Максимум Online сегодня: 708 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 369596 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 22 11 2024, 22:59:20

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 25 11 2008, 05:06:43 ( ссылка на этот ответ )

Тритемий (1462 - 1516)

В годы своего студенчестве в Гейдельберге Тритемий встретился с неким таинственным учителем, который наставил его в оккультных науках. В 1482 году Тритемий решил вернуться в родной город Тритенхайм (район Трира). Учитель сообщил ему, что по дороге он найдет ключ к своей жизни. Добравшись до Шпонхайма, Тритемий попал в снежную бурю и нашел убежище в бенедиктинском монастыре. Тамошняя жизнь показалась ему настолько привлекательной, что он решил стать монахом, - это и был тот самый "ключ", о котором говорил ему наставник. В возрасте двадцати двух лет Тритемий сменил старого настоятеля, умершего в 1483 году. Монастырь достал ему в ужасном состоянии. Здание обветшало и разваливалось на глазах. Молодому аббату пришлось бороться с долгами, с хаосом в монастыре, с леностью и невежеством братии. Но ему удалось привести дела в порядок, и вскоре слава о шпонхаймских бенедиктинцах разнеслась далеко по всей округе.
Тритемий обучал монахов самым разнообразным ремеслам и не позволял им сидеть сложа руки. Они сами изготовляли пергамент, переписывали книги, украшая страницы позолоченными инициалами, работали в саду. Долги были полностью выплачены; начались денежные поступления, благодаря которым Тритемий мог приобретать редкие манускрипты. К 1503 году в его библиотеке насчитывалось уже две тысячи томов - невероятное богатство для того времени! Люди из других городов Германии, из Италии и Франции приезжали посмотреть на его коллекцию и на знаменитого аббата, эрудиция которого вошла в пословицу. В Шпонхайм посылали своих доверенных князья и короли; император Максимилиан советовался с Тритемием по политическим вопросам. Легенда гласит, будто еще в 1482 году Тритемия вызвали ко двору императора по срочному делу. Императрица Мария Бургундская погибла в результате несчастного случая, и Максимилиан, прежде чем избрать себе новую супругу, пожелал выслушать совет мудрого аббата. Утверждают, что Тритемий предложил императору вызвать дух покойной императрицы, дабы та сама назначила свою преемницу. Максимилиан согласился. Тритемий вызвал дух покойной, и Мария явилась во всей своей красе. Побеседовав с ней, Максимилиан забыл об осторожности и вышел из магического круга, чтобы обнять любимую жену, - но тотчас же упал наземь, как громом пораженный, а призрак сию минуту исчез. Впрочем, до того Мария успела предсказать множество будущих событий и, в том числе, назвать новую императрицу - Бьянку Сфорца, дочь Галеаццо.
В 1505 году Тритемия пригласили ко двору пфальцграфа Филиппа. Он отправился в Гейдельберг, где тяжело заболел. За время его отсутствия монахи в Шпонхайме взбунтовались: они надеялись, что обретут больше досуга и свободы, избавившись от чересчур рьяного настоятеля. Узнав об этом, горько разочарованный Тритемий решил никогда больше не возвращаться в Шпонхайм, хотя ему было жаль покидать монахов и, особенно, свою великолепную библиотеку. В Вюрцбурге ему предложили должность настоятеля монастыря Святого Иакова, которую он и принял в 1506 году. Здесь Тритемий провел остаток дней, посвятив все свое время литературной деятельности и управлению монастырем. Здесь же его и похоронили.
Большинство сочинений Тритемия - теологические трактаты, но писал он и о магии. Его весьма привлекала алхимия. В своих книгах он утверждал, что трансмутация возможна и что существуют способы получить философский камень. Этот камень, по его словам, - душа мира (spiritus mundi), явленная в зримой форме. Можно назвать его окаменевшим дыханием Бога, ибо Тритемий заявляет, что мировая душа суть дыхание, исходящее из божественного источника. В определенном смысле можно трактовать это высказывание как идею о том, что Бог пронизывает все сущее. После Тритемия такое представление распространилось весьма широко, ибо в середине XVI века Коперник открыл новый мир - мир планет, обращающихся вместе с Землей вокруг центральной звезды - Солнца. Это открытие ниспровергло христианскую догматическую иерархию мира. Оказалось, что Бог не может находиться "вверху", поскольку нет ни верха, ни низа, равно как нет ничего за пределами мира. Таким образом, для Бога нужно было подыскать новое жилище. Тогда-то и возобладала вера в то, что Бог живет везде - во всем сущем.
Тритемий отличался весьма скромным и кротким нравом и, будучи лицом духовным, не позволял себе высказываний и поступков, открыто противоречащих сложившейся традиции. Он изобретал всевозможные методы тайнописи, позволявшие выражать глубокие философские идеи под маской простых и безобидных с виду текстов. Тот факт, что Тритемий оказал влияние на Парацельса и Агриппу, - вполне достаточное свидетельство того, что к магическому знанию он относился, по меньшей мере, сочувственно. В своих трактатах Тритемий часто прибегает к иносказаниям, заявляя, например, что золотой век настанет, когда лев примирится с агнцем. В этот библейской символ хитроумный аббат облек представление о том, что философский камень явится на свет, когда божественный огонь (лев) мистическим образом соединится с божественным светом, т.е. Христом (агнцем).
Увлечение Тритемия оккультизмом наглядно видно и в совете, который он направил Агриппе, прочитав книгу последнего "Об оккультной философии": "Мне остается дать вам лишь одно, последнее предостережение. Никогда не забывайте о нем. С простонародьем говорите только о простых вещах; все до единого тайны высшего порядка сохраняйте для своих друзей; волов кормите сеном, а попугая - сахаром. Постарайтесь понять, что я имею в виду, иначе волы растопчут вас, как это часто случается".
Книга Тритемия "Семь вторичных причин" - безусловно не для волов, но и попугай найдет в ней немного такого, о чем можно было бы поболтать на досуге. Семь вторичных причин - это семь верховных ангелов, которых Тритемий соотносит с семью планетами. Первопричина - это Бог. А вторичные причины - Его слуги, поддерживающие порядок в мире. Например, дух, или ангел, Сатурна - Орифиил, правивший миром непосредственно после его сотворения. Правление Орифиила началось 15-го марта, в первый год от сотворения мира, и продолжалось триста сорок пять лет и четыре месяца. Под его властью люди были грубы и дики, подобно зверям, как о том говорится в Книге Бытие. На смену Орифиилу пришел Анаил, дух Венеры, правивший с 345 по 705 годы от сотворения мира. Эту династию небесных духов Тритемий прослеживает до 1879-го года, в который завершается правление Гавриила. Семь ангелов властвуют над миром по очереди, и по событиям прошлого можно предсказывать состояние дел в будущем, ибо небесные установления вечны и неизменны.
Согласно современным оккультистам, в этих мнимых пустяках содержится величайшая магическая мудрость. Тритемий, - утверждают они, - писал шифром и каждое слово его имеет скрытый смысл; однако ключ к этому шифру великий аббат унес с собой в могилу. Поскольку для верного понимания труда Тритемия важно учитывать определенные сочетания слов, эта книга - написанная по-латыни - становится совершенно бессмысленной в переводе.

