26) Предисловие к сочинениям Годешалка Монкордия (1533 г.).

27) О монашеском житии (год составления неизвестен).

28) Рассуждение об обретении останков святого Антония (тоже).

29) Рассуждение о праве (тоже).

30) Несколько прошений, поданных Агриппою властям и судьям по поводу своих дел (1531 — 1534 гг.).

К этому списку надо присоединить многие предисловия и посвятительные письма, которыми Агриппа сопровождал свои сочинения и которые часто являются самостоятельными трактатами. Некоторые письма Агриппы также, в сущности, являются маленькими трактатами по различным научным вопросам. Наконец, мы достоверно знаем, что некоторые сочинения Агриппы не дошли до нас1, и мы имеем лишь упоминания о них в переписке философа.

Среди сомнительных сочинений, с большей или меньшей вероятностью, Агриппе могут быть приписаны:

31) Трактат о геомантии.

32) Сокращенная таблица к Ars Brevis Раймунда Луллия.

33) Комментарий к сочинению Плиния Младшего о естественной истории мира.

Огюст Про, включая в число сочинений Агриппы все, о которых сохранились известия, и принимая за отдельные сочинения предисловия и посвятительные письма, а также его эпиграммы, насчитывает восемьдесят произведений, написанных философом за его сравнительно короткую жизнь (он не дожил до 50 лет).

“Собрание сочинений” прибавляет к этим трудам Агриппы драгоценнейшее дополнение в виде собрания писем Агриппы и к Агриппе, разделенное на 7 книг: Epistolarum ad familiares et eorum ad ipsu'm libri septem.

В это собрание входило свыше 450 писем, дающих материал исключительной важности для знакомства с жизнью Агриппы, его воззрениями, его современниками и его эпохой. Эти письма еще раз показывают нам, каким неутомимым деятелем был Агриппа, в течение всей жизни ведший огромную переписку с десятками людей по самым разнообразным (большею частью научным) вопросам. Разумеется, далеко не все письма Агриппы дошли до нас, и в действительности его переписка была еще обширнее (некоторые полагают, что сохранились только письма, писанные по-латыни, а писанные по-французски и по-немецки были исключены из его собрания).

Таков “литературный багаж” великого чародея XVI века. Первыми биографами Агриппы были его злейшие враги, постаравшиеся все-таки очернить его память. Таково писание об Агриппе известного инквизитора, похвалявшегося, что он сжег на своем веку несколько сотен людей, Дель Рио. Жан Вир тщетно защищал память своего учителя. В 1577 г. появилась книга Павла Иовия1, в которой впервые была дана биография Агриппы и собраны все легенды о нем. Несколько позже появилась книга А. Теве2, повторившая их с новыми дополнениями.

Защиту Агриппы, после Вира, взял на себя Г. Коде, издавший в начале XVII века книгу, в которой хотел оправдать великих людей от обвинения в чародействе1. Но Г. Моде, желая защитить Агриппу, выставляет его ловким мошенником, обманщиком и шарлатаном, пользовавшимся легковерием современников. Гораздо серьезнее защита П. Фреера, опровергшего многие из легенд, сложившихся вокруг имени Агриппы. Наконец, с решительным опровержением ходячего представления об Агриппе выступил “великий скептик” Бейль.

Исследованиями, касающимися отдельных сторон жизни Агриппы, в XVII веке занимались еще Ги Аллар и Шорье и др. В XVIII веке появилось два стоящих внимания сочинения об Агриппе: одно Равиуса, другое анонимное. Оба не содержат ни новых материалов, ни особенно новых точек зрения. В XIX веке Агриппе посвятили статьи: Гизо, Гофер, А. Даге, Л. Шарве, Шпренгель и Теннеман, Монен, Кизеветтер и др., разъяснившие немало спорных вопросов в биографии философа.

Наконец, в XIX веке появились два капитальных труда, разработавших биографию Агриппы согласно со всеми новейшими требованиями исторической науки, один в середине века — английский, другой в конце века — французский:

Н. Morley. The life of H. С. Agrippa von Nettesheim. London 1856. 2 vol.

Aug. Prost. Corneille Agrippa, sa vie et ses oeuvres. Paris 1881.2vol.

Особенно ценным мы считаем второе сочинение, дающее кроме жизнеописания Агриппы подробное изложение его идей и ряд экскурсов по различным вопросам, связанных с биографией философа.

Статья Жозефа Орсье, появившаяся в “la Revue des Idees” 1910 г., дополняет эти исследования рядом мелких деталей. Она основана почти исключительно на переписке Агриппы, но местами автор пользовался и неизданными архивными материалами (Лилля, Парижа и др. городов).

На русском языке мы не знаем никаких работ об Агриппе, если не считать краткого биографического очерка, принадлежащего перу пишущего эти строки и помещенного в “Новом Энциклопедическом Словаре” Брокгауза-Ефрона.

Нельзя, однако, сказать, чтобы жизнь и характер Агриппы были теперь выяснены окончательно. В биографии философа осталось еще немало эпизодов, разъясненных не достаточно; свидетельства современников об Агриппе еще никем не были разобраны во всей полноте; из самих сочинений Агриппы еще можно извлечь немало данных, объясняющих различные события его жизни. Еще больше остается сделать для характеристики Агриппы. Замкнутый в себе, не любивший излишней откровенности, порой сознательно высказывавший мысли, которых он не разделял, Агриппа задал историкам трудную загадку, над разъяснением которой еще предстоит потрудиться. Наконец, учение Агриппы в своей полноте может быть понято только из сопоставления его с учением оккультистов всех времен, с преданиями древнего Египта (сохранившими для нас традиции Атлантиды), с эзотерическим учением орфи-ков, с книгами Гермеса Трисмегиста, с идеями неоплатоников, Прокла и их единомышленников, с указаниями, рассыпанными у Горация, Овидия, Апулея, с сочинениями современников Агриппы, например, аббата Тритемия и Парацельса, наконец, с новыми трудами XVIII века, каковы сочинения Клода де Сен-Мартена, Сен-Виктора и др., и XIX века, каковы труды Фабра д'0ливе, Станислава де Гуайта, Элифаса Леви, Мишеля Фиганьера, Сент-Ива д'Альвейдра и др. Эта работа еще предстоит будущему, когда современная наука (а это неизбежно) своими путями и методами подойдет к вопросам, занимавшим всех этих исследователей, и поймет, как неосторожно она поступала, смешивая их с шарлатанами и чародеями и целые столетия пренебрегая их открытиями.

Опубликовано в кн.: Агриппа Неттесгеймский. Критико-биографический очерк Ж. Орсье. — Томск: Издательство "Водолей", 1996. С. 88-95.

 

 

Страниц: 1 2 | ВверхПечать