Максимум Online сегодня: 622 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358657 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 28 04 2024, 11:29:39

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 | Вниз

Ответ #5: 09 10 2010, 01:49:24 ( ссылка на этот ответ )

Что помешало Сократу познать самого себя?

Древнегреческий философ Сократ (469 – 399 гг. до н. э.) искренне верил, будто избран для занятий философией свыше и приставлен к народу Афин, «как овод к коню», дабы тот не впадал «в духовную спячку», а заботился о своём нравственном самосовершенствовании и развитии интеллекта: «Бог послал меня в этот город, чтобы я будил каждого из вас, носясь целый день повсюду, уговаривал, упрекал непрестанно».

Он появился на свет с открытыми глазами и с самого детства слышал внутренний голос, отговаривавший его от каких-то поступков, что-то запрещавший, призывавший размышлять и рассуждать. Сократ много читал, любил беседовать, но никогда ничего не записывал и, по воспоминаниям Платона, утверждал, что письменность мешает углублённому восприятию и усвоению. Узнав, что дельфийский оракул считает его самым мудрым, философ удивился, но не возомнил о себе, а сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие думают, что они что-то знают», подчеркнув этими словами относительность своей мудрости – она несравнима с мудростью бога.

Он прославился своим методом рождения истины, педагогическим талантом в проведении дискуссий и диалогов, успешным наставничеством в вопросах нравственности. Сократ пробуждал у людей интерес к философии и самопознанию, чего не смогли сделать плачущий философ Гераклит, жалевший «мокрые» души людей, и смеющийся над их глупостью и несуразностью Демокрит. Те возвышались над толпой, а он шёл к ней, открытый для общения, не кичась превосходством своего интеллекта, передавая свои знания подросткам и юношам, вступая с ними в длинные диалоги, чтобы вместе приблизиться к истине, научив их при этом логически мыслить, рассуждать и анализировать.

В Древней Греции были очень популярны софисты – платные учителя риторики и эристики (искусства красноречия и спора), обучавшие как побеждать противника в судебных тяжбах и конфликтах. Главным критерием для большинства из них при выборе являлась примитивная выгода. Сократа же человек интересовал как существо нравственное, он не брал с учеников платы и к софистам относился неприязненно, уважая, однако, их знания и не избегая вступать с ними в споры ради поиска истины. Одно такое состязание выдающихся умов Сократа и софиста Протагора в дискуссии «Можно ли обучить добродетели» приведёт Платон в своём сочинении.

Софисты были исследователями риторики и создали науку о слове, утверждая, что истина у каждого своя. Сократ постоянно спорил с ними, отвлекаясь от исследований этических вопросов, от «познания самого себя», доказывая объективность добра и зла, уверяя, что порок сам себя наказывает. В ответ софисты высмеивали философа-воспитателя, утверждавшего, что лучше терпеть несправедливость, чем её устраивать. Аристотель, ученик Платона, обучавшегося в свою очередь у Сократа, даст такое определение софистике в одном из своих сочинений: «Софистика – мнимая мудрость, не действительная…».
Целью философских рассуждений Сократа было самопознание, имевшее определённый смысл: познать себя как нравственного и общественного человека. Счастливую жизнь Сократ отождествлял с добродетелью, но с оговоркой: чтобы делать добро, надо знать, в чём оно заключается. Философ-воспитатель стремился в дискуссиях найти общие определения видов добродетели, решив, что нравственность является следствием знания, что если нет понятия, то нет и знания. Посетив в молодости храм Аполлона в Дельфах, Сократ проникся глубоким смыслом надписи «Познай самого себя», начертанной мудрецом Хилоном над входом, и она стала девизом его философии.

К самым важным добродетелям Сократ относил: справедливость (соблюдение законов божьих и человеческих), мужество (преодоление опасности), сдержанность (укрощение страстей). Иногда, размышляя над вопросами этики, он погружался на долгие часы в самого себя, полностью отключаясь от внешнего мира. Однажды он пожаловался, что всё ещё никак не может «согласно дельфийской надписи, познать самого себя». Аристотель уточнит моральную теорию Сократа: знать и использовать знание – не одно и то же, но добродетели можно воспитать – это дело привычки.

Философ-воспитатель умел мастерски вести диалог, и его речи, на первый взгляд смешные и странные, о кузнецах, ослах, овцах оказывались в конце глубокомысленными. Иногда он спрашивал собеседника, хорошо ли тот знает предмет, и, получив утвердительный ответ, просил объяснить ему непонятные места, задавая по ходу разговора вопросы. Сократ не стеснялся говорить собеседнику: «Спрашивая тебя, я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его». Этот метод поиска истины сын камнетёса Софрониска и акушерки Финареты называл «майевтикой» – искусством рождения. Он задавал, например, вопрос: «Что такое справедливость? Какие существенные признаки определяют это понятие?», и это становилось предметом обсуждения с использованием наводящих вопросов и переходом от частного к общему.

