Константин Адонаи - информационный портал

Форум За Адонаи => ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ В ЭЗОТЕРИКЕ => Тема начата: Джастин от 07 04 2009, 02:03:08



Название: ДЖУЗЕППЕ КАЛИОСТРО (1743-1795) - мистик и масон, обладавший силой внушения
Отправлено: Джастин от 07 04 2009, 02:03:08
ТАЙНА ГРАФА КАЛИОСТРО


"Я, Джузеппе Калиостро - магистр и верховный иерарх всего сущего, взываю к силам бесплотным, к великим таинствам огня, воды и камня, для коих мир наш есть лишь игралище теней. Я отдаюсь их власти и заклинаю перенести мою бестелесую субстанцию из времени нынешнего в грядущее, дабы узрел я лики потомков, живущих много лет тому вперед"


(Заклинание графа Калиостро)


Портрет Калиостро

Граф Александр Калиостро (Alessandro Cagliostro), согласно достоверным данным, родился 2 июня 1743 г. в Палермо, Италия. Он называл себя разными именами. Однако, как выяснили исследователи его запутанного жизненного пути, настоящее имя нашего героя - Джузеппе Бальзамо (Giuseppe Balsamo). Калиостро родился в купеческой, но простонародной семье. Говорят, бабка пророчила ему графский титул, то же предсказала цыганка. Говорят также, матери Калиостро приснился сон, что после женитьбы на графской дочери ее сын стал графом. В 33 года он действительно получил титул маркиза Пеллегрини и графа Александра Калиостро. И впоследствии он всю жизнь отказывался от своего настоящего имени, уверяя, что не имеет ничего общего с деревенщиной.

Калиостро был не только гениальным авантюристом, как считают многие исследователи, он обладал способностями, которые действительно трудно объяснить. Так, он предсказал Великую французскую революцию, падение Бастилии, казнь Марии-Антуанетты. Под влияние этого выдающегося авантюриста, обладавшего незаурядным гипнотическим даром, попадали и простаки, и вельможи, и люди выдающегося ума. А французский король Людовик XVI даже пригрозил карой тем, кто усомнится в чудодейственных способностях мага.  

Внешне невзрачный, граф обладал над женщинами поистине магнетической властью. По описаниям лондонцев, граф Калиостро был "смуглолицым, широким в плечах человеком средних лет и невысокого роста. Говорил он на трех или четырех языках, притом на всех, без исключения, с иностранным акцентом. Держался таинственно и напыщенно. Щеголял перстнями, украшенными редкими драгоценными камнями. Называл их "безделицами" и давал понять, что они - собственного производства". Это могло показаться замашками хвастливого провинциала - однако известная римская красавица Лоренца (Стефания) Феличиани, отказав самым завидным женихам, вышла замуж за графа Калиостро, при том, что у графа даже не было своего дома.

Обвинение со стороны церкви

В семнадцать лет по настоянию родных Джузеппе отправился в небольшой городок Колтажироне на обучение в монастырь. Монахи доброго Кастильонского братства полюбили способного молодого человека. Монастырь не был крупным научным центром, но в нем имелась неплохая библиотека. Там Джузеппе Бальзамо нашел труды по химии и астрономии, которые постигал самостоятельно и с большим рвением. У монаха-травника он учился лекарскому и фармацевтическому делу.

Однако скоро выяснилось, что он изучал не только безобидные дисциплины, но и науки оккультные - алхимию и астрологию. Ими Джузеппе увлекся больше всего. В конце концов, по городку поползли нехорошие слухи. Поговаривали, что Бальзамо общается с демонами, занимается алхимией и некромантией - беседует с душами умерших.

Обывательские слухи о том, что он продал душу дьяволу, оскверняет святые дары и служит черную мессу, позднее сослужат печальную службу графу, когда за него возьмется инквизиция. Сам Калиостро всегда утверждал, что он - преданный сын церкви, и никогда не шел против ее законов, что открытые ему тайные знания ничего общего с демонами и бесами не имеют. Но общественное мнение обернулось против него. Бальзамо успел тайно покинуть монастырь до того, как разразился скандал.

Авантюры - дело Беспокойное.

Дело № 1

По сведениям современников, в Палермо Джузеппе занимался мелким жульничеством - подделкой театральных билетов. Но вскоре втерся в доверие к золотых дел мастеру Марано и за хорошее вознаграждение сообщил ему, что в окрестностях Палермо зарыт богатый клад. Ювелир заплатил Бальзамо большие деньги и отправился за сокровищами. Джузеппе при помощи "древних" и загадочных заклинаний точно определил местонахождение богатств, очертил на земле магический круг, предупредил, что, возможно, клад охраняется бесами, и предложил Марано копать. Как только лопата вонзилась в землю, раздался дикий вой, и невесть откуда взявшиеся "бесы" набросились на ювелира и избили его до потери сознания.
До сих пор неизвестно, были ли это "настоящие" бесы - или просто сообщники Джузеппе Бальзамо. Во всяком случае, потерпевший обратился в полицию. Полицейские, как водится, в бесов не поверили - и Бальзамо пришлось покинуть Палермо, чтобы избежать тюрьмы.

Дело № 2

Калиостро утверждал, что владеет эликсиром бессмертия. По его словам, тайны составления эликсира он познал в двух монастырях Сицилии, где изучал химию и алхимию. Говорят, благодаря этому эликсиру, на четвертом десятке лет граф выглядел двадцатилетним.

Людовик XV, решив убедиться в необычайных способностях Калиостро, предложил ему крупный алмаз чистейшей воды, давший трещину. Взяв драгоценный камень под честное слово на три дня, Калиостро вернул его королю целым и невредимым, точно трещины никогда не бывало! Инквизиция тотчас объявила Калиостро слугой дьявола. Поэтому граф вынужден был покинуть Францию.

Дело № 3

В 1772 году Людовик XV решил преподнести своей фаворитке мадам Дюбарри ожерелье огромной ценности, из 629 бриллиантов чистой воды. Он заказал это чудо придворным ювелирам, и через два года украшение было готово. Но Людовик XV как раз скоропостижно скончался. Новая королевская чета - Людовик XVI и Мария Антуанетта - выкупать ожерелье не стали. Мария Антуанетта сочла его несколько вульгарным. А Людовик XVI предпочел на эти деньги приобрести несколько военных кораблей. И вот ювелиры, едва избежавшие разорения из-за этого ожерелья, для которого все камни были куплены в кредит, получили письмо от кардинала герцога де Рогана. Кардинал сообщал, что Мария Антуанетта решила все-таки выкупить бриллианты в рассрочку, но хочет сделать это втайне от короля. Кардинал предоставил ювелирам гарантийное письмо, подписанное королевой, и лично забрал ожерелье. Когда срок первого платежа прошел, ювелиры решились напомнить королеве о долге. Но королева не понимала, о чем речь. Поручительное письмо оказалось подделкой! Кинулись к кардиналу. Но и де Роган ничего не знал о судьбе ожерелья. Украшение бесследно исчезло. Оказывается, некая мадам сообщила герцогу, что королева испытывает к нему тайное чувство. Де Рогану была устроена встреча в Версале с дамой, очень похожей на Марию Антуанетту. Кардиналу было дозволено приложиться к руке, а в подтверждение своего сердечного расположения он согласился выступить посредником в покупке ожерелья. Загадочную даму скоро разыскали. Ею оказалась графиня де Ламотт - очень близкая знакомая графа Калиостро. А сам Калиостро имел сильное влияние на де Рогана. После тощ,„как графиня де Ламотт под видом Марии Антуанетты получила ожерелье, муж ее спешно отбыл в Лондон. Впоследствии там и всплыли некоторые камни из украшения. Графиня была арестована, и на допросе объявила, что авторство всей интриги целиком принадлежало графу Калиостро.

Дело № 4

В 1777 году Калиостро прибыл в Лондон. Слухи о его чудесных способностях быстро распространились по городу. Говорили, что Калиостро легко вызывает души умерших, превращает свинец в золото, читает мысли...

