Сочинения Агриппы и источники его биографииАгриппа был одним из наиболее видных писателей своего времени. Его книги еще при жизни автора появились в нескольких изданиях и постоянно переиздавались после его смерти. Большинство его сочинений было вскоре после их появлений переведено на все европейские языки. В течение трех столетий Агриппа почитался непререкаемым авторитетом, и длинный ряд поколений искал в его сочинениях ответа на величайшие вопросы человеческого ума.
При жизни Агриппы были изданы следующие его сочинения, один перечень которых показывает, как разносторонни и всеобъемлющи были его понятия и интересы:
1) О таинстве брака. (Латинский текст и французский перевод, сделанный самим автором.) Брошюра в 36 с Лион, 1526 г.
2) Астрологические предсказания. Брошюра. Лион, 1526 г.
3) Собрание маленьких трактатов: I) О благородстве и превосходстве женского пола; II) О чудодейственном слове, (De verbo mirifico); 111) 0 таинстве брака (2-е изд.); IV) О троичном пути к постижению Божества; V) Опровержение языческого богословия; VI) О первородном грехе; VII) Против вредных учений. 84 с. Антверпен, 1529 г. — Второе издание: Кельн, 1532 г. В нем к перечисленным сочинениям были присоединены: VIII) Две речи о монашеском житии.
4) Коронование Карла V. Антверпен, 1530 г. — Второе издание: Кельн, 1535 г. Во 2 изд. описание коронования распространено и прибавлены стихотворные эпиграммы Агриппы.
5) О недостоверности и тщете наук и искусств. Книга в 170 с. Антверпен, 1530 г. — Следующие издания в 1531 г. (6 изданий в один год), 1532 г. (2 издания) и около 1533 — 1534 гг. (2 издания).
6) Сокровенная философия. В 3-х книгах. Антверпен и Париж, 1531 г. (первая книга). Кельн, 1533 г. (все три книги). Том в 362 с.
7) Надгробное слово Маргарите Австрийской. Антверпен, 1531 г.
Комментарий на Ars Brevis Раймунда Луллия. Кельн, 1531 г. — Второе издание: Кельн, 1533 г.
9) Апология и жалоба против лувенских богословов. Кельн,1533 г.
10) О единобрачии пресвятой Анны. 1534 г.
11) Апологетическое письмо к кельнскому сенату. Страсбург, 1535 г.
Всего при жизни Агриппы появилось,— считая и переиздания,— двадцать шесть книг с его именем: число немалое и для современного писателя.
Вскоре по смерти Агриппы было приступлено к изданию полного собрания его сочинений. Но, по-видимому, впервые это издание появилось лишь 15 лет спустя смерти философа, в 1550 г., в Лионе, у издателей братьев Годефруа и Марселя Берингов:
Henrici Cornelii Agrippae ab Nettesheim, armatae militiae equitis aurati et iurius utruisque ac medicinae doctoris — Opera — in duos tomos. Lugduni, per Beringos fratres. 1550.
Это издание было повторено в 1565 г. и после того издавалось еще несколько раз, но проследить все его издания затруднительно, так как издатели большею частью не помечали таких книг определенными датами.
В это “Полное Собрание” было включено многое из сочинений Агриппы, что при его жизни не было напечатано, а начиная с издания 1565 г. в него вошли также как подложные сочинения Агриппы (например, IV книга “Сокровенной философии”), так и значительное число сочинений его современников, писавших о магии, в том числе — Петра Абанского, Пиктория Виллиндген, фон Герарда Кремонского, аббата Тритемия и др.
Из сочинений, безусловно принадлежащих Агриппе, в “Собрании сочинений” мы находим, кроме 11 перечисленных выше, следующие:
12) Вступительная лекция о “Пимандре” Гермеса Трисмегиста (1515 г.)
13) Речь о “Пире” Платона (1515 г.)
14) Вступление к диалогу о человеке, как подобии Божием (1515 г.)
15 — 18) Четыре речи, произнесенные по разным поводам в Меце (1518 — 1519 гг.)
19) Антидот против чумы (1518 — 1519 гг.)
20) Речь, обращенная к одному из родственников по поводу его вступления в число парижских профессоров (1528 г.).
21) Послание к Максимилиану Трансильвану по поводу трактата о превосходстве женского пола (1529 г.).
22) Речь об Иоанне Датском (1530 г.).
23) Начало истории Итальянской войны (1531 г.).
24) Мемуары, посланные Марии Венгерской (1532 — 1533 гг.).
25) Полемический трактат против братьев-проповедников (1533 г.).
26) Предисловие к сочинениям Годешалка Монкордия (1533 г.).
27) О монашеском житии (год составления неизвестен).
28) Рассуждение об обретении останков святого Антония (тоже).
29) Рассуждение о праве (тоже).
30) Несколько прошений, поданных Агриппою властям и судьям по поводу своих дел (1531 — 1534 гг.).
К этому списку надо присоединить многие предисловия и посвятительные письма, которыми Агриппа сопровождал свои сочинения и которые часто являются самостоятельными трактатами. Некоторые письма Агриппы также, в сущности, являются маленькими трактатами по различным научным вопросам. Наконец, мы достоверно знаем, что некоторые сочинения Агриппы не дошли до нас1, и мы имеем лишь упоминания о них в переписке философа.
Среди сомнительных сочинений, с большей или меньшей вероятностью, Агриппе могут быть приписаны:
31) Трактат о геомантии.
32) Сокращенная таблица к Ars Brevis Раймунда Луллия.
33) Комментарий к сочинению Плиния Младшего о естественной истории мира.