У Сократа было много слушателей не только потому, что он не брал платы за обучение: уроки философа-воспитателя развивали логическое мышление, и все они быстро овладевали искусством разговора, умением анализировать, рассуждать и делать выводы. Некоторые из учеников Сократа жили в других полисах и с большими сложностями пробирались в Афины, когда шла Пелопоннесская война. Будущий великий математик Евклид (Эвклид) преодолевал ночами из Мегары сорок километров, чтобы попасть на его беседы, Антисфен из Пирея, будущий основатель знаменитой школы киников, ограничивавших свои потребности, каждый день проходил восемь километров, чтобы набраться мудрости.

Многие из учеников Сократа станут выдающимися учёными, философами, политическими деятелями, осудят рабство, бездумное стремление к накоплению, откроют школы, обессмертят свои имена, без войн и страданий подтолкнут человечество к прогрессу. Даже спустя тысячелетия учёные философы не могут сравниться с ним в педагогическом таланте проведения длинных диалогов в поисках истины и наставничестве: «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних…».

Много столетий минуло с того дня, когда Сократ произнёс свои последние слова: «Мы должны Асклепию петуха. Так отдайте его, не забудьте!». По-разному понимают их смысл философы: кто-то считает «последней дерзостью» или «шуткой Сократа», кто-то не видит никакой загадки – должны Асклепию за выздоровление от болезни, называемой жизнью, кто-то считает, что он напомнил о выздоровлении души после смерти тела. Но внутренний голос воспитателя мог подсказать ему для прощания с учениками, угнетёнными неизбежностью, и ободряющий смысл «сухого огнелогоса»: «Мы, философы, должны петуха богу Асклепию за выздоровление наших больных душ».

Найти понятия нравственных качеств, обобщить их и таким образом познать себя Сократ не успел – помешала казнь несправедливая, но ученики его не забудут наставления философа-воспитателя:

«Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». «Не оставайся в неведении относительно себя самого; не делай ошибки, в которую впадает огромное большинство людей: обыкновенно люди проявляют интерес к чужим делам, а не стремятся анализировать самих себя. Так ты не ленись делать это, а, напротив, всеми силами следи за собой».
Источники: БСЭ, Платон. Соч. в 3-х т., Курс лекций по древней философии

 

 

Ответ #6: 09 10 2010, 01:50:37 ( ссылка на этот ответ )

Сократические школы

Сократические школы — философские школы, созданные учениками Сократа в IV веке до н. э. Представителей этих школ принято называть сократиками.
Сократические школы имели зачатки современных школ: сменяемый руководитель, регулярные занятия, письменные сочинения учеников.

К сократическим школам относятся:
Киники — основатель Антисфен;
Киренская школа (Киренаики) — основатель Аристипп из Кирены;
Мегарская школа (Мегарики) — основатель Евклид из Мегары;
Элидо-Эритрийская школа — основатель Федон из Элиды.

Диоген Лаэрций перечисляет отдельных учеников, которые не дали начала отдельным школам. Это:
Главкон из Афин
Кебет
Критон
Менедем
Симмий
Симон-кожевник
Эсхин

Из учеников Сократа часто отдельно называются:
Платон и созданная им Платоновская Академия
Ксенофонт — не философ, но автор сочинений, говорящих нам об учении Сократа

 

 

Ответ #7: 09 10 2010, 01:52:36 ( ссылка на этот ответ )

Telegraph: Сократ был осужден справедливо

Историки Кембриджского университета пришли к выводу, что смерть древнегреческого философа Сократа, выпившего отравленное зелье, была предопределена законами того времени, пишет The Daily Telegraph. Обвиненный в 399 году до н.э. в богохульстве и развращении юношества, Сократ был приговорен к смерти. 70-летний философ был вынужден выпить чашу с ядом, и его принудительный уход из жизни долгое время преподносился историками, как исключительный случай для демократии в Древней Греции, а о самом Сократе говорилось, как о жертве клеветы и навета..

Однако кембриджский профессор Пол Картледж в своем исследовании утверждает, что подобные обвинения с последующим за ним смертным приговором, были для городов Древней Греции обычным делом. Предъявленные ему обвинения были целиком оправданы нравами того времени, которые Сократ, по утверждению современного историка, пытался расшатать.