До сих пор он не был известен никому в Англии. Никто не знал, откуда он появился, чем занимался прежде. Калиостро стал распространять о себе в обществе удивительные и невероятные слухи: рассказывал о том, как побывал внутри египетских пирамид и встретился с тысячелетними бессмертными мудрецами, хранителями тайн самого бога алхимии и тайного знания Гермеса Трисмегиста. Английские масоны даже утверждали: к ним прибыл "Великий Копт", адепт древнего египетского обряда, посвященный в мистические тайны древних египтян и халдеев.

Во время своего пребывания в Лондоне таинственный иностранец был занят двумя важными делами - изготовлением драгоценных камней и угадыванием выигрышных номеров лотерей. Оба занятия приносили приличный доход. Однако с лотереей не повезло: вскоре выяснилось, что большая часть угаданных номеров - пустышки. Обманутые лондонцы стали преследовать мага. В конце концов, он решил больше не задерживаться в Туманном Альбионе.

Дело № 5

Калиостро свел свою жену и верную помощницу красавицу Лоренцу с фаворитом Екатерины - светлейшим князем Потемкиным. Потемкин, сначала настроенный по отношению к магическим способностям Калиостро скептически, все же согласился поучаствовать в некоторых экспериментах. Пойти на этот опыт Потемкина уговорила Лоренца.

Калиостро предложил князю ни больше не меньше - увеличить втрое весь его золотой запас. После манипуляций Калиостро золото взвесили и подвергли анализу. Невероятно, но его и вправду стало в три раза больше. Калиостро в накладе не остался -получил награду за труды треть всего золота.

Шоу должно продолжаться

Вдвоем супруги Калиостро скитались по странам Европы. В 1778 году Джузеппе и Лоренца прибыли в Санкт-Петербург ко двору Ее Императорского Величества Екатерины II.
В тогдашней просвещенной Европе Россия Екатерины Великой была в большой моде. Планы у мага были самые дерзкие. Он рассчитывал занять прочное место при российском дворе, очаровав самодержицу. Но граф переоценил свои возможности. Екатерина не отличалась впечатлительностью европейских баронесс, превозносивших Калиостро.
Она не прибегла к услугам мага и астролога. Правда, из вежливости она рекомендовала Калиостро своим приближенным, дабы они сами разобрались, что к чему. Начал он с сеансов черной и белой магии - и имел успех. Успех этот следовало укрепить, и граф "изгнал дьявола" из "одержимого" Василия Желугина. А после этого занялся исцелением разных болезней. Поначалу он не брал никаких денег с больных и даже помогал нуждающимся. Но когда известность его возросла, он стал брать солидные гонорары за свои услуги.
Хотя Калиостро благоволил Потемкин, это покровительство ему и навредило. Екатерина быстро поняла, что ее фаворит увлечен вовсе не науками, а прелестями госпожи Лоренцы. Императрица быстро напомнила "светлейшему", кто он такой, а Калиостро повелела "елико возможно поспешно покинуть пределы Российской империи". И вдобавок сочинила о нем комедию под названием "Обманщик", где вывела "магистра тайных наук" под именем шарлатана Калифлакжерстона. Высший свет над комедией очень смеялся и об отъезде Калиостро никто особенно не жалел.
После долгих странствований по Египту и Европе он близко сошелся с немецкими масонами. Получая громадные денежные средства из масонских лож, он стал вести в Лондоне роскошную жизнь и много благотворил. Люди, не знавшие источников его доходов, верили, что он владеет философским камнем. Затем Калиостро основал новое египетское масонство, допускавшее применение таинственных сил природы. Объездив Северную Италию и Германию, он явился в 1779 г. в Митаву (совр. Елгава), и в семье гр. Медемов, занимавшихся алхимией, встретил радушный прием. Он лечил больных, вызывал духов для желающих и, наконец, стал преподавать магические науки и демонологию.
Через Варшаву и Страсбург он проехал в Париж, где пользовался славой великого магика. Скомпрометированный известной историей с ожерельем королевы, он переселился в Лондон, но, изобличенный журналистом Морандом, скоро бежал оттуда в Голландию, а затем в Германию и Швейцарию.


Судебный процесс. Инквизиция ставит точку


Калиостро вернулся из странствий по Европе в Италию в 1789 году и обосновался в Риме. Главным его делом стали попытки создания одной из тайных масонских лож египетского обряда. Но за то время, что его не было в Риме, ситуация в корне изменилась. Великая французская революция, которую многие связывали с масонским влиянием, очень напугала духовенство. И священнослужители стали спешно покидать масонские ложи. Так что Калиостро выбрал неудачный момент для своего начинания. Вскоре после приезда он был арестован по обвинению во франкмасонстве. Начался долгий судебный процесс. Графа обвинили в чернокнижничестве и мошенничестве. По мнению некоторых исследователей, главной причиной краха Калиостро стала его супруга Лоренца Феличиани, которая была орудием в руках иезуитов. Она и сыграла большую роль в разоблачениях Калиостро, давая показания против мужа. Но это ей не помогло - она была приговорена к пожизненному заключению в монастыре, где вскоре и умерла.

Суд над Калиостро продолжался в течение долгого времени. Действительная причина затягивания судопроизводства была в том, что инквизиция, при всей своей ловкости в фабрикации доказательств, не могла найти веских свидетельств, чтобы доказать вину Калиостро. Тем не менее, 7 апреля 1791 года он был приговорен к смерти. Калиостро был обвинен в различных и многочисленных преступлениях, самым главным из которых было то, что он масон, "иллюминат" и "чародей". Он был также обвинен в высмеивании святой Веры, в причинении вреда обществу, в обладании большой суммой денег, полученных неизвестными способами, и в том, что он подстрекал других людей делать то же самое.

7 апреля 1791 года в церкви Санта-Мария состоялся торжественный ритуал покаяния. Калиостро, босой, в простой рубахе, стоял на коленях со свечой в руках и молил Бога о прощении, а в это время на площади перед церковью палач сжигал все его магические книги и волшебный инвентарь. Затем маг был препровожден в замок Сан-Лео в горах Тосканы.

В мрачной камере Калиостро провел четыре года. В 1795 году граф скончался. По свидетельству одних - от пневмонии, другие утверждают, что от яда, подсыпанного ему тюремщиками. Третьи говорят, что Калиостро удалось бежать, и что он, бессмертный, до сих пор жив.




Название: Re: ДЖУЗЕППЕ КАЛИОСТРО: Великий авантюрист или верховный иерарх всего сущего?
Отправлено: Долорес от 19 10 2009, 00:16:46
Калиостро Алессандро, граф (собств. имя - Джузеппе Бальзамо, 2.06.1743-26.08.1795): Оккультный флибустьер
 