* Тритемий.jpg

(25.35 Кб, 235x300 - просмотрено 16340 раз.)

 

 

Ответ #1: 25 11 2008, 05:13:26 ( ссылка на этот ответ )


--------------------------------------------------------------------------------

Иоганн Гейденберг (1462—1516), которого называли Тритемием по месту, где он родился (неподалеку от города Трира), уже в юные годы стал аббатом бенедиктинского монастыря в Спонгеймс. Под его руководством аббатство быстро превратилось в духовный центр всей Европы.

Сам Тритемий, учитель Агриппы, считал себя учеником Альберта Магнуса и, соответственно, видел свою задачу в поощрении эллинистического, гностического и каббалистического знания и в реабилитации магии как высшей науки.
И Агриппа и Тритемий считали это одной из главных задач своей жизни, — об этом говорит отрывок из посвящения учителю и другу, который Агриппа предпосылает своему труду «Тайная философия», написанному им под воздействием Тритемия:
Тритемий

«Когда я недавно посетил Вас, высокочтимый отец, в Вашем монастыре под Вторцбургом, мы много говорили о химических, магических, каббалистических и других тайных науках и искусствах, мы тогда поднимали вопрос, почему магия, которая, по единодушному мнению древних философов, чтилась превыше всего, стала ненавистной и подозрительной для католической церкви и, наконец, была отвергнута теологами и проклята Св. Собором и повсюду запрещена законоположениями. После тщательных размышлений я пришел к выводу, что, после того как времена и люди изменились к худшему, появилось много псевдофилософов и лже-магов, которые взяли себе на вооружение многие самые мрачные, дурные и суеверные церемонии различных еретических сект и фальшивых религиозных партий и обратили их против природной гармонии и истинной религии на погибель людей».

Как выдающийся алхимик, астролог, каббалист и всесведущий маг Тритемий казался гуру не только императору Максимилиану, но и многим другим князьям. Его способности вызывать духи была известна всем, подтверждение — слова Лютера. Вот цитата из книги Иоганна Всйера (1563 год), рассказ о сенсационном заседании при дворе императора в Инсбруке:

«Романтически настроенный император Максимилиан I и его придворные спорили о том, были ли воспетые Гомером герои выше и сильнее современных воинов. Тритемий, который также присутствовал как гость при дворе императора, взялся решить этот спор, он сказал, что вызовет духов двух героев — Гектора и Ахилла. Он потребовал от присутствующих, чтобы они хранили полное молчание, когда явятся духи.