Огюст Про, включая в число сочинений Агриппы все, о которых сохранились известия, и принимая за отдельные сочинения предисловия и посвятительные письма, а также его эпиграммы, насчитывает восемьдесят произведений, написанных философом за его сравнительно короткую жизнь (он не дожил до 50 лет).
“Собрание сочинений” прибавляет к этим трудам Агриппы драгоценнейшее дополнение в виде собрания писем Агриппы и к Агриппе, разделенное на 7 книг: Epistolarum ad familiares et eorum ad ipsu'm libri septem.
В это собрание входило свыше 450 писем, дающих материал исключительной важности для знакомства с жизнью Агриппы, его воззрениями, его современниками и его эпохой. Эти письма еще раз показывают нам, каким неутомимым деятелем был Агриппа, в течение всей жизни ведший огромную переписку с десятками людей по самым разнообразным (большею частью научным) вопросам. Разумеется, далеко не все письма Агриппы дошли до нас, и в действительности его переписка была еще обширнее (некоторые полагают, что сохранились только письма, писанные по-латыни, а писанные по-французски и по-немецки были исключены из его собрания).
Таков “литературный багаж” великого чародея XVI века. Первыми биографами Агриппы были его злейшие враги, постаравшиеся все-таки очернить его память. Таково писание об Агриппе известного инквизитора, похвалявшегося, что он сжег на своем веку несколько сотен людей, Дель Рио. Жан Вир тщетно защищал память своего учителя. В 1577 г. появилась книга Павла Иовия1, в которой впервые была дана биография Агриппы и собраны все легенды о нем. Несколько позже появилась книга А. Теве2, повторившая их с новыми дополнениями.
Защиту Агриппы, после Вира, взял на себя Г. Коде, издавший в начале XVII века книгу, в которой хотел оправдать великих людей от обвинения в чародействе1. Но Г. Моде, желая защитить Агриппу, выставляет его ловким мошенником, обманщиком и шарлатаном, пользовавшимся легковерием современников. Гораздо серьезнее защита П. Фреера, опровергшего многие из легенд, сложившихся вокруг имени Агриппы. Наконец, с решительным опровержением ходячего представления об Агриппе выступил “великий скептик” Бейль.
Исследованиями, касающимися отдельных сторон жизни Агриппы, в XVII веке занимались еще Ги Аллар и Шорье и др. В XVIII веке появилось два стоящих внимания сочинения об Агриппе: одно Равиуса, другое анонимное. Оба не содержат ни новых материалов, ни особенно новых точек зрения. В XIX веке Агриппе посвятили статьи: Гизо, Гофер, А. Даге, Л. Шарве, Шпренгель и Теннеман, Монен, Кизеветтер и др., разъяснившие немало спорных вопросов в биографии философа.
Наконец, в XIX веке появились два капитальных труда, разработавших биографию Агриппы согласно со всеми новейшими требованиями исторической науки, один в середине века — английский, другой в конце века — французский:
Н. Morley. The life of H. С. Agrippa von Nettesheim. London 1856. 2 vol.
Aug. Prost. Corneille Agrippa, sa vie et ses oeuvres. Paris 1881.2vol.
Особенно ценным мы считаем второе сочинение, дающее кроме жизнеописания Агриппы подробное изложение его идей и ряд экскурсов по различным вопросам, связанных с биографией философа.
Статья Жозефа Орсье, появившаяся в “la Revue des Idees” 1910 г., дополняет эти исследования рядом мелких деталей. Она основана почти исключительно на переписке Агриппы, но местами автор пользовался и неизданными архивными материалами (Лилля, Парижа и др. городов).
На русском языке мы не знаем никаких работ об Агриппе, если не считать краткого биографического очерка, принадлежащего перу пишущего эти строки и помещенного в “Новом Энциклопедическом Словаре” Брокгауза-Ефрона.
Нельзя, однако, сказать, чтобы жизнь и характер Агриппы были теперь выяснены окончательно. В биографии философа осталось еще немало эпизодов, разъясненных не достаточно; свидетельства современников об Агриппе еще никем не были разобраны во всей полноте; из самих сочинений Агриппы еще можно извлечь немало данных, объясняющих различные события его жизни. Еще больше остается сделать для характеристики Агриппы. Замкнутый в себе, не любивший излишней откровенности, порой сознательно высказывавший мысли, которых он не разделял, Агриппа задал историкам трудную загадку, над разъяснением которой еще предстоит потрудиться. Наконец, учение Агриппы в своей полноте может быть понято только из сопоставления его с учением оккультистов всех времен, с преданиями древнего Египта (сохранившими для нас традиции Атлантиды), с эзотерическим учением орфи-ков, с книгами Гермеса Трисмегиста, с идеями неоплатоников, Прокла и их единомышленников, с указаниями, рассыпанными у Горация, Овидия, Апулея, с сочинениями современников Агриппы, например, аббата Тритемия и Парацельса, наконец, с новыми трудами XVIII века, каковы сочинения Клода де Сен-Мартена, Сен-Виктора и др., и XIX века, каковы труды Фабра д'0ливе, Станислава де Гуайта, Элифаса Леви, Мишеля Фиганьера, Сент-Ива д'Альвейдра и др. Эта работа еще предстоит будущему, когда современная наука (а это неизбежно) своими путями и методами подойдет к вопросам, занимавшим всех этих исследователей, и поймет, как неосторожно она поступала, смешивая их с шарлатанами и чародеями и целые столетия пренебрегая их открытиями.
Опубликовано в кн.: Агриппа Неттесгеймский. Критико-биографический очерк Ж. Орсье. — Томск: Издательство "Водолей", 1996. С. 88-95.