Более того, на суде Сократ открыто издевался над судом, предлагая в качестве наказания себе сытный обед в обществе чемпиона последних Олимпийских игр. Разрушение Сократом общественной нравственности того времени и насмешка над судьями и привели к жестокому, но справедливому приговору, считает Пол Картледж. «Газета.Ru»

 

 

Ответ #8: 09 10 2010, 01:54:06 ( ссылка на этот ответ )

Основатель культуры: Сократ

«Люди, вы должны были видеть Сократа, когда войска бежали из Дилоса. В этой битве я имел возможность лучше любоваться им, поскольку в этой битве я был на коне и не так боялся. Он шел так спокойно, наблюдая наш народ и врагов, и было очевидно для всех, даже для тех, которые были далеко, что если кто-то попытается прикоснуться к человеку, то он будет защищать себя очень храбро». Генерал Алкивиадес в книге Платона «Симпозиум».

Сократ (470-339 до н.э.) родился в золотую эпоху Греции. В это время он видел подъем демократии после правления тиранов, он видел поднимающиеся из руин Парфенон и Акрополь, а все области музыки, искусства, литературы достигли своего зенита. Но он, когда вырос, также стал свидетелем упадка греческого общества, и, наконец, ощутил на себе испорченность Афин в возрасте 70 лет, когда афиняне осудили его на смерть.

Сократ является уникальной фигурой истории. Он воплощает сегодняшнее определение философа, который не заботится о материальных благах, а посвящает свою жизнь совершенствованию души через добродетель. «Добродетель - это когда вы избегаете преувеличений», - говорил он.

Он был женат и имел троих сыновей, работал сначала в качестве скульптора, но оставил работу, чтобы погрузиться в философию. Сократ не имел формального образования и не оставил никаких писаний. Мы знаем о нем от его студентов, в основном из литературных произведений того времени.

Сократ никогда ни от кого не принимал деньги и никогда не обещал предоставить знания или успех. Плохо одетый, без обуви, он ходил с утра до ночи по рынкам или гимнастическим залам, бесконечно обсуждая темы со всеми, кто хотел заниматься под его руководством. «Моя цель в том, чтобы убедить молодых и старых заниматься не своими телами или деньгами, а душами, с тем, чтобы всё было, как можно лучше. Я говорю им, что добродетель не создается деньгами, однако деньги и другие материальные блага, как частные, так и общественные, могут быть созданы добродетелью. Если говоря это я порчу молодежь, то это было бы прискорбно. Освободите вы меня или нет, я все равно буду делать то же самое, даже если мне придется умереть много раз», - сказал он.

Сократ стремился обсуждать вопросы на основе того, что мы сейчас называем «сократовской метод». Он выслушивал молча обсуждение и задавал вопросы, как будто он ничего не знал об этой теме, пока вывод не вытекал ото всех участников спора. Он имел дар возглавлять переговоры, даже если собеседник не хотел соглашаться. И некоторые люди возненавидели его за это. Ведь он мог доказывать свою позицию без высокомерия, и они не могли сказать, что он был неправ.

Однажды Сократ сказал: «Я знаю, вы не поверите мне, но и высшей формой человеческого опыта заключается в том, чтобы задавать вопросы себе и другим». Он всегда утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю», намекая на то, что человеческая мудрость очень ограниченна - мудр только Бог.

Афинское правительство дало ему выбор: молчать или принять смерть от яда. Он предпочел выпить яд. Это была судьба многих мудрецов и после него. Если Сократ жил в другой эпохе, вполне вероятно, что люди преследовали его, поскольку он «создавал помехи» коррумпированным умам, которые не были способны принимать вещи, находящиеся вне их собственных интересов.

Идеи Сократа и его метод преподавания сыграли определяющую роль в истории. Сегодня сократовской метод используется в юридической школе, в психотерапии, в подготовке и развитии человеческих ресурсов, а также в планировании урока в классе.

 

 

Ответ #9: 09 10 2010, 01:56:31 ( ссылка на этот ответ )

Он знал про «небо и про землю»

СократМного-много лет назад древнее общество было сотрясено раскатом голоса обвинителя одного из самих великих ученых. Имя этого ученого было Сократ, а обвиняли его в том, что он возомнил себя мудрым, фактически небожителем. Такого богохульства приверженцы великого культа, поклоняющегося богам, не могли простить никому.

По великой афинской земле прокатился слух, что якобы есть где-то «муж, утверждающий, что он знает все и про явления природы, и про землю, и про небо». Если бы Сократ не коснулся святая святых – небожителей, возможно, его и не призвали к ответу. Но суд начался, Сократу пришлось держать ответ за свои многочисленные смелые утверждения. Сегодня личность Сократа оценивают как личность ученого, положившего начало всем естественным наукам и гуманитарным. Сократ был и философам, и поэтом.

Область его интереса была просто неограниченна. Более того, появления стандартной системы образования мы обязаны именно этому греческому философу. Математика, логика, геометрия – вот далеко не все науки, в которых был компетентен этот гениальный и великий человек, ученый, осмелившийся впервые высказать предположение, что бога нет, а есть некая космическая субстанция.

 

 

Страниц: 1 2 3 | ВверхПечать