Коридор в Беловодье
Художник, писатель, путешественник, археолог и философ Николай Константинович Рерих был уверен, что дорога в легендарную страну духовности и добра проходит через горы Алтая. 26 июня 1936 года из Москвы на Алтай отправилась экспедиция Рерихов. В нее кроме семьи Рерихов – Николая Константиновича, Елены Ивановны и Юрия Николаевича - вошли супруги Лихманы, сотрудники нью-йоркского музея Рерихов, и ученый лама Геген с Тибета, ассистент Ю.Н.Рериха. Дорогой мечты
После проведения научной экспедиции в 1924 году по высокогорному Тибету и возвращения в Россию Алтай заинтересовал ученого и художника как важный пункт в переселении народов в отдаленном прошлом:
«Мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне», - писал он.
30 июля экспедиция добралась до Бийска, а 1 августа, наняв лошадей и возниц, отправилась в самое сердце Алтая – к горе Белуха.
Казалось, что сама природа встала на пути экспедиции: непрерывно шли дожди, дороги развезло, проводник плохо знал местность.
Лишь шестой спутник экспедиции – лама Геген с бесстрастным узким лицом, промокший и продрогший, сидя на последней подводе и перебирая бесконечную нить сандаловых четок, успокаивал: «Это все правильно. На пути в Шамбалу должны быть препятствия».
Через семь дней, переправившись через реку Катунь, участники экспедиция добрались до Верх-Уймона – села, основанного скрывавшимися от репрессий старообрядцами еще в 1796 году. Здесь Рерихи остановились в доме крестьянина Вахрамея Атаманова, дед которого, по слухам, не раз ходил искать легендарное Беловодье.
Легенды, связанные с Горным Алтаем, давно привлекали Николая Рериха. В них проступали отзвуки необычных событий, намеки на великих странников, слухи о тайных местах в горах. Очень часто в них звучало название чудесной страны Беловодье. В легендах, связанных с ней, народная фантазия причудливо переплеталась с полузабытой реальностью.
Сведения, собранные Николаем Константиновичем в Верх-Уймоне, носят отрывочный характер и кажутся не связанными друг с другом. Но художник не только слышит, но и чувствует. И эта способность позволила ему связывать воедино разрозненные факты.
Он считал, что у российского старообрядческого Беловодья и индийской Шамбалы источник один - это извечная мечта человека о стране справедливости. А алтайский святой Белый Бурхан по своему облику и поведению напоминает индийского Будду.
«Места спасения»
Сразу же возникает предположение, что тайный путь, по которому русские староверы пробирались в легендарное Беловодье, проходил через Алтай в Гималаи не только по тайным тропам, но и по многочисленным неизведанным пещерам, о которых ходили невероятные слухи.
Местные старожилы рассказывали ученому «о местах спасения людей» – таинственных пещерных галереях, которые будто бы протянулись на тысячи километров от Алтая до Гималаев.
Правда, исследованные на сегодня спелеологами пещеры в районе Белухи имеют значительно более скромные размеры. Самые протяженные из них имели длину: Алтайская» – 3,8 км, «Экологическая» - более 3 км.
В горах Алтая и сейчас можно услышать много легенд о «сокровенных» пещерах, открывающихся только некоторым людям. Например, рассказывается об охотнике, который в одном узком ущелье неожиданно увидел веревку, висевшую среди обрывистых скал и уходившую куда-то вверх.
Охотник был неробкого десятка и, недолго думая, стал карабкаться по скалам вверх. Оказалось, что веревка укреплена на отвесной стене. Охотник потянул за веревку, и… открылась каменная дверь. Он вошел в пещеру и в изумлении остановился.
Вся пещера была наполнена странным желтоватым сиянием, исходящим от груды золота. Рядом, привалившись к стене, сидел скелет. Охотнику стало страшно оставаться в темном зале рядом со скелетом. Он взял одну золотую вещицу, вышел из пещеры и… В тот же миг каменная дверь закрылась, а ее очертания на стене «растворились».
Охотник принес домой золотую вещицу, которую взял из пещеры. Потом многие ходили в то место, но ни веревки, ни двери не нашли.
В записях Рериха, сделанных на Алтае, можно прочесть легенду, подтверждающую существование тайных подземных путей в Беловодье:
«Было, что женщина беловодская вышла, давно уже. Ростом высокая. Станом тонкая. Лицо темнее, чем наше. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан. Женщина, говорят, вышла пещерным ходом».