Маг очертил вокруг трона, на котором сидел император, большую окружность, произнося непонятные формулы из книжки. Тут весь дом потряс стук в дверь. Появился Гектор, значительно выше обычного человека, глаза его пылали. За ним явился Ахилл, не уступавший ему в мощи. Они учтиво поклонились императору, трижды прошли мимо него вперед и назад и потом исчезли. Потом явился царь Давид, на голове у него была корона, в руке — арфа. Видеть его было приятнее, чем Гектора и Ахилла. Давид также трижды прошелся перед Максимилианом, но не поклонился ему. Дело в том, что, как пояснил маг кайзеру, род Давида, из которого вышел Христос, выше всех родов, даже Габсбургов.

Таким образом, Тритемию удалось не только вызвать изумление придворных, но и разбудить в них желание поближе познакомиться с магией, которая считалась языческой и нехристианской. Сам Тритсмий, похоже, черпал свои знания из какого-то неведомого источника в форме таинственного посвящения, например, он сообщал в письме своему другу, монаху-кармелиту из Женевы, что, благодаря ночному видению духов, которые осведомляли его обо всем (!), он стал обладателем знаний, «которые скрыты от всех остальных людей».

Тритемий мог вызвать изменения в сознании людей, рассказывают, например, об одной женщине из придворных курфюрста, которая после магического эксперимента, выполненного на ней Тритемисм и Агриппой, смогла предсказывать наперед, кто умрет из членов дома курфюрста.

 

 

Ответ #2: 09 12 2009, 00:39:07 ( ссылка на этот ответ )

Редкая книга аббата Тритемия на Вятке

Е. А. Малышева
[/i]

