Константин Адонаи - информационный портал

Форум За Адонаи => ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ В ЭЗОТЕРИКЕ => Тема начата: Мастер от 10 01 2009, 18:30:07



Название: МЕСМЕР - последователь Парацельса, автор теории животного магнетизма
Отправлено: Мастер от 10 01 2009, 18:30:07
А.Месмер

1734 – 1815
Последователь Парацельса, автор теории животного магнетизма. Талантливый человек, с выдумкой, хорошо одевался, был высокоэрудирован, но не всегда находил понимание у современников.

Он первый сознательно соединил трансовое лечение и биоэнергетическое лечение (лечение физическими полями и излучениями из кистей рук). Ввел накопление животного магнетизма в неодушевленным предметах (“заряжание”).

Его магнетический мировой океан состоял из космической минеральной (неживой) магнитной энергии и животной магнитной энергии (флюидов), которую выделяют только живые существа, особенно люди.

Он утверждал, что болезни должны лечиться только после излечения нервной системы человека, и только после этого возможен хороший лечебный эффект конкретного заболевания.

Лечебный метод Месмера заключался в погружении больных в трансовый сон с помощью внушения, пассов, поглаживаний, музыки и специального ритуала. Чаны с предварительно с намагниченной Месмером водой, металлическими опилками и битым стеклом имели по своей окружности специальные металлические ручки, за которые держались больные. Месмер подходил к каждому и дополнительно касался больного места у пациента своей магнитной палочкой (металлический прутик), при этом его помощники слегка надавливали пациенту на живот. Большинство больных начинали ощущать в пораженных местах тепло, жар или холод, онемение или распирание, иногда боль или вибрацию. У некоторых больных наблюдались судороги, подергивания, плач, истерический смех, кашель, выкрикивания, движения головой, руками или ногами, некоторые начинали имитировать танец, игру на музыкальном инструменте, бытовую или профессиональную деятельность. У некоторых больных наблюдался эффект накопления “электрической” энергии в кистях рук и по всему телу. Через некоторое время больные впадали с помощью Месмера в в глубокое трансовое состояние и засыпали. Больные получали хороший лечебный эффект.


Название: Re: МЕСМЕР: Последователь Парацельса, автор теории животного магнетизма
Отправлено: Колдунья Сюзанна от 10 01 2009, 18:32:42
Фридрих Антон Месмер (нем. Friedrich Anton Mesmer; Франц Месмер; 1734—1815) — целитель, который вновь открыл и применил практически тот магнетический флюид в человеке, который называли животным магнетизмом, а с того времени — месмеризмом.
Родился в Швабии в 1734 г. и умер в 1815. Он был посвященным членом Братств «Fratres Lucis» и Лукшура (или Луксора), или египетского ответвления последнего. Именно совет «Луксора» избрал его — согласно указам «Великого Братства» — для действия в XVIII столетии в качестве их очередного первопроходца, посылаемого в последней четверти каждого столетия для просвещения небольшой части западных народов в оккультном знании. Именно Сен-Жермен наблюдал за развитием событий в этом случае; а позднее Калиостро был послан для помощи, но после совершения ряда ошибок, более или менее роковых, он был отозван.
Из этих трех людей, которые сперва считались шарлатанами, Месмер уже реабилитирован. Оправдание двух других скоро произойдет. Месмер основал в 1783 г. «Орден Всемирной Гармонии», в котором, как полагают, учили лишь животному магнетизму, но на самом деле в нем разъясняли учение Гиппократа, методы древних Асклепиев, Храмов Целения, и многие другие оккультные науки.


Название: Re: МЕСМЕР: Последователь Парацельса, автор теории животного магнетизма
Отправлено: Мастер от 10 01 2009, 18:33:59
Труды Ф.А.Месмера (на немецком и французском)