Жизнеописания, посвященные бурной жизни «графа» Калиостро, — как документальные или псевдодокументальные, так и беллетризованные, — появлялись на свет, наверное, чаще, нежели любого другого из персонажей нашего Словаря, пусть даже и имеющего несравненно больше причин рассчитывать на благодарную память человечества. Это вполне объяснимо: ведь судьба Калиостро вобрала в себя все, что имеет в глазах массового читателя особую притягательность — великосветские похождения, головокружительные политические интриги, финансовые комбинации невероятного размаха и изобретательности... И все это на фоне самых броских и завораживающих мистических декораций, какие только возможно себе вообразить. Но огорчает в биографии Калиостро другое: отсутствие подлинной мистической Тайны, хотя, наверное, далеко не все согласятся с этой точкой зрения, — настолько силен и притягателен ореол загадочности вокруг личности Великого Магистра. При этом, однако, обычно упускается из виду, что внешний блеск феерической карьеры Калиостро достигается прежде всего за счет тусклости исторического фона — XVIII век, «век Просвещения», быстро нарастающей секуляризации общества и повсеместного торжества рационалистических представлений о Вселенной и человеке, совершенно не оставляющих места для игры фантазии и воображения... На этом фоне чета странствующих магов действительно производила впечатление выходцев из какого-то другого, более яркого, праздничного и вообще во всех отношениях более притягательного мира. Когда же персоной Калиостро пытались заниматься серьезные исследователи, они с удивлением обнаруживали, что, кроме постоянной смены декораций, им описывать в общем-то и нечего. Возможно, что судьба Калиостро на самом деле таит в себе какой-то более глубокий подтекст, чем это представляется на первый взгляд, но по сохранившимся свидетельствам проследить это практически невозможно.
О раннем периоде жизни будущего Великого Магистра сохранились весьма скупые и малодостоверные сведения. Принято считать, что он родился в Палермо (Сицилия) в семье небогатого чиновника, поступил в церковное училище, был изгнан оттуда за богохульство и в возрасте примерно 25 лет перебрался в Рим, где встретил достойную себя во всех отношениях пару — Лоренцу Феличиани, тогда еще совсем юную, но поразившую Калиостро внешним обаянием и прирожденным внутренним артистизмом. В 1776 г. чета уехала в Лондон, один из главных центров европейского масонства, где Калиостро, уже сменивший свое плебейское имя на аристократическое, решил применить на практике якобы перенятые им у некоего греческого мага Альтотаса оккультные и алхимические секреты.
Примерно с этого времени биография Калиостро уже может быть прослежена по более или менее достоверным документальным источникам. Согласно официальным записям, 12 апреля 1777 г. он вступил в масонскую ложу «Эсперанса», не обладавшую большим влиянием и состоящую в основном из выходцев из романских стран. Примерно в это же время он становится счастливым обладателем загадочной рукописи под названием Описание обрядов египетского масонства, содержащей устав новой, небывалой доселе ложи, основанной на заветах Еноха и пророка Илии. К сожалению, оригинал был уничтожен вместе с другими принадлежавшими Калиостро бумагами после его ареста римской Инквизицией, если речь не идет, впрочем, о том же самом тексте, получившем впоследствии известность как Пресвятая Тринософия.
Покинув Лондон, где у него, как и повсюду, вскоре возникли серьезные осложнения на финансовой почве, Калиостро начинает свое прославившее его имя турне по континентальной Европе, решив прочесать ее с запада на восток и везде, где будут для этого благоприятные условия, утвердить принципы «Египетского масонства»; в полном соответствии с его высокой оценкой достоинств женского пола, им была предусмотрена и возможность создания женской ложи, организацией которой занималась Лоренца. С лета 1779 до апреля 1780 г. Калиостро находился в Петербурге, где всеми средствами пытался найти доступ ко двору императрицы Екатерины II. Выбор был неудачен — Екатерина не знала, как ей отделаться от собственных масонов, да к тому же Лоренца, по внушающим доверие свидетельствам, сумела обольстить князя Потемкина, фаворита императрицы. Ревнивая Екатерина немедленно отомстила, подстроив публичное разоблачение «мага» на одном из сеансов ясновидения, и чета была вынуждена в экстренном порядке покинуть Петербург. (Существуют различные версии этого события, а также множество легенд, посвященных петербургскому периоду в жизни Калиостро; его путешествие по российской глубинке, столь колоритно описанное в повести А. Н. Толстого, по-видимому, в реальности никогда не имело места.)
С 1780 г. Калиостро обосновался в Париже и на удивление быстро сумел здесь добиться всего, о чем раньше мог разве что мечтать: признания «сильных мира сего», власти над умами и неограниченного кредита. Спустя несколько лет разразился знаменитый скандал с «ожерельем королевы», в интриге вокруг которого Калиостро сыграл явно не последнюю роль, однако какую именно — жертвы обмана или, напротив, его инициатора, — до сих пор остается трудноразрешимой загадкой. В 1785— 1786 гг. он несколько месяцев провел в Бастилии, однако после оправдательного приговора суда триумфально покинул ее стены. В безопасном удалении от Парижа Калиостро пишет свое известное Послание французскому народу — один из самых революционных документов, когда-либо выходивших из-под пера профессионального мага и оккультиста, хотя для того, чтобы пинать дышащую на ладан французскую монархию, уже не требовалось особой храбрости. В ответ власти смогли лишь напустить на него бульварного журналиста Тевено де Моранде, который создал собственную версию биографии Калиостро, изукрашенную самыми леденящими душу подробностями о его низости и тягчайших преступлениях против морали и частной собственности доверившихся ему людей.
Потеря Франции в качестве главного плацдарма и опоры для его деятельности сыграла печальную роль в судьбе Магистра: к концу 1780-х годов Калиостро начинает постепенно выходить из моды, ложи разваливаются, финансовые дела приходят в упадок, политические «чудеса» уже не производят былого впечатления на фоне надвигающихся бурных событий. В конце концов под влиянием жены он решается на непродуманный, мягко говоря, шаг — возвращается на родину, чтобы там вдохнуть новую жизнь в угасающее «египетское масонство».
Сколь ни кощунственным на первый взгляд выглядит сближение Калиостро с Джордано Бруно, однако на закате жизни Калиостро было суждено во многом повторить путь его славного соотечественника. В Риме его ловят, обвиняют в заговоре против католической церкви и общественных порядков (аукнулось вышеупомянутое письмо) и приговаривают к смерти, замененной в 1791 г. папой Пием VI пожизненным заключением. Калиостро умирает в церковной тюрьме Святого Ангела, по слухам, вскоре после неудавшейся попытки побега. Из его собственноручных документов этого трагического периода сохранилось письмо к Папе, написанное своеобразным заумно-магическим языком и свидетельствующее, скорее всего, о безнадежном помутнении рассудка его ав-тора вследствие перенесенных им в последние годы жизни ударов судьбы.
Давно уже сделалось общим местом, что Калиостро следует считать самым выдающимся оккультным авантюристом не только XVIII столетия, но и, пожалуй, всех предшествующих эпох, а не исключено, что и последующих. Этой заслуженной репутации он обязан как персональному магнетизму, развитому путем постоянных упражнений до пределов, дозволенных природой, так и необычайной, далеко опережающей свою эпоху, тяге к достижениям технического прогресса, с блеском использованным во многих наиболее прославленных его трюках (например, вызывание духов великих людей прошлого посредством «волшебного фонаря», использование доступным лишь специалистам химических растворов и реактивов при манипуляциях с благородными металлами и пр.). В оправдание Калиостро можно сказать, что он занимался этим не столько из своекорыстных побуждений, сколько из любви к искусству, — точнее, к единственному доступному ему виду «искусства», оперативной магии; огромные средства, истраченные им в годы расцвета его деятельности на всякого рода благотворительные акции, а также оказавшееся роковым для него пренебрежение к ведению финансовых дел говорят о том, что для его артистической натуры процесс совершенно затмевал результат. Устраиваемые им сеансы были гениальными по изощренности режиссерского замысла и глубине проникновения в «тайное тайных» человеческих душ камерными спектаклями. К тому же их устроитель очень хорошо представлял себе, какую меру риска можно дозволить в отношении каждого участника этого действа (поэтому в числе его поклонников значились даже такие незаурядные и далеко не наивные люди, как знаменитый естествоиспытатель и основоположник научной физиогномики И.-Калиостро Лафатер, которому физиономия Калиостро предоставила исключительно богатый материал для наблюдений). Но, несмотря на все эти общепризнанные таланты и достоинства, Калиостро в целом остается фигурой скорее декоративного плана, стоящей в стороне от подлинных духовных ценностей; его «сценический образ» дает нам как бы абсолютный в своей завершенности «негатив» портрета истинного эзотерика, в котором духовная работа над созиданием «внутреннего человека» оказалась полностью подавлена и вытеснена эгоцентрическими импульсами, исходящими от «человека внешнего».
Жизненный путь Калиостро привлекал внимание многих писателей, высоко ценивших его артистизм, но, как правило, неизменно выводивших его в качестве отрицательного персонажа. Пример был подан самим великим Гете, сочинившим еще при жизни Калиостро комедию «Великий Кофта» (масонское имя Калиостро; «Кофта» — искажен, «копт», как называли живших в Египте христиан); Калиостро был выведен здесь под ласковым именем графа Ростро Импуденто -«Бесстыжее Рыло». История Калиостро описана также в романах А. Дюма-отца «Ожерелье королевы» и «Граф Калиостро», в повести А. Толстого «Граф Калиостро», и, пожалуй, наиболее виртуозно — в «Чудесной жизни Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» Михаила Кузмина.
 