Фонды Кабинета западноевропейской книги хранят удивительные исторические памятники. К их числу относится книга «Стеганография, то есть Истинное искусство открывать при помощи тайнописи побуждения своей души далёким людям» аббата Тритемия1.
Небольшая тетрадь в пергаментном переплёте в прошлом находилась в библиотеке Вятской духовной семинарии. Очевидно, книга имела некогда другого владельца, но его имя буквально вырезано с титульного листа. Книга эта относится к безусловным редкостям, и история её весьма интересна. Начать хотя бы с личности автора – аббата Тритемия. Об этом учёном ходили легенды, отразившиеся в гётевском «Фаусте». На самом деле его имя – Иоганн Гейденберг. Он родился 2 февраля 1462 г. в Тритенгейме (вот откуда латинизированное имя), а умер в 1516 г. В 1480 г. Иоганн поступил в прославленный Гейдельбергский университет, отличавшийся, ко всему прочему, прекрасной библиотекой. Кстати, в списках студентов за 1509 г. числится имя Иоганна Фауста, бакалавра теологии. В университете Тритемий вместе с товарищами по учёбе, ставшими впоследствии гордостью Германии, основал тайное общество по изучению астрологии, магии чисел, языков и математики. Само общество получило название «Sodalitas Celtica» («Кельтское братство»). Учредители общества взяли себе псевдонимы: Гюисманн стал Агриколой, а Гейденберг – Тритемием. В нём изучались философия, астрология, пифагорейская математика.
В 20 лет Тритемий принял сан в бенедектинском монастыре св. Мартина в Спонгейме, позднее стал настоятелем Спонгеймского и Вюрцбургского монастырей. Думается, выбор был не случаен, так как эти монастыри отличались прекрасными библиотеками. Впоследствии для их пополнения он покупал книги на собственные деньги и собрал самую богатую в Германии библиотеку рукописей. Он не любил недавно изобретённого книгопечатания, напечатанные книги казались ему грубыми. Библиотека, которую он собирал на собственные деньги, обошлась ему больше, чем в полторы тысячи золотых дукатов.
Этот учёный человек знал в совершенстве древнееврейский язык, а также целый ряд других восточных, имел контакты с теологами, каббалистами, алхимиками. Когда он увлёкся алхимией и магией, интерес к этим областям знания стал бескорыстным побуждением учёного, не стремящегося ни к обогащению, ни к власти. Поведение аббата Тритемия напоминает поведение нашего современника аббата Леметра де Лувена, создателя теории расширяющейся Вселенной, которой восхищался сам А. Эйнштейн. В ходе своих занятий Тритемий создавал способ, позволяющий гипнотизировать людей на расстоянии посредством телепатии и с помощью специального языка. Ведя обширную переписку, он имел неосторожность сообщить о своих оригинальных изысканиях, в которых причудливо смешались лингвистика, математика, каббалистика и парапсихология: «В своей книге я расскажу о способах, которыми я смогу точно и надёжным образом передать свою волю любому, кто постигнет смысл моей науки, как бы далеко он ни находился от меня, пусть даже за сто вёрст. И при этом никто не заподозрит, будто я пользовался какими-либо знаками, фигурами или буквами. А если я воспользуюсь услугами гонца, и этого гонца перехватят в пути, никакие мольбы, угрозы, посулы и даже пытки не принудят этого гонца открыть секрет, потому что он ничего о нём не будет знать. Вот почему ни один человек не сумеет открыть тайну. И все эти вещи при желании я смогу с легкостью проделывать, и, не прибегая ни к чьей помощи и не посылая гонца. Даже узнику, заточённому в глубоком подземелье и находящемуся под неусыпной охраной, я способен передать свою волю»2. Так в 1500 г. появилась рукопись «Стеганографии» (в переводе – тайнопись) в восьми частях. Судя по всему, Тритемий изобрёл способ гипноза на расстоянии с помощью телепатии и специально созданного языка. Смысл фраз в этом языке не имел решающего значения – в контакт с подсознанием входила ритмика и фонетика произносимого. Магическая формула довершала результат. Информация закладывалась гонцу в подсознание и добывалась в виде механического неосознанного пересказа с помощью кодового слова или фразы, знать которые полагалось лишь получателю послания. Этот метод ныне известен как нейролингвистическое программирование.
Списки «бестселлера» пошли по рукам, и гроза не замедлила разразиться. Тритемия обвинили в чародействе, чёрной магии и изгнали из Спонгеймской обители. Чудом ему удалось избежать костра инквизиции. Его книге повезло меньше. Рукопись была сожжена по приказу графа Электора Филиппа, управителя Рейнской области, который, прочтя её, ясно представил, какие последствия могли бы произойти, попади она в руки циничного и образованного честолюбца.
По сути дела, в своих оккультных сочинениях «Стеганография» и «Полиграфия» он завуалировано излагает не только практику воздействия на расстоянии, но и систему шифровки информации.
Конечно, нельзя сказать, что Тритемий является основоположником криптографии. Система шифров существовала с незапамятных времён. Так, в Древней Греции криптография уже широко использовалась в разных областях деятельности, в особенности в государственной сфере. В V–IV вв. до н. э. использовалось одно из первых шифровальных приспособлений – сцитала. Метод вскрытия этого шифра приписывается Аристотелю. Другим шифровальным приспособлением была табличка Энея. На небольшой табличке горизонтально располагался алфавит, а по её боковым сторонам имелись выемки для наматывания нити. При шифровании нить закреплялась у одной из сторон таблички и наматывалась на неё. На нити делались отметки (например, узелки) в местах, которые находились напротив букв данного текста.
Крупнейший английский философ и учёный XVII в. лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон уделял серьёзное внимание шифрам. Он считал, что они не должны поддаваться дешифрованию, не должны требовать много времени для написания и чтения и не должны возбуждать никаких подозрений.
Наиболее серьёзное предложение Тритемия по защите информации, дошедшее до наших дней, заключается в придуманной им таблице Тритемия. Первая буква текста шифруется по первой строке, вторая буква – по второй и так далее, после использования последней строки вновь возвращаются к первой.

В своём сочинении Тритемий предложил шифр «Аве Мария» и шифр, построенный на основе периодически сдвигаемого ключа. В нём следовало расставлять буквы в первой строке в произвольном порядке, сохраняя в последующих строках правило циклического сдвига. Строки отмечались буквами упорядоченного алфавита. Он также осуществил оригинальную идею защиты информации, опирающуюся, по существу, на двоичное кодирование букв алфавита и использование в открытом тексте двух мало отличающихся шрифтов. Очевидный недостаток этих шифров – их слабая стойкость: если используемая «таблица Тритемия» известна, то для дешифрования достаточно опробовать первую (заранее обговоренную) букву, и шифр «раскалывается». Ещё одно важное усовершенствование многоалфавитных систем, состоящее в идее использования в качестве ключа текста самого сообщения или же шифрованного текста, принадлежит Джероламо Кардано (1506–1576), того самого, именем которого назван карданный вал автомобиля.
В конце XVI в. посол Франции в Риме Блез де Виженер (1523–1596), познакомившись с трудами Тритемия и Кардано, также увлекся криптографией. В 1585 г. он написал «Трактат о шифрах», в котором излагаются основы криптографии. Однако на закате эпохи Просвещения идеи тайнописи были несколько подзабыты и заново обретены лишь в XIX в. При этом Виженеру приписали изобретение системы, которая была известна и до него. Даже «таблица Тритемия» получила название «таблицы Виженера». Реальный же его вклад – совершенствование шифра Тритемия – заключался в отказе от последовательного использования строк таблицы, которые при шифровании выбирались теперь в соответствии с заранее оговорённым лозунгом. Интересно, что при походе на Россию Наполеон использовал в низших звеньях своей связи подобные шифры. Они были раскрыты русскими специалистами, что оказало определённое влияние на ход боевых действий.
Прибегал к тайнописи и великий астроном Г. Галилей. Опасаясь преследования церкви за свои открытия и в то же время стараясь сохранить свой приоритет, он шифровал результаты некоторых своих исследований по собственной системе шифрования, которая, строго говоря, не являлась шифром. Скорее это анаграммирование – перестановка букв. Конечно, этот шифротекст трудно расшифровать, кроме того, расшифровка может оказаться неоднозначной. Известен исторический казус, произошедший с шифровками Галилея. Дешифруя его анаграмму, в которой Галилей сообщал об открытом им кольце Сатурна, великий астроном И. Кеплер ошибочно получил текст о том, что открыты два спутника Марса (Фобос и Деймос). На самом деле это открытие совершил астроном И. Г. Галле спустя 250 лет после смерти И. Кеплера (1877).