(неполный список)
Antonii Mesmer Dissertatio physico-medica de planetarum influxu, Dissertation, Wien 1766
Schreiben über die Magnetkur, ohne Ort 1766
Sendschreiben über die Magnetkur an einen auswärtigen Arzt, Wien 5. Januar 1775 (Sendschreiben an Johann Christoph Unzer in Altona)
Zweites Schreiben an das Publikum, Wien 1775
Drittes Schreiben an die Frankfurter, 1775
Mémoire sur la découverte du magnetisme animal, Didot, Genf und Paris 1779 (Digitalisat der Erstausgabe, E-Text der Ausgabe Paris 1826)
Lettre à Monsieur Mesmer et autres pièces concernant la maladie de la Dlle. Berlancourt de Beauvais, Beauvais 1781
Précis Historique Des Faits Relatifs Au Magnétisme-Animal Jusques En Avril 1781, London 1781 (Digitalisat)
Abhandlung über die Entdeckung des thierischen Magnetismus, Carlsruhe 1781 (Nachdruck: Tübingen 1985, ISBN 3-88769-507-0; E-Text) – Übersetzung der „Mémoire sur la découverte“
Lettre de M. Mesmer à M. le comte de C... d.d. Paris, 31. août 1784, 1784
Lettre d'un médecin de Paris à un médecin de province, ohne Ort 1784
Lettres de M. Mesmer à M. Vicq.-d'Azyr et à Messieurs les auteurs du Journal de Paris, Brüssel 1784
Lettres de M. Mesmer à Messieurs les auteurs du Journal de Paris et à M. Franklin, ohne Ort 1784
Théorie du monde et des êtres organisés suivant les principes de M...., Paris 1784 (Digitalisat)
Aphorismes, hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel, Paris 1785 (Digitalisat)
Correspondence de M. M[esmer] sur les nouvelles découvertes du baquet octrogone, de l'homme-baquet et du baquet moral, pouvant servir de suite aux aphorismes, hrsg. v. Alphonse Touissant Joseph André Marie Marseille de Fortia de Piles, François Jourgniac de Saint-Méard und Pierre Marie Louis de Boisgelin de Kerdu, Libourne, Paris 1785 (Digitalisat) – alle Namen von Autor und Herausgebern erscheinen in dem Buch nur abgekürzt
Lettre de l'auteur de la découverte du magnétisme animal à l'auteur des Réflexions préliminaires, ohne Ort 1785 (Digitalisat)
Lehrsäzze des Herrn Mesmer's. So wie er sie in den geheimen Versammlungen der Harmonia mit getheilt hat, und worinnen man seine Grundsäzze, seine Theorie, und die Mittel findet selbst zu magnetisiren. Hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel. Verlag der akademischen Buchhandlung, Straßburg 1785
Supplément aux Observations de M. Bergasse, ou Règlemens des sociétés de l'harmonie universelle, ohne Ort 1785 (Digitalisat)
Neue Beiträge zur praktischen Anwendung des Thierischen Magnetismus. In verschiedenen Abhandlungen...; Ein Nachtrag zu den Lehrsätzen des Hrn Mesmers ...; Aus Hrn. Caullet de Veaumorel dritter Ausgabe mit möglichster Treue übersetzt, Straßburg 1786
Introduction au magnétisme animal par M. P. Laurent, suivie des prinxcipaux aphorismes du docteur Mesmer, Lange-Lévy, um 1788 (Digitalisat)
Lettres de F. A. Mesmer sur l'origine de la petite vérole et le moyen de la faire cesser, Paris 1799
Mémoire de F. A. Mesmer ... sur ses découvertes, Paris 1799 (Digitalisat)
Ueber meine Entdeckungen : Aus dem Französischen übersetzt (In Paris herausgenommen im 8n Jahre d. Republik), Stahl, Jena 1800
Allgemeine Erläuterungen über den Magnetismus und den Somnambulismus. Als vorläufige Einleitung in das Natursystem, Buchhandlung des Hallischen Waisenhauses, Halle [u.a.] 1812
Ueber den Ursprung und die wahre Natur der Pokken, so wie über die Möglichkeit der gänzlichen Ausrottung durch die einzig richtige naturgemässe Verfahrungsart bei der Geburt, Buchhandlung des Waisenhauses, Halle und Berlin 1812
Mesmerismus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung des thierischen Magnetismus als die allgemeine Heilkunde zur Erhaltung des Menschen. Mit dem Bildniß des Verfassers und 6 Kupfertafeln, hrsg. von Karl Christian Wolfart, Berlin, Nikolai 1814 (Nachdruck: E. J. Bonset, Amsterdam 1966; Ausschnitte als E-Text)


Название: Re: МЕСМЕР: Последователь Парацельса, автор теории животного магнетизма
Отправлено: Мастер от 10 01 2009, 18:34:58
Выдержки из книги
Месмеризм
или
система взаимодействий, теория
и применение животного магнетизма
в качестве общего лечения
для сохранения людей
под авторством
док. Фридриха Антона Месмера
Глава 13
О животном магнетизме
Свойства магнита дают представления о действенной и всеобщей основной субстанции, которая наполняет и одушевляет собой все тела пространства, как малые, так и большие. Свойства этой [основной субстанции] обуславливаются взаимным обменом или оборотом входящих и исходящих потоков тонкого флюида, в котором находятся все твердые тела. Это действенное свойство [основной субстанции] можно рассматривать как природный или космический магнетизм [der Natur- oder der All-Magnetismus].