Черный Ануй
Побывал Николай Константинович в долине реки Черный Ануй - в знаменитой Черно-Ануйской пещере. Низкий вход в нее напоминал арку, ведущую в огромный каменный, высотой не менее 25 метров, зал. Величественный и строгий, он походил на помещение готического собора и был как будто создан человеческими руками. Порой художнику даже казалось, что на стенах в темноте виднелись фигуры бородатых людей в остроконечных шапках и странников в старинных плащах.
Современные исследователи, шедшие по пути Рериха, не раз бывали в Черно-Ануйской пещере. Однажды их посещение чуть не закончилось открытием тайного подземного пути, может быть даже и ведущего в Беловодье.
Вот что рассказывает доктор исторических наук Людмила Шапошникова, наткнувшаяся в темноте пещеры на камень, полностью перекрывающий галерею, по которой она шла:
«…Валун плотно прилегал к низко нависшему потолку и упирался всей своей массой в неровный пол лаза. Я ударила ногой по полу, и он отозвался гулкой пустотой. Пустотой большого и просторного хода. Но мы были отрезаны от этого хода валуном. Как он здесь оказался и зачем? Куда вели эти ходы? Сколь далеко они шли? Кто высек прямую линию в каменном своде хода?»
Может быть, Шапошникова стояла именно перед началом тайного пути, который искал Николай Рерих?
В Верх-Уймоне услышали Рерихи легенды о таинственном подземном народе «чуди», ушедшем под землю. Они связали ее с индийским сказанием о подземном царстве Агарти.
Совершили участники экспедиции и многодневную поездку на лошадях к Белухе. Несмотря на краткость поездки, облик священной горы произвел на великого художника большое впечатление. Он запишет в своем дневнике:
«Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?»
Пребывание в Алтайских горах оставило огромный след в творчестве и научных изысканиях Рериха. Этюды и впечатления от пребывания на Алтае легли в основу таких работ, как «Посланец Белого Бурхана», «Подземный народ», «По Ергору едет всадник», «Буддийские пещеры над Кырлыком», «Звенигород».
Праведная страна
Художник Рерих отображал на своих полотнах красоту Алтая, а ученый Рерих отыскивал в горных долинах приметы далекого прошлого: древние курганы, менгиры, каменные изваяния, чьи загадочные лица повернуты на восток.
Записывая обрывки местных легенд, он сравнивал их со сказаниями российских староверов и буддийских лам, находя в них отголоски сведений о существовании в сердце Азии праведной страны.
Так, сказание о «курумчинских кузнецах» вызывают у него ассоциации с рассказами о «легендарном народе Чудь», владевшем секретами работы с металлами и ушедшем под землю, чтобы не покориться завоевателям, и с индийскими преданиями о мудром подземном народе Агарти.
Научно-художественная экспедиция Николая Рериха на Алтай принесла новую информацию, подтверждающую существование одного из самых активных энергетических «коридоров», по которому идет перемещение народов, смешение религий.
На севере этот «коридор» начинается с относительно недавно открытой с помощью аэрофотоснимков уральской «страны городов». В центре её стоит древний Аркаим, окруженный интенсивными энергетическими аномалиями.
За ним следует Алтай, в котором встречаются три основные религии – христианство, буддизм и ислам. В его центре располагается гора Белуха. Ее воздействие на жителей академик А. Дмитриев объясняет «высокой насыщенностью и перемежаемостью знакопеременных магнитных аномалий».
В середине «коридора» скрывается легендарная страна Беловодье. «Там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества», - пишет Рерих.
Оканчивается «коридор» в Горном Тибете, где находится почитаемая во всех религиях Индии священная гора Кайлас, под которой скрыто легендарное подземное царство Агарти.
«Рериховские полотна не только дополняли собранный экспедицией материал, - пишет Людмила Шапошникова, - но и являлись самостоятельной частью этого материала, без которой он оказался бы неполным и незавершенным. Кистью написавшего эти полотна водила рука не только художника, поддающегося свободному полету фантазии и прихотям вдохновения, но и точная рука ученого.
И тот и другой словно слились в одном человеке. Художник давал в картинах научную информацию, а ученый обладал художественным прозрением и интуицией».
Михаил КОСТИН