В 1515 г. Тритемий обнародовал циклическую теорию истории человечества, перекликающуюся одновременно и с индуизмом, и с некоторыми современными теориями. Книга называется «О семи вторичных причинах, то есть о мировых Духах после Бога, или Мистическая хронология, заключающая восхитительные и достойные интереса тайны». В ней, в частности, он пишет: «Я не совершил ничего особенно удивительного, и, тем не менее, обо мне распускают слухи, будто я “волшебник”. Я прочёл много магических книг не для того, чтобы подражать написанному в них, но с целью когда-нибудь опровергнуть содержащиеся в них злостные суеверия»3 .
Заканчивая рассказ о «Стеганографии» Тритемия, хочется отметить, что не сохранилось ни одного полного экземпляра этой книги. Отрывки, составляющие примерно четверть от её объема, легли в основу печатного издания 1606 г. Но даже в усечённом виде книга казалась опасной, и на неё 7 сентября 1609 г. был наложен запрет Конгрегации святой инквизиции, сохранившийся до 1930 г. В 1621 г. вышло новое, сокращённое издание трудов Тритемия. На нём стоит пометка «с благословения и позволения Высших». Несомненно, речь не может идти о духовном начальстве, ведь произведение находилось под запретом. Так кто же в таком случае эти загадочные Высшие?
Думается, отечественное духовное лицо, чьими стараниями книга попала в Вятку, знало ей цену с точки зрения редкости и отдавало себе отчёт в негативном отношении к ней святой инквизиции.

* Титульный лист книги.jpg

(20.27 Кб, 250x331 - просмотрено 2825 раз.)

* Страницы книги.jpg

(34.72 Кб, 433x306 - просмотрено 3057 раз.)

 

 

Ответ #3: 26 12 2009, 02:16:23 ( ссылка на этот ответ )

ТАЙНА АББАТА ТРИТЕМИЯ

Аббат Тритемий родился в 1462 году и умер в 1516-м. У него было множество биографов, в числе которых Поль Шакорнак, автор книги «Величие и несчастье аббата Тритемия» (Париж, 1963). Сразу же должен предупредить, что не во всём согласен с этим выдающимся историком. Это ни в коей мере не означает, будто я ставлю под сомнение его данные как историка, но я располагаю сведениями, которыми г-н Шакорнак пренебрёг, возможно, считая их второстепенными, но мне, специалисту по криптографии и истории исчезнувших наук, они представляются архиважными.

Однако мои источники не вполне совпадают с теми, какими пользовался г-н Шакорнак.

Установив это, начнём с самого начала. Аббат Иоганн Гейденберг, которого впоследствии станут называть аббатом Тритемием, родился 2 февраля 1462 года в Тритенгейме. В 1480 году он поступил в прославленный Гельдельбергский университет. Ему удалось получить свидетельство о бедности, освободившее его от необходомости платить за обучение. Вместе с Иоганном Дальбергом и Рудольфом Гюесманном он основал тайное бщество по изучению астрологии, магии чисел, языков и математики. Учредители общества взяли себе псевдонимы. Иоганн Дальберг стал Иоганном Камерариусом, Рудольф Гюесманн стал Рудольфом Агриколой, а Иоганн Гейденберг стал Иоганном Тритемием.

Чаще всего псевдонимы выбираются не случайно, но причины данного выбора нам неизвестны. Само общество получит весьма многозначительное название: «Sodalitas Celtica» («Кельтское братство»).

Первым к ним присоединился еврей Пауль Рикки, обучавший их кабалистике. 2 февраля 1482 года, в день, когда Иоганну Тритемию исполнилось двадцать лет, он вступил в бенедиктинский монастырь Святого Мартина в Спонгейме. Позже он станет настоятелем Спонгеймского, а затем — Вюрцбургского монастырей. Его христианское благочестие внушает всеобщее уважение.