Одинаково возможно искусственно вызвать энергию и силы, которые находятся в магните, а также в железе, посредством передачи или некоторых действий; так я сделал открытие, что равно возможно возбудить в человеческом теле некий ритм энергии, в зависимости от состава его материала, и употребить [этот ритм] в виде явлений, подобных тем, которые имеются в магните.

Этот вид или этот ритм энергии можно поднять до такой степени и так с ним сроднится, что он будет также отличаться от природного магнетизма, как огонь отличается от простого тепла. Надежные основания позволяют утверждать, что та основная субстанция, которая присуща любому магнетизированному телу, в действительности есть невидимый огонь [unsichtbares Feuer], который не может быть ощущен ни одним из обыкновенных органов чувств.

Этот огонь в своём возникновении есть искусственно возбуждаемый продукт, который я вызываю в моей индивидуальности, и который воспламеняется известным способом, при котором я объединяю и концентрирую природный магнетизм до той степени, когда этот огонь начинает действовать.

Тщательно обдуманные опытные данные доказывают, что таким способом вызванная основная субстанция имеет естество огня, но она не есть субстанция [в обычном понимании этого слова], а она есть некая энергия, сродни звуку в воздухе или свету в эфире, и она [энергия] изменяет в известной степени весь поток [флюида]. Однако эта последовательность или этот поток не есть ни обыкновенный огонь, ни свет, ни магнит, ни электричество, но [этот поток] есть некий порядок, который превышает своею тонкостью и подвижностью всё существующее; вероятно этот [порядок] имеет то же естество с тем, что принизывает нервную субстанцию, и с тем, что одинаково присутствует во всей природе, и что есть её непосредственное естество, посредством которого происходят все взаимодействия.

Эта ритмическая энергия может быть передаваема, и тем самым все одушевленные и неодушёвлённые предметы могут быть, так сказать, возжигаемы [entflammen]. Если эта энергия сообщена внутренним частям тела, то она [энергия] начинает действовать в том направлении, которое присуще организации тела [которому сообщена эта энергия]; и если она [энергия] однажды возбужденна в теле, то тело сохраняет её [т.е. энергию]. Передача происходит за счёт первоначального фокуса.

Так как общее действие магнетизма состоит в том, чтобы направлять входящие и выходящие потоки, то образуются полярности - как в магните, так и в магнетизируемых телах, а особенно в конечностях и угловых частях человеческого тела. Благодаря взаимодействию мировых магнитных потоков с этими полярностями возникает явление притяжения и отталкивания.

Чтобы понять некоторые из многочисленных и незнакомых явлений, которые обнаруживает этот новый агент [новый вид посреднической энергии], нужно рассмотреть его в его различных проявлениях, которые есть следующие: 1. Передача; 2. Распространение; 3. Усиление; 4. Применение; 5. Влияние.

1. Передача
Если этот огонь или ритм энергии возбуждён и вызван [к действию], то он может быть сообщён на любых расстояниях всем организованным субстанциям, таким как: животные, деревья, растения, камни, песок, вода, или другие жидкости и твердые тела любых размеров, вплоть до самого солнца или луны и т.д. Действенная передача происходит благодаря непосредственному или опосредованному прикосновению к объекту магнетизирования, другими словами, в этом теле возжигается невидимый огонь или посредством направления руки, или через проводники (кондукторы) разных видов, или через взгляд, или просто волевым усилием.

2. Распространение
Распространение [энергии] происходит благодаря возмущению [флюида], подобно свету или звуку или электричеству, которое последовательно распространяется по его [тонкой] материи через все жидкие и твёрдые тела, находящиеся в непосредственной связи с магнетизируемым телом. Этими телами могут быть струны, нити, древесина, шары, ветки деревьев и растений, и т.д., а также посредническая материя как воздух, эфир, вода. [Распространение энергии происходит также] со звуком и светом, но от зеркала может произойти отражение. Изменение направления [распространения энергии] наблюдается в местах, где проведёна черта с помощью карандаша, пера или каким-то другим способом, а также в местах наличия полярности, которая определяет направление искривления [распространения энергии].

Эта энергия благодаря беспрепятственному распространению своего потока проходит все тела. Эта [энергия] распространяется с моментальной скоростью на любые расстояния, границы которых невозможно измерить. Так я наблюдал как солнце, луна, планеты воспринимали эту [энергию], и при том таким образом, что они сами становились фокусами, из которых она [энергия] излучалась назад, распределённая по всем направлениям их лучей.