Литература:
 
Описание пребывания в Митаве известного Калиостра на 1779 год, и произведенных им там магических действий, собранное... графинею Медемскою. СПб., 1787; Калиостро, познанный в Варшаве, или Достоверное описание химических и магических его действий, производимых ... в 1780
 
году. М., 1788; КУЗМИН М. Чудесная жизнь Иосифа Бальзаме, графа Калиостро // Кузмин М. Избранные произведения. Л., 1990; РИВЬЕР П. Сен-Жермен и Калиостро //Святейшая Тринософия. М., 1998; ЧЕРНЯК Е. Невидимые империи. М., 1987, гл. «Чудеса египетского обряда»; ЯКОВЛЕВА. Калиостро М., 1999.
 



Название: Re: ДЖУЗЕППЕ КАЛИОСТРО: Великий авантюрист или верховный иерарх всего сущего?
Отправлено: Волшебник Изумрудного города от 02 03 2010, 07:52:11
АЛЕССАНДРО ДЕ КАЛИОСТРО (ДЖУЗЕППЕ БАЛЬЗАМО)


О знаменитом предсказателе, маге и волшебнике Калиостро в действительности известно очень мало, даже несмотря на то, что число книг, ему посвященных, трудно сравнить с количеством жизнеописаний других знаменитых людей. Ведь его личность до сих пор является предметом споров и дискуссий ученых: одни считают его не больше и не меньше чем "королем обманщиков", а другие - величайшим в истории магом и предсказателем.

Джузеппе Бальзамо, как изначально именовал себя Калиостро, родился в 1743 году в доме бедного фермера. Вся его семья проживала в одной комнате. Своего отца Джузеппе почти не помнил, поскольку тот умер в молодости. Еще в подростковые годы Бальзамо показал себя весьма неуравновешенным человеком, поэтому доставлял множество хлопот и неприятностей своим близким. На семейном совете было решено, что вспыльчивый и необузданный нрав Джузеппе могут смягчить только молитвы и суровый пост.

Однако Джузеппе совершенно не устраивал подобный образ жизни. После нескольких неудачных попыток побега из дома юноша решил поступить так, чтобы члены семьи сами отказались от его присутствия в стенах родного дома. И вот однажды, сделав вид, что на него снизошла благодать Божия, Джузеппе предложил братьям прочесть молитвы, и в те отрывки текста, где следовало произнести имена святых, он подставил имена известных городских проституток. Естественно, братья, не сумев стерпеть этого оскорбления, изгнали богохульствующего родственника из своей семьи. После этого Джузеппе, получив долгожданную свободу, поступил в мастерскую художника и стал брать уроки живописи, решив, что у него имеются определенные способности.

Вскоре Бальзамо обнаружил у себя еще одно необычайное достоинство - способность к ясновидению. Многие исследователи считают, что, поскольку на Сицилии всегда были развиты оккультные науки, Бальзамо легко мог почерпнуть подобные "пророческие" знания из книг. Однажды, встретившись на светском приеме с баронессой де Обрекирш, Бальзамо сказал ей, по своему обыкновению медленно растягивая слова: "Вы давно потеряли свою мать. Вы почти не помните ее. Вы были единственным ребенком, у вас одна дочь, которая также будет единственным ребенком, у вас больше не будет детей". Впоследствии баронесса, недолюбливавшая дерзкого Бальзамо, все же была вынуждена признать, что она действительно не смогла родить мужу еще одного ребенка.

В своих воспоминаниях о Калиостро баронесса добавляла: "Калиостро обладал демонической силой; он захватывал сознание, парализовав волю." После того как Калиостро и его супруга Лоренца Фелициани вступили в члены масонской ложи, оккультные способности известного предсказателя стали проявляться еще сильнее. Но в качестве медиумов он предпочитал использовать маленьких детей.

Бальзамо было достаточно подуть на лоб и подбородок ребенка, а затем начертить на лбу и руках таинственные магические символы, как ребенок впадал в транс. Например, пятилетнему сыну маршала ван Медема Джузеппе велел внимательно смотреть на руки, и после того как мальчик впал в гипнотическое состояние, отец спросил сына, что делает его сестра. "Она целует брата, вернувшегося домой, а перед тем держала руку на левой груди", отвечал ребенок. Маршал громко запротестовал, сказав, что не верит этому. Но в действительности, как подтвердилось впоследствии, в тот день у старшей дочери ван Медема весь день болело сердце, а спустя некоторое время после долгого путешествия вернулся домой ее старший брат.

Во время пребывания в Страсбурге Бальзамо зарекомендовал себя как величайший предсказатель. В присутствии других лиц ему приносили запечатанное письмо, на которое он, не раскрывая конверта, писал ответ.

После печально известного дела с ожерельем королевы Калиостро был арестован вместе с кардиналом де Роганом и мошенницей графиней де ла Мотт Валуа, которая выдавала себя за потомка французского короля Генриха II. На судебном процессе графиня обнародовала соответствующие документы, согласно которым ее претензии представлялись вполне обоснованными. Тем не менее приговор, вынесенный судьями в ее адрес, оказался более чем строгим: она была заклеймена (в те времена во Франции клеймению подлежали только воровки и проститутки), после чего графиню подвергли публичной порке. Кардинал де Роган вместе с Калиостро были оправданы, но это отнюдь не означало, что их мытарства закончились. До начала процесса Калиостро являлся богатым человеком, пользовался уважением в определенных кругах, а после пребывания в Бастилии, казалось, совсем утратил силу духа и стал всеобщим посмешищем. После окончания процесса ему было предложено покинуть столицу Франции и выехать на место постоянного проживания в Лондон.

Из Лондона Калиостро отправил письмо, адресованное французскому народу, в котором писал, что не вернется в Париж до тех пор, пока Бастилия не падет и не превратится в место всенародных гуляний.

В этом же пророческом послании Калиостро сообщал, что вскоре во главе государства будет стоять деятель, который отменит королевский указ о заточении в тюрьму без суда и следствия, соберет парламент и, не удовлетворясь своим положением первого среди министров, будет стремиться занять лучшее место среди всех французов.

Кстати сказать, именно Калиостро первым предсказал трагическую судьбу французского царствующего дома. Так, предсказание, касавшееся Людовика XVI, гласило, что он должен опасаться смерти на эшафоте до 39 лет, а королева "будет несчастлива, неудачна во Франции, преждевременно состарится, покрывшись морщинами, и будет обезглавлена".

В 1789 году Калиостро был арестован за пропаганду масонства в Риме, и во время содержания в замке Сан - Лео, явно не отличавшегося большим комфортом, быстро и тихо угас. Принято считать, что Калиостро умер в 1795 году в возрасте 52 лет, но, когда в 1797 году французские солдаты, занявшие замок, стали искать Бальзамо, чтобы объявить его героем революции, они не обнаружили великого предсказателя ни живым, ни мертвым. И даже спустя более двух столетий личность этого замечательного человека остается для нас такой же малопонятной и загадочной, как и для его современников.

Двойственность личности Калиостро не оставляет сомнений. Несмотря на то что на протяжении своей непростой жизни он оставался популярным прежде всего как величайший маг, в целях обогащения он не раз прибегал к шарлатанству и мошенничеству. Тем не менее не известно ни одного случая, когда способности Калиостро приносили кому-либо значительный вред. Более того, по свидетельствам большинства окружающих, этот кудесник и прорицатель чаще творил добро, чем зло, и оказывал содействие попавшим в беду людям.


Название: Re: ДЖУЗЕППЕ КАЛИОСТРО: Великий авантюрист или верховный иерарх всего сущего?
Отправлено: Cтранствующий маг от 06 11 2010, 02:53:30
Знаменитый маг и авантюрист Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро, родился 8 июня 1743 года в итальянском городе Палермо на острове Сицилия.

Ещё в юном возрасте Джузеппе встал на путь преступления: он подделывал документы, варил приворотные зелья, обманывал богатых простаков, веривших в его магические силы. Когда умерла его тётка из Мессины, юный шарлатан взял её фамилию, и с этих пор стал называть себя графом Калиостро.

Вместе со своим учителем Альтотасом, выдававшим себя за восточного мага, Джузеппе Калиостро едет на Восток. Вместе они побывали в Мемфисе, Каире, посетили Мекку.

В Александрии Джузеппе близко сошелся с уличными факирами.  Быстро овладев приемами гипноза, и изучив магические формулы, он научился довольно сложным фокусам,

Вернувшись с Востока, Калиостро стал разъезжать по Европе, торгуя магическими эликсирами собственного приготовления.

В Риме он женился на  Лоренце Феличиани. Авантюриста пленила красота девушки, которую, затем,  он стал часто использовать для своей выгоды.Супруги стали путешествовать вдвоём, и в случае надобности Лоренца ради мужа соблазняла  богачей и чиновников.

В конце концов  странствия привели Калиостро в Россию. В Петербурге он выдавал себя за искусного целителя, торговал эликсиром молодости, принимал больных, но денег не брал, наоборот, даже раздавал их беднякам.

 Вскоре в свете заговорили о недавно прибывшем в Петербург чудотворце и его прекрасной супруге, выдававшей себя за итальянскую принцессу. У последней появились многочисленные поклонники, в том числе и сам всесильный фаворит царицы, князь Потемкин, что вызвало бурный приступ ревности и злости у стареющей Екатерины.

"Принцесса" же, которой было двадцать пять, утверждала, что ей шестьдесят лет и что она владеет секретом вечной молодости и красоты. Знатные дамы и их мужья осаждали дом Калиостро и за огромные деньги получали "волшебную" настойку из обычных трав.

Пребывание в Петербурге закончилось для Калиостро скандалом. За огромную сумму он взялся излечить смертельно больного трехмесячного ребенка богатой купчихи. Когда же младенец все-таки скончался, Калиостро подменил его здоровым ребенком, которого купил за 2000 рублей у крестьян. Обман, естественно, раскрылся. Екатерина приказала схватить и наказать авантюриста, но Калиостро и его жене удалось спастись.

Калиостро ещё долго колесил по Европе, обманывая легковерных аристократов.

Одним из его любимых трюков, был вызов духов умерших, которые затем общались с заплатившей огромные деньги публикой.

Вторым часто применяемым фокусом, было увеличение размера драгоценностей. Правда, потом драгоценности куда-то исчезали, а на их месте оставались подделки. Но Калиостро и его спутнице всегда удавалось обмануть закон или вовремя скрыться.

После долгих скитаний и приключений супруги перебрались в Рим, где  в сентябре 1789 года авантюрист был схвачен. Его судили и заточили в тюрьму. В 1795 году Калиостро скончался.
 
Источник: pribalt.info


Название: Великие мистики: Калиостро
Отправлено: Дима от 12 12 2011, 14:42:15
Великие мистики: Калиостро

Джузеппе Бальзамо, более известный как граф Калиостро, — это человек, слава которого преувеличена легендой. Трудно ответить на вопрос, был ли он человеком, призванным подготовить Французскую революцию, или он шарлатан, выдававший себя за мага. Более определенно можно сказать, Калиостро был мистиком и масоном, обладавшим незаурядной силой внушения.

Джузеппе Бальзаме родился 8 июня 1743 года на острове Сицилия в городе Палермо. В свое время он был известен под разными именами: Тискио, Мелина, граф Гарат, маркиз де Пеллегрини, маркиз де Анна, граф Феникс, Бельмонте, но более всего граф Калиостро. Родители его были набожными католиками, мелкими торговцами сукном и шелковыми материями.

Мальчика, обладавшего пытливым умом и способностями, родители отдали в семинарию святого Роха в Палермо. После того как он сбежал оттуда, его поместили в монастырь святого Бенедетто около Картаджироне. Благодаря склонности к ботанике, парня отдали на воспитание монастырскому аптекарю, и в его лаборатории он обучился пользоваться различными средствами, что ему очень пригодилось в будущем. Один из биографов Калиостро отметил, что мазь для лица, скипидарные пилюли и канадский бальзам готовились в обычных аптеках по рецептам Калиостро, которые сохранились. Когда швейцарский пастор, философ и писатель Иоганн Каспар Лафатер спросил у него, в чем его секрет, Калиостро коротко ответил, что вся его наука заключается in verbis, herbis et lapidibus ("в словах, травах и камнях"). Сказанное означало, что Калиостро совершает свои чудесные исцеления при помощи простых снадобий: растений, минералов и гипнотического дара внушения.

Отцы-бенедиктинцы частенько наказывали будущего чародея за различные проделки, которые не всегда были безобидными. При помощи своего родственника-нотариуса он подделал завещание в пользу маркиза Мориджи. В другой раз Бальзамо (более привычное имя Джузеппе на французский лад) проявил свое знание мистицизма. Ему удалось дочиста обобрать золотых дел мастера Марано, которому он обещал найти в окрестностях Палермо богатейший клад. Обманув простака, Бальзамо уехал в Мессину и там принял фамилию своей тетки — Калиостро, присовокупив к ней графский титул, о котором впоследствии сам говорил, что он не принадлежит ему по рождению, но имеет особое таинственное значение. Впрочем, однажды он открылся своей собеседнице (скрытой недоброжелательнице Калиостро), что он не испанец, не граф Калиостро, но что он служил великому Кофте под именем Фридриха Гвалдо, и заявлял при этом, что должен таить свое настоящее звание.

В "Путешествии в Италию" Иоганн Вольфганг фон Гете (сам большой знаток герметизма) так описывает Калиостро: "Я отвечал, что перед публикой он и впрямь держался как высокородный аристократ, но в кругу друзей часто признавал свое скромное происхождение".

Вообще, Джузеппе предпочитал говорить о своем родстве по материнской линии, которая восходила к некоему Маттео Мартелло, поскольку это имя звучало как Карл Мартелл — знаменитый майордом франков, спасший в VIII веке Европу от нашествия мавров.

В Мессине, по сведениям Калиостро, он встретился с таинственным армянином Алтотасом, которому он был обязан всеми своими познаниями. Еще при жизни мистического графа загадочный армянин появился в незаконченном романе Фридриха Шиллера "Духовидец" — образ, скорее всего, навеянный всей эпопеей, связанной с авантюристом Калиостро. Впоследствии историки выяснили, что Алтотасом был человек неизвестного происхождения по имени Кольмер. Этот тип долгое время проживал в Египте, где узнал чудеса древней магии и с 1771 года стал учителем других посвященных в оккультные тайны.

Вместе с Алтотасом Калиостро посетил Египет, был в Мемфисе и Каире, а затем они приплыли на остров Родос. Когда они сели на корабль, чтобы снова вернуться в страну фараонов, ветер отогнал судно к Мальте. Тогда великим магистром Мальтийского ордена был Мануэль Пинто де Фонсека, питавший большую склонность к таинственным наукам. Шестьдесят восьмой гроссмейстер ордена предоставил своим гостям свою лабораторию, в которой они могли утолить свою страсть к алхимии. Говорили, что они занимались поиском философского камня и эликсира вечной молодости.

Алтотас исчезает с Мальты. Скорее всего, он просто сменил имя. Калиостро с рекомендательными письмами от великого магистра, с которым он подружился, отправился в Неаполь к рыцарю Аквино де-Караманика. Там Калиостро хотел открыть игорный дом, но заподозренный неаполитанской полицией перебрался в Рим, где полюбил юную девушку.Лоренцо Феличиани была не только юна и прелестна, но и толкова. Женитьба на ней давала Калиостро возможность приобрести и жену, и сообщницу своих плутней. Как тогда писали, "преданная жена не должна для выгод мужа останавливаться даже перед собственным позором". Весьма прозрачный эвфемизм на пикантные детали.

В Вечном городе Калиостро свел дружбу с Оттавио Никастро, закончившим свои дни на виселице, и маркизом Альято, умевшим подделывать почерки и составившим для Джузеппе патент на имя полковника испанской службы. В этом чине он позже прибудет в Петербург. Но сначала он отправился в Бергамо. Маркиз, которому угрожал арест, сбежал от супружеской четы, прихватив с собой все деньги. Под видом паломников бедняги отправились в Мадрид, где Калиостро торговал прелестями своей супруги, а потом уехал с ней в Лондон. Первый приезд туда Калиостро в 1772 году оказался крайне неудачным. Выкупленный женой из английской тюрьмы, Калиостро отправился в Париж. Именно здесь к нему пришла слава. Конкуренцию алхимику и магу составлял в тогдашней столице мира некий Месмер, завороживший французскую публику опытами с животным магнетизмом. И тогда Калиостро уехал сначала в Брюссель, а затем в Германию, где его посвятили в масоны.