Именно оно поможет ему удержаться от многих искушений, когда он увлечётся алхимией и магией. Интерес его к этим областям знания был бескорыстным интересом учёного, не стремящегося ни к обогащению, ни к власти. Поведение аббата Тритемия напоминает поведение нашего современника аббата Леметра де Лувена, создателя теории расширяющейся Вселенной, которой восхищался сам Эйнштейн, что не мешало ему искать в предполагаемом феномене расширяющейся Вселенной доказательства существования Бога.

Тритемий собрал в монастыре Святого Мартина самую богатую в Германии библиотеку рукописей. Он не любил недавно изобретённого книгопечатания, и напечатанные книги казались ему грубыми. Эта библиотека, которую он собирал на собственные деньги, обошлась ему больше чем в полторы тысячи золотых дукатов.

Не прекращая традиционных трудов учёного и историка, он продолжал и свои вполне оригинальные изыскания. Весьма странные изыскания, о которых он имел неосторожность сообщить в письмах неким болтунам или завистникам, что не прошло ему даром. В ходе своих занятий он создавал способ, позволяющий гипнотизировать людей на расстоянии посредством телепатии и с помощью специального языка. В его трудах причудливо смешались лингвистика, математика, кабалистика и парапсихология.

Восьмитомный труд, объединивший книги его исследований и, следовательно, заключавший в себе тайны беспредельной власти, назывался «Стеганография». Рукопись «Стеганографии» была сожжена по приказу графа Электора Филиппа, наместника Филиппа II, который обнаружил её в отцовской библиотеке и пришёл от неё в ужас.

Не сохранилось ни одного полного экземпляра этой книги. Мы настаиваем на этом: рукопись, содержавшая в себе ключ к величайшим возможностям, была уничтожена полностью. Не сохранилось ни одной её копии. Доктор Армитадж из новеллы Лавкрафта «Гнусность Данвича», использующий рукописи для разгадывания древних шифров, от начала до конца выдуман Лавкрафтом, который совершенно не верил в то, что его герой мог обладать исторической реальностью и который, несомненно, не держал в руках полной «Стеганографии», как, впрочем, не держал её и никто другой.

Тем не менее есть отрывки из рукописи, составляющие примерно три восьмых от её объёма, и мы ещё вернёмся к ним.

Так о чём же шла речь в «Стеганографии»? Приведём прежде всего слова самого Тритемия:

«В один из дней упомянутого 1499 года после того, как я долго мечтал о том, что раскрою неведомые тайны, и, наконец, убедился в тщетности своих усилий, я отправился спать, немного стыдясь своего безрассудства в попытках совершить невозможное. Ночью (во сне) мне явился человек и назвал меня по имени:

— Тритемий, — сказал он мне, — не считайте безрассудством все эти мысли. Пусть вещи, к которым вы стремитесь, ни вам и никому другому не удастся осуществить, но они возможны.

— Так научите же меня, — ответил я, — как мне добиться этого?

И тогда он открыл мне тайну и показал, что ничего не может быть проще».

После этого Тритемий принялся за работу, и вот перед вами его собственный рассказ о том, чего он добился:

«Могу вас заверить, что все, а тем более невежды, решат, что этот мой труд, в котором я раскрываю многие неизвестные секреты и тайны, заключает в себе сверхъестественные, удивительные и невероятные вещи, поскольку никто до меня никогда ещё не писал и не говорил об этом.

Первая книга содержит описание более сотни способов тайнописи, не вызывающей ни малейших подозрений, о чём угодно и на любом известном языке. И всё это можно сделать, не прибегая к метатезам, не испытывая страха и сомнений, что секрет когда-нибудь разгадает кто-то, кроме тех, кому я кабалистически передам эту науку. Поскольку все слова и выражения в тайнописи выглядят простыми, знакомыми и не вызывают ни малейшего недоверия, ни один человек, каким бы искусным он ни был, не сумеет собственными силами проникнуть в мой секрет, и всем это покажется удивительным, а невеждам — невозможным.

Во второй книге я расскажу о ещё более поразительных вещах, касающихся способов, которыми я смогу точно и надёжным образом передать свою волю любому, кто постигнет смысл моей науки, как бы далеко он ни находился от меня, пусть даже за сто вёрст, и при этом никто не заподозрит, будто я пользовался какими-либо знаками, фигурами или буквами; а если я воспользуюсь услугами гонца, и этого гонца перехватят в пути, никакие мольбы, угрозы, посулы и даже пытки не принудят этого гонца открыть секрет, потому что он ничего о нём не будет знать; вот почему ни один человек не сумеет открыть тайну.

И все эти вещи при желании я смогу с лёгкостью проделывать, не прибегая ни к чьей помощи и не посылая гонца; даже узнику, заточённому в глубоком подземелье и находящемуся под неусыпной охраной, я способен передать свою волю».

Он замахивался на великие дела.