Равно как воздух, так и эфир могут стать проводниками и транспортом мысли и воли, передаваемых органам, которые воспринимают эти посреднические среды [- воздух и эфир]. Одинаково как мысль, так и воля являются модифицированным движением потока [невидимого огня], протекающего по нервной субстанции или по головному мозгу. Таким образом, мысль и воля могут передавать этот невидимый огонь, становясь его проводниками.

3. Усиление
Магнетизм, если он однажды разбужен, может быть усилен следующими способами:

1. Путём передачи, исходящей от некоего объединенного количества организованных тел, в которых флюидическая масса приведена в движение.

2. Путём ускорения энергии, которая поддерживает узость и ограниченность внутреннего пространства твердых и плотных тел, таких как: стекло, камень, песок, металл, древесина, вода и т.д.

3. Путём [передачи энергии], исходящей от тел, имеющих внутреннею энергию, таких как тепло, магнит, наэлектризованные субстанции, живые животные, деревья, растения из-за вегетативности. Я наблюдал, что тела, которые подвергались влиянию огня, даже после остывания сохраняли известную внутреннюю ритмическую энергию, которая к тому же сильно ускоряла их вегетацию.

4. Этот огонь усиливается благодаря возмущению посреднической среды [воздуха], результатом чего являются шорохи, летящий звук, песни, молитвы многих собранных в группу людей, громкое чтение в слух, и т.д. - все эти виды движения являются [для усиления магнетизма] тем, чем ветер или дуновение являются для огня.

5. Путём сложения направления применения животного магнетизма с направлением больших [магнитных] потоков, как, например, направление полюса Земли, или её оси вращения, или направление притяжения от Земли к солнцу или луне.

6. Как уже сказано выше, это влияние [животного магнетизма] может быть передано посредством мысли или воли, то есть в убеждение, в уговоре, в совершенном знании, в привычке и т.д. лежит средство, посредством которого можно усилить влияние [животного магнетизма].

7. В конце концов [магнетизм] можно усилить путём известного вида концентрации, когда магнетизм различных тел направляется по адресу одного и того же тела.

Все эти явления и все эти воздействия, которые были неопровержимо доказаны моим опытом и моими наблюдениями, подтверждают точку зрения, что движущая сила животного магнетизма есть не что иное как огонь, который имеет такие же аналогичные законы - возникновение, передача, распространение, усиление. Можно ещё добавить, что несмотря на то, что магнетизм или энергию, можно усилить так же как и огонь, но данное усиление происходит лишь до некой ограниченной степени интенсивности.

4. Применение
Если рассмотреть вышеуказанным способом сущность и явления этого невидимого огня, то можно легко понять различные методы и всевозможные практики, которые я изобрёл для полезного применения при лечении больных. Эти практики могут варьироваться в зависимости от вида болезни, количества и размеров пациентов, окружающей обстановки, в которых находятся больные.

1. В качестве первого применения будет ладонь руки, которая направляется в сторону той части тела, где имеется [болезненный] затор, который можно почувствовать легким теплом, проникающим во внутрь ладони; после чего нужно задержаться на этом месте. Можно в качестве проводника использовать древесину, железо, стекло и т.д., которые также необходимо направить в сторону очагов заболевания.


Название: Re: МЕСМЕР: Последователь Парацельса, автор теории животного магнетизма
Отправлено: Мастер от 10 01 2009, 18:36:00
2. Сосуд или магнетическая ванна, которую можно назвать словом parapathos. Этот сосуд представляет собой большую ванну, наполненную различными магнетизированными телами, такими как: вода, песок, камни, стеклянные бутылки с водой. Этот сосуд есть общий фокус, в котором сконцентрирован магнетизм, и из которого выходят несколько железных прутов, один конец которых погружен в ванну, а другой прикладывается к больной части тела. Такой порядок позволяет обслуживать сразу несколько пациентов, которые устраиваются вокруг [магнетической] ванны, готовясь к принятию кризов2 [Krisen], необходимых для выздоровления. Любой водяной сосуд (озерцо, бассейн), располагающейся в саду, и имеющий подходящую величину, может применяться в приведённой лечебной методике. Необходимо лишь чтобы больные держали пруты одним концом в воде, а другим направляли на себя.


Название: Re: МЕСМЕР: Последователь Парацельса, автор теории животного магнетизма
Отправлено: Мастер от 10 01 2009, 18:36:29
3. Магнетизированное дерево. Применение [магнетизма] может происходить также с помощью магнетизированного дерева, если соединить себя с ним посредством проводника. Таким образом несколько больных соединяются вокруг дерева на некотором расстоянии от него, аналогично [лечению вокруг магнетизированного] сосуда, при этом их лица должно быть обращено к дереву. В обоих случаях употребляется верёвка в качестве соединяющего проводника. Эта верёвка вешается на дерево или соединяется с внутренностями сосуда. Каждый, кто принимает участие в данной процедуре, обвивается этой верёвкой. Посредством этой веревки магнетизм может передаваться на любые расстояния.


Название: Re: МЕСМЕР: Последователь Парацельса, автор теории животного магнетизма
Отправлено: Мастер от 10 01 2009, 18:38:39
Магнетизирование заключается в возбуждение и передаче этого огня посредством излияния или разрядки. Это излияние происходит путём непосредственного касания, или путём направления конечностей или полюсов некоего индивидуума, который обладает этой способностью и этим огнём. Это излияние может происходить также посредством [волевого] намерения или мысли. Так как каждая организованная материя пронизана этим флюидом, то она способна воспринимать этот огонь или ритм, и благодаря этому быть магнетизированной, аналогично тому, как всякая субстанция, наполненная воздухом, может проводить звук.

Дерево магнетизируют, становясь от него на некотором удалении с поднятыми руками и направленными на него пальцами, и выливают на него свой огонь, начиная с верхушки дерева, следуя вниз по его ветвям. Данный процесс повторяется много раз сверху донизу, преследуя намерение зажечь магнетизм во всём дереве. Затем к дереву прикрепляется верёвка, которой обвязываются все сидящие вокруг него. При этом нужно позаботится, чтобы все, находящиеся вокруг этого общего очага, были повернуты к нему лицом.

5. Влияние
Так как это влияние [магнетизма] может быть ощущено только через восприятие, то становиться ясно, что эта основная субстанция действует непосредственно и напрямую на нервы. Наблюдения дают доказательства, что этот флюид есть то же самое, что оживляет нервы. Непосредственное действие этого флюида, называемого животным магнетизмом, невозможно ощутить с помощью обычных органов чувств.

Для восприятия [магнетизма] индивидууму необходимо выполнить некоторые условия и позиции. Так как восприятие есть не что иное как изменение и разница в состоянии нервов, то влияние [магнетизма] ощущается, если произошло до некоторой степени изменение в состоянии нервов. Поэтому восприятие [магнетизма], основанное на изменении состояний нервов, может быть замечено только в состоянии болезни, т.к. здоровое человеческое тело хотя и воспринимает влияние животного магнетизма к своему общему благосостоянию, но это влияние не может быть почувствовано в той же степени, что и у больного человека.

Непосредственными знаками влияния этого посредника [магнетизма] на живое тело является восстановление чувствительности в парализованных частях тела, в результате чего наступают кризы, которые, что будет видно позже, есть проявления природы живого тела против причины всякой болезни. Эти кризы могут выражаться в самых различных проявлениях движений и ощущений, на которые способны затронутые части тела.

Магнетизирование есть, в конечном счёте, не что иное как непосредственная или посредственная передача ритмической энергии тонкого флюида, которым наполнена нервная субстанция. Это есть то, что заставляет этого посредника вызывать разнообразные благотворные кризы, являющиеся признаками выздоровления.

Методики (процессы) являются различными средствами для достижения оптимального влияния на причину болезни или на ту часть тела, в которой необходимо восстановить чувствительность.


Примечания : :47)

1. Перевод выполнен  с книги "Mesmerismus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung des thierischen Magnetismus als die allgemeine Heilkunde zur Erhaltung des Menschen", Berlin, 1814, 356 Seiten, 6 Kupfertafeln. Herausgegeben von Dr. Karl Christian Wolfart. Для стройности и ясности изложения переводчиком внесены некоторые слова, подразумевающиеся автором (Месмером), но опущенные им в виду короткой стилистики его изложения. Данные переводческие дополнения заключены в квадратные скобки. В них же даны некоторые основные оригинальные немецкие термины. Все понятия сохранены в авторской терминологии, которая не успела устареть за 192 года после первого немецкого издания этого труда, за одним лишь исключением - немецкое слово "Bewegung" (движение) употреблялось учёными в эпоху Месмера в качестве указания на то понятие, которое сегодня обозначается словом "энергия". Поэтому слово "Bewegung" было переведено как "энергия".

2. "Кризом" [Krise] называют короткое внезапное болезненное состояния пациента, которое может сопровождаться тошнотой, судорогами, рвотами, потоотделением, потерей сознания и пр. кризисными явлениями, после которых наступает заметное и быстрое выздоровление больного.

Источник: http://lebendige-ethik.net/3-Mesmerism_1814.html


Название: Месмер Франц-Антон (25.05.1734-5.03.1814): Колумб внутреннего космоса
Отправлено: Pola от 05 11 2009, 02:06:14
Месмер Франц-Антон (25.05.1734-5.03.1814): Колумб внутреннего космоса 

     
   «Всегда возникает трагедия духа, когда изобретение гениальнее, чем изобретатель, когда мысль, которую художник или исследователь хотят воплотить, им не по силам и они вынуждены выпустить ее из рук, завершенной лишь наполовину. Так было и с Месмером. Он ухватился за одну из важнейших проблем нового времени, но справиться с нею было выше его сил; он задал миру вопрос и сам безнадежно мучился в поисках ответа. Избрав ошибочный путь, он все же оказался предтечей...». Продолжив эту мысль С. Цвейга, можно перечислить, чего именно предтечей был Месмер, и перечень этот будет весьма и весьма внушителен: в нем значатся, например, суггестология, психоанализ, трансперсональная психология, а также неоспиритуалистические учения конца прошлого — начала нынешнего столетия. Вклад Месмера в развитие духовной науки заслуживает тем большего восхищения, что годы его жизни пришлись на ту эпоху, когда «властители умов» попытались было совершенно исключить мистицизм из круга интеллектуальных запросов современников, признав его исключительно сферой влияния шарлатанов и авантюристов. Настоящим жизненным подвигом Месмера можно считать то, что ему удалось создать, безо всякой оглядки на авторитет современных ему «столпов науки» и даже откровенно вопреки ему, свою знаменитую теорию «животного магнетизма», которая в конечном итоге и привела его к открытию подлинной Terra incognita — скрытой, неосознаваемой сферы человеческой психики. Поэтому абсолютно прав был Шопенгауэр, когда характеризовал месмеризм как «самое содержательное, с философской точки зрения, из всех открытий, хотя бы оно даже порою задавало загадок больше, чем разрешало их».
   По происхождению Месмер был выходцем из простонародья (его отец был слугой при католическом епископе). Строгое воспитание, полученное им в юности в монастырской школе, отвратило его от ортодоксальной церковной религиозности, но не смогло погасить интереса к тайнам человеческого духа и к сфере нуминозного. Еще студентом он пишет диссертацию О влиянии планет на человеческий организм (1766), где впервые формулирует свою фундаментальную идею о существовании некоего незримо разлитого по всей Вселенной «магнетического флюида» — тончайшей эфирной субстанции, сообщающей всему мирозданию внутреннюю упорядоченность и одушевленность. Именно через посредство этой субстанции звезды и планеты могут оказывать прямое влияние на человека, по аналогии с тем, как незримая сила магнита способна притягивать или отталкивать неодушевленные тела. Эта теория, навеянная, прежде всего, близким знакомством с трудами другого великого романтика от науки — И. Кеплера, вызвала единодушное брезгливое недоверие у наставников и коллег, и Месмер по окончании университета был вынужден перейти к обычной медицинской практике, исподволь накапливая материалы и наблюдения, способные на конкретных примерах подтвердить истинность его главным образом интуитивных прозрений и догадок.
   Решающий перелом в его жизни настал спустя десять лет, когда он впервые осмелился на ответственный эксперимент с женой одного своего знакомого, страдавшей многочисленными духовными и телесными недугами. Наложение магнитов по определенной разработанной им системе принесло столь ошеломляющий эффект, что его дом очень быстро сделался местом коллективного паломничества страждущих со всей Вены. Среди клиентов Месмер со временем все чаще стали появляться люди со связями и влиянием, а исцеление одного разбитого параличом придворного советника открыло ему доступ и в самые высокие сферы общества. Но самым, пожалуй, впечатляющим достижением Месмера было возвращения зрения страдавшей с детства истерической слепотой музыкантше — «девице Парадиз». Кстати говоря, и сам Месмер был творчески исключительно одаренным человеком, истинным артистом, обладавшим незаурядным музыкальным дарованием; ведь музыка еще со времен Орфея считалась величайшим «целителем человеческих душ», и здесь он следовал по стопам своих полулегендарных предшественников.
   Однако времена Орфея и «священного целительства» остались далеко в прошлом, а в реальной жизни Месмеру приходилось, помимо всего прочего, иметь дело и с коллегами по профессии, усмотревшими в чудо-целителе серьезную потенциальную угрозу для собственных интересов и организовавшими против него настоящую кампанию травли и издевательств, по поводу которой Месмер впоследствии с грустью писал: «Здесь (в Вене) объявили меня обманщиком, а всех, кто верит мне — дураками». Дальше события стали принимать еще более скандальный оборот: его начинают обвинять в интимных связях с пациентками (прежде всего, с вышеупомянутой девицей), на которых он-де накладывал не только магниты, и натравливают на него печально знаменитую «светскую инквизицию» — «Комиссию нравов», созданную по инициативе королевы Марии-Терезы и ее духовников. В конце концов, Месмер не выдержал всей свалившейся ему на голову грязи и был вынужден покинуть ставшую вдруг такой негостеприимной родину. В 1778 г. он отправляется в Париж, куда его давно звали и где почва для его появления уже была подготовлена давно гулявшей по городу молвой и, не в последнюю очередь, потрясшими ранее воображение парижан сеансами другого «персонального магнита» — графа Калиостро.
    В Париже Месмер на первых порах получает возможность совершенно беспрепятственно ставить свои эксперименты с «магнетическим флюидом» на представителях высших аристократических семейств и одновременно разрабатывает собственное оригинальное учение об «исцелении духом», вошедшее позднее в историю под именем месмеризма. Мало-помалу магниты, с наложением которых возникало множество всяких чреватых непредсказуемыми последствиями проблем, уступают место гигантским чанам с водой (а то и целым бассейнам), содержимое которых было насыщено целительными духовными истечениями, источаемыми Месмером; при помощи этой рационализаторской меры за один сеанс можно было охватить сразу до сотни человек. Сеансы превращаются в масштабные театрализованные представления, неизменно сопровождаемые настраивающим душу на верный лад музыкальным аккомпаниментом, а сам доктор со временем все больше входит в роль всемогущего мага и кудесника (все, включая декорации, почти как и двести лет спустя — вплоть до различных емкостей с «заряженной» жидкостью...).
   Репутацию Месмера не могли подорвать даже две академические комиссии, многотомные и в свое время тщательно засекреченные отчеты которых являются ныне главным источником информации по данному вопросу. Его блестящую карьеру на этот раз прервали не происки конкурентов и не критические выпады академиков, а революционные события, в ходе которых Месмер растерял большинство своих прежних аристократических клиентов. Их избавили от всех недугов самым простым и радикальным способом — отрезали голову на гильотине, а сам Месмер в 1792 году был вынужден вновь бежать, уже от гнева революционера, поклонника «культа Разума» и врага мистиков Робеспьера. С этого момента он фактически перестает существовать и для истории, и для науки и, всеми забытый, умирает в сельской глуши, где жили поколения его предков.
   Несмотря на все новаторство, и, не побоимся этого слова, революционность идей Месмера, они сумели обрести столь стройный, законченный и систематический вид прежде всего благодаря наличию у венского доктора в высшей степени серьезных предшественников. Определяющее влияние на его мировоззрение оказали, прежде всего, труды двух наиболее духовно близких к нему мистиков от натурфилософии — Парацельса и Кеплера. Первый еще за двести с лишним лет до Месмера величал магнит «монархом всяческих тайн» и посвящал ему целые трактаты, содержание которых С. Цвейг сформулировал следующим образом: «В то время как железо [и другие металлы] подчиняются лишь силе тяготения, лишь один-единственный элемент обнаруживает некую одушевленность, какую-то самостоятельную активность. Магнит властно притягивает к себе другое, мертвое железо, он... способен как бы изъявлять собственную волю, и его властная повадка невольно вызывает предположение, что он подчиняется иным, не земным, может быть, астральным законам мироздания... Сила магнетизма свидетельствует о наличии в земле, в "адамовой материи", особой, астральной, связанной со звездами субстанции», более тонкой, благородной и высокоорганизованной по сравнению с земной и оттого способной таинственным образом «очистить» человека от внутренней скверны. Влияние этой субстанции считалось исходящим от космогонического Эроса, «сочетающего браком небо и землю»; не случайно Платон называл Эроса «великим магом и чародеем», а понятия «маг» и «магнит» естественным образом, и, понятное дело, не случайно увязывались между собой. Теория об универсальной астральной энергии была, как уже говорилось, развита и усовершенствована И. Кеплером, давшим ей некую видимость естественнонаучного обоснования, и в таком виде воспринята Месмером.
   В отношении Месмера к главному и единственному предмету его интереса не следует также упускать из виду и эмоциональный момент. Его глубоко артистическая и романтическая натура никак не желала мириться с воинствующим рационализмом эпохи. «Животный магнетизм» был для Месмера, в сущности, прежде всего объектом религиозного поклонения в качестве самого весомого, очевидного и неоспоримого подтверждения реальности существования сверхъестественных сил и их проявления на физическом плане. Именно поэтому он, начиная а самых первых шагов на научном поприще, столь упорно приписывал магнетизму «планетное» и «космическое», т. е. небесное, происхождение. Следуя астрально-магическим теориям Кеплера, Месмер пытался установить связь между конфигурациями небесных светил и степенью равномерности или неравномерности распределения магнетического флюида в человеческом организме. Как он писал в своей диссертации, «в природе имеется нечто такое, что в состоянии нарушать или изменять положение в балансе человеческого тела, и это "нечто" является для многих болезней и причиной, и методом излечения»; искать эту загадочную субстанцию, по его мнению, следует в «тончайших световых корпускулах», испускаемых небесными телами.