Когда нога Джузеппе вторично вступила на берега Альбиона, его уже ждал оглушительный успех, равного которому он и не мог себе представить. Перед масоном Калиостро открывались двери любых салонов и кружков, в которых он блистал в качестве эмпирика, духовидца и алхимика. В Лондоне Калиостро основал египетское масонство, допускавшее применение таинственных сил природы. Во время его второго визита в английскую столицу его уже окружал ореол путешественника по таинственному Востоку, где он прикоснулся величайших тайн и обрел оккультные знания. Когда собеседники просили Калиостро объяснить нечто на их взгляд таинственное, он в ответ рисовал им эмблему — змею, державшую в пасти яблоко, пронзенное стрелою, что означало мудреца, обязанного хранить свои знания в глубочайшей тайне. Тем временем его супруга Лоренца переменила имя на Серафиму и, оставив прежнюю свою беспутную жизнь, начала вращаться среди благочестивых квакеров, агитируя в пользу своего мужа.

Являлся ли Калиостро основателем египетского масонства? Современный французский специалист по оккультизму Андре Натаф (André Nataf) пишет: "Он основал несколько масонских лож, в частности, "ложу Мудрости", изобрел ритуал египетского масонства, большим почитателем которого себя объявлял". Русский писатель и историк XIX века Евгений Петрович Карнович на этот счет выразился более пространно: "Что касается египетского масонства, то Калиостро не был собственно его основателем. Оно до него еще было изложено в рукописи какого-то Джоржа Гостона. Калиостро купил случайно эту рукопись у одного лондонского букиниста и воспользовался ею, хотя и говорил, что мысль о таком масонстве была почерпнута им в папирусах египетских пирамид". Мы не беремся ставить точку в этом споре, хотя месье Натаф менее публицистичен, нежели наш соотечественник. Кроме того, Карнович отрицательно относился к масонству, следовательно, был пристрастен к своему герою.

Вскоре под именем маркиза Пелегрини Калиостро объявился в Венеции. Затем его путь лежал в Голштинию, где Калиостро встретился со знаменитым графом Сен-Жерменом, который, помимо всего прочего, был также странствующим тамплиером. Некоторые авторы свидетельствовали, что Калиостро получил от Сен-Жермена посвящение в рыцари тамплиеров. По всей видимости, Сен-Жермен посоветовал Калиостро отправиться в Петербург. По свидетельству барона Глейхена, граф был в российской столице в июне 1762 года и сохранил дружеские отношения с князем Григорием Орловым, называвшим Сен-Жермена саrо padre ("дорогой отец").

Дорога в Северную Пальмиру лежала через Курляндию, и в 1779 году Калиостро оказался в Митаве. Современники отмечали, что расположение курляндцев к Калиостро было так велико, что они даже хотели избрать его своим герцогом, вместо Петра Бирона, которым были недовольны. Случались и досадные проколы. Так, профессор упсальского университета Норберг, долго живший на Востоке, обнаружил полное незнание Калиостро арабского языка. При этом сохранилось множество свидетельств, что Калиостро "говорил почти на всех европейских языках с удивительным, всеувлекающим красноречием".

О Калиостро говорили разное. Когда люди сталкиваются с каким-то явлением, оно порождает разноречивые отзывы. Двадцать лет тому назад мы сами были свидетелями феномена Кашпировского и столкнулись с совершенно полярными точками зрения. В целом о Калиостро отзывались позитивно. Характерный пример этому находится в записках барона Глейхена (Souvenirs de Chaгles Henгi baron de Gleichen, Paгis, 1868): "О Калиостро говорили много дурного, я же хочу сказать о нем хорошее. Правда, что его тон, ухватки, манеры обнаруживали в нем шарлатана, преисполненного заносчивости, претензий и наглости, но надобно принять в соображение, что он был итальянец, врач, великий мастер масонской ложи и профессор тайных наук. Обыкновенно же разговор его был приятный и поучительный, поступки его отличались благотворительностью и благородством, лечение его никому не делало никакого вреда, но, напротив, бывали случаи удивительного исцеления. Платы с больных он не брал никогда".

В Петербурге Калиостро объявился под именем графа Феникса. Фаворит императрицы князь Потемкин оказал ему особое внимание, а Калиостро очаровал могущественного вельможу своими рассказами и пробудил его интерес к тайнам алхимии и магии. В отличие от других заезжих заморских лекарей, среди которых было действительно немало шарлатанов и обманщиков, Калиостро не опустился до подачи газетных объявлений или какой-либо рекламы своих уникальных способностей. Его критики подозревали в этом тайный умысел, мол, хитроумный мнимый граф хотел получить аудиенцию у самой императрицы.

Однако Екатерина II так и не приняла великого целителя и алхимика. По слухам, якобы из-за ревности: Потемкин сблизился с красавицей-женой Калиостро. Кроме того, о чародее поползли по столице дурные слухи. Шашни фаворита, дескать, и послужили высылке графа Феникса с супругой за пределы Российской империи. До Москвы Калиостро так никогда и не добрался. Конечно, такую версию запустили французы, которые во всяком событии ищут след дамской туфельки. Во всяком случае, если Калиостро кого и надул, так это их Марию-Антуанетту (знаменитое дело об ожерелье королевы), а не нашу Екатерину Великую.

Возможно, что Лоренца не по своей прихоти, а по согласованию с мужем, рассказывала небылицы о том, что Калиостро 400 лет и что он изобрел нектар бессмертия. Но отмечено, байки слетали с ее прелестных губок, сам мэтр хранил стоическое молчание.

История с ожерельем закончилась для Калиостро и его жены оправдательным приговором французского правосудия, но скандал дал повод к шумным манифестациям против королевского двора. В 1787 году Калиостро напечатал в Лондоне свое знаменитое послание к французскому народу, в котором ясно предсказывал грядущую революцию и предстоящее разрушение Бастилии.

После того как британский репортер Моранд разоблачил всю прошлую жизнь Калиостро, тот поспешил укрыться в Голландии, а потом и в Швейцарии. Он поехал в Рим и по убеждению Лоренцы,успел учредить в папской столице ложу египетского масонства. Один из его адептов донес на него, за ним стали следить и открыли его переписку с якобинцами. В сентябре 1789 года Калиостро был заключен в крепость святого Ангела. 21марта 1791 года римская инквизиция приговорила Джузеппе Бальзамо к смертной казни, как еретика, ересеначальника, мага-обманщика и франкмасона. Папа римский Пий VI заменил смертную казнь вечным заточением в крепости святого Ангела, где Калиостро и умер спустя два года.

http://www.pravda.ru



Название: Джузеппе Калиостро
Отправлено: Мастер от 05 01 2012, 18:50:38
Джузеппе Калиостро

Личность этого человека была на удивление противоречивой и загадочной. Он ни минуты не сидел на месте, придумывая все новые и новые козни. И в результате даже оказался косвенным виновником Коликой французской революции, а также гибели Людовика XVI и Марии Антуанетты. Самого же Калиостро, считавшего себя великим оракулом и знатоком человеческих душ, погубила досадная и нелепая случайность...

Несмотря на чудом сохранившиеся документы, проникнуть в тайну человека, называвшего себя Бальзамо Калиостро, не так уж и просто: слишком много несовпадений и противоречий встречается в архивных данных. А все потому, что великий мошенник был патологическим лгуном. Он настолько виртуозно врал, что вскоре и сам не мог отличить, где правда, а где ложь. Скорее всего, он придумал даже собственную биографию, создав для доверчивых простаков притягательный образ магистра всех известных на тот момент наук. Его считали богатым наследником муфтия Ялахаима, основателем новой религии, и наконец, гонимым волшебником, который знал секрет философского камня. На самом деле это был талантливый авантюрист, владевший гипнозом и умевший в совершенстве подделывать почерки. Благодаря смекалке и буйной фантазии он умудрялся проворачивать самые невероятные финансовые операции, как правило, оставаясь в выигрыше.

Незаменимой помощницей Бальзамо была его жена Лоренца Феличьяни. В данном случае пословица «муж и жена — одна сатана» полностью себя оправдала. Красавица Лоренца постоянно использовала свои внешние данные и природную гибкость тела с выгодой для себя. Происходило это с молчаливого согласия мужа, который не брезговал жить за счет ее любовников. Правда, один раз супруги крупно поссорились. По благословению мужа Лоренца ушла в содержанки к богатому французскому дворянину. Однако спустя время Калиостро, подсчитав, что его финансовые дела без жены идут гораздо хуже, вдруг весьма обиделся на нее за столь аморальный поступок и подал на неверную супругу в суд. Лоренце пришлось посидеть в тюремной камере, пока Калиостро наконец не сжалился над ней. После этого парочка уже не расставалась.

Они колесили по Италии, Франции, Англии, и везде Калиостро рассказывал, что владеет секретом философского камня. Ему верили, приглашали в лучшие дома, где он в присутствии большого количества народа предсказывал будущее и «варил» золото. Но если с демонстрациями чудес ясновидения до поры до времени все обстояло нормально, то с золотом постоянно возникали сложности: ну не хотело оно вариться по тому рецепту, который знал Калиостро. Может быть, он просто ошибся в ингредиентах, может, ему мешали козни дьявола, кто знает... Из гостеприимных домов Бальзамо не раз приходилось спасаться бегством, прихватив при этом какую-нибудь ценную безделушку.

Лучше всего этой парочке работалось во Франции и Италии. А вот чопорные англичане мало реагировали на прелести Лоренцы и не спешили расставаться с набитыми кошельками. Вскоре личность Калиостро настолько «прославилась», что супругам пришлось спешно покинуть Европу во избежание неминуемого ареста. Немного подумав, они отправились в Россию.

Лучшей страны было просто не найти: всеобщая безнаказанность и любовь к заморским чудесам создавали идеальное поле для авантюрной деятельности. Будучи человеком умным и не лишенным мужского обаяния, Бальзамо обратил свой взгляд преимущественно на женскую часть Петербурга и Москвы. Русские барыньки безумно скучали, а визит знаменитого оракула и алхимика подогревал воображение и сулил много интересного. Немудрено, что представления, которые устраивал Калиостро в светских салонах, пользовались огромной популярностью. Аристократов ничуть не смущало, что Калиостро неряшливо одевался, имел дурные манеры, грубо выражался и писал с орфографическими ошибками. Один магнетический взгляд — и ему верили беспрекословно. Свой приезд в Петербург итальянский шарлатан мотивировал тем. что решил открыть русское отделение египетской масонской ложи, руководителем и основателем которой был он сам. Отличительным признаком ложи в России стало то, что в нее входили только женщины. Жаждавшие экзотики русские дворянки моментально пожертвовали странному обществу немалые суммы денег. Взамен Калиостро обещал им бессмертие и духовное перерождение.

Калиостро тем временем предсказывал будущее, устраивал спиритические сеансы и отыскивал клады. Так, во владениях графа Модема иностранный кудесник устроил целое представление. Нанятый им мальчик, находясь в «трансе», показал гостям графа место, где спрятаны несметные сокровища. Авантюрист объявил, что клад находится под охраной злых чар и, прежде чем копать, надобно эти чары снять. Спустя несколько дней, проведенных в роскоши и довольстве, Калиостро «аннулировал» родовое заклятие и с помпой удалился в Петербург. Нужно ли говорить, что никакого золота в имении графа Медема никто не сумел обнаружить.

Окрыленный баснословными гонорарами и сомнительными успехами, Калиостро начал забываться. Он шокировал публику бессовестными речами, приставал к целомудренным девицам и без зазрения совести занимал в долг. Апофеозом его шарлатанства стала история с лечением княжеского отпрыска. У одного из приближенных императрицы Екатерины тяжело заболел новорожденный ребенок. Врачи исчерпали все возможные средства, но не могли помочь. Малыш чах на глазах. Тогда вызвали Калиостро. Он взглянул на младенца и сказал, что может быстро его вылечить. Для этого ему нужно было на время отдать мальчика. Действительно, вскоре он привез поправившегося младенца. Родители, не помня себя от радости, осыпали спасителя щедрыми дарами и золотом, пока не выяснилось, что ребенка подменили. В пути младенец скончался, и Калиостро, не долго думая, купил похожего ребенка в многодетной чухонской семье. История дошла до императрицы, и шарлатана с позором выслали из страны.

...Он вернулся во Францию. Любимым детищем Калиостро оставалась все та же египетская масонская ложа. Он и его приверженцы подвергались суровым испытаниям: после изнуряющего поста им делали кровопускания, а затем укладывали в ванну, наполненную неизвестным раствором. Полежав в ней некоторое время, адепты чувствовали сильное недомогание, тошноту, головокружение. После того как у людей выпадали волосы, зубы, Калиостро считал их достойными стать членами ложи. В ванне, судя по перечисленным признакам, находился какой-то яд. Своим последователям Бальзамо обещал долгую и счастливую жизнь — пять с лишним тысяч лет, а после выдавал в грязном флакончике жидкость под названием «Эликсир бессмертия». В число обещанных благ входила и красота, коей члены ложи после проведенных опы-i ов явно не отличались. Сам Калиостро щеголял в длинной черной мантии с иероглифами, а на боку у него болтался меч.

В перерывах между масонскими опытами Калиостро оказался замешанным в темную историю, которая впоследствии получила название «Ожерелье королевы». Калиостро вместе с неутомимой Лоренцой были посредниками в длинной цепочке по передаче украденного бриллиантового ожерелья. Бриллианты от имени королевы забрали у известного ювелира и, распилив, переправили в Англию. Разразился скандал, в котором в основном фигурировали имена авантюристки Ламот, королевы Марии Антуанетты и кардинала Рогана. В списках допрашиваемых находился и Бальзаме Однако впоследствии суд его оправдал, шарлатан отделался кратким заключением в Бастилии. Французским монархам пришлось гораздо хуже — после революции история с кражей ожерелья легла в основу предъявленных им обвинений.

Погорел Калиостро именно на своей псевдомасонской ложе. После событий во Франции он счел для себя более безопасным перебраться в Лондон. Однако жизнь там показалась очень скучной, и он вместе с Лоренцой переехал в Рим. В Риме Калиостро открыл очередной филиал любимой организации, но не учел одного: масонство в Риме считалось ересью, за него полагалась смертная казнь. После многочисленных экспериментов с ядовитыми порошками и ваннами на Калиостро донесли. Шарлатан был схвачен инквизицией и в сентябре 1789 года оказался в тюрьме.

Поразительный факт: постоянно обманывая людей, сам Калиостро с детства искренне верил в ясновидение и предсказания. По одной из легенд, в юности ему предсказали смерть в 1795 году, однако гибели можно было избежать, если проявить терпение. Калиостро напророчили спасение в лице военных. Впоследствии личные гороскопы Калиостро подтвердили это предсказание.

Оказавшись в тюрьме, Бальзамо сразу же начал готовить побег. Но из этой неприступной крепости убежать было непросто. Годы шли, нервы сдавали, великий авантюрист старел.

Спустя шесть лет ему все-таки удалось сбежать. Помог случай. В местной церкви Калиостро заприметил священника, схожего с ним ростом и цветом волос. Под предлогом исповеди Бальзамо задушил священника и изуродовал ему лицо. После облачился в рясу и выскользнул за ворота тюрьмы. Но свобода оказалась призрачной, как, впрочем, и вся его жизнь. Бальзамо слишком ослабел, чтобы уйти далеко. Он умер от голода, усталости и болезни, одолев всего несколько километров. По иронии судьбы через пару недель Рим был взят французами. В тюрьму, где томился Калиостро, приехали его друзья-республиканцы; у них был приказ о его освобождении. Но ни в одной из камер они так и не нашли мошенника, которым гордилась Франция. Промучившись шесть лет, он не сумел подождать всего несколько дней и совершил роковую ошибку.

Автор: Н.Н. Непомнящий (по материалам М. Данина)


Название: Коридор в Беловодье
Отправлено: Георгий от 22 07 2012, 21:56:39
Коридор в Беловодье

Художник, писатель, путешественник, археолог и философ Николай Константинович Рерих был уверен, что дорога в легендарную страну духовности и добра проходит через горы Алтая. 26 июня 1936 года из Москвы на Алтай отправилась экспедиция Рерихов. В нее кроме семьи Рерихов – Николая Константиновича, Елены Ивановны и Юрия Николаевича - вошли супруги Лихманы, сотрудники нью-йоркского музея Рерихов, и ученый лама Геген с Тибета, ассистент Ю.Н.Рериха.

Дорогой мечты

После проведения научной экспедиции в 1924 году по высокогорному Тибету и возвращения в Россию Алтай заинтересовал ученого и художника как важный пункт в переселении народов в отдаленном прошлом:

«Мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне», - писал он.

30 июля экспедиция добралась до Бийска, а 1 августа, наняв лошадей и возниц, отправилась в самое сердце Алтая – к горе Белуха.

Казалось, что сама природа встала на пути экспедиции: непрерывно шли дожди, дороги развезло, проводник плохо знал местность.

Лишь шестой спутник экспедиции – лама Геген с бесстрастным узким лицом, промокший и продрогший, сидя на последней подводе и перебирая бесконечную нить сандаловых четок, успокаивал: «Это все правильно. На пути в Шамбалу должны быть препятствия».

Через семь дней, переправившись через реку Катунь, участники экспедиция добрались до Верх-Уймона – села, основанного скрывавшимися от репрессий старообрядцами еще в 1796 году. Здесь Рерихи остановились в доме крестьянина Вахрамея Атаманова, дед которого, по слухам, не раз ходил искать легендарное Беловодье.

Легенды, связанные с Горным Алтаем, давно привлекали Николая Рериха. В них проступали отзвуки необычных событий, намеки на великих странников, слухи о тайных местах в горах. Очень часто в них звучало название чудесной страны Беловодье. В легендах, связанных с ней, народная фантазия причудливо переплеталась с полузабытой реальностью.

Сведения, собранные Николаем Константиновичем в Верх-Уймоне, носят отрывочный характер и кажутся не связанными друг с другом. Но художник не только слышит, но и чувствует. И эта способность позволила ему связывать воедино разрозненные факты.

Он считал, что у российского старообрядческого Беловодья и индийской Шамбалы источник один - это извечная мечта человека о стране справедливости. А алтайский святой Белый Бурхан по своему облику и поведению напоминает индийского Будду.

«Места спасения»

Сразу же возникает предположение, что тайный путь, по которому русские староверы пробирались в легендарное Беловодье, проходил через Алтай в Гималаи не только по тайным тропам, но и по многочисленным неизведанным пещерам, о которых ходили невероятные слухи.

 Местные старожилы рассказывали ученому «о местах спасения людей» – таинственных пещерных галереях, которые будто бы протянулись на тысячи километров от Алтая до Гималаев.

Правда, исследованные на сегодня спелеологами пещеры в районе Белухи имеют значительно более скромные размеры. Самые протяженные из них имели длину: Алтайская» – 3,8 км, «Экологическая» - более 3 км.

В горах Алтая и сейчас можно услышать много легенд о «сокровенных» пещерах, открывающихся только некоторым людям. Например, рассказывается об охотнике, который в одном узком ущелье неожиданно увидел веревку, висевшую среди обрывистых скал и уходившую куда-то вверх.

Охотник был неробкого десятка и, недолго думая, стал карабкаться по скалам вверх. Оказалось, что веревка укреплена на отвесной стене. Охотник потянул за веревку, и… открылась каменная дверь. Он вошел в пещеру и в изумлении остановился.

Вся пещера была наполнена странным желтоватым сиянием, исходящим от груды золота. Рядом, привалившись к стене, сидел скелет. Охотнику стало страшно оставаться в темном зале рядом со скелетом. Он взял одну золотую вещицу, вышел из пещеры и… В тот же миг каменная дверь закрылась, а ее очертания на стене «растворились».

Охотник принес домой золотую вещицу, которую взял из пещеры. Потом многие ходили в то место, но ни веревки, ни двери не нашли.

В записях Рериха, сделанных на Алтае, можно прочесть легенду, подтверждающую существование тайных подземных путей в Беловодье:

«Было, что женщина беловодская вышла, давно уже. Ростом высокая. Станом тонкая. Лицо темнее, чем наше. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан. Женщина, говорят, вышла пещерным ходом».

Черный Ануй

Побывал Николай Константинович в долине реки Черный Ануй - в знаменитой Черно-Ануйской пещере. Низкий вход в нее напоминал арку, ведущую в огромный каменный, высотой не менее 25 метров, зал. Величественный и строгий, он походил на помещение готического собора и был как будто создан человеческими руками. Порой художнику даже казалось, что на стенах в темноте виднелись фигуры бородатых людей в остроконечных шапках и странников в старинных плащах.

Современные исследователи, шедшие по пути Рериха, не раз бывали в Черно-Ануйской пещере. Однажды их посещение чуть не закончилось открытием тайного подземного пути, может быть даже и ведущего в Беловодье.

Вот что рассказывает доктор исторических наук Людмила Шапошникова, наткнувшаяся в темноте пещеры на камень, полностью перекрывающий галерею, по которой она шла:

«…Валун плотно прилегал к низко нависшему потолку и упирался всей своей массой в неровный пол лаза. Я ударила ногой по полу, и он отозвался гулкой пустотой. Пустотой большого и просторного хода. Но мы были отрезаны от этого хода валуном. Как он здесь оказался и зачем? Куда вели эти ходы? Сколь далеко они шли? Кто высек прямую линию в каменном своде хода?»

Может быть, Шапошникова стояла именно перед началом тайного пути, который искал Николай Рерих?

В Верх-Уймоне услышали Рерихи легенды о таинственном подземном народе «чуди», ушедшем под землю. Они связали ее с индийским сказанием о подземном царстве Агарти.

Совершили участники экспедиции и многодневную поездку на лошадях к Белухе. Несмотря на краткость поездки, облик священной горы произвел на великого художника большое впечатление. Он запишет в своем дневнике:

«Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?»

Пребывание в Алтайских горах оставило огромный след в творчестве и научных изысканиях Рериха. Этюды и впечатления от пребывания на Алтае легли в основу таких работ, как «Посланец Белого Бурхана», «Подземный народ», «По Ергору едет всадник», «Буддийские пещеры над Кырлыком», «Звенигород».

Праведная страна

Художник Рерих отображал на своих полотнах красоту Алтая, а ученый Рерих отыскивал в горных долинах приметы далекого прошлого: древние курганы, менгиры, каменные изваяния, чьи загадочные лица повернуты на восток.

Записывая обрывки местных легенд, он сравнивал их со сказаниями российских староверов и буддийских лам, находя в них отголоски сведений о существовании в сердце Азии праведной страны.

Так, сказание о «курумчинских кузнецах» вызывают у него ассоциации с рассказами о «легендарном народе Чудь», владевшем секретами работы с металлами и ушедшем под землю, чтобы не покориться завоевателям, и с индийскими преданиями о мудром подземном народе Агарти.

Научно-художественная экспедиция Николая Рериха на Алтай принесла новую информацию, подтверждающую существование одного из самых активных энергетических «коридоров», по которому идет перемещение народов, смешение религий.

На севере этот «коридор» начинается с относительно недавно открытой с помощью аэрофотоснимков уральской «страны городов». В центре её стоит древний Аркаим, окруженный интенсивными энергетическими аномалиями.

За ним следует Алтай, в котором встречаются три основные религии – христианство, буддизм и ислам. В его центре располагается гора Белуха. Ее воздействие на жителей академик А. Дмитриев объясняет «высокой насыщенностью и перемежаемостью знакопеременных магнитных аномалий».

В середине «коридора» скрывается легендарная страна Беловодье. «Там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества», - пишет Рерих.

Оканчивается «коридор» в Горном Тибете, где находится почитаемая во всех религиях Индии священная гора Кайлас, под которой скрыто легендарное подземное царство Агарти.

«Рериховские полотна не только дополняли собранный экспедицией материал, - пишет Людмила Шапошникова, - но и являлись самостоятельной частью этого материала, без которой он оказался бы неполным и незавершенным. Кистью написавшего эти полотна водила рука не только художника, поддающегося свободному полету фантазии и прихотям вдохновения, но и точная рука ученого.

И тот и другой словно слились в одном человеке. Художник давал в картинах научную информацию, а ученый обладал художественным прозрением и интуицией».

Михаил КОСТИН