Большинство биографов Тритемия стыдливо говорят, что он просто обольщался иллюзиями, а на самом деле ничего не мог. Мы придерживаемся другого мнения. Я думаю, что Тритемий действительно совершил великое открытие, но что ему не следовало об этом рассказывать, и что уничтожение его книги совершенно естественно встаёт в ряд операций, проведённых «Людьми в чёрном», которым посвящена моя книга.

Тритемий ошибался и в том, что был слишком большим рационалистом для своего времени. Вот, в частности, как он говорит об астрологии:

«Прочь, дерзкие, тщеславные люди, лживые астрологи, которые сбивают с толку и болтают глупости. Расположение звёзд не имеет никакого влияния на бессмертную душу, не оказывает никакого воздействия на естественную науку; оно не имеет ничего общего с высшей небесной мудростью, поскольку тело может воздействовать лишь на другое тело. Дух свободен и не подчиняется звёздам, он не поддаётся их влиянию и не следует их движению, но связан лишь с высшим небесным законом, который создал его и сделал животворящим».

В этом высказывании, как и во многих других письмах и сочинениях Тритемия, проявляется абсолютно рационалистическое мышление. То, что он называет естественной магией, мы называем техникой.

Ему приписывают книги о философском камне, но это авторство не доказано. Джордж Рипли, английский алхимик, подробно комментировавший труды Тритемия, написал среди прочего:

«Умоляю тех, кто их знает, не издавать». После смерти за аббатом Тритемием закрепилась репутация чёрного мага. Один из наиболее свирепых иезуитов инквизиции Дель Рио будет вопрошать, почему «Стеганографию», ходившую в виде отрывочных заметок, не поместили в список запрещённых и подлежащих цензуре книг. Короче, тех книг, которые и составляют предмет моего исследования.

Только в 1610 году во Франкфурте Матиас Бекер выпустил первое издание того, что осталось от «Стеганографии». Оно снабжено пометкой «с благословения и позволения Высших», но никакого разрешения на публикацию церковные власти не давали. Следовательно, встаёт вопрос, о каких Высших идёт речь.

В книге было предисловие, которое впоследствии исчезнет и в котором мы находим следующую интересную фразу:

«Но, возможно, кто-нибудь пожелает возразить, спросив: если ты хочешь, чтобы эта наука оставалась тайной, зачем же ты открываешь смысл этих писем?

Я отвечу: я сделал это для того, чтобы дать возможность воспользоваться этими великолепными законами определённым группам лиц, к которым принадлежу и сам, чтобы помочь им избежать многочисленных опасностей и уберечь от несчастных случаев».

Что ж, вполне разумная точка зрения. Но даже в усечённом виде книга всё ещё казалась опасной. Так что на это издание, каким бы неполным оно ни было, 7 сентября 1609 года был наложен запрет конгрегации святой инквизиции до 1930 года.

В 1616 году аббат Сигизмунд из бенедиктинского монастыря в Сеоне, в Баварии, опубликовал сочинение в защиту аббата Тритемия. В 1621 году вышло новое сокращённое издание трудов Тритемия. На нём тоже стоит пометка «с благословения и позволения Высших». И на этот раз речь, несомненно, не может идти о духовном начальстве, ведь произведение находится под запретом с 1609 года. Так кто же в таком случае эти загадочные Высшие?

В различных библиотеках хранится некоторое количество этих изданий. Чаще всего мы находим в них общую теорию замещающих шифров в том виде, в каком они и сегодня ещё применяются в дипломатических и шпионских целях.

По мнению учёных, в некоторых образцах зашифрованных текстов должна содержаться хоть часть сведений из уничтоженного полного издания. Однако ни одно из этих сведений не выглядит убедительным. Много позже отец Лебрен сообщил, что использование секретов «Стеганографии» подразумевает применение прибора, который, по всей видимости, имеет много общего с нашей современной радиоаппаратурой.

«Я много раз слышал, что некоторые люди передавали друг другу секретные сообщения на расстояние больше пятидесяти лье при помощи намагниченных стрелок. Два человека брали в руки по компасу, на циферблате которого по окружности были вырезаны буквы алфавита, и уверяли, что, когда один из них приблизит стрелку к какой-либо букве, то и на другом компасе, хотя и удалённом от первого на большое расстояние, стрелка тотчас повернётся и укажет на ту же букву».

Это чрезвычайно интересно! Прибор такого рода в наши дни вполне можно изготовить при помощи транзисторов и полупроводников. Но, если у кого-то была такая возможность в начале XVII века, значит, у него в руках был не поддающийся обнаружению передатчик, да притом совершенно естественного происхождения, передатчик, за обладание которым не требовалось вступать в сделку с дьяволом и губить свою душу.

Если некая организация в своё время завладела этим открытием, легко предположить, что она захотела сохранить его для себя. И, кажется, вполне в этом преуспела.