   После того, как медик тщательнейшим образом (разумеется, с применением гороскопа) изучит все особенности флюидической «заряженности» данного организма, он должен, «воздействуя на подобное подобным», через наложение магнитов и других «заряженных» субстанций добиться перераспределения флюида в сторону большей внутренней гармонизации и упорядоченности. Исцеление больного происходит через вызванные искусственно аффективные состояния, или кризы, дающие сильнейший внутренний импульс для стимулирования циркуляции флюидов в организме. Хотя вскоре после начала экспериментов Месмер заметил, что кризы можно, собственно говоря, вызывать и безо всяких магнитов, одной лишь силой волевого воздействия врача на пациента, однако, не имея еще никаких представлений о природе бессознательного, он продолжал упорно приписывать все совершаемые им «чудесные исцеления» все тому же животному магнетизму, доказывая, что и среди людей имеется немало, так сказать, персональных магнитов, естественным образом конденсирующих в себе космические энергии. По его мнению, все люди, прославившиеся в разные времена производством оккультных феноменов, являлись именно такими живыми магнитами; он же. Месмер, оказался первым, кто сумел не только сосредоточить в себе эти высшие энергии, но и дать объяснение их происхождению и выявить все их функциональные особенности, что дало ему в руки могучее оружие, направленное на принесение блага ближнему своему.
   Опыты Месмера, помимо того, что впервые привлекли широкое внимание к технике гипноза и искусственных трансоподобных состояний, оказались чрезвычайно интересны и продуктивны еще в одном отношении. Выше уже упоминалось, сколько неприятностей пришлось претерпеть Месмеру вследствие подозрений в нарушении эротических табу, причем не только в чопорной клерикальной Вене, но и в либертинском Париже. Ныне, когда природа взаимодействия бессознательного и сексуальности изучена во всех аспектах, никого не пугает и не смущает, что Месмер вошел в соприкосновение с этим «темным континентом», как назвал сексуальность Фрейд, но для XVIII столетия это было предерзким вызовом «моральным устоям». Именно необходимостью оберечь «добрые нравы» мотивировала французская Академия Наук в своем секретном докладе (1784), предназначенном лично для короля Людовика XVI, резко негативную оценку деятельности Месмера, и, похоже, это более соответствует действительному положению дел, чем чисто формальные и не очень аргументированные возражения, выдвинутые ею в докладе официальном. Извлечения из секретного отчета, приведенные, в частности, в книге Л. Шертока и Р. де Соссюра, описывают сеансы «магнетизирования» фактически как разновидность половых контактов, но без сопутствующих этому действий, а с применением искусственной мануально-магнетической стимуляции (ср. с учением о «магнетическом сексе» адепта XX столетия Дне. Креммерца). Все основные симптомы криза в описании авторов отчета напоминают оргиастические ощущения (речь идет, конечно, только о женщинах), а целительный эффект, производимый врачом на пациентов, объясняется, прежде всего, снятием сексуальной фрустрации. Правда, случай с восьмидесятилетним расслабленным государственным советником комиссия предпочла обойти стороной, как и вообще все, что противоречило изначально тенденциозным установкам ее членов. Не вызывает ни малейших сомнений, что в действительности никаких сознательных темных умыслов по поводу своих пациенток Месмер не питал, а его личная порядочность подтверждается многочисленными свидетельствами современников; но его безудержное экспериментаторство, опирающееся не столько на четко выверенную теорию, сколько на религиозную интуицию, личный темперамент и спонтанное вдохновение, вывело из недр сознания и представило всеобщему обозрению самые потаенные и интимные стороны человеческого эго, вновь актуализировав глубинную связь между мистицизмом и сексуальностью. И хотя Месмеру «суждено было трудиться, но не суждено было увидеть плоды трудов своих» (как правильно подметил С. Цвейг, ученому надо было появиться на свет или столетием позже, или двумя столетиями раньше, в эпоху расцвета натурфилософских теорий Парацельса), эти плоды не замедлили появиться в ближайшем будущем, обеспечив непризнанному гению психотерапии место в ряду величайших «революционеров духа».