В «Полиграфии», другом своём сочинении удивительно современном, Тритемий рассказывает о способах тайнописи. Эта книга была издана в 1518 году, французский перевод вышел в 1561-м. Книга вызвала волну плагиата. В ней речь идёт лишь о чистой криптографии, никаких оккультных тайн там нет.

Для полноты картины добавлю, что в 1515 году Тритемий обнародовал циклическую теорию истории человечества, перекликающуюся одновременно и с индуизмом, и с некоторыми современными теориями. Книга называется «О семи вторичных причинах, то есть о мировых Духах после Бога, или Мистическая хронология, заключающая восхитительные и достойные интереса тайны». В основе книги лежат труды кабалиста и мага Пьера д'Апона. Последний настолько досадил Церкви, что после его смерти в Падуe в 1313 году инквизиция стала искать его тело, чтобы сжечь, но так и не нашла. Друзья Пьера д'Апона спрятали его тело в церкви Санта Джустина. Разъярённая инквизиция вместо тела сожгла его изображение.

Книга Тритемия должна сильно заинтересовать любителя современных фантастических и научно-фантастических романов. Именно оттуда Льюис позаимствовал идею «eldila», ангелов, приводящих в действие Солнечную систему. Циклическую теорию Тритемия приняли очень серьёзные люди, в ней снова высказаны чрезвычайно современные мысли. Разумеется, нельзя сваливать на него ответственность за все заблуждения, порождённые его книгой.

Невероятно, но Тритемий предсказал в своей книге дату бальфурской декларации, о создании еврейского государства в Израиле. Это предсказание было сделано за 400 лет до его осуществления.

По нашему мнению, Тритемию удавалось посредством языковых символов передавать информацию другим лицам на большое расстояние и управлять последними. Это кажется фантастикой, но вполне осуществимо. Тритемий смотрел на мир свежим взглядом и был способен изобрести нечто совершенно новое.

Его самооценка всегда была вполне разумна: «Я не совершил ничего особенно удивительного, и тем не менее обо мне распускают слухи, будто я «волшебник». Я прочёл много магических книг не для того, чтобы подражать написанному в них, но с целью когда-нибудь опровергнуть содержащиеся в них злостные суеверия».

Исходя из всего этого я склонен верить в совершенно естественную основу, на чём настаивает Тритемий, силы «Стеганографии». Такая сила явно опасна. Тритемий становится очень осторожным. Он советует остерегаться и Генриху Корнелиусу, по прозванию Агриппа, который, кажется, никогда не был его учеником, но которого он горячо хвалил за его «зрелую философию». Он даёт ему благоразумный совет: «Кормите сеном быков, но попугаям давайте только сахар».

Что касается Парацельса, ему было всего двенадцать лет, когда умер Тритемий, так что они никогда не встречались. Впрочем, Парацельс не внушил бы ему ни малейшего доверия. В крайнем случае Парацельс прочитал бы его книги, не более того. Да и кому вообще мог доверять Тритемий, если он, как мы утверждаем, открыл способ телепатического воздействия на расстоянии? У какого папы, у какого императора хватило бы мудрости для того, чтобы обладать подобной силой? Понятно, что Тритемий молчал. Понятно и то, почему его рукопись была уничтожена, а сокращённые издания появлялись лишь «с соизволения Высших».

Процитируем ещё один отрывок из его сочинений и представим себе на мгновение, что Тритемий говорит правду:

«Ибо эта наука есть беспредельный хаос, глубины которого никому не дано постичь, потому что, несмотря на все познания и искусность в этом деле, то, что тебе удастся ухватить, всегда будет намного меньше того, что тебе неизвестно. Это глубокое и очень тайное умение в самом деле обладает той особенностью, что ученик легко может превзойти учителя, если только этому ученику от природы даны способности этого рода и если он выказывает усердие в науках еврейской кабалы. На случай, если какой-нибудь читатель моего труда будет поражён названием, порядком и природой некоторых операций, обращённых к духам, и на этом основании вообразит, будто я волшебник, некромант или же вступил в сделку с нечистой силой и причастен к тому или иному суеверию, этим предисловием я счёл нужным заявить торжественный протест и охранить тем самым свою славу и своё имя от подобного бесчестья».

Хаос, в котором пребывает вся эта наука, не есть ли это то самое, что позже назовут коллективным бессознательным? Может быть, и хорошо, что секрет Тритемия погиб, но я не сомневаюсь в том, что Тритемий действительно сделал великое и опасное открытие

 

 

Ответ #4: 20 09 2010, 03:57:53 ( ссылка на этот ответ )

 ангелы

* Johannes Trithemius.jpg

(30.96 Кб, 301x396 - просмотрено 2800 раз.)

* Johannes Trithemius_polygraphia.jpg

(23.64 Кб, 200x277 - просмотрено 12887 раз.)

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать